Групповой брак, жилые сообщества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповой брак, жилые сообщества



Рассмотрим эти альтернативные и нетрадицион­

ные формы брака и семьи подробнее, не в плане их

пропаганды. Задача заключается не в том, чтобы встать

на ту или иную точку зрения тех или иных категорий

населения, а наша задача — привести студентов к по­

ниманию этих точек зрения в полном объеме. Во-пер­

вых, они уже существуют (нравится нам это или нет).

Во-вторых, профессиональная позиция психологов со­

стоит не в том, чтобы судить и учить взрослых само­

стоятельных людей жить «как следует» (если угрозы

жизни и здоровью других людей они при этом не пред­

ставляют), а в том, чтобы уметь вставать на точку зре­

ния другого человека, уметь понять и принять его

нормы и ценности. Только тогда можно искать совме­

стно с ним стратегии и тактики выхода.

1.1. Одиночество. Эту категорию составляют люди,

которые никогда не состояли в браке, т. е. существую­

щие в моноварианте.

В настоящее время в целом у молодых людей уста­

новка на брак сохраняется, но число людей, думающих

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

иначе, растет. Меньшинство, скептически относящее­

ся к институту брака, численно растет во всех странах

цивилизованного мира. По данным Р. Зидера, прове­

денный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно

18% всех неженатых лиц кажется привлекательным ос­

таться «в принципе самостоятельными и независимы­

ми». В 1981 г. в рамках одного из исследований моло­

дежи 13% молодых респондентов ответили, что не хотят

жениться, а 7% не хотят иметь детей. С тех пор, по-

видимому, скепсис вырос еще больше. 57% российс­

ких девушек и лишь 5% шведских считают, что заму­

жество необходимо для женщины. Возможность никогда

не выйти замуж беспокоит только 3% шведских деву­

шек и 28% россиянок, а возможность никогда не иметь

детей — 38% российских девушек и только ^ ш в е д с ­

ких (О. Здравомыслова). Предположительно, главным

образом такие установки порождены опытом молодых,

вынесенным из родных семей, отношений к ним роди­

телей и наблюдений за супружескими проблемами и

конфликтами на протяжении всего детства.

Из дневниковых записей: «Она всегда путает меня

будущим: «Как ты будешь жить?! Первый же мужчина

сделает с тобой, что захочет, злые люди посмеются, на­

чальство на работе помыкать станет, муж прибьет

просто или бросит тебя, дуру такую...». Очевидно, что

мать навязывает дочери свои страхи.

Такие установки повышают готовность молодых

людей в своей собственной жизни искать альтернатив­

ные формы ее устройства.

Жить одному — это исторически новый феномен.

Произошедшая резкая перемена проявляется особен­

но ярко в больших городах. Все больше мужчин и жен­

щин в «подходящем для брака» возрасте решаются

жить одиноко. С точки зрения социальной инфра­

структуры это становится возможным благодаря раз­

витой сети услуг и технической помощи в больших

городах. Одинокие люди принимают решение жить в

моноварианте по различным причинам, среди кото­

рых выделяются:

• Профессиональный и образовательный рост жен­

щины, что порой резко меняет ее взгляды на пред­

ставления о самореализации, она жаждет и ищет

возможности состояться в профессиональной сфе-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ре, в сфере духовных исканий, в области серьез­

ных увлечений — эти установки «уводят» совре­

менную городскую женщину от обременяющих, по

ее мнению, семейных уз. Кроме того, получение

образования, иногда весьма солидного, требует

времени, при этом женщина пропускает детород­

ный период. Аргументы о предназначении в этом

случае не работают.

• Преобладающее число женщин в брачном возрас­

те, в связи с высокой смертностью мужского насе­

ления, в том числе в результате аварий, убийств,

военных действий. Следовательно, неминуемо ка­

кое-то количество женщин все равно останется в

безбрачном состоянии, следствием этого является

рост числа женщин, которые изначально отказы­

ваются участвовать «в погоне» за брачными парт­

нерами и потенциальными супругами.

