Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 2. Десять важных вопросовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Те же самые пары, что и в предыдущем упражнении, смотрят на плакат с сотней вопросов. Независимо друг от друга каждый выбирает десять вопросов, которые наиболее важны для него самого. Затем он располагает их по значимости от 1 до 10. Напомните участникам еще раз, что отвечать на вопросы пока не нужно; партнеры могут показать друг другу, что они выбрали, и поговорить о том, почему эти вопросы так важны для них. Упражнение 3. Искусство вопроса В этом упражнении участники могут выбирать различные темы и формулировать соответствующие вопросы. Вопросы должны быть максимально практичными. Это не означает, что на них легко дать ответ, но это должно быть принципиально возможным. Сначала приведите пример — запишите следующие вопросы на тему «Как летает ястреб?»: • Почему у ястреба два крыла? • Зачем ястребу перья? • Как ястреб начинает полет? • Как он приземляется? • Как ястреб набирает скорость? • Как высоко он может летать? • Когда он спит? • Как далеко он может видеть? • Как он питается?
Пусть участники сформулируют десять вопросов по одной из следующих «научных» тем: «Как действует свет?», «Как течет вода?», «Как функционирует человеческое тело?», «Что такое жизнь?»... Затем они по очереди представляют свои вопросы и еще раз выполняют задание: формулируют десять вопросов на личные темы («Моя профессия», «Самые важные для меня отношения», «Мое здоровье», «Мое творчество», «Моя жизнь»). Упражнение 4. Один из десяти Дайте участникам копии с напечатанными вопросами (см. ниже). Пусть они снова разобьются на пары. Скажите следующее: «Эти вопросы были придуманы на других воркшопах. Внимательно прочитайте их и выберите один, особенно важный для вас в данный момент. Затем скажите друг другу, какой вопрос вы выбрали, какие ответы и ассоциации приходят вам в голову. Возможно, вы захотите подумать о том, как этот вопрос может быть связан с нашей работой здесь». Десять важных вопросов 1. В каких ситуациях я чувствую себя самим собой? 2. Среди каких людей, в какой деятельности, в каком окружении я чувствую себя наиболее живым, активным, нахожусь в согласии с самим собой? 3. Что бы я мог сделать по-другому, в том числе сегодня, чтобы качество моей жизни значительно улучшилось? 4. Каков мой самый большой талант? Как я могу зарабатывать деньги, делая то, что мне действительно нравится? 5. Какие люди являются для меня примером? 6. Как я могу принести пользу другим людям? 7. Каково мое самое заветное желание? 8. Как меня видят другие: мой лучший друг, враг, начальник, мои дети, мои коллеги? 9. Что есть в моей жизни хорошего? 10. Какое завещание я хотел бы оставить потомкам? МОТИВАЦИЯ В беседе ведущих, учителей, преподавателей мы часто слышим вопрос: «Как вы мотивируете своих участников (учеников, студентов)?» В этом вопросе уже содержится недоразумение: человеческий мозг не должен мотивироваться извне. Он от природы охотно учится, ведь только посредством обучения он развивается. С самого рождения мы сами создаем мотивацию. Наш мозг жаждет получения всевозможной информации, ее упорядочивания, хранения и применения в различных ситуациях. Поэтому вопрос «Как я мотивирую участников?» больше говорит о том, кто его задает, чем о его учениках. Он свидетельствует о том, что для обучающего речь, скорее всего, идет о контроле, а не об обучении как таковом, и в действительности этот вопрос звучит так: «Как я могу контролировать поведение участников, чтобы они учили то, что должны учить?» В вопросе мотивации мнения ученых различаются. Я сам думаю, что ведущий воркшопа может быть только своего рода «катализатором», устраняющим препятствия к обучению и ободряющим учащихся, но я знаю, что многие мои коллеги считают себя скорее тренерами или посредниками в передаче знаний. Это работает только временно, так как никто не любит контроля над собой. Мы должны понять, что наши участники изначально мотивированы. В. Эдвардс Деминг, известный специалист в области управления, говорит об этом коротко и ясно: «Все люди рождаются с внутренней мотивацией». Немотивированный учащийся — это миф для уменьшения нагрузки учителя. Однако учебные ситуации слишком редко структурируются таким образом, что не создают никакого препятствия для мотивации. Также верно, что многие учащиеся имеют негативный учебный опыт и полны пессимизма. Это почти наверняка означает, что в жизни они постоянно подвергались контролю. Дома, в школе и на работе они встречались с холодным, непонимающим, доминирующим окружением. Бессмысленно упрекать людей с искаженной или утраченной мотивацией и считать их неспособными, безвольными и т. п. В лучшем случае учащийся мотивирует себя сам, тогда мы говорим о внутренней мотивации. Он движим любопытством, желанием решить проблему, развить свои способности. Но часто люди ждут, когда их мотивируют извне. Они надеются на поощ- рения и премии, избегают санкций и наказаний. В этом случае мы говорим о внешней мотивации. Внутренняя мотивация возникает вместе с самостоятельностью, готовностью к ответственности и творчеством. Эти качества присущи взрослым людям. Но лишь немногие обладают внутренней мотивацией, достаточно сильной, чтобы сохраняться и при неблагоприятных