Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Любовь - нормалыое чувство адекватной личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Однако для большинства психологов, «любовь» — вполне нормальное чувство адекватной личности. Винч связывает это явление с воспитанием: «Индивиды могут быть овеяны такой любовью, которую им необ ходимо излить другим...» Гринфильд считает, что «лю- бовь» — «поведенческий комплекс, функцией которо го является управление индивидами» в обществе, выполнение определенной социальной роли («муж- отец», «жена-мать»). По мнению Вальстера «любовь» объясняется сильным физиологическим возбуждени ем. Теория социальных норм рассматривает в качестве источников любви внутричеловеческую эмоциональ ную зависимость, которая воспитывалась в обществе. Любовь целесообразна ввиду продолжения рода и, со ответственно, должна быть культурно подкреплена. Адепты гуманистической психологии полагают, что наиболее важным условием построения отношений подлинной человеческой близости является развитие личностного потенциала партнеров. Подлинная близость, или любовь — это глубинные отношения, исполненные доверия к себе и к другому, которые дают возможность обоим партнерам проявить себя наиболее полно («обрести себя»), а также способ- ствуют личностному развитию каждого1. Личностная готовность к любви-самоотдаче зиж дется на положительном безусловном отношении, доверии к себе и подлинной созидательности, кото рая выражается в активной борьбе за развитие и счастье того, кого любишь2. Если эта способность любить есть, то она направлена и на себя, и на всех людей. Поэтому эгоист — это как раз человек, кото- ' Мингалиева М., Ничипоренко Н. Зрелые межличностные отно- тения: условия развития // Прикладная психология и психоана лиз. 2001, №2. С. 57-66. 2 Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики СПб., 1997. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru рый ненавидит себя и враждебен к жизни. Он «не избежно несчастен и тревожно силится урвать из жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует» 1. Бхагаван шри Раджниш говорит о любви как о связи с собственной сущностью и свободе ее прояв ления, а об отношениях любви между мужчиной и женщиной — как о пути достижения этого. «Когда двое влюблены, они просто существуют друг для дру га. Они стоят лицом друг к другу, просто присутствуя, как зажженные лампы, освещающие одна другую, или два зеркала, поставленные друг напротив друга, отражающие друг друга миллионы раз. Двое влюб ленных существуют друг в друге, насыщены друг дру гом, пропитаны друг другом. В этом состоянии возни кает момент — кульминационный, высший момент — когда рождается плод: когда нет больше двух, когда все различия пропадают, когда они становятся чис тым присутствием... Когда вы растворились уже целиком, вы впервые являетесь своей реальностью. Вы наполнены, окружены грандиозной силой, но вы не утонули в ней. Вы — одно целое с нею, но впер вые ваше пламя горит. Ваша сущность обнажается вне всякого эго»2. Знаменитый психолог нео-фрейдист Э. Фромм в своей книге «Искусство любви» особенно обращает внимание на то, что смысл любви в слиянии с другим человеком, соединении с ним без утери собственного «я», слиянии на основе равноправия и доброты. Имен но такая любовь способствует выходу человека из эк зистенциального кризиса, делая его творцом, поисти не счастливым. Человечество ныне устало от бездуховности, и Э. Фромм это почувствовал. Бездуховность с любовью несовместима, и всегда подтачивала и губила ее цели тельные, оживляющие силы. Как бы то ни было, свес ти только к сексу любовь невозможно, тем более когда она просветлена разумом, но им не иссушена и не пре вращена в бессердечную рефлексию. 1 Фрейд 3. О психоанализе: Пять лекций // История психоло гии. М, 1992. С. 4. 2 ОШО Возлюбленные. М. 1999. С. 233-235. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Теория любви В.И. Мустейна По мнению В.И. Мустейна, в понятие «любовь» одят множество характеристик: альтруизм, интим ность, восхищение, уважение, участие, доверие, согла- | с и е, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чув ство, б) установка, в) поведение, г) здравый смысл. Однако ни один из них не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прий ти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния ос- тается однако осознанным решением» (а воля «забива- непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь. Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексу альных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентри рована на идеализации партнера, а не на сексуально сти. Супружеская любовь бывает либо после заключе ния брака, либо, если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленно сти, на «постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию». Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следу ющая: страстная любовь (физическая аттракция), быс тро следующая за идеализацией (романтическая лю бовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь. Изучение этих стадий — предмет дальнейших исследований. Теория любви Дж. Ли (ее стили цвета) Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мне нию автора, это встреча с партнером, который бы раз- делял наши взгляды, наши мнения, наши взгляды на Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru жизнь. Исследования показали, что большинство же натых людей испытывают неприятности из-за того, что они выбрали не того человека, которого хотели. Чтобы сделать правильный выбор, автор советует изучать «любовь», ее стили-цвета. Стили любви (присущие каждому человеку взгляды на любовь) не подобны зо диаку, они могут меняться. В литературе мы можем проследить борьбу идеологий — борьбу стилей люб ви. Святой Августин добивался триумфа Эроса (сила, влекущая людей к Богу); а О. Рогемонд пытался избе гать Мании, уравнивающей ее с «любовью смерти». Остановимся вслед за И.С. Коном1 на характеристике каждого стиля в отдельности: 1) Эрос. Согласно древнегреческой мифологии стре лы Эроса попадают в человека через глаза. «Видеть ее — значит любить», так говорили. Эротический стиль всегда начинается с сильного физического притяжения. Любовник воспринимает партнера как идеального и не замечает его недостатков. Именно приверженцы такого стиля влюбляются с первого взгляда («Это он!»), любят страстно и порой живут душа в душу долгое время, несмотря на мнения скептиков, не верящих в серьезность такой любви. Этому стилю соответствует красный цвет. 2) Сторге. Древнегреческое слово, означающее лю бовь притворства («любовь без жара и глупос тей»). Этот стиль любви возникает среди людей, живущих по соседству, затем они симпатизируют друг другу и решают не расставаться и создать семью. Такие влюбленные не тратят много време ни, глядя друг другу в глаза, и для них представ ляет определенную сложность сказать без смуще ния: «люблю тебя». Этому стилю соответствует желтый цвет. 3) Людус (от слова «игра»). Приверженцы такого стиля любви не посвящают свою жизнь одному партнеру. Они — бродяги, коллекционеры лю бовных переживаний. Людистическая любовь — любовь без обещаний. «Почему ты спрашиваешь, где я был ночью в пятницу? Сейчас воскресе нье, и я люблю тебя сейчас! Разве тебе этого не 1 Кон И.С. Введение в сексологию. М, 1988. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru достаточно?» Этому стилю соответствует голубой цвет. 4) Мания. Это весьма противоречивая любовь, кото рая образуется в результате сочетания Эроса и Людуса. Любовник такого стиля скорее любим, или требует любви от партнера, чем любит сам. Он часто зависим от объекта своей привязанности, лишен самоуверенности и поэтому имеет слабую позицию. Некоторые называют этот стиль «безум ной любовью». Этому стилю соответствует фиоле товый цвет (сочетание красного и голубого). 5) Прагма. Это скорее сознательная любовь (если любовь вообще может быть сознательной), которая образуется в сочетании Людуса и Сторге. Партнер такого стиля выбирает возлюбленную одной рели гии, социального происхождения, учитывая даже хобби. Поиски такого партнера — это своего рода сортировка. Качество партнера продумываются заранее, затем отбирается кандидат по этим каче ствам и оценивается с невероятной тщательнос тью. Прагматический любовник часто обсуждает свой выбор с родителями или друзьями: «Кто боль ше мне подходит — Дин или Крис?». Этот вопрос, естественно, не свойствен ни для эротического, сторгического, людистического или манического любовника. Этому стилю любви соответствует зе леный цвет (сочетание голубого и желтого). 6) Агапе. Или каритас (др. лат.) — забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку. Агапе — самоотвержен ная любовь человека, готового на самопожертво вание. Этот стиль — сочетание Эроса и Сторге. Такой любовник чувствует обязанность заботиться о своей возлюбленной, но его отношения схожи с отношением к человеку, в чем-то нуждающемся. Если такой любовник решает, что его партнеру будет лучше с другим, даже с соперником, он или она отказываются от любви (любя так, «как дай Вам Бог любимой быть другим»). Этому стилю любви соответствует оранжевый цвет (сочетание красно го и желтого). 7) Людистический эрос. Любовники такого стиля довольны жизнью и уверенно справляются с про- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru блемами, не хотят любовных переживаний, не име ют глубоких чувств, но способны помочь партнеру наслаждаться любовью и прекращают отношения, если не испытывают наслаждения. 8) Сторгический людус. Любовники такого стиля счи тают свою жизнь длинным перечнем любовных историй; как правило, имеют супруга; осмотритель ные, сдержанные, не высказывают своих чувств и эмоций, не мечтательны; проводят время с партне ром, не нарушая обычный ход жизни, если отноше ния взаимоудобны; не терпят сцен ревности. Определив свой стиль (из восьми, приведенных автором), человек может выбрать подходящий стиль для своего партнера. Соответствие стилей обеспечи вает эффективные отношения партнеров. Подходящим для брака будет выбор партнеров с близкими стиля ми, например Сторге и Прагма, которые постараются превратить свои отношения в дружбу. Обратный при мер — чем больше манический любовник будет тре бовать любви от людистического, тем меньше счастья будет в их жизни. Манический и сторгический лю бовники «заполнят свои дни взаимным непонимани ем» точно так же, как Мания и Людус придерживают ся разных