Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предоставьте участникам возможность выбора и творчества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постоянный контроль и манипуляции вызывают разочарование, сопротивление или пассивность. Давайте участникам возможность выбора в ходе обучения и работы на воркшопе. Полнота альтернатив — хороший контекст для создания высокой мотивации. Прислушивайтесь к пожеланиям участников: они могут стать рядовыми исполнителями, взять на себя роль тренеров или экспертов. Дайте возможность командам поработать над комплексными темами, придуманными самостоятельно. 9. Создайте стимулирующую окружающую обстановку. Повесь 10. Дайте участникам понять, что ошибки приветствуются. Обу РАБОТА С ПОМЕХАМИ Все, что нарушает концентрацию внимания участников на работе и обучении, является помехой. Некоторые из этих помех совершенно незаметны, другие замечаются, но оставляются без внимания и через некоторое время исчезают сами собой; какие-то помехи обсуждаются вслух, если на них реагирует участник, ведущий или другие члены группы. ВИДЫ ПОМЕХ 1. Помехи, привнесенные извне. Нередко встречаются участники, у которых сложилась непростая ситуация в личной или профессиональной сфере. Болезни членов семьи, проблемы с супругом, конфликты на работе могут накладывать отпечаток на чувства людей и приковывать к себе их внимание. Порой проходит некоторое время, прежде чем эти участники смогут отвлечься от своих забот. В этом случае помогает неформальный разговор с другими или с ведущим. Иногда человек сам решается сообщить группе о том, что отвлекает его от совместной работы. 2. Ассоциативные помехи. Все, о чем говорится на воркшопе, может вызвать сильную личную реакцию — возникнут воспоминания о каком-то событии, надежда или опасение. Например, кто-то рассказывает о прощальной вечеринке на своей старой работе. Другой участник только что расстался с девушкой, и тема расставания вызывает интенсивную внутреннюю «цепную реакцию». Подобные ситуации случаются в жизни группы очень часто. В результате некоторые участники надолго отвлекаются от «официальной» программы. Если нечто подобное переживают одновременно многие члены группы, возникает «энергетическая дыра», отчетливо воспринимаемая большинством участников и ведущим. Основные провоцирующие отвлечение темы: насилие, смерть, проблемы в отношениях, политика, школа, секс и сексуальная дискриминация, расизм, деньги, дети, разводы, болезни, безработица, увольнения, начальство, родители. 3. «Цензура» и сдержанность. В каждой группе есть свои Частые табу — сильные эротические влечения, личные антипатии и критика других участников. Табу может быть выражение сильных чувств (прежде всего горя и ярости), критика ведущего, организации и институтов, спонсирующих воркшоп. Если сильные чувства или страстные мысли постоянно подвергаются цензуре, в группе возникает ощутимое напряжение. Это может привести к «парализации» групповой энергии и ограничениям в учебном процессе. Тогда возникает насущный вопрос: какую степень откровенности и близости может позволить себе эта группа? 4. Нарушения коммуникации. Постарайтесь, чтобы участни • Мы заранее раздумываем, что скажем в ответ. • Мы слишком быстро даем совет, и этим мешаем собеседнику сообщить больше. • Мы заранее знаем, что скажет другой. У нас сразу возникает ассоциация: «Недавно со мной случилось нечто похожее...» • Мы делаем поспешные выводы. • Мы упражняемся в чтении мыслей: «Я знаю, что ты думаешь», «Ты подавлен», и т. д. Не менее вредны коммуникационные и мыслительные «блокады», парализующие говорящего и слушателя. Обратите особое внимание на высказывания такого типа: • Это не так уж важно... • Меня никогда никто не слушает... • Со мной всегда так... • Я говорю это один раз и не буду повторять... • Вы должны знать, что я думаю... • Я говорил вам это, но знал, что вы не будете слушать... • Так не пойдет... • Никто не может этого... • Я пробовал уже все... и т. п. Если участники перебивают друг друга, если кто-то не получает подтверждения, что его сообщение услышано, если робких участников не поощряют к тому, чтобы они больше сообщали о себе, ведущий должен вмешаться. 