Психологические условия оптимизации предбрач- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические условия оптимизации предбрач-



ного периода включают:

• рефлексию мотивов, отношений и чувств, как

своих собственных, так и партнера;

• замену эмоционального образа избранника на

реалистичный;

• осуществление предбрачного информационно­

го обмена, который предполагает выяснение де­

талей биографии и информирование о прошлой

личной жизни, состоянии здоровья, способнос­

ти к деторождению, о ценностных ориентаци-

ях и жизненных планах, о представлениях по

поводу супружества и ролевых ожиданиях.

В ходе предбрачного информационного обмена

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

складываются подробные психологические

портреты молодых людей, особенности роди­

тельских семей (состав, структура, характер

взаимоотношений родителей, детско-родитель-

ских семей). Безусловно сбор информации не

должен превращаться в допрос и следствен­

ные действия. Разговор идет о взаимном само­

раскрытии и доверии друг к другу, когда хо­

чется рассказать о себе, поделиться своей

историей, мыслями, чувствами, мечтами. До­

верие порождает доверие, утаивание инфор­

мации или скрытые ожидания могут обернуть­

ся в браке источниками сложных проблем.

Характер предбрачных отношений обыкновен­

но переносится в семейную жизнь:

• оценку стиля общения и взаимодействия (уст­

раивает ли?);

• адекватизацию уровня притязаний;

• реалистичное восприятие партнера и принятие

его;

• мысленное и реальное проигрывание сценари­

ев совместной жизни.

Изучение предбрачных отношений послужило ос­

нованием для выделения добрачных факторов риска.

К ним относят:

• ранний возраст врачующихся (в России такой

возраст негласно считают — для мужчины до

20 лет, для женщины до 18 лет), ибо он проду­

цирует многообразие перцептивных ошибок и

искажений;

• поздний возраст (на Западе таким возрастом яв­

ляется: для мужчины 40 — 45 лет, для женщины

30—35 лет, в России: для мужчины 30 — 32 года,

для женщины 25 — 27 лет);

• превышение возраста жены относительно воз­

раста мужа;

• наличие у жены более высокого образования;

• городское происхождение;

• гетерогенность статуса;

• социально-демографическая разница в проис­

хождении;

• отсутствие братьев и сестер у жены:

• отсутствие сестер у мужа;

• неустойчивость отношений до брака;

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

• отрицательное отношение родителей к браку;

• слишком короткий или слишком длительный

период знакомства;

• неоптимальные мотивы вступления в брак;

• добрачная беременность;

• наличие друзей противоположного пола у од­

ного из будущих супругов.

Кроме этих, выделяют группу позитивных факто­

ров, влияние которых повышает вероятность успешных

и гармоничных отношений в браке, и в целом расце­

ниваются как прогностически-благоприятные. К ним

относят:

1. высшее образование у мужчины;

2. оптимальный возраст вступления в брак1;

3. оптимальная длительность предбрачных отноше­

ний (от 1 года до 3 лет);

4. «теплые» отношения до брака;

5. сходные черты характера (кроме доминирования

и соперничества);

6. наличие ролевых ожиданий и их совпадения и

согласованность;

7. наличие общих друзей будущей семейной пары;

8. согласие родителей на брак и их положительная

оценка намечающегося союза.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах

добрачных отношений, связанных с выбором спутника

жизни.

Принято различать три модели выбора спутника

жизни:

1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор

партнера представляет собой многоступенчатый про­

цесс. На первой стадии происходит фильтрация по

принципу гомогенности, т. е. обнаруживается притя­

гательная сила человека, сходного по расе, происхож­

дению, религиозной и социальной принадлежности.

На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-

ориентационного единства. Симпатия возникает при

' По нашим данным (кол-во респондентов 103 человека), со­

временные мужчины и женщины наиболее оптимальным возрас­

том вступления в брак для женщины называют возраст 22 — 25 лет,

для мужчины 25 — 30 лет. Для женщин оптимальным возрастом

для рождения ребенка, большинство опрошенных назвало 25 — 28

лет, для мужчин - 25-30 лет.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

совпадении ценностей, убеждения, мировоззренческих

позиций.

