Предмет: Актуальные проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет: Актуальные проблемы



Функционирование человека как живого существа

предполагает реализацию различных потребностей.

Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоя­

тельно взрослым человеком, какие-то — только совмест­

но с кем-либо. Если с момента существования брака

(объединения мужчины и женщины) значимыми были

хозяйственная, экономическая, детородная, воспита­

тельная функции, то к настоящему моменту повсемест­

но усиливаются психотерапевтическая функция, фун­

кция эмоциональной поддержки. Супружество в его

современном виде оценивается с позиций достижения

экзистенционального смысла и выступает как психо­

логическое отношение между супругами. При заклю­

чении брака востребованными становятся чувства.

Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресло­

вутый «брак по расчету» допускает возникновение

любви («стерпится — слюбится»).

Каждый человек уникален и неповторим, оборот­

ной стороной этой уникальности является фатальное

одиночество. Осознание уникальности своего бытия и

неповторимости личностных качеств и проявлений

толкает человека к преодолению одиночества. Нужно,

чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-

то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым.

Найти это он предполагает в браке, семье.

Творческое наследие отечественных и зарубежных

психологов по семейной проблематике велико и раз-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

нообразно. Вместе с тем целостное интегрированное

изложение курса семейной психологии в отечествен­

ной психологии не достаточно представлено, слабо

методически обеспечено. Подспудно даже существова­

ло пренебрежение к данной отрасли науки — как не

самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось

тем, что экспериментальные методы в изучении семьи

трудно применимы, личный опыт не убедителен, оп­

росные методы не достоверны. Психологическое по­

знание ориентировалось на фундаментальную науку,

изучающую личность, деятельность, группу, законо­

мерности психического развития. Семейная психоло­

гия рассматривалась лишь попутно.

Только начиная с конца 1960-х и начала 1970-х гг.

брак и семья стали предметом специального исследо­

вания многих дисциплин, в том числе — психологии.

В нашей стране проблемы семьи изначально привле­

кали внимание специалистов в первую очередь в

связи с задачами профилактики нервных и психичес­

ких заболеваний или в связи с проблемами семейного

воспитания. Последние годы в практической психо­

логии развивается семейное консультирование по

проблемам супружеской жизни и коррекции детско-

родительских отношений. Преподавание психологии

семейных отношений в фокус научных исследований

пока не попадает.

В условиях, когда прогрессивная динамика совре­

менной семьи связана с множеством объективных и

субъективных трудностей, возникла чрезвычайно ак­

туальная потребность в личностном и социально-пси­

хологическом изучении брака и семьи, в поиске зако­

номерностей, на которые можно было бы опереться

как в помощи существующей семье, так и в подготов­

ке молодежи к семейной жизни. Задача учебного ву­

зовского курса «Психология семьи», с нашей точки

зрения, — дать систематизированное обзорное пред­

ставление об эволюции брачно-семейных отношений,

показать характерные черты и особенности жизнен­

ного цикла семьи, выявить главные проблемы семей­

ной психологии. Изложение материала в рамках этой

дисциплины может быть сосредоточено на исследо­

вании роли семьи в формировании личности, общих

вопросах теории семьи и семейных отношений, се-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

мейных интеракциях, супружеских проблемах, воспи­

тании детей, социальном и институциональном кон­

текстах семьи, функционировании сэмейной системы,

организации и динамике семейных отношений, пси­

хологическом климате семьи, вопросах психолого-

коррекционной работы с семьей. Понимание сущно­

сти человека определяется тем, как мы понимаем его

среду обитания, в том числе семью: только ли как

видимый биосоциальный фон, на котором разверты­

ваются события, или как нечто другое, обширное,

бесконечное, включающее в себя все грани бытия в

их неразрывном единстве.

Содержание психологии семьи как учебной дис­

циплины направлено на формирование у студентов

адекватного представления о предмете и задачах пси­

хологии семейных отношений на современном этапе,

ее основных направлениях, возможностях практичес­

кого использования. Семья в учебном курсе «Психоло­

гия семьи» выступает в разных «ликах» в зависимости

от «масштаба» рассмотрения. С одной стороны, разли­

чим образ конкретной, реальной семьи, состоящей из

разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами,

особенностями характера. С другой, семья рассматри­

вается и как малая социальная группа, и как соци­

альный институт и структурная единица современно­

го общества.

Содержание учебной дисциплины «Психология

семьи» включает основные достижения отечественной

и мировой психологической науки и практики в обла­

сти семейной психологии. Авторские подходы зарубеж­

ных психологов сочетаются, иногда соотносятся, порой

противопоставляются взглядам отечественных специ­

алистов. Выбор конкретных фактов, теорий, результа­

тов, закономерностей и форма их изложения подчине­

ны центральной идее — вооружить студентов знанием

базовых психологических представлений в области

семейных отношений, что является необходимым ус­

ловием профессионального становления, познания дру­

гих людей и себя, формирования экзистенционально-

го и функционального образа Я специалиста-психолога.