5. Латентные программы. Под этим подразумеваются скры могут мешать спонтанному поведению, активной работе и интенсивному обучению. (Ведь обучение означает «открытие себя».) Примеры: • Я нахожусь здесь, потому что меня вынудили, на самом деле я хочу уйти. • Я хочу, чтобы встреча была короткой, потому что мне надо скорее вернуться домой. • Я хочу произвести хорошее впечатление. • Я хочу всем нравиться. • Я участвую, потому что увлечен кем-то. Если в группе достаточно доверия, такие «латентные программы» можно раскрыть. Как правило, этот процесс приводит к значительному повышению уровня групповой энергии. 6. Притяжение и отталкивание, зависть и конкуренция. Социальное поведение участников воркшопа в значительной степени определяется их жизненным опытом. Отношения с родителями и авторитетными личностями в детстве, очередность рождения, знакомая социальная среда — все это влияет на поведение в группе. Наше восприятие других участников может искажаться переносом («Ты как мой отец»), а также проекцией собственных чувств и желаний на других. В случае негативного переноса («Мне всегда не по себе, когда Эрик подходит ко мне») ведущий может осторожно попытаться вместе с участником исследовать, был ли в его жизни кто-то, похожий на Эрика. Прежде всего не дайте участникам попасть в положение аутсайдеров или «козлов отпущения» и следите за тем, чтобы внутри группы не было раскола по типу «Мужчины против женщин», «Учителя против психологов» и т. д. 7. Ситуативные помехи. Эти затруднения возникают в основном в результате фрустрации, вызываются стрессом или архаическими тенденциями «древних отделов мозга» (см. главу 6). Подобные трудности проявляются в:
- посторонних разговорах; - опозданиях; - пропусках встреч; - саркастических замечаниях; - высказываниях дискриминационного характера; - «монополизаторском» поведении во время дискуссии; - вербальных атаках на участников или ведущего; - манерности или клоунаде и т. п. 8. Волнующие сообщения извне. Иногда на воркшопе становятся известны новости, сильно волнующие всех или отдельных участников: - драматические политические события; - существенные изменения на собственной фирме; - личные удачи или несчастья. О таких волнующих известиях нужно говорить, чтобы группа снова стала работоспособной. Не очень разумно обходить их молчанием. Помехи напоминают участникам и ведущему о том, что хаос — такая же норма, как и порядок. Но в основном ни участники, ни ведущий не склонны философски реагировать на внезапный беспорядок. Как правило, помеха вызывает сигнал тревоги: она означает нечто новое для нашего мозга, а это новое выступает на первый план. Конечно, мы спрашиваем себя, несет ли оно нам позитивные изменения или угрозу. Большая часть помех является сигналом опасности, и часто возникает вопрос, какая реакция лучше — бегство или нападение? Так как в группе никто не может реально убежать или напасть, у всех возникает стресс. Ведущий тоже должен прореагировать на ситуацию. Чем больший стресс испытывает он сам, тем больше вероятность, что он обратится к классической авторитарной модели разрешения кризисов. В этой модели речь идет о контроле и подавлении кризисной ситуации, а не о ее органичном решении. Элементы модели: - контроль со стороны ведущего; - приоритет темы, задания над процессом; - подавление: ведущий подавляет мешающие чувства, чтобы работа группы не нарушалась и участники могли концентрироваться на обучении; - усиление контроля: так как подавляемые чувства все же мешают учебному процессу и вызывают новые «помехи», ведущий вынужден усилить контроль, чтобы не отклоняться от цели. Если мы действуем по этой модели, игнорируя или подавляя помехи или наказывая каким-либо образом «мешающих» участников, то мы ухудшаем учебный климат. Особо боязливые участники испытывают трудности в обучении, потому что не чувствуют себя уверенно. Кроме того, мы подаем очень плохой пример. Мы «имплицитно» демонстрируем собственную неуверенность, потому что не в состоянии конструктивно реагировать на неожиданную ситуацию. Поэтому предпочтительна другая модель, основанная на следующих принципах: - чувства сопровождают любой вид групповой работы и могут быть выражены; учащиеся в этом случае лучше себя чувствуют и лучше учатся; - нужно всегда сообщать о помехах и обсуждать их, и в этой ситуации вероятность возникновения новых помех уменьшается; - чем больше свободы имеют учащиеся, тем лучше они учатся; - ведущий должен давать меньше «официальных» указаний; - нет проигравших, все победители. «ФИЛОСОФИЯ ПОМЕХ» А теперь я представлю семь принципов «философии помех», которая помогает улучшить учебный климат в группе и сокращает опасность серьезных нарушений. 