На третьей стадии фильтрация происходит по

потребностно-мотивационному принципу. Важным для

сближения и принятия решения о заключении брака

является совпадение базовых потребностей.

2. Модель максимизации выгоды. Формирование

пары происходит при наличии у партнера максималь­

ного количества желаемых качеств. Чем больше совпа­

дений, тем вероятнее становится факт заключения

брака именно с этим партнером.

3. Модель дополнительности. Притягательным яв­

ляется ситуация, когда противоположный партнер об­

ладает чем-то таким (свойствами, чертами характера,

интересами, умениями), чего нет у первого. Такой

механизм компенсации срабатывает по принципу ком-

плиментарности.

Первый этап эмоциональных отношений связан с

возникновением и развитием симпатии, как утвержда­

ет Л.Я. Гозман. Здесь как значимые выступают такие

свойства объекта: внешние данные, социально-демог­

рафические характеристики, поведенческие паттерны

Оценка внешности определяется степенью соответ­

ствия ее одному из существующих стандартов, одина­

ковым для людей, принадлежащих к одной или близ­

ким субкультурам. Это объясняется тем, что красота

является безусловным стимулом (при этом, единствен­

ный общий физический признак красоты для всех

культур по Гозману — мускулатура и рост у мужчины).

Здесь проявляется приписывание красивым людям

хороших качеств, а некрасивым — плохих. Однако

красивым женщинам чаще приписывают положитель­

ные качества, чем красивым мужчинам. Однако, в

оценке внешности при знакомстве определяющую роль

играет самооценка: уверенные в себе люди с адекват­

ной или завышенной самооценкой выбирают красивых

партнеров, если такой уверенности нет, самооценка

занижена, — ориентируются на средний или даже низ­

кий уровень физической привлекательности!.

В такую ловушку порой попадают по-настоящему

красивые девушки: их красота буквально отпугивает

1 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1967

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ногих мужчин. Так же, кстати, как и физическая при-

лекательность — так называемая сексапильность. Она

икак не зависит от канонической красоты и действу-

т на физиологическом уровне. С такими людьми, осо-

енно с такими девушками, тоже порой боятся созда-

ать семью.

Далее в процессе развития отношений и общения

начимыми становятся социально-психологические

арактеристики человека. На первый план выходят до-

тоинства человека. Причем Гозман указывает на тот

акт, что слишком высокий уровень положительных

ачеств снижает аттракцию, такой человек восприни-

ается как недоступный и недосягаемый. Его постоян-

ая «правильность» угнетает.

Затем особое значение начинают приобретать лич-

остные свойства: наиболее привлекательные качества

пределяет принцип взаимодополнительности.

Также возникновению и укреплению симпатии

пособствуют, по Л.Я. Гозману, такие факторы как

ространственная близость, частота контактов, соответ-

твующая ожиданиям длительность и интенсивность

заимодействия, сотрудничество, не переходящее в

оперничество, положительные подкрепления. Очень

ольшое значение в укреплении симпатии оказывают

самораскрытие, взаимное доверие, удачливость друго­

го человека, сходство установок.

В современной психологии различают три вида

отивации на брак:

• мотивация на сам факт брака. Главная движущая

сила в этом случае — намерение заключить брак.

Порой это происходит под влиянием других при

реализации лозунга: «пора!» При этом другой че­

ловек является только средством для исполнения

заветного желания — жениться или выйти замуж.

