Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ведущие факторы, способствующие созреванию
и проявлению инстинкта материнства в виде после дующей заботы о детях и любви к ним1: 1. Прообраз материнства. Выраженность инстин кта материнства и отцовства у прародителей и родителей. 2. Желание иметь детей, установка на них. При не- желанности ребенка все факторы могут «не рабо тать», то есть не включать инстинкт материнства. 3. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия или ожидаемая задер жка месячных, что получает адекватный эмоцио нальный отклик. 4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шеве ление ребенка создает волнующее ощущение со причастности, желания быть вместе с ребенком. 5. Чувство жалости и сострадания к ребенку. Пер вый крик новорожденного вызывает чувство ог ромной радости, как у творца новой жизни, вместе с чувством облегчения и удовлетворения от завер шения родов. С первым криком у матери пробуж дается жалость и сочувствие к беззащитному су ществу, желание ему помочь. 6. Чувство близости с ним. Первое прикладывание к груди означает первый опыт соучастия в жизни ребенка, близость чувств и непосредственность ощущений. 7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая улыбка ребенка в ответ на симпатию, доброжела тельное, любящее отношение взрослых создает эмо циональный контакт между матерью и ребенком. Наличие всех перечисленных факторов является условием адекватного формирования, как чувства ма теринства, так и эмоционального контакта с ребенком, привязанности и любви к нему. В настоящей работе рассматривается лишь пренатальныи период, период беременности. Б. Докоммуникативный период. Началом для ре бенка является чей-то замысел завести его. Многие дети старше двух лет играют, отталкиваясь от этого 1 Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия послед ствий психических травм. СПб., 1998. С. 3 — 77. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru замысла. Сновидения и различные занятия включают «идею» ребенка. О психологии зачатия можно говорить в двояком смысле, то есть либо к зачатию приводит замысел, либо оно является случайным1. «Присутствие» субъективного мира матери и пред посылки, субъективного мира ребенка обнаруживают ся в тех областях, с которыми традиционно имеет дело
психоанализ — в фантазиях, сновидениях, телесных симптомах, чрезмерных, неадекватных реальности чувствах и т. п. Фантазии беременности были обнару жены еще Зигмундом Фрейдом у взрослых пациентов, у мужчин и женщин2. Они появляются еще в раннем детстве, подвергаются изменениям в ходе развития и влияют на последующее поведение (не только репро дуктивное) больше, нежели реальные знания пациента о зачатии, вынашивании и рождении. Фантазии отно сительно беременности являются повсеместными, со ставляют основной момент детской поглощенности и имеют свою историю. Они не относятся к какой-либо одной стадии индивидуального развития, а видоизме няются вместе с переменами в жизни и сознании ре бенка. Анна Фрейд впервые классифицировала эти фантазии, описав условия, при которых происходит замена одних фантазий другими, и связала их симво лическим рядом «грудь—фекалии — пенис—младенец». Она сделала акцент на том, что каждый из этих симво лических объектов, проявляющихся в фантазиях бере менности, являлся в свое время частью «Я» и претер пел в результате взаимоотношений с другими людьми болезненное отделение от «Я». Она также подчеркну ла, что Эдипова стадия, являясь подлинно социальной стадией, перерабатывает в фантазиях беременности более ранние стадии, и предмет фантазирования при обретает человеческие черты, черты ребенка. К 9—11 годам у ребенка есть уже все психологические сред ства для того, чтобы стать матерью или отцом, чтобы психологически принять ребенка, — остается только освободиться от инцестуозных объектов любви3. 1 Винншютт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 40 — 46, 53-54. 2 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. 3 Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Елена Дойч исследовала связь детских переживаний и фантазий беременности у матери с самочувствием, эмо циональной жизнью и практическим поведением бере менной. В двухтомном труде «Психология женщины» она подробно описала природу и содержание детского
опыта матери в текущей беременности и попыталась увязать «присутствие» матери и «присутствие» плода. С точки зрения психоанализа, такой единицей совме стного «присутствия» в докоммуникативном периоде вполне может выступать болезненный симптом. В не которых из телесных симптомов (тошнота, отеки и т. п.) больше заметно присутствие эмбриона, они отражают переход «присутствия» ребенка в «присутствие» ма тери. Другие — эмоциональные: страхи, возбуждение, угнетенность и т. п. — отражают обратный переход, возникая вначале как некое общее эмоциональное бес покойство, которое лишь позже находит себе подходя щий объект, различный в различных культурах. В этом классе симптомов ребенок вторичен, реактивен. Обра щаясь к медицине, мать стремится избавиться от сим- птома, с