Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Невидимые правила»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели. Участники могут исследовать динамику правил. Ведущий задает внешние правила, но участники смогут почувствовать и «невидимые» правила, которые существуют «внутри» каждого из нас. Время. От 30 до 60 минут. Структура работы. Участники ходят по комнате, затем показывают рукой на любой предмет и громко произносят его название. (Ведущий объясняет, что это упражнение — вызов их интеллекту, способности к наблюдению и творчеству.) Каждый осматривает комнату и в течение минуты называет как можно больше предметов. Обратите внимание участников на то, что следующий шаг вызовет удивление. Они должны в течение минуты ходить по комнате, показывать руками на различные вещи и громко называть их, но не так, как они называются в действительности, а названием того объекта, который они выбрали и назвали первым (в самом начале упражнения). (Это требует определенной концентрации, и порой участнику нужно некоторое время, чтобы «распрограмми-ровать» свой разум и суметь дать предмету неправильное название. Когда члены группы преодолеют растерянность и напряжение, будет очень весело.) Третий шаг — участники получают полную свободу. Они ходят по комнате, показывают рукой на разные предметы и снова их называют, но на этот раз они могут давать каждому предмету и выдуманное название. Можно назвать стул стулом, а можно — «Островом спокойствия» или «Дверной ручкой». (Это оказывает освобождающее действие, потому что на сей раз не существует никаких правил, нет «правильных» и «неправильных» названий. В то же время для большинства участников этот этап кажется более трудным, чем второй. Свобода вызывает затруднения.) В конце проведите обсуждение. Спросите участников, что именно в этом упражнении было для них трудным, каким «невидимым» правилам они следовали в тот момент. Напишите правила на плакатном листе и проанализируйте их с участниками. Спросите, откуда исходят эти правила и от каких из них они бы с удовольствием отказались. Затем можно провести эту игру еще раз, чтобы каждый мог увидеть, насколько успешно он может отбрасывать нежелательные правила. Обычно при второй попытке участники более расслаблены и творчески активны, игра доставляет им удовольствие. Возможные варианты дальнейшей работы: • Вы можете спросить участников, какие правила они хотели бы использовать на воркшопе. • Можно вместе с участниками проанализировать ограничивающие правила, которые мешают им полностью реализовать возможности обучения или оказывают отрицательное влияние на их профессиональное развитие и личную жизнь. ВЕДУЩИЙ КАК ОБРАЗЕЦ ПОВЕДЕНИЯ Участники воркшопа ожидают, что мы на практике выразим все то, чему учим других в теории: внутреннее спокойствие, творчество, способность к импровизации. Американцы называют это «Следуйте сказанному» ("Walk the Talk"). Если мы собственным поведением демонстрируем навыки, которым обучаем членов группы, то сможем служить для них «примером», нас будут «копировать». Участники относятся с уважением ведущему, чьи слова не расходятся с делом. Противоположное также верно: если нашим поведением мы противоречим тому, что проповедуем, мы быстро теряем свой авторитет. Важнейшие качества и умения, которыми должен обладать ведущий, таковы: аутентичность, готовность к обучению, коммуникативные навыки, способность к импровизации, уверенность в себе и скромность, эмпатия и интуиция, готовность помочь, умение работать с малыми и большими организациями, психологические знания, способность помогать себе и другим найти баланс в жизни и работе. Это высокие требования. В то же время ведущий должен примириться с тем, что во многих областях, о которых идет речь на воркшопах, он скорее любитель, чем специалист. И это совершенно нормально. Ведущий может проводить весьма успешные воркшопы, посвященные развитию управленческих качеств, не имея опыта менеджерской работы. Он может проводить ворк-шоп, посвященный литературному творчеству, не будучи сам одаренным писателем. Лучшие практики не всегда лучшие учителя. Успешный менеджер может быть способен только к односторонней коммуникации, прекрасный писатель, возможно, совершенно слеп к потребностям начинающих, хороший иллюстратор, быть может, не знает, как помочь преодолеть страх людям, которые в первый раз за многие годы пытаются