Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание семьянина: пути, формы и средства

Поиск

Морально-нравственная и операционально-обра­

зовательная подготовка. Анализ действия существую­

щих брачно-семейных отношений показывает, что

рольшинство специалистов, занимающихся проблема­

ми семьи и семейного воспитания, считают главным

условием устойчивого существования брака и семьи

моральный уровень людей, включающий, прежде все-

го, ту или иную степень осознанности нравственных

норм. Бесспорность подобного положения совершен­

ие очевидна. Действительно, уровень развития нрав­

ственного сознания человека в значительной мере

определяет его деятельность и поведение в сфере се­

мейных отношений.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Практика показывает, что современные молодые

люди, используя слова К. Вяземского и «жить торопят­

ся, и чувствовать спешат».

Из откровений: «Все началось, когда мне было лет

13— 14 и, как многим другим девчонкам в этом возра­

сте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное

уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые пар­

ни с неподкупной преданностью в глазах обращают

внимание именно на меня. Мне гудели на улицах ма­

шины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохо­

жие. Потом была первая любовь. Появились разные

кампании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась

бурная, веселая жизнь...»

В наше время ведущим мотивом вступления в брак

является «любовь». Однако, называя «любовь» в каче­

стве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкла­

дывают в это слово разные содержания. Т.А. Флорен­

ская выделяет1 три различные понимания этого слова:

любовь как сексуальное влечение; любовь как потреб­

ность быть любимым; любовь как доминанта на дру­

гом. Она приводит их описания.

1. Доминирование полового влечения. Гипертрофия

полового влечения ведет к образованию сексуаль­

ной доминанты, захватывающей все жизненные

силы человека, превращая его в раба своих влече­

ний. Это становится преградой для психического

и духовного развития человека. Отождествление

любви с физиологией чаще всего происходит с теми

детьми, которые выросли в семьях с неблагопри­

ятными супружескими отношениями. Принципи­

альный «механизм» для гипертрофии сексуальной

потребности остается таким же, как в случае ги­

пертрофии потребности в алкоголе. Т.А. Флоренс­

кая пишет, что такие люди не способны к созда­

нию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность

в смене «объектов» удовлетворения сексуальной

потребности. Такую ситуацию специалисты в об­

ласти психологии семейных отношений характе­

ризуют как «серийную моногамию».

2. Потребность быть любимым. Эта потребность

свойственна каждому человеку с самого раннего

1 Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М, 1991.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

детства. Однако нередко потребность быть люби­

мым остается направленной исключительно на себя.

Такая одностороння потребность — быть любимым

и неспособность к любви является психической за­

щитой от чувств повышенной тревожности, неудов­

летворенности, уходящих корнями в раннее детство.

Эта эгоцентрическая, невротическая, по сути, потреб­

ность, проявляется в повышенной требовательности

любви к себе, ревности, мнительности, усиленному

желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и

т. п. Повышенная потребность быть любимым и при­

знанным выражается в болезненных реакциях на не­

успех, повышенном уровне притязаний, не соответ­

ствующим реальным возможностям человека. Эта

несостоятельность в любви, неспособность любить в

сочетании с сильной потребностью быть любимым

проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке

постоянно заняты выяснением отношений, а не де­

лами, которых так много в браке.

3 Способность любить. Уровни способности «лю­

бить» различны — от взаимного чувства до беско­

рыстной самоотверженной любви, способной пе­

режить отсутствие взаимности. Такой человек

верен в любви и надежен в семье. Если чувствен­

ные удовольствия неизбежно приводят к пресы­

щению, то любовь не насыщаема: любимый чело­

век не надоедает, он раскрывается все глубже и

глубже. Любящие образуют один организм, разъеди­

нение которого подобно смерти.

