Ведущие факторы, способствующие созреванию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущие факторы, способствующие созреванию



и проявлению инстинкта материнства в виде после­

дующей заботы о детях и любви к ним1:

1. Прообраз материнства. Выраженность инстин­

кта материнства и отцовства у прародителей и

родителей.

2. Желание иметь детей, установка на них. При не-

желанности ребенка все факторы могут «не рабо­

тать», то есть не включать инстинкт материнства.

3. Положительный отклик на беременность. Заранее

планируемый день зачатия или ожидаемая задер­

жка месячных, что получает адекватный эмоцио­

нальный отклик.

4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шеве­

ление ребенка создает волнующее ощущение со­

причастности, желания быть вместе с ребенком.

5. Чувство жалости и сострадания к ребенку. Пер­

вый крик новорожденного вызывает чувство ог­

ромной радости, как у творца новой жизни, вместе

с чувством облегчения и удовлетворения от завер­

шения родов. С первым криком у матери пробуж­

дается жалость и сочувствие к беззащитному су­

ществу, желание ему помочь.

6. Чувство близости с ним. Первое прикладывание

к груди означает первый опыт соучастия в жизни

ребенка, близость чувств и непосредственность

ощущений.

7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая

улыбка ребенка в ответ на симпатию, доброжела­

тельное, любящее отношение взрослых создает эмо­

циональный контакт между матерью и ребенком.

Наличие всех перечисленных факторов является

условием адекватного формирования, как чувства ма­

теринства, так и эмоционального контакта с ребенком,

привязанности и любви к нему. В настоящей работе

рассматривается лишь пренатальныи период, период

беременности.

Б. Докоммуникативный период. Началом для ре­

бенка является чей-то замысел завести его. Многие

дети старше двух лет играют, отталкиваясь от этого

1 Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия послед­

ствий психических травм. СПб., 1998. С. 3 — 77.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

замысла. Сновидения и различные занятия включают

«идею» ребенка. О психологии зачатия можно говорить

в двояком смысле, то есть либо к зачатию приводит

замысел, либо оно является случайным1.

«Присутствие» субъективного мира матери и пред­

посылки, субъективного мира ребенка обнаруживают­

ся в тех областях, с которыми традиционно имеет дело

психоанализ — в фантазиях, сновидениях, телесных

симптомах, чрезмерных, неадекватных реальности

чувствах и т. п. Фантазии беременности были обнару­

жены еще Зигмундом Фрейдом у взрослых пациентов,

у мужчин и женщин2. Они появляются еще в раннем

детстве, подвергаются изменениям в ходе развития и

влияют на последующее поведение (не только репро­

дуктивное) больше, нежели реальные знания пациента

о зачатии, вынашивании и рождении. Фантазии отно­

сительно беременности являются повсеместными, со­

ставляют основной момент детской поглощенности и

имеют свою историю. Они не относятся к какой-либо

одной стадии индивидуального развития, а видоизме­

няются вместе с переменами в жизни и сознании ре­

бенка. Анна Фрейд впервые классифицировала эти

фантазии, описав условия, при которых происходит

замена одних фантазий другими, и связала их симво­

лическим рядом «грудь—фекалии — пенис—младенец».

Она сделала акцент на том, что каждый из этих симво­

лических объектов, проявляющихся в фантазиях бере­

менности, являлся в свое время частью «Я» и претер­

пел в результате взаимоотношений с другими людьми

болезненное отделение от «Я». Она также подчеркну­

ла, что Эдипова стадия, являясь подлинно социальной

стадией, перерабатывает в фантазиях беременности

более ранние стадии, и предмет фантазирования при­

обретает человеческие черты, черты ребенка. К 9—11

годам у ребенка есть уже все психологические сред­

ства для того, чтобы стать матерью или отцом, чтобы

психологически принять ребенка, — остается только

освободиться от инцестуозных объектов любви3.

1 Винншютт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 40 —

46, 53-54.

2 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

3 Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Елена Дойч исследовала связь детских переживаний

и фантазий беременности у матери с самочувствием, эмо­

циональной жизнью и практическим поведением бере­

менной. В двухтомном труде «Психология женщины»

она подробно описала природу и содержание детского

опыта матери в текущей беременности и попыталась

увязать «присутствие» матери и «присутствие» плода.

