И благополучие ребенка в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И благополучие ребенка в семье



Ребенок в своем развитии проходит через опре­

деленные стадии, но и его родители, семья минуют

один закономерный этап за другим, причем у каждого

' Пископпель АА Природа человека в концепции А. Маслоу //

Вопросы психологии. 1999, № 2. С. 76.

Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М, 1996.

3 Воспитание с любовью и логикой. М., 1995.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

этапа свои специфические задачи, особенности и труд­

ности. В этих условиях динамика роста и взаимоотно­

шений во многом детерминируются такими фактора­

ми, как семейные ценности и стили воспитания.

Дети в семье — дополнение, обогащение жизни

двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нуж­

ны оба родителя — любящие отец и мать. Без преуве­

личения можно сказать, что отношения между мужем

и женой имеют громадное влияние на развитие лично­

сти ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка

делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным,

агрессивным. Трения между супругами, как правило,

травмирующим образом влияют на ребенка.

Патология супружеских отношений продуцирует

широкий спектр аномалий, и притом весьма серьез­

ных, как в психике, так и в поведении личности. Изве­

стно, что у лиц, воспитывающихся в семьях, где роди­

тели конфликтовали между собой, заметно возрастает

массивность невротических, особенно неврастеничес­

ких, реакций.

Подобно тому, как неповторима личность каждого

человека, индивидуальны отношения между супруга­

ми, столь же сложны и отношения родителей к своему

ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания понимается сово­

купность родительских стереотипов, воздействующих

на ребенка.

Наблюдения за воспитанием детей в различных

семьях позволили психологам составить описание раз­

личных типов воспитания.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспи­

тания — демократический и контролирующий. Под сти­

лем воспитания понимается не определенная стратегия

воспитания, как сочетание различных вариантов пове­

дения родителя, которые в разных ситуациях и в разное

время будут проявляться в большей или меньшей сте­

пени. Такой подход позволяет построить своеобразный

профиль родительского поведения, который отражает

наиболее характерный стиль воспитания как в индиви­

дуальном случае для конкретного родителя, так и для

группы родителей детей определенного возраста.

Демократический стиль характеризуется следую­

щими параметрами: высокая степень вербального об-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

щения между родителями и детьми, включенность де­

тей в обсуждение семейных проблем, успешность ре­

бенка при готовности родителей всегда прийти на

помощь, стремление к снижению субъективности в

видении ребенка.

Контролирующий предполагает существенные ог­

раничения поведения ребенка при отсутствии разно­

гласий между родителями и детьми по поводу дисцип­

линарных мер, четкое понимание ребенком смысла

ограничений. Требования родителей могут быть доста­

точно жесткими, но они предъявляются ребенку посто­

янно и последовательно и признаются ребенком как

справедливые и обоснованные.

В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется

совокупность детских черт, связанных с факторами

родительского контроля и эмоциональной поддержки.

На основе своих наблюдений Баумринд выделяют­

ся 3 типа детей, характер которых соответствовал оп­

ределенным методам воспитательной деятельности их

родителей.

