Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внебрачный секс и интимная дружба.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных свя зей интимного характера, «подножке новых увлече ний», по А. Кронику. Он иллюстрирует ее фрагментом из книги Э. Хемин гуэя «Праздник, который всегда с тобой», в котором описывается «способ, старый как мир»: «Он заключает ся в том, что молодая незамужняя женщина временно становится лучшей подругой молодой замужней женщи ны, приезжает погостить к мужу и жене, а потом неза метно, невинно и неумолимо делает все, чтобы женить мужа на себе....Появление такой подруги имеет свои пре имущества, пока не выясняется, к чему оно ведет. Когда муж кончает работу, рядом с ним оказываются две при влекательные женщины. Одна — непривычная и зага дочная, и, если ему не повезет, он будет любить обеих. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru И тогда вместо них двоих и их ребенка их стано вится трое. Сначала это бодрит и радует, и некоторое время все так и идет. Все по-настоящему плохое начи нается с самого невинного. И ты живешь настоящим днем, наслаждаешься тем, что имеешь, и ни о чем не думаешь. Ты лжешь, и тебе это отвратительно, и тебя это губит, и каждый день грозит все большей опасно стью, но ты живешь лишь настоящим днем, как на войне». Новые увлечения стары как мир, но справиться с ними бывает нелегко. Сексуальные внебрачные отношения предполага ют (допускают) некоторое участие в совместном веде нии домашнего хозяйства, возможно появление вне брачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конку бинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8%, в 1990 г. - 14,6%, в 1991 г. - 15,1%, в 1992 г. - 16,6%, в 1993 г. - уже 18,4%1. Внебрачный секс непременно связан с ожиданием того, что отно шения в первичной паре будут прерваны и из этой любовной связи возникнет, оформится новый брак. Лю бовники прилагают усилия для достижения определен ных целей. Они жертвуют этими целями, только когда понимают, что ожидаемая радость будет совсем мимо летной и неуловимой. Как правило, сексуальные внебрачные связи не являются продолжительными: они либо действитель но перерастают в новый брак, либо становятся обу зой, утомляют, человеку рано или поздно становится обременительно вести двойную игру. Удовлетворен ность браком в первичной паре в таких ситуациях также невысока. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться она может долго (порядка 10 лет), вместе с тем, — при ее наличии, — очень вы сокий уровень близости и доверия в первичной паре. 5.2. Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружес кие пары образуют так называемую «шведскую» се мью. Зародился такой обмен брачными партнерами в 1 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М.. 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru 1970-е гг. в Скандинавии. В настоящее время такие аль тернативные брачно-семейные связи характерны для 2% населения США. В исследованиях таких супружеских пар зафик сирована меньшая связь таких партнеров с родителя ми в детстве, практическое отсутствие контактов с соб ственными детьми. Инициаторами таких отношений выступают обыч но мужчины, в супружеской паре отмечается высокая оценка своего брака. 6.0. Гомосексуальные пары. В основе таких брач- но-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина- женщина. Однополая любовь покоится на тех же психофизиологических предпосылках, что и гетеро сексуальная, а итоговое соотношение того и друго го определяется лишь в процессе индивидуального развития. Гомосексуальность не является единым феноменом, ее истоки и формы многообразны. Не смотря на возможное генетическое предрасположе ние к гомосексуальности, в целом она строится на ос нове индивидуального опыта и научения. Спор о том, считать ли гомосексуальность врожденным заболева нием, свойством личности, стилем жизни или чем-то еще, по мнению И.С. Кона1, вряд ли закончатся в близ ком будущем. Какое бы отношение ни вызывала гомо сексуальность к себе в обществе, какими бы причи нами ни детерминировалась истинная сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбо ра и не может быть изменена произвольно. По данным некоторых исследований, жизненный путь и личностные особенности гомосексуалистов имеют свою специфику (дефицит мужского влияния в детстве, плохие отношения с отцами, особое влия ние матерей, обладавших пуританским характером, у которых сыновья были любимцами, и они (матери) хотели быть в центре внимания сыновей, ранние го- мосесуальные контакты с братьями и сверстниками и т. д.), по данным других — никаких значимых раз личий в социализации лиц с гомосексуальной ориен- 1 Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru тацией не обнаруживается. Следует отметить, что в основном, к участию в исследованиях привлекались мужчины. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросек суальные: измены, ревность, обиды, ссоры, непонима ние, отсутствие доверия, несоответствие ролевых ус тановок и ролевой согласованности, монотония и пр. Отношение к гомосексуальным парам различное и крайне выраженное: от смертной казни (Маврита ния, Тунис) до официального признания такой пары се мьей, с юридической легализацией отношений (Дания). Опасность представляет не сам по себе факт су ществования гомосексуальных пар взрослых партне ров, поскольку они не угрожают жизни других лю дей, а более высокая распространенность в их среде венерических заболеваний, к которым в последние годы присоединилось такое опасное заболевание, как СПИД. «Это не может не вызывать общественной оза боченности, тем более, что установить источники за ражения в гомосексуальной среде труднее, чем в любой другой», — пишет И.С. Кон1. 7.0. Групповой брак, жилые сообщества, коллек тивная семья. Критика социальных функций семьи, связанных не только с воспроизводством рабочей силы и обеспечением целостности общества, но и со стаби лизацией отношений господства, в начале 1970-х гг. породила попытки противопоставить ей альтернативу в виде группового брака. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сек сом и терроризмом. С тех пор групповой брак транс формировался в жилые сообщества и коммуны. В. Сатир использует для их обозначения термин «коллек тивная семья». С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей (так называемая «большая семья»), жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы. По критерию стоящих пе- 1 Кон И.С. Введение в сексологию. М.. 1989. С. 287. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ред ними задач можно выделить студенческие комму ны в университетских городках, сельские группы, практикующие макробиотические способы возделыва ния культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с огра ниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родите лей с детьми (в традициях движения за антиавтори тарное воспитание). Рассмотрим те группы, которые представляют временную или длительную альтернати ву семейному образу жизни. Жилые студенческие сообщества обладают финан совыми преимуществами, способствуют прагматическо му решению жилищной проблемы, дают возможность студентам, вопреки экономической несамостоятельнос ти, жить, поддерживая сексуальные и любовные отно шения. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспе риментирования и одновременно солидарную групповую защиту. Социальная структура жилых сообществ отвеча ет притязаниям на эгалитарные, а не авторитарные от ношения. В настоящее время в университетских город ках ФРГ уже до 30% студентов живут коллективно. Каждое четвертое или пятое жилое сообщество включа ет детей. Тем самым жилые сообщества представляют одну из самых крупных опытных моделей нетрадицион ного воспитания коллективной семьей. В. Сатир находит преимущество такого типа се мьи в том, что ребенок видит перед собой разных людей с разными характерами. Главная проблема зак лючается, безусловно, в том, что между всеми взрос лыми должны существовать хорошие отношения, для того чтобы такое общественное воспитание дало ре альные результаты. В жилых сообществах редко одна группа остается неизменной. В этом смысле жилое сообщество боль ше соответствует требованиям гибкости и мобильно сти, предъявляемым большей частью молодыми чле нами (например, чтобы облегчить перемену мест работы или учебы), чем семейное хозяйство. В связи с социальными и психологическими проблемами юно сти и молодости, жизнь с ровесниками выполняет важную ориентирующую функцию. Принадлежность к жилым сообществам может рассматриваться как Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru этап социализации, когда результаты воспитания в ма лой семье частично корректируются. Утопические представления, вроде отмены парных отношений, «свободной половой жизни» и тому подоб ного так, как их пытаются реализовать в групповом браке, терпят крах. Одна из причин — тот самый пре словутый эгоцентризм личности: возникает ревность супругов, детей. Для большинства людей невозможно любить чужих детей как своих собственных. Разумеет ся, готовность к экспериментам в вопросах эротики, сексуальности, верности или разрыва отношений в жилых группах в целом выше, чем у людей, живущих малой семьей. Совместное выполнение работ по дому и воспита ние детей позволяет контролировать справедливое рас пределение работ по дому и уход за детьми. Таким обра зом, в тенденции устраняется разделение труда на основе половой специфики. Отдельная пара освобождается от бремени завышенных требований к самой себе. В жилых сообществах присутствует высокая сте пень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в моменты отсутствия заработка и денег со лидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами про изводства имеется в сельских коммунах, жилых и про изводственных кооперативах. Коллективное право пользования снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы. Совместное пользование пред метами потребления