обстоятельствах. По иронии судьбы многие формы обучения как будто специально направлены на то, чтобы учащиеся окончательно утратили мотивацию. Преподаватели часто используют в процессе обучения средства лишь внешней мотивации. Но мы можем считать, что учащиеся действительно достигли успеха, только когда создадим условия, в которых доминирует внутренняя мотивация. Большинство участников воркшопа долгое время провели в школах, где господствовали консервативные методы обучения. Во многих организациях сотрудников также чрезмерно контролируют и принуждают действовать старыми методами. Понятно, что поначалу такие участники настроены скептично. К счастью, есть и люди с сильной внутренней мотивацией, потому что они не так чувствительны, выросли в другой среде или посещали школу с иными традициями. Признаки таких внутренне мотивированных участников: - они хотят сами контролировать свое окружение; - их «подстегивают» неясные, неопределенные ситуации; - они не хотят подстраиваться под других; - у них развитое чувство собственного достоинства; - они любят вызовы и возможность решать проблемы; - они оптимистичны и настроены на успех; - они охотно берут на себя ответственность и наслаждаются успехами; - они убеждены в том, что могут внести ценный вклад; - они постоянно готовы перепроверять и изменять свои знания, убеждения и привычные способы решения проблем. Далее я хотел бы кратко рассказать, что вы можете сделать, чтобы активизировать внутреннюю мотивацию участников. 1. Учитывайте потребности и цели участников. Наш мозг биологически нацелен на выживание и научается всему, что нужно для выживания. Поэтому следует придавать большое значение выявлению важнейших потребностей учащихся. Потребности обладают мотивирующей силой. Если вы даете участникам что-то нужное им, говорите о чем-то важном для их личной и профессиональной жизни, вы автоматически вызываете у них интерес. 2. По возможности передавайте участникам контроль над учебной ситуацией. Если участники ощущают себя равноправными, разделяют ответственность, они чувствуют свою ценность. И напротив, давление, контроль и манипуляции приводят к ощущению незначимости каждого отдельного человека. Тогда члены группы отступают или бунтуют. Когда участники могут сами принимать решения по поводу собственной жизни, они испытывают меньший стресс. Не следует форсировать события и постоянно подталкивать группу. 3. Заботьтесь о хороших отношениях. Проявите к участникам уважение, дружелюбие и теплоту. Дайте им возможность пообщаться между собой, поработать в парах или в малых группах. Важно, чтобы никто не терял лицо и каждый мог свободно выражать себя. 4. Пробудите любопытство участников. Любознательность — лучший союзник ведущего. Большинство людей испытывают жгучий интерес не только к известным людям, но и к соседям в группе, когда те снимают «маски». Старайтесь, чтобы у участников сохранялся живой интерес друг к другу. 5. Обращайтесь к сильным чувствам. Когда мы принимаем решения, изучаем что-то, занимаемся творчеством, то, как правило, прислушиваемся больше к чувствам, чем к разуму. Чувства — тайный код, в котором выражается наш жизненный опыт, а нередко и мудрость. Чувства работают быстрее, чем мысли. Чтобы активизировать их, используйте в своей работе истории, ролевые игры, упражнения и ритуалы, музыку и задания, требующие физической активности. 6. Старайтесь задействовать разные виды интеллекта (см. главу 42). Если вы при обучении учитываете существование разных видов интеллекта, то высока вероятность, что каждый найдет что-то для себя. Почти у каждого участника особенно развит тот или иной вид интеллекта, и он с удовольствием проявит себя. А может быть, кто-то почувствует недостаток развития определенного вида интеллекта и загорится желанием заполнить пробелы. (Возможно, этим объясняется особая радость, которую часто испытывают участники при выполнении физических упражнений. К сожалению, в нашей культуре существует очень мало возможностей использования кинестетического интеллекта в профессиональной деятельности.) 7. Применяйте в работе учебные истории, в которых речь идет об успехе. Расскажите о людях, которым удалось преодолеть препятствия и добиться успеха. Какие «герои» работают на этой фирме? Сделал ли кто-то что-нибудь значительное? Пусть участники расскажут о собственных успехах. Приведите примеры из жизни творческих людей — ученых, артистов и т. п. 8. Чаще выражайте одобрение. После упражнений и групповой работы предлагайте участникам рассказать о своих результатах, о том, чему они научились. Пусть они выразят друг другу свое одобрение. Сами выражайте восхищение готовностью участников рисковать и прилагать усилия (одобрение должно ориентироваться на процесс, а не на результат). 9. Не забывайте про регулярную обратную связь. После учебных и рабочих периодов участники должны быстро и четко получить обратную связь. Можно использовать с этой целью работу с партнерами (в парах или подгруппах), дискуссии, презентации и создание «карт». 10. Следите за энергией группы. Поддерживайте гармоничное 11. Поддерживайте надежду на успех. Надежда не менее важна, чем любознательность. Это эффективное «лекарство» для восстановления нарушенной мотивации. В любой учебной ситуации должен присутствовать росток надежды. Прямо сообщайте каждому участнику, что верите в его успех. 