Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 3. Граффити (для средней стадии работы)

Поиск

Цель. Это динамичное упражнение служит для выявления спек­тра имеющихся вопросов и получения ответов от всех участни­ков. Оно повышает творческую энергию группы. Материалы. Два-три плаката, закрепленные рядом на доске — чтобы получилась большая поверхность для записей. Время. От 30 до 60 минут.

Структура работы. Скажите, что у группы есть существенное пре­имущество: совместно легче найти оптимальные решения про­блем и правильно поставить вопросы. Игра состоит из двух частей. В первой части речь идет о вопросах, во второй — об ответах.

Первая часть. Участники в течение минуты размышляют о важных вопросах, которые волнуют их в данный момент. Один из них громко произносит свой вопрос и записывает его на пла­катном листе. Затем второй участник формулирует и записывает свой вопрос. Если вопросы взаимосвязаны, их можно записать близко друг к другу. Вопросы записываются по очереди. У каж­дого есть право задать несколько вопросов или не задавать их вов­се. Иногда какие-нибудь вопросы тут же порождают новые — это Совершенно нормально. На этой стадии нельзя отвечать или ком­ментировать происходящее.

Вторая часть. После того как будут записаны все вопросы, начинается вторая часть. Любой участник, пожелавший выска­зать мнение, подходит к доске и делится своими соображения­ми. Каждый отвечающий осознает, что на любой вопрос может быть несколько ответов. Завершив выступление, участник вычер­кивает вопрос. Если остальные члены группы испытывают по­требность дать дополнительные ответы на тот же вопрос, они могут это сделать, подойдя к доске, высказав свой комментарий


и перечеркнув вопрос второй раз. У ведущего тоже есть право да­вать ответы и высказывать комментарии.

 

Упражнение 4. Вопросы и ответы (для заключительной стадии работы) Цель. Это упражнение помогает участникам подготовиться к «возвращению» в повседневную жизнь. Оно должно помочь устранить недопонимание, выразить признание, осуществить оценку и облегчить «перенос» идей и навыков в жизнь. В этом упражнении ответы на вопросы группы — привилегия веду­щего.

Время. От 30 до 60 минут.

Структура работы. Скажите участникам, что вы готовы помочь им перенести в их профессиональную или личную практику то, чему они научились на воркшопе. Этот «перенос» будет успеш­нее, если участники займут особую позицию уважения и призна­ния. Под этим подразумевается уважение к тому, что каждый осознал и чему научился, и признание тех, к кому участники вер­нутся после воркшопа. Задача — соединить одно с другим: ис­пользовать собственное знание и в то же время учитывать особенности других — коллег, начальство или членов семьи.

Попросите участников в течение некоторого времени настро­иться на задание и сконцентрироваться на вопросах, которые воз­никают в связи с предстоящим возвращением в привычное окружение (1-2 минуты).

Затем скажите, что вы готовы отвечать на вопросы группы.

Участники получат больше пользы, если вы примените в сво­их ответах технику «Перефразирование — выражение чувств — ответ».

ТЕХНИКА

«ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ - ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ - ОТВЕТ»

Перефразирование. Услышав вопрос, попытайтесь сформули­ровать его собственными словами, чтобы прояснить его: для груп­пы в целом; для задающего вопрос; для себя самого.

Переформулируя, упрощая или просто повторяя вопрос, вы га­рантируете, что все настроятся на него. Это важно для тех участ­ников, которые, возможно, были заняты собственными мыслями и не слышали, какой именно вопрос был задан.


Перефразирование может быть полезным и для спрашиваю­щего, особенно если вопрос был сложным или недостаточно уве­ренным. Но прежде всего перефразирование полезно вам, потому что помогает установить контакт с группой и дает время привес­ти мысли в порядок. Иногда достаточно просто повторить вопрос словами самого участника, добавив к этому его имя: «Фред спра­шивает, что...»

Вы можете видоизменять вопрос, чтобы придать ему в случае нечеткой формулировки правильное направление или сориенти­ровать пессимистичный вопрос на поиск ресурсов.

Выражение чувств. Вторая часть ответа еще не касается со­держания вопроса, но связана с чувствами спрашивающего, группы и самого ведущего. Речь идет об эмоциональном настрое вопроса, его интенсивности и внутреннем участии остальных членов группы. У вас есть возможность реагировать по-разно­му: можно показать свое понимание, но можно и вступить в кон­фронтацию. Однако вы должны избегать конфликтов. Вы принимаете вопрос и в то же время даете понять, что сами реа­гируете на него эмоционально. Вы можете дать следующие ком­ментарии:

• Это очень важный вопрос.