• Распространенная в некоторых слоях населения и

соответствующая определенному аспекту реально­

сти точка зрения, что легче прожить одному. Одна

из причин — экономическая: рост безработицы, за­

держки с выплатой заплаты, отсутствие (или ее

недостаточность) государственной поддержки се­

мье, неопределенность и нестабильность будущего,

высокая криминализация нынешней российской

ситуации. Выгоды от психологического комфорта

проживания в семье перекрываются издержками

социально-экономического положения дел в семей­

ной политике.

Исследователи установили, что женщины перено­

сят одиночество значительно легче, чем мужчины: об­

разовательный уровень, профессиональная карьера,

психическое здоровье, домашний быт одиноких жен­

щин выше (лучше), чем у одиноких мужчин.

Вместе с тем проблема одиночества остается од­

ной из мало изученных в отечественной психологии.

В прежние времена одиночества в стране, кажется, во­

обще не было, поскольку была сплошь счастливая (ну

в меру, конечно) советская семья. Однако до сих пор

об отношениях одиночек статистика знает мало. Боль­

шинство одиноких состоит, по-видимому, в более или

менее длительных сексуальных отношениях с кем-

либо. Многие формально одинокие люди проводят

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

часть времени с партнерами, не отказываясь от соб­

ственной квартиры, не объединяя имущества, не орга­

низовывая совместный быт. Это повышает личную не­

зависимость и освобождает отношения от последствий

неравномерного распределения работ по хозяйству

между мужчиной и женщиной. Минимальное эко­

номическое давление в пользу сохранения отношений

и то обстоятельство, что одинокие люди (как мужчи­

ны, так и женщины) вполне способны выполнять ра­

боты по дому самостоятельно, создают простор для

преодоления патриархальных взглядов и структур.

Следует добавить, что установка на одиночество,

жизнь в моновараинте может и не быть пожизнен­

ной. Замечено, что у женщин она может измениться

в 30 — 35 лет, у мужчин в 40 — 45 лет, когда предпри­

нимаются лихорадочные попытки «добыть» партнера

и обрести спутника/спутницу жизни.

1.2. Незарегистрированное сожительство. Эта

форма неформальных брачно-семейных отношений

получила распространение в России под наименова­

нием «гражданский брак», что терминологически яв­

ляется неверным, т. к. именно законный, юридически

оформленный брак и есть гражданский, что и фикси­

рует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).

В распространенных житейских представлениях

бытует мнение, что в такой брак вступают обычно моло­

дые и более образованные люди. Однако это не совсем

верно. Исследования показывают, что в развитых стра­

нах около 25 % пар, состоящих в незарегистрированном

сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.

Незарегистрированные пары — явление достаточ­

но распространенное в современном индустриальном

и урбанизированном мире. В 80-е годы гг. около 3% на­

селения США составляли такие пары, а опыт сожитель­

ства в течение не менее 6 месяцев имели около 30%

американцев1.

В Дании и Швеции уже в середине 1970-х гг. при­

мерно 30% незамужних женщин в возрасте от 20 до

24 лет жили вместе с мужчинами. Поэтому небрач-

1 Мы приводим зарубежную статистику, т. к. достоверные дан­

ные по России автору просто не известны. Предполагаем, что в

крупных промышленно развитых городах РФ ситуация аналогич­

ная, во всяком случае тенденция та же самая.

Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ный союз в этой возрастной группе встречается чаще,

чем формальный брак. В большинстве других евро­

пейских стран в этот же период только 10— 12% в этой

возрастной группе находились в сожительстве, но в

дальнейшем число неженатых, живущих совместно,

также возросло. Это относится прежде всего к боль­

шим городам и их окрестностям: в Париже в 1980 г.

менее половины всех живущих вместе гетеросексу­

альных пар состояли в зарегистрированном браке,

среди пар с мужчинами в возрасте 35 лет и ниже, если

они не имели детей, только около половины были

расписаны. В 1985 г. в ФРГ примерно около миллиона

пар вели так называемую «несупружескую семейную

жизнь»1.