С точки зрения психоанализа, такой единицей совме­

стного «присутствия» в докоммуникативном периоде

вполне может выступать болезненный симптом. В не­

которых из телесных симптомов (тошнота, отеки и т. п.)

больше заметно присутствие эмбриона, они отражают

переход «присутствия» ребенка в «присутствие» ма­

тери. Другие — эмоциональные: страхи, возбуждение,

угнетенность и т. п. — отражают обратный переход,

возникая вначале как некое общее эмоциональное бес­

покойство, которое лишь позже находит себе подходя­

щий объект, различный в различных культурах. В этом

классе симптомов ребенок вторичен, реактивен. Обра­

щаясь к медицине, мать стремится избавиться от сим-

птома, с которым, как считает Дойч, связан негатив­

ный опыт из ее собственного детства. Стремление

перепоручить медицине воздействие на свой субъек­

тивный мир означает одновременно отказ от исследо-

вания и переживания опыта данной беременности;

откладывается превращение «больной» в мать. По

мнению В. Лосевой и А. Лунькова, ставка на медицин­

скую технологию ослабила способность женщины до­

верять своей интуиции и опираться на внутренние

I источники энергии, что, в свою очередь, усилило чув­

ство неуверенности, тревоги и беспомощности и свя­

занной с ними вины1. Это регрессивное решение вли­

яет на поведение плода, который уже начал двигаться,

хотя мать пока не замечает этого: его активность уже

угнетается и селектируется посредством чувств, выне­

сенных из раннего детства матери2. Елена Дойч выс­

казала догадку о влиянии на беременность собствен­

ного эмбрионального опыта женщины и считала, что

негативное влияние раннего детского опыта компен-

1 Лосева В.К., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Пси­

хологическая консультация, 1998, № 1. С. 21—34.

г Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

сируется «материнскостью», жертвенностью и само­

отдачей («материнскость» по Е.Дойч — «окультурен­

ный мазохизм»).

У беременных, по данным психоаналитиков, сно-

видческая продукция увеличивается в десятки раз, сны

становятся ярче, усиливается чувственный компонент,

непосредственное переживание соучастия, более 40%

сновидений касается ребенка — по сравнению с 1% в

контрольной группе небеременных1. М. Маркони в

своей книге «Девятимесячный сон» систематизирова­

ла сновидения пациентки в течение всей беременнос­

ти. Яркость и необычное обилие сновидческой продук­

ции соответствуют снижению антирепродуктивных

проявлений. С увеличением объема сновидческой про­

дукции уменьшается число жалоб на межличностные

отношения, соматические симптомы и снижение на­

строения. При исследовании явное содержание сно­

видений в 75% случаев отражало негативные события,

дурные предчувствия и тяжелые эмоции, т.е. служило

разрядкой стремления к отвержению. Сновидение

перерабатывает опыт матери, осуществляет процесс

«отвязывания» ребенка, которого она вынашивает, от

символического ребенка внутри нее самой2.

Женщина, почувствовав себя беременной, сталкива­

ется с новым для себя комплексом переживаний. Эти

переживания проистекают из двух источников: с одной

стороны, развивающийся плод уже с первых дней бере­

менности оказывает влияние на эмоциональный мир

матери, а с другой, мать часто оказывается во власти

эмоций, обусловленных ее собственными представлени­

ями о беременности и родах, а также влиянием на нее

близких3. В процессе развития даже самой желанной и

осмысленной беременности у женщин имеются условия

для возникновения целого ряда негативных изменений в

эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта

тенденция связана с появлением ряда вполне естествен­

ных эндокринно-соматических и психофизиологических

изменений в организме беременной женщины.

1 Шмурак ЮМ. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6.

С. 22-37.

1 Там же.

