Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 3. Граффити (для средней стадии работы)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель. Это динамичное упражнение служит для выявления спектра имеющихся вопросов и получения ответов от всех участников. Оно повышает творческую энергию группы. Материалы. Два-три плаката, закрепленные рядом на доске — чтобы получилась большая поверхность для записей. Время. От 30 до 60 минут. Структура работы. Скажите, что у группы есть существенное преимущество: совместно легче найти оптимальные решения проблем и правильно поставить вопросы. Игра состоит из двух частей. В первой части речь идет о вопросах, во второй — об ответах. Первая часть. Участники в течение минуты размышляют о важных вопросах, которые волнуют их в данный момент. Один из них громко произносит свой вопрос и записывает его на плакатном листе. Затем второй участник формулирует и записывает свой вопрос. Если вопросы взаимосвязаны, их можно записать близко друг к другу. Вопросы записываются по очереди. У каждого есть право задать несколько вопросов или не задавать их вовсе. Иногда какие-нибудь вопросы тут же порождают новые — это Совершенно нормально. На этой стадии нельзя отвечать или комментировать происходящее. Вторая часть. После того как будут записаны все вопросы, начинается вторая часть. Любой участник, пожелавший высказать мнение, подходит к доске и делится своими соображениями. Каждый отвечающий осознает, что на любой вопрос может быть несколько ответов. Завершив выступление, участник вычеркивает вопрос. Если остальные члены группы испытывают потребность дать дополнительные ответы на тот же вопрос, они могут это сделать, подойдя к доске, высказав свой комментарий и перечеркнув вопрос второй раз. У ведущего тоже есть право давать ответы и высказывать комментарии. Упражнение 4. Вопросы и ответы (для заключительной стадии работы) Цель. Это упражнение помогает участникам подготовиться к «возвращению» в повседневную жизнь. Оно должно помочь устранить недопонимание, выразить признание, осуществить оценку и облегчить «перенос» идей и навыков в жизнь. В этом упражнении ответы на вопросы группы — привилегия ведущего. Время. От 30 до 60 минут. Структура работы. Скажите участникам, что вы готовы помочь им перенести в их профессиональную или личную практику то, чему они научились на воркшопе. Этот «перенос» будет успешнее, если участники займут особую позицию уважения и признания. Под этим подразумевается уважение к тому, что каждый осознал и чему научился, и признание тех, к кому участники вернутся после воркшопа. Задача — соединить одно с другим: использовать собственное знание и в то же время учитывать особенности других — коллег, начальство или членов семьи. Попросите участников в течение некоторого времени настроиться на задание и сконцентрироваться на вопросах, которые возникают в связи с предстоящим возвращением в привычное окружение (1-2 минуты). Затем скажите, что вы готовы отвечать на вопросы группы. Участники получат больше пользы, если вы примените в своих ответах технику «Перефразирование — выражение чувств — ответ». ТЕХНИКА «ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ - ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ - ОТВЕТ» Перефразирование. Услышав вопрос, попытайтесь сформулировать его собственными словами, чтобы прояснить его: для группы в целом; для задающего вопрос; для себя самого. Переформулируя, упрощая или просто повторяя вопрос, вы гарантируете, что все настроятся на него. Это важно для тех участников, которые, возможно, были заняты собственными мыслями и не слышали, какой именно вопрос был задан. Перефразирование может быть полезным и для спрашивающего, особенно если вопрос был сложным или недостаточно уверенным. Но прежде всего перефразирование полезно вам, потому что помогает установить контакт с группой и дает время привести мысли в порядок. Иногда достаточно просто повторить вопрос словами самого участника, добавив к этому его имя: «Фред спрашивает, что...» Вы можете видоизменять вопрос, чтобы придать ему в случае нечеткой формулировки правильное направление или сориентировать пессимистичный вопрос на