Является ли часто встречающееся незарегистри­

рованное сожительство исторической альтернативой

брачно-семейным отношениям? Р. Зидер отвечает на

это так: верно, что это только предварительная стадия

к последующему браку («пробный брак»), и что это в

некоторой степени альтернатива традиционному бра­

ку. Дело в том, что отношения в незарегистрирован­

ном сожительстве могут быть как формальными, крат­

ковременными, так и глубокими, продолжительными.

В случае первых совместная жизнь в «пробном бра­

ке» длится сравнительно недолго, брак или заключа­

ется, или прерываются отношения. В то же время уве­

личивается число случаев совместного сожительства,

которое отличается от брака только отсутствием юри­

дического оформления, рождение детей в длительных

отношениях часто приветствуется.

Нормативная действенность законных браков от­

ступает шаг за шагом. В Швеции добрачное совмест­

ное сожительство является уже признанным соци­

альным институтом. Почти все супружеские пары

перед браком жили некоторое время вместе. Женят­

ся только по традиции. С браком ни в коей мере не

связывают общественную санкцию на сексуальные

отношения пары. Брак утрачивает значение узакони­

вающего сексуальные отношения пары гражданско­

го акта. Аналогичная ситуация в Дании. Здесь совмест-

1 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Централь­

ной Европе (конец XVII-XX в.). М., 1997.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ному проживанию спустя некоторое время так же

придается законный характер путем заключения бра­

ка. Основная масса внебрачных первых родов прихо­

дится на женщин, которые живут в аналогичных бра­

ку союзах. Более 98% этих женщин все-таки выходит

замуж, когда ребенок подрастает. Часть женщин пос­

ледовательно вступает в несколько неоформленных

браком союзов. При этом «пробный брак» практичес­

ки переходит в «последовательную полигамию», что,

однако, не исключает некоторых надежд на более дли­

тельные отношения.

В случаях незарегистрированного сожительства

установка на брак не исчезает. 90% женщин и муж­

чин, состоящих в таких отношениях, собирались

вступить в брак, но необязательно с этим партне­

ром. Вероятно, за этим кроется неуверенность чело­

века, связанная с перенесенной психологической

травмой (факт измены, потери любимого человека,

смерть, вероломство, интимная неудача, обман и

другое) или страхом, связанным с возможностью ее

неотвратимого наступления и, соответственно, ее

ожиданием.

Проанализируем доводы «за», которые обычно при­

водят сторонники незарегистрированного сожительства:

• такая форма отношений представляет собой «тре­

нинг» определенного типа;

• в случаях незарегистрированного сожительства

происходит апробация сил и совместимости;

• в таких вариантах сожительства более свободные

отношения, отсутствует принуждение. В случае

ссор у партнеров исчезает аргументация типа: «Ты

зачем на мне женился?» или «Ты мне жена, нако­

нец?», исчезает «эффект собственника», который

порождается в многочисленных аспектах юриди­

ческого оформления брака.

Распространение практики брачных контрактов

связано с тем, что люди пытаются оградиться от

непредвиденных обстоятельств в будущей совме­

стной жизни, однако «контракт не может быть

неограниченно толстым, немыслимо предусмот­

реть в нем все. Если партнер жулик или дурак,

вам ничего не поможет. С хорошим же партнером

3*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

можете жить и без соглашения. Все зависит от

доверия»1.

• незарегистрированное сожительство обеспечива­

ет больше духовности и удовлетворенности в отно­

шениях, т. н. «несупружеская семейная жизнь».