которым, как считает Дойч, связан негатив ный опыт из ее собственного детства. Стремление перепоручить медицине воздействие на свой субъек тивный мир означает одновременно отказ от исследо- вания и переживания опыта данной беременности; откладывается превращение «больной» в мать. По мнению В. Лосевой и А. Лунькова, ставка на медицин скую технологию ослабила способность женщины до верять своей интуиции и опираться на внутренние I источники энергии, что, в свою очередь, усилило чув ство неуверенности, тревоги и беспомощности и свя занной с ними вины1. Это регрессивное решение вли яет на поведение плода, который уже начал двигаться, хотя мать пока не замечает этого: его активность уже угнетается и селектируется посредством чувств, выне сенных из раннего детства матери2. Елена Дойч выс казала догадку о влиянии на беременность собствен ного эмбрионального опыта женщины и считала, что негативное влияние раннего детского опыта компен- 1 Лосева В.К., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Пси хологическая консультация, 1998, № 1. С. 21—34. г Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru сируется «материнскостью», жертвенностью и само отдачей («материнскость» по Е.Дойч — «окультурен ный мазохизм»). У беременных, по данным психоаналитиков, сно- видческая продукция увеличивается в десятки раз, сны становятся ярче, усиливается чувственный компонент, непосредственное переживание соучастия, более 40% сновидений касается ребенка — по сравнению с 1% в контрольной группе небеременных1. М. Маркони в своей книге «Девятимесячный сон» систематизирова ла сновидения пациентки в течение всей беременнос ти. Яркость и необычное обилие сновидческой продук ции соответствуют снижению антирепродуктивных проявлений. С увеличением объема сновидческой про дукции уменьшается число жалоб на межличностные отношения, соматические симптомы и снижение на строения. При исследовании явное содержание сно видений в 75% случаев отражало негативные события, дурные предчувствия и тяжелые эмоции, т.е. служило разрядкой стремления к отвержению. Сновидение перерабатывает опыт матери, осуществляет процесс «отвязывания» ребенка, которого она вынашивает, от символического ребенка внутри нее самой2. Женщина, почувствовав себя беременной, сталкива ется с новым для себя комплексом переживаний. Эти
переживания проистекают из двух источников: с одной стороны, развивающийся плод уже с первых дней бере менности оказывает влияние на эмоциональный мир матери, а с другой, мать часто оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлени ями о беременности и родах, а также влиянием на нее близких3. В процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений в эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естествен ных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. 1 Шмурак ЮМ. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6. С. 22-37. 1 Там же. 3 Лосева В.К., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Пси хологическая консультация. 1998, №1. С. 21 — 34. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru «Плод является ультрачувствительным рецепто ром материнской психосоматики и окружающей сре ды»1- Технические приемы, устанавливающие это, многочисленны. В рамках микропсихоанализа были разработаны специальные методики оживления, кор рекции и интерпретации пренатального опыта. В част ности, пациентка вместе с аналитиком рассматрива ет свидетельства жизни до ее рождения (планы домов, фотографии родителей, кино- и фотоматериалы) и со общает при этом о чувствах своих родителей и окру жении до того, как она появилась на свет. Мать пере дает плоду свое психическое состояние (сознательное и бессознательное), свои страхи и тревоги. Она как бы подчиняет его своим ощущениям-восприятиям и своим биологическим функциям2. Существует гипотеза, в которой предполагается: мать и плод находятся в неразрывном единстве и все, что испытывает мать, непосредственно передается плоду. Отсюда часто делается вывод, что тревожность и страхи матери всегда передаются плоду, который страдает от этого. Но имеется и контргипотеза, в кото рой опровергается это мнение. Итак, докоммуникативный период, по мнению пси хоаналитиков, ставит перед будущей матерью главную задачу, которая состоит в том, чтобы постепенно выде лить в своем субъективном мире место для своего ребенка. Ребенок, который не приобрел до рождения опыт взаимодействия с матерью, не вырабатывает ис ходного доверия к миру (Э. Эриксон). Психодинами
