Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие психосексуального развития ребенка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из основных открытий, сделанных в психоло гии детства, было раскрытие 3. Фрейдом природы и динамики детской эротики. Миф об асексуальности детства, веками существовавший в европейской куль туре, был развеян основоположниками психоанализа. В классическом психоанализе выделяют следую щие стадии психосексуального развития: оральную, анальную, эдипову (фаллическую), латентную и пубер татную (генитальную). Названия стадий связаны с обозначением тех зон тела ребенка, которые «ответ ственны» в каждый момент его развития за получение наибольшего удовольствия от удовлетворения влечений и функционирования своего тела. Под психосексуальным развитием в психоанализе обычно понимается движение ребенка от инфантиль ных способов удовлетворения влечений к более зре лым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексу альный контакт с человеком противоположенного пола. Однако в отечественной психологии психосексу альное развитие понимается несколько шире и счита ется, что способность к установлению «взрослого» сек суального контакта является итогом этого развития. Психосексуальное развитие человека — это про цесс овладения им энергией собственных влечений, движение к эмоциональной зрелости и обретению, как психологической автономии, так и способности к эмо ционально-близким контактам с другими людьми1. Психосексуальное развитие человека не заканчи вается в момент наступления половой зрелости в биоло гическом смысле слова, а продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей, которое позволяет взрослому вернуться к неизбежным проблемам собствен ного детства и получить второй шанс на их разрешение, воспитывая собственного ребенка. В конечном итоге, последней стадией психосексуального развития челове ка является продуктивная и здоровая старость. Следовательно, психосексуальное развитие пред ставляет собой движение по жизненным фазам, при- 1 Лосева В.К., Лунъков А.И. Психосексуальное развитие ребен ка. М., 1995. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru чем переход с одной фазы на другую сопровождается отказом от преимущественного использования тех форм удовлетворения эмоциональных и витальных потребностей, которые давали наибольшее удовлетво рение на предыдущей фазе, ради освоения новых. Особенно это ярко видно на примере психосексу ального развития в детском возрасте. Именно в дет стве закладываются предпосылки многих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем, с кото рыми впоследствии сталкивается взрослый человек. Следы неизжитых детских психотравм могут исказить жизнь взрослого человека. Оральная стадия. В настоящее время все большее распространение получает точка зрения, что психосек суальное развитие ребенка, понятое как развитие его эмоций, влечений и способности получать удовольствие от функционирования собственного тела, начинается еще до рождения. 3. Фрейдом развенчан миф о «золотом веке» детства, не знающем конфликтов и «темных» влечений. Однако в 70-е гг. XX столетия в работах микропсихоаналитика С.Фанти был развенчан миф о «золотом веке» пренаталь- ного периода, когда мать и дитя якобы находятся в полном биологическом и психологическом симбиозе и потребно сти будущего ребенка удовлетворяются автоматически без всякого усилия с его стороны'. Микропсихоанализ показал, что никакого прена- тального симбиоза нет, что мать и будущее дитя со стоят в сложных, а часто и конфликтных отношениях, и что ребенок рождается на свет, уже имея эмоцио нальный опыт борьбы и конфронтации. Внутри мате ринского организма идет «утробная война», т. е. идет взаимная агрессия организма матери и эмбриона. Эм брион представляет собой отдельное человеческое су щество. Мать передает ребенку физическое и психи ческое состояния, а так же бессознательные страхи. Ребенок реагирует на изменения во внешней среде (за грязнение воздуха, температурные колебания, шум и т. д.) и на сексуальную жизнь матери — клеточным эротизмом. Именно в пренатальный период заклады ваются основы сексуальности. С этой точки зрения, 1 Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1993. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru «травма рождения» (О. Ранк, С. Гроф) является не первой психотравмой в жизни младенца. Принято считать, что ребенок рождается на свет абсолютно беспомощным. Это не совсем верно. Дело в том, что свою беспомощность ему еще предстоит «от крыть» и одновременно найти средства спасения от нее в контакте с матерью — первым в его жизни взрос лым. Ребенок обнаруживает свою беспомощность с мо мента неудовлетворения своих потребностей в пище, тепле и контакте. Все эти потребности удовлетворяют ся им совместно с матерью в акте грудного вскармли вания, который является наиболее эмоционально зна чимым моментом его жизни на этой фазе развития. Основной зоной тела, которая в этот момент явля ется ответственной за получение удовольствия, явля ется зона рта. То, что младенец получает при грудном вскармливании удовольствие, сходное с эротическим у взрослого человека, доказывается уже тем, что у младенцев мужского пола может наблюдаться эрекция во время вскармливания. На оральной стадии все потребности младенца удов летворяются матерью, и кажется, что природа не оста вила ему пространства для собственной автономии, для самостоятельного получения удовольствия. Но и это не совсем так. Уже в грудном возрасте дети, исследуя соб ственное тело, часто играют со своими гениталиями. Это совершенно естественное явление для грудного ребен ка, и, более того, оно вносит положительный вклад в его эмоциональное развитие. Ведь именно игра со своим телом дает ребенку опыт, что он может доставлять себе удовольствие сам, без помощи взрослого, что заклады вает основу для чувства личной автономии в будущем. Как показала Анна Фрейд, определенное количе ство аутоэротической стимуляции совершенно необхо димо ребенку для его нормального развития!. Поэтому никакие запреты со стороны родителей в этом отно шении неуместны. Стремление родителей пресечь игру со своими генеталиями у грудного ребенка могут по служить впоследствии источником формирования пас сивности, чрезмерной зависимости, интеллектуальных и сексуальных нарушений. ' Фрейд А Введение в технику детского психоанализа. М., 1993. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru На этой стадии ребенок еще не отделяет себя пси хологически от матери, а свое тело — от ее тела. Дефи цит тактильного контакта с матерью на этой стадии приводит к серьезным нарушениям сексуального по ведения. Особую опасность представляет для будуще го сексуального развития человека ситуация, когда на оральной стадии своего развития младенец находится большую часть времени не просто в изоляции и отры ве от матери, а в обстановке, где приближение взрос лого означает болезненные процедуры, как, например, в больнице. У такого человека может надолго остаться неосознаваемый страх перед телесным контактом с другими людьми. Поэтому пребывание ребенка груд ного возраста в больнице во всех случаях должно быть организованно как совместное с матерью. Чрезмерно сильные положительные или отрица тельные подкрепления на каждой из фаз психосексу ального развития могут стать источником так называ емых фиксаций, связанных с потребностью постоянно возвращаться именно к тому способу удовлетворения влечений, который оказался связанным со сверхсиль ной стимуляцией — как позитивной, так и негативной. Например, если ребенок был резко и грубо отнят от груди, то у него может сформироваться фиксация постоянного возвращения к «оральным удовольствиям» в форме желания постоянно что-нибудь жевать, «зае дать» чувство одиночества и т.д. Иными словами, чело век пытается «добрать» то, что не добрал на соответ ствующей стадии развития. И, наоборот, если удовольствия, испытанные ре бенком на предыдущей стадии развития, оказались намного более сильными, чем обещает последующая стадия, то у человека может возникнуть бессознатель ное стремление постоянно возвращаться к уже про веренным способам удовлетворения витальных по требностей. В этих случаях говорят о регрессии, как о возврате к более инфантильному раннему способу удовлетворения влечений. А.Фрейд отмечает, что раз витие ребенка протекает неравномерно и определен ное количество регрессий необходимо для нормаль ного развития, так как дает «передышку», «легкий» способ получения положительных эмоций и снижает чувство тревоги. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Итак, основным результатом оральной стадии пси хосексуального развития является открытие ребенком Другого, способность получать удовлетворение от эмо ционального контакта с матерью и готовность испы тывать радость от телесного контакта. Чувство базис ного доверия (или недоверия) к другому человеку, означающего для ребенка на данной стадии весь мир в целом, определит на долгие годы, как будут склады ваться его эмоциональные и сексуальные контакты с другими людьми. Анальная стадия. На этой стадии внимание ребен ка смещается с зоны рта на область сфинктеров, кото рыми в это время ребенка обучают управлять в ходе обучения навыками опрятности. Именно от эффектив ности овладения этими навыкам на этой стадии зави сит эмоциональное благополучие ребенка. В этот момент он впервые в своей жизни сталки вается с социальной нормой и от того, насколько ус пешным для него окажется данный период, во многом будет определяться его отношение к социальным нор мам вообще. На самом деле у ребенка нет никакой биологичес кой потребности, которая заставляла бы его стремить ся произвольно регулировать акты мочеиспускания и дефекации. Поэтому овладение этим навыком опреде ляется исключительно психологическими потребностя ми в