Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 10. Письмо самому себеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Это прекрасное упражнение для последней трети длительного воркшопа. Если у вас сложилось впечатление, что участники уже имеют некоторый опыт в искусстве интроспекции, можете попробовать провести это упражнение — смесь техники творческого сочинения и внутренней рефлексии. Каждый пишет письмо своему внутреннему Я. Это письмо должно вселять уверенность и содержать три позитивных изменения, пусть даже незначительных, которые участник пережил в ходе воркшопа или наметил на будущее. Письмо должно быть подписано, датировано и отправлено в конверте на домашний адрес. Лучше всего писать его не на воркшопе, а в другом месте. К примеру, это может быть кафе или ресторан. Получая письмо после окончания воркшопа, участники испытывают позитивное чувство, что полученный в группе опыт переносится в повседневную жизнь. «ОТРАВЛЕННЫЕ» ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ На многих предприятиях используется система вознаграждений. Сотрудники, делающие рацпредложения, продавцы повысившие товарооборот, банковские работники награждаются денежной премией, топ-менеджеры получают премию в виде акций. За всеми подобными мерами стоит пессимистическое восприятие человека, которое исходит из того, что мы ленивы, не любим свою работу и поэтому нам необходимы материальные стимулы. Вышеупомянутые системы поощрений являются примерами внешней мотивации, их вдохновляет социальная философия бихевиоризма: правильное поведение нужно поощрять, чтобы оно закрепилось. Однако практика показывает слабые места этой философии. «Дойчебанк» приобрел английскую инвестиционную компанию. Но, несмотря на огромные премиальные, многие сотрудники покинули свою старую фирму, потому что им не нравился рабочий климат. Этому типу мотивации сотрудников свойственны и другие недостатки. Как правило, каждый сотрудник стремится увеличить свою премию, при этом он неизбежно вступает в конфликт с лояльностью команде. Должен ли он откровенно проинформировать коллег о своем стремлении, даже если это ухудшит его шансы на повышение дохода? Вряд ли возможно создать «обу- чаемую» организацию и при этом выдавать индивидуальные премии за успехи. Внешнее мотивирование практикуется не только в экономике. Многие родители делают то же самое: они обещают своим отпрыскам всевозможные вознаграждения, если те будут хорошо учиться в школе; маленькие дети получают конфеты и шоколадки, если послушно ведут себя по дороге в супермаркет или не ссорятся со своими товарищами. Решающая фраза, которую произносит авторитетная личность, всегда имеет одинаковую структуру: «Если ты сделаешь это, то получишь что-то от меня...» В этом проявляется смирение взрослых — им кажется невозможным воспитывать своих детей так, чтобы те вели себя правильно по доброй воле. Подобная практика вознаграждений подспудно наносит вред отношениям между родителями и детьми. С одной стороны, родители ослабляют свой собственный авторитет, демонстрируя таким воспитанием определенную беспомощность. В то же время они ослабляют личную автономию детей, потому что вознаграждения косвенно сообщают: «Ты не в состоянии сам себя контролировать. Ты незрелый. Я должен принять особые меры, чтобы ты делал то, что нужно». Ребенок очень четко воспринимает, что им тонко манипулируют. Если он позволяет подкупить себя таким образом, то теряет часть своего самоуважения. Однако проблемы вызывают не только вознаграждения и премии. Американский педагог Альфи Кон в своей книге «Наказанный наградами» ("Punished by Rewards") пишет о том, что похвала тоже может вызывать негативные последствия, особенно в ситуациях, связанных с обучением. Взрослые реагируют на похвалу особенно амбивалентно. Они могут увидеть за ней контроль со стороны преподавателя: «Наверное, я вел себя так, как вы хотели», или недооценку собственного потенциала: «Очевидно, вы от меня этого не ожидали. Я превзошел сам себя». Иногда похвала интерпретируется как приглашение не ухудшать результаты и держаться на «достигнутом уровне». Тогда она затрудняет экспериментирование, заставляя человека бояться ошибок и отказываться от занятий тем, что не очень нравится. Поэтому избегайте «отравленных вознаграждений». Не забывайте, что даже позитивное мнение остается мнением. Найдите другие возможности выражения высокой оценки и позаботьтесь о том, чтобы «обратная связь» шла из группы. Это более сильная мотивация для участника. Ободряйте, а не хвалите. Не акцентируйте внимание на достижениях и