Норме в разные возрастные эпохи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норме в разные возрастные эпохи.



Норме в разные возрастные эпохи.

6. Особенности сенсорно-перцептивных и мнемических процессов у детей с психическим недоразвитием

При восприятии у детей с умственной отсталостью в значительной степени страдает анализ и синтез воспринимаемых сигналов. Восприятие предметов у них характеризуется слабым дифференцированием общих, особых и единичных признаков. Ряд авторов отмечают недоразвитие скорости воспринимаемых сигналов у детей с умственной отсталостью, снижение объема воспринимаемого материала.

 

Чтобы глубже понять специфику нарушений восприятия при психическом недоразвитии, необходимо обратиться к работам Ж. Пиаже. Ж. Пиаже выделяет две основные характеристики восприятия: перцептивные структуры и перцептивную деятельность. Перцептивная структура — это первичная иллюзия, наиболее элементарный феномен восприятия. Перцептивные структуры являются сохранными у детей с психическим недоразвитием. Перцептивная деятельность рассматривается Ж. Пиаже в зависимости от развития интеллекта и обнаруживает глубокие трансформации.

 

Недоразвитие перцептивной деятельности у детей с психическим недоразвитием наиболее наглядно проявляется в процессе осязательного восприятия. Анализ показывает наличие примитивных манипуляций с предметами в процессе их ощупывания у умственно отсталых детей, что негативно отражается на динамике формирования образа восприятия. Аналогичные данные были получены при изучении у них особенностей восприятия в зрительной модальности. Анализ рисунков выявил трудности выделения существенных свойств и признаков предметов, отражение их пространственных характеристик. Недоразвитие перцептивных действий является существенным фактором, отражающимся на эффективности восприятия.

 

Пассивное внимание более сохранно, чем активное. Ядерными симптомами являются недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной реакции.

 

Отмечается недоразвитие смысловой памяти при относительной сохранности механической. Слабость мыслительной деятельности, мешающая детям с психическим недоразвитием выделить существенное в запоминаемом материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные побочные ассоциации, резко снижает качество их памяти. Характерен замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации.

7. Особенности развития речемыслительных процессов у детей и подростков с психическим недоразвитием.

Недоразвитие речи, мышления, высших форм памяти при умственной отсталости Л. С. Выготский рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднениями усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.

 

Главным психопатологическим стержнем психического недоразвития является слабость абстрактного мышления. Это проявляется в виде недостаточной способности к обобщению. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса.

8. Классификация умственной отсталости

В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы, личности, потребностномотивационной сферы и др. Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.

МКБ-10. «Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей»

F70 - легкая степень умственной отсталости. Умеренная отсталость, но способность использовать речь в повседневных целях. Способность обслуживать себя - пища, одевание, умывание, и т.д. Трудности в сфере школьной успеваемости, в усвоении чтения и письма. Способны к практической деятельности, включая квалифицированный и полуквалифицированный труд. Уровень интеллекта - 50..69. (в норме 69..76)

F71 - умеренная умственная отсталость. Замедленное развитие понимания речи и задержка ее развития. Задержка в развитии навыков самообслуживания и развития моторных функций. Трудности: высокие в освоении элементарных школьных навыков. Некоторые нуждаются в постоянном надзоре со стороны окружающих. В зрелом возрасте они способны к элементарной практической работе, например, клеить коробочки, сортировать что-либо, нанизывать бусы. Совершенно независимое проживания недоступно. Интеллект: 35..49. Диспропорция между моторными и речевыми тестами. Речь сосредоточена вокруг удовлетворения потребностей. У большинства выражена органическая патология.

F72 - тяжелая форма умственной отсталости. Наблюдаются двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты, что снижает их интеллектуальный показатель до уровня: 20..34.

F72 - глубокая форма умственной отсталости. Интеллект <20. ограничены способности понимать речь, соблюдать инструкции, управлять своим телом, удовлетворять потребности. Ограничено возможна невербальная коммуникация. Полностью недееспособны, нуждаются в постоянном надзоре.

F78 - другая форма умственной отсталости. Лица, у которых невозможно традиционным способом измерить интеллект - слепота, глухота, другие проблемы развития.

F79 - неуточненная умственная отсталость. При недостаточности информации. Часто встречается при легких степенях.

