Внебрачный секс и интимная дружба. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внебрачный секс и интимная дружба.



В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных свя­

зей интимного характера, «подножке новых увлече­

ний», по А. Кронику.

Он иллюстрирует ее фрагментом из книги Э. Хемин­

гуэя «Праздник, который всегда с тобой», в котором

описывается «способ, старый как мир»: «Он заключает­

ся в том, что молодая незамужняя женщина временно

становится лучшей подругой молодой замужней женщи­

ны, приезжает погостить к мужу и жене, а потом неза­

метно, невинно и неумолимо делает все, чтобы женить

мужа на себе....Появление такой подруги имеет свои пре­

имущества, пока не выясняется, к чему оно ведет. Когда

муж кончает работу, рядом с ним оказываются две при­

влекательные женщины. Одна — непривычная и зага­

дочная, и, если ему не повезет, он будет любить обеих.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

И тогда вместо них двоих и их ребенка их стано­

вится трое. Сначала это бодрит и радует, и некоторое

время все так и идет. Все по-настоящему плохое начи­

нается с самого невинного. И ты живешь настоящим

днем, наслаждаешься тем, что имеешь, и ни о чем не

думаешь. Ты лжешь, и тебе это отвратительно, и тебя

это губит, и каждый день грозит все большей опасно­

стью, но ты живешь лишь настоящим днем, как на

войне».

Новые увлечения стары как мир, но справиться с

ними бывает нелегко.

Сексуальные внебрачные отношения предполага­

ют (допускают) некоторое участие в совместном веде­

нии домашнего хозяйства, возможно появление вне­

брачных детей. Такую связь мужчины с незамужней

женщиной, имеющей от него детей, называют конку­

бинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране

рождалось 10,8%, в 1990 г. - 14,6%, в 1991 г. - 15,1%,

в 1992 г. - 16,6%, в 1993 г. - уже 18,4%1. Внебрачный

секс непременно связан с ожиданием того, что отно­

шения в первичной паре будут прерваны и из этой

любовной связи возникнет, оформится новый брак. Лю­

бовники прилагают усилия для достижения определен­

ных целей. Они жертвуют этими целями, только когда

понимают, что ожидаемая радость будет совсем мимо­

летной и неуловимой.

Как правило, сексуальные внебрачные связи не

являются продолжительными: они либо действитель­

но перерастают в новый брак, либо становятся обу­

зой, утомляют, человеку рано или поздно становится

обременительно вести двойную игру. Удовлетворен­

ность браком в первичной паре в таких ситуациях

также невысока.

Интимная дружба редко угрожает стабильности

первичного брака, длиться она может долго (порядка

10 лет), вместе с тем, — при ее наличии, — очень вы­

сокий уровень близости и доверия в первичной паре.

5.2. Свингерство. Свингерством называют обмен

брачными партнерами. В данном случае две супружес­

кие пары образуют так называемую «шведскую» се­

мью. Зародился такой обмен брачными партнерами в

1 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М.. 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

1970-е гг. в Скандинавии. В настоящее время такие аль­

тернативные брачно-семейные связи характерны для

2% населения США.

В исследованиях таких супружеских пар зафик­

сирована меньшая связь таких партнеров с родителя­

ми в детстве, практическое отсутствие контактов с соб­

ственными детьми.

Инициаторами таких отношений выступают обыч­

но мужчины, в супружеской паре отмечается высокая

оценка своего брака.

6.0. Гомосексуальные пары. В основе таких брач-

но-семейных отношений лежит однополая любовь,

проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам

своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина-

женщина. Однополая любовь покоится на тех же

психофизиологических предпосылках, что и гетеро­

сексуальная, а итоговое соотношение того и друго­

го определяется лишь в процессе индивидуального

развития. Гомосексуальность не является единым

феноменом, ее истоки и формы многообразны. Не­

смотря на возможное генетическое предрасположе­

ние к гомосексуальности, в целом она строится на ос­

нове индивидуального опыта и научения. Спор о том,

считать ли гомосексуальность врожденным заболева­

нием, свойством личности, стилем жизни или чем-то

еще, по мнению И.С. Кона1, вряд ли закончатся в близ­

ком будущем. Какое бы отношение ни вызывала гомо­

сексуальность к себе в обществе, какими бы причи­

нами ни детерминировалась истинная сексуальная

ориентация, она не является делом свободного выбо­

ра и не может быть изменена произвольно.