При этом в общем не важно, какой именно парт­

нер рядом. Валено, чтобы был и не возражал против

заключения брака. Если такого человека поблизо­

сти нет — все силы тратятся на его поиски. Сами

по себе такие действия не окрашены в негативные

тона. Во многих случаях брак стартует именно с

этой позиции, и люди, имевшие серьезную потреб­

ность в семейной самореализации, долго и счас­

тливо, во всяком случае, благополучно живут в

..^11

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

браке. Проблемы возникают, когда впоследствии

встречается человек, который способен вызвать

сильное чувство. Такой вариант даже не рассмат­

ривается как психологическая измена: ведь внут­

ренняя убежденность свидетельствует, что закон­

ный супруг был всего лишь средством;

мотивация на определенный тип брака. В этих слу­

чаях действуют более уверенные люди, они ориен­

тируются на такого партнера, который способен

осуществить их мечты, который соответствует не­

кому представлению о престижном варианте брач­

ных отношений. В прежние времена для женщины

признаком успешного замужества был брак с ка­

питаном дальнего плавания, артистом, дипломатом.

Для юноши — брак с дочкой известных людей, на­

чальников. В нынешние времена символом успеш­

ного замужества является брак с иностранцем или

иностранкой, богатым человеком, фотомоделью.

Сам по себе этот факт не несет отрицательной

окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и

согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в

жизни встречается другой или другая. Такие оце­

ночно-сравнительные выборы могут происходить

в жизни многократно: всегда можно найти кого-то

еще лучше;

мотивация на определенного человека. В этом слу­

чае избранник воспринимается как конкретный

реальный человек, со всеми слабостями и недостат­

ками. Конечно, могут встретиться и лучше и кра­

сивее, но это ничего не меняет. Это сознательный

выбор с установкой на принятие определенного

человека и с вытекающей отсюда личной ответ­

ственностью за свои чувства.

Выделяют пять основных типов мотивации брака:

любовь, духовная близость, материальный расчет, пси­

хологическая адекватность и моральные соображения.

СИ. Голод справедливо подчеркивает: «В научной ли­

тературе, как ни странно, утвердился стереотип, иде­

ализирующий массовую распространенность брака по

любви. Не утруждая себя сколько-нибудь серьезной

теоретической аргументацией, тщательно не отрабаты­

вая опросный инструментарий, некоторые авторы

монографий и статей выдают субъективно желаемое

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

за реальность. Тем самым они вольно или невольно

травмируют психику определенного числа людей, спо­

собствуя возникновению ятрогенного эффекта..., когда

в массовое сознание внедряется (не только публицис­

тической, но и научной литературой) мысль о чуть ли

не всеобщем вступлении в брак по любви, то человек

(особенно женщина), не испытавший такого чувства,

считает себя в лучшем случае неудачником, живя в

ожидании прихода большой страсти»1.

К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое от­

ношение» пишет о том, что молодому человеку дана

возможность неполного понимания, как других, так и

самого себя, поэтому он не может быть удовлетвори­

тельно осведомлен о мотивах других людей, в том чис­

ле и о своих собственных. В большинстве случаев он

поступает, как правило, под влиянием бессознатель­

ных мотивов.

Бессознательные мотивации, по Юнгу, имеют как

личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего

это мотивы, вызванные родительским влиянием.

В этом смысле для молодого человека определяющим

является отношение к матери, а для девушки — к отцу.

В первую очередь это степень связанности с родите­

лями, которая бессознательно влияет на выбор суп­

руга, поощряя или затрудняя его. Сознательная лю­

бовь к отцу или матери способствует выбору супруга,

сходного с отцом или матерью. Бессознательная свя­

занность усложняет выбор и вызывает своеобразные

модификации.

Известный психолог А.Б. Добрович выделил груп­

пу мотивов, побуждающих человека вступать в брак,

которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

• обоюдное актерство, когда молодые люди игра­

ют романтические роли;

• общность интересов, когда совпадение интере­

сов, общее увлечение принимают за родство душ;

уязвленное самолюбие, которое побуждает

достичь «заветного» любой ценой, стимули­

рует азарт и жажду победы через обладание

«непокорным»;

1 Голод СИ Стабильность семьи: социологический и демогра­

фический аспекты. Л.. 1984. С. 25-26.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

• ловушка неполноценности, в которой сливают­

ся воедино установка благодарности и ощуще­

ние реализации «последнего шанса»;