сохранении любви матери, стремлении к поощре нию и избеганию наказания. Эмоциональное отношение к матери на этой ста дии характеризуется амбивалентностью: одновремен ным сосуществованием любви и ненависти, агрессив ностью и потребностью в близости. В это время ребенок часто становится упрямым, негативистичным, на все говорит «нет», совершает агрессивные действия в ад рес матери (пытается ее укусить, ударить, толкнуть). Это связано с тем, что ребенок как бы проверяет чув ства мамы «на прочность» — любит ли она его по-пре жнему или нет. Ведь ребенку не понятно, почему мама, которая до сих пор удовлетворяла его потребности, вдруг начинает что-то требовать от него. Если постоянно помнить, что именно потребность сохранить любовь матери является стимулом к обу чению новому навыку, то станет очевидным, что ре- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru бенку надо быть постоянно убежденным в наличии этой любви. И наоборот, если почему-либо ребенок решит, что мама его уже не любит, тогда стимулом к освоению навыка опрятности окажется только страх, Такого рода бессознательная установка, вынесенная из этого периода детства, определяет поведение тех детей, которых ничему нельзя научить кроме как через угрозу. Это происходит в тех случаях, когда мать чересчур «серьезно» реагирует на агрессию ребенка в свой ад рес. Например, обижается и несколько дней не разго варивает с ним. За эти несколько дней ребенок уже успевает забыть, за что его наказали, однако непрерыв но чувствует себя брошенным и нелюбимым. Это, в свою очередь, возобновит вспышки агрессии и создаст ситу ацию порочного круга. Конечно, не означает это, что агрессивные действия ребенка в адрес матери или дру гих взрослых нужно полностью игнорировать. Наилуч шим способом будет перевод деструктивных тенденций ребенка в игровую деятельность (игры типа «построить и разрушить») и объяснение ему, что наносить вред людям и другим живым существам нельзя. Также адек ватными играми на этой стадии являются игры с водой, песком, наливанием и выливанием, а также рисование. Чрезмерный страх ребенка на этой стадии «быть гряз ным», что-нибудь «испачкать», может выступить бессоз нательным барьером впоследствии. Нередко родители, сами испытавшие травмирующий опыт на анальной стадии, прививает ребенку чрезмерное чувство беспо койства по поводу навыков опрятности, воспитывают его в обстановке излишнего педантизма. Это может стать причиной невроза навязчивых состояний в будущем. В такой ситуации в помощи нуждается не только ребе нок, но и его родители. Отметим, что основным психологическим механиз мом управления ребенком на этой стадии является возбуждение чувства стыда как ощущение собствен ной неадекватности внешним нормам и требованиям. Надо отметить, что люди, не очень благополучно про шедшие этот жизненный этап, на долгие годы сохра няют ощущение «неприличности» всего, что связано с их телом, что затрудняет для них нормальную сексу альную жизнь. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Другим негативным последствием эмоциональной травмы, полученной на этой стадии, может быть тен денция отреагирования агрессивных импульсов взрос лым человеком в адрес наиболее значимого лица. Не редки случаи, когда человек испытывает трудности в создании семьи потому, что в его жизни повторяется одна и та же история. Как только отношение с партне ром становятся достаточно серьезными, глубокими и близкими, он импульсивно и как бы против своей воли делает что-то, оскорбляющее, обижающее или унижа ющее партнера, в результате чего отношения рушатся. Так подобные люди теряют самых дорогих и значимых людей. Они тяжело переживают это, но самостоятель но изменить свое поведение не могут. Причем такое «отвергающее» поведение у них никогда не встреча ется по отношению к эмоционально нейтральным или неприятным лицам. Нетрудно усмотреть в этом поведенческом стерео типе следы фиксации на неблагоприятно пройденном этапе «проверки мамы на прочность». Как правило, та кие люди были жестоко наказаны за попытку агрес сивного отреагирования в адрес мамы. Впоследствии они пытаются бессознательно доиграть эту ситуацию до благоприятного конца, убедиться, что их любят не смотря ни не что. Поэтому задача овладения своими агрессивными импульсами, решение проблемы собственной амбива лентности — наиболее значимый итог анальной стадии. В ходе столкновений с первыми нормами, запрета ми и ограничениями у ребенка может появиться инте рес к своим гениталиям, как регрессивная реакция, гарантирующая положительное переживание. Путь ус трашений и запретов здесь опасен и бесперспективен. Даже рекомендации «уделять больше внимания», «со здавать ему больше удовольствий», «стараться не остав лять его одного», как правило, не дают эффекта. Эти способы родительского поведения укрепляют у ребен ка ощущение, что все удовольствия исходят от взросло го, а именно компенсацией такого