1. Помехи — это часть нашей жизни. В повседневной жизни, в семье, на работе постоянно возникают неожиданные ситуации, нарушающие нашу деятельность, наши планы. Мы спрашиваем себя: «Что означает эта новая информация, это событие? Заняться ли этим прямо сейчас? Или проигнорировать? А может быть, вернуться к этому позже?» Жизнь хаотична. Мы не можем ожидать, что наш воркшоп станет «островом» спокойствия, где не действуют законы жизни. Совсем наоборот, определенная степень помех показывает, что группа живет. Помехи случаются часто, и лучше на них настроиться, чем подавлять. Лучше всего рассматривать помехи как некий вызов. Если мы принимаем их и стараемся что-то в этой ситуации получить, то косвенно сообщаем участникам: воркшоп не лаборатория, не стерильная учебная ситуация, а «реальная жизнь». Все, чему я здесь научусь, я могу позже применить в жизни. 2. Жесткий контроль приводит к увеличению количества по Если вы предпочитаете недирективный стиль работы, дайте участникам понять: на воркшопе речь идет не о том, как сделать приятное ведущему, а о том, как лучше учиться. 3. Все участники заслуживают уважения. Широко распростра 4. Лучшие «дисциплинирующие меры» — те, которые проводятся незаметно. Каждому ведущему знакомы провокационные вопросы с сильным эмоциональным посланием, посторонние разговоры, уход из комнаты, чтение газет во время работы группы и т. д. Если вас это тревожит, в группе может появиться еще больше проблем с дисциплиной, поскольку энергия перетекает туда, куда обращено внимание. Например, если вы не хотите, чтобы участник продолжал читать газету, можете предложить группе небольшое упражнение, во время которого все должны встать со своих мест и поработать в парах. Чем меньше участник осознает, что его дисциплинируют, тем лучше. Постарайтесь делать акцент на обучении, а не на вопросах дисциплины. Создавайте разнообразные учебные ситуации, предлагайте активные процедуры, в которых есть новизна и некий вызов, при этом следите за тем, чтобы не наступало утомления участников. Сосредоточьте свое внимание на удовольствии, связанном с обучением. Используйте стратегии, перечисленные в конце этого раздела, чтобы избежать помех. Дайте участникам понять: ведущий не монстр и не «мимоза», он знает, как провести свой корабль через бури и непогоду. 5. Помехи — информация для ведущего. Большая часть помех связана со спонтанной реакцией участников. В основе «мешающего» поведения практически всегда лежат простые, но сильные потребности (см. главу 6), такое поведение не планируется заранее. Реагируйте невербально, не применяйте знакомые участникам со школы приемы: не читайте лекций, обращайтесь к правилам поведения в группе только в случае необходимости (см. главу 36). 6. Предупреждение предотвращает 95% помех. Когда участники увлечены учебным процессом и могут свободно выражать себя, у них есть достаточно возможностей разобраться с помехами тактично. Постарайтесь правильно организовать учебный процесс, не забывайте о необходимости чередования концентрации и расслабления, активности и отдыха. Позаботьтесь о «переходных» мероприятиях. Если у кого-то из участников имеются серьезные проблемы, поговорите с ним в перерыве. Опытные ведущие редко испытывают трудности с дисциплиной, потому что умеют создать в группе оптимальный климат. Дайте участникам косвенное послание: здесь вы можете концентрировать свое внимание на действительно важных вещах. 