В настоящее время брак становится добровольным

делом двух молодых людей, которые даже при наличии

экономической зависимости от родителей нередко не

посвящают их в свои намерения. Говоря о браке, нельзя

забывать о том, что желание вступить в супружеский

союз и степень готовности к его заключению — это

далеко не одинаковые понятия. По мнению психоло­

гов, нравственно-психологическая подготовленность

личности к браку означает восприятие целого комплек­

са требований, обязанностей и социальных стандартов

поведения, которыми регулируется семейная жизнь.

К ним относятся1:

1 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996. 127

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

• готовность принять на себя новую систему обя­

занностей по отношению к своему брачному

партнеру, будущим детям и ответственности за

их поведение;

• понимание прав и достоинств других членов се­

мейного союза, признание принципов равенства в

человеческих отношениях;

• стремление к повседневному общению и сотруд­

ничеству, согласованию взаимодействий с пред­

ставителем противоположного пола, что в свою

очередь предполагает высокую нравственную

культуру;

• умение приспособиться к привычкам и чертам

характера другого человека и понимание его пси­

хических состояний.

B.C. Торохтий считает, что эти требования реализу­

ются в разных семьях в разной степени, на основании

этого очевидного факта он вводит понятие «способность

к браку», предполагающее несколько составляющих.

1. Это способность заботиться о другом человеке,

самоотверженно ему служить, деятельно делать

добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, состра­

дать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партне­

ра, понимать его радости и горести, переживания

и неудачи, поражения и победы, находить духов­

ное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, меж­

личностному общению, наличие навыков и умений

в осуществлении многих видов труда, организация

домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура,

предлагающая умение быть терпимым и снисхо­

дительным, великодушным и добрым, принимать

другого человека со всеми странностями и недо­

статками, подавлять собственный эгоизм. Все эти

способности являются показателями умения чело­

века быстро изменять свое поведение в соответ­

ствии с изменяющимися обстоятельствами, прояв­

лять терпимость, устойчивость и предсказуемость

своего поведения, способность к компромиссу.

B.C. Торохтий, отмечая высокую значимость под­

готовленности каждой личности к браку, отмечает, что

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

прочность, судьба брака зависит от многих факторов.

Ведь объединяются в семью две личности с их слож­

ными психологическими и физиологическими особен­

ностями. Для находящихся в браке людей очень важно

быть зрелыми в социально-психологическом отноше­

нии личностями.

К психологической зрелости, по мнению B.C. Topox-

тия, относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрес­

сивности и напротив — наличие способности призна­

вать собственные ошибки и стремления к постоянному

самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость

личности во внутрисемейных отношениях и, следова­

тельно, входящих обязательным элементом в подготов­

ку молодежи к семейной жизни включает также:

• коммуникативные умения;

• владение психотехникой общения и саморе­

гуляции;

• психологическую поддержку;

• добродушие и отходчивость в ссоре;

• терпимость к недостаткам другого;

• умение преодолевать конфликтные ситуации;

• желание и готовность к появлению детей и со­

вместной заботе об их развитии, воспитании и

обучении;

• социальную активность членов семьи и их уме­

ние не замыкаться в узком кругу семейных дел.

Добавим сюда еще умение прощать.

Такая зрелость не достигается одномоментно и

зависит от многих факторов. В качестве первого фак­

тора выделяется потребность в психологической готов­

ности и способности к выполнению роли мужа и жены,

а затем отца и матери. Каждая социальная роль вклю­

чает определенные ожидания, которые предъявляют­

ся к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа

и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е.

прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Образовательно-операциональная подготовка.

Кроме психологической готовности важнейшими со­

ставляющими семьи являются функционально-ролевые

связи между мужчиной и женщиной. В недалеком

прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяже­

лую физическую работу и нес моральную ответствен-

Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ность за благополучие семьи. Сейчас существует за­

метный разрыв между традиционными представлени­

ями о «мужских» и «женских» семейных ролях и ре­

альным распределением обязанностей в семье.

