В. Отрицательное отношение матери к настоящей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Отрицательное отношение матери к настоящей



беременности. Случайность в деторождении создает

тот или иной риск психического развития у каждого

второго ребенка (Захаров А.И.). Даже если взять не-

желанность ребенка в чистом виде, отдельно от дей­

ствия других факторов, то и тогда нежеланный ребе­

нок будет почти всегда отличаться в физическом и

психическом развитии от желанного. При отрицатель­

ном отношении к беременности мать не стремится ее

сохранить, избегать вредных воздействий, нет радос­

тного, приподнятого ожидания ребенка. Сами роды

воспринимаются со страхом, как дамоклов меч, а бе­

ременность — как прокрустово ложе. У матерей не­

желанных детей роды чаще всего бывают преждев­

ременными, по принципу «с глаз долой», и масса тела

новорожденных, как правило, ниже нормы3.

При отрицательном отношении к беременности

у плода еще внутриутробно повреждена реактив­

ность — защитные силы организма. Нежеланные

дети в противовес желанным уже с самого рожде­

ния физически слабые, с плохим аппетитом, часто и

подолгу болеют; у них значительно выше риск раз­

вития нарушений поведения, патологических при­

вычек и пристрастий, самоубийств и смертности в

целом4.

1 Лосева В.К., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Пси­

хологическая консультация, 1998, № 1. С. 21—34.

г Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материн­

ству: выделение факторов, условий психологического риска для

будущего развития ребенка//Синапс, 1993, № 4. С. 35 — 42.

Захаров AM. Ребенок до рождения и психотерапия послед­

ствий психических травм. СПб., 1998. С. 3 — 77.

'Там же.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Анализ субъективных переживаний женщин,

вынашивающих нежеланную беременность, пока­

зал1, что при всем многообразии индивидуальных осо­

бенностей удается выявить общие черты и выделить

два крайних варианта психологического статуса.

При первом варианте всю беременность женщины

чувствуют себя достаточно хорошо. Заметно реже, чем в

случаях желанной беременности, у них встречаются

явления раннего токсикоза. Такая пониженная чувстви­

тельность сохраняется и по отношению к шевелениям

плода. Отмечается общая слабая эмоциональная реакция

на факт беременности и искажении представления о

сроках беременности у женщин. В случаях нежеланной

беременности у женщины формируется своеобразная

гипостезия телесных проявлений беременности и соот­

ветствующая ей особое психологическое состояние —

атиофориогнозия (тиофорио — беременность), которая в

«легких» случаях проявляется своеобразным «забывани­

ем» беременности, игнорированием ее симптомов, порой

и вопиющим искажением представлений о ее сроках.

В более выраженных случаях женщины бывают убежде­

ны в отсутствии беременности даже при наличии ее вы­

раженных признаков. Обычно в таких случаях они стре­

мятся объяснить эти симптомы «логическими» доводами.

В более выраженных случаях психологически от­

рицается факт беременности даже при наличии безус­

ловных ее признаков (шевеление плода). В литературе

описан случай, когда одна повторно рожавшая женщи­

на долго принимала шевеление плода за скопление газов

в кишечнике. Она «лечила» себя, делая ежедневно клиз­

мы; или женщины отрицали беременность даже после

начала родовой деятельности (Famularo). Кроме того, как

отмечают Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова ОВ.2, такие

женщины обычно во что бы то ни стало стараются из­

бежать медицинской диагностики беременности. В от­

личие от других беременных у них даже при поздних

сроках не бывает двигательной «успокоенности». Отсут­

ствуют ощущения двигательной неловкости, связанной

с чрезмерностью собственного веса. По-видимому, в

1 Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В Готовность к материн­

ству: Выделение факторов, условий психологического риска для

будущего развития ребенка //Синапс, 1993. № 4. С. 35 — 42.

1 Там же.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

формировании данного состояния определенную роль

играют механизмы защитного психологического вытес­

нения нежелательных, травмирующих переживаний.

Второй вариант психологического состояния, воз­

никающего при нежеланной беременности, характери­

зуется гиперэстезией телесных симптомов, выражен­

ной ригидностью негативного аффекта — страхом,

депрессией.

Шевеления плода у таких женщин, даже в самом

начале, сопровождаются резко негативными ощущения­

ми и переживаниями. Сознание женщины, иногда вплоть

до родов, наполняется поисками путей плодоизгнания.