. • Этот вопрос мне часто задают.

• Я могу сказать, что эта тема важна и для меня.

• Многие на воркшопе ломают голову над этим вопросом.

• По-моему, это очень сложная тема.

• Этот вопрос попал в цель.

• Это очень смелый вопрос.

С помощью таких ответов вы «прикасаетесь» к чувствам спра­шивающих и показываете, что поняли послание и хотите ответить на него с максимальной пользой. На очень жестко поставленный вопрос вы можете сказать: «По этому поводу существуют разные мнения. Я понимаю вашу точку зрения и хочу кратко рассказать о том, что думаю по этому поводу сам».

Ответ. Теперь дайте нужную информацию или сообщите свое личное мнение. Если вы не знаете ответа, скажите об этом четко и ясно, добавив, что вы готовы найти нужную информацию или знаете кого-то, к кому можно обратиться. Вы можете также при­общить группу и спросить, не хочет ли кто-то еще ответить на этот вопрос.


Отвечая на вопрос, обращайтесь не только к спрашивающему. Принимайте во внимание всю группу и организуйте ответ так, что­бы остальные участники тоже что-то для себя получили и вы не потеряли их интереса. Учитывайте потребность задающего вопрос, но «объективируйте» ответ, чтобы привлечь всю группу. Следите за тем, чтобы ответ не был слишком многословным. Лучше отве­чать коротко. Избегайте повторений. Если вы замечаете, что инте­рес остальных участников незначителен, то можете сказать: «Мне бы хотелось, чтобы и остальные могли задать вопросы, и я отве­чаю кратко, но готов впоследствии дать более подробный ответ».

Если вы ориентируете свои ответы на всю группу, то можете из­бежать дискуссий с «любящими поспорить» участниками. Эта опасность возникает в основном на краткосрочных воркшопах.

Следите за временем и структурируйте процесс так, чтобы уде­лить внимание каждому. Не удивляйтесь, если не все участники зададут вопросы. Часто ответы на предшествующие вопросы яв­ляются ответами и на последующие. Если это упражнение оказывается короче, чем ожидалось, значит, вы сберегли драго­ценную энергию.

 

Упражнение 5. Повторение

Цель. Это упражнение — хороший способ подведения мыс­ленного «баланса». Физическая активность стимулирует мозже­чок и кору головного мозга, акцентирует самостоятельность и ответственность, дает возможность посмотреть на происходящее из новой перспективы.

Игра представляет собой больше, чем простое повторение. Она способствует консолидации и оценке усвоенного материала. Вы можете использовать ее для быстрого решения проблем, «мозго­вого штурма», подведения итогов. Повторение в такой форме при­носит удовольствие, потому что атмосфера игры содержит в себе импровизацию и возможность неожиданностей. Материалы. Несколько мячей среднего размера. Время. 10-15 минут.

Структура работы. Разбейтесь на команды из 5-6 участников и встаньте в круг диаметром около двух метров. Я хочу показать вам способ повторения важного материала, над которым мы ра­ботали на последней встрече. Для этого нам понадобится мяч. Правила таковы.


Бросая мяч другому участнику команды, высоко подкиньте его и спросите перед броском: «Что вы изучили на последней встре­че?» Поймавший мяч должен назвать что-то, что он изучил и по­нял. Он может говорить спокойно, не нужно торопиться. Затем бросьте мяч другому участнику. Говорить может только тот, у кого мяч. Не бросайте мяч ближайшим соседям (только тому уча­стнику, который стоит далеко от вас) (3 минуты).

Во втором «круге» участники спрашивают друг друга о том, чего они не поняли на последней встрече (2 минуты).

 

Упражнение 6. Шаг в правильном направлении Цель. Это несколько более продолжительная игра, дающая возможность повторить новую информацию. С ее помощью вы мо­жете проверить, насколько участники поняли пройденное. Ее привлекательность состоит в том, что последовательность отве­тов обратная — от отвечающего к преподавателю. Именно это придает игре-рефлексии «особый вкус».

Когда группа привыкнет к этой игре, участники смогут сами предлагать темы для вопросов.

