Тема 3. Методы исследования в детской психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методы исследования в детской психологии



Требования к методам детской психологии. Методы изучения психики ребенка: метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации; эксперимент и его виды (лабораторный и естественный эксперимент); метод беседы в детской психологии (виды и формы беседы); метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми.

Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в детской психологии. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений в детском коллективе. Изучение детей педагогом ДОУ.

Литература

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Владос, 2003.

2. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Хрестоматия по детской психологии. - М.:МПСИ,1996.

3. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2010.

5. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

7. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

9. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2008.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

11. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

12. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 4. Основные закономерности, предпосылки, условия и противоречия психического развития

Основные закономерности, предпосылки и условия психического развития. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация. Биологические предпосылки психического развития: наследственные и врожденные особенности как предпосылки психического развития. Роль пренатального развития. Социальные условия психического развития. «Присвоение» общественно-исторического опыта как специфическая особенность развития человека.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выговского: основные положения теории Л.С. Выготского; понятие о низших и высших психических функциях; закон развития высших психических функций; понятие об инструментальном методе; теоретическое и практическое значение для психологии культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. Психическая активность ребенка как фактор развития его психики и личности. Неравномерность, гетерохронность и стадиальность психического развития. Понятие о сензитивных периодах. Пластичность психики, способность к компенсации. Дифференциация и интеграция психических процессов. Конвергентность и дивергентность психического развития. Противоречия как движущие причины психического развития в онтогенезе.

Литература

1. Белкина В. Н.Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.А.Зацепин. - М.: Академия, 2001.

5. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. О движущих противоречиях развития личности // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.А.Зацепин. - М.: Академия, 2001.

6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

7. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

9. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

11. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 5. Роль разных видов деятельности и общения в психическом развитии

Деятельность как основное условие развития психики. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности человека. Понятие ведущей деятельности и ее роль в развитии психики. Роль различных видов деятельности в психическом развитии. Ориентировочная и исполнительская часть деятельности. Гипотеза о происхождении внутренней деятельности (интериоризация).

Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии ребенка. Детерминированность психического развития общением со взрослыми и сверстниками. Понятие о госпитализме и его причины. Основные формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Литература

1. Белкина В. Н.Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005

2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.

6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

10. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М.Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1994.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.

Тема 6. Проблема периодизации психического развития

В отечественной и зарубежной психологии

Исторический, диалектический подход к проблеме детства. Понятие возраста: житейское, социальное и научное. Паспортный, биологический и психологический возраст. Календарный возраст и уровень психического развития. Созревание организма и техническое развитие. Виды возраста и их взаимосвязь. Структура возраста (по Л.С. Выготскому). Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Значение кризисов для психического развития. Понятие кризиса возрастного развития, социальной ситуации развития, новообразований. Акселерация и ее причины.

Принципы построения возрастной периодизации развития. Возрастные периоды развития. Критерии определения их границы и характеристика (периодизация Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Э. Эриксона, З. Фрейда). Современное состояние периодизации в отечественной и зарубежной психологии.

Литература

  1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
  2. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб.: СПбГУ, 2000.
  3. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуреви­ча. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.

4. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011.

5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.

  1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011.
  2. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006.

9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

10. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.009 с.)