Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несогласие «ты никогда ничего не делаешь правильно. Что сСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тобой происходит?» Тело Обвинение «я здесь главный» - выражается в позе «статуи с Указующим перстом» Внутри «я одинок и несчастлив» Расчетливый Слова суперра «если ты внимательно приглядишься, то можно циональ Заметить изуродованные тяжким трудом руки Ные Кого-нибудь из здесь присутствующих» Тело Считает «я спокоен, холоден и собран» - выражается вы Прямленной фигурой с поднятой головой Внутри «я чувствую себя уязвимым» Отстраненный Слова неадекват Слова не имеют смысла, или касаются отвлечен Ные Ных тем Тело Неловкость «я нахожусь где-то ещё» Внутри «никто обо мне не заботится. Здесь мне нет Места». Есть другой тип реагирования, который В. Сатир называет «уравновешенный» или «гибкий». Этот ва риант поведения последователен и гармоничен: про износимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства соб ственного достоинства. Этот тип реагирования сни жает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете. Только уравновешенный дает возможность преодо леть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей. Когда супруги урав- 1 Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru новешенны, они открыто выражают свои чувства и свободно себя держат. Уравновешенный тип реагиро вания внутренне гармоничен, он позволяет жить в суп ружестве полноценно, реально, согласуясь с доводами разума и сердца, помогает создать гармоничные отно- ения с близкими людьми. Уравновешенное общение основано на подлинно сти переживаемых и демонстрируемых чувств. Благо даря уравновешенному типу реагирования семейная жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Для того чтобы глубже понять детерминанты и ипы супружеских отношений, в практику семейной психологии введено понятие «эмоциональная зависи мость партнеров от брака». В зависимости от величи ны различий между партнерами брак может быть оце нен как асимметричный или симметричный, а при учете степени зависимости — как благоприятный, об реченный на провал или бедственный. Зависимость для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой развод. Одним из существен ных элементов такой зависимости является привле кательность партнера. У женщин — это красота, оча рование, типично женское поведение, томность, нежность, у мужчины — ум, обаяние, остроумие, об щительность, мужественность, общественное призна ние и лишь отчасти красота. Если зависимость уме ренная, адекватная, то профиль брака оценивается как благоприятный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относят к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависи мости — к категории «бедственного». Приведенные типологии супружеских отношений и профили брака позволяют глубже понять сущность супружества и увидеть его с разных сторон. ■ Удовлетворенность браком и условия Сохранения супружества Для начала стоит разобраться в том, что же такое Удовлетворенность жизнью. Аргайл М. пишет: «Удов летворенность — это в известной мере спокойная Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru рефлективная оценка прошлого и настоящего поло жения дел»!. В Большом толковом психологическом словаре удовлетворенность обозначается как «состояние удов летворения, возникающее у человека после осознания того, что он достиг желанной цели». В чем же заключается «источникудовлетворения»? Этот термин, который впервые употребил Эдвард Ли Торндайк, означает «любой стимул, обладающий при ятными или желательными свойствами. Определяемый операционально, источник удовлетворения — стимул, к которому организм стремится или научается некото рому поведению, чтобы его получить. Следовательно, источник удовлетворения — цель, которая приводит к состоянию удовлетворения»2. Для человека такой целью является удовлетво рение своих потребностей (в пище, в безопасности и т. д.). Одной из важнейших для человека (как су щества социального) потребностей стала потреб ность в присоединенности, т. е. побуждение завя зывать отношения, гарантирующие позитивные постоянные взаимодействия. Исследователи связы вают тесные взаимоотношения, как с физическим здоровьем, так и с эмоциональным благополучием. Основной способ удовлетворить свою потребность в присоединенности — это вступление в брак. Аргайл М. утверждал, что «семейные люди, осо бенно те, кто счастлив в браке, ощущают более высо кую степень удовлетворенности жизнью. Имеются все основания предполагать, что удовлетворенность на ходится в причинно-следственной зависимости с супружеством»3. В связи с этой проблемой многими учеными про водились исследования влияния брака на удовлетво ренность жизнью. Майерс Д. пишет об этом следую щее: «Целая гора данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо при вязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого 1 Аргайл А1. Психология счастья. М.. 1990. С. 205. 