Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические условия оптимизации предбрач-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ного периода включают: • рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера; • замену эмоционального образа избранника на реалистичный; • осуществление предбрачного информационно го обмена, который предполагает выяснение де талей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способнос ти к деторождению, о ценностных ориентаци- ях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. В ходе предбрачного информационного обмена Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru складываются подробные психологические портреты молодых людей, особенности роди тельских семей (состав, структура, характер взаимоотношений родителей, детско-родитель- ских семей). Безусловно сбор информации не должен превращаться в допрос и следствен ные действия. Разговор идет о взаимном само раскрытии и доверии друг к другу, когда хо чется рассказать о себе, поделиться своей историей, мыслями, чувствами, мечтами. До верие порождает доверие, утаивание инфор мации или скрытые ожидания могут обернуть ся в браке источниками сложных проблем. Характер предбрачных отношений обыкновен но переносится в семейную жизнь: • оценку стиля общения и взаимодействия (уст раивает ли?); • адекватизацию уровня притязаний; • реалистичное восприятие партнера и принятие его; • мысленное и реальное проигрывание сценари ев совместной жизни. Изучение предбрачных отношений послужило ос нованием для выделения добрачных факторов риска. К ним относят: • ранний возраст врачующихся (в России такой возраст негласно считают — для мужчины до 20 лет, для женщины до 18 лет), ибо он проду цирует многообразие перцептивных ошибок и искажений; • поздний возраст (на Западе таким возрастом яв ляется: для мужчины 40 — 45 лет, для женщины 30—35 лет, в России: для мужчины 30 — 32 года, для женщины 25 — 27 лет); • превышение возраста жены относительно воз раста мужа; • наличие у жены более высокого образования; • городское происхождение; • гетерогенность статуса; • социально-демографическая разница в проис хождении; • отсутствие братьев и сестер у жены: • отсутствие сестер у мужа; • неустойчивость отношений до брака; Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru • отрицательное отношение родителей к браку; • слишком короткий или слишком длительный период знакомства; • неоптимальные мотивы вступления в брак; • добрачная беременность; • наличие друзей противоположного пола у од ного из будущих супругов. Кроме этих, выделяют группу позитивных факто ров, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расце ниваются как прогностически-благоприятные. К ним относят: 1. высшее образование у мужчины; 2. оптимальный возраст вступления в брак1; 3. оптимальная длительность предбрачных отноше ний (от 1 года до 3 лет); 4. «теплые» отношения до брака; 5. сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества); 6. наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность; 7. наличие общих друзей будущей семейной пары; 8. согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза. Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни: 1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый про цесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т. е. обнаруживается притя гательная сила человека, сходного по расе, происхож дению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно- ориентационного единства. Симпатия возникает при ' По нашим данным (кол-во респондентов 103 человека), со временные мужчины и женщины наиболее оптимальным возрас том вступления в брак для женщины называют возраст 22 — 25 лет, для мужчины 25 — 30 лет. Для женщин оптимальным возрастом для рождения ребенка, большинство опрошенных назвало 25 — 28 лет, для мужчин - 25-30 лет. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru совпадении ценностей, убеждения, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по потребностно-мотивационному принципу. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей. 2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максималь ного количества желаемых качеств. Чем больше совпа дений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером. 3. Модель дополнительности. Притягательным яв ляется ситуация, когда противоположный партнер об ладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу ком- плиментарности. Первый этап эмоциональных отношений связан с возникновением и развитием симпатии, как утвержда ет Л.