Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности



Формальные признаки

Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

Тревога и неуверенность в себе

Формальные признаки

Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

Конфликт с беременностью или ситуацией материнства

Формальные признаки

Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

Содержательные признаки

Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов — ребенок более старшего, редко — более младшего возраста, чем в настоящем.

Автор: Г.Г. Филиппова

 

Приложение 6.

Программа «Я-мама»

 

Известно, что вынашивание и рождение ребенка не делает женщину матерью. Безумный рост числа брошенных детей подтверждает эту социальную беду. Почему же это происходит?

Рождение ребенка, особенно первого, особенно в неблагополучных условиях является серьезным испытанием для молодой мамы.

Она должна принять новую для себя социальную роль, вхождение в которую всегда бывает трудным и требует подготовки. Многие мамы об этом не задумываются, или не успевают задуматься. Часто мама оказывается не готова к тому, что очень многому придется учиться, очень многое узнавать, и что в воспитании ребенка не бывает мелочей, что во многом от неё зависит, каким ребенок вырастет человеком.

Психологическое состояние женщины во время беременности может быть различным. На него влияет множество факторов, но главным образом оно определяется отношением самой женщины к своей беременности. Негативный психологический настрой женщины во время беременности (тревоги, страхи, плохое настроение, сомнения и ожиданиями непредсказуемого исхода родов для себя и своего младенца) может приводить к таким серьезным последствиям, как невынашиваемая беременность, патология родов, отказ от ребенка и т.д.

На формирование материнского чувства влияет и опыт собственного раннего детства, и многие бессознательные процессы. Установлено, что успешная адаптация к беременности коррелируется с успешной адаптацией к материнству (как удовлетворенность своей материнской ролью, компетентность, отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное развитие ребенка).

Страх является результатом отсутствия знаний у роженицы о событиях, происходящих в процессе родов (т.е. надо объяснять, что происходит во время родов). Этап беременности является переломным этапом в формировании материнского отношения.

При подготовке женщины к беременности и родам психологическая составляющая до сих пор остается наиболее слабым звеном. Для решения данной проблемы была разработана программа психологической помощи беременным женщинам «Я-мама», которая направлена на актуализацию и осознание ими радости материнства.

Для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка психологическая работа осуществляется в следующих направлениях: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком и форм взаимодействия с ним.

В программе сделан акцент на важности принятия и осознания своего нового состояния. Программа направлена на развитие материнских компетенций, повышение психологической грамотности, обучение приемам эмоционального взаимодействия с ребёнком. Подготовка беременной женщины к осознанному материнству, создание позитивной доминанты беременности и родов, помогает ей по-новому посмотреть на свое состояние с разных сторон, понять и принять это новое состояние.

Занятия по программе помогают беременной женщине приобрести уверенность в себе, получать удовольствие от своего «интересного» положения, подготовиться к родам, получить новые знания о себе, о развитии малыша.

Психологическое сопровождение женщин позволяет подготовиться к родам и материнству комплексно: решить различные эмоциональные проблемы, возникающие в разные триместры беременности, психологически настроиться на благополучные роды; научиться управлять своим телом; овладеть правильной организацией грудного вскармливания и ухода за малышом в ранний послеродовый период.

Цель программы – формирование осознанного, позитивного восприятия материнства.

Задачи программы:

1. Познакомить с физиологией протекания беременности, особенностях внутриутробного развития ребенка, основами педагогики и психологии раннего периода жизни ребенка и методиками раннего развития.

2. Формировать у девушки представления о себе как о матери.

3. Воспитывать чувство материнства посредствам формирования духовной связи между матерью и нерожденным ребенком.

4. Обучать будущих матерей навыкам материнства (приемам ухода за ребенком и лактации).

5. Обучать принципам здорового образа жизни.

6. Повышать общий культурный уровень женщины.

7. Развивать у беременных женщин навыки регуляции своего эмоционального состояния (эмоционального самоконтроля, умения расслабляться).

8. Развивать эмоциональный самоконтроль, психическую саморегуляцию.

Целевая группа: беременные женщины, в том числе несовершеннолетние и выпускницы детских домов и интернатов. Количество участниц не более 6-ти человек.

Сроки реализации программы. Программа занятий рассчитана на 3 месяца. 14 групповых занятий с элементами тренинга, продолжительностью 1,2 час. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

В программе принимают участие – психолог, юрист, врач-педиатр.