В отечественной психиатрии в основу классификации умственной отсталости положены этиопатогенетические характеристики (Сухарева, 1973; Ковалев, 1979 и др.).

В. В. Ковалев выделяет следующие основные формы умственной отсталости:

Умственная отсталость при хромосомных болезнях.

Хромосомная патология была открыта 40ых годах 20 века. Даун говорил об этом еще в 19 веке – 1860 году.

Болезнь Дауна. Обнаружил характерные особенности внешнего вида и поведения у людей с генетическими патологиями. Расхождение 21 пары хромосом. Эндокринное лечение.

Синдром Лендхаузена, синдром кошачьего писка. Характерен только для девочек. Очень тяжелая умственная отсталость, агрессивные тенденции, как правило остаются в учреждениях. Дисплазия лица, фигуры, дегенеративные признаки выражены.

Синдром Шерешевского-Тернера. Два варианта: Девочки с тяжелыми заболеваниями эндокринного характера и умственной отсталостью, с апато-абулическим синдромом; Женщины мужеподобного типа. Слабо развиты вторичные половые признаки. Худощавы, с выраженными мужскими тенденциями. Нарушения сексуальной идентификации. Интеллект варьируется от умственной отсталости до высокого интеллекта. ХХХ

Синдром Кляйнфляйтера. Два варианта: Евнуховижные мужчины - широкие бедра, отсутствие волосяного покрова на груди, возможна умственная отсталость, отсутствие вторичных половых признаков. Либидо развито слабо; Супермаскулинный вариант. Гиперболизированные маскулинные черты, излишняя агрессивность. ХХУ

Наследственные формы умственной отсталости.

Обусловлены генетической патологией и многими заболеваниями (алкоголизм, наркомания, сифилис, нейрофибромотоз (заболевание, предрасполагающее к возникновению опухолей у человека).

3. Смешанные по этиологии (экзогенноэндогенные) формы. (например, на фоне болезни Дауна паралич от асфиксии при родах)

4. Экзогенно обусловленные формы. (Инфекции, интоксикации)

Классификация В. В. Ковалева по этиопатогенетическому признаку имеет несомненное значение для клинического анализа умственной отсталости. Однако для психологопедагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной отсталости в практике чаще используется классификация М. С. Певзнер, которая выделяет пять форм умственной отсталости:

Дизонтогенетическая форма

Нарушения наблюдались в ранний период - пренатальный, натальный. Следствие нарушения созревания лобных структур и их связей - конституционально-генетические, внутриутробные интоксикации, токсические и инфекционные воздействия на плод.

Энцефалопатическя форма

Причины обусловлены остаточными явлениями органического поражения головного мозга, вследствие перенесенных мозговых инфекций и интоксикаций. Может быть в натальный и постнатальный период.

Соматогенного происхождения

Психогенного происхождения

Характеристики.

Классификации РДА.

 

Искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются

сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, повреждённого и

ускоренного развития отдельных психических функций. Это приводит к новым

патологическим образованиям.

 

Аутизм в переводе с лат. – «сам», означает отрыв от реальности, отгороженность

от мира.

 

История

Башина В.М. выделяет 4 основных этапа в становлении этой проблемы:

 

1.Донозологический период (конец 19-начало 20 в) – характеризуется отдельными

упоминаниями о детях со стремлением к уходу и одиночеству.

 

2.Доканнеровский (20, 40ые годы прошлого столетия) – обсуждался вопрос о

возможности выявления у детей шизофрении (Сухарева Г.Е., 1974).

 

3.1943-1970 – выход в свет кардинальных работ по аутизму (Каннер, 1943) и

Аспергер(1944). Впервые этот синдром был описан в 1943 американским детским

психиатром Каннером, а Аспергер описал в 1944 близкое состояние – аутическую

психопатию. Каннер охарактеризовал РДА как особое состояние с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнёс к шизофреническому спектру. В последующие годы РДА рассматривался как конституциональное особое состояние.

Вроно М.Ш. и Башина В.М. (1975) – аутизм как аутистическое состояние,

возникающее у ребёнка после приступа шизофрении.

Мнухин С.С. с соавт. (1947) концепция органического происхождения РДА.

