Соотношение понятий социализация и воспитание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий социализация и воспитание.



Охарактерезуйте различия в происхождении и функционировании спорта и физической культуры.

функции физической культуры и спорта так­же имеют свои специфические особенности. Поэтому в совре­менной теории физической культуры появляются понятия физ­культурного и спортивного воспитания, существенно отличаю­щиеся друг от друга. Так, в понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством осво­ения ее ценностного потенциала. Основными показателями физи­ческой культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готов­ность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физичес­ком совершенствовании
В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке лич­ности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психи­ческих способностей спортсмена.


31)социальная природа спорта и физической культуры. Современный спорт — это довольно сложное и полифункцио­нальное социальное явление, которое, конечно, претендует на особое место в общественной жизни и требует отдельного научно­го изучения.Достаточно сказать, что современный спорт нельзя рассматри­вать как моноявление, учитывая его многогранность и полифунк­циональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разно­видности спорта:

— массовый спорт, в котором действует соревнование и ценит­ся высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физичес­кой рекреации и двигательной реабилитации;

— профессиональный спорт, обусловленный коммерчески­ми интересами и являющийся источником существования спорт­сменов;

— олимпийский спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма. Если подойти к феномену спорта с позиций дифференциации, то имеет место многоликость социальной природы спорта, по­скольку она включает в себя самые разнообразные виды деятель­ности: Олимпийские игры, шахматы, бильярд, игра в карты, пу­тешествие на яхте... Если говорить о спортивном инвентаре, то в одних видах спорта — это автомашина, мотоцикл, самолет, мо­дель, в других — мяч, городки, лента, обруч, винтовка, лыжи, коньки...

32)спорт и физическая культура-самостоятельные социальные феномены. Особенности генезиса и развития физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержа­ние. Во многом их функции совпадают, однако целевая направ­ленность различна. В этой связи становится понятным, почему одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выра­жается в следующем:

— в повышении и устойчивом сохранении высокой производи­тельности труда, снижении производственного брака;

— снижении заболеваемости и травматизма;

— продлении творческого долголетия. Современные представления об экономической функции спорта в большей степени связываются с его коммерциализацией и полу­чением доходов:

— от спонсорской деятельности;

— от продажи телевизионных прав на трансляцию самых раз­личных соревнований;

— от рекламных кампаний;

— от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.;

— от заключения контрактов со спортсменами, тренерами. Это далеко не полный перечень средств, получаемых от ком­мерческой стороны спорта. Экономическая значимость спорта дав­но доказана. Не зря идет ожесточенная борьба за право организа­ции и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований.

Обосой пути взаимодействия физической и спортавной культур.

Проблема взаимоотношений физической культуры и спорта особенно остро проявляется в развитии технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Новые решения и нетради­ционные подходы по существу изменили систему спортивной тре­нировки, образовав тем самым «пропасть» между массовой физи­ческой культурой и культурой спортивной. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден.
ажным фактором успешности внедрения спортивных техно­логий в физическое воспитание является освоение методов орга­низации учебно-тренировочного процесса и многолетней физи­ческой подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле большое значение приобретают методы физкуль-турно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной трени­ровки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой, более подходящий для него вид спортив­ной или физической подготовки.

Социальные факторы,способствующие развитию физической культуры и спорта в современном обществе.

Факторов, определяющих развитие общества, несколько. К дви­жущим силам этих факторов в социологии относят, в первую оче­редь, деятельность людей, в основе которой лежит их стрем­ление к удовлетворению своих потребностей. Удовлетворенная по­требность, сам процесс ее удовлетворения порождают новые по­требности. Таким образом, изменяется и совершенствуется жизне деятельность человека и общества. Однако откуда появляются и как возникают новые потребности, каков механизм их развития? Современная психология считает, что новые потребности воз­никают в результате саморазвития человека, механизм которого состоит в воздействии на тот или иной предмет. Преобразуя его, человек воздействует на самого себя, он как бы будит дремлющие в нем силы. Вообще жизнь во всех ее формах обязательно предпо­лагает себя в будущем. Это заложено и в строении живого, и в характере потребностей человека. Потребность всегда предполага­ет некоторый объект (свой предмет), который, по существу, еще надо встретить; потребностное состояние «предполагает» свою смену (в случае успешного осуществления потребностного цикла) состоянием удовлетворения. Даже само существование живого в любой данный момент есть опережающее отражение возможности существования в момент последующий. Одним из приоритетных показателей развития человека является его потребностная сфера.

