Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 4. Чего я хочу достичь?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Какой вклад я хочу внести? Цели. Каждый участник определяет важную для себя цель. Одновременно он размышляет, каким образом он может внести вклад в работу воркшопа и какие ресурсы он собирается использовать. Таким образом, участники побуждаются брать на себя ответственность за совместную работу. Материалы. Плакатные листы и фломастеры. Время, от 30 до 60 минут. Структура работы. Начните упражнение с замечания, что группа более привлекательна для участников, когда правильно определено соотношение прав и обязанностей. Каждый участник получает плакатный лист и пишет внизу свое имя. Затем он проводит в середине листа горизонтальную линию, и над ней пишет: «Мои цели», а под ней «Мой вклад». Участникам дается 10 минут, чтобы записать личные цели и вклад. Писать нужно крупными буквами и четко — позднее плакаты повесят на стену. После того как плакаты будут закреплены на стене, участники могут пять минут походить вокруг и посмотреть на записи всех остальных. В заключение — короткое обсуждение в кругу. РАБОТА С КРИТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫМИ ГРУППАМИ Иногда вы будете работать с участниками, которые настроены критически по отношению к вам — может быть, у них есть негативный опыт участия в других семинарах, или их предприятие реструктурируется, возможно, они недоделали важную работу, а иногда это типичные «борцы-одиночки», которые невысокого мнения о групповом обучении. Если вам приходится работать с «трудной» группой, подумайте о следующих принципах, имеющих отношение ко всем группам: • Все люди разные. • Желание изменить других людей непродуктивно. • Вы можете реагировать гибко. • Вы можете получать удовольствие от решения сложной проблемы. «Трудные» группы предъявляют нам наибольший вызов и дают нам возможность заметить наши профессиональные «слабости»; в то же время мы в таких группах получаем больший опыт. Если вы работаете в такой группе, вы должны действовать более осторожно, чем обычно. Есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае (это относится в определенной мере ко всем группам, но в «трудных» группах это особенно важно): • Не считайте, что вы уже достаточно знаете об участниках. • Не ведите себя как «эксперт». • Плохо, если вы мало знаете о предприятии, где работают участники. • Также не очень хорошо, если вы не выяснили, какими ресурсами располагают участники. • Не делайте предположений и не используйте стереотипов. • Избегайте сильных, определенных высказываний, потому что это может показаться нескромным. • Избегайте конфронтации с такой группой, а если она неизбежна, ведите себя самым любезным образом. • Если вы работаете в организации, не критикуйте ее менеджеров или отделы. • Никогда не унижайте участников, даже в шутку. Откажитесь от иронических или саркастических замечаний. Но самое важное — попытаться идентифицироваться с такой «трудной» группой и задать себе следующие вопросы: • Почему участники настроены так скептически? • Почему они должны были бы сотрудничать со мной? • Что может побудить их согласиться с моими предложениями? • Что они могут получить от этого воркшопа? Если вы сможете ответить на эти вопросы, то вы на правильном пути и есть шанс, что группа захочет сотрудничать с вами. В случае, когда многие участники пришли на воркшоп не по доброй воле (см. главу 24), нужно сделать его как можно более приятным и свободным от стрессов: • Заканчивайте каждую встречу в определенное время и не затягивайте работу, если только группа не захочет обратного. • Внимательно изучайте желания участников и избегайте всего того, что они могут воспринимать как угрозу. • Время от времени объясняйте, что участники могут получить на отдельных встречах. • Будьте гибким и реагируйте на спонтанно выраженные желания и просьбы участников. • Не забывайте о юморе и ведите группу легко. • Делайте все, чтобы участники могли больше доверять вам. Участники смогут легче довериться вам, если считают вас компетентным в управлении групповым процессом. Принимайте во внимание их основные потребности, чтобы группа, по возможности, постоянно находилась в приятном состоянии расслабленного внимания. Если вы замечаете, что внимание участников рассеивается, что они становятся беспокойными, уровень их энергии снижается, измените свой учебный план. Вспомните о том, что я предлагал ранее: • С самого начала старайтесь овладеть вниманием участников, чтобы у них не возникло чувства неудовольствия. Начните с игр, посвященных знакомству друг с другом, упражнений в парах, или небольших упражнений в малых группах, связанных с темой воркшопа. • Предоставьте убедительные аргументы в пользу участия в воркшопе. • Привлеките участников к корректировке программы воркшопа. Спросите об их желаниях или дайте им возможность сделать выбор из предложенных альтернатив. • Действуйте маленькими шагами; удерживайте внимание, используйте активизирующие упражнения (см. главу 39). • Проявите скромность: личное отношение к участникам формируйте постепенно; не ведите себя как эксперт, но проявите свою человеческую сторону. Так как в начале воркшопа вы сами, вполне вероятно, находитесь в состоянии стресса, существует опасность применения «готовых рецептов» с целью избегания риска. Участники это чувствуют и начинают сопротивляться, если у них возникает впечатление, что с ними работают по некой схеме. Поэтому будет хорошо, если вы позволите себе свободно экспериментировать в начале работы и покажете эту позицию участникам. Например, можете