Реально в большинстве обычных российских се­

мей основной груз домашних забот несет женщина. Это

нередко порождает психологически напряженные си­

туации, особенно в молодых семьях. Следовательно,

фактором стабильности семьи может быть рациональ­

ное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая согласован­

ность в структуре взаимодействия супругов предпо­

лагает добрачную образовательно-операциональную

подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь

определенные знания, умения и навыки, необходимые

для семейной жизни. Совокупность необходимых зна­

ний включает знания общего порядка, а также право­

вые, экономические, медицинские и другие. Отдель­

ные группы молодежи, будучи физиологически и

социально-психологически (на уровне межличностных

отношений) готовыми к браку, тем не менее не полно­

стью достигают необходимого требуемого для этого

уровня объема знаний, умений и навыков, т. е. инст­

рументальной подготовки. Современные юноши и

девушки в своем подавляющем большинстве не уме­

ют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вме­

сте с тем преобладающая исходная молодежная уста­

новка в предполагаемом распределении ролей в семье

базируется на принципе «справедливости». Таким

образом, приходится констатировать, что многие мо­

лодые люди психологически и технологически явля­

ются не готовыми к выполнению социальных функ­

ций супругов.

Половая культура. Характерной чертой современ­

ной информационной среды является то, что в ней в

интегрированном виде и разнообразных, зачастую

довольно причудливых сочетаниях одновременно фун­

кционирует информация, которая адекватно отражает

существующий мир, а также деформированная, иска­

женная информация. Это обусловлено как сложностью

самого процесса познания и неполнотой наших зна-

ний о мире, так и пристрастностью, субъективностью

людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблени-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ем информационных процессов при игнорировании

наносимого своими действиями ущерба другим людям1

Для формирующейся личности специфическим обра-

вом организованное злоупотребление информационной

средой выступает как своеобразное орудие растления

детских душ.

Специфические для культуры ассоциативные фор­

мы, традиционная символика, предрассудки, идиома­

тические обороты, неучтение которых придает инфор­

мации СМИ о преступности и проституции в других

странах неожиданно резкую двусмысленность, воспри­

нимается подростками как легко запоминающаяся

крайность половых отношений; экзотичность форм

половых отношений возбуждает, манит и притягивает,

добавим, что своего устоявшегося сформированного

сексуального сценария у подростков нет, эротические

желания и фантазии, душевные отношения не устоя­

лись, не сложились, т. е. защит против такого насы­

щенного воздействия нет ни в эмоциональном плане,

ни в жизненном опыте.

Даже при сохранности культурного контекста та­

кая информация может повлиять деструктивным обра­

зом, поскольку нарушаются характерные для данной

ментальности архетипы и социальные роли. Прямоли­

нейные и вульгарные призывы использовать, напри­

мер, «сексуальные средства», «девять позиций темной

девушки», «таиландский секс» разрушают романтику

отношений между мужчиной и женщиной.

В русском обществе развита гуманистическая тра­

диция в понимании природы любви и, обращаясь к

потаенным вопросам пола, сексуальную энергию чело­

века связывали с продолжением рода, с пониманием

духовной культуры человека — с религией, художе­

ственным творчеством, с поиском новых нравственных

ценностей. Любовь оказывалась одновременно и эти­

кой, и эстетикой, и психологией, и постижением боже-

ственого. Этот синкретизм — одна из характерных осо­

бенностей русского Эроса2.

1 Грачев Г.В. Информационная среда общества и источники угроз

информационно-психологической безопасности // Экологическая

психология. Тезисы 1-й российской конференции. М. 1996. С. 39 — 40.

'Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

На восприятие продукции порнографического тол­

ка может влиять стереотип страны-изготовителя1. В нем

отражаются йога, гимнастика, система питания, мифо­

логические сказания, представления о маскулинности-

феминности, этнокультурные традиции Индии, Китая,

Японии, Таиланда и др. Например, в основе восточной

эротической философии лежит учение тантризма, од­

ного из течений шиваизма, провозгласившего путь к

божеству через эротический экстаз2. Соприкосновение

с этой стороной восточных традиций, вырванных из

своего культурного, этнографического контекста, ак­

центирует внимание подростков (детей), у которых це­

лостных представлений о восточных учениях нет, толь­

ко на одном — эротическом экстазе, возбуждает,

порождает домыслы. В итоге — просто развращает ум

и растлевает души. Эротическая сфера жизни стано­

вится для подростков игрой по принципу «а давай

тоже попробуем».

В зарубежных исследованиях психоаналитичес­

кого толка принято считать, что телевидение и —

шире — СМИ выступают в обществе в роли супер­

отца или сверх-сознания. В свою очередь зритель,

читатель занимает позицию ребенка, и его ожидания

кристаллизуются в образе «хорошей информацион­

ной публикации», «идеальной рекламы», «популяр­

ной личности в журнале» и т. д.

Таким образом, зрители, читатели ждут, что об­

щество, используя массовые средства коммуникации,

будет их информировать, обучать, развивать в рам­

ках нравственных норм и с уважением к достоин­

ству человека. Однако реальность информационного

потока далека от этих ожиданий. Портрет дня, кото­

рый создается новостными публикациями, явно пе­

регружен трагедиями, развлекательные материалы

аппелируют к самым низким вкусам и биологичес­

ким инстинктам, а реальные фото- и видеоматериа­

лы модифицируют картину мира, а зачастую и схему

1 Данилова А.Г. Специфика восприятия русской аудиторией

рекламного продукта, выполненного в культурных традициях

разных стран // Экологическая психология. Тезисы 1-й российс­

кой конференции. М., 1996. С. 43.

2 Дуглас Н., Слинжер П. Эзотерическая эротика Востока Ростов

н/Д., 1990

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

тела человека1. В результате может нарушиться само­

идентификация человека как биологического вида.

В исследовании Курдюковой Ю.А., Лидской Э.В.,

Мдивани М.О. (Психологический институт РАО) осу­

ществлен количественно-качественный анализ 1198

названий видеофильмов, предлагаемых пунктами про­

дажи видеокассет. Результаты показывают, что подав­

ляющее большинство (72%) названий отражают низ­

шие, имеющие физиологическую основу потребности

человека2.

Малолетние сутенеры, фетишизм, групповой секс,

«педофилия, детская проституция, цинепимастия, эс-

каудиризм, трансвестизм, фроттеризм и другие деви­

ации — образ секса, который запечетливается в умах

миллионов подростков в нашей стране.

Образы, наполняющие разум, мотивируют поведе­

ние. Наши дети преображаются в те образы, которые

создаются для них масс-медиа. Не случайно раньше

средства массовой информации буквально пестрели

случаями из сексуальной практики Филиппин, Поли-

незии, Африки, Америки, теперь же их теснят приме­

ры из нашей собственной отечественной практики.

Это извращенное понимание образа мужчины и

женщины, их половых отношений, запечатленного в

умах молодежи, приводит к тому, что она полна обид,

насмешек, анархии и пренебрежения.

Антигерои, антипримеры стали для многих моло­

дых людей ролевыми моделями.

Вся нация оказалась под разрушительным зару­

бежным влиянием «бэтменов», «секс-герл» и пр. Они

порождают чрезмерно унифицированные стереотипы

и могут становиться психотравмирующими для тех, кто

этим стереотипам не соответствует.

Конечно, все выше сказанное это не только вина

СМИ, современной литературы и искусства, это прежде

всего беда воспитания, когда интерес к миру отливается

в форму самодовлеющего сексуального любопытства.

1 Матвеева Л.В. Быть или не быть? Как телевидение модифи­

цирует наше сознание // Экологическая психология. Тезисы 1-й

Российской конференции. М., 1996. С.112 —113.

