Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Любовь ш высшее эыоцмиалыше проявление человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любовь как чувство. Любовь существенно отли чается от остальных эмоций. Радость, печаль, гнев, страх — это базовые, дискретные эмоции, потому что они имеют собственные способы выражения, соб ственные специфические переживания и собствен ные конкретные паттерны активности нервной сис темы. Любовь так же является фундаментальным и базовым чувством, но характеристики этой фундамен тальности в отношении любви принимают иное, бо лее комплексное звучание1. В некотором смысле, любовь может быть опреде лена как паттерн эмоций и когнитивных процессов. «Любовь включает в себя как чувственный, так и мыс лительный компонент, и, кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают в себя сексуальное влечение»2, биологический драйв, по Изарду. Весь этот комплекс он называет любовью, и потому говорит о ее сложности и даже загадочности. 1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 140. 2 Там же. С. 69. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Любовь и ее характеристики как эмоции инте реса и возбуждения. Кэрролл Э. Изард, один из веду щих специалистов в области исследования эмоций, по лагает, что любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение, и удовольствие-радость. Эти ба зовые эмоции могут оказаться важнейшими компонен тами мотивации, определяющими поведение в любви. Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную роль в развитии навыков, уме ний, интеллекта, участвует так же в формировании чувства любви, увлеченности. Кроме того, он насущно необходим для творчества. Интерес ребенка к человеческим лицам и челове ческому голосу имеет врожденную природу. «Челове ческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесяч ного ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше задерживает взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объек те, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке за чаточный интерес»1. Этот интерес — нечто большее, чем внимание, он может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внеш ней стимуляции. Для понимания интереса и любой другой базовой эмоции нужно научится отличать эмо цию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть отличать эмоцию от активации цен тральной нервной системы. В тех случаях, когда эмо ция задействует зрительную систему, взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо перемещается, исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельству ет о том, что человек активно работает, стремясь по нять и прочувствовать объект. Что касается активации интереса, то Изард под разделяет активаторы эмоций на несколько достаточ но широких классов. Первый из них — перемены. Иногда повседневная жизнь начинает утомлять своей монотонностью и однообразием, и тогда возникает 1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 92. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru желание внести в нее какие-то изменения, сменить обстановку. Смена обстановки порождает два других фактора — одушевленность и новизну объекта. Итак, второй активатор одушевленность1. Если рассматри вать одушевленность как фактор интереса, то это по зволит понять, почему уже на первых неделях жизни ребенок обнаруживает больше интереса и внимания к человеческому лицу, чем к лицу искусно выполненно го манекена. Несомненно, интерес к человеческому лицу обусловлен генетически. Человек рождается, уже неся в своих генах какой-то социальный интерес, бла годаря которому он формирует социальные связи, раз вивается как общественное существо. Человек имеет врожденный интерес не только к очертаниям и движе ниям человеческого лица, но и отвечает «врожденным интересом»2 на движения человеческого тела, и это служит еще одним свидетельством генетической детер минированности «социального интереса». Еще одним обязательным фактором интереса яв ляется новизна объекта. Это очень надежный актива тор интереса, и он обладает мощной силой притягатель ной силой для органов чувств. Рассматривая эволюционное значение эмоции ин тереса, необходимо отметить, что интерес повышает сексуальное удовольствие и играет важную роль в поддержании длительных отношений между предста вителями противоположных полов. Только те супру ги, которые не утрачивают интерес друг к другу, как к человеческим существам, будут счастливы в браке, окажутся в состоянии получать удовольствие от об щения друг с другом. У взрослого человека стремление к цели и уси лия, необходимые для ее достижения, мотивированы интересом, а достижение цели, выполнение насущных задач вызывает радость, которая дает возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает новые перспективы, пробуждаю щие очередной интерес. Любовь и ее характеристики как эмоции радо сти — удовольствия. Чтобы понять, что такое эмо- 1 Там же. С. 124. 2 Там же. С. 133. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ция радости, нужно, полагает К. Изард, определить ее отличия от чувства удовольствия. Чувственное удоволь ствие, которое человек получает от поглощения хоро шо приготовленной пищи, отлично от того чувства радости, которое мы испытываем, когда собеседник сообщает нам хорошую новость или когда мы слышим признание в любви. Секс — еще одна сфера челове- ческой жизни, напрямую связанная с чувственным удо вольствием. Сексуальное удовольствие основано на тактильных ощущениях, оно может возникать незави симо от эмоции радости. Сексуальная близость часто связана с эмоцией интереса — возбуждения, и она мо жет так же сопровождаться переживанием радости, но это переживание лишь дополняет сексуальное наслаж дение. Различия между чувственным наслаждением и переживанием чрезвычайно важны для понимания эмоции радости, ее причин и последствий. «Эмоция радости более неуловима, чем чувственное наслажде ние. Некоторые исследователи склонны считать, что эмоция радости является скорее побочным продуктом стремления к определенному результату, цели, неже ли прямым следствием наших действий. Радость — одна из простейших эмоций, простейших с точки зре ния мимического выражения и возможности расшиф ровки этого выражения»!. Когда мы радуемся, мы ста новимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что жизнь преисполнена глубоко го смысла. «Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в красоте и гармонии, воспринимает людей в лучших их проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критичес ки осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремится улучшить его или изменить. Он воспринимает объект как часть мира, чувствует свою близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы «опредметить» его»2. Объект воспринимается челове ком как продолжение, расширение собственного «я». Радость — это не просто позитивное отношение к миру 1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 147. 