• интимная удача, когда успех в сексуальных от­

ношениях сводится к предвосхищению хороше­

го брака;

• взаимная легкодоступность, что очень привле­

кает в добрачных отношениях;

• жалость, она же в вариантах вины, долга, вос­

принимается, как «собственная доблесть» и по­

зволяет играть на сцене жизни весьма благо­

родную роль;

• порядочность, когда брак стимулируется мне­

нием ближайшего окружения и ответственно­

стью перед ним;

• выгода, когда человек обретает посредством та­

кого союза пристанище, финансовое и матери­

альное благополучие;

• месть, когда выбор партнера и вступление в

брак совершают «назло обидчику»;

• боязнь одиночества, когда брачный союз выс­

тупает в роли спасения от своих проблем, от

самого себя, от страха будущей жизни.

Данные мотивационные модификации могут быть

осознанны, и тогда, при условии, что люди не лукавят

сами с собой, намерения их серьезны, а ответствен­

ность за семейную жизнь принимается в полном объе­

ме, — есть шанс, что брак, стартовавший с этих пози­

ций, может оказаться успешным. По выражению

И.С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема

возникает в ситуациях раздвоения мотивов: деклари­

руется одно, как правило, говорят о любви и даже сами

начинают в это верить, а реальным побудительным мо­

тивом является другое — актерство, жалость, месть,

страх одиночества и прочее.

По-видимому, браков, заключенных по описанным

выше основаниям, немало. Возвращаясь к статье

К.Г. Юнга, вспомним, что причину К. Юнг связывает с

искусственной бессознательностью родителей. Он

полагает, что, если инстинкт не изуродован, то выбор

супруга может оставаться свободным от этих влияний,

но все же они — раньше или позже — станут ощути­

мыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор яв-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ляется наилучшим с точки поддержания рода, но он от­

мечает, что с психологической точки зрения такой брак

не всегда бывает счастливым, так как между инстин­

ктивной и индивидуально развитой личностью зачас­

тую имеется большая разница.

Однако Юнг в целом оптимистичен относительно

прогнозов брака, ибо уверен, что большинство браков

достигает своего наивысшего психологического пре­

дела в биологическом предназначении без ущерба для

духовного и морального здоровья. Относительно

немногие оказываются в глубочайшем разладе с собой.

За рамками аналитической психологии исследо­

ватели выделяют три больших группы брачных моти­

вов. В первую группу входят эмоционально-этические

мотивы, во вторую — мотивы самореализации, в тре­

тью — мотивы долга и обязанности. Вероятно, приня­

тие решения о вступлении в брак определяется всей

совокупностью брачных мотивов, просто один из них

становится ведущим. Таким мотивом повсеместно яв­

ляется (объявлена?) любовь.

Другим аспектом человеческой ситуации, тесно

связанным с потребностью в связанности, является то,

что человек испытывает потребность трансцендиро-

вать, превзойти свое положение пассивного создания

С точки зрения гуманистической концепции, человек

в акте творения трансцендирует, преодолевая преде­

лы самого себя как единичного создания, поднимаясь

над пассивностью и случайностью. Творчество пред­

полагает активность и заботу о другом человеке, близ­

ком и дорогом.

■ Молодая семья, ее задачи и особенности

Говоря об этапе развития молодой семьи, следует

более подробно остановиться на тех задачах, которые

должны решать молодые супруги.

Кроме того, необходимо проанализировать трудно­

сти, с которыми сталкиваются будущие молодожены,

затем молодые супруги, а на следующей ступени — мо­

лодая семья с новорожденным.

На общем жизненном пути встречаются разные

трудности. В совместной жизни они могут начаться уже

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

в первые месяцы, когда он и она, прислушиваясь ско­

рее к внешним нормам, чем к внутреннему голосу,

попадают во всевозможные психологические ловушки

и, вместо того чтобы выйти из них, входят во Дворец

бракосочетания.

