Выстраивание последовательности обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выстраивание последовательности обучения



Вспомните, что вы узнали, прочитав главу 5 «Модель динамичес­кого обучения». Основная схема каждой стадии обучения на вор­кшопе состоит из трех элементов:

- расслабленное внимание;

- погружение в комплексный опыт;

- активное оценивание.

При планировании воркшопа вы можете использовать один из двух альтернативных способов построения последовательности обучения: индуктивный (от частного к общему) или дедуктивный (от общего к частному). Оба они достаточно эффективны и инте­ресны.

Индуктивный подход (от частного к общему):

Предварительная организация. Договоритесь с участни­ками о том, как будет проходить воркшоп в целом и отдель­ные этапы обучения. Определите темы, вопросы и проблемы, которые должны быть решены.

Конкретные жизненные учебные ситуации. Продумайте значимые для участников виды деятельности (моделирование, ролевые игры, театр импровизаций, презентации участников,


эксперименты, игры, полевые исследования, экспертные от­четы и т. п.). Все эти учебные ситуации построены по принци­пу погружения в комплексный учебный опыт.

Оценка. Здесь речь идет о «консолидации» понимания и опыта. Не забывайте, что существует опыт, который нужно обдумать в одиночестве, но в большинстве случаев происхо­дит интерактивный анализ. Участники могут разделиться на пары и обсудить свой учебный опыт. В заключение можно про­вести общее обсуждение, поговорить о переносе опыта в повсе­дневную жизнь, внести теоретические и практические дополнения.

▼ Перенос в повседневную жизнь. Способствуйте тому, что­бы участники использовали на практике полученные знания и навыки. Они могут спланировать индивидуальные или кол­лективные действия. Дайте им возможность подготовиться к переносу опыта в повседневную жизнь с помощью ролевых игр. Помогите участникам понять, что произойдет, если они изменят поведение.

Дедуктивный подход (от общего к частному):

Предварительная организация, договоритесь с участни­ками о том, как будет проходить воркшоп в целом и отдель­ные этапы обучения. Определите темы, вопросы и проблемы, для которых можно найти новые решения.

Обсуждение опыта участников. Дайте участникам воз­можность рассказать о личном, а затем о профессиональном опыте. Спросите: «Кто пережил что-нибудь подобное?»

Представление нового знания. Познакомьте участников с результатами исследований, процедурами, стратегиями, об­щими принципами и т. п. Расскажите, как и где возникли эти знания, кто внес вклад в их получение, каково их практичес­кое значение, где можно получить подробную информацию и т. п. (Пусть этот классический этап обучения будет как мож­но более живым, увлекательным, разнообразным.)

Освоение новых знаний на практике. Дайте участникам возможность «поэкспериментировать» с новым знанием. Ис­пользуйте моделирование, ролевые игры и т. п., чтобы участ­ники могли применять новые знания в игровой форме, и таким образом проверять и интегрировать их.


▼ Активное оценивание. Участники в парах или в малых группах обсуждают упражнение или игру: как они восприня­ли новое знание? Что себя оправдало? Что показалось спор­ным?

▼ Перенос в повседневную жизнь. Пусть участники опреде­лят, что и как они хотели бы использовать в будущем. Что они хотели бы изменить? Что им не хотелось бы пробовать приме­нить на практике? Почему? Что препятствует этому? Как мож­но нейтрализовать эти препятствия?

УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Для участников и ведущего воркшоп представляет собой некий «временной остров». Вероятно, мы начинаем по-другому воспри­нимать время, и происходит это прежде всего потому, что изменя­ется внутреннее восприятие, мозг и чувства работают по-другому. Чем дольше длится воркшоп, тем сильнее у многих изменяется чувство времени. В ретроспективе кажется, что воркшоп прошел быстро, но пока участники и ведущий погружены в работу, вре­менные границы кажутся растянутыми. Все новое, что пережива­ют участники — неожиданные перспективы, занятость прошлым и будущим, — способствует тому, что они воспринимают воркшоп растянутым во времени. При этом возникает повышенная чувстви­тельность по отношению ко времени. Часто время воркшопа рас­сматривается как особо ценное, и поэтому важно, чтобы ведущий хорошо продумал его распределение. В связи с этим я хотел бы от­метить некоторые важные моменты:

▼ Акцентирование начала и окончания работы. При пла­нировании уделите особое внимание началу и окончанию вор­кшопа. Придумайте интересное начало, которое подчеркива­ло бы переход из однообразной повседневности в более интенсивное время обучения. Некоторые ведущие приносят что-то особое, что соответствует теме воркшопа: фотографию, стихотворение, статью, музыкальное произведение, куклу и т. п. Подумайте также о том, что последняя встреча группы должна стать ярким и впечатляющим завершением работы. Участники должны вернуться в повседневную жизнь, поняв, что их время было потрачено с пользой. Важно, чтобы они смотрели в будущее с оптимизмом, были уверены, что многое из полученного на воркшопе можно будет использовать в даль-


нейшем. В то же время нельзя не принимать в расчет и чув­ство печали, которое неизменно возникает на таких переход­ных этапах.