1 Кордуэлл А1. Психология. А-Я: Словарь — справочник М-. 1999. С. 334. 3 Аргайл М. Психология счастья. М, 1990. С. 206. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru лишен. Череда исследований, основывающихся на оп росах десятков тысяч европейцев и американцев, не уклонно приводит к одному и тому же результату, по сравнению с вдовами и одинокими людьми, и особен но с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жиз нью. В 1970-х и 1980-х гг. в США, к примеру, только 24 % никогда не вступавших в брак взрослых, по срав нению с 39 % находящихся в браке, заявили о том, что чувствуют себя очень счастливыми» 1. «Однако более важным является, — пишет далее Майерс, — не сам факт брака, а качество брачных отношений». От чего же зависит это качество? Многие отече ственные и зарубежные психологи утверждают, что от любви. Любовь в своих интимных психологических ха рактеристиках является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выс тупающим в качестве нравственной основы отношений в институте брака. По мнению Вирджинии Сатир, это сильное чувство, через которое человек реализует желание бороться за свои мечты, не рискуя быть осужденным2. В кратком психологическом словаре понятие «лю бовь» рассматривается как «интенсивное, напряжен ное и устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в со циально формируемом стремлении быть своими лич- ностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в от ветном чувстве той же интенсивности, напряженнос ти и устойчивости»3. «Что касается чувства любви, то здесь речь идет об особом виде привязанности, — считает Годфруа, — при котором сексуальная потребность тесно связана с 1 Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. С. 542. 2 Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному рос ту- М., 2000. С. 136. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А.Карпен ко; Под общ.ред А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Ростов н/Д., 1998. С. 192. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru потребностью заботится о другом, помогать ему чув ствовать себя в безопасности»1. Еще в одном психологическом словаре любовь определяется как «устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабо ченность счастьем и удовлетворением этого человека»2. Согласно концепции Роберта Стернберга, лю бовь состоит из трех компонентов: близость, страсть, обязательства. Пять определений любви, пять взглядов, но в каж дом из них красной нитью прослеживается нечто об щее: любовь сильное чувство, которое позволяет чело веку давать другому необходимое (удовлетворять его потребности) и получать нужное для себя (удовлетво рять свои потребности). Традиционно любовь считалась основой брачных отношений, создания семьи. Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что и сегодня любовь играет важную роль. Итак, возникает и крепнет любовь, а за ней рож дается и семья. По Навайтису, семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. «Наиболее важная особенность функций семьи — комплексность, основанная на взаимодействии конк ретных людей. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе»3. Семью, выполняющую все функции (удовлетворя ющую все потребности человека) можно назвать зре лой семьей. Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующую логическую цепочку: 1. Большинство людей, удовлетворенных своей жиз нью, состоят в браке, имеют семью. 2. Сам по себе факт брака еще не говорит о том, что человек счастлив. Важно другое — качество брач ных отношений. 1 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. М., 1999. С. 255. 1 Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник. М. 1999. С. 419. 3 Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Моск ва-Воронеж, 1999. С. 13. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru 3. ЭТО качество зависит от наличия любви. Любящие и любимые люди удовлетворены своим браком. 