Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о кризисной беременности

Поиск

Предисловие

Благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров» официально зарегистрирован в январе 2011 года. Но программа «Жизнь как дар», которая направлена на женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, начала реализовываться гораздо раньше. Первый ребенок, сохраненный благодаря программе, родился 9 февраля 2009 года. За это время был накоплен значительный опыт работы.

С 2014 фонд «Покров» организует работу Центра защиты материнства в городе Пензе. На его базе проводится комплексная реабилитация беременных женщин, принявших решение об отказе от аборта и одиноких матерей с детьми, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации.

При поддержке Благотворительного фонда «Покров» осуществляет работу Служба доверия для беременных, которая оказывает помощь беременным женщинам в кризисной ситуации. По телефону женщина может получить консультации юриста, психолога, социального работника.

Благотворительный фонд «Покров» по распоряжению Президента РФ выбран в качестве площадки для реализации пилотного проекта по созданию ресурсного центра для НКО, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты семьи, материнства и детства для организаций Приволжского федерального округа.

В рамках программы обучения психологов медико-социальных кабинетов Минздрава Пензенской области, проводящих доабортное психологическое консультирование в женских консультациях города и области, специалистами фонда была разработана программа обучающего семинара-тренинга и организованы курсы по повышению квалификации психологов в области консультирования женщин в ситуации репродуктивного выбора.

Правовой основой для реализации психологического доабортного консультирования являются следующие документы:

· Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №606 «О мерах реализации демографической политики Российской Федерации»

· Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

· Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. №389 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях»

· Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012 г. №572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)»

· п. 3 ст. 56 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

· Методическое письмо Минздравсоцразвития России от 13 октября 2010 г. №15-0/10/2-9162 Методические рекомендации «Психологическое доабортное консультирование», разработанные Центром общественных инициатив.

Методические рекомендации, разработанные Центром общественных инициатив, были приняты за основу при составлении данного пособия. Кроме того, в него были интегрированы практические наработки специалистов фонда «Покров», а так же опыт работы Благотворительного фонда «Семья и детство».

Материалы данной брошюры адресованы психологам, социальным работникам, врачам-гинекологам, волонтерам и сотрудникам НКО — всем тем, кто заинтересован в работе с беременными женщинами в ситуации репродуктивного выбора.

Методическое пособие состоит из шести разделов, каждый из которых включает в себя теоретические материала, вопросы для самопроверки и дополнительные практические материалы (см. в приложениях).

 

Введение.

Несмотря на стойкую тенденцию к уменьшению общего количества абортов, благодаря активной государственной политике в данном направлении, эта проблема остается для России актуальной, что определяется демографической ситуацией, высокой частотой абортов и осложнений после них, материнской смертностью вследствие осложнений после аборта и ростом подростковой беременности.

Так же тема профилактики абортов приобретает все большую актуальность в связи с тем, что существует потребность специалистов, работающих с женщинами, принимающими решение о сохранении или прерывании беременности, повышать свою профессиональную компетентность в сфере поддержки материнства.

Проблемы материнства в современном обществе перестали быть проблемой одной отдельно взятой пары потенциальных родителей. С некоторых пор в России вопросы поддержки материнства стали фактором национальной безопасности.

Конечно, каждая беременная женщина нуждается в поддержке, заботе, внимании, защите со стороны членов семьи, ближайшего окружения, государства в целом. Но есть особая категория беременных, которых называют «кризисными беременными» — это те женщины, которые по тем или иным причинам оказываются на пороге жестокого выбора и начинают склоняться к мысли о том, что возможным выходом из их кризисной ситуации может стать решение о добровольном отказе от материнства.

Из отчета советника Президента «Деловой России» Алексея УЛЬЯНОВА. 22 Ноября 2010

«Еще с советских времен наша страна является мировым лидером по числу абортов в относительном (1 место) и абсолютном (2 место после Китая) выражении. Советская Россия первой легализовала аборты в 1920 г. С 1936 по 1955 гг. последовал период официального запрета, затем аборты вновь легализовались, и к 1964 г. в РСФСР по их числу был побит печальный рекорд — 5,6 млн. К 1980 г. их число медленно снижается до 4,5 млн.

Не прослеживается прямой связи проблемы абортов с периодом радикальных экономических реформ 1990-х гг. Более того, в последнее десятилетие XX века произошло самое заметное снижение числа абортов — почти в 2 раза (с 4,1 до 2,1 млн. в 2000 г.)