ограничивает их престижный и фетишизированный характер Жилые сообщества до настоящего времени в боль шей степени способствовали формированию экологи ческого сознания и альтернативного потребительско го поведения, чем обычные семьи. Утрата законным браком его прежнего значения, ослабление родительских и родственных семейных отношений, «разделение» брачного, сексуального и репродуктивного поведения, кризис современной се мьи сигнализируют о тенденции возникновения аль тернативных форм брачно-семейных отношений. Об рисованные альтернативы семье и браку пока еще ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Большинство людей живет традиционными формами семьи и брака. Сильнейшим аргументом в пользу тра диционных вариантов остаются интересы детей. Тем не менее, увеличение возможности расторжения бра ка и появившиеся альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Традиционные формы брачно-семейных отношений представляются менее прочными, менее безальтернативными и менее само собой разумеющимися, чем прежде. Толерант ность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственной суп ружеской и семейной жизни у большинства. Нетрадиционные (особые) семьи. К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традицион ным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными и приводит их описание, которое будет использовано в дальнейшем с учетом поправок на российскую действи тельность. Из немалого числа приведенных в литера туре по проблемам семьи типологий, эта, на наш взгляд, отличается большим «психологизмом». В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причи не не могут больше заботиться о детях. Когда в семье есть только один родитель, она называется неполной. К неполным семьям предъявля ются особые требования. Можно выделить три типа та ких семей: — первый тип — это когда один родитель ушел, а ос тавшийся не вступил в повторный брак; — второй тип — одинокий человек официально усы новил ребенка; — третий — незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Проблема состоит в том: сможет ли семья, состо ящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого? Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Воспитывать детей в неполных российских семьях матерям помогают в: 53% случаев — родители матери; 7% — мужчина, близкий друг матери; 4% - подруги; 4% — отец; 3% — соседи; 3% — родители отца ребенка; 26% — никто не помогает. Вопрос о воспитании детей в неполной семье не столь прост, как это иногда представляется. Безусловно, непол нота семьи не оптимизирует развития ребенка. Но сво дить вопрос о неполной семье лишь к фактическому отсутствию отца, и видеть в этом исключительно отри цательное влияние на половое воспитание было бы не верно. Отец должен быть представлен в психологии ре бенка. Мы видим семьи, в которых роль существующего отца сведена на «нет», и семьи, в которых фактически отсутствующий отец незримо присутствует в доме. В этом плане показательны имеющиеся наблюдения де тей 2,5—5 лет (мальчиков и девочек), агрессивно-растор моженное поведение которых полностью нормализова лось при появлении в доме портрета отца. Значима, как правило, не сама по себе неполнота семьи, а травмиру ющий ребенка негативный образ отца, создаваемый жи вущими с ним взрослыми, либо непредставленность отца в мировосприятии ребенка. С известной долей условно сти можно сказать, что для ребенка глубинно значимо порой не только то — присутствует ли отец рядом с ним, сколько, то, — есть ли у него отец и «хороший» ли он. Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негативное представление об отсут ствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняю щим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребе нок не подумал, что «все мужчины плохие». Маль чик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то как же он может почувствовать, что он сам хороший? Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Женщина может иметь весьма одностороннее не гативное представление о том, что собой представля- ют мужчины. И это усложняет ее взаимоотношения с ними. В то же время мать невольно может взвалить на старшего сына роль мужа, лишая его, таким образом, сыновней позиции. Подобная ситуация очень непроста; она требует большого терпения и понимания со стороны каждого ее участника. Наконец, поскольку дети в неполной се мье не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьез нейшей проблемой: заласканные матерью или убедив шиеся в том, что в обществе главенствуют женщины, они начинают чувствовать, что мужчины — ничтоже ство. Очень часто мужское стремление оберегать бес помощную мать вынуждает их отказаться от собствен ной, независимой жизни. В итоге многие мальчики стаются со своими матерями и просто не представля ют своих собственных гетеросексуальных влечений; или же они восстают против матери и убегают из дома с чувством, что все женщины — враги. Мучимые чувством вины, они или плохо обращаются с