У некоторых нежелательная беременность на всем

протяжении сопровождается глубоким чувством отвра­

щения, брезгливости и даже ненависти к будущему ре­

бенку, что порождает особо яркие, мучительные «инфан-

тицидные фантазии», в которых она терзает и даже

убивает своего будущего ребенка. Соответственно это­

му телесные симптомы беременности имеют негатив­

ную окраску. С самого начала толчки и шевеления пло­

да бывают неприятными, подчеркнуто мешающими,

чрезмерно болезненными. Их возникновение сопровож­

дается усилением общего психологического напряже­

ния, угнетающими фантазиями и воспоминаниями, свя­

занными с беременностью и ситуацией вокруг нее.

Таким образом, при вынашивании нежелательной

беременности эмоциональные проявления женщин рез­

ко поляризованны. В одних случаях это устойчивый не­

гативный, депрессивный фон настроения, в других —

эмоциональная невключенность, безразличие и даже

определенная эйфория. По-видимому, нормально про­

текающей беременности соответствует вполне опреде­

ленный и социально ожидаемый эмоциональный ком­

плекс, поддерживающий характерную модальность

телесных ощущений. Напротив, искажения в эмоцио­

нальной сфере беременных приводят к изменениям

качества ощущений.

Брутман В.И., Панкратова М.Г., Еникополов С.Н.1

провели обследование женщин, отказавшихся от сво-

1 Брутман В.И., Панкратова М.Г., Еникополов С.Н. Некоторые

Результаты обследования женщин, отказавшихся от своих ново­

рожденных детей //Вопросы психологии,1994, № 5. С. 31 —36.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

их новорожденных детей. Оказалось, что для психоло­

гических установок на материнство у молодых женщин

большое значение имеет образ собственной матери.

В этом отношении «отказницы» с детства приобретали

негативный опыт. Около трети из тех, кто рос с мате­

рью, отмечали плохие с ней отношения, в детстве сами

подвергались психологической депривации и агрессии

или которым не удавалось разрешить свои детские или

пубертатные конфликты. Такие лица бывают сосредо­

точены лишь на своих проблемах, для них характерно

переживание чувства несправедливости и недостатка

любви. Отмечается низкая толерантность к стрессам,

эгоцентризм и независимость, чувство пустоты вокруг

себя. Их отличает неспособность контролировать свои

влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно конфор­

мными, обнаруживает у них обостренную потребность

в привязанности, «принятии», в позитивном отноше­

нии к себе. Другой причиной несформированности

чувства материнства, как отмечают исследователи,

является развод родителей, пережитый в детстве (до

12 лет).

Не обязательно нежеланность детей всегда одно­

значное и категорическое понятие, есть и более тон­

кие его градации. А.И. Захаров выделяет случайного,

вынужденного, преждевременного, несоответствующе­

го по полу, лишнего и «промежуточного» ребенка!.

Случайным, то есть не ожидаемым в данное время,

оказывается ребенок у слишком молодых, не озабочен­

ных рождением детей родителей или, наоборот, в се­

мьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного

желания иметь других детей, впрочем, и нет отрица­

тельного отношения к уже возникшей беременности.

Вынужденный ребенок тоже появляется случайно,

когда его еще не ждали, возможно, до заключения

брака. Тогда факт беременности и становится обяза­

тельной, нередко вынужденной причиной брака.

Преждевременные дети в принципе желанные, но

появляются раньше времени, когда родители еще не

готовы психологически. Восполнять недостающие чув­

ства к ребенку приходится по мере его роста.

' Захаров AM. Ребенок до рождения и психотерапия послед­

ствий психических травм. СПб., 1998. С. 3 — 77.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет пробле­

мы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием

со стороны родителей. К мальчику относятся как к де­

вочке, больше опекают, ограничивают самостоятель­

ность и активность, не развивают специфические фор­

мы общения со сверстниками того же пола. Девочку,

наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех

и наказывают при непослушании. Нежеланными по

полу оказываются как первые, так и вторые дети в се­

мье. Все же в более чистом виде нежеланность по полу

может чаще встречаться у единственных или первых

(старших) детей, в то время как про вторых (младших)

лучше говорить как о лишних по полу детях.

Самое опасное для психического развития детей —

сочетание их нежеланности вообще и нежеланности

по полу в частности, если они вторые в семье и пер­

венец того же пола не только желанный, но и соответ­

ствующий по полу ожиданиям родителей.

Итак, эмоциональное неприятие детей главным

образом обусловлено их нежеланностыо, преждевре­

менностью беременности и несоответствием пола ожи­

даниям родителей.