Каждый преподаватель отдает себе ясный отчет в

собственном отношении к проблеме изложения курса

семейной психологии и соотносит их с задачами и

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

принципами вузовского обучения. Университетское

образование незевисимо от конкретной специальнос­

ти традиционно строилось как синтетическое и фунда­

ментальное; студентов ориентировали на глубокое и

всестороннее изучение материала, выработку соб­

ственного взгляда на проблему. Это не может быть

решено посредством категоричности личных позиций

автора, непримиримостью к другим подходам и мне­

ниям, навязыванием аудитории своих взглядов, подме­

няющих содержание образовательной программы.

Понятия о семейных отношениях, функционально-ро­

левой структуре семьи, психологическом здоровье се­

мьи, родительских позициях, семейной диагностике, се­

мейной психотерапии прочно вошли в повседневный

язык психологии. Наша позиция заключается в том,

чтобы систематизировать разрозненные знания по

курсу семейной психологии. Метазадача данного учеб­

ного курса — сориентировать студентов в сфере се­

мейной психологии, способствуя выработке оптималь­

ных личностных смыслов.

Безусловно, обсуждение вопросов семейной психо­

логии всегда задевает личностно. Однако преподаватель

на занятиях по психологии семьи не может постоянно

решать личные и семейные проблемы студентов и не

выступает в роли консультанта-психолога. В этом смыс­

ле семейная психология — не популяризация житейс­

кой мудрости и не сборник рекомендаций, а научная

область психологической теории и практики. Возмож­

но, что знакомство с материалами такой учебной дис­

циплины как психология семьи позволит молодым лю­

дям самостоятельно найти ответы на волнующие их

вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо

жизненных проблемных ситуаций.

Место семейной психологии в системе психоло­

гического знания. Множество тенденций, замеченных

психологами в области изучения психологии семьи,

множество теоретических предположений, порожда­

ющих спектр концептуальных моделей брака и семьи,

свидетельствуют об актуальности осмысления места

семейной психологии в системе психологического

знания.

В реалиях XXI в. особенно остро стоят вопросы по

поводу того, как человеку преодолеть свое одиноче-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ство, обрести устойчивый, гармоничный союз (отно­

шения) с другим человеком, и каким образом сохра­

нить этот союз на протяжении всей жизни. Лучше

всего это выразил С.Л. Рубинштейн: «Отношение к

другому человеку, к людям составляет основную ткань

человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» чело­

века все соткано из его человеческих отношений к

другим людям; то, чего оно стоит, целиком определя­

ется тем, к каким человеческим отношениям человек

стремится, какие отношения к людям, к другому чело­

веку он способен устанавливать. Психологический

анализ человеческой жизни, направленный на рас­

крытие отношений к другим людям, составляет ядро

подлинной психологии».

Постановка проблемы состояния современного

брака и семьи, определение психологических осно­

ваний их понимания и изучения являются актуаль­

ными задачами по причине отмечаемого исследова­

телями кризиса современной семьи и назревшими в

связи с этим психотерапевтическими задачами.

На всем российском пространстве эта ситуация обо­

значена особенно остро: кризис семьи является до­

минирующим, всепоглощающим и пока труднопрео­

долимым. Приводимые в открытой печати «цифровые

иллюстрации» свидетельствуют о наличии кризисных

тенденций в современной российской семье, что

подтверждает необходимость изучения семьи и семей­

ных отношений как теоретической базы для оказания

психологической помощи семье. Во многих психологи­

ческих исследованиях обсуждается глобальная ломка

социальных стереотипов, индивидуальная идеология

безвременья, дезинтеграции, изменение социально-пси­

хологического статуса семьи, особенно многодетной.

В некоторых случаях обнаруживается деформация, нео­

пределенность и даже частичная утрата семейных

ценностей в результате резкой смены модели обще­

ственной жизни, характера, отработанных ритуалов,

трансляции в СМИ информации, построенной на

принципах бессмысленной жестокости, индивидуа­

лизма и мистицизма, изменения практики привыч­

ного повседневного общения, неадекватности имею­

щегося у членов семьи житейского опыта наличной

социальной ситуации.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Между тем все острее встает проблема такой меры

человеческого в семейных отношениях, за пределами

которой утрачиваются его видовое отличие и родовая

сущность.

Семейная психология будет иметь теоретическое и

практическое значение как в плане достижения благо­

получия и стабильности семейных отношений, так и для

реализации эвристических целей научного поиска.

