Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 2. Открытое сердцеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Постукивающий» массаж улучшает кровообращение и дыхание, увеличивает поступление кислорода в мозг. Участники почувствуют себя бодрыми и отдохнувшими. Скажите им: «Встаньте, расслабьтесь, сожмите обе ладони в кулаки. Начните постукивать кулаками по грудной клетке вокруг сердца, а также по правой стороне груди. Дойдите до края грудной клетки. Сначала движения должны быть легкими, а когда вы почувствуете себя разогретыми, можете слегка усилить постукивания» (30-60 секунд). Упражнение 3. Невидимые движения Это упражнение дает участникам ощущение спокойного внимания. Затылочные мышцы расслабляются, обостряются слух и зрение. Всем нам приходится заниматься такой деятельностью, при которой мы должны наклоняться вперед: мы читаем, работаем на компьютере, ездим на машине, наконец, сидим, занимаясь в группе. Голова при этом нагружает позвоночник намного сильнее, чем когда мы находимся в прямом положении. Мы быстрее устаем. Поэтому следует заботиться о том, чтобы тело нашло состояние естественного равновесия. Зевание, потягивание и растягивание — это автоматические реакции, с помощью которых наше тело восстанавливается. Вы можете оказать ему в этом дополнительную поддержку. Сядьте прямо, чтобы голова находилась в вертикальном положении. Отведите плечи назад, пока спина не станет прямой, и свободно положите руки на бедра... Попробуйте с открытыми глазами делать движения головой, такие мелкие по амплитуде, чтобы вы их едва замечали. Это могут быть покачивания слева направо или же едва заметные движения вперед и назад, чтобы ваш подбородок незаметно поднимался и опускался. Возможно, вы захотите закрыть глаза, чтобы отчетливее почувствовать практически незаметные движения (20 секунд). Продолжайте покачивания и обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваша голова, затылок... Возможно, у вас возникнет потребность сделать пару глубоких вдохов... Когда вы настолько внимательны, чтобы замечать невидимое, то действуете подобно детективу, зашедшему в чужой дом. Он двигается медленно и осторожно и полностью сосредоточен. Когда вы так осторожно двигаете головой, то ваш ум сможет работать как ум детектива, который совершенно спокоен и в то же время очень внимателен. Подумайте о том, что ваша голова совершает множество незаметных движений — при каждом вдохе, при получении новой ин- формации, при каждой встающей перед вами проблеме. Если вы при этом сильно напряжены, то напрягаются мышцы затылка и фиксируется голова. Это вас утомляет. Следите за тем, чтобы ваша голова оставалась подвижной. РАССЛАБЛЕНИЕ Я много раз указывал на то, что участники воркшопа обучаются лучше всего, когда находятся в состоянии расслабленного, ненапряженного внимания. Они могут вызвать это состояние различными способами: выполняя вместе двигательное упражнение, проводя игру, способствующую отдыху, перемещаясь по комнате. Главное — изменять ситуацию, чтобы тело и душа получали новые стимулы. Вы можете использовать классические упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, медитации, аутогенную тренировку, релаксацию по Джекобсону или любую комбинацию этих методов. Упражнения на расслабление лучше всего предлагать, когда тратится много энергии, а последующая деятельность носит более спокойный характер. Следующее упражнение длится около пяти минут, в нем используются элементы релаксации по Джекобсону, и оно помогает участникам глубоко расслабиться за относительно короткое время. Лучше проводить это упражнение лежа на полу, тогда его воздействие усиливается. Вы будете удивлены, как быстро участники смогут достичь состояния сильного расслабления. Упражнение «Напряжение и расслабление» Пожалуйста, закройте глаза, устройтесь поудобнее на полу лежа на спине... Позвольте себе немного «погрузиться» в пол, чтобы яснее почувствовать свое тело (30 секунд). А теперь немножко потянитесь, вытяните руки и ноги одновременно и при этом напрягитесь... Широко откройте глаза, высуньте язык. Выдвиньте вперед грудь и живот, останьтесь на несколько секунд в такой позе... А теперь полностью расслабьтесь, чтобы ваше тело обвисло и обмякло. Почувствуйте, как уменьшается напряжение и жесткость и наступает облегчение. Теперь, пожалуйста, подтяните ноги к себе. Оставайтесь лежать, растянувшись на полу. Напрягите мышцы ног так, чтобы вам показалось, что ноги стали короче. Согните руки в локтях, сожмите кулаки. Втяните живот. Сожмите