■ Материнство как психологический феномен

Материнство — сложный феномен, имеющий фи­

зиологические механизмы, эволюционную историю,

культурные и индивидуальные особенности. В каждой

культуре есть целый институт материнства, который в

качестве составной части включает в себя способы

воспитания женщины как матери. Эти способы рас­

считаны на то, что часть содержаний своих функций

мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно,

в общественном сознании также не все функции мате­

ри полностью осознаются. Часть из них представлена

в форме поверий, примет, суеверий и т. п. Все вместе

это может быть охарактеризовано как конкретно-куль­

турный «путь к модели» материнства, которое само по

себе есть инструмент, созданный природой и обще­

ством для «производства» ребенка как представителя

своего вида и своей культуры. В обществе постоянно

происходят изменения модели материнства и детства,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

соответствующие изменению в самих общественных

отношениях. Изменяется и отношение женщины к

своей роли матери. В современных условиях эти изме­

нения настолько стремительны, что имеющийся «путь

к модели» материнства, складывающийся в обществен­

ной практике в течение десятков тысяч лет, не успева­

ет измениться соответствующим образом.

В наши дни материнство занимает незначительное

место в иерархии ценностей женщины. Заметное воз­

растание стремления к высокому профессиональному

статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию

и высокому уровню потребления препятствуют роди-

тельству. Зачастую женщина сегодня не хочет стано­

виться матерью. Нет, называться женой — пожалуй­

ста, а вот, дальше — увольте.

Налицо новая модель личности, не обеспеченная

соответствующей моделью материнства. Может это как

раз то, к чему мы стремились — к всесторонне развитой

личности. Усугубляет положение разрыв межпоколен­

ных связей, потеря традиционных способов передачи

опыта и оформления материнско-детского взаимодей­

ствия. Женщина на пороге материнства оказывается

неосведомленной об элементарных особенностях раз­

вития ребенка и своих функциях в уходе за ним и обще­

нии. Кроме того, уменьшение количества детей в семье

ведет к тому, что часто первый младенец, с которым

встречается мать, — это ее собственный ребенок.

Интерес к материнству в психологии возник перво­

начально в русле двух направлений: при изучении роли

матери в образовании ранних личностных структур (пси­

хоанализ и другие направления психологии личности:

3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.), и в

практических исследованиях, связанных с нарушением

психического развития ребенка (задержки и нарушения

психического развития, детская психиатрия, социальная

дезадаптация, психологические проблемы детей и под­

ростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер

и др.). В отечественной психологии в рамках второго

направления изучалось материнское отношение, мате­

ринская (родительская) позиция, детско-родительское

взаимодействие (В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер,

А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.Д. Кошелева, В.И. Пе-

регуда, И.Ю. Ильина и др.).

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

В современной психологии личности и психотера­

пии материнство изучается в аспекте удовлетворенно­

сти женщины своей материнской ролью, как стадия

личностной и половой идентификации (P.M. Shereshefsky

and L.J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M.J. Gersoon

at all, W.B. Miller и др.). Во всех этих случаях выделяют­

ся отдельные стороны материнства или отдельные его

функции. Самостоятельным направлением можно счи­

тать перинатальную психологию, занимающуюся про­

блемами беременности, родов, послеродового периода

в психологическом и физиологическом аспекте.

Другой аспект материнства представлен в русле

изучения материнско-детского взаимодействия в детс­

кой психологии, как отечественной, так и зарубежной.

Роль взрослого в развитии ребенка как представителя

человеческого рода, принятая в качестве основополага­

ющей в культурно-историческом подходе, в отечествен­

ной психологии легла в основу выделения взаимодей­

ствия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного

объекта исследования (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова,

Н.Н. Авдеева, СЮ. Мещерякова, О.В. Баженова, Л.Л. Баз,

Г.В. Скобло, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.И. Свердло­

ва, И.Ю. Ильина и др.). Поведение матери рассматри­

вается как источник развития ребенка — как субъекта

познавательной активности, общения, самосознания.

В зарубежных исследованиях, осуществляемых в пер­

вую очередь в рамках таких подходов, как социальное

учение, психоанализ, теория объектных отношений мать

и ребенок рассматриваются как составляющие единой

диадической системы, только в рамках этой системы

приобретающие статус «матери» и «ребенка», и взаим­

но развивающиеся как элементы этой системы.

Если обобщать все основные направления иссле­

дований, то можно обнаружить, что материнство, как

психосоциальный феномен, рассматривается с двух ос­

новных позиций: материнство как обеспечение усло­

вий для развития ребенка и материнство как часть

личностной сферы женщины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.09 с.)