1 Там же. С. 149. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, соб ственной принадлежности к миру. Известно, что ра дость сопровождается ощущением энергии и силы. Именно эта взаимосвязь между радостным пережива нием, ощущением энергии и чувство компетентности вызывает трансцендентное чувство свободы, которым часто сопровождается эмоция радости, — чувство вы хода за пределы собственного «я» и обыденной реаль ности, чувство соприкосновения с непостижимым и вечным. В состоянии радостного экстаза человек ощу щает необычайную легкость, энергичность, ему хочет ся летать, он порой действительно ощущает себя вос парившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл. Эмоция ра дости имеет позитивное значение в формировании при вязанности между взрослыми людьми. Если общение с каким-то человеком доставляет нам радость, то мы на верняка будем доверять этому человеку, полагаться на него. «Формирование чувства привязанности и взаим ного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости»1. Способность к радости — индивидуальна и гене тически детерминирована. Одни люди рождаются с вы соким порогом эмоции радости, и это непосредствен но влияет на их жизнь — на то, насколько они ощущают себя счастливыми, благополучными и уверенными. Различные культуры и субкультуры предоставля ют человеку разные возможности для переживания радости. Что касается социализации радости, то мож но сказать, что эта эмоция развивается, если жизнь ребенка достаточно насыщена радостными пережи ваниями. Если родители обладают хорошо развитой способностью к радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружа ющего мира, если круг активаторов радости широк и разнообразен, то и у ребенка посредством механиз мов социального научения формируется радостное мировосприятие. При рассмотрении эмоции радости необходимо сказать о дезадаптивных последствиях. Обратной сто- 1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 158. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru роной медали в этом случае выступает формирование зависимости. О формировании зависимости можно говорить тогда, когда какой-то объект или субъект ста новится для человека единственным или основным ис точником положительной эмоции. Зависимость в какой- то мере сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предме там окружения, наркотикам или алкоголю, зависимость может быть так же от эмоционально значимого чело века и т. д. Однако зависимость в отличие от привычки представляет собой гипертрофированную и практичес ки необратимую привязанность. Формирование пси хологической зависимости происходит при непосред ственном участии эмоции радости и интереса. Томкинс выделяет два условия формирования за висимости. Во-первых, физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать огромную ра дость или возбуждение. Во-вторых, отсутствие объекта или возможность его отсутствия в будущем должно вызывать у человека сильную отрицательную реакцию. Когда этот комплекс эмоционально-когнитивных реак ций становится устойчивой характеристикой отноше ния человека к объекту или субъекту, то это отношение можно назвать психологической зависимостью. Изард провел эксперимент, направленный на изучение эмо ций в радостной ситуации. Испытуемых просили на звать события и влечения, которые вызывают у них радость. Большинство событий, названных испытуемы ми, были связаны с близкими, любимыми людьми. Эти ситуации можно было разделить на три группы: а) си туация, в которой вы приносите счастье любимому человеку; б) когда вы видите, что любимый человек ста рается сделать вам приятное; в) когда любимый чело век разделяет ваши переживания. Субъективное переживание в ситуации радости характеризуется низким уровнем напряжения, и эта расслабленность, несомненно, переживается индиви дом как приятное чувство. Понятие счастья не всегда синонимично понятию «радость», но, очевидно, что между ними существует тесная связь. Счастливый че ловек радуется больше и чаще, чем нечастный. На основании эмпирических данных исследова тели Вессман и Рикс выделили четыре типа людей: Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru счастливые люди, несчастные люди, люди с измен чивым настроением и люди с устойчивым настрое нием. Счастливые люди переживают в хорошем на строении состояние истинной приподнятости, которое характеризуется энергичным, открытым, жи вым интересом к полноте и богатству окружающего мира и чувством собственной включенности в про исходящем, активным участием в нем. Хорошее на строение несчастных людей, как у мужчин, так и у женщин, выражается в переживании чувства облег чения, оно воспринимается ими как своего рода пе редышка от тревог и волнений, которыми насыщена жизнь. Люди с устойчивым настроением в хорошем расположении духа переживают чувство удовлетво ренности, гармонии в отношениях с миром и людь ми; в такие минуты они спокойны, нежны и любве обильны. Люди с переменчивым настроением переживают пик приподнятости, как интенсивную эмоцию радости, как интенсивное чувство довольства богатством окружающего мира и собой. Это состоя ние отличается от состояния энтузиазма менее актив ным участием индивида в происходящих событиях, большей его увлеченностью внутренними пережива ниями. По-видимому, счастливые люди по сравнению с несчастными больше соответствуют критериям нор мальной личности, которая, по мнению Фрейда, дол жна уметь делать две вещи: любить и работать. Любовь — фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль, т.е. понятие любви нельзя рассматривать только с точки зрения эмоционального процесса. Любовь слишком сложное и многогранное понятие, которое включает в себя по мимо эмоционального компонента социальные отно шения, личностный фактор и многое другое. Любовь можно характеризовать интересом и радостью, а лю бовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций. Есть различные типы любви, и в каждом любовь проявляется по-своему Так романтическая любовь подразумевает сексуальное влечение, а ос тальные виды любви (братская, родительская) нет. Но все типы любви имеют некоторые общие при знаки, такие как привязанность, верность, предан- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ность, желание защитить любимого человека и забо титься о нем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.247.223 (0.01 с.) |