Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выращивание и воспитание щенковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Щенки появляются на свет беспомощными — беззубые, слепые, с неразвитым слухом. Развитие щенков можно подразделить на два периода: подсосный и период после отъема от матери. Подсосный период продолжается 30–40 дней. В это время мать проявляет большую заботу о своем потомстве. Она кормит щенков, согревает их своим телом, содержит в чистоте. Особенно это проявляется в первую половину подсосного периода, когда щенки питаются исключительно материнским молоком. Щенки развиваются и растут быстро. Уже на 10–12-й день у них появляется слух, прорезываются глазные щели, а еще через три-четыре дня слух и зрение достигают нормы. К началу третьей недели у щенков начинают прорезываться молочные зубы; все молочные зубы появляются к трем месяцам. Сначала прорезываются клыки, затем резцы и к концу подсосного периода — коренные зубы. В это же время наблюдается бурный рост щенков. Лучшим показателем нормального развития и роста щенков является их вес, который к девятому дню жизни удваивается, а к месячному возрасту увеличивается в пять—шесть раз. Для равномерного развития всего помета щенков отстающих в весе и росте следует подсаживать к задним — наиболее молочным соскам. Некоторые щенки рождаются с пятыми (прибылыми) пальцами, на задних ногах. Эти пальцы следует обрезать на третий-пятый день. Согласно требованиям стандарта у ряда собак служебных пород (доберман-пинчер, ризен-шнауцер, боксер и др.), должны быть подрезаны хвосты и уши. Хвосты следует подрезать в трех-пятидневном возрасте, а уши в 3–3,5 месяца. У кавказских и среднеазиатских овчарок уши обрезают в трех-пятидневном возрасте. В первую половину подсосного периода щенки питаются только молоком матери. В дальнейшем они нуждаются в подкормке. Необходимо помнить, что кормящая сука дает неодинаковое количество молока. Обычно сразу же после родов количество молока увеличивается (этот процесс продолжается до 20–22-го дня), а затем начинает постепенно уменьшаться и к концу подсосного периода становится совершенно незначительным. Потребность же щенков в молоке, благодаря их бурному росту в этот период, с каждым днем возрастает. Поэтому начинать подкормку щенков следует с 15–20-го дня с таким расчетом, чтобы они привыкли к другой пище до начала уменьшения молока у суки. Чтобы все щенки были обеспечены молоком, рекомендуется оставлять под сукой не более шести щенков, при этом учитывается общее физическое состояние и молочность суки. Если молока не хватает, подкормку щенков коровьим молоком можно начинать даже с третьего-четвертого дня. Бывает, что с первого дня щенки остаются без материнского молока (гибель суки при родах, полная потеря молока, наличие в помете более шести щенков). В таких случаях щенков выращивает другая сука-кормилица, или их переводят на искусственное питание. Кормилицей может быть сука, ощенившаяся примерно в то же время (разница в сроках ощена не должна превышать три-четыре дня в ту или другую сторону). При подкладывании щенков под кормилицу нужно убедиться в том, что она их приняла. Для этого чужих щенков смазывают молоком кормилицы и подкладывают на место в ее отсутствие. Минут через десять туда пускают кормилицу. Если она оближет подложенных щенков и допустит их к соскам, можно быть уверенным, что сука их приняла. При искусственном питании щенкам вместо материнского молока дают коровье или козье (на 100 г молока добавляют одно сырое яйцо, чтобы приблизить состав полученной смеси к материнскому молоку). Первое время щенков кормят из бутылочки через резиновую соску, а дней через 10–15 их можно приучить пить молоко из блюдечка. Щенок высасывает за один раз 15–20 г молока. Промежутки между дачами — два часа. Ночью делается перерыв в кормлении примерно на шесть часов. Дней через 8–10 разовую дачу молока увеличивают на 10–15 г, а через 5–7 дней вводят подкормку (суп, каша, мясо и др.), так же как для щенков, выкармливаемых матерью. После отъема щенков от матери наступает второй период развития, который продолжается до наступления половой зрелости (до восьми-десяти месяцев). За это время щенки превращаются в сформированных молодых собак, и их бурный рост приостанавливается. Чтобы вырастить здоровых и физически развитых служебных собак, нужно строго придерживаться правил выращивания и воспитания щенков. Щенку, отнятому от матери и своих сверстников и попавшему в новую обстановку, требуется много ласки, внимания и заботы. Первым условием правильного выращивания щенка является соблюдение установленного режима и рациона кормления. Это особенно важно для щенка до