7. Сообщение о помехах и работа с ними — условие эффективного обучения. Можно ввести в группе правило «в первую очередь — работа с помехами»: в тех случаях, когда участники (и ведущий) осознают, что они отвлекаются, волнуются, испытывают страх или раздражение, нужно сообщать об этом. Но мы должны понимать, что далеко не все помехи четко осознаются «виновниками», поэтому такое правило не является гарантией того, что помеха будет обсуждаться. КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОМЕХ Вот несколько советов, которые помогут вам избежать возникновения помех: ▼ Ограничьте время передачи информации группе (не более 20 минут). Прежде всего это относится к монологам ведущего или отдельных участников, но также и к презентациям и дискуссиям. ▼ Проводите больше мероприятий под девизом «Что я в результате получу?». Определите вместе с участниками, что они хотят изучить и что они получают, когда занимаются определенной темой. Начните с выяснения потребностей и целей участников. Чем больше внимания вы уделите целям, тем более активна будет группа. ▼ Если вы устанавливаете правила, они должны быть понятными. Участникам важно знать, зачем вы их принимаете. Повесьте список правил на стену, чтобы все могли его видеть. Чем меньше будет правил, задаваемых ведущим, тем лучше (см. главу 36). ▼ Создавайте возможность для работы в малых группах, «тройках» или парах, проводите обсуждение в кругу. Преимущество сотрудничества в малых группах — чувство безопасности и уверенности, удовольствие от совместной работы. ▼ Постарайтесь в первые минуты встречи установить зрительный контакт с каждым участником. ▼ Позаботьтесь о том, чтобы у всех участников было достаточно возможностей высказаться, выразить свои мысли, чув- ства и идеи. Используйте для этого разные учебные стратегии: работу в кругу, в малых группах, мозговой штурм, уп-ражнения-«активаторы» и т. д. Длительное молчание отдельных участников может привести к стрессу. Только когда нас слышат, мы чувствуем свою значимость и внимание к себе. ▼ Постарайтесь, чтобы участникам было интересно. Создавайте разнообразный, свежий, стимулирующий, иногда даже непривычный учебный климат. ▼ Наблюдайте за настроением участников. Сразу же реагируйте на признаки утомления, скуки или раздражения. Фрустрация, как правило, приводит к апатии или озлоблению. Предупреждайте возникновение подобных проблем, меняя ситуацию. ▼ Установите контакт со всеми членами группы. Это одна из важных задач ведущего. Особое внимание обращайте на участников, с которыми у вас самые непрочные отношения. Определите, кто легко и много говорит, а также позаботьтесь о том, чтобы «тихони» тоже были услышаны. ▼ Избегайте классической ошибки: считать некоторых участников «всезнайками». Речь часто идет о людях, которые думают немного по-другому, чем большинство, и находятся в постоянном поиске нового. Они сообщают, что для них скучно, чего не хватает, что неправильно. Эти участники не стремятся помешать или подвергнуть критике авторитет ведущего. Они просто используют другие когнитивные перспективы. Их высказывания очень важны, они напоминают нам о том, что можно все рассматривать под разными «углами зрения». Используйте «позитивное» обозначение для таких членов группы; я бы предложил называть их «инакомыслящими». (В следующей главе вы найдете советы, как обращаться с такими участниками.) ▼ Следите за тем, чтобы участники на каждой встрече двигались и их левое полушарие могло немного отдохнуть. Используйте активные игры, рисование, техники воображения и другие мероприятия, в которых задействовано наше бессознательное. ▼ Предоставляйте участникам возможность самостоятельно решать, как им работать. Пусть у них будет выбор из несколь- ких тем, а также форм работы — в одиночку, с партнером, в малой группе и т. д. Возможность выбора мотивирует! ▼ Старайтесь не испытывать сильного стресса. В конце дня отдыхайте, создавайте ситуации, в которых вы можете расслабиться. ▼ Предлагая упражнение, давайте ясные инструкции: четко сформулируйте, что нужно сделать, и проверьте, правильно ли вас поняли. ▼ Используйте различные типы интеллекта участников. При планировании рабочего дня нужно учитывать все «семь интеллектов». Участники должны иметь возможность обсуждать важные для них темы. Выделите время на разговоры и дискуссии в кругу или в парах. Не забывайте про обратную связь. Это даст вам ценные сведения, поможет предупредить возникновение проблем и найти ответ на вопрос «Что я могу сделать по-другому, чтобы участники лучше обучались?» ▼ Избегайте запугивания, вознаграждений и наказаний. ▼ Покажите участникам, что вы в них заинтересованы, иног
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.101 (0.012 с.) |