Упражнение 3. Обретение равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 3. Обретение равновесия



Цель. В этом упражнении мы используем ритм, чтобы най­ти баланс души и тела. Время. 5 минут.

Структура работы. Скажите участникам следующее: «Нам будет легче учиться, если мы будем следовать своему личному ритму. Обучение — это интенсивная работа, игровые паузы, возможность практиковаться, экспериментировать и размышлять о происхо­дящем. Самое важное — стараться найти собственный, подходя­щий только нам, ритм. Если мы его найдем, то будем хорошо себя чувствовать.

Я хочу предложить вам символическое упражнение, во время которого вы сможете почувствовать, как можно управлять сво­им ритмом и ощутить внутреннее равновесие.

Сядьте на самый край стула, как можно дальше от спинки, чтобы у вас было достаточно места для раскачивания в разные


стороны. Держите спину прямо и начните мягко покачиваться из стороны в сторону, слева направо и наоборот... Если хотите, можете синхронизировать свои движения с дыханием.

Постепенно уменьшайте амплитуду своих движений, раска­чиваясь все ближе к «центральной оси». Почувствуйте, как ощу­щение равновесия становится все отчетливее. И когда наконец вы достигнете полного равновесия, останьтесь в такой позе на не­которое время и почувствуйте это ощущение совершенного балан­са (1-2 минуты).

Теперь начните раскачиваться верхней частью туловища впе­ред и назад и, как и в прошлый раз, постепенно сокращайте ам­плитуду движений. И чем незаметнее ваши движения, тем тоньше становятся ваши ощущения. Почувствуйте, как вы все больше и больше приближаетесь к равновесию. Как только вы достигнете его, просто насладитесь приятным чувством спокой­ствия и баланса...

Когда у вас возникает потребность восстановиться или найти баланс в повседневной суете, вы можете использовать это очень простое упражнение, которое помогает по-новому объединить ум, сердце и тело».

 

СЕМЬ ИНТЕЛЛЕКТОВ

В этой главе речь пойдет о теории «семи интеллектов», предложенной американским психологом Говардом Гарднером. Эта теория открывает для ведущего прекрасные возможности ин­тересной и эффективной организации учебного процесса. Одно­временно идея Гарднера обостряет видение потенциала разных участников. Со школьных времен мы привыкли ассоциировать высокий интеллект с академиками и «книжными червями», но эта теория существенно меняет наши представления.

ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект — это наша способ­ность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опы­те. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь. Известно, что классические


тесты на интеллект мало говорят о том, насколько успешным бу­дет человек в профессии. Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много вни­мания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта.

1. Вербальный интеллект — это вербальные, речевые способ­ности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой фор­мой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова. Как правило, такие люди много читают. Они ясно пишут, им нравится выступать на публике.

2. Логико-математический интеллект — операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бух­галтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распоз­навать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект — этот вид ин­теллекта «думает» в картинах и пространственных предста­влениях. Он необходим в профессиональной деятельности архитекторов, фотографов, художников, скульпторов, пилотов, механиков и инженеров. Люди с высокоразвитым простран­ственным интеллектом — прекрасные наблюдатели. Они любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в не­знакомой среде.

4. Музыкально-ритмический интеллект — здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодий, их оценивании и создании. Этой формой интеллекта обладают не только композиторы или рок-певцы, но все, кто может петь и танцевать.

5. Телесно-кинестетический интеллект — это интеллект наше­го тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. Этот тип интеллекта очень нужен спорт­сменам и ремесленникам, хирургам и механикам, а также акте­рам, танцорам и физиотерапевтам. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.


6. Межличностный интеллект — под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Меж­личностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения, темперамент и потребности других, как реагируем на них. Он нужен социальным работникам и психотерапевтам, менеджерам и офицерам, а также политикам и ведущим воркшо-пов. Людям этих профессий нужна способность идентифициро­ваться с другими и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Обладающий этим даром может стать хорошим коммуникатором, учителем и посредником.

7. «Внутриличностный» интеллект — это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внут­риличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства, установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания. Типичные профессии, в которых требуется развитие этой формы интеллекта, — консультанты, теологи, а также свободные профессии. Для этих людей часто важно быть независимыми и полностью самостоятельно опре­делять свои цели. Во многих случаях они предпочитают рабо­тать в одиночестве.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя вы­ражены они по-разному: одни сильнее, другие слабее.