По данным некоторых исследований, жизненный

путь и личностные особенности гомосексуалистов

имеют свою специфику (дефицит мужского влияния

в детстве, плохие отношения с отцами, особое влия­

ние матерей, обладавших пуританским характером, у

которых сыновья были любимцами, и они (матери)

хотели быть в центре внимания сыновей, ранние го-

мосесуальные контакты с братьями и сверстниками

и т. д.), по данным других — никаких значимых раз­

личий в социализации лиц с гомосексуальной ориен-

1 Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

тацией не обнаруживается. Следует отметить, что в

основном, к участию в исследованиях привлекались

мужчины.

Гомосексуальные пары в случае однополой любви

сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросек­

суальные: измены, ревность, обиды, ссоры, непонима­

ние, отсутствие доверия, несоответствие ролевых ус­

тановок и ролевой согласованности, монотония и пр.

Отношение к гомосексуальным парам различное

и крайне выраженное: от смертной казни (Маврита­

ния, Тунис) до официального признания такой пары се­

мьей, с юридической легализацией отношений (Дания).

Опасность представляет не сам по себе факт су­

ществования гомосексуальных пар взрослых партне­

ров, поскольку они не угрожают жизни других лю­

дей, а более высокая распространенность в их среде

венерических заболеваний, к которым в последние

годы присоединилось такое опасное заболевание, как

СПИД. «Это не может не вызывать общественной оза­

боченности, тем более, что установить источники за­

ражения в гомосексуальной среде труднее, чем в

любой другой», — пишет И.С. Кон1.

7.0. Групповой брак, жилые сообщества, коллек­

тивная семья. Критика социальных функций семьи,

связанных не только с воспроизводством рабочей силы

и обеспечением целостности общества, но и со стаби­

лизацией отношений господства, в начале 1970-х гг.

породила попытки противопоставить ей альтернативу

в виде группового брака. Изначально групповой брак

носил радикальный и часто политический характер, его

связывали с наркотическими оргиями, групповым сек­

сом и терроризмом. С тех пор групповой брак транс­

формировался в жилые сообщества и коммуны. В.

Сатир использует для их обозначения термин «коллек­

тивная семья».

С точки зрения структуры отношений выделяют:

жилые сообщества из нескольких малых семей (так

называемая «большая семья»), жилые сообщества из

нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц,

не связанных друг с другом парными отношениями, а

также смешанные формы. По критерию стоящих пе-

1 Кон И.С. Введение в сексологию. М.. 1989. С. 287.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ред ними задач можно выделить студенческие комму­

ны в университетских городках, сельские группы,

практикующие макробиотические способы возделыва­

ния культур, религиозные и лечебные группы, группы

совместного проживания пожилых людей, лиц с огра­

ниченной подвижностью, производственные и жилые

коллективы, а также педагогические группы родите­

лей с детьми (в традициях движения за антиавтори­

тарное воспитание). Рассмотрим те группы, которые

представляют временную или длительную альтернати­

ву семейному образу жизни.

Жилые студенческие сообщества обладают финан­

совыми преимуществами, способствуют прагматическо­

му решению жилищной проблемы, дают возможность

студентам, вопреки экономической несамостоятельнос­

ти, жить, поддерживая сексуальные и любовные отно­

шения. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспе­

риментирования и одновременно солидарную групповую

защиту. Социальная структура жилых сообществ отвеча­

ет притязаниям на эгалитарные, а не авторитарные от­

ношения. В настоящее время в университетских город­

ках ФРГ уже до 30% студентов живут коллективно.

Каждое четвертое или пятое жилое сообщество включа­

ет детей. Тем самым жилые сообщества представляют

одну из самых крупных опытных моделей нетрадицион­

ного воспитания коллективной семьей.

В. Сатир находит преимущество такого типа се­

мьи в том, что ребенок видит перед собой разных

людей с разными характерами. Главная проблема зак­

лючается, безусловно, в том, что между всеми взрос­

лыми должны существовать хорошие отношения, для

того чтобы такое общественное воспитание дало ре­

альные результаты.

В жилых сообществах редко одна группа остается

неизменной. В этом смысле жилое сообщество боль­

ше соответствует требованиям гибкости и мобильно­

сти, предъявляемым большей частью молодыми чле­

нами (например, чтобы облегчить перемену мест

работы или учебы), чем семейное хозяйство. В связи

с социальными и психологическими проблемами юно­

сти и молодости, жизнь с ровесниками выполняет

важную ориентирующую функцию. Принадлежность

к жилым сообществам может рассматриваться как

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

этап социализации, когда результаты воспитания в ма­

лой семье частично корректируются.

