Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ные терапевтические техники.

Поиск

Видео- и аудиозапись. Использование в семейной

консультации видеозаписи может дать ряд преимуществ.

• Просмотр видеозаписи во время сессии часто по­

могает членам семьи по-новому взглянуть на жизнь

семьи. Видеозапись дает уникальную возможность

собрать в ходе консультирования объективные

данные о поведении и проверить его адекватность.

Таким образом, она может помочь установить оп­

тимальную психологическую дистанцию и улуч­

шить понимание себя и моделей общения, которые

имеются в семье. Корректирующее воздействие

видеозаписи состоит также в том, что клиенты

имеют возможность сразу же увидеть свое пове­

дение с телеэкрана. Некоторые психологи совету­

ют каждому члену семьи требовать немедленного

обращения к видеозаписи во время сессии, чтобы

вновь увидеть и проанализировать то, что произош­

ло. Важно то, что участникам сложно отрицать

какие-либо собственные проявления (слова, дей­

ствия) перед лицом очевидных фактов, зафиксиро­

ванных на видеопленке. Многие консультанты

даже показывают фрагменты видеозаписи преды­

дущих сессий для того, чтобы помочь скорректи­

ровать текущую сессию.

• С помощью видеозаписи консультант может обна­

ружить нюансы общения, на которые он не обра­

тил внимания раньше, или даже увидеть то, каким

образом он сам вел себя на сеансе. Так как сеансы

семейной консультации эмоционально насыщены,

видеозапись может предоставить важный матери­

ал для анализа.

Конечно, в случае применения видео- и аудиоап­

паратуры должны быть соблюдены этические момен­

ты, такие как, например, конфиденциальность семьи.

Указания (директивы). Это высказывания специ­

алиста (психолога) о необходимости со стороны всей

семьи или отдельных ее членов определенных дей­

ствий. Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер

предложил простое деление указаний, применяемых в

ходе семейной психотерапии: а) указания членами

семьи делать что-то; б) указание делать нечто иначе,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

чем до сих нор; в) указание не делать чего-то, что они

до сих пор делали.

Он предложил при этом ряд мер, которые усили­

вают эффективность этих директив:

1) сделать директиву как можно более точной;

2) призвать на помощь других членов семьи, которые

напомнили бы индивиду о том, что не нужно делать;

3) установить систему наград и наказаний, которые

помогли бы индивиду удержаться от нежелатель­

ных действий.

Директивы делятся на прямые и парадоксальные.

В случае парадоксальной директивы истинная ее цель

противоположна провозглашенной. Специалист (пси­

холог) в этом случае требует поступить определенным

образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как

раз наоборот. Психолог, работающий с конфликтной

семьей, может предписать им — конфликтовать в оп­

ределенных условиях и случаях, втайне рассчитывая,

что такое предписание разрушит присущий данной

семье «сценарий» конфликтов, сделает конфликты

смешанными и искусственными в глазах семьи.

Директивы наиболее эффективны в следующих

случаях:

1. Семья способна вести себя иным, чем сейчас об­

разом и такое поведение создает возможность для

коррекции нарушения.

2. Имеется возможность перехода семьи к правильно­

му, ненарушенному поведению путем расчленения

этого перехода на этапы нарушения, т. к. в жизни

семьи необходимо что-то делать иным способом.

3. Имеется возможность реорганизации условий жиз­

ни семьи и снятия, таким образом, нарушений в ее

жизни (изменение места жительства, тех или иных

сторон быта, досуга, режима семьи и т. п.).

Во всех указанных случаях применение указанной

техники требует от специалиста (психолога): тщатель­

ного изучения семьи; достаточного авторитета его в

глазах членов семьи; высокой личной примерности;

неподдельного желания оказать психологическую по­

мощь семье.

Высокая эффективность этой техники наблюдает­

ся на том ее этапе, когда в ходе занятий члены семьи

уже научились всему для самостоятельного решения

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

проблем семьи, и теперь нужно лишь помочь им на­

учиться применять полученные знания в повседневной

семейной ж «ни.

Семейная дискуссия — один из наиболее широко

применяемых методов в семейной психокоррекции.