Начало семейной жизни, «медовый месяц» — осо­

бенно приятный по общему представлению этап раз­

вития семьи. Такой же установкой руководствуются и

большинство молодоженов. Но на протяжении этого

этапа изменяется интенсивность чувств супругов, ус­

танавливается пространственная и психологическая

дистанция между молодоженами и их генетическими

семьями и т. д. Понятно, что эти задачи не всегда ре­

шаются гладко.

Даже если путь к Дворцу бракосочетания был

вполне удачным, это еще не гарантирует безоблачной

долгой совместной жизни. Это обнаруживается в том

факте, что около 2% распадающихся браков существо­

вали менее года1. Малая часть таких разводов прихо­

дится на первые недели брака. Основная причина

столь быстрых разводов — новая, отрицательная ин­

формация о супруге.

Около половины «быстрых» разводов связаны с

обманом, а другая половина — с недостаточным зна­

нием будущего супруга и/или его семьи. Данная при­

чина обуславливает заметную часть трудностей, воз­

никающих в первые месяцы семейной жизни.

Даже в сказках со счастливым концом героям при­

ходится преодолевать немало трудностей. Точно так же

больше преодоленных трудностей оказывается не в

печальных, а в счастливых семейных историях, герои

которых были свободны в выборе друг друга. Эти труд­

ности отношений в счастливых парах мы будем назы­

вать подножками. Подножка предполагает, что путь

уже выбран и начат, но что-то, кто-то мешает, застав­

ляет спотыкаться и даже падать.

Подножкой первых отчуждений А. Кроник назы­

вает испытание, которое часто поджидает влюбленных

молодоженов. Она появляется, когда каждый из них

привык быть для другого всем. И вот в распоряжении

часы, месяцы, годы, и по контрасту возникает пара-

1 Навайтис Г. Семья и психолог. Калининград, 1996. С. 138.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

доксальное чувство ненужности, тесноты в общении

друг с другом. Если раньше самый близкий человек был

всем, расширял горизонты, то теперь все свелось лишь

к нему, горизонт сузился. А за горизонтом осталась

большая часть мира, для любимого — посторонняя, чу­

жая. Можно увлечь его в невидимые дали, и первые

отчуждения окажутся позади. А можно, напротив, не

допускать его в сферу своих интересов, но попытать­

ся, уважая другого, настоять на их неприкосновенно­

сти. Если это удастся острота отчуждения пройдет, на

смену придут приятные воспоминания. А вместе с ними

и новые трудности роста1.

Психологическая суть брака — подтверждение от­

ношений в паре, их включение и согласование с дру­

гими отношениями, которые уже поддерживают буду­

щие супруги. Такое согласование не всегда протекает

легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иног­

да их ближайшее окружение может не одобрять или

сопротивляться браку. Поэтому даже в тех случаях,

когда задача выбора брачного партнера решена, у пары

могут возникнуть серьезные трудности.

Одна из характерных в этой ситуации трудностей —

несогласие родителей. Его причины не всегда осознают­

ся, но часто имеют реальную основу. Большинство роди­

телей желают, чтобы брак их детей был удачным, по­

этому не одобряют, по их мнению, необдуманного и

поспешного решения вступления в брак. Таким обра­

зом они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее

способности выполнять все семейные функции. Такое

поведение родителей соответствует одной из обще­

ственных функций семьи — контролю над поведением

детей. Но точно оценить обоснованность решения де­

тей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возмож­

ны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора

брачного партнера, ошибки сопротивления родителей

браку могли бы относительно успешно преодолеваться

в процессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но

нередко дети спешат заключить брак, а родители вме­

сто обсуждения выражают слабо аргументированное

категорическое несогласие, что осложняет взаимоот-

1 Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы. Мы. Он. Ты, Я: геология значимых отношений. М., 1989.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ношения молодоженов и близких им людей. А если

молодая пара эмоционально или материально очень

зависима от родителей, нелегко урегулировать слож­

ные, иногда конфликтные отношения.