Дополнительный вариант — участники берут на себя и дру­гие задачи. Маленькая «комиссия» готовит вопросы, а сменная «фигура» (это может быть кто-то из участников) принимает ре­шение, что правильно, а что — нет. В этом случае приходится считаться с протестами, если группа не согласна с выбором. Это дает возможность разрешать конфликты. время. 20-30 минут.

Структура работы. Есть еще одна возможность сделать повторе­ние увлекательным. Игра, которую я хочу вам предложить, про­ходит так: у меня есть тридцать вопросов, на которые вам нужно ответить. Каждый раз, когда вы даете правильный ответ, я де­лаю шаг вперед. Если ответ неправильный, я отхожу назад. Я на­чинаю от двери и буду перемещаться по комнате вперед или Обратно к двери, наподобие шахматной фигуры, которую «пере­двигают» ваши ответы. Посмотрим, где я буду в конце. Я буду очень рад, если окажусь в тридцати шагах от двери.

 

Упражнение 7. Волшебники

Цель. Это превосходная альтернатива другим формам по­вторения, рефлексии, проверке понимания и знаний. Участники


сами контролируют степень сложности игры, потому что «уче­ники волшебника» самостоятельно определяют вопросы. Для «волшебников» возникает интересная ситуация — они должны не только думать об ответе, но и сотрудничать друг с другом не­привычным и даже удивительным образом. Это вызывает твор­ческое напряжение и некий элемент новизны, который делает обучение интересным.

Варианты. Если участники знакомы с этим упражнением, вы можете создать «четверки» с двумя парами «волшебников». Обе пары говорят по очереди — одна пара задает вопрос, другая — от­вечает.

Время. 15-20 минут.

Структура работы. Разделитесь на «тройки» и встаньте на неко­тором расстоянии от других «троек». Я покажу вам очень инте­ресную и увлекательную форму оценки и повторения. Участники «тройки» выступают в разных ролях. Двое из них становятся «волшебниками». Они встают рядом и кладут руки на плечи друг другу. Третий участник встает напротив них, он — «ученик вол­шебника». Он хочет испытать «волшебника», задавая ему какой-либо вопрос, связанный с тем, что было изучено на последней встрече. Это должен быть вопрос, на который нельзя ответить одним словом, например: «Что такое обучающаяся организа­ция?» Как только «ученик» задал вопрос, следует ход «волшеб­ников». Они должны дать ответ, но совершенно особым образом. Каждый может произносить по одному слову. Все равно, кто на­чинает. После того как будет сказано первое слово ответа, второй «волшебник» продолжает, при этом им нельзя заранее договари­ваться об ответе. Их задача — импровизировать.

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Упражнение 1. Неструктурированные «раунды» Цель. Обмен мнениями в спокойной обстановке. Материалы. Плакатные листы.

Структура работы. Договоритесь с группой о теме работы (напри­мер: «Как будут изменяться потребности наших клиентов в сле­дующие пять лет?») и расскажите о ходе упражнения.


Каждый участник высказывает свои соображения по задан­ной теме. Перебивать выступающего нельзя. Когда он закончит, то сообщает об этом группе. Нет временных ограничений, оче­редность выступлений определяется спонтанно. Остальные участники внимательно слушают, никак не комментируя услы­шанное.

В конце ведущий еще раз повторяет весь спектр мнений, под­черкивая важные совпадения и разногласия. Вместе с группой он проверяет правильность своего «резюме». Если речь идет о том, чтобы прийти к единому мнению, ведущий помогает в этом груп­пе. В конце «раунда» можно записать совместное решение или план действий.

Варианты:

• Ведущий записывает высказывание каждого участника в виде тезисов.

• Каждый член группы может высказываться столько раз, сколько захочет.

• В конце каждого «раунда» проводится общее обсуждение.

• В конце «раунда» ведущий обобщает совпадения и расхож­дения мнений. После этого проходят следующие «раун­ды», до тех пор, пока не будет принята совместная точка зрения.

 

Упражнение 2. Структурированные «раунды» Цель. Эта процедура помогает участникам решиться выс­казать свое мнение и гарантирует каждому возможность быть выслушанным. Ее можно использовать при разрешении конфлик­тов, поскольку она выявляет весь спектр мнений. Такие «раун­ды» помогают каждой группе глубоко проработать тему. Каждый участник слышит все мнения и может существенно развить или изменить собственный взгляд на проблему. Материалы. Плакатные листы.