Взаимоотношение физической культуры с другими элементами и формами культуры.

изическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми остальными видами воспитательной деятельности. В ходе занятий физической культурой осуществляется процесс интеллектуального воспитания, происходит формирование тактического и логического мышления, складывается способность принимать решения в различных стрессовых ситуациях. В рамках трудовой деятельности учащихся физическая подготовка развивает выдержку, целеустремленность, умение доводить работу до конца, раскрывает способность к выносливости, сноровке, скорости в приобретении умений и навыков. Происходит формирование волевых качеств, самообладания, чувства справедливости, честности в соревнованиях, коллективизма. С их помощью достигается гармония физических и духовных составляющих личности, а также происходит формирование способности эстетического восприятия и понимания красоты человеческого ума и тела, которая обнаруживается в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое воспитание – неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.

Спорт высших достижений и социальные противоречия, возникающие в нём.

Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или победа на крупнейших спортивных соревнованиях. Спорт высших достижений, являясь средоточием научных, технологических, организационных и нравственно-этических достижений, представляет собой наиболее содержательный объект для изучения эффективности его средств и методов в повышении резервов современного человека, реализации идей здорового образа жизни как важного условия социального благополучия человека в обществе. Основным неблагоприятным фактором при профессиональной спортивной деятельности является, как известно, высокое физическое напряжение. Другие неблагоприятные факторы профессиональной спортивной деятельности - это увеличенный риск травматизма, повышенное нервно-эмоциональное напряжение (особенно в соревновательном и предсоревновательном периодах), неблагоприятные метеофакторы, частая смена часовых поясов из-за проведения соревнований в разных областях страны и за рубежом и т.п.

 

Социальный статус спортсмена по отношению к тренеру ниже, что придает процессу их общения субординационную окраску. Тренер обладает правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления им высокомерия. Общение свысока создает психологический барьер между тренером и спортсменами. Особое значение имеет учет социального статуса спортсмена в спортивном коллективе. Лидер будет реагировать на педагогические воздействия тренера иначе, чем новичок команды или спортсмен, занимающий низкое положение в коллективе. Лидеры могут оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если их позиция расходится с позицией тренера. Возрастные особенности спортсменов часто затрудняют общение, поскольку ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения тренера с детьми необходима некоторая трансформация его позиции в сторону позиции ребенка. Иногда удается преодолеть психологический барьер, рассказав о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях и дав оценку своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого.

соотношение понятий социализация и воспитание.

Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека.

25)покажите существенные различия в содержании физкультурного и физического воспитания. Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств. Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты. Физическая культура - это часть общей человеческой культуры, это совокупность достижений общества в создании и использовании средств физического совершенствования человека.К культурным достижениям (ценностям)

относится литература, наука, скульптура, музыка, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь, одежда. Виды физической культуры, Базовая физическая культура, Прикладная физическая культура, Оздоровительная физическая культура

26)докажите интегративную сущьность валеологических ценностей физической культуры и спорта. Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание. Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости. Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности, работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.

27)обоснуйте преемственность содержания олимпизма,олимпийской культуры и олимпийского образования.(воспитания) идея мира, мирного сосуществования социальных систем, государств и народов, в которой олимпизм выступает как системообразующий фактор, а олимпийское образование - как средство воспитания молодежи в духе мира;- идея общечеловеческой ценности олимпизма и олимпийского образования, основывающаяся на интернационализме, интерсоциальном воспитании;- идея гуманистического, всестороннего развития личности, базой реализации которой являются олимпийское образование молодежи, олимпийская субкультура;- идея приоритета этических ценностей в олимпизме и олимпийском образовании, исходя из философии Fair Play.В современных условиях олимпизм выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, показатель развития физической культуры молодежи.Основы современного олимпизма были заложены в конце XIX в. Пьером де Кубертеном, когда им впервые была сформулирована доктрина, включающая в себя философские, педагогические, этические, эстетические, правовые, политические принципы. Она базировалась на общечеловеческих моральных устоях всех религиозных учений. Естествен но, что на первых этапах своего развития олимпизм был тесно связан с практикой - с проведением Олимпийских игр. Философские идеи Кубертена о гармонии личности нашли свое отражение в церемонии организации Игр, проведении конкурсов искусств Олимпиад.

