Тема 23. Развитие самооценки и образа «я» в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Развитие самооценки и образа «я» в дошкольном возрасте



Становление предпосылок развития самосознания, образа «Я», самостоятельности в младенчестве и раннем детстве. Зарождение представлений о собственном теле. Важнейшие личностные приобретения в младенчестве, раннем детстве.

Основные направления развития самосознания, образа «Я» у дошкольников. Особенности развития самооценки и самоконтроля. Осознание себя во времени. Половая идентификация и осознание своей индивидуальности. Новая внутренняя позиция как итог развития самосознания у дошкольников. Условия и пути развития самосознания и самооценки в разном возрасте в разных видах деятельности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Психология развития: хрестоматия / под ред. Е.Строганова. – СПб.: Питер, 2001.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

5. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

6. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

8. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

9. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

11. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

12. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление основных форм самосознания детей // Вопросы психологии. - 2009. - №1.

Тема 24. Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Нравственное развитие как процесс усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения и нравственных чувств). Знание норм морали и эмоциональное отношение к ним.

Развитие нравственного поведения. Формирование позитивных нравственных качеств: доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и др. Формирование нравственных привычек поведения. Происхождение и проявление негативных личностных образований: драчливость, неряшливость, жадность, ложь, зависимость, жестокость.

Культура поведения как основа нравственного развития дошкольников. Условия, пути и средства нравственного развития детей.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.

2. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

4. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

8. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

10. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

 

Тема 25. Проблема готовности к школьному обучению

Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Основные достижения и противоречия этого периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка. Кризис семи лет, его сущность и особенности.

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

Литература

1. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - М.: Академический проект, 2005.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2010.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

5. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

6. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

8. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

9. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

11. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

 

Тема 26. Общая характеристика кризиса «трех лет»

Критические и литические (стабильные) периоды в жизни человека. Кризис и факторы, определяющие его возникновение и длительность. Роль кризисов в психическом развитии человека. Показатели критического периода (неотчетливость границ начала и завершения критического периода, трудновоспитуемость и пр.). Структура возрастного кризиса.

Показатели кризиса 3 лет по Л.С. Выготскому (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, стремление к деспотизму, обесценивание взрослого) и их характеристика. Позитивные симптомы кризиса 3 лет по М.И. Лисиной. Невротические (вторичные) симптомы кризиса: тики, энурез, заикание и пр.

Литература

1. Косякова О.О. Возрастные кризисы. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2007.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.

4. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

8. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

9. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

11. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

Тема 27. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников

Особенности свойств темперамента детей дошкольного возраста. Характеристика детей с разными типами темперамента. Учет свойств темперамента в образовании дошкольников.

Особенности формирования характера у детей дошкольного возраста.

Особенности самосознания и самооценки дошкольников. Факторы, определяющие формирование адекватной и дифференцированной самооценки в дошкольном детстве. Формирование половой идентификации у дошкольников.

Склонности и интересы в структуре индивидуальности ребенка. Врожденные и приобретенные потребности личности. Связь врожденных потребностей с чертами характера.

Активированность мозга и межполушарная асимметрия. «Художественный» и «мыслительный» типы. Индивидуальные профили асимметрии. Левши и правши, особенности их психики.

Литература

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.
  2. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.
  3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.
  4. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

8. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.013 с.)