ощущения и являет ся онанизм. Также «отвлекающее» поведение родителей вызывает чувство вины, представление о самоудовлет ворении как о чем-то «плохом». Самое лучшее — дели катно не замечать. Единственное, что стоит сделать — Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru это дать понять ребенку, что трогать свои гениталии в присутствии других людей неприлично. Тем самым родители дают ребенку неявное разрешение получать самоудовлетворение в одиночестве. При таких услови ях детский онанизм проходит сам собой, по мере рас ширения возможностей получения удовольствий от жизни, не прибегая к помощи взрослых. Неблагополучно пройденная анальная стадия мо жет оставить след в развитии личности в форме бес сознательных садомазохистских установок, тенденций навязчиво проигрывать в жизни роль постоянной жертвы или постоянного преследователя. Часто родители, жестко контролирующие все телес ные проявления ребенка на этой стадии, впоследствии, на стадии пубертата, дают столь же жесткой запрет на сексуальность как таковую. Такие родители, жестоко подавив первый протест ребенка на анальной стадии и столь же жестко запретив эмоциональные контакты со сверстниками противоположенного пола в подростко вом возрасте, создают предпосылки для формирования либо садистского, либо мазохистского поведения. Садист, стремясь пережить силу и могущество и оказавшись бессильным перед преодолением родитель ского запрета на секс, замещает его тем запретом, ко торый он может преодолеть, т.е. запретом на жесто кость. «Если маму в детстве обижать было нельзя (3 — 4 года), а секс, как говорила мама, все равно «грязен», то почему же нельзя отыграться на партнере?» — вот бессознательное заключение, которое приходит са дист. Он как бы проверяет то, что «не успел» прове рить в детстве — до какого предела можно дойти, не оказавшись брошенным. Мазохисту же нужно наказывать себя болью, чтобы низить свое детское, бессознательное чувство вины за свою агрессивность к матери. Боль может носить не обя зательно физический, а часто психологический характер. Если садист проверяет «на прочность» партнера, то мазохист — самого себя, а именно — что готов вы нести ради «любви». Садист глубоко сомневается в том, что его могут полюбить другие, а мазохист столь же глубоко сомневается в своей способности любить дру гих (для начала в детстве, — собственную мать). И тому и другому нужны сверхсильные доказательства. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Итак, садомазохистскую пару объединяет борьба с общими для них запретами на агрессивность и сексу альность. И преодолеть они их могут только благодаря «использованию» сверхсильных стимулов, лежащих за пределами собственной эротики (боль, страх, униже ние). Ведь все эти переживания можно испытать и вне сексуальной ситуации. Но истинная эротика двух лю бящих друг друга людей не должна быть замутнена подобными чувствами. Эдипова стадия. Для ребенка начало данной ста дии психосексуального развития характеризуется тем, что если раньше основные драматические коллизии его жизни разыгрывались в его диадических отношениях с матерью, то теперь он внезапно обнаруживает себя в «треугольнике», включающем отца. При этом ребе нок начинает осознавать специфические отличия роли отца от роли матери в его жизни. Природа этого отли чия изначально не ясна ребенку. У детей, находящихся на этой стадии, возникает интерес к различиям полов, своему происхождению, сексуальным отношениям родителей, других взрослых. С этим связаны попытки подглядывания за обнажен ными взрослыми. Одновременно обостряется интерес к атрибутике своего пола. Ребенок начинает осознавать, что люди разного пола выполняют различные функции в семье и за ее пределами и пользуются разной одеждой и предметами. В освоении собственной психосексуаль ной роли ребенку помогает ролевая игра (в «войну», «дочки-матери» и др.). На этой стадии чувства к родителям обоего пола носят амбивалентный характер: родитель своего пола воспринимается и как пример для подражания и как конкурент в борьбе за внимание родителя противопо ложенного пола. Столь же противоречивые чувства направлены и на родителя противоположного пола. Стремясь разрешить эти противоречия, ребенок при нормальных условиях развития, подражая об разцам поведения людей своего пола, осваивает культурно-одобряемые образцы поло-ролевого пове дения. В этом возрасте ребенок обнаруживает, что внимание матери уже не принадлежит ему одному целиком. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Большинство детей на этой стадии используют атрибутику своего пола (одежду, игрушки и др.) в це лях хвастовства. Если родители не дискредитируют в глазах ребенка его пол (например, не говорят, что они хотели мальчика, а получилась девочка), то ребенок с радостью включаются в игры, дающие ему новое чув ство взрослости, в которых имитирует действия взрос лых своего пола. Серьезную ошибку допускают родители, считаю щие подобные игры «не серьезными». В подобных се мьях мама может разочарованно сказать девочке, иг рающей с куклой: «Ты бы лучше книжку почитала или сыграла с папой в шахматы», делая акцент прежде всего на интеллектуальное развитие ребенка. Не испытав на Эдиповой стадии гордости от при надлежности к своему полу, ребенок может вырасти робким и неуверенным в себе. Другой отличительной чертой этого периода явля ется возникновение эротически окрашенных игр меж ду детьми разного пола. Подглядывание, хихиканье, игры с «раздеванием» (в «семью», в «доктора») недвусмысленно свидетель ствуют о том, что дети этого возраста уже достаточно осведомлены о том, какие части тела считаются интим ными и что их следует скрывать от людей противопо ложного пола и вообще от посторонних глаз. Эта нор ма социальной жизни, как и всякая норма, на первых порах вызывает у детей чувство протеста. Отреагиро вать свой протест дети стремятся опять-таки в игре. Такие игры окрашены эротически и не предназначе ны для взрослых глаз. Это совершенно нормальное явление для данного возраста. За подобные игры ре бенка не нужно наказывать, стыдить, выставлять на посмешище. В противном случае, поведение взрослого оставит в душе ребенка неизгладимую травму, которая может отразиться на его сексуальной жизни в даль нейшем. Неразумно также и отсутствие всяческих ог раничений, состоящее в том, что детям позволяется открыто играть в сексуальные игры. Ребенок, не убе дившийся в том, что взрослый прочно стоит на страже его телесной неприкосновенности, может ощутить себя не защищенным и вырасти боязливым и робким, преж де всего в сексуальном отношении. Более активные Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru дети, не столкнувшиеся с запретами взрослых, огра ничивающих возможность прикосновения к телу дру гого человека, могут вырасти жестокими и садистич- ными, а иногда и склонными к сексуальному насилию. Эротическая игра — это межличностная ситуация, и, как во всякой социальной ситуации, в ней действу ют социальные нормы, знанию которых ребенка дол жен обучить взрослый. Впоследствии ребенку еще предстоит сделать шаг к преодолению ограничений на сексуальность, отстаивая свое право на интимность, и это даст ему ощущение своей взрослости. А для малень кого ребенка это ощущение взрослости дается именно умением и способностью соблюдать ограничения, раз деляемые миром взрослых. Что не исключает желание этих взрослых обхитрить и тайно эти нормы нарушать. И это тоже законное право ребенка. Итак, итогом Эдиповой стадии является не только присвоение ребенком психосексуальной идентичнос ти посредством ролевой игры, но и формирование ин фантильных «концепций» о различиях и взаимоотно шениях полов. Это на время снижает интерес к проблемам пола и создает предпосылки для перехода на следующую стадию. Латентная и пубертатная стадии. Начало латент ной стадии обычно совпадает с началом школьного обучения в большинстве стран мира. У ребенка появ ляются предметные интересы, лежащие за пределами родительского «треугольника». Появляется желание больше узнать о мире вне семьи. Интерес к сексуаль ным проблемам на этой стадии у ребенка снижается. Приступая к школьному обучению и входя в новые для себя группы, ребенок неминуемо узнает, что нор мы, существующие в его семье, могут отличаться от тех, которых придерживаются другие люди. Так на этой стадии расширяется социальная компетентность ре бенка, наряду с расширением его знаний о мире при роды и человеческой культуре. Следующая стадия — пубертатная — совпадает с наступлением половой зрелости. На этой стадии происходят качественные изменения в сексуальной организации. Сексуальная энергия кон центрируется на чувствах и мыслях, касающихся гени талий, появляется интерес к противоположному полу. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Вновь оживающие влечения снова стимулируют интерес к проблемам пола, но уже на новом уровне. Основная задача пубертатной стадии психосексуаль ного развития — рождение у подростка потребности в эмоциональной эмансипации от родителей через об ретение объекта «первой любви». Конечно, задача эмо циональной эмансипации не решается полностью в пубертатном периоде. На этой стадии важно лишь, чтобы подросток ощутил в себе саму способность по любить кого-то за пределами собственной семьи, пе ренося на этого человека всю свою энергию. Если в ранней юности человек легко отказывается от первой любви, предпочитая ценности детско-роди- тельских отношений или отношений со сверстниками своего пола, то вне зависимости от уровня его физио логической зрелости можно говорить о задержке пси хосексуального развития. В этом случае возникают проблемы во взаимоотно шениях с представителями противоположного пола, сексуальные проблемы, проблемы в создании собствен ной семьи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.80.88 (0.015 с.) |