поэкспериментировать со следующими стратегиями, которые способствуют привлечению внимания и вызывают любопытство участников максимально безопасным образом. ▼ Перемена мест. Попросите участников встать и сделать глубокий вдох. Предложите каждому взять свои вещи и найти себе новое место, которое сильно отличается от предыдущего. Эта стратегия вызывает удивление и мобилизует внимание. ▼ Растягивание. Время от времени полезно предлагать упражнения на растягивание, которые активизируют поочередно то одну, то другую сторону тела. Совсем просто сделать упражнение «Достать звезду». Участники стоя тянут поочередно то правую, то левую руку вверх над головой. Это движение автоматически вызывает более глубокое дыхание. Мозг получает свежую порцию кислорода, и внимание снова фокусируется. ▼ Время для коротких оценок. Предоставьте участникам возможность поговорить о своем учебном процессе. Это помогает интегрировать новый материал и новое понимание. Выберите для этого подходящий момент и остановите группу. Можете сказать: «Разделитесь на пары и поговорите о том, что мы только что обсуждали». Затем происходит оценка произошедшего в кругу. ▼ Дыхание. Только когда наш мозг получает достаточно кислорода, мы можем интенсивно думать. Предложите участникам на короткое время встать, сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Это также помогает вновь сконцентрировать внимание. Полезно использовать это упражнение после того, как группа изучила важную мысль, концепцию, процедуру. Практические рекомендации: • Чаще давайте пояснения, это может быть полезным для участников. • Придавайте большое значение установлению контакта с группой и каждым конкретным участником. • Ограничивайте время, когда участникам необходимо концентрировать внимание при работе в кругу. • Быстро реагируйте на изменение готовности к обучению: утомление, фрустрацию, скуку и т. д. • Дайте участникам возможность чаще работать в малых группах. • Используйте первые пять минут для того, чтобы установить позитивный контакт с различными участниками. • Позаботьтесь о том, чтобы выражались желания и цели участников. • Чаще давайте участникам возможность высказываться: в парах, в малых группах, презентациях рабочих групп, дискуссиях и т. д. • Уважайте «инакомыслящих», указывающих на недостатки, упущения, на возможность иного восприятия и просто на ошибки (см. главу 56). • Предоставляйте возможность физического движения. • Пусть участники контролируют свой учебный процесс: выбирают методы, темы и временные рамки работы. • Используйте мероприятия, которые задействуют как можно больше разных типов интеллекта одновременно (см. главу 42). Например, пусть участники в парах создадут «карту» (см. главу 46), посвященную одной из целей обучения. Покажите участникам свою заинтересованность в совершенствовании навыков ведения группы и в постоянном обучении. Вы можете сделать это, импровизируя, изобретая для группы новые процедуры. В конце воркшопа можете раздать открытки с вашим адресом. Просите участников отправить вам через месяц сообщение о том, чем этот воркшоп был для них полезен. Такая отсроченная обратная связь часто продуктивнее всех высказываний, которые вы слышите в конце работы. КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОРКШОПА УЧАСТНИКАМ Целесообразно как можно скорее дать участникам представление о том, чего следует ожидать от воркшопа, каковы возможности сотрудничества, особенности стиля работы, философия обучения. Цели подобного «обзора»: - дать участникам ощущение безопасности; - пробудить их любопытство; - усилить мотивацию; - «включить» в работу; - дать возможность пережить хорошо знакомый ритуал. Участники, знакомые с методами воркшопа, не нуждаются в таком введении, но некоторые члены группы чувствуют себя без него неуверенно. Если заказчиком воркшопа является организация, кратко расскажите о том, какие цели она преследует. Если вы проводите его по собственной инициативе, поговорите о том, как тема связана с вашими интересами и, главное, какую пользу смогут получить участники. Скажите о том, что вы настроены на хорошую совместную работу и активное участие каждого, а также о том, что у участников будет возможность по-новому взглянуть на привычные вещи: ▼ Вы можете сравнить предстоящую работу с путешествием и нарисовать на листе ватмана «карту» с указанием важнейших «остановок». Участники, ориентированные на визуальное восприятие, непременно оценят такой метод. Когда вы говорите о глобальных целях обучения и работы, можете спокойно ходить по комнате и объяснять детали, останавливаясь в разных местах. Таким образом вы символически подчеркиваете свою душевную гибкость и желание работать так, чтобы участники нашли пространство для собственных инициатив. ▼ Старайтесь не использовать готовых плакатов. Они могут быть технически безупречными, но легко уведут ожидания участников в неверном направлении. В том числе могут подтвердить их сомнения в том, что ответственность за учебный процесс должна разделяться, уменьшить готовность к спонтанности и инициативе. ▼ Когда вы рассказываете участникам о воркшопе, будьте внимательны к каждому, учитывайте невербальные реакции (выражающие не только согласие, но и скепсис). Заинтересуйте скептично настроенных участников, обращая внимание на их вопросы и высказывания. Воркшоп — всегда рискованное предприятие. Никто не может гарантировать успеха. Возможны неожиданности, но постарайтесь заверить группу, что вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы воркшоп не был скучным.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.013 с.) |