поиск ресурсов. Выражение чувств. Вторая часть ответа еще не касается содержания вопроса, но связана с чувствами спрашивающего, группы и самого ведущего. Речь идет об эмоциональном настрое вопроса, его интенсивности и внутреннем участии остальных членов группы. У вас есть возможность реагировать по-разному: можно показать свое понимание, но можно и вступить в конфронтацию. Однако вы должны избегать конфликтов. Вы принимаете вопрос и в то же время даете понять, что сами реагируете на него эмоционально. Вы можете дать следующие комментарии: • Это очень важный вопрос. . • Этот вопрос мне часто задают. • Я могу сказать, что эта тема важна и для меня. • Многие на воркшопе ломают голову над этим вопросом. • По-моему, это очень сложная тема. • Этот вопрос попал в цель. • Это очень смелый вопрос. С помощью таких ответов вы «прикасаетесь» к чувствам спрашивающих и показываете, что поняли послание и хотите ответить на него с максимальной пользой. На очень жестко поставленный вопрос вы можете сказать: «По этому поводу существуют разные мнения. Я понимаю вашу точку зрения и хочу кратко рассказать о том, что думаю по этому поводу сам». Ответ. Теперь дайте нужную информацию или сообщите свое личное мнение. Если вы не знаете ответа, скажите об этом четко и ясно, добавив, что вы готовы найти нужную информацию или знаете кого-то, к кому можно обратиться. Вы можете также приобщить группу и спросить, не хочет ли кто-то еще ответить на этот вопрос. Отвечая на вопрос, обращайтесь не только к спрашивающему. Принимайте во внимание всю группу и организуйте ответ так, чтобы остальные участники тоже что-то для себя получили и вы не потеряли их интереса. Учитывайте потребность задающего вопрос, но «объективируйте» ответ, чтобы привлечь всю группу. Следите за тем, чтобы ответ не был слишком многословным. Лучше отвечать коротко. Избегайте повторений. Если вы замечаете, что интерес остальных участников незначителен, то можете сказать: «Мне бы хотелось, чтобы и остальные могли задать вопросы, и я отвечаю кратко, но готов впоследствии дать более подробный ответ». Если вы ориентируете свои ответы на всю группу, то можете избежать дискуссий с «любящими поспорить» участниками. Эта опасность возникает в основном на краткосрочных воркшопах. Следите за временем и структурируйте процесс так, чтобы уделить внимание каждому. Не удивляйтесь, если не все участники зададут вопросы. Часто ответы на предшествующие вопросы являются ответами и на последующие. Если это упражнение оказывается короче, чем ожидалось, значит, вы сберегли драгоценную энергию. Упражнение 5. Повторение Цель. Это упражнение — хороший способ подведения мысленного «баланса». Физическая активность стимулирует мозжечок и кору головного мозга, акцентирует самостоятельность и ответственность, дает возможность посмотреть на происходящее из новой перспективы. Игра представляет собой больше, чем простое повторение. Она способствует консолидации и оценке усвоенного материала. Вы можете использовать ее для быстрого решения проблем, «мозгового штурма», подведения итогов. Повторение в такой форме приносит удовольствие, потому что атмосфера игры содержит в себе импровизацию и возможность неожиданностей. Материалы. Несколько мячей среднего размера. Время. 10-15 минут. Структура работы. Разбейтесь на команды из 5-6 участников и встаньте в круг диаметром около двух метров. Я хочу показать вам способ повторения важного материала, над которым мы работали на последней встрече. Для этого нам понадобится мяч. Правила таковы. Бросая мяч другому участнику команды, высоко подкиньте его и спросите перед броском: «Что вы изучили на последней встрече?» Поймавший мяч должен назвать что-то, что он изучил и понял. Он может говорить спокойно, не нужно торопиться. Затем бросьте мяч другому участнику. Говорить может только тот, у кого мяч. Не бросайте мяч ближайшим соседям (только тому участнику, который стоит далеко от вас) (3 минуты). Во втором «круге» участники спрашивают друг друга о том, чего они не поняли на последней встрече (2 минуты). Упражнение 6. Шаг в правильном направлении Цель. Это несколько более продолжительная игра, дающая возможность повторить новую