Это, в первую очередь, дискуссия в семейных груп­

пах. Дискуссия может преследовать весьма многочис­

ленные цели.

1. Коррекция неправильных представлений: о различ­

ных аспектах семейных взаимоотношений; о спосо­

бах решения семейных конфликтов и других про­

блем; о планировании и организации семейной

жизни; о распределении обязанностей в семье и др.

2. Обучение членов семьи методам дискуссии, пред­

полагая цель дискуссии — не доказать свою пра­

воту, а совместно найти истину, не прийти к согла­

шению, а установить истину.

3. Обучение членов семьи объективности (стремле­

ние привести их к одинаковому мнению или сни­

жение уровня его поляризации по актуальным се­

мейным проблемам).

Заслуживают внимания приемы семейного пси­

холога. Перед проведением семейной дискуссии: эф­

фективное использование молчания; умение слушать;

обучение с помощью вопросов, постановки проблем;

повторение; резюмирование.

Обусловленное общение достигается тем, что в

обычные, привычные семейные взаимоотношения вво­

дится какой-то новый элемент. Цель его дать возмож­

ность членам семьи осуществить коррекцию наруше­

ний в данном отношении. Один из приемов — обмен

между членами семьи записками. В этом случае при

обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не го­

ворят, а переписываются. Цель — замедлить процесс

коммуникаций, чтобы члены семьи могли наблюдать его

и анализировать. Это и дополнительная возможность

прийти в эмоциональное фоновое состояние тем, кому

это крайне было необходимо, чтобы далее рассуждать

на рациональном уровне.

Нередко в качестве нового элемента (условия) вво­

дятся определенные правила техники «честной борь­

бы» или «конструктивного спора». Она включает в себя

набор правил поведения, которые вступают в силу,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

когда супруги испытывают потребность выражения

агрессии по отношению друг к другу:

1) спор может проводиться только после предвари­

тельного согласия обеих сторон, а выяснять отно­

шения следует как можно быстрее после возник­

новения конфликтной ситуации;

2) тот, кто начинает спор, должен ясно представлять

цель, которую хочет достичь;

3) все стороны должны принимать активное участие

в споре;

4) спор должен касаться только предмета спора, не­

допустимы обобщения типа «... и всегда ты...», «ты

вообще...»;

5) не допускаются «удары ниже пояса», т. е. приме­

нение аргументов, слишком болезненных для од­

ного из участников спора.

Обучение такой технике, как правило, обеспечива­

ет устойчивость против выражения агрессии, умение в

этих условиях находить верную линию поведения.

Проигрывание семейных ролей. Эти методики вклю­

чают проигрывание ролей в различного рода играх, сим­

волизирующих семейные отношения (например, игра в

«звериную семью»). Сюда же включают «обмен ролями»

(например, игры, в которых родители и дети меняются

ролями); «живые скульптуры» (члены семьи изобража­

ют различные аспекты своих взаимоотношений).

Ролевая игра естественна для ребенка, и это одна

из возможностей для коррекции их поведения и их

взаимоотношений с родителями. Применение данной

техники у взрослых осложнено страхом перед необхо­

димостью выступить в какой-то иной роли, чем та, к

которой они на протяжении жизни привыкли.

Техники, формирующие умение и навыки. В ходе

изучения семьи нередко обнаруживается, что у ее

членов отсутствуют или недостаточно развиты навы­

ки, умения, необходимые для успешной семейной

жизни. Этим и обусловлены особенности методик

данной группы. В частности, перед клиентом ставит­

ся определенная задача (или совокупность задач). Ему

сообщается об умении или навыке, которые он дол­

жен сформировать, и сообщается критерий, с помо­

щью которого он может судить о том, в какой мере

ему это удалось.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Психолог, давая указания, подавая пример реше­

ния каких-либо проблем, проводя дискуссию, вводя

«обусловленное общение», стремится, чтобы правиль­

ные формы общения превратились в навык.