Правительством России после 2000 г. были приняты определенные меры по ограничению числа абортов — в 2003 г. был сокращен перечень социальных показаний к абортам на поздних сроках беременности, в 2007 г. — медицинских показаний, а в 2009 г. — запрещена реклама абортов.

В 2008 г. было произведено 1,26 млн. абортов. А в 2007 г. впервые за 50 лет число рождений превысило в России число абортов. Тем не менее, по разным источникам от 50 до 60% беременностей все же заканчиваются абортом, а общая численность ежегодных абортов превышает 1 млн.»

В исследовании, проведенном рейтинговым агентством Standard & Poor’s (S&P), аналитики предрекают, что без кардинального изменения отношения демографической ситуации в России за 40 лет, с 2010‑го по 2050‑ый, численность населения России уменьшится с 150 миллионов (по другим офиц. источникам — со 141 млн.) до 116 миллионов. При этом доля трудоспособных россиян от общего числа за тот же срок упадет с 74% до 60%.

Standard & Poor’s считает, что без реформ Россию ждет резкий (с 12,5% до 25,5% ВВП) скачок расходов, связанных с демографическим фактором. Так, на пенсии вместо 9,4% ВВП в 2010 г. пойдет 18,8% в 2050 году.

Как отмечают авторы отчета, несмотря на проводимую в РФ политику стимулирования рождаемости, коэффициент фертильности (среднее количество детей, рожденных одной женщиной детородного возраста) в стране остается низким: в 2008г. он равнялся 1,5, в то время как в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) его среднее значение составляло 1,8. При этом Россия имеет высокий показатель смертности (количество смертей на 1 тыс. жителей): в 2008г. он достигал 14,6, то есть был почти вдвое выше, чем в среднем по странам ОЭСР (8,1).

В реальности на сегодняшний день в России фактически нет сложившейся системы оказания помощи беременным женщинам в кризисной ситуации.

В связи с этим существует острая социальная потребность в комплексной адресной поддержке беременных женщин и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и стоящих в связи с этим перед выбором сохранения или прерывания беременности, а также отказа от новорожденного, а также комплексной поддержки семьи.

В 2010–2013 гг. во многом благодаря поддержке Благотворительного Фонда свт. Василия Великого в регионах России открылось 14 приютов, действуют 50 центров защиты материнства для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, где женщины получают комплексную социальную, психологическую, юридическую и материальную помощь.

Большую роль в организации помощи женщинам играет медицинский персонал и сотрудники тех организаций, где осуществляется кризисное консультирование. Согласованная позиция всех специалистов государственных и общественных организаций способствует тому, чтобы имелась возможность выявления той категории женщин, которые готовы сохранить беременность в случае оказания им квалифицированной психологической и иной помощи, чтобы беременная женщина могла найти выход из сложившейся кризисной ситуации, не отказываясь от материнства.

Опыт показывает, что проблемы, с которыми сталкиваются беременные женщины, не столько материального, сколько этического и психологического характера. Они бывают связаны с неумением выстроить защиту в ситуации психологического насилия в семье, нарушением эмоциональных взаимосвязей с матерью, неуверенностью в своих силах.

Часто в нашем обществе женщина, ждущая ребёнка, не получает поддержки от окружающих, а, напротив, оказывается в плотном кольце агрессивно настроенных родственников, коллег и подруг, твердящих ей: «Зачем тебе лишние хлопоты? Зачем плодить нищету? Несчастной будешь и ты, и ребёнок!» В подобных случаях женщине может быть достаточно встречи хотя бы с одним человеком, относящимся к ней с участием и пониманием, чтобы её материнское чувство вновь возродилось.

Консультирование женщин, собирающихся прервать беременность, должен осуществлять квалифицированный профессиональный консультант. И только в случае отсутствия профессиональных консультантов (психологов, психотерапевтов) консультации, направленные на предотвращение абортов, могут проводить и другие специалисты, занимающиеся данной проблемой, но имеющие уровень подготовки в области общей и медицинской психологии практически на уровне профессионального психолога.

Однако при этом необходимо соблюдение следующих требований:

1. Наличие у потенциального консультанта желания заниматься данной деятельностью (консультированием), осознание ее актуальности, важности, наличие устойчивого убеждения в необходимости проведения подобной работы.