нарисовать картину. Чтобы быть успешным ведущим, нужны другие качества. Важно уметь общаться, вдохновлять своих учеников, и тогда они будут задействовать собственные ресурсы. Ведущий может умело использовать недостаток специальных знаний, если даст понять, что сам хотел бы научиться чему-то в определенной профессиональной области. Поэтому ведущий не должен ставить себе нереалистичных требований. Он не может все знать и уметь, но должен быть достаточно мудрым, чтобы признавать, что участники часто больше знают в той области, которой они занимаются профессионально. Он должен уметь использовать чужие навыки и знания в учебном процессе. Тогда он будет хорошей «моделью» для участников, которые тоже ведут группы или руководят людьми. Они могут научиться пробуждать ресурсы в собственных группах. Даже если ведущий является любителем во многих областях, он все же может стать «образцом», «моделью» для своих участников, если обладает следующими качествами. 1. Ясное мышление. Ведущий может доказать эту способность разными способами — от хорошего планирования воркшопа до быстрого понимания возникающих проблем. Ясное мышление проявляется также в том, что ведущий признает относительную ценность различных теорий и техник обучения и избегает переоценки отдельных из них. Не менее важно, чтобы ведущий не пробуждал у участников чрезмерных ожиданий, которые в дальнейшем могут привести к разочарованиям. У него должно быть чутье на то, что может измениться, а что — нет. Следует бороться с мифом всемогущества, безграничности способностей к обучению и возможности достичь всего, чего мы только захотим. Ведущий должен быть в состоянии признавать границы — как собственные, так и участников, и организаций, в которых он работает. Если вы замечаете, что теряете ясность восприятия, сделайте короткий перерыв. Дайте себе некоторое время на размышления или предложите группе помочь вам. 2. Способность к пониманию. Важно замечать настроение отдельных участников и группы в целом. Этого можно достичь внимательным наблюдением. Ведущий должен видеть, когда между участниками возникает напряжение, следить за учебным процессом в группе. Бодрость и активность всегда сменяются утомлением, рассеянностью и нежеланием работать, эти колебания уровня энергии естественны, и нужно быть готовым к соответствующим действиям. Он также должен проявлять эмпатию. Эмпатия выходит за пределы «энергетического управления» группой. Ведущий пытается понять состояние отдельных участников, их жизненную ситуацию, проблемы на работе и в семье. Он осознает, что кому-то, возможно, хотелось бы получить новые знания, применимые для решения проблем повседневной жизни. 3. Скромность. Ведущий должен помнить о своих сильных и слабых сторонах. Если вы чего-то не знаете, признайтесь в этом участникам и заказчикам. Важно также осознавать слабые места программы и учитывать их при планировании. Возможно, вы решите прибегнуть к помощи специалиста, организуете обмен ролями и поучитесь чему-либо у участников или договоритесь с ними, что будете учиться вместе. Тогда вы можете «начать с нуля» и вместе с группой разрабатывать желаемые навыки. Этот метод «обучения действием» (action learning) часто успешно применяется кинорежиссерами, цирковыми клоунами, артистами. 4. Любознательность и интерес к новому. Ведущему полезно обладать любопытством журналиста, бесстрашием репортера, терпением ученого, чтобы углублять свои знания по определенным темам. Вы каждый раз начинаете с классического «Я знаю только то, что ничего не знаю» и входите в курс дела. Таким образом вы помогаете участникам набраться мужества и без стеснения спрашивать о том, что их интересует, учите их ставить точные вопросы, чтобы получить точные ответы. Исследовательская установка в обучении повышает эффективность любого воркшопа. А если вам трудно отвечать на вопросы, можете вместе с участниками определить способы получения нужной информации и навыков. К ним относятся экспертные опросы, поиск информации в библиотеках и в Интернете, запросы в профессиональные объединения, посещение конгрессов, разговоры с коллегами и клиентами, участие в дискуссиях и т. д. 5. Интуиция. Использовать интуицию очень сложно, если ведущий ищет спасения в следовании конкретному методу и стремится смягчить неопределенность и риск группового процесса с помощью четкого планирования и воспроизводства