Авторитетные родителиинициативные, общи­

тельные, добрые дети. Авторитетны те родители, кото­

рые любят и понимают детей, предпочитая не наказы­

вать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь

лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмыслен­

ного поведения и стараются помочь им, чутко относясь

к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно про­

являют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а

тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, ста­

раются обосновать, а не навязать свою точку зрения,

они ответственно относятся к своим обязанностям. Им

легче дается усвоение социально приемлемых и поощ­

ряемых форм поведения. Они более энергичны и уве­

рены в себе, у них лучше развиты чувство собственно­

го достоинства и самоконтроль, им легче удается

наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родителираздражительные,

склонные к конфликтам дети. Авторитарные родите­

ли считают, что ребенку не следует предоставлять

слишком много свободы и прав, что он должен во всем

подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти ро­

дители в своей воспитательной практике, стремясь вы-

Шнендер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

работать у ребенка дисциплинированность, как прави­

ло, не оставляют ему возможность для выбора вариан­

тов поведения, ограничивают его самостоятельность

лишают права возражать старшим, даже если ребенок

прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе

труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жест­

кий контроль над поведением ребенка — основа их вос­

питания, которое не идет дальше суровых запретов,

выговоров и нередко — физических наказаний. Наи­

более часто встречающийся способ дисциплинарного

воздействия — запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с

детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и

детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положитель­

ный результат. У детей при таком воспитании форми­

руется лишь механизм внешнего контроля, развивают­

ся чувства вины или страха перед наказанием и, как

правило, слишком слабый самоконтроль, если он вооб­

ще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом

устанавливают контакты со сверстниками из-за своей

постоянной настороженности, и даже враждебности к

окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны

и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родителиимпульсивные, аг­

рессивные дети. Как правило, снисходительные ро­

дители не склонны контролировать своих детей, позво­

ляя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от

них ответственности и самоконтроля. Такие родители

разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть

до того, что не обращают внимания на вспышки гнева

и агрессивное поведение, в результате которых случа­

ются неприятности. У детей же чаще всего нелады с

дисциплиной, нередко их поведение становится про­

сто неуправляемым. Как в таких случаях поступают

снисходительные родители? Обычно они приходят в

отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко выс­

меивают ребенка, а в порывах гнева могут применять

физическое наказание. Они лишают детей родительс­

кой любви, внимания и сочувствия.

В соответствии с этим выделено четыре параметра

родительского поведения, ответственных за описанные

паттерны детских черт.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

1. Родительский контроль: при высоком уровне ро­

дители предпочитают оказывать большое влияние

на детей, способны настаивать на выполнении

своих требований, последовательны в них. Конт­

ролирующие действия направлены на модифика­

цию проявлений зависимости у детей, агрессив­

ности, развитие игрового поведения, а также на

более совершенное усвоение родительских стан­

дартов и норм.

2. Родительские требования, побуждающие к разви­

тию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы

дети развивали свои способности в интеллектуаль­

ной и эмоциональной сферах, межличностном об­

щении, настаивают на необходимости и праве де­

тей на самостоятельность.

3. Способы общения с детьми в ходе воспитатель­

ных воздействий: родители стремятся использо­

вать убеждение с тем, чтобы добиться послушания,

обосновывают свою точку зрения и одновременно

готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их ар­

гументацию. Родители с низким уровнем чаще

прибегают к крикам, жалобам и ругани.

4. Эмоциональная поддержка: родители способны

выражать сочувствие, любовь и теплое отношение,

но действия и эмоциональное отношение направ­

лены на содействие физическому и духовному

росту детей, они испытывают удовлетворение и

гордость от успехов детей.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей

соответствует наличию в родительском отношении

всех четырех измерений — контроля, требовательнос­

ти к социальной зрелости, общения и эмоциональной

поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания

является сочетание высокой требовательности и конт­

роля с демократичностью и принятием.

Таким образом, следует отметить, что наиболее

распространенным механизмом формирования харак­

терологических черт ребенка, ответственных за само­

контроль и социальную компетентность, выступает

интериоризация средств и навыков контроля, исполь­

зуемых родителями.

В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспита­

тельных воздействий в формировании характерологи-

16*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ческих особенностей ребенка, выделил три типа непра­

вильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональ­

ное отвержение) неприятие индивидуальных осо-

беннностей ребенка, сочетающееся с жестким контро­

лем, с императивным навязыванием ему единственного

правильного типа поведения. Тип воспитания А может

сочетаться с недостатком контроля, полным попусти­

тельством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее)

выражается в тревожно-мнительной концепции роди­

телей о состоянии здоровья ребенка, его социальном

статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожида­

нии успехов в учебе и будущей профессиональной

деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — куль­

тивирование внимания всех членов семьи на ребенке

(кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или чле­

нам семьи.

Немалый интерес представляют работы, в которых

воспитание и детско-родительские отношения так или

иначе связаны с анализом семейной структуры. Обра­

тимся к исследованию Э. Арутюнянц1.