Время. Каждому участнику дается ограниченное время на выс­казывание — 1-2 минуты.

Структура работы. Сформулируйте тему «раунда», например: «Как мы можем передать наши знания коллегам из компании X?» Запишите ее на доске. Предложите кому-то из участников начать выступление и определите, кто будет следующим. Участники го­ворят по очереди, не перебивая друг друга и не комментируя ска-


занное. Все внимание сосредотачивается на говорящем. Важно следить за соблюдением регламента. Если время не используется полностью, участник говорит, что он закончил, и приглашает высказаться следующего. У каждого члена группы есть право от­казаться от выступления.

В конце «раунда» ведущий обобщает спектр мнений и помога­ет группе прийти к общему мнению или решению.

Можно кратко изложить основные мысли каждого участника на доске и подвести промежуточный итог. Решения и планируе­мые мероприятия нужно также записать. Если в ходе «раунда» группа не приходит к согласию, упражнение продолжается.

Время от времени полезно напоминать участникам, чтобы они не перебивали других и не отпускали комментариев. Следует под­бадривать сдержанных участников, чтобы они также высказали свое мнение.

Если упражнение состоит из нескольких «раундов», целесо­образно, чтобы их начинали разные участники.

Это простая и чрезвычайно эффективная техника, которую вы можете использовать очень часто.

 

Упражнение 3. Динамический «мозговой штурм» Цель. В спокойной обстановке высказать как можно боль­ше новых идей.

Материалы. Плакатные листы и секундомер. Время. Установите вместе с участниками временные рамки от 5 до 10 минут.

Структура работы. Договоритесь с группой о теме «мозгового штурма». Участники могут спонтанно высказывать любые идеи, в том числе необычные. Все идеи записываются на плакатном листе. Возможно, вам для этого понадобится помощник. Как пра­вило, выступление каждого участника дополнительно стимули­руют высказывания других членов группы. Следите за тем, чтобы никто не комментировал то, что предлагают остальные. Исполь­зуйте кинестетический интеллект участников, предлагая им:

- встать;

- сменить местоположение в комнате;

- попрыгать на одной ноге;

- встать на стул;

- закрыть глаза;


- походить по комнате;

- остановиться в определенном месте комнаты;

- сделать шаг в любом направлении (тем, кто высказал свое мнение).

 

Упражнение 4. За и против

Цель. Прояснение позитивных и негативных аспектов про­блемы с целью принятия решения. Материалы. Два плакатных листа. Время. 15-30 минут.

Структура работы. Проведите «мозговой штурм» для выявления негативных аспектов проблемы и запишите идеи на плакатном листе. Сделайте небольшую паузу перед следующим шагом. На­пример, можете предложить участникам пройтись по комнате, потянуться, порастягивать мышцы. Затем проведите второй «моз­говой штурм», определяя позитивные аспекты проблемы, и за­пишите идеи на втором плакатном листе.

После этого группа садится полукругом перед двумя плаката­ми, участники молча читают все записи. Спросите группу, гото­ва ли она работать над принятием решения. Иногда оказывается, что для этого еще не пришло время. В этом случае можно предло­жить следующие процедуры:

• Участники обсуждают в деталях отдельные пункты и отве­чают на вопросы.

• Группа разделяется на подгруппы и обсуждает все «за» и «против». Каждая подгруппа пытается прийти к какому-либо решению, которое она позднее представит в общем кругу.

• Участники делятся на подгруппы, проводят обсуждение, определяя и «взвешивая» важнейшие пункты на обоих ли­стах, и возвращаются в круг, сформулировав свои рекомен­дации.

• Решите вместе с группой, готова ли она принимать оконча­тельное решение, или же должны быть выполнены еще ка­кие-то условия.

 

Упражнение 5. Пространственный континуум Цель. Эта техника помогает группе выяснить спектр мне­ний по определенному вопросу и представить его визуально.


Время. От 10 до 60 минут, в зависимости от размера группы и же­лаемой интенсивности дискуссии.

Структура работы. Проведите по комнате воображаемую линию, например, диагональ из одного угла в другой. Объясните участ­никам, что один конец линии означает полное несогласие, а вто­рой — стопроцентное согласие. Сформулируйте вопрос и две возможные крайние точки зрения. Эта техника обращается не только к нашей интуиции, но и к рациональному мышлению и предполагает спокойные и осмотрительные действия. Сначала участникам нужно походить по комнате, чтобы почувствовать пространственный «ответ» на вопрос. Можно занимать различ­ные позиции вдоль «линии», пока не будет найдена та, которая интуитивно ощущается «правильной». Когда все участники зай­мут свои места вдоль линии, они могут обсудить с соседями, по­чему они выбрали именно эту позицию (по 2 минуты для каждого). Те, кто находится на крайних точках «континуума», могут поговорить друг с другом или с ведущим.