двух-двух с половиной месяцев. Не менее важным условием успешного развития щенка является длительное пребывание на свежем воздухе и на солнце. Независимо от способа содержания (на воздухе или в квартире) необходимо ежедневно гулять со щенком; продолжительность прогулок должна постепенно увеличиваться. Прогулки укрепляют и закаляют организм щенка, знакомят его с новой обстановкой. Место, где находится щенок, следует содержать в чистоте: летом через 10–15 дней мыть горячей водой и раз в Месяц протирать 2 % раствором креолина. Если щенок живет в квартире, предназначенное для него место моют в течение круглого года. Утром и вечером щенка нужно чистить. Для этого, как и при чистке взрослых собак, употребляют щетку, гребешок и суконку; щетку очищают скребницей. Щенка, живущего в квартире, можно мыть в течение всего года, не чаще одного-двух раз в месяц. Температура воды должна быть 30–35°Ц. Делать это лучше на ночь. Если щенок живет во дворе, его моют только летом. Очень полезно купать щенка летом в чистом водоеме при температуре воды не ниже 17–18°Ц. Не реже одного раза в месяц кал щенка проверяют на зараженность глистами. Чтобы правильно воспитать щенка, необходимы терпение и настойчивость. В процессе воспитания щенку прививают полезные навыки, развивают у него врожденные инстинкты, которые явятся в дальнейшем основой при дрессировке взрослой собаки. Наряду с этим у щенка заглушают инстинкты, которые могут вредно повлиять на дрессировку. Воспитание и дрессировку нельзя строго разграничивать. Воспитание по существу является подготовительным периодом перед дрессировкой, причем переход от воспитания к дрессировке происходит постепенно. Основная разница между воспитанием щенка и дрессировкой взрослой собаки заключается в том, что при воспитании полезные навыки вырабатываются у щенка в процессе игры, они основаны главным образом на поощрении (вкусопоощрительный метод), заинтересовывающем щенка в выполнении требований. При воспитании только изредка прибегают к слабым принуждениям. В процессе воспитания щенка приучают к выполнению определенных действий. Навыки к команде или жесту вырабатываются так же, как и при дрессировке, но безотказность действий отрабатывается уже в процессе самой дрессировки, когда к собаке предъявляют большие требования, когда поощрение и принуждение чередуются в зависимости от выполнения или невыполнения приказаний. Воспитательный период начинается тотчас же после отъема щенка от матери. В дрессировку же, как правило, собака поступает в возрасте десяти месяцев (этот срок может незначительно меняться в ту или иную сторону). Бывают случаи, когда собаку начинают систематически дрессировать уже в семь-восемь месяцев. Но это не всегда желательно, так как в раннем возрасте организм собаки и ее нервная система не достигают еще полного развития. Развитие же собаки происходит неравномерно; оно зависит от условий содержания и кормления, от индивидуальных качеств и здоровья животного. Если щенок получает хорошее питание, долго бывает на воздухе, резвится, возится, со щенками или взрослыми собаками, он развивается значительно лучше и быстрее. А щенок, перенесший тяжелую болезнь (особенно чуму в тяжелой форме), может отставать в развитии от своих сверстников; поэтому его следует переводить на систематическую дрессировку только тогда, когда он вполне окрепнет. Кроме того, развитие щенков зависит от их конституции и типовых особенностей поведения. Лучше немного задержать переход к дрессировке, чем сделать это преждевременно. Какие навыки при воспитании следует вырабатывать у щенка в первую очередь? Сразу же после отъема от матери ему отводится место, которое он должен хорошо знать. Приучение к месту — первый прием воспитания. Часто щенок, проснувшись на новом месте, начинает искать свою мать, скучать, подскуливать. Чтобы успокоить щенка, хозяин кладет его на свою кровать, на диван или берет на руки. Это первая большая ошибка. Щенку нельзя разрешать делать то, что в дальнейшем будет ему запрещено. Побывав раз на диване или на кровати, щенок будет проситься туда вновь. Может кончиться тем, что он выберет место по своему вкусу, а не по желанию хозяина. Чтобы избежать этого, хозяин должен сразу отучить щенка от нежелательных привычек. В подобных случаях нужно поиграть со щенком, не беря его на руки, если пришло время — покормить, вывести на двор погулять, дать ему «игрушку» (мяч, тряпку, большую кость и т. п.). Щенок отвлечется, некоторое время поиграет, устанет, потом захочет отдохнуть, и тогда хозяин устроит его на место, повторяя при этом команду «Место». В это же время щенок привыкает к кличке и подзыву по команде «Ко мне». Кличку рекомендуется выбирать