Психологическая зависимость молодых людей от

родителей проявляется в попытках руководствовать­

ся установками родителей, а не своими потребностя­

ми и решениями, семейные ритуалы отождествлять с

содержанием семейных отношений, попытками, де­

монстрируя лояльность к генетической семье, созда­

вать свою, независимую от нее. Эту зависимость де­

тей поддерживает чувство небезопасности родителей,

которое толкает их постоянно контролировать детей и

сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы

сопротивления, а потому еще эмоциональнее) их са­

мостоятельности. Контроль усиливает и осложняет

психологические проблемы взрослых детей, в частно­

сти, свойственное многим молодым людям противо­

речие отношений к автономии, желание пользоваться

опекой в одних областях семейной жизни и быть са­

мостоятельными в других.

Данное противоречие отчетливо проявляется в

отношении молодежи и молодых супругов к матери­

альной помощи со стороны родителей.

По данным одного из опросов абитуриентов, около

30% юношей и 45% девушек придерживаются мнения,

что молодым супругам совсем не нужна помощь стар­

шего поколения в решении вопросов общения в моло­

дой семье. Но за такую же полную материальную не­

зависимость молодой семьи от родителей высказалось

только 10% опрошенных молодоженов1.

Таким образом, начальная, имеющаяся до заключе­

ния брака установка предполагает и помощь, и невме­

шательство со стороны родителей в жизнь молодой

семьи. Понятно, что реализация подобной установки

проблематична.

Материальная и эмоциональная зависимость мно­

гих молодых семей указывает на необходимость дости­

жения самостоятельности, ответственности, автономии,

т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологи­

ческая зрелость достигается труднее, чем материальная.

1 Навайпшс Г. Семья и психолог. Калининград, 1996, С. 135.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

олодожены часто не имеют достаточного опыта при-

енения совместных решений. Кроме того, при дело-

ом обсуждении конкретных семейных вопросов не­

едко выясняется, что для принятия решений молодым

упругам хватало и информации, и ясного понимания

воих интересов, но согласованно действовать они не

огли, так как не стремились к взаимопониманию,

робовали возникшую проблему решить не совместно,

а один за другого. Также нередко выясняется, что «не­

умение» найти решение опирается на эгоцентричес-

ое представление о семье, нежелание отказаться от

екоторых привилегий или интересов.

Распространенным способом восстановления внут-

исемейного функционирования является попытка

еревоспитания партнера по браку. По мнению А. Кро-

ника, это нередко становится поводом для обращения

консультацию. Он описывает это так:

ОН. Вот вы, психолог, скажите, пожалуйста, она

ормальная женщина, если к тридцати годам не на-

илась манную кашу варить? У нас двое маленьких

етей, и она все дни дома сидит. Я встаю в четыре утра

глажу пеленки...

ОНА (перебивает). Да зачем ты это делаешь?

ОН....Прихожу с работы — беспорядок такой, что

ерт ногу сломит! И я начинаю готовить ужин.

ОНА. Да это было-то всего два раза, наверное, за

сю жизнь.

ОН. А ты хочешь, чтобы это каждый день было?

ОНА. Да не в том дело. Кто свободен — тот и ста-

ит чайник. У нас дома всегда так было. Устала я от

воих придирок, не могу больше.

ОН {не слыша). Вот сколько, например, говорил ей:

Не оставляй тряпку в мойке. Отожми и повесь на

рай...»

ОНА. Для тебя вообще нет авторитетов, кроме соб-

венной мамы.

ОН. А для тебя — кроме тебя самой!.

В семейной жизни сталкиваются разные привыч-

и, унаследованные от прежних лет жизни в генети-

еской семье, и в борьбе за отстаивание себя каждый

1 Кроник А.А., Кроник ЕЛ. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: сихология значимых отношений. М., 1989.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

искренне старается переделать любимого в лучшую

сторону, а точнее — сделать его похожим на маму, папу,

друзей. В праздники первых встреч все было иначе: вы­

рываясь из привычного круга, оба радовались новизне

другого, непохожести на старых знакомых. А теперь

именно это почему-то мешает, т. к. во-первых, поводов

и времени для сравнений стало намного больше — 24

часа в сутки, во-вторых, чтобы очаровать другого, при­

ходилось улучшать себя, а теперь пришло, наконец,

время воспитывать, совершенствовать его.