По ее мнению существует 3 варианта семьи: тра­

диционная (патриархальная), детоцентрическая и суп­

ружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение

к авторитету старших; педагогическое воздействие

осуществляется сверху вниз. Основным требовани­

ем является подчинение. Итогом социализации ре­

бенка в такой семье является способность легко

вписаться в «вертикально-организованную» обще­

ственную структуру. Дети из этих семей легко усва­

ивают традиционные нормы, но испытывают труд­

ности в формировании собственных семей. Они не

инициативны, не гибки в общении, действуют, исхо­

дя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей роди­

телей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья

1 Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема

социального инфантилизма молодежи // Отец в современной

семье. Вильнюс. 1988. С. 26-33.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

существует только для ребенка. Воздействие осуществ­

ляется, как правило, снизу-вверх (от ребенка к родите­

лям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В ре­

зультате у ребенка формируется высокая самооценка

собственной значимости, но возрастает вероятность

конфликта с социальным окружением за пределами

семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оцени­

вать мир как враждебный. Очень велик риск социаль­

ной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации

ребенка после поступления в школу.

Очень высоко оценивается супружеская (демокра­

тическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие,

принятие. Автономность членов. Воспитательное воз­

действие — «горизонтальное», диалог равных: родите­

лей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются

взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем

больше его интересы учитываются. Итогом такого вос­

питания является усвоение ребенком демократических

ценностей, гармонизация его представлений о правах

и обязанностях, свободе и ответственности, развитие

активности, самостоятельности, доброжелательности,

адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной ус­

тойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутство­

вать навык подчинения социальным требованиям. Они

плохо адаптируются в среде, построенной по «верти­

кальному» принципу (т. е. практически — ко всем со­

циальным институтам).

Э. Арутюнянц проводит интересный анализ след­

ствий воспитания в детоцентрической семье и причин

массового распространения этого типа семьи в совре­

менном обществе. Она считает инфантилизм молодежи

прямым следствием воспитания в детоцентрической

семье. Причины возникновения детоцентризма, на ее

взгляд, состоят в следующем:

• увеличение продолжительности жизни, совме­

стного существования детского и родительско­

го поколений (в 1,5 раза дольше, чем в XIX в.),

• существование наедине, когда мать — только

мать, но не дочь, не больше, чем в XIX в. (22 —

24 года);

• нуклеаризация семьи, уменьшение числа де­

тей в семье, сокращение интергенитальных

интервалов. Практические связи в совместном

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

труде заменяются эмоциональными, а отноше­

ния инфантилизируются;

• отсутствие четких норм санкционирования от­

ношений родителей и детей, что привело к ут­

рате дистанции между родителями и детьми;

• изменения в системе образования: до 17 — 22

лет детям необходима помощь родителей.

Методы воспитания у матерей и отцов нередко

противоречивы, несогласованны. Все это приводит к

тому, что у детей не возникает желания усваивать со­

циально приемлемые формы поведения, не формиру­

ется самоконтроль и чувство ответственности. Они

всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного,

неизвестного — из страха, что при столкновении с этим

новым не смогут избрать правильную форму поведе­

ния. Поскольку у них не выработано чувство незави­

симости и ответственности, дети импульсивны, а в

сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются не­

зрелостью суждений, постоянным недовольством, низ­

ким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой.

Им нелегко справиться со своей импульсивностью и

заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило,

мало или вообще нет.

Остановимся на одной из важнейших проблем,

впрямую связанной с воспитанием, — главенстве в се­

мье. Глава семьи — это член семьи, чье лидерство при­

знается остальными ее членами. Есть семьи, где лиде­

ром является мужчина. Есть такие, где супруги делят

«сферы влияния». В определенной части семей лиди­

рует женщина. Она определяет уклад семьи, формы

досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет.

Каким бы ни было главенство в семье, воспитанием

детей в российской семье преимущественно занимает­

ся женщина. Она объясняет ребенку смысл нравствен­

ных норм, учит его читать и считать, проверяет уроки,

регулирует его отношения со сверстниками, поощряет

и наказывает. Во многих случаях женщина определяет

формы семейной жизни — регистрировать или не ре­

гистрировать брак, разводиться или сохранять семью,

иметь ребенка в браке или вне брака. Образованность

женщины, ее профессиональные достижения, матери­

альная независимость подрывают авторитет мужчины

в семье.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Не удивительно, что современные девочки растут в

пренебрежении к мужчине. С детства мальчикам проти­

вопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых.