результатах, а вселяйте мужество рисковать. Не похлопывайте участников по плечу, а спросите их, как они сами оценивают свою работу. Это укрепляет автономию человека, он учится яснее осознавать собственные критерии. Побуждайте членов группы высказывать поддерживающую обратную связь. Этим вы усиливаете внутреннюю мотивацию. Если похвала и вознаграждение играют слишком большую роль в обучении, то учащийся может «застрять» на достигнутом уровне, потому что будет повторять свое поведение, чтобы вновь получить похвалу. Проявления творчества и изменения в этом случае маловероятны. Конечно, похвалы и вознаграждения могут на какое-то время подействовать: люди становятся пунктуальными, учат материал наизусть. Но в этом случае изменяется поведение, а не сама личность и не ее установки. Внешняя мотивация не работает, если для нас в учебных группах важны: - долгосрочная готовность к работе; - самоуправляемое обучение; - ценности уважения, лояльности и дружелюбия; - творчество и комплексное мышление; - искренность, независимость и уверенность в своих силах; - готовность к ответственности и сотрудничеству. Если учащийся выполняет какое-либо задание, чтобы получить вознаграждение или признание, это означает, что задание само по себе непривлекательно. Поэтому, пожалуйста, откажитесь от всех вербальных и материальных «поощрений». Этот бихевиористский метод приносит больше вреда, чем пользы. К счастью, существует реальная альтернатива: работайте так, чтобы обучение приносило удовольствие участникам и было полезным для них как в личном, так и в профессиональном смысле. 1. Проявляйте уважение к участникам. Например, когда участники представляют результаты своей работы, вы можете прореагировать на это, просто сказав «спасибо». Вы обнаружите множество возможностей выразить свою радость, удовлетворение, одобрение с помощью этого волшебного слова. 2. Используйте небольшие церемонии и ритуалы. После выполнения трудных заданий и реализации проектов такие события выполняют развлекательную роль и соответствуют глубинной человеческой потребности, потому что в этом случае радость от успеха естественна. Одобрение со стороны членов группы также оказывает благотворное воздействие на участника. 3. Организуйте квалифицированную обратную связь со стороны партнера, малой группы, круга. В отсутствие такой обратной связи участники обычно хотят получить ее от ведущего. 4. Предоставляйте возможность устраивать «праздники». Во время ролевой игры группа нередко спонтанно реагирует на что-то восторженными аплодисментами. Иногда полезно лично поаплодировать кому-то. Дайте возможность каждому высказать признание самому себе и другим. Пусть участники скажут, что им нравится в работе разных членов группы. Сделайте группе простой подарок, например, пятиминутное загорание в парке или «массажный круг». Такие спонтанные действия автоматически понимаются участниками правильно: «Я имею право получить удовольствие». 5. Демонстрируйте на собственном примере, что обучение — это удовольствие. Если вы за последнее время научились чему-либо на воркшопе или где-то еще, сообщите об этом участникам. Это важное послание: обучение ценно само по себе и способно обогатить опыт каждого. 6. Углубляйте отношения в группе. Приоткройте частичку своей личности — своих чувств, мыслей. Дайте понять, что вы принимаете участие в обучении и работе группы. В воспоминаниях о воркшопе вы будете играть важную роль. Постарайтесь не попасть в «галерею» строгих и безучастных учителей, родителей и начальников. Конечно, ведущий должен держать профессиональную дистанцию, но его лучший подарок участникам — личный интерес. (Не работайте с группами, к которым вы заранее испытываете сильную личную антипатию.) Естественно, важно заботиться о том, чтобы отношения между участниками развивались благоприятно. 7. Учитывайте жизненные потребности участников. Наш мозг лучше всего работает, когда занимается тем, что служит нашему выживанию. Если участники работают над жизненно важными темами, их мотивация усиливается. Для многих большое значение имеют профессиональные темы: «Как мне лучше общаться с шефом? Что я могу сделать для сплочения моей команды?» Но часто люди хотят научиться чему-то, что будет полезным в личной жизни, даже если не признаются в этом прямо. Если у них возникает чувство, что они получают идеи и навыки, имеющие отношение к партнерским отношениям или семье, к их повседневной жизни, то интерес к учебе повышается. Никакая премия не может вызвать такую мотивацию!
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.130 (0.011 с.) |