3 Лосева В.К., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Пси­

хологическая консультация. 1998, №1. С. 21 — 34.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

«Плод является ультрачувствительным рецепто­

ром материнской психосоматики и окружающей сре­

ды»1- Технические приемы, устанавливающие это,

многочисленны. В рамках микропсихоанализа были

разработаны специальные методики оживления, кор­

рекции и интерпретации пренатального опыта. В част­

ности, пациентка вместе с аналитиком рассматрива­

ет свидетельства жизни до ее рождения (планы домов,

фотографии родителей, кино- и фотоматериалы) и со­

общает при этом о чувствах своих родителей и окру­

жении до того, как она появилась на свет. Мать пере­

дает плоду свое психическое состояние (сознательное

и бессознательное), свои страхи и тревоги. Она как

бы подчиняет его своим ощущениям-восприятиям и

своим биологическим функциям2.

Существует гипотеза, в которой предполагается:

мать и плод находятся в неразрывном единстве и все,

что испытывает мать, непосредственно передается

плоду. Отсюда часто делается вывод, что тревожность

и страхи матери всегда передаются плоду, который

страдает от этого. Но имеется и контргипотеза, в кото­

рой опровергается это мнение.

Итак, докоммуникативный период, по мнению пси­

хоаналитиков, ставит перед будущей матерью главную

задачу, которая состоит в том, чтобы постепенно выде­

лить в своем субъективном мире место для своего

ребенка. Ребенок, который не приобрел до рождения

опыт взаимодействия с матерью, не вырабатывает ис­

ходного доверия к миру (Э. Эриксон). Психодинами­

ческий подход связывает с нарушением базисного

доверия нарциссическое развитие личности3.

В. Коммуникативный период. Эмбрион глубоко и

интимно слит в своих собственных ощущениях с те­

лесностью матери. Тело матери, обретая и удерживая

собственный плод, нерасторжимо с ним в своих те­

лесных ощущениях. На этой чувственной основе, по-ви­

димому, и формируются глубокие связи, определяющие

чувство «привязанности» и любви матери к ребенку.

' Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995. С.171 —194.

1 Там же.

3 Шмурак ЮМ. Пренатальная общность//Человек. 1993, № 6.

14 Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

В чреве матери жизнь ребенка делится на два не­

равных периода, когда появляется новый фактор —

граница, предел для движений, и вместе с ней — огра­

ничение свободы. Граница принадлежит не только миру

бытия, но и субъективному миру матери. С этого мо­

мента начинается «совместная деятельность» матери и

ребенка. Ребенок двигается, мать ощущает эти движе­

ния и дает ему обратную связь — вначале только тем,

что замечает или игнорирует эти движения, затем по­

средством гуморальной регуляции негативно или пози­

тивно санкционирует те или иные движения, затем

появляется возможность прикоснуться, обратиться, ис­

следовать тело ребенка через свой живот.

Первичная адаптивная система ребенка, в свою

очередь, стимулирует развитие сенсорики. Зрелость

первичной адаптивной системы зависит от эмоциональ­

ной среды матери, от ее образа жизни. Общая для ма­

тери и ребенка адаптивная система угнетается чувства­

ми беспомощности и бесполезности, утратой любви,

чувством покорности и поражения и укрепляется про­

тивоположными — ответственностью, руководством,

чувством творчества, победы.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка на этом

этапе, тем больше дифференцирована его экспрессия,

тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рож­

дения. Т. Верни отмечает также важность регулярно

организованной психологической среды, которая позво­

ляет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, «си­

стематизировать» их. Таким образом, возникает целост­

ная программа, в которой в живой нерасчлененности

присутствует и воздействие матери, и поведение ребен­

ка. Ему же принадлежит наблюдение, что внутриутроб­

ный младенец предпочтительнее и быстрее осваивает те

воздействия, которые обращены непосредственно к нему.

Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отно­

шения с ним как с «Другим», соединяет его с миром,

готовит предпосылки для его связей с будущей средой.

Каждая волна материнских гормонов выводит внутри­

утробного младенца из обычного состояния, он начина­

ет «ощущать», что произошло нечто необычное, и пыта­

ется «понять», что именно.