2. Знание теоретических основ консультирования, а также знаний изложенных в литературе по теме (см. список литературы).

3. Наблюдение начинающего консультанта за работой профессионального консультанта (психотерапевта, психолога) – не менее 10 бесед с клиентами по семейным проблемам с последующим обсуждением с профессионалом всех возникающих у потенциального консультанта вопросов. Желательная тематика бесед, за которыми наблюдает потенциальный консультант, – предотвращение абортов, но возможны и другие темы, с которыми обращаются клиенты в консультацию (взаимоотношения супругов, воспитание детей и т. д.).

4. Проведение первых пяти (при возможности и более) самостоятельных бесед при наблюдении профессионального консультанта с последующим обсуждением с ним допущенных при самостоятельной работе ошибок, недочетов, нахождение путей профессионального совершенствования начинающего консультанта.

Многие практикующие консультанты и психотерапевты отмечают, что огромную роль в эффективности их работы играет личность консультанта. Его вклад в успех — 70–75%; и только 20–25% вклада — это знание техник и приемов консультирования.

Такое распределение, безусловно, субъективно. Тем не менее, в работе с женщинами, идущими на аборт, эта закономерность (большая роль личности консультанта) проявляется четко.

В первую очередь — в плане построенной системы ценностей. Если консультант даже немного сомневается в том, что аборт — это зло, большее зло, нежели другой выход из ситуации клиента, то никакие техники не помогут. Мы впитываем от другого человека именно его взгляды и убеждения, а не то, что он нам говорит. К тому же женщина, идя на аборт, находится в неустойчивом эмоциональном состоянии, при котором слова имеют не столько значения, сколько убеждения консультанта, которые порой передаются без слов.

Можно обозначить общие требования к личности консультанта:

· тактичность, толерантность;

· доброжелательное отношение и сочувствие;

· способность держать при себе свои личные взгляды;

· проработанные собственные травматические переживания, связанные с абортом, если таковые переживания имелись;

· толерантность к агрессии клиента / умение с ней работать;

· умение работать с немотивированным клиентом.

Большое влияние на результат консультативных встреч будет оказывать установка, общее отношение к женщине, собирающейся прервать беременность. Один из главных принципов работы психолога «не навреди». Причем в случае консультации по проблеме абортов «не навреди» относится к двум человеческим жизням. И здесь нужно уметь любить их обоих. У консультанта есть шанс помочь родиться малышу, и вырасти, как личности, как человеку, его маме.

 

 

Варианты разрешения кризисной беременности.

Кризис - это переломный момент в жизни, когда два (или более) варианта дальнейшего жизненного пути сталкиваются друг с другом, создают конфликт. Для выхода из кризиса человек должен, проделав определенную внутреннюю работу, принять один из вариантов и реализовывать его.

Кроме того, кризис ставит перед человеком ряд вопросов о его жизни: как я живу? почему именно так? с теми ли людьми? согласен ли я с собой и своей жизнью?

Женщина, находящаяся в ситуации репродуктивного выбора, имеет к онфликтное столкновение вариантов жизненного пути: принять или нет факт рождения её ребёнка и все последствия, которые то или иное решение за собой повлечет.

Выход из кризиса может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный выход — такой, при котором принимается наиболее естественная и благоприятная из имеющихся возможностей, а душевное, психологическое состояние женщины и её отношения с окружающими гармонизируются.

При деструктивном выходе, напротив, принимается альтернатива, противоречащая естественному ходу событий, психологическое состояние женщины ухудшается или становится рассогласованным, конфликтным, ухудшается отношение к себе, формируется или усугубляется дисгармония в отношениях с окружающими.

Как правило, конструктивный выход из кризиса соответствует сохранению беременности. Приняв это решение, в большинстве случаев, женщина приходит к миру с собой и исполняется сил для его реализации (регулирование внутрисемейных конфликтов, поиск возможностей и средств для обеспечения ребёнка необходимым уходом и т. д.).

Прерывание беременности является деструктивным выходом из кризиса с точки зрения психологических, семейных, социальных и демографических последствий.

