Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 4. Чего я хочу достичь?

Поиск

Какой вклад я хочу внести? Цели. Каждый участник определяет важную для себя цель. Од­новременно он размышляет, каким образом он может внести вклад в работу воркшопа и какие ресурсы он собирается исполь­зовать. Таким образом, участники побуждаются брать на себя от­ветственность за совместную работу. Материалы. Плакатные листы и фломастеры. Время, от 30 до 60 минут.

Структура работы. Начните упражнение с замечания, что груп­па более привлекательна для участников, когда правильно опре­делено соотношение прав и обязанностей. Каждый участник получает плакатный лист и пишет внизу свое имя. Затем он про­водит в середине листа горизонтальную линию, и над ней пишет: «Мои цели», а под ней «Мой вклад». Участникам дается 10 ми­нут, чтобы записать личные цели и вклад. Писать нужно круп­ными буквами и четко — позднее плакаты повесят на стену.

После того как плакаты будут закреплены на стене, участни­ки могут пять минут походить вокруг и посмотреть на записи всех остальных. В заключение — короткое обсуждение в кругу.

 

РАБОТА С КРИТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫМИ ГРУППАМИ

Иногда вы будете работать с участниками, которые настроены критически по отношению к вам — может быть, у них есть нега­тивный опыт участия в других семинарах, или их предприятие реструктурируется, возможно, они недоделали важную работу, а иногда это типичные «борцы-одиночки», которые невысокого мнения о групповом обучении.

Если вам приходится работать с «трудной» группой, подумай­те о следующих принципах, имеющих отношение ко всем группам:

• Все люди разные.

• Желание изменить других людей непродуктивно.


• Вы можете реагировать гибко.

• Вы можете получать удовольствие от решения сложной проблемы.

«Трудные» группы предъявляют нам наибольший вызов и дают нам возможность заметить наши профессиональные «сла­бости»; в то же время мы в таких группах получаем больший опыт.

Если вы работаете в такой группе, вы должны действовать более осторожно, чем обычно. Есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае (это относится в определенной мере ко всем группам, но в «трудных» группах это особенно важно):

• Не считайте, что вы уже достаточно знаете об участниках.

• Не ведите себя как «эксперт».

• Плохо, если вы мало знаете о предприятии, где работают участники.

• Также не очень хорошо, если вы не выяснили, какими ре­сурсами располагают участники.

• Не делайте предположений и не используйте стереотипов.

• Избегайте сильных, определенных высказываний, потому что это может показаться нескромным.

• Избегайте конфронтации с такой группой, а если она неиз­бежна, ведите себя самым любезным образом.

• Если вы работаете в организации, не критикуйте ее менед­жеров или отделы.

• Никогда не унижайте участников, даже в шутку. Откажи­тесь от иронических или саркастических замечаний.

Но самое важное — попытаться идентифицироваться с такой «трудной» группой и задать себе следующие вопросы:

• Почему участники настроены так скептически?

• Почему они должны были бы сотрудничать со мной?

• Что может побудить их согласиться с моими предложения­ми?

• Что они могут получить от этого воркшопа?

Если вы сможете ответить на эти вопросы, то вы на правиль­ном пути и есть шанс, что группа захочет сотрудничать с вами.


В случае, когда многие участники пришли на воркшоп не по доброй воле (см. главу 24), нужно сделать его как можно более приятным и свободным от стрессов:

• Заканчивайте каждую встречу в определенное время и не затягивайте работу, если только группа не захочет обрат­ного.

• Внимательно изучайте желания участников и избегайте всего того, что они могут воспринимать как угрозу.

• Время от времени объясняйте, что участники могут полу­чить на отдельных встречах.

• Будьте гибким и реагируйте на спонтанно выраженные желания и просьбы участников.

• Не забывайте о юморе и ведите группу легко.

• Делайте все, чтобы участники могли больше доверять вам.

Участники смогут легче довериться вам, если считают вас ком­петентным в управлении групповым процессом. Принимайте во внимание их основные потребности, чтобы группа, по возможно­сти, постоянно находилась в приятном состоянии расслабленно­го внимания. Если вы замечаете, что внимание участников рассеивается, что они становятся беспокойными, уровень их энер­гии снижается, измените свой учебный план. Вспомните о том, что я предлагал ранее:

• С самого начала старайтесь овладеть вниманием участни­ков, чтобы у них не возникло чувства неудовольствия. Нач­ните с игр, посвященных знакомству друг с другом, упражнений в парах, или небольших упражнений в малых группах, связанных с темой воркшопа.

• Предоставьте убедительные аргументы в пользу участия в воркшопе.

• Привлеките участников к корректировке программы ворк­шопа. Спросите об их желаниях или дайте им возможность сделать выбор из предложенных альтернатив.

• Действуйте маленькими шагами; удерживайте внимание, используйте активизирующие упражнения (см. главу 39).

• Проявите скромность: личное отношение к участникам формируйте постепенно; не ведите себя как эксперт, но про­явите свою человеческую сторону.


Так как в начале воркшопа вы сами, вполне вероятно, нахо­дитесь в состоянии стресса, существует опасность применения «готовых рецептов» с целью избегания риска. Участники это чувствуют и начинают сопротивляться, если у них возникает впечатление, что с ними работают по некой схеме. Поэтому бу­дет хорошо, если вы позволите себе свободно экспериментиро­вать в начале работы и покажете эту позицию участникам. Например, можете поэкспериментировать со следующими стра­тегиями, которые способствуют привлечению внимания и вы­зывают любопытство участников максимально безопасным образом.