короткую и, по возможности, звучную. Кличку и команду «Ко мне» надо произносить только с ласковой интонацией и поощрять щенка лакомством. Если хозяин хочет привлечь внимание щенка — подозвать, дать ему пищу или лакомство, то сначала произносит кличку, а затем уже команду «Ко мне», повторяя их в первое время несколько раз. Выработка безотказного подхода собаки по команде является наиболее важным и трудно отрабатываемым приемом общего курса дрессировки. Чем больше внимания будет обращено на воспитание и отработку этого навыка у щенка, тем легче будет протекать дальнейшая дрессировка. Безотказность подхода собаки — верный показатель ее послушания. Приучение щенка к чистоте в квартире требует от хозяина должного внимания. При правильном воспитании щенок уже к трем-четырем месяцам привыкает к порядку, просится при необходимости погулять. Собака чистоплотна от природы. Приучая щенка к чистоте, хозяин не должен его бить, выбрасывать во двор и т. п. С момента появления щенка в квартире его сначала выносят, а в дальнейшем выпускают во двор или на улицу. Первое время выходить со щенком придется довольно часто, но с каждым днем потребность в этом будет уменьшаться. Щенка обычно нужно выгулять после кормления или после сна. Желая выгуляться, щенок начинает суетиться, крутиться на месте, бегать, поскуливать. В это время его нужно вынести или выпустить во двор, оставив в покое, пока он не выгуляется. Когда щенок выгуляется, с ним можно поиграть и позаниматься, приучая его к кличке, подзыву и т. д. Через несколько дней щенок уже будет при необходимости подбегать к двери, скрести лапой или поскуливать и даже лаять, т. е. начнет проситься во двор. Обычно щенок сначала перестает испражняться в квартире, но лужицы остаются после него значительно дольше. При внимательном уходе щенок уже к четырем месяцам перестает пачкать в квартире. Если квартира, где помещается щенок, расположена не в первом этаже, выводить его в течение дня несколько раз будет слишком утомительно. В таких случаях щенка приучают испражняться на металлический лист или в низкий деревянный ящик с песком в специально отведенном месте. Щенка сажают в песок, и он в течение нескольких дней приучится знать место своего выгула. Когда же щенок подрастет (к трем-четырем месяцам), можно выводить его во двор, так как потребность в выгуле с каждой неделей уменьшается. При переводе щенка на выгуливание во дворе ящик (лист) с песком необходимо убрать, а место, где он находился, тщательно протереть 2 % раствором креолина или лизола. Первое время нужно внимательно следить за щенком, не допуская его на старое место. С двух-трех месяцев щенка можно приучать к ошейнику и поводку. В процессе игры хозяин надевает щенку ошейник и внимательно следит, как щенок реагирует на это. Бывает, что щенок не обращает внимания на ошейник. Тогда успех обеспечен, и в течение двух — трех дней он привыкнет к ошейнику. Но может случиться, что ошейник будет стеснять и беспокоить щенка и он попытается снять ошейник лапой; при этом щенок будет валяться, трясти головой, всячески стараясь освободиться от незнакомого предмета. Терпеливое повторение этого приема всегда приносит успех. Первое время ошейник следует надевать на очень короткий срок, по возможности незаметно, стараясь различными способами отвлечь щенка (дать лакомство, поиграть). В течение нескольких дней щенок постепенно привыкнет к ошейнику и перестанет обращать на него внимание. Затем начинают приучать щенка к поводку тем же способом, что и к ошейнику. Сначала ошейник и поводок должны быть облегченными. Вместо кожаного крепкого ошейника можно взять ленточку или тесьму, а вместо поводка — тонкий, легкий шнурок или тонкую веревку. Поводок не должен стеснять движения щенка и причинять ему неприятные ощущения. С первых дней воспитания щенка нужно знакомить с окружающей обстановкой. В возрасте одного — полутора месяцев щенок знает только свою мать, братьев и сестер. Различные шумы, предметы, животные, явления природы и т. д., которые он видит и ощущает в первый раз, могут действовать на него по-разному. Поэтому хозяин должен умело и своевременно ознакомить щенка с окружающим. Нужно, чтобы щенок приучился спокойно реагировать на всякое явление. При неправильном воспитании может закрепиться трусость, проявляющаяся у большинства щенков, особенно при появлении новых раздражителей. А трусливая собака непригодна ни для какой службы. Поэтому необходимо обратить большое внимание на развитие у щенка смелости. При правильном воспитании и дрессировке трусость можно побороть и вырастить смелую, работоспособную собаку. Знакомя щенка с новыми предметами, хозяин должен стараться, чтобы щенок не