Преимущество такого представления об интеллекте — отсут­ствие дискриминации. Спортсмены, механики, мойщики окон считаются не менее интеллектуальными, чем менеджеры, систем­ные аналитики или нейрохирурги. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов.

К тому же все семь интеллектов сложным образом дополня­ют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинесте­тический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей. Он локализуется в области мозжечка. Здесь происходит управ­ление сложными движениями, но теперь известно, что в этой области также располагается «переключатель» когнитивной де­ятельности. Эта область мозга составляет только десятую часть всего объема мозга, но в ней концентрируются более 50 процен­тов всех нейронов, 40 миллионов нервных соединений - в четы-


ре раза больше, чем в очень сложном зрительном центре. Поче­му? Мозжечок управляет не только нашими движениями. Он управляет памятью, вниманием и пространственным восприя­тием и участвует в реализации речевых способностей, в эмоци­ональном реагировании. Он активирует важные области «новой коры», самой высокоразвитой части нашего мозга, с помощью которой мы решаем проблемы, планируем и логически мыслим. Множество исследований указывают на то, что вероятность ус­пеха обучения повышается, когда учащиеся имеют возможность двигаться — в спорте, игровой деятельности, театральных по­становках или на танцах.

Из повседневной жизни известно, что семь интеллектов рабо­тают взаимосвязанно:

• Шахматисты используют визуальный и логический интел­лект. Чтобы успешно выдерживать длительные партии, им необходимы внутриличностный и межличностный виды интеллекта.

• Механики ремонтируют неисправную тормозную систему, используя визуально-пространственный, кинестетический и логико-математический виды интеллекта.

• Когда вы приглашаете гостей и хотите удивить их изыскан­ным меню, вам нужен вербальный интеллект, чтобы понять оригинальный рецепт из французской кулинарной книги; логико-математический интеллект, чтобы правильно рас­считать необходимое количество продуктов; кинестетичес­кий интеллект, чтобы «колдовать» на кухне, и межлично­стный интеллект, чтобы составить меню, отвечающее разнообразным вкусам ваших гостей.

Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения ко­торых нам было бы достаточно одного типа интеллекта.

Практические рекомендации:

У каждого человека есть все семь типов интеллекта. Тео­рия Гарднера — не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание). Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал: если мы хотим добиться лучших результатов обучения, нужно задействовать как можно боль­ше видов интеллекта.


Динамическое обучение наиболее эффективно в ситуациях, когда происходит обращение к комплексу интеллектов. Иде­альная модель использования интеллектов — творчество Гете или Леонардо да Винчи.

Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие ка­кого-либо типа связано с культурными предрассудками, вли­янием родителей, системой образования или травматическим опытом. Например, японская программа развития талантов фирмы «Судзуки» демонстрирует огромный потенциал, кото­рый есть у обычных учеников в области музыкально-ритми­ческого интеллекта.

На воркшопе мы должны стимулировать «спящие» виды ин­теллекта. Нередко результатом этого оказывается улучшение творческих способностей и рост чувства собственной значимо­сти.

▼ В повседневной жизни все семь интеллектов работают вме­
сте достаточно сложным образом. Отдельный интеллект — это
научная абстракция. Гарднер выделил «семь интеллектов» из
общего контекста с целью подробного исследования. Каждый
преподаватель может с помощью этой теории использовать
свои методические стратегии более дифференцированно и эф­
фективно (см. упражнение «Привлечение внимания» в конце
этой главы).

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая широкий спектр упраж­нений для каждого типа интеллекта.

▼ Возможно, список Гарднера не полон. Мы можем прини­
мать во внимание и другие типы интеллекта (на воркшопе нуж­
но учитывать все типы интеллекта):

- духовность;

- способность сопереживать;

- сексуальность;

- юмор;

- интуицию;

- творчество;


- чувствительность к запахам;

- способность комбинировать различные типы интеллек­та («фактор Леонардо»).

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные учебные ситуации, соответствующие естественным склонностям участников, их профессиональным и личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии ме­тодов обучения: не только говорить, но работать с рисунком, с движениями, взаимодействием и самонаблюдением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.017 с.)