Упражнение 4. Чем я могу быть полезен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 4. Чем я могу быть полезен.



Цель. Эта индивидуальная «техника воображения» помо­гает отдельным участникам рабочей группы или команде полнее осознать, какой вклад они могут внести в групповой проект. Это упражнение может идти «в связке» с предыдущим.


Материалы. Плакатный лист, цветные фломастеры или мелки. Время. 60 минут.

Структура работы. Скажите участникам, что вы приглашаете их поучаствовать в «управляемом» воображаемом путешествии, что­бы каждому стало ясно, какой вклад лично он может внести в ре­ализацию группового проекта.

Начните с расслабления и придумайте свое собственное «путе­шествие». Можете «привести» участников на свое любимое место, в пещеру, на берег моря, на гору. Медленно ведите участников и стимулируйте у них ожидание найти там нечто важное. Дойдя до места «исполнения желаний», каждый найдет там некий вообра­жаемый объект, символизирующий его собственный вклад в груп­повой проект, и в своей фантазии принесет его в группу.

Помогите участникам вернуться к «повседневному сознанию». (Теперь настало время вернуться сюда вместе с найденным пред­метом. Слегка потянитесь, сделайте продолжительный выдох и медленно откройте глаза. Вы снова в комнате, посвежевшие и бодрые).

В конце плакатный лист кладут на пол, и каждый описывает предмет, который он обнаружил, и рассказывает, что этот симво­лический объект означает для группового процесса. Каждый объект нужно нарисовать на плакатном листе, который будет со­хранен, чтобы служить напоминанием о том, какой вклад каж­дый может внести в достижение общей цели.

Техника «управляемого воображения» — прекрасная возмож­ность для большинства участников использовать их личные ре­сурсы и находить творческие ответы на сложные вопросы. Но для этого группа должна доверять ведущему, а участники — друг дру­гу. Поэтому технику не следует применять на начальной стадии работы. Ведущий должен хорошо владеть техникой «фантазий­ных путешествий» и пытаться варьировать интонации и ритм речи, чтобы соотнести свои действия с настроением группы.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Когда Шерлок Холмс сталкивался с особенно трудной про­блемой, он брал скрипку и начинал играть. Благодаря этому его уму открывались новые перспективы, и он видел ясное решение там, где до этого было только замешательство. Автор приключе-


ний Шерлока Холмса Артур Конан Дойл показал нам, что суще­ствует любопытная связь между музыкой и мыслительными спо­собностями. Музыка помогает нам в кризисных ситуациях. Мы отмечаем важные события, символизирующие переход на другой этап (свадьбы, похороны), используя музыку. Кажется, что му­зыка соответствует нашим духовным потребностям и вплетает частичку нашей ограниченной жизни в обширный «узор» тради­ций, подчиненности высшей силе, жизненного порядка.

Но музыка служит и более тривиальным целям. Она сопровож­дает лозунги политических партий и рекламу больших предпри­ятий и способствует тому, чтобы мы их запомнили.

Задолго до появления радио и телевидения, когда не было даже письменности, наши предки изыскивали средства и способы, что­бы передать знание от одного поколения к другим. Задачей ста­рейшин была передача информации о мифах сотворения мира, движении небесных тел, целебных растениях, правильном пове­дении на охоте, заповедях и запретах следующему поколению. Музыка помогала им сохранить это важное знание в памяти. Из всего запаса знаний формировались небольшие тематические еди­ницы, которые затем ритмически напевались адресату. Даже се­годня некоторые первобытные племена передают свои знания с помощью музыкально-ритмического интеллекта.

Музыка может существенно обогатить воркшоп. Звуки дела­ют наш мозг бодрее. Если мы долгое время находимся в полной тишине, то быстрее устаем, потому что мозг не получает стиму­лов. Французский исследователь Альфред Томатис обнаружил, что 85% электрической энергии нашего мозга вызывается зву­ками. Звуки достигают мозга как через уши, так и через скелет. Люди с серьезными нарушениями слуха теряют почти 35% сво­ей способности стимулировать мозг. Правое ухо прежде всего вос­принимает информацию, а левое — эмоции и звуки.