Форма работы – групповая и индивидуальная.

Ожидаемые результаты

Программа обеспечит эффективное влияние на женщин, сомневающихся в необходимости принятия рожденного ребенка из медицинского учреждения, она основана на активизации внутреннего потенциала женщин.

Итогом работы должна стать стабильная положительная установка на беременность и роды, готовность женщины к материнству, снижение уровня тревожности. Повышение компетентности в вопросах поддержания здорового образа жизни, поведения в родах и послеродовом периоде, а также в вопросах правильного вскармливания и воспитания ребенка.

1. Беременные женщины получают более полную информацию о физиологии протекания беременности и особенностях внутриутробного развития ребенка, что значительно понижает уровень их тревоги.

2. Беременные женщины научаются отслеживать свое тревожное состояние и работать с ним, развиваются навыки рефлексии.

3. У женщин происходит осознание беременности как состояния полезного для себя и ребенка, актуализируется и осознается радость материнства и собственная женственность.

4. Женщины приобретают знания и практические навыки по уходу за малышом и его воспитанию, грудному вскармливанию.

5. Развивается образ «Я-мать» у беременной женщины, что приводит к более осознанному и ответственному отношению и к беременности, и к будущему родительству.

6. Формируется субъективная уверенность в себе (усиление я концепции), способность брать на себя ответственность за свою судьбу.

7. Женщина получает эмоциональную и психолого-педагогическую поддержку в разработке собственной жизненной перспективы.

8. Активизируется внутренний потенциал женщины.

Содержание программы

Программа предполагает курс групповых занятий и индивидуальных консультаций, включающих в себя определенные психотерапевтические методы, развитие навыков творческого самовыражения, направленные на снижение тревожности, страхов и невротических проявлений у женщин. Предусматривается воспитание чувства материнства через установление и формирование духовной связи между матерью и нерождённым ребенком, повышение уровня ее материнских компетенций.

Ценностью групповой формы работы является возможность взаимодействия с несколькими людьми и их переживаниями, получение большего количества обратной связи, поддержки, возможность проживания социальных установок и ролей. Беременные похожи и, в то же время, не похожи в своих эмоциях. Они довольно быстро выходят на расслабленность в работе и очень искренне реагируют на все, что происходит в группе.

В процессе групповой работы женщины учатся пониманию своего состояние и его презентации, а также пониманию других людей – сопереживанию.

Групповая форма работы позволяет обсудить, проработать интересующие женщин вопросы, в безопасных условиях, показывает, что она не одинока, у других есть похожие проблемы, тревоги. Данная форма работы оказывает огромное позитивное влияние на беременную женщину. Групповые занятия проводятся в различных формах: от лекций – бесед до некоторого аналога психотерапевтической «группы встреч».

Занятия включают в себя теоретической блок (сообщается информация по различным темам в форме лекции - беседы) и практический блок, который включает в себя 2-3 упражнения для достижения поставленной цели, 1-2 упражнения для достижения эмоционального расслабления (комфорта).

Структура занятия

Занятие делится на 2 части с перерывом 10 минут. 1-ая часть (35 минут) работа в группе, включает в себя теоретическую часть с элементами тренинга, лекции - беседы по различным темам; 2-ая часть (35 минут) – осуществляется отработка практических навыков по уходу за ребенком. По окончании курса проводится релаксация.

№ п/п Части занятия Содержание Время проведения
  Теоретическая часть Организационные упражнения, настраивающие участниц на работу 5 минут
Предоставление теоретической информации по теме занятия 15 минут
Практические и тренинговые упражнения 15 минут
  Перерыв   10 минут
  Практическая часть Практическая работа 25 минут
Рефлексия практической работы. Релаксация. 10 минут

Каждое занятие начинается с обсуждения эмоционального состояния участников, их настроенности на работу, их возможных пожеланий и просьб. В конце каждого занятия проводится обсуждение впечатлений от упражнений, чувств по поводу них, пожеланий на будущие занятия.

Методы и приемы работы.

1. Тематические беседы – лекции.

2. Аутогенная тренировка.

3. Телесно-ориентированная терапия.

4. Арт-терапия.

5. Ролевые игры.

6. Визуализации.

7. Гапнотомия (поглаживания, легкие постукивания живота), голосовые упражнения, приемы дыхательной гимнастики.

8. Ароматерапия (используется на протяжении всех занятий).