После этого каждый проверяет, хочет ли он сохранить выбран­ную позицию или поменять ее. После «исправлений» участники объясняют группе, почему они выбрали именно эту позицию и что они чувствуют в данный момент.

Варианты:

• Можно встать полукругом, чтобы каждый видел, какую позицию заняли остальные участники.

• Можно предложить участникам, которые стоят на краях «континуума», поговорить о том, что их привело к такому решению.

• Можно «сложить» ряд посередине, так чтобы участники оказались друг напротив друга. Пусть они поговорят в па­рах в течение 5 минут о своей позиции. Затем пары встре­чаются с другими парами и обсуждают свои точки зрения.

Эту технику можно использовать при наличии в группе про­тиворечивых мнений. Кроме того, с ее помощью можно прояс­нить некоторые аспекты группового процесса:

• Насколько я доволен работой на воркшопе?

• Какова степень моего влияния в группе?

• Чему я уже научился на воркшопе?

• Насколько свободно я себя здесь чувствую?


• Насколько я доверяю группе?

• Нравится ли мне участие в воркшопе?

• Что из полученного опыта я смогу использовать на прак­тике?

• Насколько хорошо получается сотрудничество на ворк­шопе?

• Насколько я доволен ведущим?

Группу с большим количеством участников можно разделить на малые группы, чтобы у каждого была возможность активного участия.

 

ПРИТЧИ, ИСТОРИИ, АФОРИЗМЫ

Вы можете использовать притчи, истории и афоризмы для привлечения внимания участников, прояснения сложных взаимосвязей и побуждения к размышлениям. Мне особенно нравится рассказывать короткие истории при завершении учеб­ного этапа.

ПРИТЧИ

Притчи должны быть по возможности короткими. Особенно хо­роши истории из практики дзен и суфизма. Они краткие, они оза­дачивают и они — «вне времени». Лучше всего выучить их наизусть.

Два мальчика

Один человек провел много лет, изучая законы своей ре­лигии. Он пришел к учителю и спросил его: «Учитель, что еще я должен знать?» Учитель ответил: «Ключ к счаст­ливой жизниэто любовь, а не религия и не закон». И рас­сказал историю о двух мальчиках, которые ходили в воскресную школу.

Им надоело посещать уроки религии. И один из них пред­ложил сбежать с уроков.

«Как это сбежать? Наши отцы нас поймают и высе­кут».

«Да нет, мы сами их высечем».

«Что? Ты хочешь высечь своего отца? Да ты с ума со­шел! Ты забыл, что мы должны почитать отца и мать?»


«Ты совершенно прав. Поэтому сделаем так: ты высе­чешь моего отца, а ятвоего».

Тина и грязь

Два монаха путешествовали по стране. Много дней шел дождь, и дорога была покрыта грязью. Танзан и Экидо, промокшие до нитки, продолжали идти вперед. Когда они подошли к месту, где дорога поворачивала, им встретилась прекрасная девушка в роскошном шелковом кимоно, кото­рая боялась перейти заболоченную дорогу.

«Подойди, девушка»,сказал Танзан, взял ее на руки и перенес через грязь.

Экидо молчал до вечера, пока они не дошли до храма, в котором планировали переночевать. И тогда он не сдер­жался.

«Мы, монахи, сторонимся женщин,сказал он Тан-зану,особенно молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты это сделал?»

«Я оставил девушку на обочине дороги»,ответил Танзан.

«Но ты еще носишь ее в своей фантазии»,сказал Эки­до.

Умение плавать

У Насреддина была старая весельная лодка. Иногда он брал пассажиров, которые хотели совершить прогулку. Од­нажды он взял на борт нервного профессора, который хо­тел переправиться на другую сторону широкого и опасного потока. Как только лодка отчалила, профессор спросил, придется ли им столкнуться с большими волнами.

«Не знаю»,ответил Насреддин.

«Ты никогда не учил грамматики?»спросил профес­сор.

«Нет»,ответил Насреддин.