Некоторый комментарий по этой аргументации

можно свести к следующему: исследования показы­

вают, что такого рода опыт совместной жизни на

среднестатистическом уровне влияния на успеш­

ность последующего брака не оказывает, т. е. можно

и «тренироваться» и «совмещаться», но никакой га­

рантии на будущее нет. Если уж искать форму «тре­

нинга» к браку, то следует обратиться к родительс­

кой семье. Именно в семье, где человек вырос,

происходит подготовка человека к браку. Собственно

же «тренировка» заключается в построении отноше­

ний с братьями и сестрами, — вот почему их наличие

в семье и характер взаимоотношений с ними рассмат­

ривается как один из прогностических критериев ус­

пешности последующего брака. Именно с сестрой

мальчик постигает мир женских историй, привычек,

ему приходится прилаживаться к ее болтовне по те­

лефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней

он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То

же самое с девочкой: с наличием брата ей становится

доступным и понятным мир мужских запахов, увлече­

ний, беспорядка, привычек, с ним ей приходится ре­

шать — наябедничать о нем родителям или пока по­

дождать, она возмущается им и гордится, заботится о

нем и уважает. Если отношения между сестрой и

братом выстроились гармонично, они научились дос­

тигать взаимопонимания и сотрудничества, если со­

перничество не переросло во вражду, а сменилось

уважением к возможностям и успехам другого, то

шанс построить эффективные брачно-семейные отно­

шения у каждого выше. Кстати, одна из причин воз­

никновения «пробных браков» связан с малодетнос-

тью европейской семьи, в которой могут отсутствовать

дети противоположного пола, или вообще с тем, что

ребенок рос единственным в семье.

1 Волин П. Чего мы боимся? // Литературная газета от

7.09.1988.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Рассуждения о большей свободе и духовности в

случаях незарегистрированного сожительства также

не очень устойчивы и достоверны: известны и нега­

тивные, и позитивные варианты развития отношений.

В современной науке описаны особенности людей,

склонных к незарегистрированному сожительству.

Обобщенный психологический портрет представителя

данной популяции характеризуется более либеральны­

ми установками, меньшей религиозностью, высокой

степенью андрогинии, низкими школьными успехами

в период детства и отрочества, меньшей социальной

успешностью, однако, как правило, эти люди происхо­

дят из весьма успешных семей.

«Экспериментальные» формы жизни требуют

более высокого уровня рефлексии и способности к

общению, а также не в последнюю очередь сил, по­

зволяющих противостоять давлению общественных

норм. По этой причине их распространение не мо­

жет не зависеть от социальной принадлежности и

уровня образования.

Опросы в Австрии показали, что совместная жизнь

без свидетельства о браке как «пробный брак» призна­

ется в широких слоях населения. Однако, судя по все­

му, — заключает Р. Зидер, — большинство населения

отклоняет окончательную замену брака «свободным

сожительством». Едва ли это обосновывается теперь

сексуально-этическими аргументами, а скорее исклю­

чительно интересами детей».

Следует добавить, что кроме психологических, есть

еще своеобразные для России социально-экономичес­

кие причины, порождающие вариант незарегистриро­

ванного сожительства: жилищные проблемы, вопрос,

связанный с пропиской, возможность получения детс­

кого пособия в качестве матери-одиночки и прочие.

2.0. Сознательно бездетный брак. Специально

подчеркиваем, что предметом рассмотрения являет­

ся сознательно бездетный брак, т. е. когда здоровые

молодые люди могут, но не хотят иметь детей; все

варианты в ситуациях, когда проблемы деторожде­

ния связаны с плохим здоровьем, бесплодием, невы­

нашиванием, травмами и т. п. не относятся ни к ка­

ким альтернативам, а представляют собой семейную

трагедию. Одно из психогигиенических и этических

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

требований в обсуждении проблем бездетного брака

состоит в целесообразности избегания потенциаль­

но травмирующих установок, например, оценки без­

детного брака как явления «патологического», «не­

нормального», на что, последовательно и убедительно

аргументируя свое мнение, указывает С. И. Голод.

10% женщин в индустриально развитых странах не

хотят иметь детей, в России не менее 1%. Повсеместно

в таких странах растет добровольная стерилизация.

Ситуация в России характеризуется массовой аборти-

зацией.

Проблема абортов ставится и обсуждается во всем

мире, и ответы на нее даются разные. Остановимся

здесь и обратимся к тексту, приведенному замечатель­

ным отечественным психологом Т.А. Флоренской'.