Особое значение приобретает формирование вер-

сионного мышления. Занятия строятся следующим

образом: упражняющемуся сообщается об определен­

ных поступках каких-то людей. Например, жена выра­

жает неудовлетворенность сексуальными возможнос­

тями своего мужа; мать выполняет все пожелания

своего сына; один из членов благополучной семьи вдруг

совершает попытку самоубийства и т. п. От клиента

требуется выдвинуть как можно больше (не менее 20)

версий мотивов, обусловивших такой поступок. Навык

считается сформированным, если упражняющийся без

особого труда, «с ходу», выдвигал значительное число

версий различных поступков.

Формируемая таким образом способность к быст­

рому выдвижению множества мотивов оказывается

необходимой при коррекции целого ряда семейных

нарушений.

Задания для семьи (домашние задания). Семейный

терапевт может предложить семье различного рода

задания или упражнения, для выполнения во время

сеанса или в домашних условиях. Эти задания в основ­

ном направлены на изменение поведения. Они пред­

назначены для того, чтобы:

• помочь семье усвоить новые способы взаи­

модействия;

• разбить коалиции в семье;

• увеличить жизнеспособность семьи.

Например, Минушин может дать семье, постоян­

но сталкивающейся с жизненными прлблемами, сле­

дующее задание: выбрать одного члена семьи ответ­

ственным за подписание документов на всю семью в

жилищном агентстве. Сатир использует в своей рабо­

те «симуляционные» семейные игры для изменения

моделей общения в ходе терапевтической сессии.

Психодрама, ролевые игры и другие игровые мето­

ды. Методы драматизации используются с целью со­

здания эмпатического контакта между членами семьи.

Психодрама и ролевая игра также помогают семьям

осознать, что существуют другие типы отношений друг

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

к другу, не похожие на те, к которым они привыкли.

Методика «Скульптура семьи» является невербальной

терапевтической техникой. Она состоит в том, что каж­

дый член семьи составляет из других членов живую

картину, символизирующую то, как он или она воспри­

нимает семью. Целью является выявление особеннос­

тей семейных взаимоотношений и переживаний, а

также, осознание защитных механизмов, таких как

проекции и рационализация. Так, например, изобра­

жая «в скульптурной форме» ситуацию в семье мате­

ри, которая находится в угнетенном состоянии, ей

может быть предложено лечь на полу, а остальным

членам семьи расположиться сверху.

Приписывание признака, парадоксальное вмеша­

тельство. Парадоксальное вмешательство является те­

рапевтической техникой, использующей «двойной зах­

ват». Она заключается в том, что терапевт дает клиенту

или семье указание, по отношению к выполнению

которого он ожидает сопротивления. Позитивное из­

менение возникает в результате игнорирования семь­

ей предписаний терапевта.

Техника «приписывание симптомов» вынуждает

семью активизировать контроль своих проявлений.

Признаки, таким образом, теряют независимость про­

явлений потому, что семья начала их контролировать.

Похожий метод называется «повторение рецидива».

Например, терапевт говорит клиенту: «Вы сейчас го­

раздо лучше контролируете свое пристрастие к алко­

голю. Настолько лучше, что есть шансы того, что на

следующей неделе вы вернетесь к своим прежним

привычкам».

Парадоксальное вмешательство не следует приме­

нять в кризисных ситуациях. Например, этот подход

не даст ожидаемого эффекта и даже будет вреден в

случаях замыслов клиента по поводу убийства или

суицида. Использование парадокса в психотерапии

затрагивает много этических вопросов, которые необ­

ходимо обсудить до начала терапии. Парадокс не сле­

дует использовать как шоковую терапию. Несмотря на

то, что эти методы могут вызвать шоковую реакцию у

клиентов, это не является самоцелью парадокса.

Парадоксальные методы могут неправильно упот­

ребляться, и их использование должно быть оправда-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

но не только интуитивно, но и аналитически. Выделя­

ют три специфические области, связанные с этичес­

кими проблемами.

• Определение проблемы и целей (терапевт и кли­

ент должны определить проблему, которая должна

быть подвержена изменениям).

• Выбор метода, который не контролируется клиен­

том, вмешательство не должно ограничиваться, но

также и контролироваться или навязываться ка­

ким-либо образом.