Если повезет — можно переделать своего любимо­

го, единственного и неповторимого. Он станет таким

же, как все, перестанет быть единственным, будет та­

ким повторимым... Тогда — т. к. в созвездии значимых

людей освобождается место «единственного и непов­

торимого» — возникает разочарование в партнере.

Человек, хотя бы немного знакомый с педагогикой,

не будет тратить свою жизнь на то, чтобы переделы­

вать супруга, перекраивать его под свой манер, беско­

нечно критиковать его и негодовать, если он просто не

похож на выдуманного героя. Тем уж и интересно жить

на свете, что не до конца мы все понимаем.

Во многих семьях в первый год после заключения

брака рождается ребенок. Его появление в семье из­

меняет позиции и роли супругов, им приходится при­

спосабливаться к новому образу жизни, к возросшим

психическим и физическим нагрузкам, ограничениям

общего досуга и т. д. Если все эти и другие задачи при­

ходится решать быстро, а к ним еще прибавляются

нерешенные проблемы из предыдущих этапов разви­

тия семьи, то сама ситуация, требующая быстрого из­

менения семейных отношений, становится стрессором.

Указание на возможность семейного конфликта

иллюстрирует одну из типичных схем кризиса моло­

дой семьи. Бытовые трудности, разногласия с ближай­

шими родственниками, неудовлетворенность интимны­

ми отношениями и т. п. в отдельности могут быть

приняты, но их совокупность превышает возможности

супругов сопротивляться стрессу.

Следует указать, что похожие кризисы в некото­

рой части молодых семей как бы запланированы. По

данным уже упомянутых опросов, 21 % будущих моло-

доженов и 19,6 % молодых супругов среди мотивов,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

побудивших их заключить брак, указали на беремен­

ность. Очевидно, что добрачная беременность не явля­

ется безусловной причиной будущего семейного кризи­

са. Чаще всего она только подталкивает к юридическому

подтверждению и оформлению состоявшейся интимной

и психологической связи. Но она может подтолкнуть к

этому и те пары, которые недостаточно подготовлены к

принятию семейных прав и обязанностей. Кроме того,

такие пары нередко не подготовлены к браку. Психоло­

гически наиболее проблемной становится ситуация бе­

ременности после кратковременного знакомства.

Неблагоприятные тенденции развития супружеских

отношений и их предпосылки в каких-то случаях разру­

шают семью, в других способствуют большой диффе­

ренциации отцовских и материнских обязанностей.

До рождения ребенка оба супруга имеют похожие

возможности работать, учиться, общаться с близкими

и друзьями. После рождения ребенка, даже очень по­

могающий отец и далее работает, встречается с друзь­

ями, а жена некоторое время в основном заботится

только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как

бы предлагает молодым родителям новые возможнос­

ти общения и сотрудничества и сужает уже имевшие­

ся. Вот это создает предпосылки, как для благоприят­

ного, так и для неблагоприятного развития семьи.

Реализация этих предпосылок зависит от многих фак­

торов, среди которых особенно влиятельным становит­

ся имеющийся опыт общения супругов. Если они на­

учились учитывать интересы друг друга, понимать

чувства, совместно решали возникавшие перед семьей

задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет

семейные связи. Супруги и дальше делятся своими пе­

реживаниями и таким образом расширяют интересы

друг друга, сообщают один другому эмоциональную и

деловую информацию о различных сферах деятельно­

сти, в таком случае разделение ролей супругов не

ослабевает, а усиливает общность семьи.

