Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 2. Десять важных вопросов

Поиск

Те же самые пары, что и в предыдущем упражнении, смот­рят на плакат с сотней вопросов. Независимо друг от друга каж­дый выбирает десять вопросов, которые наиболее важны для него самого. Затем он располагает их по значимости от 1 до 10. На­помните участникам еще раз, что отвечать на вопросы пока не нужно; партнеры могут показать друг другу, что они выбрали, и поговорить о том, почему эти вопросы так важны для них.

Упражнение 3. Искусство вопроса

В этом упражнении участники могут выбирать различные темы и формулировать соответствующие вопросы. Вопросы долж­ны быть максимально практичными. Это не означает, что на них легко дать ответ, но это должно быть принципиально возможным. Сначала приведите пример — запишите следующие вопросы на тему «Как летает ястреб?»:

• Почему у ястреба два крыла?

• Зачем ястребу перья?

• Как ястреб начинает полет?

• Как он приземляется?

• Как ястреб набирает скорость?

• Как высоко он может летать?

• Когда он спит?

• Как далеко он может видеть?

• Как он питается?

 


Пусть участники сформулируют десять вопросов по одной из следующих «научных» тем: «Как действует свет?», «Как течет вода?», «Как функционирует человеческое тело?», «Что такое жизнь?»...

Затем они по очереди представляют свои вопросы и еще раз выполняют задание: формулируют десять вопросов на личные темы («Моя профессия», «Самые важные для меня отношения», «Мое здоровье», «Мое творчество», «Моя жизнь»).

Упражнение 4. Один из десяти

Дайте участникам копии с напечатанными вопросами (см. ниже). Пусть они снова разобьются на пары. Скажите следу­ющее: «Эти вопросы были придуманы на других воркшопах. Вни­мательно прочитайте их и выберите один, особенно важный для вас в данный момент. Затем скажите друг другу, какой вопрос вы выбрали, какие ответы и ассоциации приходят вам в голову. Воз­можно, вы захотите подумать о том, как этот вопрос может быть связан с нашей работой здесь».

Десять важных вопросов

1. В каких ситуациях я чувствую себя самим собой?

2. Среди каких людей, в какой деятельности, в ка­ком окружении я чувствую себя наиболее живым, активным, нахожусь в согласии с самим собой?

3. Что бы я мог сделать по-другому, в том числе се­годня, чтобы качество моей жизни значительно улучшилось?

4. Каков мой самый большой талант? Как я могу за­рабатывать деньги, делая то, что мне действитель­но нравится?

5. Какие люди являются для меня примером?

6. Как я могу принести пользу другим людям?

7. Каково мое самое заветное желание?

8. Как меня видят другие: мой лучший друг, враг, начальник, мои дети, мои коллеги?

9. Что есть в моей жизни хорошего?

10. Какое завещание я хотел бы оставить потомкам?


 

МОТИВАЦИЯ

В беседе ведущих, учителей, преподавателей мы часто слышим вопрос: «Как вы мотивируете своих участников (учени­ков, студентов)?» В этом вопросе уже содержится недоразумение: человеческий мозг не должен мотивироваться извне. Он от при­роды охотно учится, ведь только посредством обучения он разви­вается. С самого рождения мы сами создаем мотивацию. Наш мозг жаждет получения всевозможной информации, ее упорядочива­ния, хранения и применения в различных ситуациях. Поэтому вопрос «Как я мотивирую участников?» больше говорит о том, кто его задает, чем о его учениках. Он свидетельствует о том, что для обучающего речь, скорее всего, идет о контроле, а не об обу­чении как таковом, и в действительности этот вопрос звучит так: «Как я могу контролировать поведение участников, чтобы они учили то, что должны учить?»

В вопросе мотивации мнения ученых различаются. Я сам ду­маю, что ведущий воркшопа может быть только своего рода «катализатором», устраняющим препятствия к обучению и обо­дряющим учащихся, но я знаю, что многие мои коллеги считают себя скорее тренерами или посредниками в передаче знаний. Это работает только временно, так как никто не любит контроля над собой. Мы должны понять, что наши участники изначально мо­тивированы. В. Эдвардс Деминг, известный специалист в области управления, говорит об этом коротко и ясно: «Все люди рожда­ются с внутренней мотивацией».