В Италии был проведен опрос общественного мне­

ния, результаты которого опубликовали во всех газе­

тах. Как ни парадоксально, католический юг высказал­

ся в пользу абортов, а север, менее религиозный —

против них. Когда были опубликованы эти результаты

опроса, произошло событие, приковавшее к себе вни­

мание итальянцев. Маленький мальчик провалился в

шахту, вырытую еще во времена Древнего Рима для

добычи воды. Несколько дней пролежал он там, пока

не услышали его плач. Обессиленный ребенок не мог

даже ухватиться за протянутую ему веревку, не мог

брать еду, которую ему опускали.

Были приняты самые решительные меры. Специ­

алисты из Германии начали бурить шахту, параллель­

ную той, в которую упал ребенок, чтобы снизу сде­

лать к нему ход. Все это время ребенка подбадривали,

поддерживали, как могли: провели свет, рассказыва­

ли ему сказки, сам президент пытался развлекать

мальчика. Наконец, провели шахту, прорыли ход к

мальчику, а он провалился еще на 20 метров. Нашел­

ся спелеолог, согласившийся пройти по шахте вниз

головой; он дополз до ребенка и пытался его взять, но

тщетно: каждый раз тело ребенка выскальзывало у

него из рук. Так и умер ребенок во чреве Матери-

земли.

1 Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.,

1991.- С. 159-160

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

С точки зрения рассудка — просто несчастный

случай. Но духовно чуткие итальянцы иначе воспри­

няли это событие: смерть в утробе Матери-земли ста­

ла для них символом преступности аборта.

Рассмотрим проблему сознательно бездетного

брака в более широком контексте мотивации, плани­

рования и регулирования деторождения1. На уровне

семьи обнаруживается влияние таких факторов как

представления супругов об удовлетворенности жи-

лищно-бытовыми и материальными условиями, ха­

рактер распределения обязанностей, совместимость

ролевых позиций супругов, их отношение к образу

жизни, особенности досуга, прочность брака, особен­

ности переживания личностью стадий становления

брачно-семейных отношений. На уровне личности

выделяют следующие факторы: установка на дето­

рождение, чадолюбие, отношение к трудностям, ха­

рактер восприятия жизненных обстоятельств, мера

ответственности.

Массовый внутрисемейный контроль над рождае­

мостью представляет собой процесс социальной адап­

тации. Смысл социальной адаптации связан с балан­

сом между численностью и плотностью населения и

экологической средой обитания. Цели социальной адап­

тации изменчивы и разнообразны: экологические, по­

литические, религиозные. Каким образом они достига­

ются? Здесь используются разные стратегии: отказ от

ребенка, откладывание рождения ребенка («поживем

для себя»), упорядочение жизненных событий, деление

индивидуальных ресурсов, переадресовка семейных

функций, упрощение родительских обязанностей.

В качестве первичных факторов регулирования

рождаемости выделяют социальные и социально-эко­

номические (общее положение дел в стране, в эконо­

мике, процессы урбанизации, безработица, неопреде­

ленность будущего, военные конфликты и другое).

К вторичным относят культурные и демографические

факторы (охрана материнства, детские пособия, сво­

евременность их выплаты и размеры, пенсионное обес-

печение, экономическая самостоятельность женщины,

1 Бойко В.В. Малодетная семья: Социально-психологическое

исследование. М., 1980.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

снижение общей и детской смертности, динамика и

образ жизни, изменение в творческой насыщенности

труда, возросшие требования общества к качеству ра­

ботника и личности, степень удовлетворенности досу­

гом, индустрия развлечений и т. д.).

В науке существует не единственная точка зрения,

что никаких биологических законов, заставляющих

человека иметь детей — нет. Инстинкт полового вле­

чения в живой природе имеет единственную цель —

размножение, самовоспроизводство. Ни одна самка

животных в природе не испытывает оргазм. У челове­

ка половое влечение трансформировалось и раздвои­

лось: с одной стороны, за ним сохраняется целевая

репродуктивная функция, с другой — половой акт сам

по себе, без целей деторождения, стал для женщины

соблазнительным и доставляющим удовольствие. Это

привело к тому, что второй аспект стал вытеснять пер­

вый: используются противозачаточные средства, при­

бегают к прерыванию беременности, повторим, что

растет добровольная стерилизация. Если бы безотказ­

но срабатывал биологический механизм, то, вероятно,

каждая беременность здоровой женщины заканчива­

лось бы родами, численность детей в семьях была бы

намного выше, — увы, это не так. По данным О. Здра-

вомысловой лишь 24% россиянок и 1% шведок соглас­

ны с тем, что быть хорошей женой и матерью — глав­

ное предназначение женщины.

