Тема 18. Развитие воображения и творчества детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Развитие воображения и творчества детей



Предпосылки развития воображения в раннем возрасте. Становление условного игрового действия, использование предметов заместителей. Основные направления развития воображения дошкольника. Функции воображения в детском возрасте. Развитие функций воображения. Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного, непроизвольного. Роль речи в развитии произвольного, опосредованного воображения.

Развитие операций воображения: комбинирование, агглютинация, антропоморфизация, схематизация, гиперболизация, акцентирование. Характеристика образов воображения дошкольника. Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Влияние воображения на психическое развитие. Развитие творчества детей.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: Союз, 1997.

2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Психологический Институт Российской Академии образования, 1996.

4. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

6. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

7. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – М.: Институт практической психологии, 1997.

8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

9. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

11. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 19. Развитие способностей в дошкольном возрасте

Предпосылки развития способностей. Задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей. Развитие сенсорных способностей и форм опосредованного познания - использования сенсорных эталонов. Развитие интеллектуальных способностей и овладения наглядным пространственным моделированием.

Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических. Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности. Одаренные дети. Условия, пути и средства развития способностей.

Литература

1. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

2. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

4. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

8. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

10. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 20. Развитие мотивационно-потребностной сферы

В дошкольном возрасте

Развитие мотивов и потребностей в младенческом и раннем возрасте. Основные направления развития мотивов и потребностей у дошкольника. Появление новых мотивов и потребностей в разном возрасте.

Изменение содержания мотивов и потребностей. Формирование системы мотивов и потребностей. Развитие интересов.

Соподчинение мотивов как важнейшее новообразование мотивационной сферы дошкольника. Соподчинение мотивов и произвольность поведения.

Условия, пути и средства развития мотивов и потребностей.

Литература

1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.
  2. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.
  3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.
  4. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

 

Тема 21. Развитие воли и произвольности поведения в дошкольном возрасте

Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве. Произвольные движения как одно из первых проявлений воли. Зачатки целенаправленности.

Основные направления развития воли в дошкольном возрасте. Становление этапов волевого действия. Развитие целенаправленности действий, способности к целеполаганию. Возрастание планирующей и регулирующей роли речи в выполнении действий. Установление отношений цели действий к их мотиву. Волевые усилия при выполнении действий, связанных с преодолением препятствий.

Развитие волевых качеств (самостоятельность, настойчивость, смелость, целеустремленность, инициативность и др.) и волевых привычек к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности и др. Условия, пути и средства развития воли и произвольности поведения.

Литература

1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.
  2. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.
  3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.
  4. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

 

Тема 22. Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и импрессивного компонентов

Особенности развития эмоций и чувств в младенчестве и раннем детстве. Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств детей в дошкольном возрасте. Экспрессивный и импрессивный компоненты эмоциональной сферы. Развитие содержания, произвольности, разумности эмоций и чувств. Дифференциация, обогащение переживаний.

Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект. Развитие социальных переживаний в процессе социализации дошкольников. Особенности эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте. Условия, пути и средства развития эмоций и чувств. Формирование социальных переживаний, их роль в процессе социализации дошкольников.

Литература

1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

3. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

4. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

5. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

6. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.015 с.)