ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий социализация и воспитание.



Охарактерезуйте различия в происхождении и функционировании спорта и физической культуры.

функции физической культуры и спорта так­же имеют свои специфические особенности. Поэтому в совре­менной теории физической культуры появляются понятия физ­культурного и спортивного воспитания, существенно отличаю­щиеся друг от друга. Так, в понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством осво­ения ее ценностного потенциала. Основными показателями физи­ческой культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готов­ность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физичес­ком совершенствовании
В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке лич­ности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психи­ческих способностей спортсмена.


31)социальная природа спорта и физической культуры.Современный спорт — это довольно сложное и полифункцио­нальное социальное явление, которое, конечно, претендует на особое место в общественной жизни и требует отдельного научно­го изучения.Достаточно сказать, что современный спорт нельзя рассматри­вать как моноявление, учитывая его многогранность и полифунк­циональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разно­видности спорта:

— массовый спорт, в котором действует соревнование и ценит­ся высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физичес­кой рекреации и двигательной реабилитации;

— профессиональный спорт, обусловленный коммерчески­ми интересами и являющийся источником существования спорт­сменов;

— олимпийский спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма. Если подойти к феномену спорта с позиций дифференциации, то имеет место многоликость социальной природы спорта, по­скольку она включает в себя самые разнообразные виды деятель­ности: Олимпийские игры, шахматы, бильярд, игра в карты, пу­тешествие на яхте... Если говорить о спортивном инвентаре, то в одних видах спорта — это автомашина, мотоцикл, самолет, мо­дель, в других — мяч, городки, лента, обруч, винтовка, лыжи, коньки...

32)спорт и физическая культура-самостоятельные социальные феномены.Особенности генезиса и развития физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержа­ние. Во многом их функции совпадают, однако целевая направ­ленность различна. В этой связи становится понятным, почему одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выра­жается в следующем:

— в повышении и устойчивом сохранении высокой производи­тельности труда, снижении производственного брака;

— снижении заболеваемости и травматизма;

— продлении творческого долголетия. Современные представления об экономической функции спорта в большей степени связываются с его коммерциализацией и полу­чением доходов:

— от спонсорской деятельности;

— от продажи телевизионных прав на трансляцию самых раз­личных соревнований;

— от рекламных кампаний;

— от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.;

— от заключения контрактов со спортсменами, тренерами. Это далеко не полный перечень средств, получаемых от ком­мерческой стороны спорта. Экономическая значимость спорта дав­но доказана. Не зря идет ожесточенная борьба за право организа­ции и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований.

Обосой пути взаимодействия физической и спортавной культур.

Проблема взаимоотношений физической культуры и спорта особенно остро проявляется в развитии технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Новые решения и нетради­ционные подходы по существу изменили систему спортивной тре­нировки, образовав тем самым «пропасть» между массовой физи­ческой культурой и культурой спортивной. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден.
ажным фактором успешности внедрения спортивных техно­логий в физическое воспитание является освоение методов орга­низации учебно-тренировочного процесса и многолетней физи­ческой подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле большое значение приобретают методы физкуль-турно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной трени­ровки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой, более подходящий для него вид спортив­ной или физической подготовки.

Социальные факторы,способствующие развитию физической культуры и спорта в современном обществе.

Факторов, определяющих развитие общества, несколько. К дви­жущим силам этих факторов в социологии относят, в первую оче­редь, деятельность людей, в основе которой лежит их стрем­ление к удовлетворению своих потребностей. Удовлетворенная по­требность, сам процесс ее удовлетворения порождают новые по­требности. Таким образом, изменяется и совершенствуется жизне деятельность человека и общества. Однако откуда появляются и как возникают новые потребности, каков механизм их развития? Современная психология считает, что новые потребности воз­никают в результате саморазвития человека, механизм которого состоит в воздействии на тот или иной предмет. Преобразуя его, человек воздействует на самого себя, он как бы будит дремлющие в нем силы. Вообще жизнь во всех ее формах обязательно предпо­лагает себя в будущем. Это заложено и в строении живого, и в характере потребностей человека. Потребность всегда предполага­ет некоторый объект (свой предмет), который, по существу, еще надо встретить; потребностное состояние «предполагает» свою смену (в случае успешного осуществления потребностного цикла) состоянием удовлетворения. Даже само существование живого в любой данный момент есть опережающее отражение возможности существования в момент последующий. Одним из приоритетных показателей развития человека является его потребностная сфера.