12. Показывайте на своем примере, что обучение приносит удовольствие. Время от времени показывайте участникам, что и вы тоже учитесь при проведении воркшопа. Например, когда вы попадаете в тупик, можете поразмышлять вслух и показать участникам, как преодолеваются препятствия. Может быть, вы решите сделать паузу или обсудите ситуацию вместе с группой, и во время анализа вам придет в голову хорошая идея. Покажите, что проведение воркшопа — это не воспроизведение подготовленной программы, а «живая работа». 13. Устраивайте совместные праздники. Обучение бывает утомительным, порой болезненным и шокирующим. Покажите участникам, как важно хвалить самих себя за усилия и риск. Устраивайте маленькие праздники, проводите ритуалы, в которых все участвующие смогут показать, чего они достигли. Это создает атмосферу успеха и готовности к новым этапам обучения. 14. Позаботьтесь об эмоциональной и физической безопасности участников. Необходимо, чтобы участники осознавали, что они имеют право совершать ошибки, задавать любые вопросы и быть спонтанными. Но их физические потребности также должны быть удовлетворены, поэтому нужно предусматривать достаточное количество перерывов и давать участникам возможность подвигаться. 15. Применяйте разнообразные обучающие приемы. Если вы используете широкий спектр обучающих приемов, каждый участник гарантированно найдет для себя что-то подходящее. Разные люди предпочитают разные методы обучения, поэтому неправильно использовать единственный. Когда участники имеют возможность принимать решения относительно целей и форм работы, у них укрепляется уверенность, что их индивидуальные предпочтения учитываются в ходе обучения. 16. Учитывайте жизненную философию участников. Постарайтесь по возможности быстро узнать об основных убеждениях участников — их представлении о мире, о семье, о работе, их ожиданиях от жизни. Иногда они смотрят на мир с пессимизмом. Постарайтесь, чтобы они смогли самостоятельно изменить свои взгляды на жизнь. В этом случае лучше использовать непрямые методы воздействия. Опыт участия в воркшопе в целом может стать для некоторых людей важным стимулом и помочь им внести коррективы в личные убеждения. 17. Установите личные отношения с каждым участником. Если возможно, попытайтесь установить с каждым участником личные отношения. Покажите, что вы каждого замечаете, принимаете во внимание его состояние, уважаете его старания и радуетесь его успехам. Ваша личная внимательность может выражаться по-разному. Иногда достаточно взгляда или кивка, иногда нужно подойти и что-нибудь сказать. Если участники могут до некоторой степени самостоятельно определять темы и задачи своей работы, если у них есть возможность выбирать, с кем и как работать, то даже утраченная мотивация восстанавливается. Особенно важно, чтобы учащиеся могли определять, что они хотят изучить. Для этого они должны размышлять о своих целях — личных и профессиональных, связанных со здоровьем, отношениями и хобби. Чем чаще они работают вместе с другими в таких оптимальных условиях, тем более мотивированными становятся даже те участники, которые пришли на воркшоп с пессимистическим настроением. ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИГРЫ На начальной стадии воркшопа объединяющие игры (bonding games) помогают участникам постепенно стать сплоченной и работоспособной группой. Понятие «объединяющие игры», на мой взгляд, очень хорошо выражает смысл самого действия: участники начинают проявлять друг к другу интерес, настраиваются на сотрудничество с ведущим и ожидание научиться чему-то важному или решить проблемы. Объединяющие игры называют также «разогревающими» (warm-ups), «ледоколами» (ice breakers), «открывающими» (openers), но определение «объеди- няющие игры» кажется мне все же наиболее подходящим. Оно указывает на то, что на воркшопе речь идет об интерактивном обучении. Присутствие других участников и ведущего имеет решающее значение. Иногда в воркшопе могут участвовать коллеги, которые до сих пор недопонимали друг друга; иногда встречаются участники, испытывающие предубеждение по отношению друг к другу. Почти каждый беспокоится о том, как он сможет проявить себя на «незнакомой территории». В такой небезопасной ситуации задача ведущего — заботиться об «акклиматизации» участников, о развитии их интереса друг к другу, о том, чтобы они выяснили, чему смогут научиться от других. Далее вы найдете некоторые примеры объединяющих игр, которые можно использовать на первой встрече, когда участники еще не знакомы. Игра 1. Рассказ о себе на заданную тему Цель. Знакомство участников между собой. Материалы. Секундомер. Время. На каждого члена группы — по 5 минут. Структура работы. Каждый участник называет свое имя, а затем рассказывает о себе. Полезно заранее определить тему рассказа. Выберите одну из следующих тем: • Что привело меня на этот воркшоп? • Чего я хочу достичь на этом воркшопе? • Что я пережил, прежде чем пришел на этот воркшоп? • Что меня особенно интересует? • Три места, в которых я жил. • Где бы я больше всего хотел быть в данный момент? Участник, который представляется, следит по секундомеру за временем: рассказ не должен превышать 2 минут.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.24 (0.011 с.) |