ческий подход связывает с нарушением базисного доверия нарциссическое развитие личности3. В. Коммуникативный период. Эмбрион глубоко и интимно слит в своих собственных ощущениях с те лесностью матери. Тело матери, обретая и удерживая собственный плод, нерасторжимо с ним в своих те лесных ощущениях. На этой чувственной основе, по-ви димому, и формируются глубокие связи, определяющие чувство «привязанности» и любви матери к ребенку. ' Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995. С.171 —194. 1 Там же. 3 Шмурак ЮМ. Пренатальная общность//Человек. 1993, № 6. 14 Шнейдер Л. Б. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru В чреве матери жизнь ребенка делится на два не равных периода, когда появляется новый фактор — граница, предел для движений, и вместе с ней — огра ничение свободы. Граница принадлежит не только миру бытия, но и субъективному миру матери. С этого мо мента начинается «совместная деятельность» матери и ребенка. Ребенок двигается, мать ощущает эти движе ния и дает ему обратную связь — вначале только тем, что замечает или игнорирует эти движения, затем по средством гуморальной регуляции негативно или пози тивно санкционирует те или иные движения, затем появляется возможность прикоснуться, обратиться, ис следовать тело ребенка через свой живот. Первичная адаптивная система ребенка, в свою очередь, стимулирует развитие сенсорики. Зрелость первичной адаптивной системы зависит от эмоциональ ной среды матери, от ее образа жизни. Общая для ма тери и ребенка адаптивная система угнетается чувства ми беспомощности и бесполезности, утратой любви, чувством покорности и поражения и укрепляется про тивоположными — ответственностью, руководством, чувством творчества, победы. Чем разнообразнее воздействие на ребенка на этом этапе, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рож дения. Т. Верни отмечает также важность регулярно организованной психологической среды, которая позво ляет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, «си стематизировать» их. Таким образом, возникает целост ная программа, в которой в живой нерасчлененности присутствует и воздействие матери, и поведение ребен ка. Ему же принадлежит наблюдение, что внутриутроб ный младенец предпочтительнее и быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отно шения с ним как с «Другим», соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Каждая волна материнских гормонов выводит внутри утробного младенца из обычного состояния, он начина ет «ощущать», что произошло нечто необычное, и пыта ется «понять», что именно. Понимание обеспечивается самим совершением движения. Некоторые движения, относящиеся к экспрес- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru сии, наблюдались с помощью кинокамеры, вживленной
в стенку-матки. Выяснилось, что пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зави симости от настроения матери (Брусиловский А.И.). С шести месяцев, согласно Верни, берет свой от счет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребен ка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опе режающему отражению в своем поведении; он «зна ет», какие движения вызовут чувство удовольствия, ка кие — неудовольствия. Как отмечает Ф. Дальто, если его мать заботится о ком-то еще, он может стать забот ливым существом: «он мимикрирует, воспроизводя ма теринские эмоции». Мать активно интерпретирует поведение ребен ка, как своими чувствами, так и поведением. Одна будущая мама интерпретировала чрезмерные движе ния своего ребенка словами «хулиганит», «безобраз ничает» и надевала бандаж. Другая трактовала силь ные толчки как «ему не хватает воздуха, он хочет погулять» — и выходила на свежий воздух!. Кроме того, шестимесячный эмбрион, испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, перевора чивается вниз головой; он умеет сосать палец, зак рывает руками лицо, когда мать волнуется. Семиме сячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них (Брусиловский А.И.). Когда мать разговаривает с будущим ребенком, у детей обычно раньше развивается речь, так как безот четно они усваивают ряд звуковых сочетаний. Многие беременные женщины говорят со своим плодом, как если бы он был в той же комнате. После своего рожде ния он уже умеет воспринимать, а многие даже узнают услышанные прежде слова, которые запечатлелись у них в сознании, словно записанные на магнитофон. Это подтверждали и психоаналитики, когда им удавалось проследить историю своих пациентов, начиная с этого времени. 1 Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6. 14* Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru В своей книге «На стороне ребенка» французский психоаналитик Франсуаза Дальто пишет: «Одни гово рят с ребенком, которого носят в животе, другие этого не делают. Результаты бывают удивительные. У меня был опыт со старшим сыном. Он родился в разгар войны, в 1943 г. Тогда я ездила по городу на велосипеде. Теперь- то мы не обращаем внимания, как круто поднимается улица Сен-Жак после бульвара Сен-Жермен. Я воз вращалась домой и с трудом крутила педали. И тут ребенок у меня в животе, которому, вероятно, тоже было не по себе, потому что я устала, начал вертеться, вертеться так, что в конце концов я подумала: «Я не смогу крутить педали до самого дома. Я больше не могу! А идти пешком и толкать велосипед рядом с собой — это будет еще дольше!» Но тут меня осенило, и я обра тилась к ребенку: «Послушай, милый, если ты будешь так барахтаться у меня в животе, дорога еще больше затянется, потому что ты мешаешь мне крутить педа ли. Посиди спокойно, и мы скоро приедем». Он немед ленно затих. А я говорила с ним мысленно. Не вслух, и даже не шевеля губами. Он затих, я стала дальше нажимать на педали, приехала наконец домой, и ска зала ему: «Ну вот, мы и добрались». И он тут же бук вально заплясал у меня в животе. Он был тогда вось мимесячным. А вечерами, когда я уставала, рядом был его отец, который тоже с ним говорил. Теперь извест но (хотя тогда этого еще не знали), что зародыши луч ше воспринимают низкие звуки, чем высокие. Когда говорила я, обращаясь, как правило, к его отцу, он про должал вертеться. А когда отец ему говорил: «А теперь мы будем спать, и ты тоже будешь спать», — он сразу же успокаивался». Положительным воздействием на будущее эмоци ональное развитие, как отмечает А.