Я. Гозман. Здесь как значимые выступают такие свойства объекта: внешние данные, социально-демог рафические характеристики, поведенческие паттерны Оценка внешности определяется степенью соответ ствия ее одному из существующих стандартов, одина ковым для людей, принадлежащих к одной или близ ким субкультурам. Это объясняется тем, что красота является безусловным стимулом (при этом, единствен ный общий физический признак красоты для всех культур по Гозману — мускулатура и рост у мужчины). Здесь проявляется приписывание красивым людям хороших качеств, а некрасивым — плохих. Однако красивым женщинам чаще приписывают положитель ные качества, чем красивым мужчинам. Однако, в оценке внешности при знакомстве определяющую роль играет самооценка: уверенные в себе люди с адекват ной или завышенной самооценкой выбирают красивых партнеров, если такой уверенности нет, самооценка занижена, — ориентируются на средний или даже низ кий уровень физической привлекательности!. В такую ловушку порой попадают по-настоящему красивые девушки: их красота буквально отпугивает 1 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1967 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ногих мужчин. Так же, кстати, как и физическая при- лекательность — так называемая сексапильность. Она икак не зависит от канонической красоты и действу- т на физиологическом уровне. С такими людьми, осо- енно с такими девушками, тоже порой боятся созда- ать семью. Далее в процессе развития отношений и общения начимыми становятся социально-психологические арактеристики человека. На первый план выходят до- тоинства человека. Причем Гозман указывает на тот акт, что слишком высокий уровень положительных ачеств снижает аттракцию, такой человек восприни- ается как недоступный и недосягаемый. Его постоян- ая «правильность» угнетает. Затем особое значение начинают приобретать лич- остные свойства: наиболее привлекательные качества пределяет принцип взаимодополнительности. Также возникновению и укреплению симпатии пособствуют, по Л.Я. Гозману, такие факторы как ространственная близость, частота контактов, соответ- твующая ожиданиям длительность и интенсивность заимодействия, сотрудничество, не переходящее в оперничество, положительные подкрепления. Очень ольшое значение в укреплении симпатии оказывают самораскрытие, взаимное доверие, удачливость друго го человека, сходство установок. В современной психологии различают три вида отивации на брак: • мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга: «пора!» При этом другой че ловек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. При этом в общем не важно, какой именно парт нер рядом. Валено, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизо сти нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потреб ность в семейной самореализации, долго и счас тливо, во всяком случае, благополучно живут в ..^11 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассмат ривается как психологическая измена: ведь внут ренняя убежденность свидетельствует, что закон ный супруг был всего лишь средством; • мотивация на определенный тип брака. В этих слу чаях действуют более уверенные люди, они ориен тируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует не кому представлению о престижном варианте брач ных отношений. В прежние времена для женщины признаком успешного замужества был брак с ка питаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак с дочкой известных людей, на чальников. В нынешние времена символом успеш ного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оце ночно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше; • мотивация на определенного человека. В этом слу чае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостат ками. Конечно, могут встретиться и лучше и кра сивее, но это ничего не меняет. Это сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответ ственностью за свои чувства. Выделяют пять основных типов мотивации брака: любовь, духовная близость, материальный расчет, пси хологическая адекватность и моральные соображения. СИ. Голод справедливо подчеркивает: «В научной ли тературе, как ни странно, утвердился стереотип, иде ализирующий массовую распространенность брака по любви. Не утруждая себя сколько-нибудь серьезной теоретической аргументацией, тщательно не отрабаты вая опросный инструментарий, некоторые авторы монографий и статей выдают субъективно желаемое Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru за реальность. Тем самым они вольно или невольно травмируют психику определенного числа людей, спо собствуя возникновению ятрогенного эффекта..., когда в массовое сознание внедряется (не только публицис тической, но и научной литературой) мысль о чуть ли не всеобщем вступлении в брак по любви, то человек (особенно женщина), не испытавший такого чувства, считает себя в лучшем случае неудачником, живя в ожидании прихода большой страсти»1. К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое от ношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания, как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетвори тельно осведомлен о мотивах других людей, в том чис ле и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознатель ных мотивов. Бессознательные мотивации, по Юнгу, имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родите лями, которая бессознательно влияет на выбор суп руга, поощряя или затрудняя его. Сознательная лю бовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная свя занность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации. Известный психолог А.