Понимание обеспечивается самим совершением

движения. Некоторые движения, относящиеся к экспрес-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

сии, наблюдались с помощью кинокамеры, вживленной

в стенку-матки. Выяснилось, что пятимесячный эмбрион

слышит громкие крики, пугается, «сердится», «грозит»,

реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зави­

симости от настроения матери (Брусиловский А.И.).

С шести месяцев, согласно Верни, берет свой от­

счет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребен­

ка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на

голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое

поведение со знакомым голосом, способен даже к опе­

режающему отражению в своем поведении; он «зна­

ет», какие движения вызовут чувство удовольствия, ка­

кие — неудовольствия. Как отмечает Ф. Дальто, если

его мать заботится о ком-то еще, он может стать забот­

ливым существом: «он мимикрирует, воспроизводя ма­

теринские эмоции».

Мать активно интерпретирует поведение ребен­

ка, как своими чувствами, так и поведением. Одна

будущая мама интерпретировала чрезмерные движе­

ния своего ребенка словами «хулиганит», «безобраз­

ничает» и надевала бандаж. Другая трактовала силь­

ные толчки как «ему не хватает воздуха, он хочет

погулять» — и выходила на свежий воздух!. Кроме

того, шестимесячный эмбрион, испытывая давление

амниотической жидкости, сворачивается, перевора­

чивается вниз головой; он умеет сосать палец, зак­

рывает руками лицо, когда мать волнуется. Семиме­

сячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но

отвечает на них (Брусиловский А.И.).

Когда мать разговаривает с будущим ребенком, у

детей обычно раньше развивается речь, так как безот­

четно они усваивают ряд звуковых сочетаний. Многие

беременные женщины говорят со своим плодом, как

если бы он был в той же комнате. После своего рожде­

ния он уже умеет воспринимать, а многие даже узнают

услышанные прежде слова, которые запечатлелись у них

в сознании, словно записанные на магнитофон. Это

подтверждали и психоаналитики, когда им удавалось

проследить историю своих пациентов, начиная с этого

времени.

1 Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек, 1993, № 6.

14*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

В своей книге «На стороне ребенка» французский

психоаналитик Франсуаза Дальто пишет: «Одни гово­

рят с ребенком, которого носят в животе, другие этого

не делают. Результаты бывают удивительные. У меня был

опыт со старшим сыном. Он родился в разгар войны, в

1943 г. Тогда я ездила по городу на велосипеде. Теперь-

то мы не обращаем внимания, как круто поднимается

улица Сен-Жак после бульвара Сен-Жермен. Я воз­

вращалась домой и с трудом крутила педали. И тут

ребенок у меня в животе, которому, вероятно, тоже

было не по себе, потому что я устала, начал вертеться,

вертеться так, что в конце концов я подумала: «Я не

смогу крутить педали до самого дома. Я больше не могу!

А идти пешком и толкать велосипед рядом с собой —

это будет еще дольше!» Но тут меня осенило, и я обра­

тилась к ребенку: «Послушай, милый, если ты будешь

так барахтаться у меня в животе, дорога еще больше

затянется, потому что ты мешаешь мне крутить педа­

ли. Посиди спокойно, и мы скоро приедем». Он немед­

ленно затих. А я говорила с ним мысленно. Не вслух,

и даже не шевеля губами. Он затих, я стала дальше

нажимать на педали, приехала наконец домой, и ска­

зала ему: «Ну вот, мы и добрались». И он тут же бук­

вально заплясал у меня в животе. Он был тогда вось­

мимесячным. А вечерами, когда я уставала, рядом был

его отец, который тоже с ним говорил. Теперь извест­

но (хотя тогда этого еще не знали), что зародыши луч­

ше воспринимают низкие звуки, чем высокие. Когда

говорила я, обращаясь, как правило, к его отцу, он про­

должал вертеться. А когда отец ему говорил: «А теперь

мы будем спать, и ты тоже будешь спать», — он сразу

же успокаивался».

Положительным воздействием на будущее эмоци­

ональное развитие, как отмечает А.И. Захаров, детей

обладает также музыка: негромкая, без сильных низ­

ких звуковых колебаний (вибраций), ласкающая слух

матери, заставляющая «прислушиваться» к ней плод.