губы, скривите нос. Поддерживайте это напряжение несколько секунд, а затем отпустите... А теперь переведите дух и наполните воздухом нижнюю часть легких, так чтобы ваш живот поднялся. Откройте рот и дайте воздуху возможность с шумом выйти из него... Снова вдохните полностью и наполните среднюю часть и «верхушки» легких, так чтобы вы смогли почувствовать, как ваша грудная клетка расширяется... Откройте рот и дайте воздуху возможность с шумом выйти... Вернитесь к своему обычному ритму дыхания... Каждый раз, когда вы выдыхаете, вы можете немного расслабиться... Почувствуйте свои ноги... Позвольте своему телу стать расслабленнее и свободнее... Ваши ступни и пальцы ног расслабляются... Почувствуйте, как ощущение расслабления распространяется в голенях... в коленях...и в бедрах. Ощутите, как ваши бедра становятся мягче... А теперь расслабление перемещается дальше в нижнюю часть спины... в среднюю и верхнюю части... Расслабляются ваши плечи... предплечья... локти... ладони и пальцы. Все расслабляется... И если вы направите свое внимание внутрь, то заметите, как расслабляются ваши внутренние органы, ваше сердце... желудок... легкие... Почувствуйте, как затылок и гортань становятся мягче, расслабляются все мышцы вашего лица... рот... нижняя челюсть... нос... глаза... лоб... Чувство расслабления распространяется от темени до затылка, вдоль позвоночника вплоть до кончиков пальцев. Почувствуйте, как вы расслабляетесь больше и больше... И когда вы достаточно расслабитесь, начните мягко растягиваться и потягиваться. Когда будете готовы, откройте глаза и возвращайтесь обратно в комнату. Встаньте с пола посвежевшими и бодрыми. ИГРОВЫЕ ПАУЗЫ Время от времени вы можете сделать участникам особый подарок, пригласив их поиграть. При этом каждый сможет выразить своего «внутреннего ребенка» и получить от этого удоволь- ствие. Я выбрал очень интересную игру, которая особенно подходит для групп, в которых много мужчин. Игра «Экскалибур» Найдите подходящее «введение», которое связывало бы игру с групповым процессом и учебной «историей» воркшопа. Скажите участникам: «Представьте себе, что в середине комнаты стоит огромная скала. В трещине этой скалы спрятан огромный меч. Его имя — Экскалибур. Ваша задача — достать меч из скалы. Но, как вы уже поняли, вам понадобится нечто большее, чем решимость, поскольку меч заколдован. Каждый из вас по очереди может подойти и попробовать вытащить меч из скалы. Разрешается использовать любые методы. Если хотите, можете попросить помощи у других членов группы. Однако существуют два закона, которые нужно обязательно соблюдать: ▼ Нужно с помощью пантомимы показать, как вы собираетесь вытащить меч. Для этого вы должны выйти в середину комнаты и «взяться» за воображаемый меч. Все должны ясно видеть, каким образом вы достаете меч. ▼ Вам необходимо найти правильный прием. Я знаю тайну меча, и если вы найдете решение и примените верный способ, я оповещу вас об этом громким криком. Прежде чем вы попытаетесь достать меч из скалы, я хочу сказать вам несколько слов о способе ваших действий. Он может быть как очень простым, так и чрезвычайно сложным. Возможно, решение состоит в том, чтобы трижды обежать вокруг скалы, произнести какое-то волшебное слово или вытащить меч обеими руками. Может быть, вы должны взяться за меч, стоя на коленях. Я написал решение на листочке бумаги, который покажу вам лишь в конце игры. У вас есть ровно 15 минут, чтобы освободить волшебный меч из его темницы...» Замечание. Вот прекрасное решение, которое подчеркивает ценность сотрудничества: меч одновременно должны вытащить из скалы два участника. Если этот способ покажется вам слишком легким, вы можете поставить дополнительное условие: меч могут вытащить только мужчина и женщина вместе. Другие возможные решения: - обойти камень один раз и потом вытащить меч; - произнести волшебное слово и вытащить меч обеими руками; - три участника должны вытащить меч одновременно; - участник должен издать громкий крик, прежде чем вытащит меч; - участник должен вначале произнести свое имя и т. д. Выберите решение, подходящее лично вам. Сначала установите временные рамки игры. Если к оговоренному моменту задача не будет решена, прервите игру и сообщите верное решение. В любом случае проведите краткую оценку происходящего. Скажите о том, что через некоторое время повторите игру. В следующий раз роль ведущего может взять на себя один из участников. Тогда он сам определит правильный способ освобождения меча из скалы, а группа будет контролировать игру. Варианты. В оригинальной версии группа предоставлена сама себе и должна найти решение методом проб и ошибок. Вы также можете скооперироваться с группой, давая ей время от времени маленькие подсказки. Это уменьшает количество возможных путей решения. Участники могут разделиться на две группы, которые совещаются друг с другом и затем отправляют посыльного за мечом. (В моей книге «Энергия паузы» вы найдете прекрасные игры, подбадривающие участников и усиливающие групповую сплоченность.) ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО На многих воркшопах речь идет об изменении определенных установок участников: члены команды должны стать готовыми к сотрудничеству и искреннему общению; руководители — оказывать своим подчиненным больше доверия и т. д. В этом случае личная позиция ведущего особенно значима. Ваша личность, ваш характер, ваши особенности и жизненная философия важнее, чем любая техника. Чтобы эффективно стимулировать участников, вы должны быть непротиворечивым и естественным. Используйте техники и методы, соответствующие вашей личности. Например, если вы спокойный и надежный человек, не проводите экспериментов с сильным драматическим уклоном, — этим вы вызовете у группы раздражение. Участники обнаружат несоответствие и начнут спрашивать себя: «Зачем он это делает? Чего он хочет этим добиться? Может быть, нами хотят манипулировать?» Лучше всего «вплетать» личные качества в индивидуальный стиль ведения воркшопов. Если вы человек с юмором, то можете с большим успехом использовать это качество в своей работе. «Игривая» часть вашей личности также может стать важной частью вашего стиля ведения группы. Помните: ваша собственная индивидуальность является лучшим катализатором учебного процесса участников. Важнейшая задача ведущего — «достучаться» до участников эмоционально, лично до каждого, и реагировать на процессы, происходящие на воркшопе. Только после этого дело доходит до умелого использования техник и методов, чтобы помочь участникам сделать правильные шаги и преодолеть трудности. Конечно, важно расширять знания в области педагогической психологии и групповой динамики, знать техники интервенции и групповые методы работы. Но главное, чтобы ваш технический «репертуар» соответствовал вашему личному стилю. Поэтому я хотел бы, чтобы вы определили свой собственный стиль и модифицировали предложенные в этой книге практические методы в соответствии с ним. Экспериментируйте, пробуйте применять разные техники и методы, чтобы постепенно выяснить, что подходит лично вам. Как правило, ведущий в первую очередь думает о том, какие методы или техники подходят его участникам, но не менее важно спросить себя, что подходит лично вам. Поэтому я хочу дать несколько советов, которые помогут вам понять, каков ваш индивидуальный стиль и как его развивать. ЧУВСТВУЙТЕ СЕБЯ Замечайте, как вы чувствуете себя на воркшопе и какое влияние оказываете на участников. Объясните, как важна для вас группа, насколько прямым и честным вы хотели бы быть. Скажите, что хотите показать своим примером, чего вы ожидаете от участников. • В какой степени вы хотели бы эмоционально «присутствовать» на этом воркшопе? • Какое количество энергии вы собираетесь затратить? • Насколько вы готовы настроиться на группу? Если вы часто задаете себе подобные вопросы и отчетливо воспринимаете свои внутренние переживания, то сможете стать гораздо более чувствительным по отношению к группе. Если вы замечаете свою собственную душевную энергию, то вам будет легче оценить энергию ваших участников. Во всех учебных группах существует невидимая и сильная связь между ведущим и участниками. Чем более любопытен и готов к экспериментам ведущий, тем выше вероятность, что участники будут «отражать» эту установку. ДОВЕРЯЙТЕ САМОМУ СЕБЕ Это еще один важный шаг, помогающий развить личный стиль. Важно прислушиваться к тихому голосу собственной интуиции, следовать спонтанным идеям. Возможно, вы захотите провести эксперимент. Следуйте интуиции, не рассчитывая при этом на абсолютно удовлетворительный результат. Если какая-то техника не работает, это не катастрофа. Просто определите, что упражнение не удалось, и сообщите об этом группе. Ведение групп — это по большей части обучение методом проб и ошибок. Если вы как ведущий не готовы совершать ошибки, вы пропустите множество возможностей для реализации блестящих идей. Почаще говорите участникам: • Мне хотелось бы попробовать сделать что-то новое вместе с вами. • У меня есть идея, мы можем