Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Характеристика познавательного развития дошкольников (внимание и память)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве. Развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, концентрации внимания. Формирование элементов произвольного внимания. Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте. Непроизвольное внимание и условия его развития. Произвольное, опосредованное внимание и условия его формирования. Послепроизвольное внимание и условия его развития. Развитие свойств внимания. Рассеянность внимания, ее причины и пути преодоления. Колебания внимания. Условия, пути и средства организации и развития внимания у детей. Формирование наблюдательности у детей. Особенности проявления памяти в младенчестве и раннем детстве. Запечатление как предпосылка развития памяти. Ранняя форма воспроизведения - узнавание. Развитие видов памяти в раннем детстве: двигательной, образной, эмоциональной. Появление и развитие словесно-смысловой памяти. Рост объема памяти и длительности сохранения материала. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Развитие видов памяти. Непроизвольная память, условия ее развития. Деятельность как основное условие непроизвольного запоминания. Развитие логической, опосредованной памяти. Этапы развития произвольной памяти. Развитие процессов памяти. Непроизвольное запоминание и пути его организации. Приемы и средства произвольного запоминания. Влияние памяти на психическое развитие. Литература 1. Выготский Л.С. Овладение вниманием //Собр.соч. в 6-ти т.т. –Т. 3. –М.: Педагогика, 1983. – С. 205-238. 2. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. 3. Истомина З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений; Сост. Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2000. 4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010. 5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011. 6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. 7. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006. 8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. 9. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте //Вопросы психологии. – 2003. - № 3. 10. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.
Тема 16. Развитие восприятиядетей Развитие восприятия у младенцев: особенности восприятия формы, глубины, размера объектов. Формирование ориентировочно-перцептивных действий в младенчестве. Освоение простейших орудийных действий в раннем возрасте и их роль в развитии восприятия. Появление перцептивного предвосхищения, оценки межпредметных отношений в пространстве. Предметная отнесенность образов восприятия. Закономерности развития восприятия в дошкольном детстве. Виды перцептивных действий, изменение действий восприятия у дошкольников. Динамика развития осязательного и зрительного восприятия. Развитие видов восприятия: пространства, времени, художественных произведений. Развитие произвольности восприятия: формирование культуры наблюдения и умение ставить цель, разрабатывать программу, контролировать процесс, оценивать результат. Литература 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. 4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010.
8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. 9. Урунтаева Г. А.Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007.
Тема 17. Развитие мышления и речи дошкольников Предпосылки развития мышления в младенчестве. Обследование предметов, выделение некоторых свойств. Освоение предметных действий. Развитие мышления в раннем детстве: его функционирование в предметной деятельности, наглядно-действенный характер, включение речи в процесс решения умственных задач, появление первых мыслительных операций, зарождение предпосылок наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-образного мышления дошкольника. Развитие форм мышления. Особенности оперирования образами и системами образных представлений. Конкретная образность детского мышления. Наглядное пространственное моделирование. Предпосылки развития словесно-логического мышления. Формы мыслительной деятельности: суждения, умозаключения, понятия. Развитие мыслительных операций: сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение, анализ, синтез. Анимизм, артификализм, эгоцентризм как характерные особенности мышления дошкольников. Взаимосвязь развития мышления и речи. Развитие познавательных интересов и познавательной активности, любознательности. Детское экспериментирование. Познавательные вопросы, их происхождение и содержание. Развитие умений и навыков умственной деятельности. Значение знаний для развития мышления. Влияние мышления на психическое развитие. Предпосылки развития речи в младенчестве. Развитие речи в раннем детстве. Использование ребенком речевых средств общения. Развитие активного и пассивного словаря. Освоение грамматического строя языка. Развитие звуковой стороны речи. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Основные закономерности усвоения дошкольниками синтаксиса и морфологии родного языка. Развитие функций и видов речи. Осознание звукового состава слова, словесного состава речи как предпосылка овладения чтением и письмом. Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи. Значение освоения речи для психического развития. Литература 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. 2. Гуревич П. С. Психологический словарь /под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 3. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. 4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2010. 5. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2011. 6. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. 7. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2006. 8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. 9. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МПСИ, 2005. 10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 2001. 11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007. 12. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве //Избр.психол.труды. – М.: Педагогика, 1989. – С. 365-380.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.009 с.) |