Обобщая описанные тенденции, можно выделить

некоторые общие моменты. Наиболее важный из них —

это положительное отношение молодых супругов друг к

другу. Многие из них интересуются чувствами друг

друга, понимают, что есть перспектива совершенство­

вать свои отношения. На этом благоприятном фоне

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

даже значительные разногласия обычно проявляются

только в какой-то одной сфере жизнедеятельности

семьи, затрагивают только одну из ее функций. Поэто­

му молодожены, которые конфликтуют, например, из-

за быта, могут быть удовлетворены общим досугом,

интимными отношениями и т. д. Это обстоятельство

заметно отличает молодые семьи от совместно живу­

щих длительное время семей, в которых конфликт чаще

всего распространяется на многие или все сферы се­

мейной жизни. Получив возможность «паузы» в конф­

ликте, молодые семьи нередко самостоятельно находят

приемлемые для себя решения, сохраняют и улучшают

семейные отношения.

■ ПОЖИЛОЙ человек и семья

На современном этапе развития общества челове­

чество сохраняет самое большое количество старых и

пожилых людей по сравнению с предыдущими эпоха­

ми. Их численность превышает численность всего

населения планеты в XVII в. По данным ООН, в 1950 г.

в мире было 214 млн. людей старше 60 лет; в 2000 г. их

уже было 590 млн., а в 2025 г. — 1100 млн., то есть чис­

ленность пожилых людей возрастет за эти годы в

5 раз, тогда как население планеты за это время уве­

личится лишь в 3 раза. В связи с этим ученые говорят

о «старении» общества1. Наряду с этим в нашей стра­

не существует сложная экономическая ситуация, уве­

личилась потеря рабочих мест, снизился жизненный

уровень, категория пожилых людей попала как бы на

«обочину» жизни.

Несмотря на относительное многообразие конкрет­

ных подходов к периодизации психологического ста­

рения в пожилом возрасте, более или менее общеприз­

нанным является выделение серьезного нормативного

кризиса в 55 — 65 лет. Изменение социального статуса

и внутренней позиции человека по отношению к своей

жизни — главное содержание этого кризиса. Как во

всяком возрастно-психологическом кризисе, в кризи-

1 Альперович В. Социальная геронтология. Пожилым и моло­

дым о старости и старении. Ростов-на-Дону, 1997.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

се пожилого возраста есть негативные и позитивные

моменты. К негативным относится изменение образа

жизни, потеря множества социальных связей, ухудше­

ние здоровья, снижение социальных и личностных

притязаний, изменение психологического функциони­

рования и прочее. К позитивным, созидательным мо­

ментам относится то, что практически все возрастные

психологи считают, что классический образ «психичес­

кой окаменелости» не годится для правильного пони­

мания пожилого возраста. Сознание человека и его

психика имеют системное строение, и изменение (в

частности, ухудшение) одних психологических функ­

ций может быть успешно компенсировано за счет дру­

гих психологических функций. Кризис и есть свиде­

тельство того, что субъект в условиях изменившихся

психофизиологических возможностей организма, со­

стояния здоровья, исчерпавшейся мотивации достиже­

ний и прочего оказывается готов к изменению образа

жизни и внутренней позиции по отношению к жизни.

Выход на пенсию лишь формально узаконивает эти

изменения, делает их, так сказать, неизбежными, так

как самостоятельно принятое решение о выходе на пен­

­ию есть всегда решение развивающегося субъекта1.

Считается, что к моменту наступления пенсионного

возраста подавляющее большинство людей достигает

максимально возможных для них образовательного,

профессионально-квалификационного, должностного и

материального уровней, и результатом этого является

выход на пенсию. В теории «освобождения от дел» или

«разобщения» У. Генри и Э. Камминга выход на пен­

­ию рассматривается следующим образом. Разобщение

состоит в разрыве между личностью и обществом,

меньшении ее энергии и ухудшении качества тех со-

циальных связей, которые еще сохраняются между ней

и обществом. Разобщение может проявляться как в ос-

лаблении социальных контактов и специфическом от-

странении более молодых поколений и общества в це-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.383 с.)