Б. Добрович выделил груп пу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: • обоюдное актерство, когда молодые люди игра ют романтические роли; • общность интересов, когда совпадение интере сов, общее увлечение принимают за родство душ; уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимули рует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»; 1 Голод СИ Стабильность семьи: социологический и демогра фический аспекты. Л.. 1984. С. 25-26. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru • ловушка неполноценности, в которой сливают ся воедино установка благодарности и ощуще ние реализации «последнего шанса»; • интимная удача, когда успех в сексуальных от ношениях сводится к предвосхищению хороше го брака; • взаимная легкодоступность, что очень привле кает в добрачных отношениях; • жалость, она же в вариантах вины, долга, вос принимается, как «собственная доблесть» и по зволяет играть на сцене жизни весьма благо родную роль; • порядочность, когда брак стимулируется мне нием ближайшего окружения и ответственно стью перед ним; • выгода, когда человек обретает посредством та кого союза пристанище, финансовое и матери альное благополучие; • месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»; • боязнь одиночества, когда брачный союз выс тупает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни. Данные мотивационные модификации могут быть осознанны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответствен ность за семейную жизнь принимается в полном объе ме, — есть шанс, что брак, стартовавший с этих пози ций, может оказаться успешным. По выражению И.С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: деклари руется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мо тивом является другое — актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее. По-видимому, браков, заключенных по описанным выше основаниям, немало. Возвращаясь к статье К.Г. Юнга, вспомним, что причину К. Юнг связывает с искусственной бессознательностью родителей. Он полагает, что, если инстинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они — раньше или позже — станут ощути мыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор яв- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ляется наилучшим с точки поддержания рода, но он от мечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстин ктивной и индивидуально развитой личностью зачас тую имеется большая разница. Однако Юнг в целом оптимистичен относительно прогнозов брака, ибо уверен, что большинство браков достигает своего наивысшего психологического пре дела в биологическом предназначении без ущерба для духовного и морального здоровья. Относительно немногие оказываются в глубочайшем разладе с собой. За рамками аналитической психологии исследо ватели выделяют три больших группы брачных моти вов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую — мотивы самореализации, в тре тью — мотивы долга и обязанности. Вероятно, приня тие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно яв ляется (объявлена?) любовь. Другим аспектом человеческой ситуации, тесно связанным с потребностью в связанности, является то, что человек испытывает потребность трансцендиро- вать, превзойти свое положение пассивного создания С точки зрения гуманистической концепции, человек в акте творения трансцендирует, преодолевая преде лы самого себя как единичного создания, поднимаясь над пассивностью и случайностью. Творчество пред полагает активность и заботу о другом человеке, близ ком и дорогом. ■ Молодая семья, ее задачи и особенности Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги. Кроме того, необходимо проанализировать трудно сти, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени — мо лодая семья с новорожденным. На общем жизненном пути встречаются разные трудности. В совместной жизни они могут начаться уже Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru в первые месяцы, когда он и она, прислушиваясь ско рее к внешним нормам, чем к внутреннему голосу, попадают во всевозможные психологические ловушки и, вместо того чтобы выйти из них, входят во Дворец бракосочетания. Начало семейной жизни, «медовый месяц» — осо бенно приятный по общему представлению этап раз вития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, ус танавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т. д. Понятно, что эти задачи не всегда ре шаются гладко. Даже если путь к Дворцу бракосочетания был вполне удачным, это еще не гарантирует безоблачной долгой совместной жизни. Это обнаруживается в том факте, что около 2% распадающихся браков существо вали менее года1. Малая часть таких разводов прихо дится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов — новая, отрицательная ин формация о супруге. Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным зна нием будущего супруга и/или его семьи. Данная при чина обуславливает заметную часть трудностей, воз никающих в первые месяцы семейной жизни. Даже в сказках со счастливым концом героям при ходится преодолевать немало трудностей. Точно так же больше преодоленных трудностей оказывается не в печальных, а в счастливых семейных историях, герои которых были свободны в выборе друг друга. Эти труд ности отношений в счастливых парах мы будем назы вать подножками. Подножка предполагает, что путь уже выбран и начат, но что-то, кто-то мешает, застав ляет спотыкаться и даже падать. Подножкой первых отчуждений А. Кроник назы вает испытание, которое часто поджидает влюбленных молодоженов. Она появляется, когда каждый из них привык быть для другого всем. И вот в распоряжении часы, месяцы, годы, и по контрасту возникает пара- 1 Навайтис Г. Семья и психолог. Калининград, 1996. С. 138. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru доксальное чувство ненужности, тесноты в общении друг с другом. Если раньше самый близкий человек был всем, расширял горизонты, то теперь все свелось лишь к нему, горизонт сузился. А за горизонтом осталась большая часть мира, для любимого — посторонняя, чу жая. Можно увлечь его в невидимые дали, и первые отчуждения окажутся позади. А можно, напротив, не допускать его в сферу своих интересов, но попытать ся, уважая другого, настоять на их неприкосновенно сти. Если это удастся острота отчуждения пройдет, на смену придут приятные воспоминания. А вместе с ними и новые трудности роста1. Психологическая суть брака — подтверждение от ношений в паре, их включение и согласование с дру гими отношениями, которые уже поддерживают буду щие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иног да их ближайшее окружение может не одобрять или сопротивляться браку. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера решена, у пары могут возникнуть серьезные трудности. Одна из характерных в этой ситуации трудностей — несогласие родителей. Его причины не всегда осознают ся, но часто имеют реальную основу. Большинство роди телей желают, чтобы брак их детей был удачным, по этому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким обра зом они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Такое поведение родителей соответствует одной из обще ственных функций семьи — контролю над поведением детей. Но точно оценить обоснованность решения де тей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возмож ны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат заключить брак, а родители вме сто обсуждения выражают слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоот- 1 Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы. Мы. Он. Ты, Я: геология значимых отношений. М., 1989. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко урегулировать слож ные, иногда конфликтные отношения. Психологическая зависимость молодых людей от родителей проявляется в попытках руководствовать ся установками родителей, а не своими потребностя ми и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, де монстрируя лояльность к генетической семье, созда вать свою, независимую от нее. Эту зависимость де тей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое толкает их постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому еще эмоциональнее) их са мостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частно сти, свойственное многим молодым людям противо речие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть са мостоятельными в других. Данное противоречие отчетливо проявляется в отношении молодежи и молодых супругов к матери альной помощи со стороны родителей. По данным одного из опросов абитуриентов, около 30% юношей и 45% девушек придерживаются мнения, что молодым супругам совсем не нужна помощь стар шего поколения в решении вопросов общения в моло дой семье. Но за такую же полную материальную не зависимость молодой семьи от родителей высказалось только 10% опрошенных молодоженов1. Таким образом, начальная, имеющаяся до заключе ния брака установка предполагает и помощь, и невме шательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация подобной установки проблематична. Материальная и эмоциональная зависимость мно гих молодых семей указывает на необходимость дости жения самостоятельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологи ческая зрелость достигается труднее, чем материальная. 1 Навайпшс Г. Семья и психолог. Калининград, 1996, С. 135. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru олодожены часто не имеют достаточного опыта при- енения совместных решений. Кроме того, при дело- ом обсуждении конкретных семейных вопросов не едко выясняется, что для принятия решений молодым упругам хватало и информации, и ясного понимания воих интересов, но согласованно действовать они не огли, так как не стремились к взаимопониманию, робовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «не умение» найти решение опирается на эгоцентричес- ое представление о семье, нежелание отказаться от екоторых привилегий или интересов. Распространенным способом восстановления внут- исемейного функционирования является попытка еревоспитания партнера по браку. По мнению А. Кро- ника, это нередко становится поводом для обращения консультацию. Он описывает это так: ОН. Вот вы, психолог, скажите, пожалуйста, она ормальная женщина, если к тридцати годам не на- илась манную кашу варить? У нас двое маленьких етей, и она все дни дома сидит. Я встаю в четыре утра глажу пеленки... ОНА (перебивает). Да зачем ты это делаешь? ОН....Прихожу с работы — беспорядок такой, что ерт ногу сломит! И я начинаю готовить ужин. ОНА. Да это было-то всего два раза, наверное, за сю жизнь. ОН. А ты хочешь, чтобы это каждый день было? ОНА. Да не в том дело. Кто свободен — тот и ста- ит чайник. У нас дома всегда так было. Устала я от воих придирок, не могу больше. ОН {не слыша). Вот сколько, например, говорил ей: Не оставляй тряпку в мойке. Отожми и повесь на рай...» ОНА. Для тебя вообще нет авторитетов, кроме соб- венной мамы. ОН. А для тебя — кроме тебя самой!. В семейной жизни сталкиваются разные привыч- и, унаследованные от прежних лет жизни в генети- еской семье, и в борьбе за отстаивание себя каждый 1 Кроник А.А., Кроник ЕЛ. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: сихология значимых отношений. М., 1989. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru искренне старается переделать любимого в лучшую сторону, а точнее — сделать его похожим на маму, папу, друзей. В праздники первых встреч все было иначе: вы рываясь из привычного круга, оба радовались новизне другого, непохожести на старых знакомых. А теперь именно это почему-то мешает, т. к. во-первых, поводов и времени для сравнений стало намного больше — 24 часа в сутки, во-вторых, чтобы очаровать другого, при ходилось улучшать себя, а теперь пришло, наконец, время воспитывать, совершенствовать его. Если повезет — можно переделать своего любимо го, единственного и неповторимого. Он станет таким же, как все, перестанет быть единственным, будет та ким повторимым... Тогда — т. к. в созвездии значимых людей освобождается место «единственного и непов торимого» — возникает разочарование в партнере. Человек, хотя бы немного знакомый с педагогикой, не будет тратить свою жизнь на то, чтобы переделы вать супруга, перекраивать его под свой манер, беско нечно критиковать его и негодовать, если он просто не похож на выдуманного героя. Тем уж и интересно жить на свете, что не до конца мы все понимаем. Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его появление в семье из меняет позиции и роли супругов, им приходится при спосабливаться к новому образу жизни, к возросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т. д. Если все эти и другие задачи при ходится решать быстро, а к ним еще прибавляются нерешенные проблемы из предыдущих этапов разви тия семьи, то сама ситуация, требующая быстрого из менения семейных отношений, становится стрессором. Указание на возможность семейного конфликта иллюстрирует одну из типичных схем кризиса моло дой семьи. Бытовые трудности, разногласия с ближай шими родственниками, неудовлетворенность интимны ми отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу. Следует указать, что похожие кризисы в некото рой части молодых семей как бы запланированы. По данным уже упомянутых опросов, 21 % будущих моло- доженов и 19,6 % молодых супругов среди мотивов, Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru побудивших их заключить брак, указали на беремен ность. Очевидно, что добрачная беременность не явля ется безусловной причиной будущего семейного кризи са. Чаще всего она только подталкивает к юридическому подтверждению и оформлению состоявшейся интимной и психологической связи. Но она может подтолкнуть к этому и те пары, которые недостаточно подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей. Кроме того, такие пары нередко не подготовлены к браку. Психоло гически наиболее проблемной становится ситуация бе ременности после кратковременного знакомства. Неблагоприятные тенденции развития супружеских отношений и их предпосылки в каких-то случаях разру шают семью, в других способствуют большой диффе ренциации отцовских и материнских обязанностей. До рождения ребенка оба супруга имеют похожие возможности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения ребенка, даже очень по могающий отец и далее работает, встречается с друзь