информацию. С ее помощью вы можете проверить, насколько участники поняли пройденное. Ее привлекательность состоит в том, что последовательность ответов обратная — от отвечающего к преподавателю. Именно это придает игре-рефлексии «особый вкус». Когда группа привыкнет к этой игре, участники смогут сами предлагать темы для вопросов. Дополнительный вариант — участники берут на себя и другие задачи. Маленькая «комиссия» готовит вопросы, а сменная «фигура» (это может быть кто-то из участников) принимает решение, что правильно, а что — нет. В этом случае приходится считаться с протестами, если группа не согласна с выбором. Это дает возможность разрешать конфликты. время. 20-30 минут. Структура работы. Есть еще одна возможность сделать повторение увлекательным. Игра, которую я хочу вам предложить, проходит так: у меня есть тридцать вопросов, на которые вам нужно ответить. Каждый раз, когда вы даете правильный ответ, я делаю шаг вперед. Если ответ неправильный, я отхожу назад. Я начинаю от двери и буду перемещаться по комнате вперед или Обратно к двери, наподобие шахматной фигуры, которую «передвигают» ваши ответы. Посмотрим, где я буду в конце. Я буду очень рад, если окажусь в тридцати шагах от двери. Упражнение 7. Волшебники Цель. Это превосходная альтернатива другим формам повторения, рефлексии, проверке понимания и знаний. Участники сами контролируют степень сложности игры, потому что «ученики волшебника» самостоятельно определяют вопросы. Для «волшебников» возникает интересная ситуация — они должны не только думать об ответе, но и сотрудничать друг с другом непривычным и даже удивительным образом. Это вызывает творческое напряжение и некий элемент новизны, который делает обучение интересным. Варианты. Если участники знакомы с этим упражнением, вы можете создать «четверки» с двумя парами «волшебников». Обе пары говорят по очереди — одна пара задает вопрос, другая — отвечает. Время. 15-20 минут. Структура работы. Разделитесь на «тройки» и встаньте на некотором расстоянии от других «троек». Я покажу вам очень интересную и увлекательную форму оценки и повторения. Участники «тройки» выступают в разных ролях. Двое из них становятся «волшебниками». Они встают рядом и кладут руки на плечи друг другу. Третий участник встает напротив них, он — «ученик волшебника». Он хочет испытать «волшебника», задавая ему какой-либо вопрос, связанный с тем, что было изучено на последней встрече. Это должен быть вопрос, на который нельзя ответить одним словом, например: «Что такое обучающаяся организация?» Как только «ученик» задал вопрос, следует ход «волшебников». Они должны дать ответ, но совершенно особым образом. Каждый может произносить по одному слову. Все равно, кто начинает. После того как будет сказано первое слово ответа, второй «волшебник» продолжает, при этом им нельзя заранее договариваться об ответе. Их задача — импровизировать. ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА Упражнение 1. Неструктурированные «раунды» Цель. Обмен мнениями в спокойной обстановке. Материалы. Плакатные листы. Структура работы. Договоритесь с группой о теме работы (например: «Как будут изменяться потребности наших клиентов в следующие пять лет?») и расскажите о ходе упражнения. Каждый участник высказывает свои соображения по заданной теме. Перебивать выступающего нельзя. Когда он закончит, то сообщает об этом группе. Нет временных ограничений, очередность выступлений определяется спонтанно. Остальные участники внимательно слушают, никак не комментируя услышанное. В конце ведущий еще раз повторяет весь спектр мнений, подчеркивая важные совпадения и разногласия. Вместе с группой он проверяет правильность своего «резюме». Если речь идет о том, чтобы прийти к единому мнению, ведущий помогает в этом группе. В конце «раунда» можно записать совместное решение или план действий. Варианты: • Ведущий записывает высказывание каждого участника в виде тезисов. • Каждый член группы может высказываться столько раз, сколько захочет. • В конце каждого «раунда» проводится общее обсуждение. • В конце «раунда» ведущий обобщает совпадения и расхождения мнений. После этого проходят следующие «раунды», до