• Осведомленное согласие, случай применения па­

радокса несовместим со знанием клиента о том, ка­

кой эффект ожидается. В связи с тем, что осозна­

ние или знание клиента о том, что действительно

будет происходить, приведет к сопротивлению или

обесцениванию.

Увеличение количества терапевтов. Существует

ряд преимуществ в использовании котерапевтов или

нескольких терапевтов при лечении семейных групп.

К ним относятся:

• Возрастание числа моделей ролевого взаимодействия;

• Демонстрация благополучных взаимодействий

между полами (часто важно при лечении сексу­

альных отклонений и проблемных браков);

• Присутствие другого терапевта обеспечивает боль­

шую валидность и увеличение объективности при

диагностике и психокоррекции.

Недостатки этой техники связаны с необходимос­

тью дополнительных расходов денежных средств и

времени, которые требуются котерапевтам, чтобы по­

советоваться и разобрать конфликтные ситуации.

Воспитание и обучение членов семьи. Целенаправ­

ленное обучение в семейной терапии очень полезно.

Например, возможно рассмотрение следующих вопро­

сов: «Что может ожидать семья после двух лет совмест­

ной жизни?», «Какова нормальная модель сексуально­

го реагирования для женщины?», «Каковы некоторые

другие способы дисциплинирования ребенка?». Се­

мейные терапевты могут также направленно обучать

новым навыкам, таким как: использование техники «Я-

высказываний», или, как добиться каких-то изменений

в отношениях от супруга. Терапевт может также обу­

чить методу «достойного сражения».

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

«Мимисис». «Мимисис» — это метод структурной

семейной терапии. Терапевт намеренно имитирует и

изображает стиль взаимодействий в семье для того,

чтобы «сплотить» семью и добиться изменений внутри

семейной системы. Это специфическая техника спло­

чения, которая подразумевает некоторую активность

терапевта, направленную на то, чтобы стать частью

семейной системы и создать терапевтическую едини­

цу. Приспособление терапевта к стилю и правилам

семьи приводит к формированию определенных отно­

шений, и семья становится более восприимчивой к

вмешательству со стороны терапевта.

Перенаименование или переструктурирование.

Перенаименование является «вербальным пересмот­

ром» события для того, чтобы понять и осознать при­

чины дисфункционального поведения. Таким образом,

это вызывает изменение отношений к поведению дру­

гих членов семьи. Перенаименование или переструк­

турирование обычно вызывает более позитивный по­

бочный эффект, чем прямое обозначение симптома.

Семейная гештальттерапия. Тесно соприкасаясь

с «системным» подходом, семейная гештальттерапия

является попыткой воздействовать на проблемы инди­

видов, рассматривая их в контексте семьи. В соответ­

ствии с принципами этой терапии акцент делается на

настоящем, в противовес прошлому (только реальное

время является настоящим). Особое значение прида­

ется принятию индивидом на себя ответственности за

свое поведение. Таким образом, оказывается противо­

действие сопротивлению семьи и стремлению обвинять

других. Техники могут включать ролевое проигрыва­

ние и создание скульптур. В целом, техники — актив­

ные, терапевт выполняет директивную роль. Один

семейный гештальттерапевт Уолтер Кэмплер сказал:

«Семейная терапия требует очень активного участия

со стороны психотерапевта, если он хочет «выжить»1.

Групповая супружеская терапия. Обычно в группо­

вой супружеской терапии участвуют 5—7 супружеских

пар. При этом используются принципы и методы обыч­

ной групповой психотерапии. Принципы данного подхо­

да такие же, как при работе с отдельной супружеской

1 Левы Д.А. Семейная психотерапия. СПб, «Анима», 1993.

С. 5 5 - 6 9.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

парой, однако, здесь важным моментом является возмож­

ность обучения на живом примере, на модели отношений

других. Методика значительно обогащается, поскольку в

таких условиях можно разыгрывать ситуации, раздавая

определенные роли клиентам. При этом можно не только

рассказать о ситуации, но и непосредственно продемон­

стрировать альтернативные модели поведения; например,

другой мужчина покажет мужу, как бы он себя повел в

конкретной ситуации. Просмотрев несколько возможных

вариантов, жена также может выбрать устраивающую аль­

тернативу, которую потом муж может несколько раз про­

играть. Можно также изменить роли и попытаться выя­

вить скрытые мотивы неудовлетворительного поведения.