только не пугался, а, наоборот, чувствовал себя победителем, сильнее и храбрее всех, кроме своего хозяина. Чтобы выработать у щенка смелость, нужно гулять с ним вначале в тихих, малолюдных местах. Если щенок чего-либо испугался, рекомендуется отвлечь его игрой, лаской, лакомством. В дальнейшем полезно несколько раз показать щенку испугавший его предмет. Постепенно прогулки переносят в более оживленные места. Нельзя практиковать активное нападение на щенка «постороннего» человека с целью развития у собаки злобности и недоверия. Удары и резкие движения могут запугать щенка, а добиться того, чтобы он это забыл, трудно. При правильном воспитании у щенка злобности и недоверия он после трех — четырех занятий станет смелее и будет активнее нападать на «постороннего». При попытках щенка залаять «посторонний» должен делать вид, что он испугался, и поспешно убегать. С каждым занятием активность сопротивления щенка и нападения на него «постороннего» должны усиливаться с таким расчетом, чтобы всякий раз щенок чувствовал себя победителем. Такая методика воспитания даст хорошие результаты: щенок совершенно не будет бояться нападающих. Хорошо, если имеется возможность приучить щенка к воде. Некоторые собаководы считают, что приучить собаку плавать — дело несложное: достаточно бросить щенка в воду и он поплывет. В действительности это далеко не так. Собаки любят воду, ко если щенок один раз испугается воды, потребуется много времени и труда, чтобы приучить его к плаванию. Плавание развивает и закаляет организм собаки и бывает необходимо при выполнении ею практической работы. К трем — четырем месяцам щенок уже будет хорошо знать не только хозяина, но и всех членов семьи. В это время хозяин должен решить вопрос о том, в каком направлении воспитывать щенка дальше (развивать у него злобность и недоверие к посторонним людям или воспитать его доверчивым и ласковым). Собаки подразделяются на доверчивых, недоверчивых, злобных, ласковых, трусливых, подвижных, вялых и т. д. Независимо от врожденных качеств собаку в большинстве случаев можно перевоспитать. Особенно легко это сделать со щенком, попавшим к хозяину сразу от матери. Чтобы воспитать щенка ласковым и доверчивым, необходимо приучать его во время прогулок к посторонним людям. В каждом человеке щенок должен видеть своего друга. Если окружающие любят и ласкают щенка, дают ему лакомство, он вырастет доверчивым и ласковым. Желая воспитать недоверчивую, смелую и злобную собаку — хорошего сторожа и телохранителя, хозяин должен запретить посторонним ласкать щенка и давать ему лакомство (это разрешается делать только членам семьи). Щенка воспитывают так, чтобы в каждом постороннем человеке он видел «врага», которого не следует бояться и на которого можно нападать, так как победа всегда обеспечена. В раннем возрасте не следует развивать большую злобность, так как впоследствии собака может оказаться слишком нервной. Вполне достаточно, если щенок будет облаивать посторонних и недоверчиво относиться к ним. В процессе воспитания принуждение и запрещение должны применяться значительно реже, чем в дрессировке, но все же без них нельзя обойтись. Иначе щенок вырастет избалованным и в дальнейшем будет трудно поддаваться дрессировке. В четыре — пять месяцев щенок уже должен хорошо знать запрещающую команду «Фу». Этот навык вырабатывают у щенка так же, как при дрессировке взрослой собаки; разница состоит лишь в том, что при воспитании щенка болевой раздражитель должен быть гораздо слабее (удар хлыстом заменяют легким шлепком ладонью, рывок поводком должен быть слабым, строгий ошейник — парфорс — категорически запрещен). Наконец, интонация команды «Фу» при воспитании должна быть менее угрожающей, с оттенком укоризны. Выработку у щенка навыка на команду «Фу» полезно совместить с определенным запрещением (лазание на диван, на кровать, хватание со стола пищи и т. д.). Для этого щенка необходимо иногда провоцировать. Например, хозяин, положив на край стола какой-нибудь лакомый кусок (сахар, сыр, мясо), делает вид, что чем-то занят, и отходит от стола, продолжая внимательно наблюдать за щенком. При попытке стащить лакомство раздается команда хозяина «Фу». За ней следует шлепок. Щенок провинился, застигнут на месте «преступления», он знает, за что наказан. После нескольких таких занятий он не будет лазать на стол и таскать продукты. Таким же способом щенка отучают от лазания на диван, кровать и т. п. После каждой попытки щенка прыгнуть на кровать следует команда «Фу» и легкое наказание. Щенка, совершившего проступок, но не застигнутого в момент «преступления», наказывать нельзя, так как наказание для него непонятно. Бывает, что щенок, на долгое