попробовать сделать следующее. • Я не уверен на 100 процентов, поможет ли это нам, но давайте попробуем... Таким образом вы даете понять группе, что сами ищете пути решения и берете на себя риск возможной неудачи. Именно этого мы добиваемся от участников. Избегайте позиции «технократа», который делает только то, что считает правильным и подобающим. Ошибки могут стать важным источником осознавания. Они дают объяснение групповому процессу, внутренней ситуации участников, отношениям ведущего и группы, воздействию внешнего мира на группу и т. д. Краткий анализ ситуации вместе с участниками поможет извлечь важные выводы из «неправильной» интервенции. БУДЬТЕ САМИ ПРИМЕРОМ Демонстрируйте те способы поведения, которые вы хотели бы видеть у участников. Осознавайте свои мысли и чувства, сообщайте о некоторых из них группе. Таким образом вы дадите понять, что подобная открытость принимается, и участникам будет легче выражать себя спонтанно. Конечно, это не означает, что вы должны постоянно говорить о себе, но делая это время от времени, вы подаете хороший пример. Лучше всего высказывать ваши личные реакции на происходящее в группе и поведение участников. Другой важный «пример» касается обратной связи, которую вы время от времени даете участникам. Следите за тем, чтобы обратная связь оставалась краткой и индивидуальной и не переросла в серьезный личностный анализ. Относитесь к встречам группы с определенным энтузиазмом. Энергия ведущего действует заразительно и, как правило, способствует тому, что группа тоже увлекается процессом. Если ваша личность вызывает интерес у участников, в группе формируется доверительная обстановка, а это способствует повышению эффективности вашей работы. Помните, что техники сами по себе приносят мало пользы, если они применяются изолированно и не основываются на личном отношении ведущего к участникам. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ Самые важные стадии воркшопа — начало и окончание. В начале работы формируется климат группы, в конце обобщаются полученные знания и строятся планы на будущее. На хорошем воркшопе участники постоянно пытаются подготовиться к переносу учебного опыта в повседневную жизнь. Однако окончание работы важно не только с точки зрения переноса. Даже если воркшоп прошел хорошо, ведущий и участники иногда избегают воспринимать всерьез проблему завершения, потому что любое окончание переживается тяжело: предстоит не только подвести итоги работы и составить планы на будущее, но и расстаться с людьми, которых мы научились ценить. На заключительной стадии нужно принимать в расчет следующие задачи, стоящие перед участниками: - осознать, что работа воркшопа подошла к концу, и выразить связанные с этим чувства; - завершить незаконченные дела друг с другом и с ведущим; - построить планы — подумать о том, как бы они хотели применить свой учебный опыт в будущем; - подумать о том, от кого они хотели бы получить поддержку после воркшопа (для достижения долгосрочных целей); - и наконец, подготовиться к возвращению в повседневную жизнь, в семью, на работу. Далее я представлю некоторые техники работы на заключительной стадии. 1. Подготовка к окончанию воркшопа. Нередко программа бывает такой насыщенной, что остается мало времени на осознанную организацию окончания совместного учебного процесса. Чтобы обучение было эффективным, мы должны быть готовы расстаться с устаревшими концепциями, моделями и установками. Чтобы возникло нечто новое, мы должны избавиться от старого. Поэтому нужно использовать время перед последней встречей для того, чтобы все могли настроиться на завершение. С этим связаны два вопроса: • Как я хотел бы использовать оставшееся время для себя? • От чего бесполезного, устаревшего, нарушающего мои планы я хотел бы отказаться, что хотел бы «оставить» на ворк-шопе? Ведущий во второй половине воркшопа должен напомнить, что приближается окончание работы. Он может предложить участникам с пользой потратить это время и осознать важные цели: «Представьте себе, что это наша последняя встреча. Как бы вы себя чувствовали? Получили ли вы все, что хотели? Чего вам не хватает?» За некоторое время до фактического окончания воркшопа нужно обсудить проблему начала и завершения работы. Для некоторых участников воркшоп стал символом идеальной семьи, надежды и веры в перемены. Участникам должно хватить времени для исследования этих ассоциаций. Вы можете использовать для подготовки к переходу в повседневную жизнь следующий ритуал. Участники записывают на кар- точках все то, что они хотели бы «оставить» на воркшопе, — устаревшие взгляды, нерациональные способы поведения, старые представления и т. п. Подготовьте «костер», на котором будут «сжигаться» эти карточки. Участники встают вокруг костра, по очереди бросают свои карточки в «костер» и объясняют группе, с чем они расстаются. После этого ритуала группа устраивает совместный праздник. 