определений любви. Однако стиль любви может меняться с течением времени и опытом пере живаний. Теория любви Э. Фромма По мнению Э. Фромма, человек вырван из изна чального единства с природой, которое характерно для животного существования. Обладая одновременно ра зумом и воображением, он осознает свое одиночество и отдаленность, свое бессилие и незнание, случайность своего рождения. Необходимость единства с другими живыми существами, связанности с ними — насущ нейшая потребность, от ее реализации зависит психи ческое здоровье человека. Фромм так определяет основную проблему суще ствования человека: «Необходимость находить вечно новые решения противоречий своего существования, находить все новые, более высокие формы единства с природой, своими ближними и самим собой служит Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru источником всех психических сил, которые движут че ловеком, всех его страстей, аффектов и тревог»1. Есть только одна страсть, которая удовлетворяет потребность человека в его единстве с миром и обре тении при этом чувства целостности и индивидуально сти, это — любовь. «Любовь — единство с кем-то или чем-то вне себя самого при условии сохранения отда ленности и целостности собственного Я»2. Значение имеет особое качество любви, а не объект. «Любовь — в переживании человеческой солидарности с ближни ми, она — в эротической любви мужчины и женщины, в любви матери к ребенку, а также в любви к самому себе как человеческому существу; она в мистическом переживании единства»3. Фромм отмечает, что в акте любви человек един со всем сущим, и в тоже время сам, — уникальное, отдельное, ограниченное, смерт ное человеческое существо. Любовь составляет один из аспектов того, что Фромм называет продуктивной ориентацией: это активная и творческая связанность человека со своим ближним, с самим собой и приро дой. Продуктивная любовь всегда включает в себя ком плекс отношений: отношений заботы, ответственности, уважения и знания. Автор подчеркивает, что люди не считают любовь важным делом. Это менее значительно, чем престиж ная работа, высокий заработок, материальное благопо лучие. И все же люди изголодались по любви. Они вряд ли когда-нибудь реально задумывались о смысле и месте любви в жизни. Большинство полагают, что ос новная проблема состоит в том, как быть любимым, как вызвать любовь. Основная масса людей понимает под выражением «вызывать любовь» смесь популярности и сексуальной привлекательности. По мнению Э. Фромма, под любовью подразуме вается зрелый ответ на экзистенциальный вопрос. Противопоставить этому можно незрелые формы люб ви, которые он называет симбиотическим союзом. При психологическом симбиотическом союзе существует психологическая привязанность, при этом человек пе- 1 Фромм Э. Искусство любви. СПб.. 2001. С. 60. 2 Там же. С. 54. 3 Там же. С. 50. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru рекладывает ответственность за свою жизнь на друго го человека, обладающего более сильным характером, волей, позволяет ему управлять своей жизнью, полно стью подчиняется ему. В отличие от симбиотического союза, зрелая любовь — это союз, условием которого является сохранение целостности и индивидуальности партнеров. Утверждая что любовь как активность, из вестный психолог понимает под этим действие, путем затраты энергии приводящее к изменению существу ющей ситуации. В самом общем виде, по Э. Фромму, можно опи сать любовь как дающее, а не берущее начало. Он вкла дывает в это определение очень большой смысл. Люди, в основном ориентированные на несозидательную де ятельность, считают, что, отдавая, они беднеют. Для че ловека созидающего акт отдачи имеет совсем другой смысл. Это высшее проявление силы. Отдавая другим, человек ощущает собственную силу, богатство, власть. В любви человек отдает другому часть себя, часть сво ей жизни. Отдавая, он невольно оживляет что-то в другом человеке, и, отраженное, оно возвращается к нему обратно. Э. Фромм понимает любовь как активное проник новение в другого человека, при котором желание познать смягчено единением. Познать можно путем пе реживания слияния, а не посредством мышления. Кроме универсальной, экзистенциальной потребности в единении он выделяет еще и более частную: стрем ление к союзу между мужчиной и женщиной. Поляри зация полов заставляет человека искать совершенно особого единения с другим полом. Мужчины и женщи ны несут в себе и принимающее, и проникающее на чало, материю и дух. Мужчина — и женщина — при ходят к согласию с собой только через единение своего женского и мужского начала. «Любовь — это не столько взаимоотношение с конкретным человеком, сколько прежде всего отноше ние, ориентация личности, определяющая связи чело века с миром как целым, а не с одним «объектом» любви». Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным это не любовь, а симбиотическая при- вязанность или расширенный эгоизм. Тем не менее многие считают, что любовь состоит именно в наличии Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru объекта, а не в способности любить. С точки зрения Э. Фромма, если человек действительно любит кого-то, то он любит всех, весь мир.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.93 (0.01 с.) |