Таким образом, законы деторождения — соци­

альные. Потребность в детях диктуется обществен­

ным образом: формируется установка иметь детей; и

индивидуальным образом: чадолюбие, установка по

отношению к ценности детей, процессу их воспита­

ния и численности. Потребность иметь детей со­

циально-психологическая, моральная по своей сути.

Потребность в детях в этом смысле — индивидуаль­

ное сочетание различных установок по отношению к

детям вообще, обусловленных историей развития

личности. Здесь понятие «потребность» совпадает с

понятием лчадолюбие». Чадолюбие — результат ус­

воения человеком положительного отношения к де­

тям, это условнорефлекторная реакция, привитая ин-

дивиду путем социальной тренировки. Бережное

отношение к детям — элементарная норма, вопло-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

щенная во взаимном уважении в семье, заботе о

воспитании детей.

Следует также отличать потребность самого инди­

вида в детях, и внутрисемейную [совместную мужа

и жены) потребность в детях. Семья — социальный ин­

ститут, и ее жизнедеятельность, функции, потребнос­

ти регламентированы явлениями иного социального

порядка, чем действия отдельной личности.

Бывает также, что в случае отказа от детей инди­

вид демонстрирует не свою ограниченную потребность

в детях, но свое стремление удовлетворить какие-то

иные социально-психологические потребности, стиму­

лированные, кстати, обществом. Поэтому уместно иног­

да говорить не об отсутствии или наличии потребнос­

тей в детях, а о силе «конкурирующих» потребностей.

Регулирование потребности посредством сознательно­

го ограничения размеров семьи — один из возможных

способов удовлетворения прочих потребностей (духов­

ных и материальных) и поддержания их на определен­

ном уровне.

Кроме того, рождение ребенка — акт принятия

родителями (отцом и матерью совместно) всей ответ­

ственности за его судьбу перед своей совестью и перед

обществом. Не всякая современная супружеская пара

берет на себя эту ответственность. Распространенный

вариант, когда в семье появляется ребенок, и родители

сразу же перекладывают заботу о нем на бабушек и

дедушек, далее на детский сад, впоследствии на школу.

Приведем такой случай. Из военно-спортивного

лагеря самовольно ушел подросток. Его долго искали.

Не нашли. Обратились к маме, чтобы выяснить круг

его друзей, предполагая, что мальчик мог пребывать у

них. Мама никакого представления о друзьях сына не

имела. Но характерным было ее обращение к руковод­

ству лагеря: «Если вы его найдете, не вздумайте при­

возить домой. Я вам его отдала на 30 дней. Вот и будьте

любезны в течение 30 дней — больше никаких хлопот

мне не доставляйте».

Добавим, что не всякая супружеская пара [муж и

жена) психологически готова к рождению и воспита­

нию детей.

Представим далее отличия женщин, не желающих

иметь детей: поздний возраст вступления в брак; ере-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ди таких женщин выше процент разведенных, т. е. пе­

реживших неудачу в предыдущем браке; высокий

уровень полученного образования, как правило, это

женщины высоко интеллектуального или творческого

характера труда, имеющие четко выраженные и ус­

тойчивые социально-психологические (внесемейные)

потребности; чаще это старшие или единственные

дети в семье, рождение («появление на свет») кото­

рых плохо отразилось на браке их родителей; женщи­

ны андрогенного типа; часто имеющие хорошую,

высоко оплачиваемую и интересную работу (как впро­

чем, и их мужья).