проверенных учебных ситуаций. Мудрый ведущий доверяет своей интуиции. Он знает, что опыт, полученный им в жизни и на работе, незримо присутствует «на заднем плане». Он доверяет мудрости внутреннего голоса, который говорит ему: «Ты знаешь, что нужно в этой ситуации. Попробуй сделать так-то...» 6. Терпение. Честолюбивый ведущий легко подвергается искушению ориентироваться на самых «быстрых» членов группы. Это приводит к разделению группы на «успешных» и «неуспешных». Искусство ведущего состоит в том, чтобы сделать возможной успешную работу даже для «отстающих» участников. Еще одно искушение: мы надеемся, что понимание и «прорыв» в обучении будут происходить у большинства участников одновременно. Однако известно, что у каждого свой собственный учебный ритм, и это хорошо, потому что если бы все учились одинаково, работа в группе была бы невыносимо скучна как для участников, так и для самого ведущего. Поэтому мы должны следить за учебным процессом каждого в отдельности и способствовать тому, чтобы каждый испытал ощущение успеха. Следует постоянно предлагать участникам оценивать собственный процесс обучения и давать обратную связь об атмосфере в группе и учебных ситуациях. Если у группы или отдельных участников возникают трудности, надо пытаться их понять. Иногда сопротивление обучению имеет защитную функцию, иногда не подходят наши методы работы и нужно искать новые пути.
7. Драматический талант. В наши дни все чаще приходится про Время от времени ведущий сам проводит небольшие презентации или делает короткий доклад. Может быть, вы расскажете историю, прочитаете реферат по специальности, представите философские размышления? Экспериментируйте, пробуйте и наслаждайтесь возможностью инсценировки, но не применяйте эту форму обучения слишком часто. 8. Гибкость. Большинство участников восхищаются ведущим, который умеет импровизировать в рамках своей программы и умело настраиваться на возникающие трудности или новую ситуацию. Нередко воркшопы спланированы слишком жестко и потому менее интересны, чем могли бы быть. Часто используется слишком много вспомогательного материала. Участники неохотно воспринимают попытки навязать им информацию, у них есть некая неприязнь к заготовленному заранее. Они хотели бы участвовать в оригинальном, предназначенном именно для них учебном процессе. Поэтому рекомендуется предусмотреть достаточное количество альтернативных способов предоставления материала. Если какие-то идеи или действия не нравятся группе, можно со спокойной совестью отказаться от них и выбрать что-нибудь другое. Группа ценит, когда ведущий прислушивается к ее мнению. Иногда возможность выбора повышает радость от совместной работы: «Я могу предложить вам три способа работы по этой теме: один — традиционный, другой — оригинальный, а третий — требующий особых усилий. Что вы выбираете?» 9. Оптимизм. Оптимизм по отношению к собственным способностям, знаниям и планам, к потенциалу участников необходим вам. Некоторые ведущие помогают себе сохранить оптимизм, работая лишь по проверенным программам. Но, во-первых, они не учитывают, что каждый воркшоп уникален, а во-вторых, лишаются возможности импровизации и развития своих способностей. Такой ведущий остается в «безопасной зоне», но сам ничему не учится. Большинство участников по достоинству оценивают попытки ведущего пробовать новое. Им нравится, ког- да он делает то, чего ожидает от участников, — учится методом проб и ошибок. Не менее чем профессиональный оптимизм, важна вера в способности участников. Многим ведущим трудно принять, что участники — любопытные, любознательные и готовые к экспериментам люди. Они исходят из пессимистического восприятия, согласно которому взрослые неохотно учатся и им трудно измениться, и потому в основном полагаются на техники и методы, которые призваны обходить или устранять сопротивление обучению и стимулировать мозговую активность. «Пессимистичному» ведущему также свойственна потребность контролировать участников. Это не лучшая позиция. Она приводит к падению авторитета ведущего и создает чрезмерное напряжение в отношениях между ним и членами группы. Результаты неутешительны, потому что участники по закону самоисполняющегося пророчества действительно демонстрируют нежелание и беспомощность. Уместно проявить оптимизм уже на стадии подготовки воркшо-па, детально проработав тему и заранее продумав альтернативы. В этом случае мы, сталкиваясь с новыми для нас проблемами, сможем в зависимости от потребностей группы выбирать разные пути. Не все этапы обучения будут одинаково интересны или новы для участников. Но мы полагаемся на то, что на воркшопе возникнет интересная учебная ситуация, и участники только выиграют от этого. 