1972 – выявлены аутистические симптомы в клинике больных

фенилпировиноградной олигофренией, при Х – ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.

 

4.Послеканнеровский период (1980-1990) – характеризуется существенным

отходом от позиции самого Каннера на РДА. Он стал рассматриваться как

неспецифический синдром разного происхождения.

К настоящему времени существует 2 типа аутизма: классический аутизм Каннера и

аутистическое состояние разного генеза.

 

Отечественная психиатрия – подход классификации РДА неоднозначен. Ковалёв

(1985) выделяет 2 основные формы РДА: Процессуальный (шизофренический) и непроцессуальный.

Психопатологические особенности детей с РДА при шизофрении связаны

с болезненными переживаниями ребёнка, которые проявляются в патологических

фантазиях и рудиментарных бредовых образованиях. Поведение этих детей с

процессуальным синдромом отличается выраженной причудливостью, вычурностью,

диссоциированностью.

Башина В.М. выявила, что важной особенностью РДА Каннера являлся особый

асинхронный тип задержки развития, который проявлялся в нарушении психического,

речевого, моторного, эмоционального созревания ребёнка. Асинхрония в развитии –

важный отличительный признак.

 

Классификации.

К.С. Лебединская выделяет 5 вариантов РДА на основе этиопатогенетического подхода:

 

• РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми

или иными проявлениями психоорганического синдрома. Проявляется в психической инертности ребёнка, в двигательной недостаточности, нарушении внимания и памяти. Наблюдается рассеянная неврологическая симптоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на ЭЭГ, эпизодические судорожные припадки, а также задержки речевого и интеллектуального развития.

 

• Психогенный аутизм возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3х-4х лет), растущих в условиях эмоциональной депривации (отсутствие материнской ласки, неправильное воспитание, интернаты и т.д.). Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики. В отличие от других вариантов РДА при нормализации условий воспитании он может исчезнуть. Но в случае пребывания ребёнка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким.

 

• РДА шизофренической этиологии дети отличаются более выраженной

отгороженностью от внешнего мира и слабостью контактов с окружающими. У них

наблюдается выраженная диссоциация психических процессов, стирание границ

между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных

переживаний и патологических фантазий, наличие рудиментарных бредовых образований и галлюцинаторных феноменов. Их поведение отличается причудливостью, вычурностью, амбивалентностью. Однообразное, вялое поведение детей может прерываться немотивированными агрессивными поступками и разрушительными действиями. У детей наблюдается продуктивная психопатологическая симптоматика, которая проявляется в наличии постоянных страхов, деперсонализации, в псевдогаллюцинаторных переживаниях.

 

• РДА при обменных заболеваниях

 

• РДА при хромосомной патологии

 

К.С.Лебединская выделяет 2 важных диагностических признака РДА:

– нормальное психическое развитие в течение короткого промежутка времени до

возникновения аутизма;

– признаки прогродиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания

психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс

поведения с утратой приобретённых навыков).

 

Синдром РДА в отличие от других аномалий развития характеризуется наибольшей

сложностью и дисгармоничностью как в клинической картине, так и в психологической

структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологией развития. РДА у

мальчиков встречается чаще, чем у девочек.

 

Характеристика.

Органические психопатии

обусловлены ранним поражением нервной системы во время

внутриутробного периода развития, при родах или в первые годы

жизни. Нередко они сочетаются с задержкой психомоторного

развития ребенка.

Выделяют 2 основные группы органических психопатий: а)

возбудимые(эксплозивные); б) бестормозные.

а)наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфорий.

б) повышенный фон настроения, эйфория, некритичность (благоприятная

почва для формирования патологии влечений, импульсивных сексуальных

эксцессов, бродяжничества)

 

Смешанные

 

При анализе психопатического развития в детском возрасте необходимо

учитывать биологические и социальные факторы!

Динамика формирования психопатических синдромов проходит в три

этапа:

1) отдельные патологические реакции, носящие неустойчивый характер (реакция негативизма, протеста в подростковом возрасте)

2) более длительные патологические состояния

3)формирование психопатии как стойкой девиации поведения.

 

норме в разные возрастные эпохи.