Девочки раньше осваивают нравственные и социальные

нормы, они в большей степени, чем мальчики, ориентиро­

ваны на взрослого. Воспитательное давление на девочек

меньше, чем на мальчиков; к поведению девочек взрос­

лые более терпимы; мальчиков строже наказывают.

По данным психологов и психиатров, родители

мальчиков обращаются за помощью в несколько раз

чаще, чем родители девочек. Для этого есть и психоло­

гические и биологические основания. Нервная система

мальчиков более уязвима, мальчики больше страдают от

нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Для

мальчиков особенно опасна изоляция отцов от воспита­

ния. Если мальчик не находит в отце эталона мужского

поведения и при этом зависим от сильной и энергичной

матери, он вырастает психологически бесполым, нере­

шительным, боящимся жизни.

Девочки, наоборот, становятся все более агрессив­

ными и драчливыми. У них развиваются мужские чер­

ты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руково­

дить другими детьми. Иногда у них появляются мужские

привычки, они курят, ругаются.

Из классификаций, сопоставляющих особенности

формирования личности детей и стили семейного вос­

питания, наиболее интересной, детализированной пред­

ставляется классификация, предложенная А.Е. Личко и

Э.Г. Эйдемиллер. Авторы выделили следующие откло­

нения в стилях семейного воспитания:

Гшюпротекция. Характеризуется недостатком опе­

ки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подрост­

ку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам,

часты физическая заброшенность и неухоженность. При

скрытой гипопротекции контроль и забота носят фор­

мальный характер, родители не включаются в жизнь

ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи при­

водят к асоциальному поведению из-за неудовлетворен­

ности потребности в любви и привязанности.

Это приводит к неудовлетворенности в одной из

базовых потребностей по Маслоу — в любви и привя­

занности. А по Фрейду, это одна из ситуаций, порож­

дающих тревогу, — потеря желаемого объекта.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в

повышенном, обостренном внимании и заботе, чрез­

мерной опеке и мелочном контроле поведения, слеж­

ке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к

самостоятельности и ответственности. Это приводит

либо к реакции эмансипации, либо к безынициативно­

сти, неумению постоять за себя.

Согласно Маслоу самостоятельность необходима

для удовлетворения потребности в самоуважении и

уважении. Таким образом, данный стиль воспитания

блокирует эту потребность. У Фрейда — это причина

тревожности как потеря любви к себе.

Потворствующая гиперпротекция. Так называют

воспитание «кумира семьи». Родители стремятся осво­

бодить ребенка от малейших трудностей, потакают его

желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют,

восхищаются его минимальными успехами и требуют

такого же восхищения от других. Результат такого вос­

питания проявляется в высоком уровне притязаний,

стремлении к лидерству, которое может сочетаться с не­

достаточным упорством и опорой на свои силы.

Если рассмотреть это в соответствии с потребнос­

тью в любви и признании по Маслоу, то, несмотря на то,

что она удовлетворяется, ее все равно можно назвать

паталогической. Излишек, равно как и недостаток, тоже

весьма вреден. Так, например, знаменитый испанский

художник Сальвадор Дали описывает в своем дневнике

атмосферу, в которой он рос. «В родительском доме я

установил абсолютную монархию. Все готовы были

служить мне. Родители боготворили меня. Однажды на

праздник Поклонения волхвов в куче подарков я обна­

ружил королевское облачение: сияющую золотом коро­

ну с большими топазами и горностаевую мантию. С тех

пор я не расстаюсь с этим одеянием». Далее он расска­

зывает о своем неординарном, сформированном в ок­

ружении любви и вседозволенности, поведении: «До

семи лет я мочился в постель исключительно потому,

что находил в этом удовольствие. (...).