Групповая супружеская терапия позволяет лучше

освоить различные виды общения, например, научить­

ся тактично высказывать не слишком приятные вещи

своему партнеру. Кроме того, она дает возможность

правильно оценить результаты конструктивной ссоры:

каждая пара может испытать это на себе и получить

оценку со стороны других. Можно совместно учиться

кооперативным соглашениям, а также услышать от

других (таких же клиентов) их мнение по поводу реше­

ния конкретных проблем.

Формы работы с супружеской парой в группе.

Перед началом работы со всей группой проводятся

несколько сеансов раздельной работы с входящими в

нее мужчинами и женщинами (две подгруппы). Нахож­

дение контакта и развязывание свободной дискуссии

значительно легче проходит, по мнению С. Кратохви-

ла, в гомогенных подгруппах, но потом довольно труд­

но преодолеть некоторую заторможенность при слия­

нии их в одну группу. В критических замечаниях

Planova и соавторы обращают внимание на риск уси­

ления защитных реакций в группах, где присутствуют

оба супруга. Динамически ориентированная работа

группы супружеских пар предполагает атмосферу ком­

муникационной безопасности, преодоления привычных

ограничений, аутостилизации и устоявшихся мнений.

Всего этого не удается увидеть в группах супружеских

пар, поскольку супруги и в группе продолжают сохра­

нять свою оборонительную позицию. С типичным «рас­

крытием» клиента приходится сталкиваться только

тогда, когда его партнер начинает оправдываться, хотя

Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

обычно клиент хочет попасть в группы лишь для того,

чтобы эта информация не выплыла. Часто отмечаются

и неблагоприятные последствия занятий в группе, ког­

да партнеры приходят вместе домой. Контатимически

выработанные выводы после сеанса групповой терапии

могут стать источником эскалации семейного конфлик­

та. Поэтому многие исследователи считают, что наибо­

лее целесообразно при проведении сеансов групповой

супружеской терапии ориентироваться не столько на

динамическую групповую психотерапию, сколько на

инструктивный разбор вопросов, касающихся жизни

супругов (ведение домашнего хозяйства, проведение

свободного времени, воспитание детей и др.)1.

Поэтому привлечение методов динамической пси­

хотерапии, обычных при работе с группой, достаточно

спорно в тех случаях, когда группы состоят из супру­

жеских пар. Более популярными становятся бихевио-

ристические методы супружеской терапии, ориентиро­

ванные на выработку навыка положительного общения

и умения решать проблемы.

Libelman и соавторы рекомендуют работать с груп­

пой, состоящей из 3 — 5 супружеских пар, подбирая

пары приблизительно одного возраста и с одинаковым

образовательным уровнем. Предпочтение отдается зам­

кнутым (а не открытым) группам. Работа ведется дву­

мя специалистами. Группа помогает придумывать мо­

дели и ситуации, которые могут использовать супруги;

отдельные пары сравнивают свое поведение. В группе

проигрываются и комментируются различные формы

общения и способы решения проблем, вырабатывают­

ся и сравниваются супружеские соглашения и конт­

ролируется их выполнение.

Hahlweg, Schnidler, Revenstorf использовали же­

сткие организационные рамки: во время сеансов

супружеские пары учатся четко формулировать

свои переживания, выделять основные пожелания

и конкретизировать свои требования относительно

изменений в поведении партнера.

Опыт показал, что групповые сеансы могут слу­

жить ценным источником информации для работы с

1 Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгар­

моний / Пер. с чешек. М., 1991. С. 293-298.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

клиентом в группе; имеется в виду не только информа­

ция, позволяющая найти пути познания партнера, но и

сведения, полученные от него, и, прежде всего в по­

знании взаимодействия клиента с ним. Практическим

положительным результатом таких сеансов может быть

улучшение реальных форм общения. Курс групповой

терапии, как правило, начинается с предложения уча­

стникам рассказать о себе; совсем не обязательно

начинать с супружеских проблем. Подобные группо­

вые сеансы следует вести более директивно, чем обыч­

ные занятия в группах.