2. Вторичное «проживание» кульминационных моментов ворк-шопа. Кое-что из того, чему участники научились в группе, может быть потеряно, если они в конце работы не вспомнят вновь о своем самом важном опыте и не спросят себя, как они хотели бы использовать этот опыт позднее в личной и профессиональной жизни. Вы можете предложить участникам пофантазировать, вспоминая наиболее важные события: «Пожалуйста, закройте глаза и вспомните все наши встречи. Может быть, вы представите, что смотрите их на видео. Вспомните самую первую встречу... Посидите несколько минут с закрытыми глазами, посмотрите, какие воспоминания у вас возникнут. Вспомните о том, что вы чувствовали в это время. Как выглядели другие члены группы? (1-2 минуты.) Теперь снова закройте глаза; посидите несколько минут молча. Все, что приходит вам в голову, вы можете увидеть четко и ясно, словно в кино. Вспомните о том, что для вас было особенно важным. Что вспоминается наиболее отчетливо? Какие события имели для вас самое большое значение? (2-3 минуты.) Если вы готовы, можете открыть глаза и рассказать, что вам пришло в голову». Эта техника может вызвать эмоционально важные переживания: конфликты в группе, ощущение близости и тепла, смешные ситуации, а также опыт, связанный с напряжением, страхом и даже болью. Чем чаще и отчетливее участники вербализируют свои переживания, тем выше их шансы интегрировать связанный с этим учебный опыт. Пусть о таких воспоминаниях расскажут как можно больше участников. Это в последний раз «оживит» опыт, полученный на воркшопе. У каждого есть возможность еще раз посмотреть, как его собственное поведение повлияло на остальных. Вы можете уг- лубить процесс рефлексии и оценки, спросив, что каждый узнал о себе и об остальных в эти незабываемые мгновения. 3. Выражение негативных аспектов опыта, полученного на воркшопе. Участникам будет легче покинуть воркшоп, если они сначала выразят негативный опыт. Если в конце работы группы они будут притворяться, что всем довольны, вспомните подходящий ко множеству жизненных ситуаций принцип: «То, что мы не говорим, иногда приносит больше вреда, чем то, что мы говорим». Способствуйте тому, чтобы участники высказали критику ведущему и поговорили о том, что им не нравится, раздражает или задевает их. Если участники смогут сделать это, их оценка ворк-шопа в целом будет позитивной, и тогда они смогут выдвинуть на передний план все то, чему научились. Чтобы помочь участникам выразить критику, используйте следующие воображаемые ситуации: ▼ Представьте себе, что прошел год. Вы сидите вместе с друзьями и коллегами и беседуете о воркшопах, которые проходят по всей стране. Что расскажете вы? Вспомните ли вы о критических голосах, которые звучат и на этом воркшопе? ▼ Представьте себе, что вы едете домой. По пути вы думаете о группе. Какие мысли возникают у вас в голове? Возможно, вы вспомните что-то, что вам не понравилось; может быть, это будет критика ведущего, а может быть, вы пожалеете о том, что не использовали возможность открыто высказать свою критику. ▼ На этом воркшопе были подъемы и спады, как и в реальной жизни. Может быть, нам стоит вместе подумать о тех моментах, которые были не очень приятными. В каких ситуациях вы испытывали сомнения? Когда ощущали недовольство или даже гнев? ▼ Представьте себе, что вы рассказываете о воркшопе своему партнеру или хорошему другу. После того как вы поговорите о положительном опыте, вспомните «критические моменты». Что бы вы хотели сказать? Когда вам стало скучно? Когда вы были раздражены? Когда все пошло не так, как вы хотели? Готовы ли вы теперь сообщить нам о своих трудностях? 