Клинико-психологическая структура дефекта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинико-психологическая структура дефекта



1.При У.О.:

• нарушение нейродинамики психических процессов

• нарушение целенаправленности мышления

• нарушение критичности мышления

2.При ЗПР:

более выраженное нарушение нейродинамики

• более грубые нарушения эмоционально – волевой сферы

 

К повреждённому психическому развитию могут привести травмы головного мозга (особенно опасны в натальный период).

2 вида ЧМТ:

– тяжёлая травма мозга (контузия)

– сотрясение мозга (комоция)

 

Любые травматические поражения имеют периоды:

– Острый

– Подострый (период лёгкого восстановления)

– Резидуальный

 

Период Комоция Контузия
Острый Кратковременное расстройство сознания (доли секунды). У большинства может наступать адинамия, астения, головокружения, амнестические расстройства, речевые нарушения, расстройства сна. Длительные расстройства сознания, оглушённость, сонливость, нарушение ориентировки. Тяжёлые психические расстройства: двигательное возбуждение, нарушение критики, амнестические расстройства, нелепое поведение, эйфория, вербализм (многоречивость)
Подострый Головные боли, головокружения, выраженных амнестических расстройств и расстройств сознания не отмечается. Оглушённость, растерянность, сумеречное состояние, головные боли с головокружениями, нарастающая амнезия, расстройства речи.
Резидуальный По Гуревич М.О. • Травматическая церебрастения – неспособность к умственному напряжению, повышенная утомляемость, адаптация вполне удовлетворительная, снижен общий психический тонус, хорошо диагностируется с помощью психологических исследований. Нарушение динамики мыслительных операций. Повышенная фрустрированность (больной загружен), напряжённость, высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, ригидность поведения (ребёнок застревает на источнике конфликта). • Травматическая церебропатия– проявляется в апатии, вялости, общей заторможенности (апато – адинамический синдром) или, наоборот, в повышенной возбудимости, в двигательной расторможенности. В 1ом случае – нарушение внимания и памяти, поведенческого радикала. Во 2ом случае – беспечность, такие аффективные реакции как агрессивность, взрывчатость. Психопатоподобное состояние, неадекватность самооценки, снижение критики своего состояния. • Травматическое слабоумие – проявляется в снижении интеллектуальной продуктивности, активности. Снижение критики состояния, нарастание бездеятельности, очень высокая аффективная ригидность. Мыслительные операции отличаются тугоподвижностью, в некоторых случаях отмечается амнестическая афазия. • Травматическая эпилепсия – могут возникать эпилептические припадки. Агрессивность, взрывчатость, повышенная возбудимость. Явление стойкого необратимого регресса, когда психические функции распадаются. Это зависит от времени поражения. Наблюдаются нарушения личности при тяжёлых травмах (повышенная агрессивнос­ть, аффективность, психопатоподобное поведение), которые дезадаптируют человека. Большую роль здесь играют преморбидные особенности личности (они всё больше проявляются после травмы).    

 

 

Структура психического дефекта при ранних травмах отличается выраженной тотальностью и необратимостью (Мамайчук И. И., Мендоса, 1989). К поврежденному развитию относится эпи­лептическая деменция. Она полиморфна, полиэтиологична. Генуинная (вялотекущая) эпилепсия у детей – помимо судорожных припадков, специфические особенности мышления (вязкость, детализация). Тугоподвижность с выраженной склонностью к застреванию на деталях, замедленная речь, аффективная ригидность, агрессивность. Аффективные нарушения у этих больных в значительной сте­пени способствуют дисгармоничному развитию личности и нару­шению поведения. Полярность эмоций проявляется у них в склон­ности к экзальтации, ласковости в сочетании со злопамятностью и мстительностью. В структуре поврежденного развития при эпилеп­сии наблюдается стойкий, часто необратимый регресс ряда психиче­ских функций. Абсанс, припадки проявляются в отклонении сознания.