К известным и хорошо апробированным методам

относятся тематические дискуссии с супружескими

парами, записанный диалог, психогимнастика и модель

«свидание». Некоторые методики работы с супружес­

кими парами в группе более подробно описаны ниже.

Специальные групповые методики. Диалог супру­

жеской пары. Из членов группы случайным образом

формируется «супружеская пара», обычно из лиц, кото­

рые удаляются вместе погулять. Они прогуливаются и

беседуют или садятся друг против друга в стороне от

остальных и определенное время ведут разговор на

заданную тему. Например: «какие у меня дома трудно­

сти», «что мне не нравится в моем партнере», «что мне

нравится в партнере», «какой я», «что я ожидаю от за­

нятий в группе», «какие изменения в поведении парт­

нера я хотел бы увидеть», «что я предполагаю изменить

в своем поведении» и др. Темы и пары меняются. Воз­

можна и другая форма проведения подобных бесед-

диалогов: пары ходят по кругу и меняются партнерами

(как во время танцев) через определенное время (10 —

15 мин.); по знаку специалиста все садятся в круг и на­

чинают говорить о том, что каждый из них узнал из этих

бесед по вопросам, относящимся к семейной жизни.

Темы обсуждения расширяются и углубляются.

Записанный диалог. Пары, которые часто гуляют

вместе или рядом сидят, получают бумагу и карандаши.

Им дается задание: «Представьте себе, что Вы верну­

лись домой в час ночи. Жена Вас встречает словами «ты

пришел очень рано». Партнер записывает эти слова на

листе бумаги и передает его «мужу», который в свою

очередь пишет ответ и возвращает листок партнеру.

В течение данного диалога партнеры не разговарива-

23*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ют. Через 5 мин. партнеры меняются ролями, разыгры­

вая ситуацию позднего возвращения жены. В конце

сеанса диалоги некоторых пар зачитываются в виде

сценария. Группа оценивает уровень их общения.

Психогимнастика и «свидание». Лучше всего оп­

равдывает себя техника пантомимы, когда один из

супругов играет роль обиженного, а другой без слов

пытается с ним помириться. Затем супруги меняются

ролями. Подобные сцены разыгрываются всеми пара­

ми наедине, потом выбранные пары повторяют их в

группе. Тематика сцен обсуждается в группе, причем

обсуждение касается в первую очередь общения и

способа решения спорных проблем в конкретных суп­

ружеских парах, что позволяет сравнить индивидуаль­

ные предпочтения и действенность отдельных тактик.

Разбор проблем отдельных супружеских пар. Разбор

проводится после разыгрывания сцен и их обсуждения

или сразу же после их завершения. Партнеры садятся

против остальных членов группы таким образом, чтобы

все видели выражение их лиц и хорошо слышали их раз­

говор. Партнеры должны изложить свою проблему. Как

только разговор коснется определенной ситуации, психо­

лог просит их сразу же ее разыграть. Сцена режиссиру­

ется в соответствии с требованиями психодраматической

методики и замечаниями других участников. Все члены

группы обеспечивают обратную связь, сообщая ведущей

паре, какие чувства у них вызывает их поведение, как они

воспринимают их общение и видят их проблемы.

Внешний и внутренний круг. Мужчины образуют

внутренний круг, женщины — внешний. Мужчины об­

суждают между собой свои семейные проблемы, как

если бы здесь не было их жен. Затем обсуждается то,

что, по их мнению, сказали бы жены по поводу их брака.

После этого мужчины и женщины меняются местами,

и процедура обмена мнениями повторяется.

Мужская и женская подгруппы. Мужчины и жен­

щины разделяются на подгруппы, занятия с которыми

проводит другой психолог, что позволяет более откры­

то обсуждать некоторые вопросы.