4. Тема расставания. Участники особенно сожалеют о предстоя Благодарность. Предложите участникам подумать о том, кого из членов группы они хотели бы поблагодарить за поддержку или за что-нибудь еще. Скажите о том, что невыраженная благодарность осложняет расставание. У каждого есть 20 минут, чтобы придумать маленький подарок, имеющий символическое значение, и написать получателю подарка короткое послание, в котором будет сказано, за что именно вы благодарны ему. Затем можно раздать подарки и попросить желающих прочитать полученные послания. Неотправленное письмо. Участники концентрируются на значимом для них человеке, с которым они хотели бы наладить отношения, напоминающие те, что они пережили на воркшопе. Это может быть партнер, друг, коллега или начальник. Каждый участник пишет письмо, в котором обрисовывает, что он хотел бы сделать иначе в будущем, чтобы улучшить отношения. На это дается 20 минут. Скажите, что письма не нужно отправлять. Их функция — изменить собственную установку (на позитивную), чтобы мотивировать другого к изменению поведения. Как правило, письма не зачитывают вслух, в конце участники говорят о своем переживании процесса этого косвенного диалога со значимым человеком. 5. Тренировка новых ролей. Как правило, в конце воркшопа прежними. Но самый эффективный способ изменить других — самому научиться вести себя по-другому. Это вызывает изменения и у партнера. Поэтому предоставьте участникам возможность тренировать новое поведение и новые роли, связанные с семьей, любовными и профессиональными отношениями. Другая широко распространенная опасность состоит в том, что участники в конце воркшопа переносят групповой «жаргон», психологические термины в повседневную жизнь. Это легко может вызвать недоуменную реакцию их партнеров. Во время ролевой игры вы.должны предупредить участника о существующей тенденции, если заметите ее проявление. 6. Еще раз об обратной связи. Следите за тем, чтобы члены группы выражались ясно и четко, когда они в конце встречи будут обсуждать то, чему научились или что хотели бы изменить в будущем. Недостаточно просто сказать: «Мне понравился воркшоп, я многому научился». В этом случае вы должны спросить: «Что именно вам понравилось в группе? Чему вы научились в частности?» На заключительном круге обратной связи не должны возникать новые темы. Нужно только сформулировать и дополнить уже высказанные наблюдения. Кроме того, рекомендуется не отвечать сразу на обратную связь, а просто слушать. Молчание не означает, что адресат все принимает, это всего лишь жест, подчеркивающий внимательное и серьезное слушание. Наряду с открытой обратной связью можно использовать технику незаконченных предложений. Предложите фразу, например: «Я боюсь, что ты...», и пусть все по очереди завершат ее. Незавершенные фразы: • Я надеюсь, что ты... • Я хотел бы, чтобы ты не забыл... • Больше всего я ценю в тебе, что ты... • Я дистанцируюсь, когда ты... • Ты сам себе ставишь палки в колеса, когда ты... • Ты игнорируешь свои сильные стороны, когда ты... Другой член группы может записать комментарии, которые получает адресат обратной связи, чтобы показать их ему позднее. После этого участнику становится понятно, что именно ему следует оставить в памяти. 7. Что я беру с собой. Во время последней встречи предложите участникам высказать окончательное мнение о том, что значит для них участие в воркшопе, что они собираются «взять с собой». Резюме из одного или нескольких предложений вынуждает осознать личную значимость полученного опыта. Можете организовать этот процесс как ритуал: участники встают в круг, и каждый по очереди сообщает (в одном предложении), что он получил на воркшопе. Ведущий также может рассказать о собственном важном опыте. 8. Взгляд в будущее. Предложите участникам представить, какие изменения произойдут в их личной и профессиональной жизни через год или через пять лет. Затем пусть члены группы образуют пары и проведут два «раунда» игры. В первом «раунде» они представляют себе, что случайно встречаются через год. Начинается разговор о жизни и важных изменениях. Рассказывают также о том, что не изменилось, о надеждах и желаниях, которые не сбылись. Во втором «раунде» участники представляют себе случайную встречу через пять лет. Эта техника помогает экспериментировать с различными временными перспективами и осознавать возможные успехи и неудачи. 9. Против забывания и обесценивания. Эта ролевая игра помога Принятие этих негативных реакций может привести к уменьшению вероятности подобного поведения. 