6. Особенности сенсорно-перцептивных и мнемических процессов у детей с психическим недоразвитием

При восприятии у детей с умственной отсталостью в значительной степени страдает анализ и синтез воспринимаемых сигналов. Восприятие предметов у них характеризуется слабым дифференцированием общих, особых и единичных признаков. Ряд авторов отмечают недоразвитие скорости воспринимаемых сигналов у детей с умственной отсталостью, снижение объема воспринимаемого материала.

 

Чтобы глубже понять специфику нарушений восприятия при психическом недоразвитии, необходимо обратиться к работам Ж. Пиаже. Ж. Пиаже выделяет две основные характеристики восприятия: перцептивные структуры и перцептивную деятельность. Перцептивная структура — это первичная иллюзия, наиболее элементарный феномен восприятия. Перцептивные структуры являются сохранными у детей с психическим недоразвитием. Перцептивная деятельность рассматривается Ж. Пиаже в зависимости от развития интеллекта и обнаруживает глубокие трансформации.

 

Недоразвитие перцептивной деятельности у детей с психическим недоразвитием наиболее наглядно проявляется в процессе осязательного восприятия. Анализ показывает наличие примитивных манипуляций с предметами в процессе их ощупывания у умственно отсталых детей, что негативно отражается на динамике формирования образа восприятия. Аналогичные данные были получены при изучении у них особенностей восприятия в зрительной модальности. Анализ рисунков выявил трудности выделения существенных свойств и признаков предметов, отражение их пространственных характеристик. Недоразвитие перцептивных действий является существенным фактором, отражающимся на эффективности восприятия.

 

Пассивное внимание более сохранно, чем активное. Ядерными симптомами являются недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной реакции.

 

Отмечается недоразвитие смысловой памяти при относительной сохранности механической. Слабость мыслительной деятельности, мешающая детям с психическим недоразвитием выделить существенное в запоминаемом материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные побочные ассоциации, резко снижает качество их памяти. Характерен замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации.

7. Особенности развития речемыслительных процессов у детей и подростков с психическим недоразвитием.

Недоразвитие речи, мышления, высших форм памяти при умственной отсталости Л. С. Выготский рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднениями усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.

 

Главным психопатологическим стержнем психического недоразвития является слабость абстрактного мышления. Это проявляется в виде недостаточной способности к обобщению. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса.

8. Классификация умственной отсталости

В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы, личности, потребностномотивационной сферы и др. Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.

МКБ-10. «Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей»

F70 - легкая степень умственной отсталости. Умеренная отсталость, но способность использовать речь в повседневных целях. Способность обслуживать себя - пища, одевание, умывание, и т.д. Трудности в сфере школьной успеваемости, в усвоении чтения и письма. Способны к практической деятельности, включая квалифицированный и полуквалифицированный труд. Уровень интеллекта - 50..69. (в норме 69..76)

F71 - умеренная умственная отсталость. Замедленное развитие понимания речи и задержка ее развития. Задержка в развитии навыков самообслуживания и развития моторных функций. Трудности: высокие в освоении элементарных школьных навыков. Некоторые нуждаются в постоянном надзоре со стороны окружающих. В зрелом возрасте они способны к элементарной практической работе, например, клеить коробочки, сортировать что-либо, нанизывать бусы. Совершенно независимое проживания недоступно. Интеллект: 35..49. Диспропорция между моторными и речевыми тестами. Речь сосредоточена вокруг удовлетворения потребностей. У большинства выражена органическая патология.

F72 - тяжелая форма умственной отсталости. Наблюдаются двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты, что снижает их интеллектуальный показатель до уровня: 20..34.

F72 - глубокая форма умственной отсталости. Интеллект <20. ограничены способности понимать речь, соблюдать инструкции, управлять своим телом, удовлетворять потребности. Ограничено возможна невербальная коммуникация. Полностью недееспособны, нуждаются в постоянном надзоре.

F78 - другая форма умственной отсталости. Лица, у которых невозможно традиционным способом измерить интеллект - слепота, глухота, другие проблемы развития.

F79 - неуточненная умственная отсталость. При недостаточности информации. Часто встречается при легких степенях.

В отечественной психиатрии в основу классификации умственной отсталости положены этиопатогенетические характеристики (Сухарева, 1973; Ковалев, 1979 и др.).

В. В. Ковалев выделяет следующие основные формы умственной отсталости:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.068 с.)