9. Спокойная медленная музыка (используется на протяже­нии всех занятий).

Тематическое планирование

Тема занятия Содержание занятий
1. Вхождение в группу. «Путешествие в страну материнства» Знакомство, сбор ожиданий, обсуждение правил группы, организационные моменты, тестирование, слайдовая презентация. Используется ароматерапия, музыкотерапия
2. «Плывем по реке беременности» Психологические особенности беременности, изменения с женщиной, каждая фаза и каждый триместр.
3. «Зарождение новой жизни» Психологические особенности развития ребенка в утробе матери.
4. «Колыбельная для мамочки» Страхи и мифы беременных, самолечение, исключение из правил
5. «Я здесь, мамочка!» Гаптономия (язык прикосновений), грудное вскармливание
6. «Я жду тебя, малыш!» Сказки, потешки, песни. Поем, читаем, слушаем, уносим домой раздаточный материал
7. «Азбука восстановления» История развития перинатальной психологии, предвестники родов, роды глазами ребенка, что собрать в роддом; как восстановиться после родов, я родила – что дальше…
8. «Здравствуй, малыш!» Все, что нужно ребенку после рождения; все, что может облегчить жизнь мамочки (разные приспособления для кормления и т.д.), детская глазами современных средств цивилизации и как жить без этого.
9. «Первые дни дома. Кормление малыша» Отработка навыков ухода за новорожденным. Важность грудного вскармливания для ребенка и для мамы.
10. «Первые дни дома. Уход за новорожденным» Отработка навыков ухода за новорожденным. Материнско – младенческие отношения.
11. «Первые дни дома. Режим дня» Отработка навыков ухода за новорожденным. Материнско – младенческие отношения.
12. «От А до Я» Навыки ухода за новорожденным ребенком (пеленание, кормление, уход и развитие и т.д.). Анкеты, тесты, юридические вопросы
13-14 «Чемодан для беременной» Заключение, подведение итогов. Релаксация.

 

 

Правила работы в группе:

- Доверительный стиль общения.

- Общение по принципу «здесь и теперь» (во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас; будем избегать общих рассуждений и обсуждать события, случившиеся с другими людьми).

- Персонификация высказываний (отказ от безличной речи; замена фраз типа «Большинство людей считает, что…» на «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» на «Я думаю…»; «Многие меня не поняли» на «Оля и Саня меня не поняли»).

- Искренность в общении (во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего; если нет желания говорить искренно и откровенно, то мы молчим; правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе; никто не обижается на высказывания других членов группы).

- Конфиденциальность всего происходящего в группе.

- Определение сильных сторон личности (каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работали; каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово).

- Недопустимость оценки человека (при обсуждении оцениваем не участника, а его действия и поведение).

- Как можно больше контактов и общения с различными людьми (стремиться к общению со всеми членами группы, особенно с теми, кого меньше знаем).

- Активное участие в происходящем (внимательно смотрим и слушаем, не замыкаемся в себе, внимательны к другим).

- Уважение к говорящему (внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить, после этого можем задавать вопросы или спорить с ним).

 

Список литературы

1. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4.

2. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 150-151.

  1. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. 1997. № 6, С.38–47.Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб., 2006.
  2. Бутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. // Вопросы психологии, 2002, № 1.

5. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 151-152.

6. Винникот Д. Маленькие дети и их матери /Д. Винникот. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

7. Добряков И.В. Как родить счастливого ребенка. Руководство для будущих родителей. – М.: Речь, 2008г.

8. Добряков И.В. Перинатальная психология. – Питер, 2010г.

9. Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Готовность к материнству // Синапс. - 1994. -№5.

10. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999, Санкт-Петербург-Иваново, 2000. - с.312-320.

11. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // www.psymama.ru

  1. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии. 2000. № 5.

13. Фатеева Е.М., Коваленко Н.П. Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и дитя»: Учебное пособие для мед. персонала учреждений родовспоможения и детства/ Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская. — М., 2000 — с.183.

  1. Филиппова Г.Г. Методики изучения психологического состояний женщин во время беременности и после родов. // Вопросы психологии, 2002, № 3.

15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -240 с.

16. Филиппова Г.Г., Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога. М.: Эксмо, 2008г.

17. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. — М.: Изд-во УРАО, 2005 С.38 — 41.

 

 

Приложение 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.05 с.)