Любовь ш высшее эыоцмиалыше проявление человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любовь ш высшее эыоцмиалыше проявление человека



Любовь как чувство. Любовь существенно отли­

чается от остальных эмоций. Радость, печаль, гнев,

страх — это базовые, дискретные эмоции, потому что

они имеют собственные способы выражения, соб­

ственные специфические переживания и собствен­

ные конкретные паттерны активности нервной сис­

темы. Любовь так же является фундаментальным и

базовым чувством, но характеристики этой фундамен­

тальности в отношении любви принимают иное, бо­

лее комплексное звучание1.

В некотором смысле, любовь может быть опреде­

лена как паттерн эмоций и когнитивных процессов.

«Любовь включает в себя как чувственный, так и мыс­

лительный компонент, и, кроме того, дополнительно к

основным эмоциональным переживаниям, некоторые

разновидности любви включают в себя сексуальное

влечение»2, биологический драйв, по Изарду. Весь этот

комплекс он называет любовью, и потому говорит о ее

сложности и даже загадочности.

1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 140.

2 Там же. С. 69.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Любовь и ее характеристики как эмоции инте­

реса и возбуждения. Кэрролл Э. Изард, один из веду­

щих специалистов в области исследования эмоций, по­

лагает, что любовь складывается из таких эмоций, как

интерес-возбуждение, и удовольствие-радость. Эти ба­

зовые эмоции могут оказаться важнейшими компонен­

тами мотивации, определяющими поведение в любви.

Интерес — позитивная эмоция, она переживается

человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет

исключительно важную роль в развитии навыков, уме­

ний, интеллекта, участвует так же в формировании

чувства любви, увлеченности. Кроме того, он насущно

необходим для творчества.

Интерес ребенка к человеческим лицам и челове­

ческому голосу имеет врожденную природу. «Челове­

ческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесяч­

ного ребенка больший интерес, чем лицо искусно

сделанного манекена, но он дольше задерживает взгляд

на лице манекена, чем на любом другом неживом объек­

те, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о

том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке за­

чаточный интерес»1. Этот интерес — нечто большее,

чем внимание, он может активироваться процессами

воображения и памяти, которые не зависят от внеш­

ней стимуляции. Для понимания интереса и любой

другой базовой эмоции нужно научится отличать эмо­

цию от факторов, способствующих ее появлению и

усилению, то есть отличать эмоцию от активации цен­

тральной нервной системы. В тех случаях, когда эмо­

ция задействует зрительную систему, взгляд человека

либо фиксируется на объекте, либо перемещается,

исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что

человек всецело поглощен, заворожен объектом, а

взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельству­

ет о том, что человек активно работает, стремясь по­

нять и прочувствовать объект.

Что касается активации интереса, то Изард под­

разделяет активаторы эмоций на несколько достаточ­

но широких классов. Первый из них — перемены.

Иногда повседневная жизнь начинает утомлять своей

монотонностью и однообразием, и тогда возникает

1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 92.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

желание внести в нее какие-то изменения, сменить

обстановку. Смена обстановки порождает два других

фактора — одушевленность и новизну объекта. Итак,

второй активатор одушевленность1. Если рассматри­

вать одушевленность как фактор интереса, то это по­

зволит понять, почему уже на первых неделях жизни

ребенок обнаруживает больше интереса и внимания к

человеческому лицу, чем к лицу искусно выполненно­

го манекена. Несомненно, интерес к человеческому

лицу обусловлен генетически. Человек рождается, уже

неся в своих генах какой-то социальный интерес, бла­

годаря которому он формирует социальные связи, раз­

вивается как общественное существо. Человек имеет

врожденный интерес не только к очертаниям и движе­

ниям человеческого лица, но и отвечает «врожденным

интересом»2 на движения человеческого тела, и это

служит еще одним свидетельством генетической детер­

минированности «социального интереса».

Еще одним обязательным фактором интереса яв­

ляется новизна объекта. Это очень надежный актива­

тор интереса, и он обладает мощной силой притягатель­

ной силой для органов чувств.

Рассматривая эволюционное значение эмоции ин­

тереса, необходимо отметить, что интерес повышает

сексуальное удовольствие и играет важную роль в

поддержании длительных отношений между предста­

вителями противоположных полов. Только те супру­

ги, которые не утрачивают интерес друг к другу, как

к человеческим существам, будут счастливы в браке,

окажутся в состоянии получать удовольствие от об­

щения друг с другом.