Взаимоотношение физической культуры с другими элементами и формами культуры.

изическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми остальными видами воспитательной деятельности. В ходе занятий физической культурой осуществляется процесс интеллектуального воспитания, происходит формирование тактического и логического мышления, складывается способность принимать решения в различных стрессовых ситуациях. В рамках трудовой деятельности учащихся физическая подготовка развивает выдержку, целеустремленность, умение доводить работу до конца, раскрывает способность к выносливости, сноровке, скорости в приобретении умений и навыков. Происходит формирование волевых качеств, самообладания, чувства справедливости, честности в соревнованиях, коллективизма. С их помощью достигается гармония физических и духовных составляющих личности, а также происходит формирование способности эстетического восприятия и понимания красоты человеческого ума и тела, которая обнаруживается в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое воспитание – неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.

Спорт высших достижений и социальные противоречия, возникающие в нём.

Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или победа на крупнейших спортивных соревнованиях. Спорт высших достижений, являясь средоточием научных, технологических, организационных и нравственно-этических достижений, представляет собой наиболее содержательный объект для изучения эффективности его средств и методов в повышении резервов современного человека, реализации идей здорового образа жизни как важного условия социального благополучия человека в обществе. Основным неблагоприятным фактором при профессиональной спортивной деятельности является, как известно, высокое физическое напряжение. Другие неблагоприятные факторы профессиональной спортивной деятельности - это увеличенный риск травматизма, повышенное нервно-эмоциональное напряжение (особенно в соревновательном и предсоревновательном периодах), неблагоприятные метеофакторы, частая смена часовых поясов из-за проведения соревнований в разных областях страны и за рубежом и т.п.

 

Социальный статус спортсмена по отношению к тренеру ниже, что придает процессу их общения субординационную окраску. Тренер обладает правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления им высокомерия. Общение свысока создает психологический барьер между тренером и спортсменами. Особое значение имеет учет социального статуса спортсмена в спортивном коллективе. Лидер будет реагировать на педагогические воздействия тренера иначе, чем новичок команды или спортсмен, занимающий низкое положение в коллективе. Лидеры могут оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если их позиция расходится с позицией тренера. Возрастные особенности спортсменов часто затрудняют общение, поскольку ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения тренера с детьми необходима некоторая трансформация его позиции в сторону позиции ребенка. Иногда удается преодолеть психологический барьер, рассказав о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях и дав оценку своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого.

соотношение понятий социализация и воспитание.

Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека.

25)покажите существенные различия в содержании физкультурного и физического воспитания. Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств. Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.Физическая культура - это часть общей человеческой культуры, это совокупность достижений общества в создании и использовании средств физического совершенствования человека.К культурным достижениям (ценностям)

относится литература, наука, скульптура, музыка, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь, одежда.Виды физической культуры , Базовая физическая культура, Прикладная физическая культура, Оздоровительная физическая культура

26)докажите интегративную сущьность валеологических ценностей физической культуры и спорта.Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание. Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости. Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности, работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.

27)обоснуйте преемственность содержания олимпизма,олимпийской культуры и олимпийского образования.(воспитания) идея мира, мирного сосуществования социальных систем, государств и народов, в которой олимпизм выступает как системообразующий фактор, а олимпийское образование - как средство воспитания молодежи в духе мира;- идея общечеловеческой ценности олимпизма и олимпийского образования, основывающаяся на интернационализме, интерсоциальном воспитании;- идея гуманистического, всестороннего развития личности, базой реализации которой являются олимпийское образование молодежи, олимпийская субкультура;- идея приоритета этических ценностей в олимпизме и олимпийском образовании, исходя из философии Fair Play.В современных условиях олимпизм выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, показатель развития физической культуры молодежи.Основы современного олимпизма были заложены в конце XIX в. Пьером де Кубертеном, когда им впервые была сформулирована доктрина, включающая в себя философские, педагогические, этические, эстетические, правовые, политические принципы. Она базировалась на общечеловеческих моральных устоях всех религиозных учений. Естествен но, что на первых этапах своего развития олимпизм был тесно связан с практикой - с проведением Олимпийских игр. Философские идеи Кубертена о гармонии личности нашли свое отражение в церемонии организации Игр, проведении конкурсов искусств Олимпиад.