«Ну, тогда ты попусту потратил полжизни»,ска­зал профессор.

Вскоре поднялся сильный шторм. Волны вздымались вверх и наполняли лодку водой. Насреддин обратился к сво­ему пассажиру: «Вы когда-нибудь учились плавать?»


«Нет»,ответил профессор.

«Тогда вы попусту потратили всю жизнь, потому что мы идем ко дну»,сказал Насреддин.

Небо и ад

Старый монах сидел на улице, погруженный в глубокую медитацию. Вдруг его благостное состояние нарушил рез­кий окрик воина-самурая: «Эй, старик,расскажи мне, что такое небо и ад?»

Сначала монах не ответил, как будто не слышал, что к нему обращаются. Он медленно открыл глаза и едва за­метно улыбнулся, а самурай стоял перед ним, полный не­терпения и раздражения.

«Ты хочешь знать тайну неба и земли?спросил на­конец монах.Ты, такой грубый? Ты, чьи руки и ноги по­крыты пылью? Ты, чей меч давно заржавел?»

Самурай выругался, выхватил свой меч и поднял его над головой. Его лицо побагровело от ярости, как будто он со­брался обезглавить непочтительного монаха.

«Это ад»,кротко сказал монах.

Словно ударенный молнией, самурай остановился, ох­ваченный удивлением, благоговением, сочувствием и лю­бовью к кроткому человеку, который рисковал своей жизнью, чтобы преподать ему урок. Глаза самурая напол­нились слезами благодарности.

«А это,сказал монах,рай».

ИСТОРИИ

Личные истории оказывают особое воздействие, если они драма­тичны, поражают слушателей, вселяют в них напряжение и вы­зывают у них сильные эмоциональные переживания.

Традиция

Абрахам Маслоу любил рассказывать студентам следующую ис­торию:

Во время Второй мировой войны эксперты британской армии анализировали методы работы артиллерии, что­бы использовать орудия более эффективно. Эксперт наблю­дал, как команда артиллеристов села в армейский


грузовик и отбуксировала пушку на стрельбище. Затем ар­тиллеристы поставили орудие на позицию, зарядили и на­правили ствол на цель. Перед выстрелом два солдата быстрыми шагами прошли к орудию и заняли позиции по­зади него. После выстрела они вернулись к пушке и помог­ли подготовить ее к новой зарядке.

Эксперт спросил, почему оба солдата перед каждым вы­стрелом занимали позицию позади орудия. Никто не мог объяснить причину. Это просто было частью традиции.

Заинтересовавшись, эксперт продолжил свое расследо­вание. Он опросил старых офицеров. Но постоянно полу­чал один и тот же ответ: мы всегда так делали.

Наконец он попросил ветерана войны с бурами посмот­реть ритуал на стрельбище, надеясь, что тот сможет объяснить ему, зачем два солдата перед каждым выстре­лом вставали позади орудия.

Ветеран посмотрел на весь этот процесс, громко рас­смеялся и сказал: «Они держат поводья лошадей, чтобы те не убежали, когда пушка выстрелит».

Жалобы

Американская поэтесса Майя Ангелу рассказывала следующи

случай из своей жизни:

Я выросла у бабушки. У нее была привычка: когда в ее магазин приходил человек, который любил жаловаться и причитать, она звала меня и говорила с видом заговор­щика: «Подойди ко мне, деточка». Затем она спрашива­ла клиента: «Как дела, брат Томас?», тот отвечал: «Сегодня не очень, сестра Хендерсон. Так жарко! Я нена­вижу эту летнюю жару. Я от нее заболеваю. Эта погода меня убивает».

Моя бабушка стоически выдерживала все это, скрестив руки на груди, бормоча «Да-да» и посматривая на меняслышу ли я эти жалобы?

Затем пришла женщина: «Я ненавижу пахать. Земля такая жесткая, а мулы, такие глупые. Я умру от этой ра­боты. Я никогда с ней не справлюсь. Мои руки и ноги стер­ты до крови, в глаза и в нос попал песок. Я этого больше не выдержу!»