тех пор, пока не будет принята совместная точка зрения. Упражнение 2. Структурированные «раунды» Цель. Эта процедура помогает участникам решиться высказать свое мнение и гарантирует каждому возможность быть выслушанным. Ее можно использовать при разрешении конфликтов, поскольку она выявляет весь спектр мнений. Такие «раунды» помогают каждой группе глубоко проработать тему. Каждый участник слышит все мнения и может существенно развить или изменить собственный взгляд на проблему. Материалы. Плакатные листы. Время. Каждому участнику дается ограниченное время на высказывание — 1-2 минуты. Структура работы. Сформулируйте тему «раунда», например: «Как мы можем передать наши знания коллегам из компании X?» Запишите ее на доске. Предложите кому-то из участников начать выступление и определите, кто будет следующим. Участники говорят по очереди, не перебивая друг друга и не комментируя ска- занное. Все внимание сосредотачивается на говорящем. Важно следить за соблюдением регламента. Если время не используется полностью, участник говорит, что он закончил, и приглашает высказаться следующего. У каждого члена группы есть право отказаться от выступления. В конце «раунда» ведущий обобщает спектр мнений и помогает группе прийти к общему мнению или решению. Можно кратко изложить основные мысли каждого участника на доске и подвести промежуточный итог. Решения и планируемые мероприятия нужно также записать. Если в ходе «раунда» группа не приходит к согласию, упражнение продолжается. Время от времени полезно напоминать участникам, чтобы они не перебивали других и не отпускали комментариев. Следует подбадривать сдержанных участников, чтобы они также высказали свое мнение. Если упражнение состоит из нескольких «раундов», целесообразно, чтобы их начинали разные участники. Это простая и чрезвычайно эффективная техника, которую вы можете использовать очень часто. Упражнение 3. Динамический «мозговой штурм» Цель. В спокойной обстановке высказать как можно больше новых идей. Материалы. Плакатные листы и секундомер. Время. Установите вместе с участниками временные рамки от 5 до 10 минут. Структура работы. Договоритесь с группой о теме «мозгового штурма». Участники могут спонтанно высказывать любые идеи, в том числе необычные. Все идеи записываются на плакатном листе. Возможно, вам для этого понадобится помощник. Как правило, выступление каждого участника дополнительно стимулируют высказывания других членов группы. Следите за тем, чтобы никто не комментировал то, что предлагают остальные. Используйте кинестетический интеллект участников, предлагая им: - встать; - сменить местоположение в комнате; - попрыгать на одной ноге; - встать на стул; - закрыть глаза; - походить по комнате; - остановиться в определенном месте комнаты; - сделать шаг в любом направлении (тем, кто высказал свое мнение). Упражнение 4. За и против Цель. Прояснение позитивных и негативных аспектов проблемы с целью принятия решения. Материалы. Два плакатных листа. Время. 15-30 минут. Структура работы. Проведите «мозговой штурм» для выявления негативных аспектов проблемы и запишите идеи на плакатном листе. Сделайте небольшую паузу перед следующим шагом. Например, можете предложить участникам пройтись по комнате, потянуться, порастягивать мышцы. Затем проведите второй «мозговой штурм», определяя позитивные аспекты проблемы, и запишите идеи на втором плакатном листе. После этого группа садится полукругом перед двумя плакатами, участники молча читают все записи. Спросите группу, готова ли она работать над принятием решения. Иногда оказывается, что для этого еще не пришло время. В этом случае можно предложить следующие процедуры: • Участники обсуждают в деталях отдельные пункты и отвечают на вопросы. • Группа разделяется на подгруппы и обсуждает все «за» и «против». Каждая подгруппа пытается прийти к какому-либо решению, которое она позднее представит в общем кругу. • Участники делятся на подгруппы, проводят обсуждение, определяя и «взвешивая» важнейшие пункты на обоих листах, и возвращаются в круг, сформулировав свои рекомендации. • Решите вместе с группой, готова ли она принимать окончательное решение, или же должны быть