Немотивированный учащийся — это миф для уменьшения на­грузки учителя. Однако учебные ситуации слишком редко струк­турируются таким образом, что не создают никакого препятствия для мотивации. Также верно, что многие учащиеся имеют нега­тивный учебный опыт и полны пессимизма. Это почти наверня­ка означает, что в жизни они постоянно подвергались контролю. Дома, в школе и на работе они встречались с холодным, непони­мающим, доминирующим окружением. Бессмысленно упрекать людей с искаженной или утраченной мотивацией и считать их неспособными, безвольными и т. п.

В лучшем случае учащийся мотивирует себя сам, тогда мы го­ворим о внутренней мотивации. Он движим любопытством, же­ланием решить проблему, развить свои способности. Но часто люди ждут, когда их мотивируют извне. Они надеются на поощ-


рения и премии, избегают санкций и наказаний. В этом случае мы говорим о внешней мотивации. Внутренняя мотивация воз­никает вместе с самостоятельностью, готовностью к ответствен­ности и творчеством. Эти качества присущи взрослым людям. Но лишь немногие обладают внутренней мотивацией, достаточно сильной, чтобы сохраняться и при неблагоприятных обстоятель­ствах. По иронии судьбы многие формы обучения как будто спе­циально направлены на то, чтобы учащиеся окончательно утратили мотивацию.

Преподаватели часто используют в процессе обучения средства лишь внешней мотивации. Но мы можем считать, что учащиеся действительно достигли успеха, только когда создадим условия, в которых доминирует внутренняя мотивация.

Большинство участников воркшопа долгое время провели в школах, где господствовали консервативные методы обучения. Во многих организациях сотрудников также чрезмерно контро­лируют и принуждают действовать старыми методами. Понятно, что поначалу такие участники настроены скептично. К счастью, есть и люди с сильной внутренней мотивацией, потому что они не так чувствительны, выросли в другой среде или посещали школу с иными традициями. Признаки таких внутренне мотивирован­ных участников:

- они хотят сами контролировать свое окружение;

- их «подстегивают» неясные, неопределенные ситуации;

- они не хотят подстраиваться под других;

- у них развитое чувство собственного достоинства;

- они любят вызовы и возможность решать проблемы;

- они оптимистичны и настроены на успех;

- они охотно берут на себя ответственность и наслаждаются успехами;

- они убеждены в том, что могут внести ценный вклад;

- они постоянно готовы перепроверять и изменять свои зна­ния, убеждения и привычные способы решения проблем.

Далее я хотел бы кратко рассказать, что вы можете сделать, чтобы активизировать внутреннюю мотивацию участников.

1. Учитывайте потребности и цели участников. Наш мозг биоло­гически нацелен на выживание и научается всему, что нужно для


выживания. Поэтому следует придавать большое значение выяв­лению важнейших потребностей учащихся. Потребности облада­ют мотивирующей силой. Если вы даете участникам что-то нужное им, говорите о чем-то важном для их личной и професси­ональной жизни, вы автоматически вызываете у них интерес.

2. По возможности передавайте участникам контроль над учеб­ной ситуацией. Если участники ощущают себя равноправными, разделяют ответственность, они чувствуют свою ценность. И на­против, давление, контроль и манипуляции приводят к ощуще­нию незначимости каждого отдельного человека. Тогда члены группы отступают или бунтуют. Когда участники могут сами при­нимать решения по поводу собственной жизни, они испытывают меньший стресс. Не следует форсировать события и постоянно подталкивать группу.

3. Заботьтесь о хороших отношениях. Проявите к участникам уважение, дружелюбие и теплоту. Дайте им возможность пооб­щаться между собой, поработать в парах или в малых группах. Важно, чтобы никто не терял лицо и каждый мог свободно выра­жать себя.