10. Умение «отпускать». Ведущий должен избегать позиции учителя, который с помощью запугивания или похвалы добивается того, чтобы все учили что-то определенное в одно и то же время. Намного продуктивнее другой подход: воркшоп — своего рода обучающая «вечеринка», и ведущий предоставляет каждому участнику самому решать, когда активно работать, когда сделать перерыв, на какие аспекты обучения обращать внимание. Такая открытая позиция означает, что ведущий оказывает как можно меньше давления. Как правило, мы не ссоримся с членами группы, допускаем, что они время от времени отвлекаются и не участвуют в упражнениях, принимаем разные мнения. Если мы даем свободу в обучении, то участники нередко принимают неожиданные решения и берут на себя инициативу. Все это способствует уважительному отношению участников к ведущему, укреплению готовности к сотрудничеству. У членов группы возникает уверенность, что на воркшопе они смогут получить то, что им нужно. Если ведущий и сам готов обучаться, он может послужить образцом для учеников. МОБИЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ Важная задача ведущего — следить за колебаниями уровня энергии в Труппе. Мы можем восстановить энергетический уровень, сделав паузу. Поддержанию энергии группы также способствуют: - наша внимательность, то есть способность чувствовать распределение энергии в группе; - знание приемов, с помощью которых мы можем направить энергию в нужное русло; иногда важно успокоить группу, но чаще бывает необходимо повысить уровень энергии. В классических учебных ситуациях преподаватель доволен, если учащиеся сидят тихо и слушают его лекцию. На воркшопе участникам также иногда бывает необходимо усвоить большое количество информации. Но «соло» ведущего не должно длиться слишком долго. Нужно устраивать регулярные перерывы. Однако мы можем сделать гораздо больше, чтобы наши участники оставались бодрыми, заинтересованными и сохраняли хорошее настроение. Если мы чувствуем, что уровень энергии падает (участники зевают, откидываются назад или беспокойно ерзают на стульях), можно предложить им упражнение на восстановление активного состояния. В качестве примера я хотел бы представить вам упражнение, состоящее из четырех частей. Его можно использовать в качестве «активатора» в начале встречи и время от времени по ходу работы. Упражнение «Земля, воздух, огонь и вода» Воздух. Группа начинает дышать глубже, чем обычно. Участники встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в область головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра и колени и стремится дальше — к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Участники делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота — естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание можно использовать и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась».) Земля. Теперь участники должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Начните вместе с участниками сильно давить на пол, стоя на одном месте, топайте ногами и даже пару раз подпрыгните вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель — по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Скажите участникам, что они могут делать это упражнение в любое время, например, перед презентацией, когда нервничают и неуверенны. Это действие вмиг придаст их голосу громкость и убедительность. Огонь. Участники активно двигаются. Живые, расслабляющие движения рук и ног напоминают рейв. Предложите участникам ощутить энергию в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Принимайте и сами участие в этом упражнении, чтобы неуверенные участники не казались себе нелепыми. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Участники просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы — кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Не забывайте участвовать сами. В конце упражнения помогите участникам восстановить баланс организма. Спросите: «Что сейчас чувствует ваше тело? Какую его часть вы ощущаете сильнее всего? Какую — меньше всего?» Объясните участникам, что нужно обратить внимание на те элементы, которые было труднее выполнять, пусть они повторят эти элементы, это поможет восстановить внутреннее равновесие. Чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов, дайте дополнительно 3 минуты времени: участник еще раз проходит все четыре стадии упражнения и может расставить свои особые акценты. АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ИГРЫ Игра 1. Медведи Цель. Эта игра, основанная на сотрудничестве, подходит и для маленьких, и для больших групп. Она повышает уровень энергии, стимулирует фантазию, интегрирует группу или команду; дает участникам возможность самим осуществлять контроль. Время. 5-10 минут. Структура работы. Скажите примерно следующее: «Сейчас мы попробуем организовать игру, в которой могут участвовать все. Каждый участник может сказать: «Я кое-что знаю», и после этого все хором спрашивают «Что?». Участник отвечает: «Мы все теперь бурые медведи» (или, например, «корабли»). Группа хором отвечает: «Да, мы все хотим быть медведями» (кораблями, или чем-нибудь еще). И все превращаются в соответствующее животное или предмет. Если мы «бурые медведи», то двигаемся большими шагами, раскачиваясь из стороны в сторону; если мы «корабли», то можем вытянуть руки, сложить из них «нос корабля» и «плыть» по комнате. Все остаются «медведями» или «кораблями» до тех пор, пока кто-то из участников не скажет: «Я кое-что знаю». Если вы проводите эту игру в неопытной группе, то лучше начать ее вам. Скажите: «Сейчас мы все будем ветряными мельницами (полицейскими, грабителями банков, Биллами Гейтсами... и т. п.)». Воплощать каждую идею можно в течение разного времени. Опытные участники, как правило, оставляют себе больше времени, чтобы успеть почувствовать себя в новом качестве, особо интересные варианты проигрываются дольше. Игра 2. Балансирование Цель. Эта игра объединяет ум, чувства и тело. Физическое усилие активизирует дыхание и способствует усвоению кислорода. Тело при этом растягивается. Это прекрасный «активатор» для встреч, посвященных социальным навыкам и проведению презентаций. Когда мы выступаем с речью, проводим важный разговор, встречу, нам нужен хороший баланс между нами и участниками, внимание которых мы хотим привлечь. В данном упражнении мы можем подготовиться к этому. Время. 5-10 минут. Структура работы. Сначала предложите участникам, стоя на одной ноге, вытягивать в разные стороны обе руки и другую ногу — медленно и осторожно, чтобы почувствовать границы равновесия. Затем участники повторяют это упражнение, стоя на другой ноге. Они должны определить, какая нога дает им ощущение большей стабильности. (При этом часто раздается смех, когда участники принимают «экстремальные» балетные позы. Насколько они могут растягиваться? Крайние точки нужно отмечать.) После этого участники принимают позу, требующую концентрации. Они стоят на одной ноге и высоко тянут колено другой ноги, держа его обеими руками. Нужно тянуть его как можно выше, но избегать неприятных ощущений. Затем участники отпускают колено, оставив его в том же положении, руки же растягивают в стороны. Нужно поддерживать баланс и чувствовать, что необходимо сделать телу, отдельным группам мышц, чтобы сохранялась эта поза. Затем участники повторяют упражнение, стоя на другой ноге. (Эта часть упражнения труднее, чем кажется вначале, и, возможно, потребует нескольких попыток; при этом процесс балансирования переживается очень отчетливо.) Игра 3. Не волнуйся, будь счастлив! (Don't worry, be happy!) Цель. Это стимулирующее упражнение, прекрасно подходящее к утреннему или послеобеденному началу встречи. Оно расслабляет и делает бодрее. В то же время оно способствует формированию «чувства» группы и настройке на остальных участников. Материалы. Музыкальный центр и диск с песней «Don't worry, be happy» Бобби Мак-Феррина. Время. 5-10 минут. Структура работы. Участники разбиваются на малые группы из 5-7 человек. Каждая группа встает в круг, чтобы участники видели друг друга. Выбирается организатор, который показывает остальным участникам группы движения: он должен растягиваться или глубоко дышать под музыку. Через минуту роль «организатора» переходит к другому участнику и т. д. Каждый «организатор» должен следить за движениями остальных.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.80.49 (0.014 с.) |