4. Такие отношения являются залогом создания зре лой семьи, то есть такой, в которой могут быть удов летворены потребности друг друга. Интересно, что молодые мужья тем больше доволь ны своей супружеской жизнью, чем неуступчивее они сами, чем чаще им удается сохранить неизменным свое первое слово. А вот для жен, как замечает А. Кроник, не имеет столь большого значения отстаивание своих слов. Удовлетворенность жены семейной жизнью за висит скорее от того, говорит ли она с мужем на одном языке или на разных. Стало быть, если для мужчин важнее отношение к ним на Вы, то для женщин суще ственнее чувство семейного Мы1. Постоянная жизнь рядом с другим человеком неизбежно приводит к накоплению разногласий, вспышкам раздражения и конфликтам. Все пары сталкиваются с неприятностями в процессе брака: всем бывает порой больно, иногда люди разочаровы ваются и не понимают друг друга. Любовь остывает, угасает или исчезает, о ней забывают, в ее возрож дение уже не верят. Без любви исчезает счастье семейной жизни, чувство удовлетворенности браком. Р.С. Немов снижение супружеской удовлетворен ности объясняет взаимодействием следующих пяти факторов: 1. Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, в частности представлений каждого из них о самом себе. 2. Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределения между ними домашней работы. 3. Взаимоотношений между каждым родителем и ребенком. 4. Связей, существующих между новой семьей и дву мя исходными: родителями и родственниками мужа и жены. 5. Материальных и профессиональных обстоятельств жизни семьи. ' Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Супружеская удовлетворенность или неудовлетво ренность могут быть обусловлены любым из этих фак торов в отдельности или любым их сочетанием!. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В. В. различают осоз нанную и плохо осознаваемую («тлеющую») неудовлет воренность2. В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Показа тельным при этом является указание на глобальный характер неудовлетворенности — на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным тре бованиям. Как правило, упоминается какое-то весьма важное и психологически объяснимое обстоятельство, мешающее немедленно разойтись (чаще всего дети или жилищные трудности). Осознанная неудовлетворен ность нередко сопровождается конфликтом между супругами: к констатации неудовлетворенности при соединяются выраженные агрессивные ноты, пря мые указания на то, что причиной ее является дру гой супруг. Иначе проявляется «тлеющая неудовлетворен ность». Супругом выражается относительная удовлет воренность семейной жизнью: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди». Истинная неудовлетво ренность же выявляется косвенным путем. Во-первых, через выражение чувств и состояний: монотонность, скука, бесцветность жизни. Во-вторых, неудовлетворен ность проявляется в многочисленных жалобах на раз личные частные стороны семейной жизни. В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность проявляется в ряде специфических феноменов: 1. Феномен «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в большинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность» супругов семейными отноше ниями. Аналогичную роль играют и крупные, зна чимые проблемы, которые не могут быть решены ' Немов Р.С. Психология: В 3 т. Т. 2. М, 1995. С. 407. 2 Эйдемиллер Э.Г.. Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.. 2000. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru в данный момент и постоянно ощущаются как важ ный фактор неудовлетворенности жизнью семьи. 2. Другой специфический феномен — нарастание фрустрации одного или обоих супругов: они сооб щают о том, что оба (или один из них) стали «нерв ными», при этом ими не указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления. Особенно наглядно «тлеющая неудовлетворен ность» проявляется через эмоциональные взрывы. Неудовлетворенность, ссоры, конфликты неизбеж но ведут за собой изменения в поведении, характере и мироощущение супругов. Последствия «тлеющей не удовлетворенности» обнаруживаются в качестве фак тора, участвующего в этиологии субдепрессивных со стояний при невротическом развитии личности, в клинике алкоголизма (особенно женского), а также в качестве декомпенсирующего фактора при явных ак центуациях характера1. Эмоциональные отношения не являются постоян ными и неизменными, поэтому исследователи подчер кивают необходимость разумной организации взаимо отношений в браке. С.