Психологическая готовность к школьному обучению и ее диагностика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая готовность к школьному обучению и ее диагностика.



Позитивными новообразованиями кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, опосредованным определенными правилами. Расширяется временная перспектива ребенка, возникает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу. Личностная готовность к школе включает:стремление ребенка к новой социальной позиции школьника (мотивационную готовность). Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику. Личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы -«быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Но сами эти интересы у 6~7летних складываются только в совместной учебной деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой.Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном волевой готовности к школьному обучению.Необходимо учитывать и сформированность определенного уровня моральных представлений, суждений, у ребенка должны быть развиты нравственные гуманные чувства (доброта, сопереживание и другие).Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех», нельзя говорить о личностной готовности к обучению.Обучение в школе требует также интеллектуальной готовности реб енка. Интеллектуальная готовность предполагает определенный уровень сформированности познавательных психических процессов и отдельных элементов учебной деятельности.В области сенсорного развития ребенок, поступающий в школу, должен хорошо ориентироваться в системе эталонов, адекватно соотносить предметы действительности с эталоном, сопоставлять эталоны друг с другом, использовать обобщенные способы обследования. Восприятие (смотри лекцию по дошкольному возрасту/).В области развития памяти ребенок должен принимать цель запомнить, сохранять ее, проявлять активность в припоминании, использовать элементарные приемы запоминания.В области развития мышления: у ребенка должно быть хорошо развито наглядно-образное мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Сравнивая предметы, ребенок должен выделять сходное и различное, обобщение должно быть основано на существенных признаках.Должно быть хорошо развито воссоздающее и творческое воображение. В области развития речи: словарный запас - 1500-4000 слов, в общении используются все части речи, звуки речи произносятся правильно, ребенок должен согласовывать слова по падежам, числам, родам; в речи использовать простые и сложные предложения. Должен уметь пересказывать текст объемом в полстраницы.Готовность элементов учебной деятельности: принимать учебную задачу, контролировать, т.е. соотносить свои действия с заданным образцом.

12. Общая характеристика младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования.Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четы­рехлетней начальной школы нижняя граница данного воз­растного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 летВ этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирова­ние, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга за­канчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулиру­ющее и тормозящее влияние коры на подкорковые струк­туры оказывается недостаточным. Несовершенство регули­рующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школь­ники легко отвлекаются, не способны к длительному со­средоточению, возбудимы, эмоциональны.Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестрой­кой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организ­ма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.Однако, несмотря на отмечаемые в это время опреде­ленные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психи­ческая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует бо­лее успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические из­менения отвечают повышенным требованиям новой ситу­ации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать свер­стников1.В младшем школьном возрасте отмечается неравномер­ность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Ука­зывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в кален­дарном возрасте». Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности де­тей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяже­нии возраста эти параметры повышаются, в целом про­дуктивность и качество работы младших школьников при­мерно наполовину ниже, чем соответствующие показате­ли старшеклассников.На протяжении младшего школьного возраста проис­ходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфе­ра, формируется личность, складывается сложная систе­ма отношений со сверстниками и взрослыми. Все эти ас­пекты психического развития младших школьников будут подробно рассмотрены далее. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учеб­ная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном воз­растном этапе. В рамках учебной деятельности складывают­ся психологические новообразования, характеризующие наи­более значимые достижения в развитии младших школьни­ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Младший школьный возраст является сензитивным для:формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;раскрытия индивидуальных особенностей и способ­ностей;развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;становления адекватной самооценки, развития кри­тичности по отношению к себе и окружающим;усвоения социальных норм, нравственного развития;развития навыков общения со сверстниками, уста­новления прочных дружеских контактов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.004 с.)