Утопические представления, вроде отмены парных

отношений, «свободной половой жизни» и тому подоб­

ного так, как их пытаются реализовать в групповом

браке, терпят крах. Одна из причин — тот самый пре­

словутый эгоцентризм личности: возникает ревность

супругов, детей. Для большинства людей невозможно

любить чужих детей как своих собственных. Разумеет­

ся, готовность к экспериментам в вопросах эротики,

сексуальности, верности или разрыва отношений в

жилых группах в целом выше, чем у людей, живущих

малой семьей.

Совместное выполнение работ по дому и воспита­

ние детей позволяет контролировать справедливое рас­

пределение работ по дому и уход за детьми. Таким обра­

зом, в тенденции устраняется разделение труда на основе

половой специфики. Отдельная пара освобождается от

бремени завышенных требований к самой себе.

В жилых сообществах присутствует высокая сте­

пень материальной защищенности для отдельного лица,

потому что в моменты отсутствия заработка и денег со­

лидарность группы оберегает его от нравственного и

физического упадка. Общее владение средствами про­

изводства имеется в сельских коммунах, жилых и про­

изводственных кооперативах. Коллективное право

пользования снижает необходимость и значимость

личной собственности. Личные потребности находятся

под контролем группы. Совместное пользование пред­

метами потребления ограничивает их престижный и

фетишизированный характер

Жилые сообщества до настоящего времени в боль­

шей степени способствовали формированию экологи­

ческого сознания и альтернативного потребительско­

го поведения, чем обычные семьи.

Утрата законным браком его прежнего значения,

ослабление родительских и родственных семейных

отношений, «разделение» брачного, сексуального и

репродуктивного поведения, кризис современной се­

мьи сигнализируют о тенденции возникновения аль­

тернативных форм брачно-семейных отношений. Об­

рисованные альтернативы семье и браку пока еще

ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Большинство людей живет традиционными формами

семьи и брака. Сильнейшим аргументом в пользу тра­

диционных вариантов остаются интересы детей. Тем

не менее, увеличение возможности расторжения бра­

ка и появившиеся альтернативы влияют и на тех, кто

живет в традиционном супружестве. Традиционные

формы брачно-семейных отношений представляются

менее прочными, менее безальтернативными и менее

само собой разумеющимися, чем прежде. Толерант­

ность в отношении меньшинства, которое не живет в

браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею

повышаются требования к качеству собственной суп­

ружеской и семейной жизни у большинства.

Нетрадиционные (особые) семьи. К настоящему

времени появились такие семьи, описание которых в

историческом контексте не соответствует традицион­

ным представлениям. Американский психотерапевт

В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными и

приводит их описание, которое будет использовано в

дальнейшем с учетом поправок на российскую действи­

тельность. Из немалого числа приведенных в литера­

туре по проблемам семьи типологий, эта, на наш взгляд,

отличается большим «психологизмом».

В наше время многие дети воспитываются не теми

взрослыми, которым они обязаны своим появлением на

свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли,

никогда не вступали в брак или по какой-либо причи­

не не могут больше заботиться о детях.

Когда в семье есть только один родитель, она

называется неполной. К неполным семьям предъявля­

ются особые требования. Можно выделить три типа та­

ких семей:

— первый тип — это когда один родитель ушел, а ос­

тавшийся не вступил в повторный брак;

— второй тип — одинокий человек официально усы­

новил ребенка;

— третий — незамужняя женщина воспитывает сына

или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из

женщины-матери и ее детей.

Проблема состоит в том: сможет ли семья, состо­

ящая только из одного взрослого, создать условия для

личностного роста детей и взрослого?

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Воспитывать детей в неполных российских семьях

матерям помогают в:

53% случаев — родители матери;

7% — мужчина, близкий друг матери;

4% - подруги;

4% — отец;

3% — соседи;

3% — родители отца ребенка;

26% — никто не помогает.

Вопрос о воспитании детей в неполной семье не столь

прост, как это иногда представляется. Безусловно, непол­

нота семьи не оптимизирует развития ребенка. Но сво­

дить вопрос о неполной семье лишь к фактическому

отсутствию отца, и видеть в этом исключительно отри­

цательное влияние на половое воспитание было бы не­

верно. Отец должен быть представлен в психологии ре­

бенка. Мы видим семьи, в которых роль существующего

отца сведена на «нет», и семьи, в которых фактически

отсутствующий отец незримо присутствует в доме.