4. Пробудите любопытство участников. Любознательность — лучший союзник ведущего. Большинство людей испытывают жгучий интерес не только к известным людям, но и к соседям в группе, когда те снимают «маски». Старайтесь, чтобы у участ­ников сохранялся живой интерес друг к другу.

5. Обращайтесь к сильным чувствам. Когда мы принимаем ре­шения, изучаем что-то, занимаемся творчеством, то, как прави­ло, прислушиваемся больше к чувствам, чем к разуму. Чувства — тайный код, в котором выражается наш жизненный опыт, а не­редко и мудрость. Чувства работают быстрее, чем мысли. Чтобы активизировать их, используйте в своей работе истории, ролевые игры, упражнения и ритуалы, музыку и задания, требующие физической активности.

6. Старайтесь задействовать разные виды интеллекта (см. гла­ву 42). Если вы при обучении учитываете существование разных


видов интеллекта, то высока вероятность, что каждый найдет что-то для себя. Почти у каждого участника особенно развит тот или иной вид интеллекта, и он с удовольствием проявит себя. А мо­жет быть, кто-то почувствует недостаток развития определенно­го вида интеллекта и загорится желанием заполнить пробелы. (Возможно, этим объясняется особая радость, которую часто ис­пытывают участники при выполнении физических упражнений. К сожалению, в нашей культуре существует очень мало возмож­ностей использования кинестетического интеллекта в професси­ональной деятельности.)

7. Применяйте в работе учебные истории, в которых речь идет об успехе. Расскажите о людях, которым удалось преодолеть пре­пятствия и добиться успеха. Какие «герои» работают на этой фир­ме? Сделал ли кто-то что-нибудь значительное? Пусть участники расскажут о собственных успехах. Приведите примеры из жизни творческих людей — ученых, артистов и т. п.

8. Чаще выражайте одобрение. После упражнений и групповой работы предлагайте участникам рассказать о своих результатах, о том, чему они научились. Пусть они выразят друг другу свое одобрение. Сами выражайте восхищение готовностью участников рисковать и прилагать усилия (одобрение должно ориентировать­ся на процесс, а не на результат).

9. Не забывайте про регулярную обратную связь. После учебных и рабочих периодов участники должны быстро и четко получить обратную связь. Можно использовать с этой целью работу с парт­нерами (в парах или подгруппах), дискуссии, презентации и со­здание «карт».

10. Следите за энергией группы. Поддерживайте гармоничное
энергетическое состояние группы. Включайте в работу те компо­
ненты, которые прежде не учитывались. Используйте упра­
жнения на концентрацию, когда участники взволнованы, и
активизирующие упражнения, когда они долгое время сидят. На­
учитесь правильно интерпретировать поведение молчаливых
участников. Когда они скучают? Когда происходит интенсивная
внутренняя работа?


11. Поддерживайте надежду на успех. Надежда не менее важна, чем любознательность. Это эффективное «лекарство» для восста­новления нарушенной мотивации. В любой учебной ситуации должен присутствовать росток надежды. Прямо сообщайте каж­дому участнику, что верите в его успех.

12. Показывайте на своем примере, что обучение приносит удо­вольствие. Время от времени показывайте участникам, что и вы тоже учитесь при проведении воркшопа. Например, когда вы по­падаете в тупик, можете поразмышлять вслух и показать участ­никам, как преодолеваются препятствия. Может быть, вы решите сделать паузу или обсудите ситуацию вместе с группой, и во вре­мя анализа вам придет в голову хорошая идея. Покажите, что проведение воркшопа — это не воспроизведение подготовленной программы, а «живая работа».

13. Устраивайте совместные праздники. Обучение бывает утоми­тельным, порой болезненным и шокирующим. Покажите участ­никам, как важно хвалить самих себя за усилия и риск. Устраи­вайте маленькие праздники, проводите ритуалы, в которых все участвующие смогут показать, чего они достигли. Это создает атмо­сферу успеха и готовности к новым этапам обучения.

14. Позаботьтесь об эмоциональной и физической безопаснос­ти участников. Необходимо, чтобы участники осознавали, что они имеют право совершать ошибки, задавать любые вопросы и быть спонтанными. Но их физические потребности также дол­жны быть удовлетворены, поэтому нужно предусматривать достаточное количество перерывов и давать участникам возмож­ность подвигаться.