выполнены еще какие-то условия. Упражнение 5. Пространственный континуум Цель. Эта техника помогает группе выяснить спектр мнений по определенному вопросу и представить его визуально. Время. От 10 до 60 минут, в зависимости от размера группы и желаемой интенсивности дискуссии. Структура работы. Проведите по комнате воображаемую линию, например, диагональ из одного угла в другой. Объясните участникам, что один конец линии означает полное несогласие, а второй — стопроцентное согласие. Сформулируйте вопрос и две возможные крайние точки зрения. Эта техника обращается не только к нашей интуиции, но и к рациональному мышлению и предполагает спокойные и осмотрительные действия. Сначала участникам нужно походить по комнате, чтобы почувствовать пространственный «ответ» на вопрос. Можно занимать различные позиции вдоль «линии», пока не будет найдена та, которая интуитивно ощущается «правильной». Когда все участники займут свои места вдоль линии, они могут обсудить с соседями, почему они выбрали именно эту позицию (по 2 минуты для каждого). Те, кто находится на крайних точках «континуума», могут поговорить друг с другом или с ведущим. После этого каждый проверяет, хочет ли он сохранить выбранную позицию или поменять ее. После «исправлений» участники объясняют группе, почему они выбрали именно эту позицию и что они чувствуют в данный момент. Варианты: • Можно встать полукругом, чтобы каждый видел, какую позицию заняли остальные участники. • Можно предложить участникам, которые стоят на краях «континуума», поговорить о том, что их привело к такому решению. • Можно «сложить» ряд посередине, так чтобы участники оказались друг напротив друга. Пусть они поговорят в парах в течение 5 минут о своей позиции. Затем пары встречаются с другими парами и обсуждают свои точки зрения. Эту технику можно использовать при наличии в группе противоречивых мнений. Кроме того, с ее помощью можно прояснить некоторые аспекты группового процесса: • Насколько я доволен работой на воркшопе? • Какова степень моего влияния в группе? • Чему я уже научился на воркшопе? • Насколько свободно я себя здесь чувствую? • Насколько я доверяю группе? • Нравится ли мне участие в воркшопе? • Что из полученного опыта я смогу использовать на практике? • Насколько хорошо получается сотрудничество на воркшопе? • Насколько я доволен ведущим? Группу с большим количеством участников можно разделить на малые группы, чтобы у каждого была возможность активного участия. ПРИТЧИ, ИСТОРИИ, АФОРИЗМЫ Вы можете использовать притчи, истории и афоризмы для привлечения внимания участников, прояснения сложных взаимосвязей и побуждения к размышлениям. Мне особенно нравится рассказывать короткие истории при завершении учебного этапа. ПРИТЧИ Притчи должны быть по возможности короткими. Особенно хороши истории из практики дзен и суфизма. Они краткие, они озадачивают и они — «вне времени». Лучше всего выучить их наизусть. Два мальчика Один человек провел много лет, изучая законы своей религии. Он пришел к учителю и спросил его: «Учитель, что еще я должен знать?» Учитель ответил: «Ключ к счастливой жизни — это любовь, а не религия и не закон». И рассказал историю о двух мальчиках, которые ходили в воскресную школу. Им надоело посещать уроки религии. И один из них предложил сбежать с уроков. «Как это сбежать? Наши отцы нас поймают и высекут». «Да нет, мы сами их высечем». «Что? Ты хочешь высечь своего отца? Да ты с ума сошел! Ты забыл, что мы должны почитать отца и мать?» «Ты совершенно прав. Поэтому сделаем так: ты высечешь моего отца, а я — твоего». Тина и грязь Два монаха путешествовали по стране. Много дней шел дождь, и дорога была покрыта грязью. Танзан и Экидо, промокшие до нитки, продолжали идти вперед. Когда они подошли к месту, где дорога поворачивала, им встретилась прекрасная девушка в роскошном шелковом кимоно, которая боялась перейти заболоченную дорогу. «Подойди, девушка», — сказал Танзан, взял ее на руки и перенес через грязь. Экидо молчал до вечера, пока они не дошли до храма, в котором планировали переночевать. И тогда он не сдержался. «Мы, монахи, сторонимся женщин, — сказал он Тан-зану, — особенно молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты это сделал?» «Я оставил девушку на обочине дороги», — ответил Танзан. «Но ты еще носишь ее в своей фантазии», — сказал Экидо. Умение плавать У Насреддина была старая весельная лодка. Иногда он брал пассажиров, которые хотели совершить прогулку. Однажды он взял на борт нервного профессора, который хотел переправиться на другую сторону широкого и опасного потока. Как только лодка отчалила, профессор спросил, придется ли им столкнуться с большими волнами. «Не знаю», — ответил Насреддин. «Ты никогда не учил грамматики?» — спросил профессор. «Нет», — ответил Насреддин. «Ну, тогда ты попусту потратил полжизни», — сказал профессор. Вскоре поднялся сильный шторм. Волны вздымались вверх и наполняли лодку водой. Насреддин обратился к своему пассажиру: «Вы когда-нибудь учились плавать?» «Нет», — ответил профессор. «Тогда вы попусту потратили всю жизнь, потому что мы идем ко дну», — сказал Насреддин. Небо и ад Старый монах сидел на улице, погруженный в глубокую медитацию. Вдруг его благостное состояние нарушил резкий окрик воина-самурая: «Эй, старик,расскажи мне, что такое небо и ад?» Сначала монах не ответил, как будто не слышал, что к нему обращаются. Он медленно открыл глаза и едва заметно улыбнулся, а самурай стоял перед ним, полный нетерпения и раздражения. «Ты хочешь знать тайну неба и земли? — спросил наконец монах. — Ты, такой грубый? Ты, чьи руки и ноги покрыты пылью? Ты, чей меч давно заржавел?» Самурай выругался, выхватил свой меч и поднял его над головой. Его лицо побагровело от ярости, как будто он собрался обезглавить непочтительного монаха. «Это ад», — кротко сказал монах. Словно ударенный молнией, самурай остановился, охваченный удивлением, благоговением, сочувствием и любовью к кроткому человеку, который рисковал своей жизнью, чтобы преподать ему урок. Глаза самурая наполнились слезами благодарности. «А это, — сказал монах, — рай». ИСТОРИИ Личные истории оказывают особое воздействие, если они драматичны, поражают слушателей, вселяют в них напряжение и вызывают у них сильные эмоциональные переживания. Традиция Абрахам Маслоу любил рассказывать студентам следующую историю: Во время Второй мировой войны эксперты британской армии анализировали методы работы артиллерии, чтобы использовать орудия более эффективно. Эксперт наблюдал, как команда артиллеристов села в армейский грузовик и отбуксировала пушку на стрельбище. Затем артиллеристы поставили орудие на позицию, зарядили и направили ствол на цель. Перед выстрелом два солдата быстрыми шагами прошли к орудию и заняли позиции позади него. После выстрела они вернулись к пушке и помогли подготовить ее к новой зарядке. Эксперт спросил, почему оба солдата перед каждым выстрелом занимали позицию позади орудия. Никто не мог объяснить причину. Это просто было частью традиции. Заинтересовавшись, эксперт продолжил свое расследование. Он опросил старых офицеров. Но постоянно получал один и тот же ответ: мы всегда так делали. Наконец он попросил ветерана войны с бурами посмотреть ритуал на стрельбище, надеясь, что тот сможет объяснить ему, зачем два солдата перед каждым выстрелом вставали позади орудия. Ветеран посмотрел на весь этот процесс, громко рассмеялся и сказал: «Они держат поводья лошадей, чтобы те не убежали, когда пушка выстрелит». Жалобы Американская поэтесса Майя Ангелу рассказывала следующи случай из своей жизни: Я выросла у бабушки. У нее была привычка: когда в ее магазин приходил человек, который любил жаловаться и причитать, она звала меня и говорила с видом заговорщика: «Подойди ко мне, деточка». Затем она спрашивала клиента: «Как дела, брат Томас?», тот отвечал: «Сегодня не очень, сестра Хендерсон. Так жарко! Я ненавижу эту летнюю жару. Я от нее заболеваю. Эта погода меня убивает». Моя бабушка стоически выдерживала все это, скрестив руки на груди, бормоча «Да-да» и посматривая на меня — слышу ли я эти жалобы? Затем пришла женщина: «Я ненавижу пахать. Земля такая жесткая, а мулы, такие глупые. Я умру от этой работы. Я никогда с ней не справлюсь. Мои руки и ноги стерты до крови, в глаза и в нос попал песок. Я этого больше не выдержу!» А бабушка говорила: «Да-да», смотрела