В этом плане показательны имеющиеся наблюдения де­

тей 2,5—5 лет (мальчиков и девочек), агрессивно-растор­

моженное поведение которых полностью нормализова­

лось при появлении в доме портрета отца. Значима, как

правило, не сама по себе неполнота семьи, а травмиру­

ющий ребенка негативный образ отца, создаваемый жи­

вущими с ним взрослыми, либо непредставленность отца

в мировосприятии ребенка. С известной долей условно­

сти можно сказать, что для ребенка глубинно значимо

порой не только то — присутствует ли отец рядом с ним,

сколько, то, — есть ли у него отец и «хороший» ли он.

Проблема неполной семьи в том, что ребенку

трудно создать целостное представление о мужчинах

и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно

создать у него негативное представление об отсут­

ствующем родителе, особенно если расставание было

связано с разводом, уходом или чем-то, причиняю­

щим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми

без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребе­

нок не подумал, что «все мужчины плохие». Маль­

чик, который это слышит, с трудом поверит, что быть

мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это

хорошо, то как же он может почувствовать, что он

сам хороший?

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Женщина может иметь весьма одностороннее не­

гативное представление о том, что собой представля-

ют мужчины. И это усложняет ее взаимоотношения с

ними. В то же время мать невольно может взвалить на

старшего сына роль мужа, лишая его, таким образом,

сыновней позиции.

Подобная ситуация очень непроста; она требует

большого терпения и понимания со стороны каждого

ее участника. Наконец, поскольку дети в неполной се­

мье не могут наблюдать отношения между мужчинами

и женщинами, то они вырастают, не имея целостной

модели этих отношений.

Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьез­

нейшей проблемой: заласканные матерью или убедив­

шиеся в том, что в обществе главенствуют женщины,

они начинают чувствовать, что мужчины — ничтоже­

ство. Очень часто мужское стремление оберегать бес­

помощную мать вынуждает их отказаться от собствен­

ной, независимой жизни. В итоге многие мальчики

стаются со своими матерями и просто не представля­

ют своих собственных гетеросексуальных влечений; или

же они восстают против матери и убегают из дома с

чувством, что все женщины — враги. Мучимые чувством

вины, они или плохо обращаются с женщинами, или по­

клоняются им, часто портя себе всю оставшуюся жизнь.

Девочка в неполной семье тоже может получить

искаженное представление об отношениях между муж­

чинами и женщинами. Ее собственная половая иден­

тификация может быть очень изменчивой: она или

готова на роль прислуги, дает все и ничего не получа­

ет, или чувствует, что может все делать самостоятель­

но и быть совершенно независимой.

Однако все эти проблемы разрешимы. Женщина-

мать вполне может иметь адекватную, принимающую

установку по отношению к мужчинам и быть достаточ­

но зрелой, чтобы не создавать у детей негативного

представления о них. Она может помочь своим детям

установить добрые и близкие отношения с взрослыми

мужчинами, которых она знает и уважает.

Возрастает число детей, которых воспитывают,

главным образом, женщины. Когда в таких ситуациях

создаются новые семьи, их называют семьями с при­

емными (усыновленными) детьми. В. Сатир называет

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

такие вновь созданные семьи смешанными. По ее

мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга

тем, что они объединяют части ранее существовавших.

Она выделяет три типа таких семей:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без

детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба — и мужчина, и женщина — имеют детей от

предыдущих партнеров.

В первом случае смешанная семья состоит из

жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены. Во

втором случае в ее состав входят муж, дети мужа, жена

и бывшая жена мужа. В третьем случае семья состоит

из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей

мужа и бывшей жены мужа.

В. Сатир включает в состав таких семей бывших

супругов, что нехарактерно для отечественной семей­

ной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди,

скорее всего, не могут жить все вместе под одной

крышей, они в той или иной степени присутствуют в

жизни друг друга. Смешанная семья живет и развива­

ется благополучно при условии, если каждый ее член

важен и нужен.

Другой вариант смешанной семьи возникает, ког­

да два человека вступают в повторный брак после

смерти одного или обоих первых супругов.