Идеалом работы консультанта является окончательное позитивное разрешение кризисной ситуации. Как правило, это соответствует принятию факта беременности, решению о сохранении ребёнка и сопровождается чувством успокоения, умиротворения. После этого женщина начинает вырабатывать поведенческий алгоритм по решению сопутствующих проблем (кому-то надо помириться с мужем, кому-то, напротив, расстаться с асоциальным сожителем, кому-то — устроиться на работу или позаботиться о жилье и т. д.).

Однако этот идеал часто бывает недостижим — в силу объективной невозможности сохранить беременность или сильного сопротивления женщины, отвержения ею помощи консультанта.

При невозможности достичь решения о сохранении беременности положительным результатом работы консультанта могут быть следующие варианты.

Информированность. Хорошо, если женщина просто выслушает информацию о возможных последствиях прерывания беременности. Чаще всего, женщины, не меняющие своё решение и прерывающие беременность, подвергают эту информацию вытеснению из сознания.

Однако при наступлении негативных последствий эта информация, скорее всего, актуализируется, что уже не даст возможности женщине «списать» возникшие проблемы со здоровьем на случайность или халатность/некомпетентность врача, а поможет в осознании того, что эти причины кроются в самом факте аборта. Также полученная информация может актуализироваться при возникновении следующей кризисной ситуации — возможности нежеланной беременности или её возникновении, переживании кризисной беременности самой женщиной, кем-то из знакомых или родственниц женщины. В этом случае повышается вероятность того, что женщина уже не прибегнет к прерыванию как к привычному средству «предохранения» от рождения ребёнка, а также сможет оказать поддержку другой женщине.

Широкое распространение достоверной информации о последствиях данного медицинского вмешательства (хотя бы через женщин, переживающих кризисную беременность) способствует постепенному формированию в обществе более адекватного представления об аборте и соответствующего к нему отношения.

Решение, принятое «с открытыми глазами». Женщина, даже приняв информацию и проделав необходимую внутреннюю работу, может, по ряду причин, не переменить своё решение. Однако тот факт, что она была проинформирована о возможных последствиях, о возможных путях помощи, и уже после этого отказалась от решения родить ребёнка, в отдаленной перспективе более благотворно скажется на её психическом состоянии. Приняв осознанное решение, она будет воспринимать себя уже не как жертву обстоятельств, а как человека, который взвесил все «за» и «против» и готов нести ответственность за свой поступок.

С точки зрения психического благополучия эта ситуация гораздо более благоприятна, даже если впоследствии женщина испытает раскаяние и чувство вины. Осознанное принятие решения дает женщине возможность анализа и контроля по отношению к потенциальным, могущим возникнуть физическим, психологическим и семейным последствиям прерывания беременности.

Более осторожное отношение к следующей беременности. В практической работе, к сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда женщина за то время, пока она способна к деторождению, совершает повторные аборты. В результате женщина получает множество осложнений, в том числе медицинского характера. При этом в связи с элементарной неосведомленностью, она не связывает ухудшение состояния своего здоровья с предшествующими прерываниями беременности. Женщина, получившая всю необходимую информацию в процессе консультирования, даже если она сделает аборт, в будущем будет по-другому относиться и к ситуации возможного зачатия и к ситуации наступления последующей, возможно также неожиданной беременности. Возможность осознать свой поступок позже.

Большинство людей негативно относится к аборту. То же самое можно сказать и о женщине, принявшей решение о прерывании беременности, с той лишь разницей, что она защищается от осознания всей серьезности своего поступка, особенно, если он был совершен без достаточных, по мнению женщины или её близких, на то оснований. Невозможность осознать своё чувство вины парадоксальным образом делает его особенно тяжелым. Женщина после аборта может десятилетиями мучиться от неосознанной, подспудной тяжести, невозможности

наладить отношения с детьми, конфликтов с мужем, непонятно откуда взявшегося недовольства собой.

Честная и полная информация, предоставленная женщине на этапе кризисного консультирования, даже если тогда она была встречена враждебно, может актуализироваться некоторое время спустя. Зачастую именно это помогает женщинам признать свою вину перед собой и нерожденным ребёнком, принять тот факт, что прерывание беременности было ошибкой, слабостью. Это открывает путь к тому, чтобы суметь простить себя самой, уйти от фиксации на прошлом и бесплодных самообвинений, начать заботиться о своей жизни и близких людях.

Вопросы для самопроверки:

1. Что значит «кризисная» беременность?

2. Каковы критерии кризисной беременности?