У взрослого человека стремление к цели и уси­

лия, необходимые для ее достижения, мотивированы

интересом, а достижение цели, выполнение насущных

задач вызывает радость, которая дает возможность

передышки, позволяет восстановить затраченную

энергию, открывает новые перспективы, пробуждаю­

щие очередной интерес.

Любовь и ее характеристики как эмоции радо­

сти удовольствия. Чтобы понять, что такое эмо-

1 Там же. С. 124.

2 Там же. С. 133.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ция радости, нужно, полагает К. Изард, определить ее

отличия от чувства удовольствия. Чувственное удоволь­

ствие, которое человек получает от поглощения хоро­

шо приготовленной пищи, отлично от того чувства

радости, которое мы испытываем, когда собеседник

сообщает нам хорошую новость или когда мы слышим

признание в любви. Секс — еще одна сфера челове-

ческой жизни, напрямую связанная с чувственным удо­

вольствием. Сексуальное удовольствие основано на

тактильных ощущениях, оно может возникать незави­

симо от эмоции радости. Сексуальная близость часто

связана с эмоцией интереса — возбуждения, и она мо­

жет так же сопровождаться переживанием радости, но

это переживание лишь дополняет сексуальное наслаж­

дение. Различия между чувственным наслаждением и

переживанием чрезвычайно важны для понимания

эмоции радости, ее причин и последствий. «Эмоция

радости более неуловима, чем чувственное наслажде­

ние. Некоторые исследователи склонны считать, что

эмоция радости является скорее побочным продуктом

стремления к определенному результату, цели, неже­

ли прямым следствием наших действий. Радость —

одна из простейших эмоций, простейших с точки зре­

ния мимического выражения и возможности расшиф­

ровки этого выражения»!. Когда мы радуемся, мы ста­

новимся увереннее в себе, начинаем понимать, что

живем не напрасно, что жизнь преисполнена глубоко­

го смысла. «Радость обостряет восприимчивость к

миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им.

Радостный человек видит мир в красоте и гармонии,

воспринимает людей в лучших их проявлениях. Он

склонен скорее получать удовольствие от объекта,

наслаждаться им, нежели анализировать и критичес­

ки осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков

он есть, не стремится улучшить его или изменить. Он

воспринимает объект как часть мира, чувствует свою

близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы

«опредметить» его»2. Объект воспринимается челове­

ком как продолжение, расширение собственного «я».

Радость — это не просто позитивное отношение к миру

1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 147.

1 Там же. С. 149.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

и к себе, это своеобразная связь между человеком и

миром. Это обостренное чувство сопричастности, соб­

ственной принадлежности к миру. Известно, что ра­

дость сопровождается ощущением энергии и силы.

Именно эта взаимосвязь между радостным пережива­

нием, ощущением энергии и чувство компетентности

вызывает трансцендентное чувство свободы, которым

часто сопровождается эмоция радости, — чувство вы­

хода за пределы собственного «я» и обыденной реаль­

ности, чувство соприкосновения с непостижимым и

вечным. В состоянии радостного экстаза человек ощу­

щает необычайную легкость, энергичность, ему хочет­

ся летать, он порой действительно ощущает себя вос­

парившим, и тогда все приобретает для него иную

перспективу, иное значение, иной смысл. Эмоция ра­

дости имеет позитивное значение в формировании при­

вязанности между взрослыми людьми. Если общение с

каким-то человеком доставляет нам радость, то мы на­

верняка будем доверять этому человеку, полагаться на

него. «Формирование чувства привязанности и взаим­

ного доверия между людьми является чрезвычайно

важной функцией эмоции радости»1.

Способность к радости — индивидуальна и гене­

тически детерминирована. Одни люди рождаются с вы­

соким порогом эмоции радости, и это непосредствен­

но влияет на их жизнь — на то, насколько они ощущают

себя счастливыми, благополучными и уверенными.

Различные культуры и субкультуры предоставля­

ют человеку разные возможности для переживания

радости. Что касается социализации радости, то мож­

но сказать, что эта эмоция развивается, если жизнь

ребенка достаточно насыщена радостными пережи­

ваниями. Если родители обладают хорошо развитой

способностью к радости, умеют радоваться разным

людям, разнообразным событиям и явлениям окружа­

ющего мира, если круг активаторов радости широк и

разнообразен, то и у ребенка посредством механиз­

мов социального научения формируется радостное

мировосприятие.