28)основные направления в деятельности средств массовой информации по пропаганде ценностей физической культуры и спорта.Средства массовой информации на сегодняшний день представ­ляют собой сложившийся социальный институт, который значи­тельно влияет как на развитие самого общества, так и на форми­рование личности каждого его члена. Можно привести массу при­меров, когда под воздействием СМИ формировалось и изменя­лось общественное мнение, меняя по существу и поведение, и образ жизни людей. Гармония в социальных отношениях налажи­вается не сама по себе, она требует внимания, изучения, управле­ния, наконец. В выполнении этих функций заметную роль играют СМИ. Поэтому так важно научиться пользоваться возможностями СМИ для решения насущных проблем отрасли «Физическая куль­тура и спорт».Нет необходимости специально аргументировать роль средств массовой информации в формировании социально-психологичес­кой ориентации человека. Имеющиеся научные разработки, на­пример в области спортивной науки и физического воспитания [4, 6, 9, 10], свидетельствуют о мотивированных установках уча­щихся общеобразовательной школы, сложившихся на 90—95% под воздействием масс-медиа. И только 5—10% связаны с влиянием учителя физкультуры, семьи, однокашников.Между тем профессиональная педагогическая компетентность самого большого «учителя» наших детей и молодежи — телевиде­ния весьма далека от возможности «сеять разумное, доброе, веч­ное». Пышно расцветающий на телеэкранах культ насилия, жесто­кости и эротики, коммерциализация, непомерная политизирован­ность обрушивающихся на нас и наших детей потоков информа­ции ставят под сомнение эффективность усилий педагогов при­вить учащимся интерес к гуманистическим ценностям, к здорово­му образу жизни.

29)роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта.Роль СМИ в развитии олимпийского спорта очень высока. Именно они, формируя общественное мнение, могут как повы­сить интерес к олимпийским играм, так и понизить его, что осо­бенно ярко видно в самом начале XXVII Олимпийских Игр в Сиднее. Тогда неудачное выступление наших спортсменов вызва­ло отрицательную реакцию в российской прессе. Раздувание пер­вых провалов и построение негативных прогнозов вызвало пора­женческое настроение среди россиян и спортсменов олимпийс­кой сборной. Буквально на глазах у мировой и отечественной об­щественности падал авторитет российского спорта. Самые мрач­ные прогнозы со стороны журналистов сопровождали выступле­ния российских спортсменов. Все меньше телезрителей верили в успех нашей команды, все реже смотрели олимпийские телепрог­раммы. Однако день за днем Олимпиада набирала ход, все чаще в роли победителей стали появляться россияне. Спортивная и ху­дожественная гимнастика, борьба, фехтование, игровые виды спорта, стрельба расставили все на свои места. В итоге российс­кие спортсмены завоевали самое большое количество медалей — 88, среди которых 32 золотые, уступив по количеству золотых медалей только команде США. Тем не менее российские СМИ нанесли тяжелый удар по национальному самосознанию населе­ния страны.

Нами была предпринята попытка выработки системы меропри­ятий, обеспечивающих акцентированное отражение в массовом сознании россиян успешных выступлений и смягчение реакций на неудачные выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Для этого было проведено социологическое исследование, которое показало, что способы влияния на общественное мнение, применяемые российскими СМИ в период Олимпиады, не всегда были объективными и профессиональными. Нами были выявлены и обобщены наиболее часто использовавшиеся пропагандистские приемы, вольно или нево ьно формировавшие негативное отно­шение к выступлению российской команды.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.007 с.)