3. Какие факторы способствуют «кризисности» беременности?

4. Варианты разрешения кризисной беременности.

Дополнительные материалы см. Приложение 1

 

Центр временного пребывания

· Предоставление временного места для проживания матери с ребенком или беременной женщине в кризисной ситуации;

· Помощь по уходу за детьми, а также предоставление надомного труда и возможности заработать средства на будущую жизнь.

Консультационная помощь

· Консультации юриста, психолога, социального работника.

Подготовка к осознанному материнству.

 

Контингент женщин, находящихся в трудных жизненных ситуациях, составляет группу риска по девиантному материнству – это поведение матери не способствующее сохранению здоровья ребенка, препятствующее, нарушающее, затрудняющее нормальный процесс его развития.

Девиантное материнское поведение можно рассматривать как:

- отсутствие материнской заботы;

- жестокое отношение к ребенку;

- сексуальное насилие и растление ребенка;

- отказ от ребенка, материнства вообще;

- детоубийство, в том числе преднамеренный сознательный аборт, в отличие от аборта по медицинским показаниям.

Группу риска составляют:

- юные матери в возрасте от 16 лет;

- женщины, имеющие затруднения в супружеской, семейной жизни, например; пережившие посттравматические состояния (испытавшие утраты, физическое насилие), без жилищных и финансовых ресурсов;

- потерявшие кров – беженки (нелегальные мигрантки);

- будущие матери с химической зависимостью;

- с эмоционально-личностностной незрелостью, плохо социально адаптированные будущие матери, например, ушедшие из семьи, если члены семьи не согласны с их выбором; сироты.

У таких женщин наблюдается дефицит материнских ресурсов.

Среди матерей группы риска особую категорию составляют юные матери. Исследования, проводимые во всем мире, в том числе и в нашей стране, указывают на особое неблагополучие внебрачной рождаемости именно среди совсем молодых женщин и на негативный опыт сверхраннего материнства.

Исследователи подчеркивают психологическую незрелость таких матерей, амбивалентность их установок на материнство, зависимость от негативного влияния собственных родителей, среды обитания. Беременность юной женщины является причиной тяжелых конфликтов в семьях.

Возрастной фактор – один из множества существенных, определяющих неготовность к материнству и, как следствие, – отказ от ребенка.

В исследованиях отмечается, что увеличивается количество неблагополучных семей и выпускников интернатных учреждений, которые испытывают большие трудности в создании своей семьи, так как не имеют опыта нормальной семейной жизни или этот опыт, полученный до помещения в интернат, носит только негативный характер

В связи с актуальностью данной проблемы становится важной работа по формированию установок осознанного материнства у женщин группы риска (см. выше). Мать должна «принять» ребенка и это должно быть ее сознательное решение.

На начальном этапе нужно продиагностировать «ресурсы» мамы – выявить среди ее окружения – родственников, близких, знакомых, к которым она испытывает позитивные чувства и в ходе эмоционального сопровождения на основе данного потенциала формировать у нее правильное отношение к своему ребенку.

Системный подход к оценке ресурсов предполагает диагностику следующих психологических ресурсов матери.

1. Личностный ресурс: личностная зрелость, мотивации рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл материнства, место материнства в структуре личности.

2. Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности.

3. Когнитивный ресурс: общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.

4. Операциональный ресурс: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.

5. Психофизиологический ресурс: актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.

Из оценки ресурсов вытекает прогноз материнско-детских отношений, оценка риска по девиантному родительству и, соответственно, выбор мишеней, задач и методов коррекции. При нехватке собственных ресурсов матери от специалиста требуется оценка внешних ресурсов, способных оказать поддержку матери с ребенком.

Целью работы с матерями группы риска является оказание поддержки женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактика отказов от детей и других форм жестокого отношения к ним.

Задачи сопровождения матерей:

Личностный ресурс:

• Содействие формированию субъектно-ориентированного отношения к ребенку с начала его жизни.

• Содействие укреплению уверенности родителя в себе, принятию им родительской позиции (ответственности за ребенка, в том числе за выбор стратегии, средств и методов воспитания ребенка).

• Помощь в преодолении конфликта в родительской сфере личности.

Эмоциональный ресурс:

• Помощь в раскрытии чувств, принятии чувств в их амбивалентности.