28)основные направления в деятельности средств массовой информации по пропаганде ценностей физической культуры и спорта. Средства массовой информации на сегодняшний день представ­ляют собой сложившийся социальный институт, который значи­тельно влияет как на развитие самого общества, так и на форми­рование личности каждого его члена. Можно привести массу при­меров, когда под воздействием СМИ формировалось и изменя­лось общественное мнение, меняя по существу и поведение, и образ жизни людей. Гармония в социальных отношениях налажи­вается не сама по себе, она требует внимания, изучения, управле­ния, наконец. В выполнении этих функций заметную роль играют СМИ. Поэтому так важно научиться пользоваться возможностями СМИ для решения насущных проблем отрасли «Физическая куль­тура и спорт».Нет необходимости специально аргументировать роль средств массовой информации в формировании социально-психологичес­кой ориентации человека. Имеющиеся научные разработки, на­пример в области спортивной науки и физического воспитания [4, 6, 9, 10], свидетельствуют о мотивированных установках уча­щихся общеобразовательной школы, сложившихся на 90—95% под воздействием масс-медиа. И только 5—10% связаны с влиянием учителя физкультуры, семьи, однокашников.Между тем профессиональная педагогическая компетентность самого большого «учителя» наших детей и молодежи — телевиде­ния весьма далека от возможности «сеять разумное, доброе, веч­ное». Пышно расцветающий на телеэкранах культ насилия, жесто­кости и эротики, коммерциализация, непомерная политизирован­ность обрушивающихся на нас и наших детей потоков информа­ции ставят под сомнение эффективность усилий педагогов при­вить учащимся интерес к гуманистическим ценностям, к здорово­му образу жизни.

29)роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта. Роль СМИ в развитии олимпийского спорта очень высока. Именно они, формируя общественное мнение, могут как повы­сить интерес к олимпийским играм, так и понизить его, что осо­бенно ярко видно в самом начале XXVII Олимпийских Игр в Сиднее. Тогда неудачное выступление наших спортсменов вызва­ло отрицательную реакцию в российской прессе. Раздувание пер­вых провалов и построение негативных прогнозов вызвало пора­женческое настроение среди россиян и спортсменов олимпийс­кой сборной. Буквально на глазах у мировой и отечественной об­щественности падал авторитет российского спорта. Самые мрач­ные прогнозы со стороны журналистов сопровождали выступле­ния российских спортсменов. Все меньше телезрителей верили в успех нашей команды, все реже смотрели олимпийские телепрог­раммы. Однако день за днем Олимпиада набирала ход, все чаще в роли победителей стали появляться россияне. Спортивная и ху­дожественная гимнастика, борьба, фехтование, игровые виды спорта, стрельба расставили все на свои места. В итоге российс­кие спортсмены завоевали самое большое количество медалей — 88, среди которых 32 золотые, уступив по количеству золотых медалей только команде США. Тем не менее российские СМИ нанесли тяжелый удар по национальному самосознанию населе­ния страны.

Нами была предпринята попытка выработки системы меропри­ятий, обеспечивающих акцентированное отражение в массовом сознании россиян успешных выступлений и смягчение реакций на неудачные выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Для этого было проведено социологическое исследование, которое показало, что способы влияния на общественное мнение, применяемые российскими СМИ в период Олимпиады, не всегда были объективными и профессиональными. Нами были выявлены и обобщены наиболее часто использовавшиеся пропагандистские приемы, вольно или нево ьно формировавшие негативное отно­шение к выступлению российской команды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 12107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.012 с.)