Главное — положительное влияние на настроение

матери, эмоциональный тонус, ее психическое состо­

яние, а через это на состояние плода1.

1 Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия послед­

ствий психических травм. СПб., 1998. С. 3-77.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Таким образом, коммуникативные средства имеют

биологическую природу, но отбор их, несомненно, отра­

жает присутствие в их развитии «культурного» влия­

ния, в частности установок и интерпретаций матери.

Дополнительным аргументом в пользу «рефлексив­

ной» реакций ребенка на внешние стимулы является тот

факт, что ребенок отвечает на стимулы, которые нейт­

ральны для матери и не нарушают ее гормонального

баланса (Брусиловский А.И.).

«Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?

Существует гипотеза, что, находясь в материнском лоне

«девять месяцев, мы пребываем в ситуации любимых и

желанных существ»! и испытываем полное блаженство.

Грэхэм говорит так: «Материнская утроба — это мой

мир, поэтому я составляю целый мир (космическое со­

знание). Это подобно тому, как если бы я был галькой на

морском берегу и берегом в то же самое время. Это чув­

ство, что все хорошо со мной и с миром тоже все в

порядке — суть того, что составляет ощущение безопас­

ности»2. Существует также представление о симбиоти-

ческом единстве матери и плода, «беспроблемном рае»

внутриутробного существования, которого часто придер­

живаются медики и физиологи. Станислав Гроф счита­

ет, что, как правило, в материнском лоне плод ощущает

безопасность, защищенность, глубокую удовлетворен­

ность, переживание единства с космосом и океаничес­

кого блаженства3. Это чувство, как утверждает Дж. Грэ­

хэм, мы берем с собой в жизнь из нашего пребывания

в материнском лоне4. И только в момент рождения об­

рушивается первый удар и возникает первая трудность

внутриутробного существования.

Но есть и противоположная гипотеза. Как показали

исследования (С. Киссинджер, С. Фанти и др.) и фанта­

стические фотографии, опубликованные Л. Нильссоном

в 1965 г., гармонии между матерью и ее плодом не суще­

ствует, наоборот, для их отношений характерны попытки

взаимного разрушения. Микропсихоаналитики утверж-

1 Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993. С.15 —

17. 21-32.

2 Там же.

3 Гроф С. Холотропное сознание. М., 1996. С. 44 — 83.

4 Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М. 1993. С. 15 —

17, 21-32.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

дают, что с первых часов своего существования эмбрион

представляет собо-i самостоятельное существо, а не часть

материнского орпнизма. Он обладает особым составом

белков и вызывает со стороны организма матери есте­

ственную реакцию отторжения, как и против любого ино­

родного тела. По словам С. Фанти, первой реакцией

матери в отношении своего ребенка являются попытки

отторжения. Согласно принципам иммунологии при бе­

ременности — речь идет о тех принципах, которые про-

экспериментированы в лабораториях Инсерм или груп­

пой Реклина в Бостоне1 — эмбрион должен был бы быть

ликвидирован полностью. Если же ему удается выжить,

то этим он обязан изощренности клеточного и ядерного

характера своих защитных механизмов. Ференци внут­

риутробного младенца называет «эндопаразитом», эксп­

луатирующим тело матери. Микропсихоаналитики при­

знают эмбрионную агрессивность, направленную на мать,

и поэтому они заменили понятие «внутриутробного сим­

биоза» на понятие «внутриутробной войны», в которой

периоды перемирия, достижения временного равнове­

сия постоянно нарушаются периодами дисбаланса в силу

самого роста плода. В периоды нарушения равновесия,

когда плод растет особенно интенсивно, проявляя свою

активность и жизнеспособность, мать может испытывать

приступы беспричинной тревожности, раздражительно­

сти, подавленности, агрессивности, что является отраже­

нием в ее бессознательном иммунных и нейрохимичес­

ких реакций, связанных с «победой» плода. То, что мать

и плод выживают в этом внутриутробном конфликте, по

мнению Сильвио Фанти, похоже на чудо. Согласно аку­

шерской казуистике, одна беременность из пяти являет­

ся «в высшей степени опасной» и может закончиться

неблагоприятно2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.185 с.)