2 Мдивани М.О., Курдюкова Ю.А. Исследование современной

информационной Среды как фактора агрессивного поведения //

Учителю об Экологии детства. Черноголовка, 1995. С. 218 — 225

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Глава 3

Отсюда особенно остро встает проблема половой

подготовки к семейной жизни. И.В. Дубровина под­

черкивает, что, наряду с формированием нравствен­

ного мира личности и представлений о семейной

жизни, необходимо обеспечить и формирование осо­

бой системы представлений ребенка о себе как че­

ловеке определенного пола, включающих в себя спе­

цифические для мальчиков и девочек потребности,

мотивы, ценностные ориентации, отношения к пред­

ставителям другого пола и соответствующие этим об­

разованиям формы поведения. Эта чрезвычайно ак­

туальная необходимость, соответствующая основным

задачам полового воспитания, сравнительно недав­

но стала предметом специального внимания иссле­

дователей, выразившегося в изучении формирования

представлений о маскулинности — фемининности

как одного из условий подготовки к семейной жизни.

Важным элементом подготовки молодежи к семей­

ной жизни является развитие культуры половых отно­

шений, формирование установки на сохранение суп­

ружеской верности в браке, целостности и мудрости

физиологического и нравственного, душевного един­

ства супругов. Порядочный человек интимное скрыва­

ет, к людям он открыт душою, развращенный человек,

наоборот, — душу скрывает, а к людям «вывернут» од­

ной половой стороной, безудержной сексуальностью.

Пути и средства воспитания семьянина. Вообще

это непростые вопросы — Можно ли научить семей­

ной жизни? И как этому учить? С какого возраста?

Кого учитьмужчину или женщину, девочку или маль­

чика? Одно несомненно: самая лучшая, естественная

форма воспитания семьянина — любящая обстановка,

гармония и лад в отчем доме.

Подготовка к семейной жизни разворачивается на

ранних этапах жизни. Супружеская и родительская со­

циализация, как отмечают Исаев Д.Н., Каган В.Е.1,

начинается на 2-м году жизни, когда ребенок в семей­

ном общении воспринимает первые образцы маскулин­

ности и фемининности. Супружеское и родительское

поведение матери и отца остается еще в тени, не осоз-

1 Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-

психологические аспекты. Л.: Медицина, 1998. С. 112—133.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

нается ребенком, но именно они оказываются в роли

проводников половых ролей. В 2 — 3 года, когда ребе­

нок знает свой пол и начинает соотносить «свое «я»

с представлениями о людях своего и другого пола, в

ролевых играх он осуществляет маскулинное и феми­

нинное поведение, как прежде всего супружеское и

родительское (социосексуальные игры в «папу —

маму», «дочки — матери» и др.). В этих играх отра­

жается формирование первого, простейшего уровня

семейных установок, которые соответствуют общим

стереотипам семьи. Уже в этих играх мальчики вы­

полняют роли, связанные с выходом за пределы се­

мьи и возвращением в нее (охота, война, работа

и т. д.), а девочки — связанные с домом роли; маль­

чики в проявлениях стиля игры более эксцентричны

и инструментальны в этих играх, а девочки — более

концентричны и эмоциональны.

В 3 — 5 лет в подобных детских играх уже нетрудно

проследить имитацию жизни собственной семьи или

других виденных семей. Девочка уже не просто укачи­

вает куклу, но делает это, точно копируя свою мать. Эти

игровые перевоплощения — один из сильных путей

формирования супружеских и родительских ролей. Ос-

новной механизм этого формирования — идентифика­

ция и имитация. Ребенок идентифицирует себя с роди­

телем своего пола и имитирует его поведение в случаях,

когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток.

Многие взрослые в своей семье воспроизводят

«почерк» родительской семьи. Эти глубокие неосозна­

ваемые или психологически конфликтно осознаваемые

идентификационные установки, по мнению Исаева Д.Н.