• Содействие пробуждению интереса к ребенку, отзывчивости к его состояниям и потребностям.

• Оказание эмоциональной поддержки матери, содействие налаживанию контакта с ребенком и развитию родительской интуиции.

• Содействие формированию психологических средств взаимодействия с ребенком (обучение языку эмоционального сопровождения).

Когнитивный ресурс:

• Формирование адекватных представлений о родительстве, готовности принимать трудности и действовать в условиях неопределенности.

• Содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от собственных родителей или продиктованных «авторитетными лицами».

• Обучение прогнозированию последствий того или иного стиля взаимодействия с ребенком, содействие выработке оптимальной стратегии поведения с учетом возраста и индивидуальности ребенка.

• Обучение принципам проведения развивающих занятий и играм с детьми раннего возраста.

• Ознакомление с базовыми психологическими потребностями ребенка (в общении и новых впечатлениях), критериями психологического здоровья ребенка (спонтанность, любознательность, жизнерадостность) и факторами их формирования.

• Принципы выбора дошкольного учреждения. Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ и помощь родителей в адаптации к условиям ДОУ.

• Содействие грамотному построению отношений со службами и специалистами, которые могут быть полезны семье.

Операциональный ресурс:

• Освоение практик обращения с младенцем.

• Обучение взаимодействию и занятиям с ребенком.

Психофизиологический ресурс:

В целях профилактики переутомления и эмоционального выгорания матери необходимо:

• Ознакомление с рациональной организацией труда и рабочего пространства при уходе за младенцем.

• Формирование практических навыков применения различных методов саморегуляции.

• Ориентация семьи на оказание поддержки матери.

Методы работы с матерями:

• Интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры.

• Поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами).

• Диалог.

• Психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции.

• Телесноориентированные техники.

• Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

• Арт-терапия.

• Пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды.

• Библиотерапия.

• Совместные чаепития.

• Мини-сочинения.

• Активизация ближайшего социального окружения.

• Эмоциональная поддержка.

• Содействие организации сетевой поддержки.

С целью профилактики отказов от новорожденных в кризисном центре «Покров» реализуется программа подготовки к осознанному материнству «Я-мама». Программа направлена на формирование культуры осознанного материнства, позиции ответственного родительства у девушек и молодых женщин из неблагополучных семей, воспитанниц детских домов. (приложение 7)

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается комплексная поддержка беременных женщин?

2. Что значит «девиантное материнство»?

3. На развитие каких ресурсов должна быть направлена работа по формированию осознанного материнства?

 

Дополнительные материалы см. Приложениях 5, 6, 7.

 

Виды супервизии.

Один на один — это заранее запланированная встреча, чтобы обсудить и оценить конкретный случай.

Групповая супервизия — в группе коллеги совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался; происходит обмен опытом и знаниями.

Неформальная супервизия — это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону.

Кризисная супервизия — незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям консультанта, привел к его кризисному состоянию. Происходит сразу после работы с клиентом.

Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие СЭВ среди специалистов, то самопроизвольного улучшения не происходит. Кроме того, очень важно, если руководитель учреждения обеспечит возможность участия сотрудников в так называемых балинтовских группах. (см. приложение 7)

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите факторы, которые способствуют появлению симптомов эмоционального выгорания.

2. Каковы проявления синдрома эмоционального выгорания?

3. Какие существуют способы профилактики эмоционального выгорания?

 

Дополнительные материалы см. Приложение 8.

 

 

Литература:

Аборт. Последствия аборта

Агеева. М. И. и др. Аборт в I триместре беременности. Под ред. В. Н. Прилепской,

А. А. Куземина. — М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 224 с.

Абрамченко В. В., Гусева Е. Н. Медикаментозный аборт. — СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. — 116 с.

Альфред Хойслер. Гормональная таблетка — зло XX века. — М.: Межрегиональная общественная организация «Жизнь», 2007. — 20 с.

Вихляева Е. М., Кулаков В. И., Серов В. Н. и др. Справочник по акушерству и гинекологии / Под ред. Г. М. Савельевой. — М.: Медицина, 1992. — 352 с.

Глуховец Б. И., Глуховец Н. Г. «Влияние противозачаточных средств на состояние женского организма» Учебное пособие — СПб., 1999. — 28 с.

