Вопрос 1 : методы псих. исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 : методы псих. исследования.



Вопрос 1: методы псих. исследования.

Метод -это путь познания,способ по средствам которого познается предмет в науке. Наблюдение- это целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных условиях.Планомерность наблюдения,систематичность,фиксация результатов,психологические выводы +естественность условий-длительность наблюдения. Эксперимент - это метод сбора фактов в специально созданных условиях,обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.Существует лабараторный,естественный эксперемент. Метод беседы,анкетный метод.Сущность этих методов заключается в том,что исследователь задает испытуемому заранее пожготовленные и продуманные вопросы,на которые тот отвечает.Содержание вопросов определяется задачами исследов.,возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменгяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно,точно записывают.Одновременно исследователь наблюдает,за характером речевых высказываний,за поведением,выражение лица,мимикой испытуемого.Беседа должна быть живой и непринужденной,проводиться в атмосфере доверия,доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности. Беседа- это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.Требования:-намеченные в беседе вопросы должны полностью охватывать тему исследов.;-вопросы должны быть заранее продуманы,краткие,понятные и не наталкивать на определенный ответ.В процессе биседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов;-между исследователем и испытуемым должны быть доброжелательные отношения;-результаты беседы точно записываются указывается интонация и поведение испытуемого.;-не превращать беседу в допрос; Анкетирование -перечень вопросов которые даются для письменного ответа.+охватывает большое кол-во людей;-нет личного контакта; Метод тестов- это особый вид эксперемантального исследования представляющий собой специальные задания или систему заданий. Метод анализа процесса и продуктов человеческой деятельности. О психической жизни ребенка, можно судить также косвенно — по про­дуктам его деятельности, т. е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические поделки, тема­тические альбомы, коллекции и т. д.Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукт, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился опре­деленных результатов. Помимо содержательной стороны этих продуктов деятельности (тематика, сюжет, содержание), некото­рое значение для познания личности школьника имеет и их офор­мление, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т. д. Все это позволяет раскрыть не только особенности твор­ческой деятельности, интересов и способностей ребенка, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни. Психолого-педагогический эксперимент – это своеобразная форма естественного эксперимента, т.к. проводят его в естественных условиях жизни и дея-ти детей.Особенность этого эксперимента та, что имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психич. дея-ти.Т.о., в психологии используется целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих контролирующих друг друга.

Вопрос 2:Понятие о внимании

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или на деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че­ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов.. Виды внимания: Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего же­лания, ни от нашей воли или намерений. Оно происхо­дит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.(сила и неожиданность раздражителем,новизна,необычность,контрасность раздражителя,подвижность объекта) Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно ска­зать, что не мы обращаем внимание на те или иные объек­ты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - ото­рваться от интересной книги или другого интересного заня­тия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, стара­ния для ее достижения. Иными словами, у человека есть оп­ределенные намерения и он прилагает усилия (сам, по сво­ей доброй воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.(осознание долга и обязанности;отчетливое понимание конкретной задачи;привычные условия работы;возникновение косвенных интересов). Послепроизвольное внимание называется так потому что возникает на основе произвольного внимания,после него. Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Объем - это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Переключение - это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Вопрос 4: Понятие о памяти.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Есть несколько видов ассоциаций: ПРОСТЫЕ:- по смежности: восприятие или мысль об одном пред­мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность дей­ствий, например);- по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, на­пример, шум волн уподобляется говору людей;- по контрасту: ассоциируются резко различные явле­ния - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д. СЛОЖНЫЕ:

Образ восприятия Образ памяти
Образ возникает в процессе сравнения Образ возникает в отсутствии объекта
Образ настоящего Образ прошлого
ясный отчетливый полный Менее ясные, менее отчетливые, не полный

Виды памяти: виды памяти можно условно разделить на три груп­пы: 1) что запоминает человек (предметы и явления, мыс­ли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об­разную память; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроиз­вольную память; 3) как долго сохраняется запомненное.Это кратковременная, долговременная и оперативная па­мять. Двигательная (или моторная) память позволяет запоми­нать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выпол­нять разнообразную деятельность. Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмо­ции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого раз­вития человека. Образная память. Этот вид памяти связан с нашими орга­нами чувств, благодаря которым человек воспринимает ок­ружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все­гда является преобладающим. Произвольная память предполагает наличие специаль­ной цели запомнить, которую ставит человек и применя­ет для этого соответствующие приемы, производит воле­вые усилия. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной матери­ал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле­вых усилий. Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет от­носительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Выделяют еще оперативную память, под которой пони­мается запоминание каких-то сведений на время, необхо­димое для выполнения операции, отдельного акта деятель­ности. Процессы памяти: Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения. Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием. Воспроизведение - существеннейший компонент памяти.Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, само воспроизведение (произвольное и непро­извольное), припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия). Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Уз­навание - это появление чувства знакомости при повтор­ном восприятии чего-либо. Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характе­ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни­кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

Вопрос 1: методы псих. исследования.

Метод -это путь познания,способ по средствам которого познается предмет в науке. Наблюдение- это целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных условиях.Планомерность наблюдения,систематичность,фиксация результатов,психологические выводы +естественность условий-длительность наблюдения. Эксперимент - это метод сбора фактов в специально созданных условиях,обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.Существует лабараторный,естественный эксперемент. Метод беседы,анкетный метод.Сущность этих методов заключается в том,что исследователь задает испытуемому заранее пожготовленные и продуманные вопросы,на которые тот отвечает.Содержание вопросов определяется задачами исследов.,возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменгяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно,точно записывают.Одновременно исследователь наблюдает,за характером речевых высказываний,за поведением,выражение лица,мимикой испытуемого.Беседа должна быть живой и непринужденной,проводиться в атмосфере доверия,доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности. Беседа- это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.Требования:-намеченные в беседе вопросы должны полностью охватывать тему исследов.;-вопросы должны быть заранее продуманы,краткие,понятные и не наталкивать на определенный ответ.В процессе биседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов;-между исследователем и испытуемым должны быть доброжелательные отношения;-результаты беседы точно записываются указывается интонация и поведение испытуемого.;-не превращать беседу в допрос; Анкетирование -перечень вопросов которые даются для письменного ответа.+охватывает большое кол-во людей;-нет личного контакта; Метод тестов- это особый вид эксперемантального исследования представляющий собой специальные задания или систему заданий. Метод анализа процесса и продуктов человеческой деятельности. О психической жизни ребенка, можно судить также косвенно — по про­дуктам его деятельности, т. е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические поделки, тема­тические альбомы, коллекции и т. д.Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукт, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился опре­деленных результатов. Помимо содержательной стороны этих продуктов деятельности (тематика, сюжет, содержание), некото­рое значение для познания личности школьника имеет и их офор­мление, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т. д. Все это позволяет раскрыть не только особенности твор­ческой деятельности, интересов и способностей ребенка, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни. Психолого-педагогический эксперимент – это своеобразная форма естественного эксперимента, т.к. проводят его в естественных условиях жизни и дея-ти детей.Особенность этого эксперимента та, что имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психич. дея-ти.Т.о., в психологии используется целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих контролирующих друг друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.049 с.)