Семья, берущая ребенка на воспитание, — еще

одна форма смешанной семьи. Она может включать

только одного приемного ребенка; одного приемного

ребенка и нескольких родных детей; одного родного

ребенка и нескольких приемных. От структуры се­

мьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее

члены.

Обычно ребенок становится приемным в том слу­

чае, когда по какой-либо причине его собственные

родители не могут о нем заботиться. Часто родители

совершенно пренебрегают своими обязанностями:

бьют, наказывают или обижают ребенка, поэтому кто-

то вынужден забрать его из их дома. Почти все прием­

ные дети попадают в детские дома по решению суда.

Так что соглашение относительно ребенка происходит

теперь не только между приемными и родными роди­

телями, но и с участием суда.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Иногда оба родителя умирают, и ребенок остается

сиротой. Родственники или опекуны, не желая отда­

вать его в детский дом, ищут семью, способную взять

его на воспитание, что характерно для американской

семейной политики. В отечественной практике ребе­

нок-сирота, как правило, сразу попадает в детский дом,

усыновление ребенка осуществляется по согласованию

с опекунским советом.

Хотя смешанные и неполные семьи своеобразны,

и поэтому отличаются от других, тем не менее, у них

есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с

любыми другими семьями. Каждая из них может быть

первоклассной, если супруги привносят в нее заботу и

творчество.

Все упомянутые и описанные проблемы могут быть

и в обыкновенных семьях. Мужья и жены могут рев­

новать друг друга, дети могут чувствовать себя брошен­

ными или ревновать родителей к сестрам и братьям.

У всех может возникать чувство одиночества, обособ­

ленности от других членов семьи.

Дело в том, что модель семьи вовсе не определя­

ет того, что в ней происходит. От нее лишь зависят

проблемы, с которыми встречаются члены семей, но

именно отношения между ними в конце концов оп­

ределяют благополучие семьи: насколько успешно

развиваются в семье взрослые ее члены в отдельно­

сти и все вместе, насколько успешно дети становят­

ся творческими и здоровыми людьми. В этом смысле

все семьи одинаковы.

■ Психологически благополучная и неблагополучная

Современная семья

Нельзя понять и оценить состояние и перспекти­

вы семьи, игнорируя кардинальные перемены, проис­

ходящие с этим социальным институтом на протяже­

нии всего XX в. (эмансипация детей от родителей,

переход от закрытой к открытой системе формирова­

ния брака, эмансипация женщин, рост личной свобо­

ды каждого из членов сообщества и т. д.).

На сегодня рельефно проступают две диаметраль­

но противоположные точки зрения.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Первая связывает глобальные социальные изме­

нения XX в. (индустриализация, рост мобильности

населения, урбанизация и т. д.) с «расшатыванием»

семейных устоев, а именно таких как: преданность

браку на всю жизнь, физическая безопасность инди­

вида, эмоционально положительный домашний фон,

стереотипное беспристрастное отношение к воспита­

нию потомства и др. В свою очередь, кризис тради­

ций способствует интенсификации разводов и распа­

ду браков, увеличению числа неполных семей и семей

с неродными родителями, широкому распростране­

нию абортов и внебрачных рождений, нарастанию

насилия и инцеста.

Столь же прямолинейной выглядит и другая пози­

ция, усматривающая причины всех социальных и лич­

ных проблем в современной тирании семьи.

В. Сатир отвергает такую однозначную пессими­

стическую полярность и полагает, что в настоящее

время в современном мире существует как бы два типа

семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая

семья живет своей особой и неповторимой жизнью,

хотя можно найти много общего в том, как строятся

отношения в таких семьях. Проблемные семьи, неза­

висимо от характера проблем, также имеют много об­

щего в своей жизни. Она предлагает некоторое обоб­

щенное описание каждого из этих двух типов семей.

Атмосфера проблемной семьи чувствуется очень

быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфор­

том и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежли­

вы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Иногда

ощущается какая-то неустойчивость, или это может

быть ощущение тяжести, напряжения и грусти. Иног­

да семейная атмосфера полна скрытности. По мнению

В. Сатир это происходит оттого, что все источники

жизни перекрыты.

В проблемных семьях лица и тела людей говорят

об их страданиях. Их тела скованны и напряжены или

они неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными,

угрюмыми или печальными или могут ничего не выра­

жать, словно маски. Кажется, что они не только не

видят, но и не слышат.

