Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И благополучие ребенка в семьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ребенок в своем развитии проходит через опре деленные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого ' Пископпель АА Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. 1999, № 2. С. 76. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М, 1996. 3 Воспитание с любовью и логикой. М., 1995. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru этапа свои специфические задачи, особенности и труд ности. В этих условиях динамика роста и взаимоотно шений во многом детерминируются такими фактора ми, как семейные ценности и стили воспитания. Дети в семье — дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нуж ны оба родителя — любящие отец и мать. Без преуве личения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие лично сти ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующим образом влияют на ребенка. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьез ных, как в психике, так и в поведении личности. Изве стно, что у лиц, воспитывающихся в семьях, где роди тели конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических, особенно неврастеничес ких, реакций. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супруга ми, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается сово купность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание раз личных типов воспитания. А. Болдуин выделил два стиля родительского воспи тания — демократический и контролирующий. Под сти лем воспитания понимается не определенная стратегия воспитания, как сочетание различных вариантов пове дения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей сте пени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индиви дуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста. Демократический стиль характеризуется следую щими параметрами: высокая степень вербального об- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru щения между родителями и детьми, включенность де тей в обсуждение семейных проблем, успешность ре бенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Контролирующий предполагает существенные ог раничения поведения ребенка при отсутствии разно гласий между родителями и детьми по поводу дисцип линарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть доста точно жесткими, но они предъявляются ребенку посто янно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные. В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяют ся 3 типа детей, характер которых соответствовал оп ределенным методам воспитательной деятельности их родителей. Авторитетные родители — инициативные, общи тельные, добрые дети. Авторитетны те родители, кото рые любят и понимают детей, предпочитая не наказы вать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмыслен ного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно про являют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, ста раются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощ ряемых форм поведения. Они более энергичны и уве рены в себе, у них лучше развиты чувство собственно го достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родите ли считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти ро дители в своей воспитательной практике, стремясь вы- Шнендер Л. Б. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru работать у ребенка дисциплинированность, как прави ло, не оставляют ему возможность для выбора вариан тов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жест кий контроль над поведением ребенка — основа их вос питания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наи более часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положитель ный результат. У детей при таком воспитании форми руется лишь механизм внешнего контроля, развивают ся чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вооб ще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны. Снисходительные родители — импульсивные, аг рессивные дети. Как правило, снисходительные ро дители не склонны контролировать своих детей, позво ляя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случа ются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится про сто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко выс меивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительс кой любви, внимания и сочувствия. В соответствии с этим выделено четыре параметра родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru 1. Родительский контроль: при высоком уровне ро дители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Конт ролирующие действия направлены на модифика цию проявлений зависимости у детей, агрессив ности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стан дартов и норм. 2. Родительские требования, побуждающие к разви тию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуаль ной и эмоциональной сферах, межличностном об щении, настаивают на необходимости и праве де тей на самостоятельность. 3. Способы общения с детьми в ходе воспитатель ных воздействий: родители стремятся использо вать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их ар гументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани. 4. Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направ лены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательнос ти к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и конт роля с демократичностью и принятием. Таким образом, следует отметить, что наиболее распространенным механизмом формирования харак терологических черт ребенка, ответственных за само контроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, исполь зуемых родителями. В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспита тельных воздействий в формировании характерологи- 16* Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ческих особенностей ребенка, выделил три типа непра вильного воспитания. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональ ное отвержение) — неприятие индивидуальных осо- беннностей ребенка, сочетающееся с жестким контро лем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попусти тельством. Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции роди телей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожида нии успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — куль тивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или чле нам семьи. Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе связаны с анализом семейной структуры. Обра тимся к исследованию Э. Арутюнянц1. По ее мнению существует 3 варианта семьи: тра диционная (патриархальная), детоцентрическая и суп ружеская (демократическая). В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требовани ем является подчинение. Итогом социализации ре бенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» обще ственную структуру. Дети из этих семей легко усва ивают традиционные нормы, но испытывают труд ности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исхо дя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей роди телей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья 1 Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс. 1988. С. 26-33. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru существует только для ребенка. Воздействие осуществ ляется, как правило, снизу-вверх (от ребенка к родите лям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В ре зультате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оцени вать мир как враждебный. Очень велик риск социаль ной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу. Очень высоко оценивается супружеская (демокра тическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие. Автономность членов. Воспитательное воз действие — «горизонтальное», диалог равных: родите лей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого вос питания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной ус тойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутство вать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «верти кальному» принципу (т. е. практически — ко всем со циальным институтам). Э. Арутюнянц проводит интересный анализ след ствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового распространения этого типа семьи в совре менном обществе. Она считает инфантилизм молодежи прямым следствием воспитания в детоцентрической семье. Причины возникновения детоцентризма, на ее взгляд, состоят в следующем: • увеличение продолжительности жизни, совме стного существования детского и родительско го поколений (в 1,5 раза дольше, чем в XIX в.), • существование наедине, когда мать — только мать, но не дочь, не больше, чем в XIX в. (22 — 24 года); • нуклеаризация семьи, уменьшение числа де тей в семье, сокращение интергенитальных интервалов. Практические связи в совместном Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru труде заменяются эмоциональными, а отноше ния инфантилизируются; • отсутствие четких норм санкционирования от ношений родителей и детей, что привело к ут рате дистанции между родителями и детьми; • изменения в системе образования: до 17 — 22 лет детям необходима помощь родителей. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать со циально приемлемые формы поведения, не формиру ется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного — из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведе ния. Поскольку у них не выработано чувство незави симости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются не зрелостью суждений, постоянным недовольством, низ ким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет. Остановимся на одной из важнейших проблем, впрямую связанной с воспитанием, — главенстве в се мье. Глава семьи — это член семьи, чье лидерство при знается остальными ее членами. Есть семьи, где лиде ром является мужчина. Есть такие, где супруги делят «сферы влияния». В определенной части семей лиди рует женщина. Она определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет. Каким бы ни было главенство в семье, воспитанием детей в российской семье преимущественно занимает ся женщина. Она объясняет ребенку смысл нравствен ных норм, учит его читать и считать, проверяет уроки, регулирует его отношения со сверстниками, поощряет и наказывает. Во многих случаях женщина определяет формы семейной жизни — регистрировать или не ре гистрировать брак, разводиться или сохранять семью, иметь ребенка в браке или вне брака. Образованность женщины, ее профессиональные достижения, матери альная независимость подрывают авторитет мужчины в семье. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Не удивительно, что современные девочки растут в пренебрежении к мужчине. С детства мальчикам проти вопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых. Девочки раньше осваивают нравственные и социальные нормы, они в большей степени, чем мальчики, ориентиро ваны на взрослого. Воспитательное давление на девочек меньше, чем на мальчиков; к поведению девочек взрос лые более терпимы; мальчиков строже наказывают. По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью в несколько раз чаще, чем родители девочек. Для этого есть и психоло гические и биологические основания. Нервная система мальчиков более уязвима, мальчики больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Для мальчиков особенно опасна изоляция отцов от воспита ния. Если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически бесполым, нере шительным, боящимся жизни. Девочки, наоборот, становятся все более агрессив ными и драчливыми. У них развиваются мужские чер ты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руково дить другими детьми. Иногда у них появляются мужские привычки, они курят, ругаются. Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного вос питания, наиболее интересной, детализированной пред ставляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер. Авторы выделили следующие откло нения в стилях семейного воспитания: Гшюпротекция. Характеризуется недостатком опе ки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подрост ку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят фор мальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи при водят к асоциальному поведению из-за неудовлетворен ности потребности в любви и привязанности. Это приводит к неудовлетворенности в одной из базовых потребностей по Маслоу — в любви и привя занности. А по Фрейду, это одна из ситуаций, порож дающих тревогу, — потеря желаемого объекта. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрез мерной опеке и мелочном контроле поведения, слеж ке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативно сти, неумению постоять за себя. Согласно Маслоу самостоятельность необходима для удовлетворения потребности в самоуважении и уважении. Таким образом, данный стиль воспитания блокирует эту потребность. У Фрейда — это причина тревожности как потеря любви к себе. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся осво бодить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого вос питания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству, которое может сочетаться с не достаточным упорством и опорой на свои силы. Если рассмотреть это в соответствии с потребнос тью в любви и признании по Маслоу, то, несмотря на то, что она удовлетворяется, ее все равно можно назвать паталогической. Излишек, равно как и недостаток, тоже весьма вреден. Так, например, знаменитый испанский художник Сальвадор Дали описывает в своем дневнике атмосферу, в которой он рос. «В родительском доме я установил абсолютную монархию. Все готовы были служить мне. Родители боготворили меня. Однажды на праздник Поклонения волхвов в куче подарков я обна ружил королевское облачение: сияющую золотом коро ну с большими топазами и горностаевую мантию. С тех пор я не расстаюсь с этим одеянием». Далее он расска зывает о своем неординарном, сформированном в ок ружении любви и вседозволенности, поведении: «До семи лет я мочился в постель исключительно потому, что находил в этом удовольствие. (...). Однажды я зверски исцарапал булавкой няньку, которую обожал, только за то, что лавка, где надлежало купить вытребованные мною сласти, была заперта». В другой раз Дали жестоко ударил свою трехлетнюю сестренку «ногой по голове — как по мячу». Тогда Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru маленького Сальвадора наказали, заперев в комнате. «Запертый, я орал так громко и долго, что совершенно потерял голос. Родители перепугались. Заметив это, я пополнил диким ором свой арсенал и с тех пор орал дурным голосом по любому случаю»1. Личность, которую воспитывали по типу потвор ствующей гиперпротекции, нередко испытывает в жизни отрицательные переживания, так как «слепая» родительская любовь ограждала ребенка от трудностей, неприятностей и огорчений. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» — маче ха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скры тое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повы шенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль вос питания оказывает наиболее отрицательное воздей ствие на развитие ребенка. И это неудивительно, ведь зачастую в таких семьях могут присутствовать все четыре «тревожащие» ситуации Фрейда: потеря желаемого объекта, потеря любви, потеря личности, потеря любви к себе. Например, к потере лич ности Фрейд относит потерю «лица» и публичное осмея ние. Подобную ситуацию описывает Карл Густав Юнг в воспоминаниях о детстве: «Моя мать имела неприятную привычку давать мне всякого рода добрые советы, когда я отправлялся туда, куда меня приглашали. В таком случае я не только надевал мою лучшую одежду и чистил ботин ки, но и должен был почувствовать величие моих намере ний и моего появления на публике, так что можно пред ставить то унижение перед людьми на улице, которые слышали все позорные вещи, высказываемые громко моей матерью: «Не забудь передать им привет от папы и мамы и вытирай свой нос — ты не забыл носовой платок? А вы мыл руки?» И так далее. Меня всегда поражало, насколь ко неуместно выставлять всему миру мои скрытые чув ства, сопровождающие уверенность в себе»2. 1 Тайная жизн ь Сальвадора Дали, написанная им самим. С 9 5 - 9 8. 2 Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. С. 76—77. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности. Здесь не может идти речи о каком-либо удовлетво рении потребностей, а лишь о психотравмирующей ситуации, порождающей, наряду с тревожностью, мас су негативных личностных образований. Из письма девушки-подростка: «Я родилась и живу в благополучной семье, хорошо обеспеченной. Каза лось бы, чего надо — есть вещи, есть карманные день ги, есть все. Нет только радости и счастья. С детства меня били и ругали. Били жестоко, с удовольствием, смакуя удары. Били за все: за «тройку» в прописи, за разлитый на мои же колени суп, за то, что лишние пятнадцать минут прогуляла на улице с подружками, за то, что сказала лишнее при гостях, за то, что зама рала одежду... Можно еще перечислять. Била в основ ном мама: ремнем или палкой от стиральной машины; иногда, если упаду на пол, ногами пинала. Я стала нервной и дерганой (только не говорите, что это возраст). Так жить не хочу. Я вообще очень часто не хочу жить». Последствия такого обращения записал в своем дневнике французский мыслитель XVIII в. Жан-Жак Руссо. Однажды он был наказан несправедливо за проступок, который совершил якобы он. Взрослые тре бовали от него признания, притом неоднократно, в результате «довели до ужасного состояния», но он «был непоколебим». Вот что Руссо рассказывает об этом случае: «Пусть представят себе характер, робкий и покор ный в повседневной жизни, но пламенный, гордый, неукротимый в страстях, характер ребенка, всегда повиновавшегося голосу рассудка, всегда встречав шего обращение ласковое, ровное, приветливое, не имевшего даже понятия о несправедливости и в первый раз испытавшего столь ужасную несправед ливость со стороны людей, которых он любил и ува жал больше всего. Какое смятение чувств! Какой пе реворот в сердце, в мыслях, во всем его духовном, нравственном существе! (...) Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Телесная боль, хотя и сильная, была для меня ма лочувствительная, я испытывал только негодование, бе шенство, отчаяние. Первое ощущение насилия и не справедливости так глубоко запечатлелось в моей душе, что все мысли, связанные с ним, будят во мне и преж нее волнение». Повышенная моральная ответственность. От ре бенка требуют честности, порядочности, чувства дол га, не соответствующих его возрасту. Игнорируя инте ресы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насиль но приписывают роль «главы семьи». Родители наде ются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетает ся с ожиданием от него успехов больших, чем он мо жет достичь. Эмоциональные отношения довольно-таки теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, так как ребенок оказыва ется в ситуации потери любви к себе (по Фрейду), когда Суперэго порицает действия или черты характера. Помимо этого выделяются также следующие от клонения в стиле родительского воспитания: предпоч тение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужс ких качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительс ких чувств (НРЧ), проекция собственных нежелатель ных качеств (ПНК), внесение конфликта между суп ругами в сферу воспитания (ВК). Известны другие типологии родительского отно шения. А.