Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Методы исследования в детской психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Требования к методам детской психологии. Методы изучения психики ребенка: метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации; эксперимент и его виды (лабораторный и естественный эксперимент); метод беседы в детской психологии (виды и формы беседы); метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в детской психологии. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений в детском коллективе. Изучение детей педагогом ДОУ. Литература 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Владос, 2003. 2. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Хрестоматия по детской психологии. - М.:МПСИ,1996. 3. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2010. 5. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. 6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010. 7. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011. 8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. 9. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2008. 10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006. 11. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. 12. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007. Тема 4. Основные закономерности, предпосылки, условия и противоречия психического развития Основные закономерности, предпосылки и условия психического развития. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация. Биологические предпосылки психического развития: наследственные и врожденные особенности как предпосылки психического развития. Роль пренатального развития. Социальные условия психического развития. «Присвоение» общественно-исторического опыта как специфическая особенность развития человека. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выговского: основные положения теории Л.С. Выготского; понятие о низших и высших психических функциях; закон развития высших психических функций; понятие об инструментальном методе; теоретическое и практическое значение для психологии культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. Психическая активность ребенка как фактор развития его психики и личности. Неравномерность, гетерохронность и стадиальность психического развития. Понятие о сензитивных периодах. Пластичность психики, способность к компенсации. Дифференциация и интеграция психических процессов. Конвергентность и дивергентность психического развития. Противоречия как движущие причины психического развития в онтогенезе. Литература 1. Белкина В. Н.Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. 2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. 4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.А.Зацепин. - М.: Академия, 2001. 5. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. О движущих противоречиях развития личности // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.А.Зацепин. - М.: Академия, 2001. 6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010. 7. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011. 8. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. 9. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006. 10. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. 11. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007. Тема 5. Роль разных видов деятельности и общения в психическом развитии Деятельность как основное условие развития психики. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности человека. Понятие ведущей деятельности и ее роль в развитии психики. Роль различных видов деятельности в психическом развитии. Ориентировочная и исполнительская часть деятельности. Гипотеза о происхождении внутренней деятельности (интериоризация). Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии ребенка. Детерминированность психического развития общением со взрослыми и сверстниками. Понятие о госпитализме и его причины. Основные формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Литература 1. Белкина В. Н.Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. 4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010. 5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011. 6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. 7. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006. 8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. 9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 10. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М.Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1994. 11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007. Тема 6. Проблема периодизации психического развития В отечественной и зарубежной психологии Исторический, диалектический подход к проблеме детства. Понятие возраста: житейское, социальное и научное. Паспортный, биологический и психологический возраст. Календарный возраст и уровень психического развития. Созревание организма и техническое развитие. Виды возраста и их взаимосвязь. Структура возраста (по Л.С. Выготскому). Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Значение кризисов для психического развития. Понятие кризиса возрастного развития, социальной ситуации развития, новообразований. Акселерация и ее причины. Принципы построения возрастной периодизации развития. Возрастные периоды развития. Критерии определения их границы и характеристика (периодизация Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Э. Эриксона, З. Фрейда). Современное состояние периодизации в отечественной и зарубежной психологии. Литература
4. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. 5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.
9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. 10. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.01 с.) |