▼ Перемена мест. Попросите участников встать и сделать глубокий вдох. Предложите каждому взять свои вещи и най­ти себе новое место, которое сильно отличается от предыду­щего. Эта стратегия вызывает удивление и мобилизует внимание.

▼ Растягивание. Время от времени полезно предлагать уп­ражнения на растягивание, которые активизируют поочеред­но то одну, то другую сторону тела. Совсем просто сделать упражнение «Достать звезду». Участники стоя тянут пооче­редно то правую, то левую руку вверх над головой. Это движе­ние автоматически вызывает более глубокое дыхание. Мозг получает свежую порцию кислорода, и внимание снова фоку­сируется.

▼ Время для коротких оценок. Предоставьте участникам возможность поговорить о своем учебном процессе. Это помо­гает интегрировать новый материал и новое понимание. Вы­берите для этого подходящий момент и остановите группу. Можете сказать: «Разделитесь на пары и поговорите о том, что мы только что обсуждали». Затем происходит оценка произо­шедшего в кругу.

▼ Дыхание. Только когда наш мозг получает достаточно кис­лорода, мы можем интенсивно думать. Предложите участни­кам на короткое время встать, сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Это также помогает вновь скон­центрировать внимание. Полезно использовать это упражне­ние после того, как группа изучила важную мысль, концеп­цию, процедуру.


Практические рекомендации:

• Чаще давайте пояснения, это может быть полезным для участников.

• Придавайте большое значение установлению контакта с группой и каждым конкретным участником.

• Ограничивайте время, когда участникам необходимо кон­центрировать внимание при работе в кругу.

• Быстро реагируйте на изменение готовности к обучению: утомление, фрустрацию, скуку и т. д.

• Дайте участникам возможность чаще работать в малых группах.

• Используйте первые пять минут для того, чтобы установить позитивный контакт с различными участниками.

• Позаботьтесь о том, чтобы выражались желания и цели уча­стников.

• Чаще давайте участникам возможность высказываться: в парах, в малых группах, презентациях рабочих групп, дискуссиях и т. д.

• Уважайте «инакомыслящих», указывающих на недостат­ки, упущения, на возможность иного восприятия и просто на ошибки (см. главу 56).

• Предоставляйте возможность физического движения.

• Пусть участники контролируют свой учебный процесс: вы­бирают методы, темы и временные рамки работы.

• Используйте мероприятия, которые задействуют как мож­но больше разных типов интеллекта одновременно (см. гла­ву 42). Например, пусть участники в парах создадут «карту» (см. главу 46), посвященную одной из целей обуче­ния.

Покажите участникам свою заинтересованность в совершен­ствовании навыков ведения группы и в постоянном обучении. Вы можете сделать это, импровизируя, изобретая для группы новые процедуры. В конце воркшопа можете раздать открытки с вашим адресом. Просите участников отправить вам через месяц сообще­ние о том, чем этот воркшоп был для них полезен. Такая отсро­ченная обратная связь часто продуктивнее всех высказываний, которые вы слышите в конце работы.


 

КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОРКШОПА УЧАСТНИКАМ

Целесообразно как можно скорее дать участникам представление о том, чего следует ожидать от воркшопа, каковы возможности сотрудничества, особенности стиля работы, философия обучения. Цели подобного «обзора»:

- дать участникам ощущение безопасности;

- пробудить их любопытство;

- усилить мотивацию;

- «включить» в работу;

- дать возможность пережить хорошо знакомый ритуал. Участники, знакомые с методами воркшопа, не нуждаются

в таком введении, но некоторые члены группы чувствуют себя без него неуверенно.

Если заказчиком воркшопа является организация, кратко рас­скажите о том, какие цели она преследует. Если вы проводите его по собственной инициативе, поговорите о том, как тема связана с вашими интересами и, главное, какую пользу смогут получить участники. Скажите о том, что вы настроены на хорошую совме­стную работу и активное участие каждого, а также о том, что у участников будет возможность по-новому взглянуть на привыч­ные вещи:

Вы можете сравнить предстоящую работу с путешествием и нарисовать на листе ватмана «карту» с указанием важнейших «остановок». Участники, ориентированные на визуальное вос­приятие, непременно оценят такой метод. Когда вы говорите о глобальных целях обучения и работы, можете спокойно ходить по комнате и объяснять детали, останавливаясь в разных мес­тах. Таким образом вы символически подчеркиваете свою ду­шевную гибкость и желание работать так, чтобы участники нашли пространство для собственных инициатив.

Старайтесь не использовать готовых плакатов. Они могут быть технически безупречными, но легко уведут ожидания участников в неверном направлении. В том числе могут под­твердить их сомнения в том, что ответственность за учебный процесс должна разделяться, уменьшить готовность к спонтан­ности и инициативе.

Когда вы рассказываете участникам о воркшопе, будьте внимательны к каждому, учитывайте невербальные реакции


(выражающие не только согласие, но и скепсис). Заинтересуй­те скептично настроенных участников, обращая внимание на их вопросы и высказывания.

Воркшоп — всегда рискованное предприятие. Никто не может гарантировать успеха. Возможны неожиданности, но постарай­тесь заверить группу, что вы сделаете все, что в ваших силах, что­бы воркшоп не был скучным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.013 с.)