Идеология бездетных семей базируется на такой

аргументации:

• дети мешают супружеским отношениям (эмпири­

чески установлено, что это влияние противоречи­

вое и слабое, т. е. корень не в детях, а в характере

самих супружеских отношений);

• дети мешают социальной активности (эмпиричес­

ки подтверждается, но различия в социальной ак­

тивности человека, имеющего детей, и бездетного

не являются значимыми].

Такие бездетные семьи, в подавляющем количестве

женщины, испытывают сильное общественное давле­

ние, осуждение и негативизм («без детей нельзя»).

В целом с психологической точки зрения эта позиция

(бездетности) ничем не хуже других, если при этом сам

человек сознательно сделал свой выбор, несет за него

ответственность и не испытывает психологического

дискомфорта и мучений.

В обосновании этой позиции обратимся к обсужде­

нию проблемы детей-сирот при живых родителях, про­

блему матерей-отказниц1, «подкинутых» бабушкам и

дедушкам внуков, которых те привыкают называть «ма­

мой и папой», проблему домашнего насилия в семье (ве­

роятно, насильники в начале тоже руководствовались

принципом «без детей нельзя»). В периодической печа­

ти звучат слова о том, что в России террор родителей в

отношении детей имеет масштабы национальной ката-

1 50% из них женщины в возрасте до 25 лет, 8% — несовершен­

74 нолетние, 30% — женщины в возрасте 30 — 50 лет, 70% отказниц

ведут асоциальный образ жизни

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

строфы. Из статьи Э. Зверевой в газете «Комсомоль­

ская правда» от 30 января 1998 г. (в сокращении):

• Пятилетней жительнице Новосибирска Кристине

Лямкиной не суждено было встретить Новый год.

Известно, что в полдень из квартиры, где Кристи­

на жила со своей 29-летней матерью Еленой, до­

неслись жуткие крики ребенка. Прибежавшей

соседке Елена объяснила, что ничего страшного не

происходит, они с дочерью собираются к родствен­

никам и девочка, одеваясь, капризничает....Вече­

ром того же дня мать сбросила Кристину с балко­

на 10-го этажа.

«Детям, убитым во время пьянок, имя — легион», —

пишет автор статьи. Детдома переполнены, часть ма­

ленького населения страны отдана своим родителям

на растерзание.

• В Набережных Челнах непьющая мать утопила в

ванне сыновей двух, трех и пяти лет.

• На Алтае мать... повесила своего трехлетнего сына.

• Перед Новым годом в мусорных контейнерах Но­

восибирска было обнаружено четыре младенца.

• 12-летняя Аня неоднократно была изнасилована и

избита отцом.

Причины детоубийства разные, но одно признание,

что называется из шокирующих шокирующе: «убила, и

стало легче».

Остановимся в перечислении этого ужасного ряда

и вспомним предмет своего обсуждения. Может быть,

если бы в начале этих вопиющих историй было бы при­

нято решение о «сознательно бездетным браке», то их

количество было бы — не легион?

3.0. Повторные браки. Достаточно распространен­

ная альтернатива традиционным брачно-семейным

отношениям1. Как правило, в результате развода ребе­

нок остается с матерью, и в случае создания новой

семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценива­

ют себя в роли отца ниже, чем отцы по крови. Они ис­

полняют более пассивную роль по отношению к ре­

бенку, считая последнего менее счастливым. Но с этой

оценкой не связаны ни мать, ни дети. Результаты лон-

1 В 1993 г. на 1000 регистрации в загсах РФ приходилось 361

мужчина и 338 женщин, вступавших в брак повторно.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

гитюдных исследований показывают, что значимых

различий нет.

Другой тип семей, где отцы являются единствен­

ными родителями, становится все более распростра­

ненным. Если отец чувствует, что не может полностью

удовлетворить все потребности своих детей, он может

пригласить домашнюю работницу для помощи по дому

и присмотру за детьми. Но может ли она удовлетво­

рить потребность ребенка в материнской ласке? Мно­

гое зависит от ее личных качеств, от отношения отца

к детям и от них самих.