время предоставленный самому себе, в отсутствие хозяина совершает различные проступки (прогрызает ковер, туфли, что-нибудь разбивает и т. д.). Рассерженный хозяин наказывает щенка, который давно забыв о совершенной шалости, радостно бросается навстречу хозяину. Так воспитывать щенка нельзя: во-первых, он не знает, за что его наказывают, во-вторых, при подходе к хозяину он вместо ласки или лакомства получает наказание. В четыре — пять месяцев можно приучать щенка ходить рядом, держать себя свободно по команде «Гуляй» и садиться по команде «Сидеть». Когда щенок хорошо усвоит команду «Сидеть», его следует приучить к укладке из положения сидя (команда «Лежать»). Щенка нельзя утомлять занятиями и требовать от него такой же безотказности и четкости выполнения приемов, как от взрослой собаки (например, при посадке или укладке нужно делать очень короткую выдержку). Подобно ребенку, щенок не может надолго сосредоточиться на одном предмете; все для него ново, все его интересует, отвлекает. Поэтому нельзя требовать от щенка того, что требуют от взрослой собаки. Очень полезно приучать щенка приносить по команде (аппортировать) брошенную хозяином вещь. Этот навык пригодится при дрессировке по специальности для развития сторожевых качеств, поиска, а также при приучении к воде и пр. Кроме того, «аппорт» (деревянная палочка 20–25 см длины с утолщениями на концах, чтобы щенку было удобнее ее брать за середину зубами) является обычно любимой игрушкой щенка, и он довольно быстро приучается не только приносить брошенную хозяином вещь, но и носить что-либо в зубах на прогулке. Во второй половине воспитательного периода, примерно с пяти — шести месяцев, щенка приучают к отказу от корма, предлагаемого или подброшенного посторонними людьми, а также найденного на земле. Это помогает развивать недоверие щенка к посторонним людям, гарантирует собаку от возможного умышленного отравления, а также предохраняет ее от заражения глистами или случайного отравления испорченной пищей. Можно приучить щенка по команде подавать голос, но этот прием нужно отрабатывать осторожно. Если щенок усвоил команду «Голос» и охотно выполняет ее, то повторять этот навык необходимо лишь для того, чтобы он не забывался. Если хозяин требует частой подачи голоса, щенок может приучиться беспричинно лаять. Наконец, очень нужный навык, который начинают отрабатывать у щенка в период воспитания, — это преодоление препятствий. Обученная служебная собака на практической работе может перепрыгивать через плетень, решетчатый забор высотой до 1,5 м, ров и водную преграду шириной в три и более метров, ходить по бревну (буму), преодолевать глухой забор высотой 2–2,5 м и, наконец, лазать по лестнице пожарного типа. Так как костяк щенка еще не окреп, обучать его преодолению препятствий следует очень осторожно, не увлекаясь высотой препятствия. Начинать обучение можно примерно в пять месяцев, причем высота препятствий должна быть очень небольшой: вначале 30–35 см, к концу воспитательного периода (к девяти — десяти месяцам) высота решетчатого забора или плетня может достигать 100 см, а глухого забора — 120–130 см. От высоких прыжков у щенка может развиться искривление спины или ног. Следует помнить, что цель обучения щенка этим приемам — не погоня за высотой, а воспитание определенных навыков, развитие у собаки ловкости и смелости. В дальнейшем взрослая, окрепшая собака (в возрасте одного — двух лет) при соответствующей тренировке быстро научится преодолевать более высокие препятствия. Лестница для обучения щенка лазанию должна иметь широкие и частые перекладины; постепенно можно переходить к более узким и редким. К хождению по буму приучают также постепенно. Сначала бум делают более широким и плоским (или чуть скругленным), а затем его форму доводят до формы обычного бревна. Занятия по преодолению препятствий следует строить так, чтобы все упражнения интересовали щенка, но не вызывали физической перегрузки. При воспитании щенка такие приемы, как посадка, укладка, подача голоса по команде, развитие злобности, можно вполне отложить до периода дрессировки, если хозяин не определил в раннем возрасте, для каких служебных целей он хочет в дальнейшем использовать собаку. Независимо от того, для какой работы в будущем предназначается щенок, полезно в процессе воспитания приучить его спокойно относиться к выстрелам, взрывам другим резким звуковым раздражителям, так как этот навык является обязательным для всех служебных собак. Следует помнить, что грозовые разряды могут испугать щенка. Поэтому во время грозы не следует оставлять его без присмотра.
Глава XI
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.139 (0.017 с.) |