А бабушка говорила: «Да-да», смотрела на меня и кива­ла. Но как только женщина покинула магазин, бабушка приказала мне встать перед ней. И сказала то, что гово­рила уже тысячу раз: «Девочка, ты слышала, как жалова­лись брат: "Слишком жарко" и сестра: "Много дел"?» Я кивала, а бабушка продолжала: «Девочка, во всем мире люди вечером ложатся спатьбедные и богатые, моло­дые и старые, белые и черные. Многие из них никогда не проснутся. Они хотели бы встать утром, но их кровати стали гробами, а их одеяласаванами. Эти мертвецы отдали бы все за пять минут жары и десять минут пахо­ты в пыли и грязи. Поэтому остерегайся жаловаться и причитать. Если тебе не нравится делать что-то одно, делай другое. Если ты не можешь чего-то изменить, изме­ни свои мысли об этом. Но не жалуйся!»

У каждого человека в жизни есть только мгновения, когда он абсолютно открыт и готов воспринимать что-то действительно важное. И моя бабушка обращалась ко мне именно в такие моменты.

Жаловаться не только глупо, но и опасно. Это может привлечь внимание жестокого человека к тому, что жер­тва находится рядом.

Мгновения молчания

Американский учитель медитации Кларк Стрэнд рассказал та

кой случай:

На днях я встретил старого опытного психоаналити­ка. Я спросил его, каков, по его мнению, самый важный фактор успешного лечения. Он ответил, что размышлял об этом много лет и что прежде всего имеет значение пре­красная аналитическая подготовка. Он объяснял свои ус­пехи в психотерапии тем, что обучался у множества выдающихся аналитиков.

«И как вы смотрите на это сейчас?» «Теперь я знаю, что моя сильная сторона в том, что в минуты молчания, в те мгновения, когда ничего не произ­носится вслух, я остаюсь открытым для моих пациентов. Когда я думаю об этом, я понимаю, что решающими были моменты, когда совсем ничего не происходило. Прошло


тридцать лет, прежде чем я смог это допустить»,ска­зал он. Я спросил его: «Вы верите, что многие психоанали­тики и терапевты знают эту тайну?»

«Если они успешно лечат своих клиентов, то действу­ют именно так. Но в большинстве случаев они не осозна­ют, что им это известно».

Он подумал еще мгновение и добавил: «Это так трудно осознать, потому что это само собой разумеется».

Кофе отвратителен на вкус

Очень хороши короткие анекдоты, которые проливают свет на наши слабости и вызывают у нас смех. Вот пример такого анек­дота, который рассказывал Пол Ватцлавик:

Один коллега спросил Пола, по каким признакам мож­но понять, что терапия супружеской пары закончена. Тот ответил: «Когда пара завтракает вместе, муж говорит: "Кофе отвратителен", и оба знают, что он говорит имен­но о кофе...»

АФОРИЗМЫ

Иногда участники могут сформулировать определенное послание коротко и ясно с помощью афоризма.

Возможно, вы захотите обратить их внимание на то, что с оп­ределенного возраста не нужно больше бороться с авторитетами. На этот случай подойдет следующий афоризм:

Зрелостьэто когда ты делаешь то, что хочешь, даже

если твоя мать не считает, что это хорошо.

В конце трудной встречи или после неудачи вы можете уте­шить участников следующим наблюдением Жана Жиродо:

Только посредственности все время добиваются выда­ющихся результатов.

Если ваших участников мучают сомнения, потому что они еще не нашли решения трудной проблемы, сделайте им в конце встре­чи косвенный комплимент:

Все трудности в этом мире имеют одну причину: глуп­цы уверены в том, что они делают, а умные все время со­мневаются (Бертран Рассел).


 

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Если на вашем воркшопе есть участники с сильной моти­вацией, можно предложить им вести дневник, в котором они бу­дут описывать свой учебный процесс, свои идеи, затруднения и «прорывы». Я расскажу вам, как можно ознакомить участников с этим очень личным способом обучения, который активизирует их внутренние ресурсы и самостоятельность.

 

Упражнение «Ведение дневника» Цель. Создание дневника. Материалы. Тетрадь для записей (каждому участнику). Время. 30 минут.

Структура работы. Выясните, кто из участников уже имеет опыт ведения дневника, назовите имена людей, известных участникам, использующих этот метод в своей жизни.

Затем поговорите о технике и целях ведения дневника, Ведение дневника — это диалог с самим собой.

▼ Основная техника — отражение «потока сознания»: мы за­
писываем все, что «проходит» через наше сознание, — мыс­
ли, опыт и чувства. При этом мы часто обнаруживаем, что
пишем не «диалог», а «триалог» между разумом, сердцем и те­
лом.