женщинами, или по клоняются им, часто портя себе всю оставшуюся жизнь. Девочка в неполной семье тоже может получить искаженное представление об отношениях между муж чинами и женщинами. Ее собственная половая иден тификация может быть очень изменчивой: она или готова на роль прислуги, дает все и ничего не получа ет, или чувствует, что может все делать самостоятель но и быть совершенно независимой. Однако все эти проблемы разрешимы. Женщина- мать вполне может иметь адекватную, принимающую установку по отношению к мужчинам и быть достаточ но зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления о них. Она может помочь своим детям установить добрые и близкие отношения с взрослыми мужчинами, которых она знает и уважает. Возрастает число детей, которых воспитывают, главным образом, женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с при емными (усыновленными) детьми. В. Сатир называет Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru такие вновь созданные семьи смешанными. По ее мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. Она выделяет три типа таких семей: 1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей. 2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей. 3. Оба — и мужчина, и женщина — имеют детей от предыдущих партнеров. В первом случае смешанная семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены. Во втором случае в ее состав входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа. В третьем случае семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа. В. Сатир включает в состав таких семей бывших супругов, что нехарактерно для отечественной семей ной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и развива ется благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен. Другой вариант смешанной семьи возникает, ког да два человека вступают в повторный брак после смерти одного или обоих первых супругов. Семья, берущая ребенка на воспитание, — еще одна форма смешанной семьи. Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. От структуры се мьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее члены. Обычно ребенок становится приемным в том слу чае, когда по какой-либо причине его собственные родители не могут о нем заботиться. Часто родители совершенно пренебрегают своими обязанностями: бьют, наказывают или обижают ребенка, поэтому кто- то вынужден забрать его из их дома. Почти все прием ные дети попадают в детские дома по решению суда. Так что соглашение относительно ребенка происходит теперь не только между приемными и родными роди телями, но и с участием суда. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Иногда оба родителя умирают, и ребенок остается сиротой. Родственники или опекуны, не желая отда вать его в детский дом, ищут семью, способную взять его на воспитание, что характерно для американской семейной политики. В отечественной практике ребе нок-сирота, как правило, сразу попадает в детский дом, усыновление ребенка осуществляется по согласованию с опекунским советом. Хотя смешанные и неполные семьи своеобразны, и поэтому отличаются от других, тем не менее, у них есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с любыми другими семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если супруги привносят в нее заботу и творчество. Все упомянутые и описанные проблемы могут быть и в обыкновенных семьях. Мужья и жены могут рев новать друг друга, дети могут чувствовать себя брошен ными или ревновать родителей к сестрам и братьям. У всех может возникать чувство одиночества, обособ ленности от других членов семьи. Дело в том, что модель семьи вовсе не определя ет того, что в ней происходит. От нее лишь зависят проблемы, с которыми встречаются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов оп ределяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельно сти и все вместе, насколько успешно дети становят ся творческими и здоровыми людьми. В этом смысле все семьи одинаковы. ■ Психологически благополучная и неблагополучная Современная семья Нельзя понять и оценить состояние и перспекти вы семьи, игнорируя кардинальные перемены, проис ходящие с этим социальным институтом на протяже нии всего XX в. (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирова ния брака, эмансипация женщин, рост личной свобо ды каждого из членов сообщества и т. д.). На сегодня рельефно проступают две диаметраль но противоположные точки зрения. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Первая связывает глобальные социальные изме нения XX в. (индустриализация, рост мобильности населения, урбанизация и т. д.) с «расшатыванием» семейных устоев, а именно таких как: преданность браку на всю жизнь, физическая безопасность инди вида, эмоционально положительный домашний фон, стереотипное беспристрастное отношение к воспита нию потомства и др. В свою очередь, кризис тради ций способствует интенсификации разводов и распа ду браков, увеличению числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкому распростране нию абортов и внебрачных рождений, нарастанию насилия и инцеста. Столь же прямолинейной выглядит и другая пози ция, усматривающая причины всех социальных и лич ных проблем в современной тирании семьи. В. Сатир отвергает такую однозначную пессими стическую полярность и полагает, что в настоящее время в современном мире существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Проблемные семьи, неза висимо от характера проблем, также имеют много об щего в своей жизни. Она предлагает некоторое обоб щенное описание каждого из этих двух типов семей. Атмосфера проблемной семьи чувствуется очень быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфор том и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежли вы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Иногда ощущается какая-то неустойчивость, или это может быть ощущение тяжести, напряжения и грусти. Иног да семейная атмосфера полна скрытности. По мнению В. Сатир это происходит оттого, что все источники жизни перекрыты. В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованны и напряжены или они неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выра жать, словно маски. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Трудно заметить хоть какие-то проявления дружес кого расположения между членами этих семей. Кажет- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ся, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семьях чаще превраща ется в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, у них просто не остается возможности для радостного общения. Нередко члены проблемных семей искренне поражаются тому, что можно наслаж даться обществом друг друга. В таких семьях люди просто избегают друг дру га: они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже и реже обща ются со своими близкими. Это же очень просто — жить с кем-то под одной крышей и не видеться це лыми днями. В некоторых семьях люди цепляются за малейшую надежду, они могут придираться друг к другу, изво дить своих ближних. В других — люди махнули рукой и годами несут свой крест, страдая или принося стра дание своим родным. В. Сатир искренне верит, что этому есть альтерна тива: семья может стать тем местом, где каждый най дет любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чув ствовать себя увереннее в окружающем мире. Почти каждый человек испытывает на себе опре деленное давление от взаимодействия с негуманными социальными институтами. Для людей, живущих в про блемных семьях, которые находятся в бесчеловечных условиях в собственном доме, эти трудности особенно тяжелы. В зрелых семьях царит совсем другая атмосфера. Там ощущаются естественность, честность и любовь. Люди в таких семьях выражают свою любовь и уваже ние друг к другу- В зрелой семье всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыто проявлять свою радость и боль, а, рассказывая о не удаче, не бояться, что будешь осмеян. В этой семье понимают, что вместе с риском, с попытками попробо- »ать что-нибудь новое в жизни, обязательно будут и ошибки, которые означают, что человек растет и раз- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru вивается. Члены семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно. В благополучных семьях легко увидеть и услышать проявления особой жизненной силы. Люди, счастливо живущие друт с другом, даже выглядят по-особому. Их движения свободны и грациозны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга; они искренни и естественны в от ношениях друг с другом. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбны ми, а все другие члены семьи относятся к ним с ува жением, как к полноценным личностям. Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом и яркими красками. Это действительно место для жизни людей, предназначенное для радости и удовольствия. Когда в семье спокойствие, это мирное спокой ствие, а не тревожное молчание или молчание от стра ха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме буря — это знак какой-то очень важной, значительной активности, а не попытка перекричать всех остальных. Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть услышанным. Если же сейчас в семье почему-либо не до него, он прекрасно понимает, что дело именно в недостатке времени, а не в недостатке любви. Люди в таких семьях с удовольствием прикаса ются друг к другу, открыто выражая при этом свои чувства, совершенно независимо от возраста. Доказа тельства любви и заботы не ограничиваются только вынесением мусора, приготовлением еды или заработ ком. Люди проявляют свою любовь, открыто беседуя друг с другом и очень внимательно слушая, они могут быть прямыми, открытыми и честными, могут быть такими, какие они есть, и наслаждаться тем, что могут быть вместе. Члены зрелой семьи чувствуют себя свободно друг с другом, не стесняются говорить о своих чувствах. Все, что они чувствуют, может быть высказано — разочарование, страх, боль, гнев, критика, равно как шутка и похвала. Зрелая семья способна к продуктивному и согла сованному планированию своей жизни, однако, если Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ЧТО-ТО в плане нарушается, она может спокойно при нять и оценить эти изменения. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на жизненные ситу ации. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей — это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще. Родители ощущают себя лидерами-вдохновителя ми, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людь ми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитив ные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраивать ся так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами. В проблемных семьях все происходит наоборот: родители призывают детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами беспрестанно их шлепают или бьют. Родители усваивают важную истину, что хороший воспитатель умеет выбрать соответствующую ситуацию и время, чтобы поговорить с ребенком тогда, когда тот действительно готов выслушать родителя. Когда ребенок ведет себя неправильно, отец или мать пытаются понять причину такого поведения и проявляют максимум вни мания, стараясь свой поддержкой помочь ему. Ребенку становится легче преодолеть свой страх и чувство вины, что значительно укрепляет позицию родителей. Родители в зрелых семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только, что между ним и родителя ми возникло недопонимание или что самооценка ре бенка угрожающе снизилась. Такие родители знают, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что окружающие также положительно тебя оценивают. Поэтому они никогда не реагируют на поведение сво их детей так, чтобы унизить их достоинство. Когда нужно поправить ребенка, а все дети время от времени нуждаются в этом, зрелые родители спра шивают о том, что происходит, выслушивают их, ста раются понять и вникнуть в их переживания. Все это помогает быть успешными воспитателями. Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, самый труд- ный вид деятельности в мире. Она считает, что семей- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Глава 2 ные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Когда взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспи тывают ребенка от младенчества до зрелости, они стал киваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. Родители из зрелых семей пони мают, что проблемы обязательно будут возникать, хотя бы потому, что сама жизнь будет их ставить, но они будут всякий раз искать творческие решения возника ющих проблем. В отличие от них проблемные семьи стараются направить всю свою энергию на безнадеж ную попытку жить так, чтобы вообще не иметь про блем. Когда же проблемы возникают, а они не могут не возникать, оказывается, что возможности для их реше ния уже исчерпаны. В. Сатир как практикующий психотерапевт убеж дена, что хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополуч ных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими соци альными проблемами. Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может по лучить настоящее воспитание, то в итоге обеспечива ется более безопасный и человечный мир вокруг. Все люди, в чьих руках сила и власть, когда-либо были детьми. Как они используют свои возможности, во многом зависит от того, чему они научились в дет стве в своей семье. Если помочь неблагополучной се мье стать зрелой, а зрелой подсказать, как быть еще гармоничнее, гуманистический потенциал членов та ких семей значительно возрастет и вместе с ними проникнет в правительство, школы, на предприятия и организации — словом, во все социальные институты, влияющие на качество жизни. Однако достаточно много вокруг людей, у которых низкая самоценность. Они все время ждут насмешки, обмана, унижения, оскорбления со стороны окружаю щих людей. В конечном итоге они становятся жертва ми. Ожидая угрозы, такие люди, как правило, именно Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru это и получают. Защищая себя, они прячутся за стеной недоверия и погружаются в мучительное состояние одиночества и изоляции. Отделяясь от остальных лю дей, они становятся апатичными, вялыми, равнодушны ми как к самим себе, так и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения, поэтому они или унижаются перед окружаю щими, всецело и слепо подчиняются им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. Таким людям свойствен постоянный страх — не изменный спутник недоверия и одиночества. Страх сковывает и ослепляет человека, мешает ему найти новые решения собственных жизненных проблем. Человек с низкой самооценкой не только охвачен стра хами, но он еще как бы накапливает опыт неуспеха, ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать себя полностью безнадежным. Некоторые люди спа саются тем, что на
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.177 (0.024 с.) |