Тема 28. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 28. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей



Семья как институт первичной социализации ребенка. Основные характеристики детско-родительских отношений: характер эмоциональной связи, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, стиль общения, социальный контроль (требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; типы санкций), степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Стиль родительского воспитания, факторы определяющие его формирование (личностные особенности родителя, личностная и социальная зрелость, специфика воспитания в детстве, условия жизни в семье, психологическая готовность к родительству и пр.). Прародительская семья как образец и антиидеал при построении собственного стиля воспитания детей.

Классификации стилей дестко- родительских отношений. В зависимости от эмоционального отношения родителя к ребенку; безусловное эмоциональное принятие ребенка, условное эмоциональное принятие ребенка, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку, индифирентное отношение, скрытое эмоциональное отвержение ребенка, открытое эмоциональное отвержение. В зависимости от особенностей общения родителей и детей в структуре семейных отношений (Л. Вюрсмер): семья с «травматизацией» детей, навязчивая семья, лживая семья, непоследовательная (ненадежная) семья. В зависимости от симпатии/антипатии, уважения/презрения, близости/дальности (А.С. Спиваковская): действенная любовь к ребенку, отстраненная любовь, действенная жалость, снисходительное отстранение. Отвержение, презрение, преследование, отказ. В зависимости от характера взаимодействия с ребенком (К. Левин): авторитарная, демократическая, либеральная. В зависимости от степени одиночества детей в семье (Рихтер-Спиваковская): внешне «спокойная семья», «вулканическая» семья, семья-«санаторий», семья-«крепость», семья-«театр», семья «третий лишний», семья «с кумиром», семья «маскарад».

Характер эмоционального отношения ребенка к родителю и его влияние на личность ребенка. Проблема формирования позитивного аффективного отношения ребенка к родителю (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Этапы формирования привязанности, ее типы (надежная, тревожно-амбивалентная, тревожно-дезорганизованная, тревожно-избегающая) и последствия. Варианты взаимоотношений в диаде родитель-ребенок (А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас): взаимные, симметричные отношения (эмоциональное взаимное принятие, симметричная негативная установка); асимметричные отношения (односторонняя родительская любовь, односторонняя привязанность ребенка).

Литература

1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2004.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

4. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2006.

7. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.: МПСИ, 2006.

8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

9. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

11. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

12. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011.

 

 

Тема 29. Процесс дифференциации детских коллективов

Понятие коллектива. Значение коллектива в развитии личности дошкольника. Условия формирования коллектива. Этапы формирования коллектива. Детский коллектив как субъект и объект воспитательного воздействия. Структура управления детским коллективом.

Дифференциация детских коллективов как актуальная проблема психологии и педагогики. Виды коллективов по назначению, характеру, длительности существования как фактор всестороннего развития личности ребенка. Проблема интеграции воздействий коллективов на детей.

Идентификация и обособление личности ребенка в процессе ее взаимодействия с коллективом.

Процессы интеграции и дифференциации в группе дошкольников и факторы, их обусловливающие. Изучение статусного положения ребенка среди сверстников, уровня благополучия взаимоотношений в группе, критериев положительных и отрицательных выборов. Причины изоляции дошкольников: трудности операционального и мотивационного характера.

Проблема лидерства в дошкольной группе: его проявления; качества, обеспечивающие ребенку лидерство в группе; качества, формированию которых способствует положение лидера. Особенности психического развития детей в зависимости от статусного положения в группе.

Литература

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.
  2. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.
  3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.
  4. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

8. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

Тема 30. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация

Ранние периоды развития ребенка – фундамент развития психики и формирования личности. Понимание психологических новообразований каждого возрастного периода как результата и предпосылки для дальнейшего развития. Акселерация как искусственное ускорение детского развития через внедрение в практику работы дошкольного образовательного учреждения программ обучения, ориентированных на усвоение новых «полезных» знаний, умений и навыков, способ форсированной адаптации ребенка к внешним формам взрослой жизни. Симплификация как явление чрезмерного упрощения и обеднения развития ребенка в образовании. Снижение уровня общего развития ребенка, его отставание от принятых возрастных норм как следствие симплификации и акселерации.

Амплификация детского развития как альтернатива акселерации. Теоретические основы концепции амплификации А.В. Запорожца. Амплификация психического развития как всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Амплификация как отстаивание права ребенка на детство, как обогащение содержания и «культивирование» специфически детских видов деятельности в жизни ребенка. Специфические формы деятельности ребенка (игра, рисование, общение, детское экспериментирование и др.) как резервы, подлинные источники его развития. Своевременное и максимально полное использование возможностей детской деятельности – условие эффективного и полноценного развития ребенка.

Литература

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.
  2. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.
  3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.
  4. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

8. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

 


ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет, задачи и актуальные проблемы детской психологии.

2. Методологические принципы и стратегии научных исследований в детской псхологии.

3. Методы исследования в детской психологии.

4. Основные закономерности, предпосылки, условия и противоречия психического развития.

5. Роль разных видов деятельности и общения в психическом развитии.

6. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

7. Общая характеристика периода новорожденности.

8. Основные закономерности развития психики младенцев.

9. Психическое развития в раннем детсве.

10. Психическое развитие в дошкольном детстве.

11. Особенности развития игровой деятельности, роль игры в становлении психических качеств детей.

12. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие

13. Развитие общения со взрослыми и сверстниками.

14. Развитие общения детей со сверстниками, особенности взаимоотношений в группе ДОУ.

15. Характеристика познавательного развития дошкольников (внимание и память).

16. Развитие восприятия детей.

17. Развитие мышления и речи дошкольников.

18. Развитие воображения и творчества детей.

19. Развитие способностей в дошкольном возрасте.

20. Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте.

21. Развитие воли и произвольности поведения в дошкольном возрасте.

22. Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и импрессивного компонентов.

23. Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте.

24. Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

25. Проблема готовности к школьному обучению.

26. Общая характеристика кризиса «трех лет».

27. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников.

28. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей.

29. Процесс дифференциации детских коллективов.

30. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.015 с.)