Д. Лаптенок отмечает, что факторы, связываю щие супругов в их союзе, распределятся так (по нис ходящей линии): общность духовных интересов и суп ружеская любовь; сексуальная совместимость; любовь к детям; супружеский долг; семейный уют и матери ально-жилищные условия. М.Т. Кузнецов перечисляет некоторые неблаго приятные психологические моменты, которые разру шают стабильность эмоциональных отношений: • отсутствие веры в любовь, в возможность по стоянства супружеской любви; • неправильные представления о факторах се мейного благополучия и игнорирование таких из них, как взаимоуважение, способность на взаимное доверие и понимание; • незнание и отсутствие интуитивного чувства основных закономерностей половой любви и более всего — неспособность улавливать и понимать чувства партнера, его характероло- 1 Там же. С. 36-38. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru гические особенности и привычки, неспособ ность контролировать и регулировать свои соб ственные эмоции и чувства, проявление потре- бительско-эгоистического отношения к любви в целом1. Важное влияние на эмоциональные отношения в браке оказывают культура общения и досуга, совмест ное принятие решений супругами, совместное семей- но-бытовое самообслуживание семьи, создание семей ной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности ее членов, ин дивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом. Чувство вины разру шает брак. Личностные характеристики супругов вносят свой вклад в развитие взаимоотношений, более того за их нарушениями скрывается внутриличностныи конфликт одного из супругов. К благоприятным качествам суп ругов, обеспечивающим стабильность супружеских уз, следует, по нашему мнению, отнести: • отсутствие страха и тревожности, адекватную самооценку; • уравновешенность; • ориентацию на поиск и умеренную склонность к риску, что позволяет эмоциональным отноше ниям развиваться, а не стагнироваться; • компетентность во времени (жить «здесь и сей час», видя при этом связь событий); • высокий уровень самопринятия, что проявля ется в естественности поведения и открытости опыту. Отсутствие самопринятия порождает ин струментальное (за что-то) отношение к себе и другим, которое в свою очередь неизбежно приводит к нестабильности в эмоциональных отношениях, т. к. всегда найдется кто-либо луч ше делающий что-либо. Вероятность сохранения эмоциональной компо ненты семейных отношений и благополучного разви тия брака возрастают, если супруги способны: • реально смотреть на противоречия («понять хо чется дела-то человеческие...»); 1 Кузнецов М.Т. Введение в психогигиену любви и брака. Мн.. 1992. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru • не строить иллюзий и надежду на случай; • не избегать трудностей и не впадать в отчая ние («...Я помню морковь драгоценную эту и пол-полена березовых дров»); • познавать психологию партнера («В твои глаза вникая долгим взором, таинственным я занят разговором...»); • знать цену мелочам («Но бывает жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду»); • быть терпимым, уметь упреждать желания и потребности партнера («Кто-то на плечи руки положит, кто-то ясно заглянет в глаза...»); • контролировать свое поведение и речь («За одно только слово, ласковое, человечье...»); • иметь чувство меры («Какой мерою мерите, та кою и вам будут мерить»); • осознавать причины и последствия супружес кой неверности («Отче, прости им, ибо не зна ют, что делают»); • стремиться к единым подходам в воспитании детей. По мнению Дж. Рейнуотер, если в межличностных отношениях с близким человеком есть сложности, то истинная причина этого кроется в собственных лично стных проблемах, которые могут быть связаны с: • ожиданиями; • чувством безопасности; • контролем; • потребностью в любви и одобрении; • моральным осуждением; • незавершенными отношениями с другими людьми1. Авраам Линкольн как-то сказал: «Не выстоит дом, разделенный изнутри». Если люди в браке занимают «боевые позиции» по отношению друг к другу, их брак долго не продержится. Многим супругам кажется, что они ссорятся из-за так называемого лидерства, — каждый хочет утвердить свое превосходство. Но эти «ролевые конфликты» — всего лишь поверхность реальных отношений. Семья 1 Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным пси хотерапевтом. М, 1995. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru строится на эмоциональных отношениях взаимосвязан ных и взаимодействующих людей. Когда один из чле нов семьи берет на себя функции следователя, начи нает следить за другим, чтобы тот «не подхалтуривал», когда «жена-прокурор» вызывает на ковер «мужа-под следственного» и устраивает ему «допрос» и «разбор», когда отношения сводятся к подсчетам «ценности» добычи, приносимой в семью, то ни о какой эмоцио нальной общности речи быть не может. Человек часто не знает, не видит и не слышит, не понимает самых близких и дорогих своих людей. А. Грин в одном из своих произведений высказал мысль о том, что наш внутренний мир мало кому ин- тересен*. Супругам кажется, что они знают друг друга наизусть, а на самом деле главного — внут реннего мира того, кто рядом, с его непрестанными изменениями — они просто не воспринимают. «Ов ладеть внутренним человеком, — пишет М.М. Бах тин, — увидеть и понять его нельзя, делая его объек том безучастного и нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путем слияния с ним, вчувствования в него. Нет, к нему можно подойти и его можно рас крыть — точнее, заставить его самого раскрыться — лишь путем общения с ним, диалогически». Актив ность в отношении чужого живого и полноправного сознания — это активность вопрошающая, провоци рующая, отвечающая, соглашающаяся, возражающая и т. п.2 Добавим, что это активность равноправных, свободных и заинтересованных людей. Устойчивость или нестабильность брака рассмат ривается В.А. Сысенко через удовлетворение потреб ностей супругов. Он полагает, что эмоционально- психологическая стабильность брака, по мнению отечественного психолога, зависит от удовлетворе ния потребности супругов в ласке, нежности, заботе и внимании друг к другу. Другими словами, каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Следова тельно, брак стабилен лишь в том случае, когда суп- 1 Грин А. Крысолов. 2 Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалоги ческой интерпретации // Вопросы психологии, № 3, 1990. С. 17-25. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества1. Детерминантом привычных стереотипов поведе ния, неадекватных стилей общения и, как следствие, неудачных супружеских отношений В. Сатир считает наличие страхов у современного человека. Чтобы из бежать отвержения, которого супруги так боятся, они постоянно пугают самих себя: 1. Я могу совершить ошибку. 2. Кому-то это может не понравиться. 3. Кто-то может меня раскритиковать. 4. Вдруг подумают, что я — выскочка. 5. Она подумает, что я плохой. 6. Люди могут подумать, что я дефективный. 7. Он может меня бросить. В. Сатир убеждена в том, что для большинства страхов и опасений, влияющих на чувство самоценно сти, нет серьезных оснований. Это становится совер шенно ясно, если отнестись к самим себе с юмором. Каждый из супругов, вступая в брак, имеет сло жившуюся систему ценностей, т. е. систему индивиду альных представлений о том, что важно и значимо в жизни. В.А. Сысенко замечает, что в данной сфере у супругов могут быть существенные различия, и даже противоположные мнения, суждения, оценки2. Потреб ность в сохранении и поддержании чувства собствен ного достоинства тесно связана с такими понятиями, как гордость, тщеславие, самолюбие. Оскорбления, обиды возникают тогда, когда ущемляется человеческое досто инство, когда проявляется пренебрежение к человеку, неуважение, грубое отношение к нему. В брачной и семейной жизни такая потребность должна быть удов летворена. Люди ищут признания ценности своей лич ности, прежде всего у близких, родных и в кругу зна комых. Именно в таких группах дружеского общения человек желает получить знаки внимания, уважения, подтверждение своей значимости. Потребность в со хранении и поддержании чувства собственного досто- 1 Сысенко В.А. Семья сегодня [Сб. статей]. М.,1979. 2 Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М, 1993. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru инства является проявлением нужды человека в поло жительной оценке самого себя через оценки и отноше ния других людей. Каждый человек нуждается в само уважении, т. к. оно является показателем душевной внутренней гармонии и сбалансированности психики. В.