на меня и кивала. Но как только женщина покинула магазин, бабушка приказала мне встать перед ней. И сказала то, что говорила уже тысячу раз: «Девочка, ты слышала, как жаловались брат: "Слишком жарко" и сестра: "Много дел"?» Я кивала, а бабушка продолжала: «Девочка, во всем мире люди вечером ложатся спать — бедные и богатые, молодые и старые, белые и черные. Многие из них никогда не проснутся. Они хотели бы встать утром, но их кровати стали гробами, а их одеяла — саванами. Эти мертвецы отдали бы все за пять минут жары и десять минут пахоты в пыли и грязи. Поэтому остерегайся жаловаться и причитать. Если тебе не нравится делать что-то одно, делай другое. Если ты не можешь чего-то изменить, измени свои мысли об этом. Но не жалуйся!» У каждого человека в жизни есть только мгновения, когда он абсолютно открыт и готов воспринимать что-то действительно важное. И моя бабушка обращалась ко мне именно в такие моменты. Жаловаться не только глупо, но и опасно. Это может привлечь внимание жестокого человека к тому, что жертва находится рядом. Мгновения молчания Американский учитель медитации Кларк Стрэнд рассказал та кой случай: На днях я встретил старого опытного психоаналитика. Я спросил его, каков, по его мнению, самый важный фактор успешного лечения. Он ответил, что размышлял об этом много лет и что прежде всего имеет значение прекрасная аналитическая подготовка. Он объяснял свои успехи в психотерапии тем, что обучался у множества выдающихся аналитиков. «И как вы смотрите на это сейчас?» «Теперь я знаю, что моя сильная сторона в том, что в минуты молчания, в те мгновения, когда ничего не произносится вслух, я остаюсь открытым для моих пациентов. Когда я думаю об этом, я понимаю, что решающими были моменты, когда совсем ничего не происходило. Прошло тридцать лет, прежде чем я смог это допустить», — сказал он. Я спросил его: «Вы верите, что многие психоаналитики и терапевты знают эту тайну?» «Если они успешно лечат своих клиентов, то действуют именно так. Но в большинстве случаев они не осознают, что им это известно». Он подумал еще мгновение и добавил: «Это так трудно осознать, потому что это само собой разумеется». Кофе отвратителен на вкус Очень хороши короткие анекдоты, которые проливают свет на наши слабости и вызывают у нас смех. Вот пример такого анекдота, который рассказывал Пол Ватцлавик: Один коллега спросил Пола, по каким признакам можно понять, что терапия супружеской пары закончена. Тот ответил: «Когда пара завтракает вместе, муж говорит: "Кофе отвратителен", и оба знают, что он говорит именно о кофе...» АФОРИЗМЫ Иногда участники могут сформулировать определенное послание коротко и ясно с помощью афоризма. Возможно, вы захотите обратить их внимание на то, что с определенного возраста не нужно больше бороться с авторитетами. На этот случай подойдет следующий афоризм: Зрелость — это когда ты делаешь то, что хочешь, даже если твоя мать не считает, что это хорошо. В конце трудной встречи или после неудачи вы можете утешить участников следующим наблюдением Жана Жиродо: Только посредственности все время добиваются выдающихся результатов. Если ваших участников мучают сомнения, потому что они еще не нашли решения трудной проблемы, сделайте им в конце встречи косвенный комплимент: Все трудности в этом мире имеют одну причину: глупцы уверены в том, что они делают, а умные все время сомневаются (Бертран Рассел). ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА Если на вашем воркшопе есть участники с сильной мотивацией, можно предложить им вести дневник, в котором они будут описывать свой учебный процесс, свои идеи, затруднения и «прорывы». Я расскажу вам, как можно ознакомить участников с этим очень личным способом обучения, который активизирует их внутренние ресурсы и самостоятельность. Упражнение «Ведение дневника» Цель. Создание дневника. Материалы. Тетрадь для записей (каждому участнику). Время. 