Я. Варга выделяет: принимающе-авторитар- ное родительское отношение, «маленький неудачник», симбиотическое родительское отношение, симбиоти- чески-авторитарное родительское отношение. Одно из направлений в описании типологии семей ного воспитания — изучение воспитательских роди тельских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная родительская по зиция отвечает требованям адекватности, гибкости и прогностичности (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская). Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Адекватность родительской позиции может быть определена, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происхо дящие в его душевном мире изменения. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изме нениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответ ствии с изменениями ребенка, она должна быть пред восхищающей, прогностичной. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а на оборот, поведение родителей должно опережать появле ние новых психических и личностных качеств детей. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских пози ций по одному или по всем трем выделенным показа телям. Родительские позиции неадекватны, утрачива ют качество гибкости, становятся непрогностичными. Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль опре деляется как некий набор шаблонов поведения по от ношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выяв ляются в семьях, когда родительские позиции утрачи вают гибкость и адекватность. К наиболее типичным относят четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби». «Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей пере ходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. «Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоци ональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему. «Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель». Ребенок в такой роли рано вклю чается в сложности семейной жизни, занимает важ нейшее место в семье, регулируя и устраняя супру жеские конфликты. Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Недостаточно изучены мотивационные тенденции во взаимодействии родителя с ребенком и их субъек тивное осознание. Анализ мотивов воспитания показал, что истинные побуждения, которые определяют взаи модействие с детьми, не всегда полностью представле ны в сознании родителей. Реально действующий мотив, может быть представлен в сознании замещающим мо тивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком становится полимотивированным и в значительной сте пени неосознанным. «Игра» сознательных и неосозна ваемых сил, сложное переплетение различных мотивов воспитания проявляются в родительских позициях, пре обладающих при взаимодействии с ребенком. Родительская позиция — это некое целостное об разование, это реальная направленность воспитатель ной деятельности родителей, возникающая под влияни ем мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознава емыми и неосознаваемыми мотивационными тенденци ями. Типология А. Рое и М. Сигельмана включает такие установки на детей и родительские позиции в воспита нии как отвержение, безразличие, гиперопеку, сверх требовательность, устойчивость, активную любовь. По мнению Смирновой Е.О 1, специфика родитель ского отношения заключается в двойственности и про тиворечивости позиции родителя по отношению к ре бенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценоч ное отношение, направленное на формирование цен- 1 Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в agn Раннем онтогенезе// Вопросы психологии. 1994. №6. С. 5—15. Чии Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для роди тельского отношения, но и для межличностных отноше ний вообще. Человеческие отношения всегда имеют двой ственную природу. Другой человек выступает и как совокупность отдельных качеств, которые могут стать предметом оценки, сравнения, познания или воздействия, и как самоценная и целостная личность, не сводимая к частичным проявлениям. Если первый аспект задает гра ницы себя и другого, порождает обособленность и отдель ность, то второй — создает общность и причастность друг к другу. Эти два начала, которые можно обозначить как предметное (частичное) и личностное (целостное), не яв ляются разными типами или формами отношений. Они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности каждого из этих двух моментов. Своеобразие и внутренняя конфликтность роди тельского отношения заключается в максимальной вы раженности и напряженности обоих моментов. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной свя зи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстно го, т.е. личностного отношения. В силу этого она порож дает устойчивую и безусловную любовь, чувствитель ность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним, которая вряд ли может быть описана традиционным термином «при нятие». С другой — глобальная ответственность за бу дущее ребенка порождает оценочную позицию, конт роль над его действиями, сравнение его с другими, превращает ребенка в объект воспитания. Все это пред полагает реализацию более или менее жесткой воспи тательной стратегии, включающей определенную на правленность родительских воздействий на будущее, на формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка ит.д.1. 1 Смирнова Е.О. Проблемы общения ребенка и взрослого в ра 494 ботах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии, 1996. № 6. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Поскольку личностное и предметное начало имма нентно присущи каждому типу родительского отноше ния, их можно рассматривать как его структурные со ставляющие. Конкретные варианты отношения могут |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.015 с.)