А Сысенко выделяет два полюса — высокое само уважение и низкое, когда человек упрекает, осуждает себя за какие-то проступки. Высокое самоуважение свидетельствует о том, что психическая жизнь лично сти протекает без особых внутренних конфликтов, а если они и случаются, то человек достаточно успешно справляется с ними1. Для сохранения и поддержания душевной уравновешенности, гармонии ему крайне необходимо сохранение и поддержание чувства соб ственного достоинства. Таким образом, это не какая- нибудь прихоть человека, а психологическая необ ходимость. Естественно, замечает В.А. Сысенко, самоуважение и другие аспекты человеческого «Я» тесно связаны с потребностью в уважении, внимании, заботе со стороны других людей. Анализ человеческих взаимоотношений показывает, что в структуре лично сти самым болезненным и уязвимым является именно чувство самоуважения, чувство собственного достоин ства. Можно утверждать, что устойчивость брака и удовлетворенность семейной жизнью зависят оттого, как супруги относятся друг к другу, как поддержива ется и сохраняется чувство собственного достоинства на достаточно высоком уровне. Говоря об устойчивости брака, В.А. Сысенко выде ляет две основные системы факторов, определяющих ее: • система социально-экономических факторов (ма териальное положение, бюджет времени и др.); • система социально-психологических факторов, которая определяет степень успешности выпол нения супругами семейных функций, степень удовлетворенности семейной жизнью. Он считает, что устойчивость брака зависит от взаимосвязанных действий обоих факторов. Неудовлет ворение различных потребностей вызывает и физио логическую, и психологическую, и социальную напря женность и дискомфорт. 1 Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М, 1993. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Устойчивости брака мешает отчуждение супругов, попытка перевоспитания друг друга, возможность но вых увлечений. А.А. Кроник перечисляет немало дру гих подножек, способных отдалить и разлучить близ ких людей: добрые советы опытных людей, низкая самооценка, миф о несовместимости... Но гораздо луч ше, замечает он, было бы назвать способы, которые позволяют обходить различные подножки или хотя бы не спотыкаться, не падать, встречая их, а, упав, помочь друг другу подняться. Может быть, есть универсаль ный способ, талисман от всех огорчений и бед? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каж дая несчастливая семья несчастлива по-своему» — этими словами начинается роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», и так думают многие, надеясь отыскать универсальный способ стать счастливыми. Здесь вспоминается суфийская притча: «Большой пес, увидев щенка, гоняющего за хвостом, спросил: — Что ты так гоняешься за хвостом? — Я изучил философию, — ответил щенок, — я ре шил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье, и что счастье мое в хвосте, поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой. — Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно, и что счастье мое в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы ни делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться»1. Начался XXI век, а с ним появилась новая скорость в погоне за счастьем, множество его объектов. Невдомек людям, что счастье рядом, поэтому мужчина бежит в одном направлении, а женщина — в другом. Хотя воз можно, что они движутся в одну сторону, просто некогда им перевести дыхание и посмотреть друг на друга. А.А. Кроник и Е.А. Кроник для сохранения эмоци ональных отношений рекомендуют: • беречь общие воспоминания, ценить историю своих отношений, сколь короткой бы она ни казалась; 1 Притчи человека / Сост. В.В. Лавский. Мн., 1998. С. 138. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru • творчески относиться к годам, часам, минутам общения друг с другом, уметь жить настоящим; • смелее заглядывать в далекое будущее, мечтать вместе, иметь общие надежды, планы. Только тогда совместная жизнь с друзьями и родны ми станет действительно яркой, ценной и неповторимой. К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят: • постоянное стремление партнеров к сохране нию семьи; • желание и способность партнеров к согласо ванным действиям на благо семьи; • инициативность каждого супруга в решении се мейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела; • разумное сочетание разнообразных личных це лей и потребностей с общесемейными делами и потребностями; • стремление в трудную минуту к эмоциональ ному единению и сплочению; • эстетическую привлекательность (внешний вид, манера поведения и т. д.); • способность эмоционально согреть супруга, т. е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности. К