Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет: Актуальные проблемы↑ Стр 1 из 53Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоя тельно взрослым человеком, какие-то — только совмест но с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспита тельная функции, то к настоящему моменту повсемест но усиливаются психотерапевтическая функция, фун кция эмоциональной поддержки. Супружество в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психо логическое отношение между супругами. При заклю чении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресло вутый «брак по расчету» допускает возникновение любви («стерпится — слюбится»). Каждый человек уникален и неповторим, оборот ной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому- то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье. Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов по семейной проблематике велико и раз- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru нообразно. Вместе с тем целостное интегрированное изложение курса семейной психологии в отечествен ной психологии не достаточно представлено, слабо методически обеспечено. Подспудно даже существова ло пренебрежение к данной отрасли науки — как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, оп росные методы не достоверны. Психологическое по знание ориентировалось на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, группу, законо мерности психического развития. Семейная психоло гия рассматривалась лишь попутно. Только начиная с конца 1960-х и начала 1970-х гг. брак и семья стали предметом специального исследо вания многих дисциплин, в том числе — психологии. В нашей стране проблемы семьи изначально привле кали внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психичес ких заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психо логии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско- родительских отношений. Преподавание психологии семейных отношений в фокус научных исследований пока не попадает. В условиях, когда прогрессивная динамика совре менной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно ак туальная потребность в личностном и социально-пси хологическом изучении брака и семьи, в поиске зако номерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготов ке молодежи к семейной жизни. Задача учебного ву зовского курса «Психология семьи», с нашей точки зрения, — дать систематизированное обзорное пред ставление об эволюции брачно-семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизнен ного цикла семьи, выявить главные проблемы семей ной психологии. Изложение материала в рамках этой дисциплины может быть сосредоточено на исследо вании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, се- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru мейных интеракциях, супружеских проблемах, воспи тании детей, социальном и институциональном кон текстах семьи, функционировании сэмейной системы, организации и динамике семейных отношений, пси хологическом климате семьи, вопросах психолого- коррекционной работы с семьей. Понимание сущно сти человека определяется тем, как мы понимаем его среду обитания, в том числе семью: только ли как видимый биосоциальный фон, на котором разверты ваются события, или как нечто другое, обширное, бесконечное, включающее в себя все грани бытия в их неразрывном единстве. Содержание психологии семьи как учебной дис циплины направлено на формирование у студентов адекватного представления о предмете и задачах пси хологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практичес кого использования. Семья в учебном курсе «Психоло гия семьи» выступает в разных «ликах» в зависимости от «масштаба» рассмотрения. С одной стороны, разли чим образ конкретной, реальной семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой, семья рассматри вается и как малая социальная группа, и как соци альный институт и структурная единица современно го общества. Содержание учебной дисциплины «Психология семьи» включает основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики в обла сти семейной психологии. Авторские подходы зарубеж ных психологов сочетаются, иногда соотносятся, порой противопоставляются взглядам отечественных специ алистов. Выбор конкретных фактов, теорий, результа тов, закономерностей и форма их изложения подчине ны центральной идее — вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым ус ловием профессионального становления, познания дру гих людей и себя, формирования экзистенционально- го и функционального образа Я специалиста-психолога. Каждый преподаватель отдает себе ясный отчет в собственном отношении к проблеме изложения курса семейной психологии и соотносит их с задачами и Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru принципами вузовского обучения. Университетское образование незевисимо от конкретной специальнос ти традиционно строилось как синтетическое и фунда ментальное; студентов ориентировали на глубокое и всестороннее изучение материала, выработку соб ственного взгляда на проблему. Это не может быть решено посредством категоричности личных позиций автора, непримиримостью к другим подходам и мне ниям, навязыванием аудитории своих взглядов, подме няющих содержание образовательной программы. Понятия о семейных отношениях, функционально-ро левой структуре семьи, психологическом здоровье се мьи, родительских позициях, семейной диагностике, се мейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Наша позиция заключается в том, чтобы систематизировать разрозненные знания по курсу семейной психологии. Метазадача данного учеб ного курса — сориентировать студентов в сфере се мейной психологии, способствуя выработке оптималь ных личностных смыслов. Безусловно, обсуждение вопросов семейной психо логии всегда задевает личностно. Однако преподаватель на занятиях по психологии семьи не может постоянно решать личные и семейные проблемы студентов и не выступает в роли консультанта-психолога. В этом смыс ле семейная психология — не популяризация житейс кой мудрости и не сборник рекомендаций, а научная область психологической теории и практики. Возмож но, что знакомство с материалами такой учебной дис циплины как психология семьи позволит молодым лю дям самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо жизненных проблемных ситуаций. Место семейной психологии в системе психоло гического знания. Множество тенденций, замеченных психологами в области изучения психологии семьи, множество теоретических предположений, порожда ющих спектр концептуальных моделей брака и семьи, свидетельствуют об актуальности осмысления места семейной психологии в системе психологического знания. В реалиях XXI в. особенно остро стоят вопросы по поводу того, как человеку преодолеть свое одиноче- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ство, обрести устойчивый, гармоничный союз (отно шения) с другим человеком, и каким образом сохра нить этот союз на протяжении всей жизни. Лучше всего это выразил С.Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» чело века все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определя ется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому чело веку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на рас крытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии». Постановка проблемы состояния современного брака и семьи, определение психологических осно ваний их понимания и изучения являются актуаль ными задачами по причине отмечаемого исследова телями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. На всем российском пространстве эта ситуация обо значена особенно остро: кризис семьи является до минирующим, всепоглощающим и пока труднопрео долимым. Приводимые в открытой печати «цифровые иллюстрации» свидетельствуют о наличии кризисных тенденций в современной российской семье, что подтверждает необходимость изучения семьи и семей ных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье. Во многих психологи ческих исследованиях обсуждается глобальная ломка социальных стереотипов, индивидуальная идеология безвременья, дезинтеграции, изменение социально-пси хологического статуса семьи, особенно многодетной. В некоторых случаях обнаруживается деформация, нео пределенность и даже частичная утрата семейных ценностей в результате резкой смены модели обще ственной жизни, характера, отработанных ритуалов, трансляции в СМИ информации, построенной на принципах бессмысленной жестокости, индивидуа лизма и мистицизма, изменения практики привыч ного повседневного общения, неадекватности имею щегося у членов семьи житейского опыта наличной социальной ситуации. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Между тем все острее встает проблема такой меры человеческого в семейных отношениях, за пределами которой утрачиваются его видовое отличие и родовая сущность. Семейная психология будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благо получия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска. Интерес к происхождению человечества способ ствовал развитию научного взгляда на психологию се мьи. Семейная психология сложилась как наука, изуча ющая объективные закономерности функционирования семьи, проявления и механизмы брачно-семейных и родственных отношений. Семейные психологи изучают брачные установки и убеждения, подчинение и незави симость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие и интимное общение, детско-родительские отношения и жизненный цикл семьи, и многое другое. Семейная психология — это наука о том, как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и как организуют свое совместное существование. В семей ной психологии раскрывается состояние принадлежно сти индивида некоторому надындивидуальному семей ному целому, которое охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культу ру и традиции. Сегодня получил широкое признание и развитие це лый комплекс дисциплин, изучающих семью и брак, — социология и психология семьи, сексология, семейная педагогика, психотерапия семьи и семейное консульти рование и т. д. В этих отраслях научного знания нет мето дологического и методического единства как в силу слож ности предмета исследования и многообразия проблем, предъявляемых к изучению, так и в силу отсутствия еди ных принципов анализа. Семейная реальность — это нечто, что люди конструируют субъективно. Семейная жизнь организуется и меняется людьми, как по правилам объективной ситуации, так и в соответствии с тем, каким образом они сами интерпретируют ее. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство вза имодействующих личностей», нарушения семейного функционирования, супружеские соглашения, согла- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru сование семейных ценностей, структуральная органи зация семьи, функционирование семейных систем — ключевые моменты теорий сциентистской социально- психологической направленности. К сожалению, применять научные психологичес кие методы к изучению семьи не так просто. Пробле мы семьи и брака трудно доступны для изучения, что связано с: а) разработкой и внедрением такого диагностическо го инструментария, который бы не наносил ущерб респондентам в их семейной жизни; б) учетом влияния самого факта участия испытуемых в исследовании на их внутрисемейные отношения и психическое состояние; в) характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения. Задачи, стоящие перед семейной психологией, достаточно сложные, например, оценить чувства, выя вить те или иные мотивы вступления в брак, устано вить причины семейного неблагополучия, определить, насколько человек способен приспособиться к внутри семейной ситуации или измениться. Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных ме тодов, позволяющих с высокой степенью достоверно сти изучать семейную психологию. Связь семейной психологии со смежными дисцип линами. Семья как малая группа, как система значимых эмоциональных отношений и как социальный институт изучается и в социальной психологии, и в психологии личности, и в социологии. Детско-родительские отноше ния, стили воспитания, развитие ребенка в семье явля ются предметом пристального изучения в возрастной и педагогической психологии. Семейные конфликты тща тельно классифицированы и разобраны в конфликтоло гии. Нарушения функционирования семьи как источник психической травмы, патологизация семейных ролей привлекает внимание клинических психологов и психо терапевтов. Тем самым семейная психология тесно связана с другими смежными психологическими дис циплинами. Но наряду с общими интересами обнару живаются и отличительные особенности семейной психологии от смежных с ней отраслей психологического Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru знания. Если социологи и социальные психологи изучают группы (большие и малые), то семейная психология — ин дивидов, входящих в такое целостное уникальное образо вание как семья. Сюда входит и изучение влияния семьи на развитие своих членов, а индивида — на развитие и существование семьи. Связи в семье в отличие от любой другой группы особые — родственные. Рассматривая суп ружеские взаимоотношения, центром своего внимания со циолог бы сделал тенденции браков, разводов, анализ се мейной политики, в то время как семейный психолог мог бы исследовать, почему определенные люди привлекают друг друга, каким образом они уживаются друг с другом. Социального психолога в меньшей степени, чем семейно го, могла бы заинтересовать личная жизнь индивида. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фо кусируют внимание на индивидуальных внутренних ме ханизмах и на различиях индивидов, семейные же пси хологи концентрируются на индивиде, взращенным и сращенным с семейной системой. Семейную психологию привлекают в отличие от клинической психотерапии и нор мально функционирующие благополучные семьи. В отли чие от возрастной и педагогической психологии усилия семейных психологов направлены на семейный контекст развития и воспитания индивида. Кроме того, обладая общими методами исследова ния, семейная психология имеет свои более жесткие этические принципы (конфиденциальность, аноним ность, уважение к частной жизни человека) их приме нения. В экспериментах по семейной психологии невоз можно активное вмешательство психолога с целью широкомасштабного манипулирования тем или иным фактором. «Лабораторные семьи» в отличие от лабора торных групп — нонсенс. Кроме того, высокая эмоци ональная насыщенность и значимость семейной жизни для индивида требует вдвойне бережного отношения сторонних исследователей. В обследованиях по семей ной тематике регулярно встречаются «слепые» зоны, недоступные для сознательной вербализации. Наконец, семейная психология — молодая отрасль психологического знания, имеющая более короткую ис торию. Молодость научной проблематики обусловлена тем, что в начале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru исследования. Нередким случаем было отношение к про блемам семейной психологии как к некоей «ненаучной» или «полунаучной» области. Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семьи и брака было явно несерьезно. Объясняется это еще тем, что происходяще му в семье нередко приписывается мистический харак тер (Бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторон няя неведомая сила ответственны за все процессы возникновения и существования семьи). Трудности в изучении семейной психологии. Науч ное изучение семейной психологии сопровождается рядом объективных и субъективных трудностей. Одна из них связана с кажущейся легкостью предмета, доступ ностью и понятностью и, как следствие, сопровождается засильем дилетантов. Достаточно студентам начать сооб щать окружающим их людям о том, что они изучают семейную психологию, как непременно найдется «круп ный специалист» в этой области, готовый поделиться своим «богатым багажом» знаний и навыков в этой об ласти. Найти с ходу профессионала по криогенной тех нике вряд ли удастся, а вот в области семейной психоло гии — всегда пожалуйста. Заполнение в настоящее время терапевтического вакуума, имевшего место быть в оте чественной прикладной и практической психологии в течение десятилетий, путем прямого заимствования им портных методик и техник также порождает немало негативных моментов в семейной психологии. Наметив шийся в 1990-е гг. «бум» психотерапии вызвал всплеск интереса к проблемам семейной психологии. Наряду с позитивными моментами такой ситуации обнаруживает ся пристрастность, а порой просто одержимость иссле дователей, следующих западной традиции описания па тологических явлений в семье, забвение исторических и кросс-культурных различий, как в изучении семьи, так и в работе с ней. Семейную психологию отличает как сложность предмета изучения, так и сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминологии в данной области. Относительно эмоциональных отношений Л.Я. Гозман пишет: «Что же касается собственно научного анализа, то ни одна из существующих социально-психологичес ких теорий не может сейчас ассимилировать весь массив данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональ- 11 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ных отношений»'. И его же: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности остав ляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины»2. Существуют и другие отличия. Многие исследователи психологии лич ности по праву признаны корифеями психологической науки, тогда как имена семейных психологов менее из вестны. В общей, социальной, возрастной психологии, пси хологии личности разработаны великие теории, в течение первой половины XX века сложились основные психоло гические школы, в семейной психологии разработаны кон цепции меньшего масштаба, а научные школы только фор мируются и оформляются. Несмотря на различия, семейная психология и смеж ные отрасли психологического знания должны дополнять друг друга, чтобы можно было сформировать общую кар тину развития и функционирования семьи. Существует много разных точек зрения на природу семьи и брака, каждая из которых имеет свой собственный набор вопро сов и ответов. Эти взгляды являются взаимодополняющи ми и не противоречащими друг другу. Семейная психоло гия — это одно (но не единственное) направление, в русле которого происходит формирование научного знания о за кономерностях и особенностях брака и семьи. Объективация знания в семейной психологии воз можна через функционально-ролевой анализ, через анализ эмоциональных отношений членов семьи друг к другу и разбор процесса развития семейных отно шений на разных стадиях жизненного цикла семьи. Полноценное изучение семейной психологии предпо лагает рассмотрение ее в контексте воздействующих на нее разнообразных причин и факторов. Семья в понимании автора осмысливается как фе номен, в котором Я и Значимые Другие сливались бы таким образом, чтобы развязка жизни являлась резуль татом развития характера человека, его личности и вме сте с тем обеспечивалась гармоничным и разумным «сопряжением» с близкими родными людьми, искус ством всех членов семьи быть вместе. 1 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 26 2 Там же. С. 26. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Глава 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.018 с.) |