и Кагана В.Е., при всей трудности их коррекции дол­

жны все же контролироваться взрослыми, чтобы не

быть вновь воспроизведенными у детей. В известной

мере обретаемые в этом возрасте установки зависят и

от структуры характера ребенка.

В этом же возрасте — 3 — 5 лет — дети просят у

родителей брата или сестру, бывают трогательно

ласковы и заботливы с младшими. Появление еще

одного ребенка в семье обычно не сопровождается

детской ревностью. Не в каждой семье в это время

появляется второй ребенок. Но существенную важ­

ность приобретает реакция родителей на детские

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

просьбы — осуждающая, отталкивающая, запреща­

ющая или мягко объясняющая. Иногда родители

пытаются пойти обходным, заместительным путем

обзаведения домашними животными. В таком слу­

чае лучше, если это будут котята, щенки, а не взрос­

лые собаки или кошки. Это возраст интенсивной

закладки основ чадолюбия. Для его формирования

небезразличны способы разъяснения происхожде­

ния детей — в них не должно быть места пугающей

или «грязной» информации и они должны сигнали­

зировать ребенку о том, что родительство — счаст­

ливое и необходимое человеку явление.

Младший школьник уже пытается разбираться

в семейной ситуации, понимать и оценивать пози­

ции родителей, вырабатывать собственные.

При конфликтах с родителем уже может появлять­

ся осознаваемое желание «быть не таким». В пери­

оде половой гомогенизации порой можно наблюдать,

что, в то время, как один ребенок сближается с ро­

дителем своего пола, другой ищет близости с взрос­

лым своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал для

родителей, указывающий на их небольшие воспита­

тельные потенции в будущем. Чем меньше ребенок эмо­

ционально удовлетворен ситуацией в родительской се­

мье, тем он, по-видимому, больше воспринимает

внесемейные образцы — и тогда многое зависит от

того, каковы эти образцы.

Подростковый возраст ставит перед воспитателями

усложняющиеся задачи. Эмансипационные тенденции,

высокая критичность подростка делают его строгим

судьей отношений в родительской семье. Реальность

часто воспринимается через призму собственной, склон­

ной к наивной идеализации, романтической влюблен­

ности. Многие это называют пустяками, хотя на самом

деле это важнейшие проблемы, которые создают труд­

ности и для подростка, и для взрослых.

Для подростка — потому, что он еще не готов к

этому: влюбленность и собственная семья для него

столь же близки, сколько далеки друг от друга. Поня­

тие «иметь ребенка» связывается подростками в основ­

ном с беременностью и в лучшем случае с младенцем

в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть

ассоциируется с больницей и похоронами, но не с

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

чувством утраты. Известная трудность состоит в том,

что чувства подростков незрелы, представления наив­

ны и контрастны, а открытость миру огромна.

Для взрослых — потому, что они видят в отношениях

подростка то, чего внутренне опасаются. Родители не­

редко склонны отождествлять подростковую влюблен­

ность и приводящую к браку любовь. Всем матерям

знаком ответ «Ну и что?» по поводу их волнений и пе­

реживаний за дочь, увлекающуюся «мальчиком». В ито-

гe складывается противоречивая система отношений,

требующая от родителей усилий, часто — немалых,

чтобы принять уменьшающие напряжение позиции.

Общие стандарты семейной жизни и индивиду­

альные установки нелегко примирить и взрослому че­

ловеку. Очень важно, чтобы подросток мог вести себя

и высказывать свое мнение, не опасаясь осуждающих

реакций воспитателей. Исаев Д.Н. и Каган В.Е. ука­

пывают, что задача заключается в том, чтобы форми­

ровать такие навыки индивидуального преломления

Всеобщих и непреходящих ценностей, которые не

противоречили бы ни этим ценностям, ни индивиду­

альным потребностям и особенностям. Семья распо­

лагает большими возможностями воспитания у юно­

шей мужской чести, уважения к девушке, а у

девушек гордости, скромности, чувства собственно­

го достоинства; формирования у юношества само­

обладания, самодисциплины, выдержки и чувства от­

ветственности.