При рассмотрении эмоции радости необходимо

сказать о дезадаптивных последствиях. Обратной сто-

1 Изард К.Е. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 158.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

роной медали в этом случае выступает формирование

зависимости. О формировании зависимости можно

говорить тогда, когда какой-то объект или субъект ста­

новится для человека единственным или основным ис­

точником положительной эмоции. Зависимость в какой-

то мере сходна с привычкой, которая выражается в

привязанности человека к хорошо знакомым предме­

там окружения, наркотикам или алкоголю, зависимость

может быть так же от эмоционально значимого чело­

века и т. д. Однако зависимость в отличие от привычки

представляет собой гипертрофированную и практичес­

ки необратимую привязанность. Формирование пси­

хологической зависимости происходит при непосред­

ственном участии эмоции радости и интереса.

Томкинс выделяет два условия формирования за­

висимости. Во-первых, физическое или воображаемое

присутствие объекта должно вызывать огромную ра­

дость или возбуждение. Во-вторых, отсутствие объекта

или возможность его отсутствия в будущем должно

вызывать у человека сильную отрицательную реакцию.

Когда этот комплекс эмоционально-когнитивных реак­

ций становится устойчивой характеристикой отноше­

ния человека к объекту или субъекту, то это отношение

можно назвать психологической зависимостью. Изард

провел эксперимент, направленный на изучение эмо­

ций в радостной ситуации. Испытуемых просили на­

звать события и влечения, которые вызывают у них

радость. Большинство событий, названных испытуемы­

ми, были связаны с близкими, любимыми людьми. Эти

ситуации можно было разделить на три группы: а) си­

туация, в которой вы приносите счастье любимому

человеку; б) когда вы видите, что любимый человек ста­

рается сделать вам приятное; в) когда любимый чело­

век разделяет ваши переживания.

Субъективное переживание в ситуации радости

характеризуется низким уровнем напряжения, и эта

расслабленность, несомненно, переживается индиви­

дом как приятное чувство. Понятие счастья не всегда

синонимично понятию «радость», но, очевидно, что

между ними существует тесная связь. Счастливый че­

ловек радуется больше и чаще, чем нечастный.

На основании эмпирических данных исследова­

тели Вессман и Рикс выделили четыре типа людей:

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

счастливые люди, несчастные люди, люди с измен­

чивым настроением и люди с устойчивым настрое­

нием. Счастливые люди переживают в хорошем на­

строении состояние истинной приподнятости,

которое характеризуется энергичным, открытым, жи­

вым интересом к полноте и богатству окружающего

мира и чувством собственной включенности в про­

исходящем, активным участием в нем. Хорошее на­

строение несчастных людей, как у мужчин, так и у

женщин, выражается в переживании чувства облег­

чения, оно воспринимается ими как своего рода пе­

редышка от тревог и волнений, которыми насыщена

жизнь. Люди с устойчивым настроением в хорошем

расположении духа переживают чувство удовлетво­

ренности, гармонии в отношениях с миром и людь­

ми; в такие минуты они спокойны, нежны и любве­

обильны. Люди с переменчивым настроением

переживают пик приподнятости, как интенсивную

эмоцию радости, как интенсивное чувство довольства

богатством окружающего мира и собой. Это состоя­

ние отличается от состояния энтузиазма менее актив­

ным участием индивида в происходящих событиях,

большей его увлеченностью внутренними пережива­

ниями. По-видимому, счастливые люди по сравнению

с несчастными больше соответствуют критериям нор­

мальной личности, которая, по мнению Фрейда, дол­

жна уметь делать две вещи: любить и работать.

Любовь — фундаментальное для человеческой

природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным

эмоциям, таким как радость или печаль, т.е. понятие

любви нельзя рассматривать только с точки зрения

эмоционального процесса. Любовь слишком сложное

и многогранное понятие, которое включает в себя по­

мимо эмоционального компонента социальные отно­

шения, личностный фактор и многое другое. Любовь

можно характеризовать интересом и радостью, а лю­

бовные отношения могут пробуждать весь спектр

эмоций. Есть различные типы любви, и в каждом

любовь проявляется по-своему Так романтическая

любовь подразумевает сексуальное влечение, а ос­

тальные виды любви (братская, родительская) нет.

Но все типы любви имеют некоторые общие при­

знаки, такие как привязанность, верность, предан-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ность, желание защитить любимого человека и забо­

титься о нем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.165 с.)