Интерес к происхождению человечества способ­

ствовал развитию научного взгляда на психологию се­

мьи. Семейная психология сложилась как наука, изуча­

ющая объективные закономерности функционирования

семьи, проявления и механизмы брачно-семейных и

родственных отношений. Семейные психологи изучают

брачные установки и убеждения, подчинение и незави­

симость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие

и интимное общение, детско-родительские отношения

и жизненный цикл семьи, и многое другое. Семейная

психология — это наука о том, как люди объединяются

в брачные пары, каким образом создают семью и как

организуют свое совместное существование. В семей­

ной психологии раскрывается состояние принадлежно­

сти индивида некоторому надындивидуальному семей­

ному целому, которое охватывает субъективное время,

личностную жизнедеятельность, национальную культу­

ру и традиции.

Сегодня получил широкое признание и развитие це­

лый комплекс дисциплин, изучающих семью и брак, —

социология и психология семьи, сексология, семейная

педагогика, психотерапия семьи и семейное консульти­

рование и т. д. В этих отраслях научного знания нет мето­

дологического и методического единства как в силу слож­

ности предмета исследования и многообразия проблем,

предъявляемых к изучению, так и в силу отсутствия еди­

ных принципов анализа. Семейная реальность — это

нечто, что люди конструируют субъективно. Семейная

жизнь организуется и меняется людьми, как по правилам

объективной ситуации, так и в соответствии с тем, каким

образом они сами интерпретируют ее.

Межличностные отношения, Я и Другой, значимый

характер близких отношений, семья как «единство вза­

имодействующих личностей», нарушения семейного

функционирования, супружеские соглашения, согла-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

сование семейных ценностей, структуральная органи­

зация семьи, функционирование семейных систем —

ключевые моменты теорий сциентистской социально-

психологической направленности.

К сожалению, применять научные психологичес­

кие методы к изучению семьи не так просто. Пробле­

мы семьи и брака трудно доступны для изучения, что

связано с:

а) разработкой и внедрением такого диагностическо­

го инструментария, который бы не наносил ущерб

респондентам в их семейной жизни;

б) учетом влияния самого факта участия испытуемых

в исследовании на их внутрисемейные отношения

и психическое состояние;

в) характером воздействия экспериментатора на образ

жизни в семье, близость и интимные отношения.

Задачи, стоящие перед семейной психологией,

достаточно сложные, например, оценить чувства, выя­

вить те или иные мотивы вступления в брак, устано­

вить причины семейного неблагополучия, определить,

насколько человек способен приспособиться к внутри­

семейной ситуации или измениться.

Вместе с тем к настоящему времени разработано

большое количество вербальных и невербальных ме­

тодов, позволяющих с высокой степенью достоверно­

сти изучать семейную психологию.

Связь семейной психологии со смежными дисцип­

линами. Семья как малая группа, как система значимых

эмоциональных отношений и как социальный институт

изучается и в социальной психологии, и в психологии

личности, и в социологии. Детско-родительские отноше­

ния, стили воспитания, развитие ребенка в семье явля­

ются предметом пристального изучения в возрастной и

педагогической психологии. Семейные конфликты тща­

тельно классифицированы и разобраны в конфликтоло­

гии. Нарушения функционирования семьи как источник

психической травмы, патологизация семейных ролей

привлекает внимание клинических психологов и психо­

терапевтов. Тем самым семейная психология тесно

связана с другими смежными психологическими дис­

циплинами. Но наряду с общими интересами обнару­

живаются и отличительные особенности семейной

психологии от смежных с ней отраслей психологического

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

знания. Если социологи и социальные психологи изучают

группы (большие и малые), то семейная психология — ин­

дивидов, входящих в такое целостное уникальное образо­

вание как семья. Сюда входит и изучение влияния семьи

на развитие своих членов, а индивида — на развитие и

существование семьи. Связи в семье в отличие от любой

другой группы особые — родственные. Рассматривая суп­

ружеские взаимоотношения, центром своего внимания со­

циолог бы сделал тенденции браков, разводов, анализ се­

мейной политики, в то время как семейный психолог мог

бы исследовать, почему определенные люди привлекают

друг друга, каким образом они уживаются друг с другом.

Социального психолога в меньшей степени, чем семейно­

го, могла бы заинтересовать личная жизнь индивида.

Психологи, занимающиеся исследованием личности, фо­

кусируют внимание на индивидуальных внутренних ме­

ханизмах и на различиях индивидов, семейные же пси­

хологи концентрируются на индивиде, взращенным и

сращенным с семейной системой. Семейную психологию

привлекают в отличие от клинической психотерапии и нор­

мально функционирующие благополучные семьи. В отли­

чие от возрастной и педагогической психологии усилия

семейных психологов направлены на семейный контекст

развития и воспитания индивида.