ями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможнос ти общения и сотрудничества и сужает уже имевшие ся. Вот это создает предпосылки, как для благоприят ного, так и для неблагоприятного развития семьи. Реализация этих предпосылок зависит от многих фак торов, среди которых особенно влиятельным становит ся имеющийся опыт общения супругов. Если они на учились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали возникавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими пе реживаниями и таким образом расширяют интересы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о различных сферах деятельно сти, в таком случае разделение ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи. Обобщая описанные тенденции, можно выделить некоторые общие моменты. Наиболее важный из них — это положительное отношение молодых супругов друг к другу. Многие из них интересуются чувствами друг друга, понимают, что есть перспектива совершенство вать свои отношения. На этом благоприятном фоне Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru даже значительные разногласия обычно проявляются только в какой-то одной сфере жизнедеятельности семьи, затрагивают только одну из ее функций. Поэто му молодожены, которые конфликтуют, например, из- за быта, могут быть удовлетворены общим досугом, интимными отношениями и т. д. Это обстоятельство заметно отличает молодые семьи от совместно живу щих длительное время семей, в которых конфликт чаще всего распространяется на многие или все сферы се мейной жизни. Получив возможность «паузы» в конф ликте, молодые семьи нередко самостоятельно находят приемлемые для себя решения, сохраняют и улучшают семейные отношения. ■ ПОЖИЛОЙ человек и семья На современном этапе развития общества челове чество сохраняет самое большое количество старых и пожилых людей по сравнению с предыдущими эпоха ми. Их численность превышает численность всего населения планеты в XVII в. По данным ООН, в 1950 г. в мире было 214 млн. людей старше 60 лет; в 2000 г. их уже было 590 млн., а в 2025 г. — 1100 млн., то есть чис ленность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это время уве личится лишь в 3 раза. В связи с этим ученые говорят о «старении» общества1. Наряду с этим в нашей стра не существует сложная экономическая ситуация, уве личилась потеря рабочих мест, снизился жизненный уровень, категория пожилых людей попала как бы на «обочину» жизни. Несмотря на относительное многообразие конкрет ных подходов к периодизации психологического ста рения в пожилом возрасте, более или менее общеприз нанным является выделение серьезного нормативного кризиса в 55 — 65 лет. Изменение социального статуса и внутренней позиции человека по отношению к своей жизни — главное содержание этого кризиса. Как во всяком возрастно-психологическом кризисе, в кризи- 1 Альперович В. Социальная геронтология. Пожилым и моло дым о старости и старении. Ростов-на-Дону, 1997. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru се пожилого возраста есть негативные и позитивные моменты. К негативным относится изменение образа жизни, потеря множества социальных связей, ухудше ние здоровья, снижение социальных и личностных притязаний, изменение психологического функциони рования и прочее. К позитивным, созидательным мо ментам относится то, что практически все возрастные психологи считают, что классический образ «психичес кой окаменелости» не годится для правильного пони мания пожилого возраста. Сознание человека и его психика имеют системное строение, и изменение (в частности, ухудшение) одних психологических функ ций может быть успешно компенсировано за счет дру гих психологических функций. Кризис и есть свиде тельство того, что субъект в условиях изменившихся психофизиологических возможностей организма, со стояния здоровья, исчерпавшейся мотивации достиже ний и прочего оказывается готов к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни. Выход на пенсию лишь формально узаконивает эти изменения, делает их, так сказать, неизбежными, так как самостоятельно принятое решение о выходе на пен ию есть всегда решение развивающегося субъекта1. Считается, что к моменту наступления пенсионного возраста подавляющее большинство людей достигает максимально возможных для них образовательного, профессионально-квалификационного, должностного и материального уровней, и результатом этого является выход на пенсию. В теории «освобождения от дел» или «разобщения» У. Генри и Э. Камминга выход на пен ию рассматривается следующим образом. Разобщение состоит в разрыве между личностью и обществом, меньшении ее энергии и ухудшении качества тех со- циальных связей, которые еще сохраняются между ней и обществом. Разобщение может проявляться как в ос- лаблении социальных контактов и специфическом от- странении более молодых поколений и общества в це- лом от пожилых людей, так
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.017 с.) |