Исследований, посвященных проблемам мачехи в

семье, практически нет. Хотя эта ситуация достаточно

распространенная в области брачно-семейных отноше­

ний (вспомним народные сказки: злая-презлая мачеха

и безвольный отец).

На наш взгляд отдельного и серьезного обсужде­

ния заслуживает проблема приемных детей. Лучше

всего написала по этому поводу В. Сатир1. Подробно

изложим ее взгляды на эту проблему.

Для разведенного супруга, вступающего в новый

брак, развод сам по себе, возможно, стал болезненным

переживанием. Этот процесс часто сопровождается ра­

зочарованием и развивающимся недоверием к людям.

К тому же перед вторым супругом встает более труд­

ная задача, чем перед первым. В отношениях нередко

присутствует некий неуловимый подтекст: «Ты должен

быть лучше, чем тот, кто был до тебя». Люди, после

развода вступающие в брак, однажды уже обожглись,

и им не так легко об этом забыть.

Женщина с детьми, выходящая замуж повторно,

часто склонна обращаться с ними так, словно они — ее

собственность. Часто она уверена, что просто не хочет

навязываться своему новому мужу, так как у него не

может быть таких отношений с ее детьми, как у нее

самой. Это создает для ее нового супруга проблемы.

Новые мужья сталкиваются и с такой проблемой:

женщина может нуждаться в том, чтобы отчим проде­

монстрировал «твердую мужскую руку», проявил силу

и авторитет, который он, естественно, не может сразу

завоевать у детей. Ситуация может очень осложнить-

1 Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ся, особенно если матери покажется, что дети «отби­

лись от рук». Если новый муж безответственно отне­

сется к своим обязанностям, он в конце концов перес­

сорится с детьми. Чаще всего отчимы конфликтуют с

подростками.

Люди, готовящиеся к жизни в смешанной семье,

должны постоянно помнить, что у каждого члена но­

вой семьи была прошлая жизнь и многое из того,

что происходит с ним сегодня, имеет свои корни в

прошлом.

Чтобы избежать подобных проблем, взрослые, вновь

вступающие в брак, должны пересмотреть свои роди­

тельские позиции. Они должны воспитывать собствен­

ных детей и детей своего супруга, никем из них не

пренебрегая и никого не обманывая. Если оба разве­

денных родителя, и оба приемных родителя окажутся

зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми, они могут

вместе продумать все таким образом, чтобы их дети

выиграли, а не проиграли.

Соединение вместе в одной семье детей, которые

друг с другом незнакомы и не чувствуют устойчивости

своего положения, может создать огромные трудности.

Они не всегда разделяют радость новых супругов. Так,

есть смешанные семьи с «твоими детьми», «моими

детьми» и «нашими детьми». Подобная ситуация чре­

вата особыми проблемами. Здесь очень важно время,

терпение и способность жить, не будучи любимым (по

крайней мере, в первое время). Почему, в конце кон­

цов, ребенок должен автоматически полюбить прием­

ного родителя и почему приемный родитель должен

автоматически полюбить чужого ребенка?

Трудности, поджидающие супругов во втором бра­

ке, очень зависят от возраста детей. Если дети еще

маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь,

может быть, не окажет на них такого сильного влия­

ния, какое она оказывает на старших. Если дети уже

взрослые, то новый брак на них может не повлиять.

Если семейные дела вовлекают детей в денежные,

имущественные и тому подобные проблемы, здесь важ­

но достичь взаимных соглашений. Известны случаи,

когда старшие дети сопротивлялись новому браку ро­

дителей, потому что опасались возможных денежных

затруднений.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

4.1. Открытый брак. Главной его особенностью

является негласный или озвученный договор о личной

жизни. Основной конфликт современного брака состо­

ит в невозможности сочетания близости и свободного

личностного роста. Целью открытого брака является

увеличение открытости, самовыражения и аутентично­

сти отношений, увеличение толерантности партнеров

друг к другу.

Принципы открытого брака':

• строить жизнь на основе настоящего и исходя

из реалистических желаний;

• относиться с уважением к личной жизни парт­

нера;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.255 (0.553 с.)