Раскрывающийся в новое время перед взрослы­

ми мир детства, сверхценность единственного ребен­

ка, связь планов на будущее не с навыками практичес­

кой жизни, а с поиском путей развития реальной или

мнимой одаренности — все это приводит к тому, что

многие дети живут вне быта семьи, не знакомы с ним.

Дети как бы инкапсулированы в детстве, вынужденная

беззаботность которого рискует оказаться «золотой

клеткой» и к тому же — клеткой конфликтной. Ограж­

дая ребенка от быта и обеспечивая его всем необходи­

мым, родители, так или иначе, ждут его благодарности,

выражающейся в помощи, как раз, которой они его и

не научили. Порождаемые при этом назидания, пори­

цания, наказания наталкиваются на реакцию протеста

Ребенка. Когда же вчерашнее «дитя» оказывается в

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

собственной семье, оно поражает своей беспомощно­

стью в элементарных ситуациях.

Молодые супруги часто ждут друг от друга взятия

на себя роли родителя, но сделать это ни один, ни

другой не может. Может показаться, что сгущают крас­

ки, но они лишь буквально воспроизводят предпосыл­

ки распада многих семей.

Возможности такого обучения навыкам семейной

жизни по существу безграничны. Ребенок тянется к

взрослой жизни и нуждается в том, чтобы ему помо­

гали чувствовать себя «большим», а не внушали, что

он «еще маленький». Даже маленькие дети могут не

только кормить своих кукол, но и накрывать вместе

со взрослыми на стол; не ждать взрослого у входа в

магазин и не идти в магазин «за конфету», а совер­

шать все необходимые покупки вместе с взрослым

(может быть, и покупку конфет); не просто гордиться

починенной папой игрушкой или сшитым мамой пла­

тьем, а делать это вместе с ними. Взрослые умиляют­

ся тем, как девочка «серьезно» играет в куклы, но не

находят времени или не видят нужды показать, как

правильно пеленать, купать, кормить куклу-малыша,

привлечь к реальной и полноценной помощи в уходе

за младшими братом или сестрой. «Так ли часто во­

обще семья занята той же уборкой в доме?» — зада­

ются вопросом Д.Н. Исаев и В.Е. Каган. По их мне­

нию, чаще звучит: «Ты пойди погуляй — я буду

убираться» — и к приходу ребенка его уголок или

комната сияют чистотой. Надо ли удивляться тому,

что несколько таких «уроков» приводят к тому, что

мать убирает комнату ребенка и скандалит с ним из-

за того, что он не делает это сам: потребуется немало

времени, чтобы разрушить ассоциации уборки с от­

рицательными эмоциями.

Подготовка к семейной жизни ставит и задачу

формирования мотивации брака, и ожиданий к нему.

Предлагаемые подрастающему поколению стереоти­

пы, лейтмотив которых исчерпывается двумя слова­

ми — «любовь» и «счастье», поверхностны даже в

сравнении с реальными установками молодежи.

Но брак по любви отождествляется с раз и навсег­

да данным счастьем. Вступление в брак воспринима­

ется как вступление в «семейный рай», хотя удачнее

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

было бы сравнить его со вступлением на строитель­

ную площадку, на которой придется создавать семью.

Далеко не каждый молодой человек может адекватно

воспринять это открытие вообще, и в семейной жизни

в частности. Оптимизм, воспитываемый через сокры­

тие противоречивости и сложности жизни, оборачива­

ется мощным стрессом при столкновении с ней. Такой

«розовый оптимизм» чреват невротическими, психосо­

матическими, сексуальными расстройствами. Тенден­

ция части воспитателей показывать, как должно быть,

а не как есть, очень обедняет подготовку к жизни в

семье. Как раз анализ (не только вербальный, но и в

ролевом тренинге) того, что, как и почему есть (может

быть, бывает), и помогает прийти к тому, что и как

должно быть.