Однажды я зверски исцарапал булавкой няньку,

которую обожал, только за то, что лавка, где надлежало

купить вытребованные мною сласти, была заперта».

В другой раз Дали жестоко ударил свою трехлетнюю

сестренку «ногой по голове — как по мячу». Тогда

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

маленького Сальвадора наказали, заперев в комнате.

«Запертый, я орал так громко и долго, что совершенно

потерял голос. Родители перепугались. Заметив это, я

пополнил диким ором свой арсенал и с тех пор орал

дурным голосом по любому случаю»1.

Личность, которую воспитывали по типу потвор­

ствующей гиперпротекции, нередко испытывает в

жизни отрицательные переживания, так как «слепая»

родительская любовь ограждала ребенка от трудностей,

неприятностей и огорчений.

Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся.

Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко

обращаются. Родители (или их «заместители» — маче­

ха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют

общее недовольство ребенком. Часто встречается скры­

тое эмоциональное отвержение: родители стремятся

завуалировать реальное отношение к ребенку повы­

шенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль вос­

питания оказывает наиболее отрицательное воздей­

ствие на развитие ребенка.

И это неудивительно, ведь зачастую в таких семьях

могут присутствовать все четыре «тревожащие» ситуации

Фрейда: потеря желаемого объекта, потеря любви, потеря

личности, потеря любви к себе. Например, к потере лич­

ности Фрейд относит потерю «лица» и публичное осмея­

ние. Подобную ситуацию описывает Карл Густав Юнг в

воспоминаниях о детстве: «Моя мать имела неприятную

привычку давать мне всякого рода добрые советы, когда

я отправлялся туда, куда меня приглашали. В таком случае

я не только надевал мою лучшую одежду и чистил ботин­

ки, но и должен был почувствовать величие моих намере­

ний и моего появления на публике, так что можно пред­

ставить то унижение перед людьми на улице, которые

слышали все позорные вещи, высказываемые громко моей

матерью: «Не забудь передать им привет от папы и мамы

и вытирай свой нос — ты не забыл носовой платок? А вы­

мыл руки?» И так далее. Меня всегда поражало, насколь­

ко неуместно выставлять всему миру мои скрытые чув­

ства, сопровождающие уверенность в себе»2.

1 Тайная жизн ь Сальвадора Дали, написанная им самим.

С 9 5 - 9 8.

2 Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. С. 76—77.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться

открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя

насилие, или быть скрытыми, когда между родителями

и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности

и враждебности.

Здесь не может идти речи о каком-либо удовлетво­

рении потребностей, а лишь о психотравмирующей

ситуации, порождающей, наряду с тревожностью, мас­

су негативных личностных образований.

Из письма девушки-подростка: «Я родилась и живу

в благополучной семье, хорошо обеспеченной. Каза­

лось бы, чего надо — есть вещи, есть карманные день­

ги, есть все. Нет только радости и счастья. С детства

меня били и ругали. Били жестоко, с удовольствием,

смакуя удары. Били за все: за «тройку» в прописи, за

разлитый на мои же колени суп, за то, что лишние

пятнадцать минут прогуляла на улице с подружками,

за то, что сказала лишнее при гостях, за то, что зама­

рала одежду... Можно еще перечислять. Била в основ­

ном мама: ремнем или палкой от стиральной машины;

иногда, если упаду на пол, ногами пинала.

Я стала нервной и дерганой (только не говорите,

что это возраст). Так жить не хочу. Я вообще очень часто

не хочу жить».

Последствия такого обращения записал в своем

дневнике французский мыслитель XVIII в. Жан-Жак

Руссо. Однажды он был наказан несправедливо за

проступок, который совершил якобы он. Взрослые тре­

бовали от него признания, притом неоднократно, в

результате «довели до ужасного состояния», но он «был

непоколебим».