И. Захаров, детей обладает также музыка: негромкая, без сильных низ ких звуковых колебаний (вибраций), ласкающая слух матери, заставляющая «прислушиваться» к ней плод. Главное — положительное влияние на настроение матери, эмоциональный тонус, ее психическое состо яние, а через это на состояние плода1. 1 Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия послед ствий психических травм. СПб., 1998. С. 3-77. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Таким образом, коммуникативные средства имеют биологическую природу, но отбор их, несомненно, отра жает присутствие в их развитии «культурного» влия ния, в частности установок и интерпретаций матери. Дополнительным аргументом в пользу «рефлексив ной» реакций ребенка на внешние стимулы является тот факт, что ребенок отвечает на стимулы, которые нейт ральны для матери и не нарушают ее гормонального баланса (Брусиловский А.И.). «Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»? Существует гипотеза, что, находясь в материнском лоне «девять месяцев, мы пребываем в ситуации любимых и желанных существ»! и испытываем полное блаженство. Грэхэм говорит так: «Материнская утроба — это мой мир, поэтому я составляю целый мир (космическое со знание). Это подобно тому, как если бы я был галькой на морском берегу и берегом в то же самое время. Это чув ство, что все хорошо со мной и с миром тоже все в порядке — суть того, что составляет ощущение безопас ности»2. Существует также представление о симбиоти- ческом единстве матери и плода, «беспроблемном рае» внутриутробного существования, которого часто придер живаются медики и физиологи. Станислав Гроф счита ет, что, как правило, в материнском лоне плод ощущает безопасность, защищенность, глубокую удовлетворен ность, переживание единства с космосом и океаничес кого блаженства3. Это чувство, как утверждает Дж. Грэ хэм, мы берем с собой в жизнь из нашего пребывания в материнском лоне4. И только в момент рождения об рушивается первый удар и возникает первая трудность внутриутробного существования. Но есть и противоположная гипотеза. Как показали исследования (С. Киссинджер, С. Фанти и др.) и фанта стические фотографии, опубликованные Л. Нильссоном в 1965 г., гармонии между матерью и ее плодом не суще ствует, наоборот, для их отношений характерны попытки взаимного разрушения. Микропсихоаналитики утверж- 1 Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993. С.15 — 17. 21-32. 2 Там же. 3 Гроф С. Холотропное сознание. М., 1996. С. 44 — 83. 4 Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М. 1993. С. 15 — 17, 21-32. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru дают, что с первых часов своего существования эмбрион представляет собо-i самостоятельное существо, а не часть материнского орпнизма. Он обладает особым составом белков и вызывает со стороны организма матери есте ственную реакцию отторжения, как и против любого ино родного тела. По словам С. Фанти, первой реакцией матери в отношении своего ребенка являются попытки отторжения. Согласно принципам иммунологии при бе ременности — речь идет о тех принципах, которые про- экспериментированы в лабораториях Инсерм или груп пой Реклина в Бостоне1 — эмбрион должен был бы быть ликвидирован полностью. Если же ему удается выжить, то этим он обязан изощренности клеточного и ядерного характера своих защитных механизмов. Ференци внут риутробного младенца называет «эндопаразитом», эксп луатирующим тело матери. Микропсихоаналитики при знают эмбрионную агрессивность, направленную на мать, и поэтому они заменили понятие «внутриутробного сим биоза» на понятие «внутриутробной войны», в которой периоды перемирия, достижения временного равнове сия постоянно нарушаются периодами дисбаланса в силу самого роста плода. В периоды нарушения равновесия, когда плод растет особенно интенсивно, проявляя свою активность и жизнеспособность, мать может испытывать приступы беспричинной тревожности, раздражительно сти, подавленности, агрессивности, что является отраже нием в ее бессознательном иммунных и нейрохимичес ких реакций, связанных с «победой» плода. То, что мать и плод выживают в этом внутриутробном конфликте, по мнению Сильвио Фанти, похоже на чудо. Согласно аку шерской казуистике, одна беременность из пяти являет ся «в высшей степени опасной» и может закончиться неблагоприятно2.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.185 с.) |