 

Ещё один из вариантов поврежденного развития — деменция вслед­ствие ревматических заболеваний у детей, мало изученная в психо­патологии и патопсихологии. Еще более ста лет назад Э. Крепелиным были описаны острые психозы, возникающие при ревматизме. Автор выделил специфические для ревматического психоза при­знаки (угнетение психической деятельности, нарас­тание ипохондрического синдрома, апатии, что обусловлено не­достаточностью кислородного обмена мозга). В исследованиях отечественных психиатров показано, что при ревматизме могут воз­никать не только психозы с характерной клинической картиной, но и другие формы нервно-психических нарушений (Гуревич, 1949; Сухарева, 1974 и др.).

 

16. Особенности психического развития детей и подростков перенесших черепно-мозговую травму.

Стойкий, часто необратимый регресс когнитивных функций, нарушение умственной работоспособности, эмоциональной устойчивости. В более поздних случаях: фрустрированность, напряженность изолирована, память и внимание нарушены модальностно.

По Лебединскому – два варианта:

 

1. Двигательная расторможенность, бестормозность, импульсивность, общий фон настроения – эйфория, примитивность и поверхностность эмоций, некритичность, расторможенность влечений, непродуктивность запоминания, фрагментарность воспроизведения, трудности в анализе пространственной структуры.

2. Вялость, медлительность, пассивность, медлительность, отсутствие навыков опрятности, склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов, слабость побуждений, эмоциональная бедность, скудность мимики и интонационной окраски речи, снижение активности мышления, отсутствие привязанностей, планов на будущее.

Период Коммоция Контузия
Острый кратковременное расстройство сознания, адинамия, астения, головокружение, амнестические расстройства длительное расстройство сознания, коматозность, оглушенность, сонливость, потеря или нарушение ориентировки, тяжелые психические расстройства в виде двигательного возбуждения, эйфории, нарушения критики, нелепого поведения;
Подострый головные боли, головокружения, выраженных амнестических расстройств не отмечается оглушенность, растерянность, сумеречное состояние, головные боли с головокружением, нарастает амнезия, могут наблюдаться расстройства речи;
Резидуальный   Проявления
Травматическая церебростения Травматическая церебропатия Травматическое слабоумие Травматическая эпилепсия
Неспособность к умственному напряжению, повышенная утомляемость, Головная боль, головокружение, снижение общего психического тонуса, нарушение внимания, памяти, динамики мыслительных операций, повышенная фрустрируемость, высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, ригидность поведения Проявляется у детей в апатии, вялости, апато-адинамический синдром, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, агрессивность, неадекватность самооценки, снижение критики своего состояния Снижение интеллектуальной активности и продуктивности, снижение критики состояния, нарастание бездеятельности, амнестическая афазия, тугоподвижность мыслительных операций, апато-абулический синдром Повышение агрессивности, нарушения личности, астения, уменьшение интеллектуальной работоспособности и учебной деятельности

Как показывает анализ, при нарушенном развитии характерен стойкий необратимый регресс. Такие нарушения вызывают сильную дезадаптацию. Важную роль играет не только тяжесть нарушения, но и преморбидные черты личности.

17. Клинико-психологические особенности детей с эпилепсией.

Эпиле́псия (др.-греч. ἐπιληψία от ἐπίληπτος, «схваченный, пойманный, застигнутый»; лат. epilepsia или caduca) — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов. Русское название болезни «падучая» является калькой с латинского наименования caduca.

Генуинная эпилепсия детского возраста - судорожные припадки, специфические способности мышления (эпилептическое слабоумие): вязкость, тугоподвижность мышления и аффекта, трудности переключаемости, застревание на малозначимых деталях, замедленная речь, полярность эмоций, склонность к ласковости и экзальтации. Стойкий, часто необратимый регресс ряда психических функций. Абсансы - молниеносное отключение сознания (наблюдается у некоторых подростков).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.008 с.)