15. Применяйте разнообразные обучающие приемы. Если вы используете широкий спектр обучающих приемов, каждый уча­стник гарантированно найдет для себя что-то подходящее. Раз­ные люди предпочитают разные методы обучения, поэтому неправильно использовать единственный. Когда участники име­ют возможность принимать решения относительно целей и форм работы, у них укрепляется уверенность, что их индивидуальные предпочтения учитываются в ходе обучения.


16. Учитывайте жизненную философию участников. Постарай­тесь по возможности быстро узнать об основных убеждениях уча­стников — их представлении о мире, о семье, о работе, их ожиданиях от жизни. Иногда они смотрят на мир с пессимизмом. Постарайтесь, чтобы они смогли самостоятельно изменить свои взгляды на жизнь. В этом случае лучше использовать непрямые методы воздействия. Опыт участия в воркшопе в целом может стать для некоторых людей важным стимулом и помочь им вне­сти коррективы в личные убеждения.

17. Установите личные отношения с каждым участником. Если возможно, попытайтесь установить с каждым участником лич­ные отношения. Покажите, что вы каждого замечаете, принима­ете во внимание его состояние, уважаете его старания и радуетесь его успехам. Ваша личная внимательность может выражаться по-разному. Иногда достаточно взгляда или кивка, иногда нужно подойти и что-нибудь сказать.

Если участники могут до некоторой степени самостоятельно определять темы и задачи своей работы, если у них есть возмож­ность выбирать, с кем и как работать, то даже утраченная моти­вация восстанавливается. Особенно важно, чтобы учащиеся могли определять, что они хотят изучить. Для этого они долж­ны размышлять о своих целях — личных и профессиональных, связанных со здоровьем, отношениями и хобби. Чем чаще они ра­ботают вместе с другими в таких оптимальных условиях, тем бо­лее мотивированными становятся даже те участники, которые пришли на воркшоп с пессимистическим настроением.

 

ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИГРЫ

На начальной стадии воркшопа объединяющие игры (bonding games) помогают участникам постепенно стать сплочен­ной и работоспособной группой. Понятие «объединяющие игры», на мой взгляд, очень хорошо выражает смысл самого действия: участники начинают проявлять друг к другу интерес, настраива­ются на сотрудничество с ведущим и ожидание научиться чему-то важному или решить проблемы. Объединяющие игры называют также «разогревающими» (warm-ups), «ледоколами» (ice breakers), «открывающими» (openers), но определение «объеди-


няющие игры» кажется мне все же наиболее подходящим. Оно указывает на то, что на воркшопе речь идет об интерактивном обучении. Присутствие других участников и ведущего имеет ре­шающее значение.

Иногда в воркшопе могут участвовать коллеги, которые до сих пор недопонимали друг друга; иногда встречаются участники, испытывающие предубеждение по отношению друг к другу. По­чти каждый беспокоится о том, как он сможет проявить себя на «незнакомой территории». В такой небезопасной ситуации зада­ча ведущего — заботиться об «акклиматизации» участников, о развитии их интереса друг к другу, о том, чтобы они выяснили, чему смогут научиться от других.

Далее вы найдете некоторые примеры объединяющих игр, которые можно использовать на первой встрече, когда участни­ки еще не знакомы.

Игра 1. Рассказ о себе на заданную тему Цель. Знакомство участников между собой.

Материалы. Секундомер.

Время. На каждого члена группы — по 5 минут.

Структура работы. Каждый участник называет свое имя, а затем

рассказывает о себе. Полезно заранее определить тему рассказа.

Выберите одну из следующих тем:

• Что привело меня на этот воркшоп?

• Чего я хочу достичь на этом воркшопе?

• Что я пережил, прежде чем пришел на этот воркшоп?

• Что меня особенно интересует?

• Три места, в которых я жил.

• Где бы я больше всего хотел быть в данный момент? Участник, который представляется, следит по секундомеру за

временем: рассказ не должен превышать 2 минут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.01 с.)