Трудно заметить хоть какие-то проявления дружес­

кого расположения между членами этих семей. Кажет-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ся, что эти люди живут друг с другом исключительно

по обязанности. Юмор в таких семьях чаще превраща­

ется в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые

без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не

должно делать, у них просто не остается возможности

для радостного общения. Нередко члены проблемных

семей искренне поражаются тому, что можно наслаж­

даться обществом друг друга.

В таких семьях люди просто избегают друг дру­

га: они настолько погружаются в свою работу или в

какие-то дела вне дома, что все реже и реже обща­

ются со своими близкими. Это же очень просто —

жить с кем-то под одной крышей и не видеться це­

лыми днями.

В некоторых семьях люди цепляются за малейшую

надежду, они могут придираться друг к другу, изво­

дить своих ближних. В других — люди махнули рукой

и годами несут свой крест, страдая или принося стра­

дание своим родным.

В. Сатир искренне верит, что этому есть альтерна­

тива: семья может стать тем местом, где каждый най­

дет любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь

за пределами дома складывается не очень удачно.

В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чув­

ствовать себя увереннее в окружающем мире.

Почти каждый человек испытывает на себе опре­

деленное давление от взаимодействия с негуманными

социальными институтами. Для людей, живущих в про­

блемных семьях, которые находятся в бесчеловечных

условиях в собственном доме, эти трудности особенно

тяжелы.

В зрелых семьях царит совсем другая атмосфера.

Там ощущаются естественность, честность и любовь.

Люди в таких семьях выражают свою любовь и уваже­

ние друг к другу-

В зрелой семье всегда готовы поделиться чем-то

своим и с интересом выслушать другого, члены семьи

умеют считаться друг с другом, там можно открыто

проявлять свою радость и боль, а, рассказывая о не­

удаче, не бояться, что будешь осмеян. В этой семье

понимают, что вместе с риском, с попытками попробо-

»ать что-нибудь новое в жизни, обязательно будут и

ошибки, которые означают, что человек растет и раз-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

вивается. Члены семьи чувствуют себя полноценными

людьми: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от

каждого ждут любви, признания и уважения. В такой

семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и

шутить, когда это уместно.

В благополучных семьях легко увидеть и услышать

проявления особой жизненной силы. Люди, счастливо

живущие друт с другом, даже выглядят по-особому.

Их движения свободны и грациозны, выражение лица

умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не

сквозь друг друга; они искренни и естественны в от­

ношениях друг с другом. Дети, даже младенцы, в таких

семьях выглядят непосредственными и дружелюбны­

ми, а все другие члены семьи относятся к ним с ува­

жением, как к полноценным личностям.

Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом

и яркими красками. Это действительно место для жизни

людей, предназначенное для радости и удовольствия.

Когда в семье спокойствие, это мирное спокой­

ствие, а не тревожное молчание или молчание от стра­

ха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме

буря — это знак какой-то очень важной, значительной

активности, а не попытка перекричать всех остальных.

Каждый член семьи уверен в том, что дома он может

быть услышанным. Если же сейчас в семье почему-либо

не до него, он прекрасно понимает, что дело именно в

недостатке времени, а не в недостатке любви.

Люди в таких семьях с удовольствием прикаса­

ются друг к другу, открыто выражая при этом свои

чувства, совершенно независимо от возраста. Доказа­

тельства любви и заботы не ограничиваются только

вынесением мусора, приготовлением еды или заработ­

ком. Люди проявляют свою любовь, открыто беседуя

друг с другом и очень внимательно слушая, они могут

быть прямыми, открытыми и честными, могут быть

такими, какие они есть, и наслаждаться тем, что могут

быть вместе.

Члены зрелой семьи чувствуют себя свободно друг с

другом, не стесняются говорить о своих чувствах. Все, что

они чувствуют, может быть высказано — разочарование,

страх, боль, гнев, критика, равно как шутка и похвала.

Зрелая семья способна к продуктивному и согла­

сованному планированию своей жизни, однако, если

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ЧТО-ТО в плане нарушается, она может спокойно при­

нять и оценить эти изменения. Члены зрелой семьи

способны без паники реагировать на жизненные ситу­

ации. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая

жизнь и чувства людей — это самое важное, гораздо

важнее, чем что-либо еще.

Родители ощущают себя лидерами-вдохновителя­

ми, а не авторитарными руководителями. Свою задачу

они видят в том, чтобы научить детей оставаться людь­

ми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать

своим детям негативные оценки так же, как и позитив­

ные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраивать­

ся так же, как веселиться и радоваться. Их поведение

не расходится со словами.