Вот что Руссо рассказывает об этом случае:

«Пусть представят себе характер, робкий и покор­

ный в повседневной жизни, но пламенный, гордый,

неукротимый в страстях, характер ребенка, всегда

повиновавшегося голосу рассудка, всегда встречав­

шего обращение ласковое, ровное, приветливое, не

имевшего даже понятия о несправедливости и в

первый раз испытавшего столь ужасную несправед­

ливость со стороны людей, которых он любил и ува­

жал больше всего. Какое смятение чувств! Какой пе­

реворот в сердце, в мыслях, во всем его духовном,

нравственном существе! (...)

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Телесная боль, хотя и сильная, была для меня ма­

лочувствительная, я испытывал только негодование, бе­

шенство, отчаяние. Первое ощущение насилия и не­

справедливости так глубоко запечатлелось в моей душе,

что все мысли, связанные с ним, будят во мне и преж­

нее волнение».

Повышенная моральная ответственность. От ре­

бенка требуют честности, порядочности, чувства дол­

га, не соответствующих его возрасту. Игнорируя инте­

ресы и возможности подростка, возлагают на него

ответственность за благополучие близких. Ему насиль­

но приписывают роль «главы семьи». Родители наде­

ются на особое будущее своего ребенка, а ребенок

боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход

за младшими детьми или престарелыми.

Здесь повышенное внимание к ребенку сочетает­

ся с ожиданием от него успехов больших, чем он мо­

жет достичь. Эмоциональные отношения довольно-таки

теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается

оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи

переживаются очень остро, так как ребенок оказыва­

ется в ситуации потери любви к себе (по Фрейду), когда

Суперэго порицает действия или черты характера.

Помимо этого выделяются также следующие от­

клонения в стиле родительского воспитания: предпоч­

тение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужс­

ких качеств (ПМК), предпочтение детских качеств

(ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ),

страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительс­

ких чувств (НРЧ), проекция собственных нежелатель­

ных качеств (ПНК), внесение конфликта между суп­

ругами в сферу воспитания (ВК).

Известны другие типологии родительского отно­

шения. А.Я. Варга выделяет: принимающе-авторитар-

ное родительское отношение, «маленький неудачник»,

симбиотическое родительское отношение, симбиоти-

чески-авторитарное родительское отношение.

Одно из направлений в описании типологии семей­

ного воспитания — изучение воспитательских роди­

тельских установок и позиций. В самом общем виде

были сформулированы оптимальная и неоптимальная

родительские позиции. Оптимальная родительская по­

зиция отвечает требованям адекватности, гибкости и

прогностичности (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская).

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Адекватность родительской позиции может быть

определена, как умение родителей видеть и понимать

индивидуальность своего ребенка, замечать происхо­

дящие в его душевном мире изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается

как способность перестройки воздействия на ребенка

по ходу его взросления и в связи с различными изме­

нениями условий жизни семьи. Гибкая родительская

позиция должна быть не только изменчивой в соответ­

ствии с изменениями ребенка, она должна быть пред­

восхищающей, прогностичной.

Прогностичность родительской позиции означает,

что не ребенок должен вести за собой родителей, а на­

оборот, поведение родителей должно опережать появле­

ние новых психических и личностных качеств детей.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание

ребенка приобрело проблемный характер, довольно

отчетливо выявляется изменение родительских пози­

ций по одному или по всем трем выделенным показа­

телям. Родительские позиции неадекватны, утрачива­

ют качество гибкости, становятся непрогностичными.

Существует попытка описать воспитание в семье

через те роли, которые выполняет ребенок. Роль опре­

деляется как некий набор шаблонов поведения по от­

ношению к ребенку в семье, как сочетание чувств,

ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку

взрослыми членами семьи. Детские роли четко выяв­

ляются в семьях, когда родительские позиции утрачи­

вают гибкость и адекватность.

К наиболее типичным относят четыре роли: «козел

отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби».

«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в

семье, когда супружеские проблемы родителей пере­

ходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции

родителей, которые на самом деле они испытывают

друг к другу.

«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители

не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоци­

ональный вакуум заполняется преувеличенной заботой

о ребенке, преувеличенной любовью к нему.

«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей,

он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз

и навсегда предписано быть в семье только ребенком,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при

сильной близости супругов друг к другу.