Тематические дискуссии о браке родителей. В ходе

обсуждения сравниваются собственные семьи и семьи

родителей; отмечаются как сходство, так и различия

между ними.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Сравнительная оценка супругов. Участники обсуж­

дают следующие вопросы: что они считают наиболее

важным в жизни, что считают успехом, как они отно­

сятся к работе, к деньгам, сексу и др.

Обратная связь. Обратная связь является обычным

методическим приемом, используемым в лечебной

практике. В качестве специального методического при­

ема данная методика применяется в конце сеанса или

цикла лечения, когда все члены группы уже хорошо

знают друг друга. Все участники последовательно оце­

нивают каждую супружескую пару, отмечая, в чем они

видят ее слабости и преимущества.

Из всего изложенного о методиках можно сделать

вывод о том, что психологическая помощь вовсе не

одновременное воздействие одного человека на друго­

го, а в большей мере взаимодействие, диалог, как ми­

нимум двоих. Поэтому клиент является полноправным

партнером психолога, а порой и более того, соавтором

психологической диагностики и коррекции семейных

взаимоотношений.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ЗНАНИИ СТУДЕНТОВ

Часть 1. Психология семейных отношений

Пояснительная записка

Тестовые задания по курсу «Семейная психология»

могут быть использованы в процессе учебной работы.

Тесты предназначены для того, чтобы позволить сту­

дентам самостоятельно оценить успешность овладения

конкретными знаниями и отдельными разделами учеб­

ной дисциплины. По содержанию задания охватывают

всю программу семейной психологии и ориентирова­

ны на студентов психологических факультетов вузов.

Тестовые задания отражают проблемно-операцио­

нальный и концептуально-семантический аспекты зна­

ний. По каждой теме предлагается 6 заданий. Применя­

ется алгоритм частично случайного выбора заданий,

ограниченных рамками блоков (1— заполнить пробелы,

2 — верно или нет, 3 — выбрать правильный ответ) —

определенных подмножеств заданий, среди которых

каждый раз производится случайный выбор. Задания

выстроены от более трудных к легким. Такая схема

вносит поправку на вероятность случайных ответов.

Студенты на первые два вопроса заполняют про­

белы в контрольном листе, на следующие два вопроса

выбирают: «верно» или «неверно» и соответственно

заносят в бланк свой выбор, на последние два вопроса

выбирают правильный ответ: ставят номер вопроса и

букву, соответствующую варианту правильного отве­

та. Предлагаются следующие критерии оценок знаний:

50 — 60 правильных ответов — «отлично».

40 — 49 правильных ответов — «хорошо».

30—39 правильных ответов — «удовлетворительно».

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Без ограничения времени отличный результат со­

ответствует выполнению 100% всех тестовых заданий,

но при ограниченном времени на отличный результат

студент со средним умственным темпом должен отве­

тить только на 70 — 80% тестовых заданий.

Лучший балл здесь показывает тот, кто уверенно и

быстро применяет базовые знания, кто способен пока­

зать хороший умственный темп, «свернутость» поня­

тий и умственных операций.

Тестирование ориентировано не столько на выявле­

ние «декларативного» уровня поверхностных знаний,

основанного на ассоциативных связях, «ключевых» сло­

вах, но и на выявление более глубокого уровня реально

ценных теоретических и операциональных знаний, по­

зволяющих использовать их психологу-практику.

1. Эволюция семьи ■ истории чешенского общества

Заполнить пробелы

1. Сфера семьи, непосредственно связан­

ная с удовлетворением определенных потребностей ее

членов, называется

Преобладающий тип брачности в настоящее вре­

мя

Верно или неверно

3. Во всех перенаселенных странах жители круп­

ных городов испытывают серьезные проблемы, связан­

ные с одиночеством, уходом в себя и апатией.

4. Брак и семья — это одно и то же.

Выбрать правильный ответ

5. Наиболее распространенной моделью семьи

является:

а) разветвленная;

б) неполная;

в) нуклеарная;

г) ни один ответ не верен.

6. Присущая человеку социальная структура семьи

дает детям возможность:

а) получить очень хороший уход;

б) воспринимать социальные и культурные обычаи;

в) усваивать опыт предшествующих поколений;

г) верны все ответы.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.016 с.)