Обсуждение проблем воспитания семьянина при­

водит к вопросу о том, что такое любовь? Смысл этого

понятия очень различается у разных людей. Но, на­

уке известны две модели любви. «Пессимистическая»

модель подчеркивает момент зависимости от любимо­

го человека и связь любви с отрицательными эмоци­

ями (страх потери любимого или его любви). «Опти­

мистическая» модель исходит из независимости от

любимого человека при положительной на него уста­

новке, характеризуется психологическим комфортом

и создает условия для личностного прогресса супру­

гов. «Выбор» той или иной модели не полностью про­

изволен, но очевидно, что это не лишает воспитателей

всех возможностей оптимизации модели любви. Ви­

димо, особо в этом нуждаются подростки и молодые

люди с отчетливыми чертами тревожности в структу­

ре характера.

Тактичное и убедительное привитие молодежи

уважения к личности любимого человека, принятия ее,

а не перекройка «на свой вкус» имеет важное психо­

гигиеническое и воспитательное значение.

Особый раздел подготовки семьянина — воспита­

ние чадолюбия. В работах В.В. Бойко показано, что оно

является индикатором стратегии репродуктивного по­

ведения и определяется во многом неосознаваемыми

установками, которые при расхождении с деклариру­

емыми мнениями могут приводить к расхождению же­

лаемого и реального числа детей. Особое значение 139

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

обретает воспитание у девочек адекватных установок

материнства.

Правовая осведомленность. Личные отношения

основываются на полном доверии супругов, взаимной

привязанности, чувствах любви и глубокого уважения.

Поэтому большинство личных отношений регулируют­

ся не правом, а нормами морали.

Правовая подготовка — необходимый элемент под­

готовки молодежи к семейной жизни. Следует помнить,

что брак основывается на добровольном согласии жен­

щины и мужчины, причем супруги полностью равно­

правны в семейных отношениях. Принцип равенства

прав супругов находит отражение в нормах семейного

права, которые определяют права и обязанности супру­

гов в личных и имущественных отношениях. Все вопро­

сы брачно-семейных отношений супруги решают со­

вместно по обоюдному согласию.

Важным личным правом супругов является право

выбора фамилии при заключении брака.

Супруги имеют право на совместное решение воп­

росов жизни семьи. Супруги имеют право на свобод­

ный выбор занятий, профессий и места работы.

При заключении брака между супругами возника­

ют личные имущественные и неимущественные отно­

шения. Вступая в брак, следует учитывать, что матери­

альное благополучие семьи в наше время является

надежным средством ее сохранения. Для укрепления

семьи многие сейчас все чаще и чаще обращаются к

такому важному средству, как брачный контракт, кото­

рый существует в мире вот уже триста лет.

Брачным контрактом называют соглашение, регу­

лирующее личные и имущественные отношения меж­

ду супругами. Именно он позволяет в критической си­

туации защитить имущественные права супругов.

Брачные контракты в нашей стране, вновь после

70- летнего перерыва, стали удостоверяться нотариаль­

но с введением в действие на территории РФ Граждан­

ского кодекса с 1 января 1995 г. В статье 256 части 1

этого свода правовых норм записано, что имущество, на­

житое супругами во время брака, является их совмес­

тной собственностью, если договором между ними не

установлен иной режим. Эта норма дает основание для

заключения договора о правовом режиме имущества

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

супругов (брачного договора). Из-за отсутствия брач­

ного контракта при разводе и разделе имущества су­

дебный спор длится очень долго.

Брачный контракт не только четко определяет

имущественные права супругов, но и позволяет бороть-

ся с брачными аферистами.

Брачный контракт определяет, какое имущество



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.024 с.)