Кроме того, обладая общими методами исследова­

ния, семейная психология имеет свои более жесткие

этические принципы (конфиденциальность, аноним­

ность, уважение к частной жизни человека) их приме­

нения. В экспериментах по семейной психологии невоз­

можно активное вмешательство психолога с целью

широкомасштабного манипулирования тем или иным

фактором. «Лабораторные семьи» в отличие от лабора­

торных групп — нонсенс. Кроме того, высокая эмоци­

ональная насыщенность и значимость семейной жизни

для индивида требует вдвойне бережного отношения

сторонних исследователей. В обследованиях по семей­

ной тематике регулярно встречаются «слепые» зоны,

недоступные для сознательной вербализации.

Наконец, семейная психология — молодая отрасль

психологического знания, имеющая более короткую ис­

торию. Молодость научной проблематики обусловлена

тем, что в начале формировался практический запрос,

а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

исследования. Нередким случаем было отношение к про­

блемам семейной психологии как к некоей «ненаучной»

или «полунаучной» области. Для фундаментальной науки

заниматься исследованиями семьи и брака было явно

несерьезно. Объясняется это еще тем, что происходяще­

му в семье нередко приписывается мистический харак­

тер (Бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторон­

няя неведомая сила ответственны за все процессы

возникновения и существования семьи).

Трудности в изучении семейной психологии. Науч­

ное изучение семейной психологии сопровождается

рядом объективных и субъективных трудностей. Одна из

них связана с кажущейся легкостью предмета, доступ­

ностью и понятностью и, как следствие, сопровождается

засильем дилетантов. Достаточно студентам начать сооб­

щать окружающим их людям о том, что они изучают

семейную психологию, как непременно найдется «круп­

ный специалист» в этой области, готовый поделиться

своим «богатым багажом» знаний и навыков в этой об­

ласти. Найти с ходу профессионала по криогенной тех­

нике вряд ли удастся, а вот в области семейной психоло­

гии — всегда пожалуйста. Заполнение в настоящее время

терапевтического вакуума, имевшего место быть в оте­

чественной прикладной и практической психологии в

течение десятилетий, путем прямого заимствования им­

портных методик и техник также порождает немало

негативных моментов в семейной психологии. Наметив­

шийся в 1990-е гг. «бум» психотерапии вызвал всплеск

интереса к проблемам семейной психологии. Наряду с

позитивными моментами такой ситуации обнаруживает­

ся пристрастность, а порой просто одержимость иссле­

дователей, следующих западной традиции описания па­

тологических явлений в семье, забвение исторических и

кросс-культурных различий, как в изучении семьи, так и

в работе с ней.

Семейную психологию отличает как сложность

предмета изучения, так и сохраняющаяся отсталость

психологической науки, терминологии в данной области.

Относительно эмоциональных отношений Л.Я. Гозман

пишет: «Что же касается собственно научного анализа,

то ни одна из существующих социально-психологичес­

ких теорий не может сейчас ассимилировать весь массив

данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональ- 11

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ных отношений»'. И его же: «Проведенные к настоящему

моменту исследования при всей их изощренности остав­

ляют во многих случаях чувство неудовлетворенности

вследствие их недостаточной глубины»2. Существуют и

другие отличия. Многие исследователи психологии лич­

ности по праву признаны корифеями психологической

науки, тогда как имена семейных психологов менее из­

вестны. В общей, социальной, возрастной психологии, пси­

хологии личности разработаны великие теории, в течение

первой половины XX века сложились основные психоло­

гические школы, в семейной психологии разработаны кон­

цепции меньшего масштаба, а научные школы только фор­

мируются и оформляются.

Несмотря на различия, семейная психология и смеж­

ные отрасли психологического знания должны дополнять

друг друга, чтобы можно было сформировать общую кар­

тину развития и функционирования семьи. Существует

много разных точек зрения на природу семьи и брака,

каждая из которых имеет свой собственный набор вопро­

сов и ответов. Эти взгляды являются взаимодополняющи­

ми и не противоречащими друг другу. Семейная психоло­

гия — это одно (но не единственное) направление, в русле

которого происходит формирование научного знания о за­

кономерностях и особенностях брака и семьи.

Объективация знания в семейной психологии воз­

можна через функционально-ролевой анализ, через

анализ эмоциональных отношений членов семьи друг

к другу и разбор процесса развития семейных отно­

шений на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Полноценное изучение семейной психологии предпо­

лагает рассмотрение ее в контексте воздействующих

на нее разнообразных причин и факторов.

Семья в понимании автора осмысливается как фе­

номен, в котором Я и Значимые Другие сливались бы

таким образом, чтобы развязка жизни являлась резуль­

татом развития характера человека, его личности и вме­

сте с тем обеспечивалась гармоничным и разумным

«сопряжением» с близкими родными людьми, искус­

ством всех членов семьи быть вместе.

1 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.,

1987. С. 26

2 Там же. С. 26.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.174 с.)