Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 8. Пять прилагательныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Участники описывают собственную личность и пытаются понять индивидуальность других членов группы. Материалы. Бумага и карандаши. Время. 20-30 минут. Структура работы. Каждый участник записывает пять прилагательных или пять коротких предложений, которые характеризуют его личность. (Внимание: имена на листочках не пишутся.) Соберите листочки и раздайте их наугад. Участники читают записи, которые они получили, и пытаются найти автора. При этом они ходят по комнате и проверяют свои предположения. (В заключение происходит обсуждение в кругу и общая оценка.) СТАДИИ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА Как и люди, группы имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал. При этом, как и у отдельных людей, речь в основном идет о развитии в тех областях, которые связаны с работой и любовью. В отношении группы «любовь» означает: участники должны ценить и понимать друг друга, быть готовыми оказывать поддержку. «Работа» означает: участники в состоянии распознать ресурсы каждого и осмысленно их использовать, они готовы сотрудничать, ставить цели, принимать решения, решать проблемы и учиться. Отчетливее всего разные стадии развития проявляются на длительных воркшопах (двухдневных и более). 1. Начало воркшопа. Это так называемая стадия рождения На этой стадии большинство участников ощущает любопытство, неуверенность и некоторую застенчивость. Каждый надеется быть принятым и найти место в учебном сообществе. 2. Знакомство друг с другом. Это «раннее детство» группы: участ Отношения внутри группы становятся более дружескими, участники — более терпимыми, постепенно возникает доверие и ощущение уверенности. 3. Начало работы. Эту стадию можно сравнить с «начальной школой». Группа начинает работать над своими целями, распределять задачи и принимать на себя обязанности. Участники готовы вносить свой вклад в жизнь группы и активно работать. В то же время, группа учится обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение ведущего и других членов группы. Обсуждают темп работы (для кого-то он слишком медленный, для других — слишком быстрый). Часто эти реакции выражаются в посторонних разговорах или обсуждении происходящего за пределами группового пространства. 4. Период конфронтации. Этот период можно сравнить с «подростковым возрастом» группы. Сильнее проявляются различия между участниками, возникают конфликты, которые прорабатываются либо игнорируются; яснее «вырисовываются» личности отдельных людей, формируются альянсы и подгруппы. На этой стадии групповые цели и способы действия проверяются и порой определяются по-новому. Некоторые члены группы чувствуют себя раздраженными, подавленными, недооцененными или обделенными вниманием. Другие, наоборот, довольны своим местом в группе и испытывают чувство, что могут действовать свободно. И всегда есть кто-то, кто раздумывает, стоит ли ему продолжать работу. 5. Развитие синергии. Когда группа научается успешно обращаться с «помехами» и конфликтами, она достигает стадии зрелости, так называемого «взрослого возраста». Участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение. Они больше не считают, что «виноват» ведущий или другие. Группа готова признавать успехи, принимать различия и решать конфликты. В естественных группах обсуждаются мероприятия, разрабатываются временные планы и обговаривается возможность их реализации в будущем. Участники чувствуют себя компетентными, живыми и сплоченными. 6. Завершение работы группы. Можно сказать, что это тот момент, когда пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. Участники довольны в большей или меньшей степени. Некоторым кажется, что все, что было возможно, достигнуто. Другие предпочли бы провести еще несколько встреч. Если группа работала хорошо и возникла высокая степень синергии, то участники ощущают печаль в связи с окончанием встреч и втайне желают продолжения. Кому-то расставание дается легче, и он чувствует облегчение от возможности покинуть группу. Окончание воркшопа всегда вызывает вопрос: как каждый из нас расстается, как он может организовать прощание, чтобы начать что-то новое? Расставание и прощание происходят легче, если ценится совместный результат и каждый использует возможность поблагодарить всех, кто помогал ему в группе и чье присутствие было для него важным. Не все группы достигают пятой стадии — стадии синергии. Они могут застрять на стадии конфликтов или перейти к «отступлению». В этом случае они просто довольствуются тем, что группа не стала командой и настоящего сотрудничества не было. Такие участники считают совместную работу слишком утомительной или скучной, но все же продолжают работать вполсилы. Сотрудничество теряет свою привлекательность, утрачивается вера в групповую цель и в совместный потенциал. Наедине с собой участники чувствуют себя подавленными и несчастными. Они делают то, что от них ожидается. Возможно, они втайне мечтают о другой, лучшей группе, о более компетентном ведущем или о более интересном проекте в будущем. Для ведущего важно дать группе достаточно времени для выполнения задач каждой стадии развития. Наблюдается такая тенденция: чем больше группа, тем больше времени она тратит на каждую стадию. Если ведущий помогает группе в выполнении ее задач развития, то нужно избегать двух проблем — скуки и чрезмерных требований. Если цели группы слишком «завышены», и нужно достичь слишком многого за короткое время, это грозит утомлением и моральным истощением, «сгоранием». Ощущение чрезмерности требований приводит к усилению конфликтов. Если группу слишком слабо стимулировать, возникает скука или даже чувство беспомощности и безнадежности. Если у вас возникло впечатление, что группа достигла в своем развитии некоторого «плато» и никак не выйдет из «конфликтной» стадии, вы можете предложить ей следующее упражнение. Упражнение «Диагностика групповой ситуации» Цель. Оценка группового развития и описание актуального состояния. Материалы. Плакат и мелки. Время. 60 минут. Структура работы. Участники разбиваются на «четверки» и вместе рисуют картину. Предполагается, что группа отправляется в путешествие, рисунок должен символически показать, на каком отрезке пути она находится в данный момент. Это может быть изображение географической карты, подземного путешествия, здания или вселенной. Важно, чтобы на картине был изображен каждый участник, и все были представлены в символической форме. Когда «четверки» нарисуют свои картины, происходит обсуждение в кругу. Остальные сначала пытаются угадать, какую идею выражает картина, где нарисованы отдельные люди, и какие высказывания, желания или жалобы связаны с этим. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И РАБОТЫ Как правило, «глобальные» цели воркшопа сформулированы заранее — в объявлении, в приглашении, программе или контракте. Эти цели неизбежно являются для участников абстрактными — они еще не идентифицировались с ними эмоционально. Поэтому цели обучения и работы на начальной стадии воркшопа должны быть сформулированы заново. Любой ведущий, который любит импровизации, будет рад этому. Для него новые цели также являются в некоторой степени неожиданными и дают ему возможность принять желания участников. Для участников важно самостоятельно выражать свои цели и желания. В этом случае они могут быть уверены, что делают и изучают то, что для них важно, с чем они могут идентифицироваться. Тогда у них развивается достаточная степень контроля над происходящим, что пробуждает их энергию. Чувство контроля дает участникам уверенность, которая нужна им, чтобы решиться на новые формы и темы работы. Если они контролируют цели обучения, то, как правило, бывают готовы к экспериментам и импровизации. Предложенные упражнения предоставляют возможность познакомиться с ожиданиями участников.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.011 с.) |