сожалению, многие долгий период ухаживания рассматривают как длительный путь борьбы за счас тье, считая ЗАГС финишной ленточкой, а дальше мож но почивать на лаврах. Это распространенная ошибка и женщин и мужчин1. Борьба-то только начинается, когда кажется, что муж (жена) уже навсегда с вами. Бесспорно, что в этой борьбе и внешний вид супругов играет роль, так как известно, что именно он возбуж дает любовь и желание или гасит их. Но не менее, а может, и более серьезной становится борьба за созда ние, организацию, формирование общих интересов. Они, естественно, могут и должны быть у каждого свои. Но просто необходимо иметь общие. Это цементирует семью. Дети, конечно, могут сплачивать семью. Но только общих детей недостаточно — должны быть об щие духовные интересы. Встречаются люди молоды- 1 Иванова Л.М. Судьба молодой семьи. М.. 1989. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ми, а потом проживают вместе всю жизнь. Это не проходит бесследно — они взаимно воспитывают друг друга, переживают вместе успехи, радости и горести. Доброжелательность в отношении друг друга — непре менное условие счастливого супружества. Причины отрицательного отношения к. себе и се мейной жизни. Дэвид Берне приводит причины отри цательного отношения к себе и жизни, которые явля ются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них: 1. мышление категориями черно-белых крайностей; 2. склонность к высокому уровню обобщений («так происходит всегда», «вечно ты пристаешь», «ни когда я этого не смогу»); 3. применение отрицательного фильтра, концентра ция на неудачах, ошибках и промахах, постоянная критика; 4. преуменьшение положительных факторов, отбра сывание любого позитива; 5. привычка делать поспешные выводы, отрицатель но толковать события и явления на основании «чте ния мыслей» («он определенно хотел этим сказать, что я ни к чему не пригодна...») и «отрицательного ясновидения» («наверное, из этого ничего не полу чится и будет еще хуже»); 6. применение метода «перевернутого телескопа»: близкое и доступное преуменьшается, а недости жимое и отдаленное преувеличивается; 7. восприятие мира исключительно через эмоции; 8. излишнее увлечение словами «я должен» и «я долж на», которые полностью вытесняют «я хочу», «мне нужно», «мне нравится»; 9. развешивание «ярлыков» в качестве обобщенных оценок собственного или чьего-либо поведения, личных качеств, способностей и т. п.; 10. привычка брать на себя вину за события и ситуа ции (особенно касающиеся близких людей), кото рые являются неподвластными. Резюмируя, позволим себе несколько вольную интерпретацию любви. Для каждого человека формула любви своя, однако, составляющие, вступающие в ре акцию, во многом схожи. Каждый готовит свой аромат любви: кто-то мастерски, кто-то талантливо, а кто-то Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru бездарно. Кто-то использует самые качественные и лучшие ингредиенты своей души и тела, фантазии и духа для приготовления изысканного праздничного кушанья. Кто-то насобирает что-то на скорую руку, умирая от голода влечения, одиночества, никчемности или жажды власти, и «сварганит» то, к чему и не при тронется, отплевываясь, в лучшем случае, а в худшем сам же и отравится, отравляя другого. Итак, смелости ради, предлагаем примерный ре цепт зелья любви: в изысканный сосуд отношений двоих людей вли ваем бурлящую массу страсти и влечения, доводим до кипения и чуть охлаждаем жизненными трудностями (чтобы ушли лишние взрывные газы несдержанности, ярости, эгоизма); добавляем молоко нежности с арома том восхищения; процеживаем отвар благоразумия (от деляя равнодушие), настоянный на маслах великоду шия; всыпаем щепотку заботы или две, измельченное самоуважение и доверия целую пачку; концентрат «Я» растворяем в «Я» другого с добавлением эликсира познания и вливаем в основную массу, украшаем взмы вающими перьями фантазии и розовыми облаками вдохновения. Приправа романтики, пудра сентимен тальности и порошок авантюрности по вкусу. Жела тельно добавить такие редкие ингредиенты, как крис таллик искренности, масло жертвенности и зерна стойкости и терпения (обеспечат долгое сохранение продукта в неблагоприятных условиях). Варить до го товности. Подавать как бесценное, роскошное и ред кое сокровище. Истинный вкус могут почувствовать и оценить два человека, участвующих в совместной тра пезе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.87 (0.017 с.) |