Патологическое формирование личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патологическое формирование личности.



 

Этиологический фактор – неблагоприятные длительная психотравмирующая ситуация в семье.

Патогенез: 2 фактора; а) закрепление патологических реакций (протест,

негативизм, отказ и др.), которые представляют собой форму ответов

на психотравмирующую ситуацию и становятся устойчивыми, б)

непосредственное воспитание таких черт характера, как возбудимость,

неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции

отрицательным примером.

 

Отклонение темпа полового созревания – особый вид дисгармонического развития.

Задержка полового развития церебральноорганического генеза –

недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы при высоком уровне

вербализации (эти особенности могут носить временный характер).

Ускоренное половое созревание вследствие церебральноорганической

патологии мозга также приводит к аномалии психического развития

(односторонняя взрослость интересов, связанных с ранним пробуждением

сексуальности, аффективности, взрывчатости, ограниченности познавательной активности, примитивности).

 

Итог:

 

Эмоционально-волевая сфера: дисгармония внутри нее, так как асинхрония

развития элементарных и высших эмоций, недостаточность высших эмоций

(проявляется наиболее часто).

Динамические расстройства: повышенная возбудимость, лабильность, вязкость.

 

Несоответствие между интеллектуальной и эмоционально-волевой сферами

(иногда высокий уровень интеллекта при некоторых психопатиях не

регулирует эмоциональную сферу, причем эмоциональная сфера оказывает

более значительное, чем при норме, влияние на интеллект).

Парциальный дефект аффективно-волевой сферы негативно отражается на

особенностях мышления у этих больных, проявляющийся в аффективной

окраске интеллектуальных функций и способствующий их искажению,

формированию сверхценных идей. Также проявляется эта парциальность в

сенситивности, эмоциональной лабильности, тревожности или повышенной

возбудимости и эгоцентризме.

 

Все перечисленные выше особенности детей с психопатиями и

патологическим развитием личности сказываются на их поведении,

которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или

агрессивные реакции, страх и негативизм. Ребенку становится трудно

приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается

процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени

усугубляет его личностную дисгармонию.

 

Особенности психического развития детей с диспропорциональным психическим развитием.

 

Диспропорция в развитии – явление асинхронии.

 

Основные проявления асинхронии:

 

а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие

инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для олигофрении и

задержки психического развития. Р. Е Левиной (1936) описаны дети с общим речевым

недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение

автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате

смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления

словаря автономных слов В этом случае патологически фиксируется один из низших

речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период;

 

б) явления патологической акселерации отдельных функций, например чрезвычайно

раннее (до 1 года)изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее

пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании

церебрально-органического генеза;

 

в) сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических

функций, например сочетание вышеуказанного раннего возникновения речи с

выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском

аутизме. При нем также могут длительно сосуществовать развитая обычная речь и

речь автономная, наглядные, комплексные обобщения и обобщения понятийные и т. д.

Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований,

наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

 

Акцентуации характера в подростковом возрасте, клинико-психологические классификации.

 

Акцентуации характера — это крайние варианты нормального характера, но

в то же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития

неврозов, невротических, патохарактерологических и психопатических

реакций.

Клинико-психологические классификации.

2 основных подхода при классификации: 1) клинический, 2)

психологический.

Клинический подход.

1) А.Е. Личко

• гипертимный тип,

• циклоидный тип,

• лабильный,

• астено-невротический,

• сензитивный,

• психастенический,

• шизоидный,

• эпилептоидный,

• истероидный

2) В динамике акцентуаций А. Е. Личко выделяет 2 основные группы

динамических изменений:

А) преходящие, транзиторные изменения характера,

проявляются в аффективных реакциях:

-1) интрапунитивные реакции (разряд аффекта путем аутоагрессии),

-2) экстрапунитивные реакции (разряд аффекта путем агрессии,

напрвленной на окружающих)

-3) импунитивные реакции (аффект разряжается путем

безрассудного бегства из аффектогенной ситуации)

-4) демонстративные реакции (аффект разряжается в «спектакле»)

Б) относительно стойкие изменения характера.

могут перейти в психопатии.

 

К. Леонгард.

• гипертимный

оптимизм, усиленная жажда деятельности, высокая активность,

свободолюбие; при резко выраженной акцентуации: легкомыслие,

неразвитость этических норм и правил, безответственность, склонность к

азартным увлечениям, побегам, ранней алкоголизации.

 

3)

 

дистимический

- периодические колебания настроения и жизненного тонуса,

подъем - коммуникабельность, активность, спад – немногословность,

пессимистичность, унылость, потеря аппетита, бессонница. Устойчивые

привязанности, увлечения.

• эмотивный

изменчивость

настроения,

глубокие

переживания,

повышенная

чувствительность, развитая интуиция, чувствительность к оценкам

окружающих.

• тревожный

тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких, сильный

страх перед новыми людьми, в детстве симбиотическая связь с матерью.

• интровертированный

склонность к эмоциональной отгороженности, замкнутости, слабая

экспрессивность, стремление к одиночеству, заполненному чтением,

фантазированием, хобби.

• возбудимый

несбалансированность между возбудительными и тормозными процессами,

состояние дисфории, при ней: подозрительность, заторможенность,

ригидность, склонность к аффективной вспыльчивости, импульсивность,

немотивированная жестокость.

• демонстративный

эгоцентризм, желание быть в центре внимания, «произвести впечатление»,

коммуникабельность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При

благоприятных условиях - адаптивность, способность к продуктивной,

творческой деятельности, при их отсутствии – дисгармония личностных

свойств по истероидному типу – склонность ко лжи и фантазированию.

• неустойчивый

выраженная слабость волевых компонентов личности, безволие в учебной

и трудовой, но при развлечениях – высокая активность, повышенная

внушаемость, импульсивность, неадекватная самооценка, неспособность к

самоанализу, соответствующей оценке своих поступков

• аффетивно-лабильный

изменчивость настроения со значительной глубиной их переживания, от

настроения данного момента зависит самочувствие, трудоспособность.

Хорошее настроение – отзывчивость, общительность, плохое настроение

- кратковременные аффективные вспышки с последующим быстрым

раскаянием, хорошо развита интуиция.

• педантичный

тенденция к основательности, четкости, законченности, нерешительность в

ситуации принятия решения, склонность к рассуждательству, аккуратность,

добросовестность,

рациональность,

ответственность,

ригидность,

 

 

эмоциональная сдержанность, склонны к повышенной фиксации на

собственном здоровье.

 

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.021 с.)