В проблемных семьях все происходит наоборот:

родители призывают детей не обижать и не огорчать

друг друга, а сами беспрестанно их шлепают или бьют.

Родители усваивают важную истину, что хороший

воспитатель умеет выбрать соответствующую ситуацию

и время, чтобы поговорить с ребенком тогда, когда тот

действительно готов выслушать родителя. Когда ребенок

ведет себя неправильно, отец или мать пытаются понять

причину такого поведения и проявляют максимум вни­

мания, стараясь свой поддержкой помочь ему. Ребенку

становится легче преодолеть свой страх и чувство вины,

что значительно укрепляет позицию родителей.

Родители в зрелых семьях знают, что изначально

дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя

плохо, это означает только, что между ним и родителя­

ми возникло недопонимание или что самооценка ре­

бенка угрожающе снизилась. Такие родители знают,

что научиться чему-либо можно лишь в том случае,

если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что

окружающие также положительно тебя оценивают.

Поэтому они никогда не реагируют на поведение сво­

их детей так, чтобы унизить их достоинство.

Когда нужно поправить ребенка, а все дети время

от времени нуждаются в этом, зрелые родители спра­

шивают о том, что происходит, выслушивают их, ста­

раются понять и вникнуть в их переживания. Все это

помогает быть успешными воспитателями.

Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, самый труд-

ный вид деятельности в мире. Она считает, что семей-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Глава 2

ные отношения напоминают организацию совместной

деятельности двух предприятий, объединивших свои

усилия для производства единого продукта. Когда

взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспи­

тывают ребенка от младенчества до зрелости, они стал­

киваются со всеми проблемами, которые когда-либо

знало человечество. Родители из зрелых семей пони­

мают, что проблемы обязательно будут возникать, хотя

бы потому, что сама жизнь будет их ставить, но они

будут всякий раз искать творческие решения возника­

ющих проблем. В отличие от них проблемные семьи

стараются направить всю свою энергию на безнадеж­

ную попытку жить так, чтобы вообще не иметь про­

блем. Когда же проблемы возникают, а они не могут не

возникать, оказывается, что возможности для их реше­

ния уже исчерпаны.

В. Сатир как практикующий психотерапевт убеж­

дена, что хорошо налаженные семейные отношения —

это вопрос выживания, вопрос первостепенной

важности.

Неблагополучные семьи порождают неблагополуч­

ных людей с низкой самооценкой, что толкает их на

преступление, оборачивается душевными болезнями,

алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими соци­

альными проблемами. Если приложить все усилия,

чтобы семья стала тем местом, где человек может по­

лучить настоящее воспитание, то в итоге обеспечива­

ется более безопасный и человечный мир вокруг.

Все люди, в чьих руках сила и власть, когда-либо

были детьми. Как они используют свои возможности,

во многом зависит от того, чему они научились в дет­

стве в своей семье. Если помочь неблагополучной се­

мье стать зрелой, а зрелой подсказать, как быть еще

гармоничнее, гуманистический потенциал членов та­

ких семей значительно возрастет и вместе с ними

проникнет в правительство, школы, на предприятия и

организации — словом, во все социальные институты,

влияющие на качество жизни.

Однако достаточно много вокруг людей, у которых

низкая самоценность. Они все время ждут насмешки,

обмана, унижения, оскорбления со стороны окружаю­

щих людей. В конечном итоге они становятся жертва­

ми. Ожидая угрозы, такие люди, как правило, именно

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

это и получают. Защищая себя, они прячутся за стеной

недоверия и погружаются в мучительное состояние

одиночества и изоляции. Отделяясь от остальных лю­

дей, они становятся апатичными, вялыми, равнодушны­

ми как к самим себе, так и ко всему, что их окружает.

Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать

других, четко мыслить и принимать самостоятельные

решения, поэтому они или унижаются перед окружаю­

щими, всецело и слепо подчиняются им, или же грубо

и деспотично подавляют других людей.

Таким людям свойствен постоянный страх — не­

изменный спутник недоверия и одиночества. Страх

сковывает и ослепляет человека, мешает ему найти

новые решения собственных жизненных проблем.

Человек с низкой самооценкой не только охвачен стра­

хами, но он еще как бы накапливает опыт неуспеха,

ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать

себя полностью безнадежным. Некоторые люди спа­



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.427 с.)