«Примиритель». Ребенок в такой роли рано вклю­

чается в сложности семейной жизни, занимает важ­

нейшее место в семье, регулируя и устраняя супру­

жеские конфликты.

Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот

факт, что на детей влияют не только преднамеренные

воздействия, но в равной или даже большей степени

все особенности поведения родителей.

Недостаточно изучены мотивационные тенденции

во взаимодействии родителя с ребенком и их субъек­

тивное осознание. Анализ мотивов воспитания показал,

что истинные побуждения, которые определяют взаи­

модействие с детьми, не всегда полностью представле­

ны в сознании родителей. Реально действующий мотив,

может быть представлен в сознании замещающим мо­

тивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком

становится полимотивированным и в значительной сте­

пени неосознанным. «Игра» сознательных и неосозна­

ваемых сил, сложное переплетение различных мотивов

воспитания проявляются в родительских позициях, пре­

обладающих при взаимодействии с ребенком.

Родительская позиция — это некое целостное об­

разование, это реальная направленность воспитатель­

ной деятельности родителей, возникающая под влияни­

ем мотивов воспитания. То, какая именно родительская

позиция реализуется во взаимодействии с ребенком,

зависит, прежде всего, от соотношения между сознава­

емыми и неосознаваемыми мотивационными тенденци­

ями. Типология А. Рое и М. Сигельмана включает такие

установки на детей и родительские позиции в воспита­

нии как отвержение, безразличие, гиперопеку, сверх­

требовательность, устойчивость, активную любовь.

По мнению Смирновой Е.О 1, специфика родитель­

ского отношения заключается в двойственности и про­

тиворечивости позиции родителя по отношению к ре­

бенку. С одной стороны, это безусловная любовь и

глубинная связь, с другой — это объективное оценоч­

ное отношение, направленное на формирование цен-

1 Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в agn

Раннем онтогенезе// Вопросы психологии. 1994. №6. С. 5—15. Чии

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ных качеств и способов поведения. Наличие этих двух

противоположных начал характерно не только для роди­

тельского отношения, но и для межличностных отноше­

ний вообще. Человеческие отношения всегда имеют двой­

ственную природу. Другой человек выступает и как

совокупность отдельных качеств, которые могут стать

предметом оценки, сравнения, познания или воздействия,

и как самоценная и целостная личность, не сводимая к

частичным проявлениям. Если первый аспект задает гра­

ницы себя и другого, порождает обособленность и отдель­

ность, то второй — создает общность и причастность друг

к другу. Эти два начала, которые можно обозначить как

предметное (частичное) и личностное (целостное), не яв­

ляются разными типами или формами отношений. Они

образуют два момента, в определенной мере присущих

каждому конкретному отношению. Различие конкретных

отношений сводится к относительному преобладанию или

выраженности каждого из этих двух моментов.

Своеобразие и внутренняя конфликтность роди­

тельского отношения заключается в максимальной вы­

раженности и напряженности обоих моментов. С одной

стороны, в силу изначального единства, глубинной свя­

зи матери и ребенка, материнская любовь является

высшим проявлением альтруистического, бескорыстно­

го, т.е. личностного отношения. В силу этого она порож­

дает устойчивую и безусловную любовь, чувствитель­

ность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную

эмоционально-аффективную связь с ним, которая вряд

ли может быть описана традиционным термином «при­

нятие». С другой — глобальная ответственность за бу­

дущее ребенка порождает оценочную позицию, конт­

роль над его действиями, сравнение его с другими,

превращает ребенка в объект воспитания. Все это пред­

полагает реализацию более или менее жесткой воспи­

тательной стратегии, включающей определенную на­

правленность родительских воздействий на будущее, на

формирование определенных качеств, ценных с точки

зрения родителя, объективную (а порой необъективную)

оценку действий и состояний ребенка ит.д.1.

1 Смирнова Е.О. Проблемы общения ребенка и взрослого в ра­

494 ботах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии, 1996. № 6.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Поскольку личностное и предметное начало имма­

нентно присущи каждому типу родительского отноше­

ния, их можно рассматривать как его структурные со­

ставляющие. Конкретные варианты отношения могут



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.325 с.)