▼Пунктуальность. Начинайте каждую встречу вовремя. Этим вы покажете, что вы человек надежный и вам можно доверять. Рекомендуется на первой или второй встрече огово­рить время работы и записать его на плакате. Это расписание должно быть на виду. Можно повесить его на стене — лучше всего рядом с дверью. Если вы решите внести изменения в рас­писание, договоритесь об этом с группой.

Опыт и импровизация. Кратко обрисуйте, как вы пред­ставляете себе ход воркшопа. Это не означает, что вы должны представить точную программу, которую участники не имеют возможности изменить, отметьте лишь основные моменты. Исходите из того, что цели и потребности участников связаны с вашими представлениями. Поговорите об общих целях. Не забудьте сказать о том, что участники постепенно будут обна­руживать в себе изменения. Так как привычное структуриро­вание времени на воркшопе нарушается, участники захотят больше импровизировать, пробовать на практике что-то новое, по-другому использовать учебное время. Предложите погово­рить об их собственных целях и представлениях.

Мини-лекции. Если вы хотите представить результаты ис­следований, разъяснить концепции или провести экспери­мент, то ваш монолог не должен продолжаться более 10-20 минут. Обозначьте окончание теоретической части, предложив участникам сесть свободнее и потянуться, а затем обсудить ус­лышанное.

Перерывы в работе. За 5-10 минут до окончания встречи вы можете напомнить участникам, что скоро будет перерыв. Это дает им приятное ощущение, что они контролируют вре­мя. Например, можно сказать: «Через пять минут у нас пере­рыв. Вы можете использовать оставшееся время, чтобы поделиться своими мыслями или задать вопросы».

▼ Краткие паузы в работе. Всегда прерывайте работу над те­мой, когда уровень энергии в группе снижается. Сделайте ко­роткий перерыв, предложите упражнения на физическую активность, дайте дополнительное время на рефлексию или просто несколько глубоких вдохов.


Дополнительные перерывы. Если вы теряете основную «нить» или не знаете, что делать дальше, объявите короткий перерыв, во время которого участники смогут подвигаться, а у вас будет возможность упорядочить свои мысли.

Акцентирование позитивного. Чем сильнее ведущий во­влечен в работу, тем более вероятно, что у него возникнет ощу­щение нехватки времени: как успеть сделать все, что полезно для участников и что необходимо для основательной прора­ботки темы? Оставьте эту негативную оценку при себе и де­лайте акцент на том, что у вас и ваших участников достаточно времени, чтобы научиться самым важным вещам. Эта цель достижима, потому что обучение на воркшопе отличается от повседневного. Сообщите участникам, что они могут поло­житься также на неосознаваемые процессы: на 99% обучение происходит бессознательно.

Обратная связь. После важных шагов в обучении поза­ботьтесь об обратной связи. Время от времени рефлексия нуж­на (это могут быть краткие записи, минута размышления и т. п.) — но в большинстве случаев целесообразна «обратная связь» от участников. Классическая возможность — обмен мнениями с партнером или в малой группе.

Оценка. Оценку воркшопа лучше всего проводить в не­формальной обстановке, можно после официального оконча­ния. В этом случае не будет давления времени. Можно включить музыку, поговорить и попрощаться в неформаль­ной обстановке.

Расстановка акцентов. Попытайтесь не позволять встре­че идти по инерции, придайте ей определенную законченность, предложив в заключение интересную мысль, вопрос или ци­тату.


 

СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ

Когда вы готовите воркшоп или отдельную встречу, мо­жете опираться на следующую схему. Необходимо учитывать семь факторов, особенно важных при обучении. Вы должны оце­нить каждый из этих факторов применительно к конкретной встрече. Решающую роль в этой оценке играют ваш собственный опыт и предыдущий опыт участников.


Предыдущий опыт участников

Что уже знают и умеют участники?

Каким образом вы можете учитывать интересы и опыт участников?

Какие особенности свойственны участникам этого ворк-шопа?

Каковы важнейшие характеристики этой группы? Как вы можете подготовить участников к учебному процес­су (предварительная организация)?

Как лучше всего кратко рассказать участникам о предстоя­щем воркшопе? О чем вы расскажете? Что будет неожиданным?

2. Среда обучения

Как создать предпосылки успешного обучения участни­ков?

Какие правила будут способствовать ощущению уверенно­сти участников?

Как организовать групповое пространство таким образом, чтобы участники чувствовали себя хорошо и в то же время испытывали интерес? Как должны располагаться участники?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.009 с.)