Колосова Е. Скажи новой жизни «ДА». М., Психология для жизни № 3 (39) 2011, с. 17

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» (с изменениями и дополнениями).

Приложение. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности. http://base. garant.ru/12158174/#block_1000

Пултавская В. «Влияние прерывания беременности на психику женщины». М, 2002.

Руководство по акушерству и гинекологии: В 4 т. / Под ред. К. Н Жмакина. — М.: МЕД-ГИЗ, 1963.

Тереза Бёрк, Дэвид Риардон. Запрещенные слезы. О чем не рассказывают женщины после аборта. — СПб: «Каламос», 2010. — 346 с.

Уиллке Дж., Уиллке Б. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы. — М. Православный медико-просветительский центр «Жизнь», 2002. — 375 с.

Юсупова А. Н. Аборты в России / Под ред. В. Ю. Альбицкого. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 208 с.

Материнство, беременность

Колпакова М. Ю. Особенности психологической работы с матерями-отказницами. Московский психотерапевтический журнал, 1999, № 1.

Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. — СПб, 1997.

Психология и психоанализ беременности., — Самара, БАРАХ-М, 2003.

Радионова М. С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребёнка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1997.

Филиппова Г. Г. Психология материнства. Учебное пособие. — М., 2002.

Описание опыта взаимодействия фонда «Покров» с Министерством здравоохранения Пензенской области.

Ежегодно, совместно с Министерством здравоохранения Пензенской области фонд проводит конкурс среди женских консультаций г. Пензы и Пензенской области «В защиту жизни». Методистами фонда было разработано положение о проведении конкурса, ряд документов, обеспечивающих межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти региона, с целью повышения результативности проводимой в рамках конкурса работы.

Целью проведения Конкурса является улучшение демографической ситуации в масштабах региона.

Задачи проведения Конкурса:

а) привлечь врачей акушеров-гинекологов и женские консультации к активному участию в программе по сокращению количества абортов «Жизнь - священный дар»;

б) повысить уровень объективного информирования пациенток женских консультаций о сути и последствиях аборта;

в) поддержать инициативы проведения семинаров, круглых столов и других встреч в рамках медицинского сообщества, посвященных проблеме абортов;

г) акцентировать внимание общественности и СМИ на проблемах биоэтики, способствовать оздоровлению духовно-нравственного климата в обществе и утверждению ценности жизни каждого человека.

Победители конкурса определяются по следующим номинациям:

номинация «Женская консультация «В защиту жизни» - женская консультация, показавшая наиболее значительное процентное снижение количества абортов (по желанию женщины).

номинация «Личный вклад «В защиту жизни» - врач акушер-гинеколог, на участке которого наименьшее число женщин прервали беременность (по своему желанию).

номинация «Инициатива «В защиту жизни» - женская консультация, получившая наиболее высокую оценку своей информационной деятельности по профилактике абортов, в т.ч. наиболее успешно представившей и осуществившей конкретные инициативы (организация бесед по теме, оформление стендов и прочее).

номинация «Акция «В защиту жизни» - медико-социальный кабинет, организовавший наибольшее количество социальных акций в защиту жизни.

номинация «Народное признание» – женская консультация, получившая наивысшую положительную оценку населения г. Пензы и Пензенской области по результатам анкетирования.

Участие в Конкурсе является добровольным. Заявка на участие в конкурсе подается в Министерство здравоохранения Пензенской области.

Лауреаты конкурса определяются Контрольной комиссией на основании:

а) анализа статистической отчетности, предоставленной женскими консультациями, врачами-гинекологами и медико-социальными кабинетами;

б) анализа организации деятельности по профилактики абортов как женской консультации в целом, так и лично каждого врача акушера-гинеколога, принявшего участие в конкурсе;

в) анализа эффективности работы медико-социального кабинета;

г) анкетирования пациенток.

По результатам работы в рамках конкурса налажено активное межведомственное взаимодействие в деле профилактики абортов по социальным показаниям. Специалисты Министерства здравоохранения Пензенской области отмечают высокую результативность данного конкурса по снижению количества абортов в регионе. По результатам конкурса среди женских консультаций «В защиту жизни» отмечается снижение числа абортов и рост количества беременных женщин, стоящих на учете в ЖК на 5-10% в год (сохранено около 1000 детских жизней по официальной статистике Минздрава Пенз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.013 с.)