Для ведения дневника сначала необходима достаточно ин­тимная ситуация, в которой нам не мешают внешние раздра­жители. Не нужно ни на кого обращать внимание.

Творческие личности переживают каждый свой день как последовательность процессов обучения, поиска и осознава­ния. Они воспринимают свою жизнь динамической и измен­чивой. Они находят стабильность в связанности с самим процессом жизни. Записи в дневнике также способствуют ощущению непрерывности, потому что связывают множество событий, которые на поверхности могут казаться хаотичны­ми и невзаимосвязанными.

▼ Особенно полезно вести дневник в переходных ситуаци­ях, в поворотные моменты жизни, когда нужно принимать важные решения, а также в ходе интенсивного обучения.

▼ Ведение дневника может принести пользу и в конце обу­чения; оно помогает нам интегрировать новые перспективы и решения.


Ведение дневника также способствует поддержанию зна­чимых личных отношений. Оно дает возможность глубже их понять и предостерегает от опрометчивых реакций, которые могут возникнуть, например, в состоянии фрустрации.

▼ Дневник — хорошее средство расслабления, так как в ходе
его ведения мы можем следовать нашему собственному внут­
реннему ритму и не должны реагировать на внешние требова­
ния.

Мы можем использовать дневник, чтобы обдумать важные переживания в профессиональной сфере жизни и подготовить­ся к решению трудных задач.

▼ И еще одно методическое преимущество ведения дневни­
ка: мы можем обратиться к прошлому опыту, чтобы лучше
понять собственные модели поведения, заметить то, чего не
хватает в нашей жизни, и обнаружить точки «блокировки».

После рассказа о возможностях, которые предоставляет веде­ние дневника, вы можете раздать тетради участникам, дав следу­ющие указания: «Прежде чем начать писать, дайте себе минуту спокойной концентрации... спокойно и глубоко дышите, закрой­те глаза... почувствуйте свое тело... свое настроение... мысли, кото­рые приходят вам в голову...

После этого можете начать записи. Пишите о себе и своем обу­чении на воркшопе. Возможно, вы захотите отметить, в каких ситуациях вам было легко, в каких — труднее; запишите, какие у вас возникли идеи, на какие вопросы вы нашли ответы, какие проблемы возникли.

Возможно, ваше участие в воркшопе вызовет воспоминания о прошлом опыте обучения, учителях, учебных группах, в кото­рых вы принимали участие.

Если вы замечаете, что по каким-то причинам не можете от­строиться от какой-то другой темы, отдайте ей приоритет и напишите об этом. Можете рассматривать дневник как возмож­ность свободного самовыражения. Дайте себе на это 10 минут времени».

Через 10 минут участники заканчивают свои записи и молча их перечитывают. При желании можно сделать некоторые допол­нения. Затем участники ищут такое место, где они были бы пре­доставлены самим себе. Там они читают свои записи вслух,


прислушиваясь к себе, и формулируют свою реакцию в одном ко­ротком предложении, которое также записывают в дневник.

Затем происходит краткая обратная связь в кругу по поводу этой техники саморегуляции.

Варианты. В конце отдельных встреч вы можете предложить участникам делать краткие записи в дневнике. Пусть они попро­буют закончить следующие предложения:

• Этот этап обучения был для меня...

• Я действительно взбодрился, когда...

• Я почувствовал на этой встрече раздражение, удовлетворе­ние или интерес, когда...

• У меня возникло вдохновение, появились идеи, когда...

• Из всех членов группы на этой встрече меня больше всего вдохновил...

• Я не смог на этой встрече сказать, что...

• Я доволен тем, что был активен на этой встрече, так как я...

• Для меня остался открытым вопрос...

• Я почувствовал свое тело на этой встрече, когда...

• Сильную внутреннюю связь я почувствовал с...

• Мне доставило удовольствие, что...


 

РИТУАЛЫ

Ритуалы дают участникам групповой работы ощущение уверенности и надежности. Они делают группу более значимой благодаря возникающему чувству доверия и повышению сплочен­ности. Ведущий может использовать как неявные, так и явные, принимаемые совместно с участниками ритуалы.

Пример неявного ритуала — порядок рассаживания. Если участники начинают день, например, с работы в кругу, то это автоматически настраивает их на активный стиль работы на воркшопе.

К явным ритуалам относится техника «высказываний по кру­гу», в которой участники сообщают что-то п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.019 с.)