10. Техники для краткосрочных воркшопов. Краткосрочные ▼ «Мозговой штурм» в малых группах — концентрация на центральных пунктах обучения. ▼ Ассоциативная игра в малых группах. Участники полу ▼ Участники разбиваются на команды и пытаются сформулировать слоган, выражающий важную мысль, о которой шла речь на воркшопе. ▼ Каждый участник записывает на листочке бумаги важную Варианты. Каждый по команде протыкает шарик и смотрит, что написано на листочке, спрятанном внутри, а потом берет эту записку, как глас оракула, с собой домой. ▼ Участники разбиваются на команды и делают набросок плаката (с подписями и рисунками) на тему «"Жемчужины мудрости" на воркшопе». Плакаты вешают на стену, участники осматривают их и ставят свою подпись рядом с теми «перлами мудрости», которые нравятся им самим и которые они хотели бы взять с собой. ▼ Проведите дискуссию в малых группах, во время которой будут найдены ответы на следующие вопросы: «Что было интересно? Что было ценно? По каким вопросам мое мнение отличается от мнения остальных? Что я понял о самом себе? Как можно использовать то, чему я научился?» 11. Создание «карты». Разбейте группу на «четверки», чтобы в таких командах нарисовать «карту» (см. главу 46). Это прекрасная возможность еще раз проследить учебный процесс и создать ощущение завершенности. Задание включает и сферу бессознательного. В то же время возникает чувство, что нужно понять нечто реальное. Хорошую «карту» можно создать за 10-20 минут. Участникам понадобятся листы плакатной бумаги и цвет- ные маркеры. Готовые «карты» развешивают в комнате, и участники знакомятся с работами всех «четверок». 12. Обратная связь для ведущего. В конце воркшопа ни в коем ▼ Предложите участникам написать свою оценку воркшопа, не больше чем на одну страницу, с позитивной и негативной обратной связью. ▼ Проведите открытую дискуссию с участниками. ▼ Разделите участников на команды, чтобы обсудить ворк-шоп. ▼ Попросите участников провести совместную оценку воркшопа в письменной форме. ▼ Повесьте на стену плакат с определениями (например: ценный, слишком легкий, слишком тяжелый, скучный, слишком медленный, слишком быстрый, мало содержания, меткий, полный и т. д.). Каждый участник ставит крестик рядом со словом, которое описывает его опыт на воркшопе. ▼ Предложите участникам простой бланк (заготовленный заранее), который можно заполнить за пять минут. 13. Сертификаты. Вручите участникам сертификаты. Это не сви фикат на стену, чтобы показать всем, что он учился по этой программе и у этого ведущего. Сделайте сертификат привлекательным. Всегда есть участники, которым сертификаты нужны для дополнительного образования. И наконец, сертификат подчеркивает вашу значимость как ведущего. Это прекрасное маркетинговое мероприятие с минимальными затратами. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ Если вы решили провести заключительный ритуал, символизирующий окончание воркшопа, то это должно быть яркое событие. Некоторым группам подходит такой ритуал, для других лучше выбрать более спокойное завершение работы. Если у вас возникает впечатление, что участники в основном довольны работой и многому научились, можете в качестве финала использовать следующую процедуру. Группа сидит в кругу. Скажите участникам: «Закройте на некоторое время глаза. Вдохните глубоко и медленно выдохните... Хорошо... Подарите своему телу несколько минут расслабления — пусть ваши плечи свободно поникнут... Вы многое получили на этом воркшопе. Теперь настало время вернуться в повседневную жизнь и использовать то, чему вы научились... Если вы замечаете, что вам не удается использовать то, чему вы здесь научились, или понимаете, что не можете практиковать новые способы поведения в повседневной жизни, то остановитесь. Посмотрите назад через свое левое плечо. Там вы увидите тень. Эта тень символизирует неопределенность жизни... темную сторону... неизвестное... словом, все то, о чем мы не любим думать, но что всегда присутствует, потому что мы должны считаться с тем, что в любой момент наше время, наша жизнь могут закончиться. То, как вы сегодня себя ведете, риск, на который вы готовы идти, любовь, которую вы дарите, — все это может стать последним вашим действием на этой планете. Это серьезные слова, но это правда. Все-таки вы можете воспринимать эту мысль позитивно, если понимаете, что проявлять нерешительность — глупо и дерзко. Когда вы колеблетесь, то ведете себя так, как будто вы бессмертны. И если вам будет нужно напоминание об этой важной мысли, посмотрите через свое левое плечо. Тогда вы подумаете о том, что некая могущественная сила ждет вас. Действуйте. Превратите свою тень в позитивное предупреждение о своей смертности. Это поможет вам реализовать свой потенциал. Ваши возможности почти безграничны. Еще раз глубоко вдохните и наклоните голову, скажите "да", медленно выдыхая, и, когда будете готовы, откройте глаза. Снова обратите свое вним
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.016 с.) |