30 минут. Структура работы. Выясните, кто из участников уже имеет опыт ведения дневника, назовите имена людей, известных участникам, использующих этот метод в своей жизни. Затем поговорите о технике и целях ведения дневника, ▼ Ведение дневника — это диалог с самим собой. ▼ Основная техника — отражение «потока сознания»: мы за ▼ Для ведения дневника сначала необходима достаточно интимная ситуация, в которой нам не мешают внешние раздражители. Не нужно ни на кого обращать внимание. ▼ Творческие личности переживают каждый свой день как последовательность процессов обучения, поиска и осознавания. Они воспринимают свою жизнь динамической и изменчивой. Они находят стабильность в связанности с самим процессом жизни. Записи в дневнике также способствуют ощущению непрерывности, потому что связывают множество событий, которые на поверхности могут казаться хаотичными и невзаимосвязанными. ▼ Особенно полезно вести дневник в переходных ситуациях, в поворотные моменты жизни, когда нужно принимать важные решения, а также в ходе интенсивного обучения. ▼ Ведение дневника может принести пользу и в конце обучения; оно помогает нам интегрировать новые перспективы и решения. ▼ Ведение дневника также способствует поддержанию значимых личных отношений. Оно дает возможность глубже их понять и предостерегает от опрометчивых реакций, которые могут возникнуть, например, в состоянии фрустрации. ▼ Дневник — хорошее средство расслабления, так как в ходе ▼ Мы можем использовать дневник, чтобы обдумать важные переживания в профессиональной сфере жизни и подготовиться к решению трудных задач. ▼ И еще одно методическое преимущество ведения дневни После рассказа о возможностях, которые предоставляет ведение дневника, вы можете раздать тетради участникам, дав следующие указания: «Прежде чем начать писать, дайте себе минуту спокойной концентрации... спокойно и глубоко дышите, закройте глаза... почувствуйте свое тело... свое настроение... мысли, которые приходят вам в голову... После этого можете начать записи. Пишите о себе и своем обучении на воркшопе. Возможно, вы захотите отметить, в каких ситуациях вам было легко, в каких — труднее; запишите, какие у вас возникли идеи, на какие вопросы вы нашли ответы, какие проблемы возникли. Возможно, ваше участие в воркшопе вызовет воспоминания о прошлом опыте обучения, учителях, учебных группах, в которых вы принимали участие. Если вы замечаете, что по каким-то причинам не можете отстроиться от какой-то другой темы, отдайте ей приоритет и напишите об этом. Можете рассматривать дневник как возможность свободного самовыражения. Дайте себе на это 10 минут времени». Через 10 минут участники заканчивают свои записи и молча их перечитывают. При желании можно сделать некоторые дополнения. Затем участники ищут такое место, где они были бы предоставлены самим себе. Там они читают свои записи вслух, прислушиваясь к себе, и формулируют свою реакцию в одном коротком предложении, которое также записывают в дневник. Затем происходит краткая обратная связь в кругу по поводу этой техники саморегуляции. Варианты. В конце отдельных встреч вы можете предложить участникам делать краткие записи в дневнике. Пусть они попробуют закончить следующие предложения: • Этот этап обучения был для меня... • Я действительно взбодрился, когда... • Я почувствовал на этой встрече раздражение, удовлетворение или интерес, когда... • У меня возникло вдохновение, появились идеи, когда... • Из всех членов группы на этой встрече меня больше всего вдохновил... • Я не смог на этой встрече сказать, что... • Я доволен тем, что был активен на этой встрече, так как я... • Для меня остался открытым вопрос... • Я почувствовал свое тело на этой встрече, когда... • Сильную внутреннюю связь я почувствовал с... • Мне доставило удовольствие, что... РИТУАЛЫ Ритуалы дают участникам групповой работы ощущение уверенности и надежности. Они делают группу более значимой благодаря возникающему чувству доверия и повышению сплоченности. Ведущий может использовать как неявные, так и явные, принимаемые совместно с участниками ритуалы. Пример неявного ритуала — порядок рассаживания. Если участники начинают день, например, с работы в кругу, то это автоматически настраивает их на активный стиль работы на воркшопе. К явным ритуалам относится техника «высказываний по кругу», в которой участники сообщают что-то п
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.019 с.) |