Тема 7. Общая характеристика периода новорожденности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Общая характеристика периода новорожденности



Общая характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды и развития органов чувств. Эмоциональное развитие.

Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачатков психической жизни; начало формирования биоритма «сон – бодрствование», отделение сна от бодрствования, увеличение промежутков бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Литература

  1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Перинатальная психология и психиатрия: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Володин Н. Н., Сидоров П. И., Чумакова Г. Н., Щукина Е. Г., Яковлева В. П.; под ред. Н. Н. Володина, П. И. Сидорова. - М.: Академия, 2009.

7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

8. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

10. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

 

Тема 8. Основные закономерности развития психики младенцев

Основные закономерности развития психики младенцев. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль матери и общения со взрослыми в психическом развитии младенца. «Комплекс оживления»: предпосылки, составляющие, этапы формирования, Характеристика общения как ведущей деятельности младенца. Возникновение ситуативно-личностной формы общения младенца со взрослыми, ее влияние на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка первого полугодия жизни. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Возникновение ситуативно-деловой формы общения младенца со взрослыми, ее значение для развития ребенка второго полугодия жизни. Совместный со взрослыми образ жизни младенца как основа его развития и воспитания.

Становление предпосылок общения со сверстниками. Влияние ранних контактов со сверстниками на психическое развитие младенца. Развитие движений и действий младенца. Хватание как основа их развития. Становление первых целенаправленных действий младенца. Довербальный этап развития речи. Предпосылки усвоения речи в младенчестве. Развитие пассивной и активной речи. Установление связи слова и предмета. Развитие ориентировки в окружающем мире. Особенности внимания, памяти, восприятия мышления. Предпосылки становления личности. Представление младенца о себе, развитие образа «Я». Положительные привычки и первые привязанности как истоки характера. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года.

Литература

1. Белкина В. Н.Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005

  1. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

10. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1994.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 9. Психическое развитие в раннем детстве

Социальная ситуация развития в раннем детстве. Главные новообразования этого возраста. Овладение ходьбой и ее значение в психическом развитии ребенка. Развитие предметной деятельности в раннем детстве как ведущей. Развитие соотносящих и орудийных действий. Умственное развитие в раннем детстве. Формирование сенсорных основ познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности. Накопление и уточнение представлений об окружающем, их первичная систематизация. Орудийные действия и развитие мышления, восприятия, внимания, памяти. Зарождение воображения, знаково-символической функции сознания. Развитие речи в раннем детстве: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи ребенка, усвоение грамматических форм родного языка, развитие личности в раннем детстве.

Возникновение и развитие стремления к самостоятельности, проявление бытовой самостоятельности. Развитие целенаправленности и произвольности деятельности поведения, зарождение волевых черт характера. Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их влияние на психическое развитие. Освоение речевых средств общения. Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоций и чувств, самосознания.

Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005

2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 10. Психическое развитие в дошкольном детстве

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Ориентация на познание отношений социального окружения. Главные потребности дошкольного возраста. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Моделирующий характер деятельности.

Основные достижения в личностной и познавательной сферах психики детей дошкольного возраста. Формы общения: внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Произвольное поведение как итог психического развития с 3 до 7 лет.

Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

  1. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.
  2. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

8. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.008 с.)