Практические рекомендации:

▼ Чтобы повысить уровень энергии участников, вы можете предложить упражнения с использованием голоса или пения (см. ниже).

▼ Можно включать музыку, создающую подходящее для обучения настроение, помогающую расслабиться или стиму­лировать фантазию и творчество.


Когда вы обращаетесь к участникам, используйте свой го­лос как музыкальный инструмент, варьируя его звучание и высоту, а также темп речи. Постарайтесь замечать собствен­ные ощущения и позволяйте своему голосу выражать оттенки настроения.

▼ Позаботьтесь о том, чтобы работа на воркшопе проходила
в разных «ритмах». Когда участники работают над собствен­
ными проектами, обходитесь небольшим количеством пауз;
когда нужно воспринимать информацию, лучше делать час­
тые короткие паузы — в этом случае участники воспримут
больше: мы лучше всего запоминаем то, что появляется в со­
знании в начале и в конце определенного периода.

Время от времени используйте упражнения и задания, на выполнение которых дается мало времени.

Используйте физические упражнения, важный элемент которых — ритм, например, танцы, хождение по комнате, «бокс теней».

В начале встречи все время включайте одну и ту же музы­ку (например, музыку барокко), которая будет служить сиг­налом к началу работы.

Время от времени давайте участникам возможность сво­бодно двигаться под музыку.

Поговорите с участниками о том, когда они хотят слушать музыку, а когда — нет. Бывают ситуации, когда музыка вос­принимается как помеха, потому что отвлекает, не соответ­ствует вкусам участников или вызывает слишком сильное возбуждение.

▼ Артур Харви исследовал воздействие музыки на установ­
ки и мотивацию и обнаружил, что легкая фоновая музыка так
же влияет на атмосферу в помещении, как и температура воз­
духа, освещение и обстановка. Создайте позитивную «среду»
обучения, включая на пять минут перед началом встречи лег­
кую музыку — барокко, классику, нью эйдж, инструменталь­
ную музыку или джаз. Начните встречу, поговорив о музы­
кальном произведении. Следите, чтобы музыка не была
возбуждающей или чересчур успокаивающей.

Предлагаю несколько интересных упражнений для развития музыкально-ритмического интеллекта участников.


 

Упражнение 1. Музыкальный «поток сознания»

У многих людей существует нечто вроде постоянного внут­реннего музыкального сопровождения, даже если они не слышат постоянно определенную мелодию. Предложите участникам раз­делиться на пары и сесть рядом, расслабившись. Затем каждый участник открывает «дверь» своей музыкально-ритмической па­мяти и дает зазвучать внутри себя мелодии, которая придет ему в голову. Партнеры обсуждают и пытаются понять, почему имен­но эта мелодия или строка из песни вспомнилась им в этой ситуа­ции. Связано ли это с конкретным моментом или с опытом на воркшопе? Может быть, она ассоциируется с жизненной ситуа­цией участников?

 

Упражнение 2. Музыкальный «список покупок»

В этом коротком упражнении участники могут попробовать «разгрузить» свою память. Каждый выбирает список вещей, о ко­торых ему важно помнить сейчас, — это может быть список по­купок, план на день с перечислением важных дел, нужные имена; затем записывает, к примеру, ряд имен на листе бумаги и начи­нает их ритмично повторять. Возможно, некоторые имена он по­меняет местами или сократит, чтобы получить запоминающийся ритм. Эта процедура может стать еще эффективнее, если повто­рять «ритмический список», прогуливаясь по комнате, чтобы тело тоже двигалось в соответствии с ритмом.

 

Упражнение 3. Гудение

Этим упражнением вы можете помочь прежде всего тем участникам, которым часто приходится выступать на конферен­циях или крупных презентациях. Предложенная здесь техника способствует концентрации ума, расслаблению тела и дает энер­гию голосу. Лучше всего делать это упражнение с закрытым ртом и расслабленным подбородком. Если мы научимся правиль­но контролировать громкость, то сможем практиковать это уп­ражнение во множестве ситуаций так, чтобы никто этого не заметил.

Участники начинают со спокойного тона, напоминающего внутреннее «ах». Затем они усиливают звучание. Звук гудения не должен быть очень громким, чтобы возникло ощущение силы, ясности и внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.01 с.)