Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинико-психологические характеристики.

Поиск

Основные признаки РДА:

• недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

• отгороженность от внешнего мира;

• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

• неспособность дифференцировать людей и неодушевлённые предметы;

• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, дети с аутизмом

гиперчувствительны к слабым раздражителям (тикание часов, капание воды из крана, шум бытовых приборов);

• приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по Каннеру, который проявляется очень рано, даже на первом году жизни).

• неофобии (боязнь всего нового) проявляется очень рано (непереносимость перемены места жительства, перестановки мебели, не любят новую одежду, обувь);

• однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плеча и предплечий, раскачивание туловищем или головой и прочее);

• разнообразные речевые нарушения (в более тяжёлых формах – мутизм (полная

утрата речи), у некоторых – отмечается повышенный вербализм, проявляющийся в

избирательном отношении к определённым словам и выражениям. Ребёнок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги. Характерным является зрительное поведение, которое проявляется в непереносимости взгляда в глаза «бегающий взгляд) или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения (от ребёнка невозможно спрятать необходимый ему предмет). Однообразные игры у детей – представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом – верёвки, гайки, бутылки и прочее. Иногда используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Контакт с матерью может быть различным. Наряду с безразличием, отсутствием реакций на присутствие или отсутствие матери, возможна также симбиотическая форма контакта (ребёнок отказывается оставаться без матери и выражает тревогу при её отсутствии, хотя никогда не бывает ласковым). Аффективные проявления – бедны и однообразны. Аффект удовольствия возникает чаще всего, когда ребёнок остаётся один и занят своими стереотипными играми.

Наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. У детей с синдромом

РДА 55-60% наблюдается умственная отсталость; 15-20% - лёгкая интеллектуальная недостаточность и оставшиеся 15-20% имеют нормальный интеллект. Интеллектуальная деятельность (по В.Е. Кагану, 1981) неравномерна, отмечаются низкие показатели при выполнении невербальных заданий. Интеллектуальные способности определяются клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом. Подходы в психологическом исследовании РДА – психоаналитический, когнитивный, поведенческий.

 

В.В.Лебединский с соавт. предложил рабочую гипотезу, которая позволяет представить механизмы психических расстройств у детей с РДА. Среди расстройств авторы выделяют:

1.Дефицит психической активности ребёнка;

2.Нарушение инстинктивной сферы;

3.Нарушение сенсомоторных функций;

4.Нарушение двигательной сферы и речи.

 

Причины этих нарушений:

 

Группа 1 – нарушения, обусловленные недостаточностью регуляторных систем

(активирующей, инстиктивно – аффективной). У детей с недостаточностью регуляторной

системы в структуре психического дефекта наблюдается низкая концентрация внимания,

слабость моторного тонуса, нарушения восприятия, что проявляется выраженной

аффективной окраске. Поведение отличается выраженной парадоксальностью.

Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети пытаются его компенсировать

аутостимуляцией: раскачивание, бегом по кругу, прыжками. Важный компенсаторный

механизм для смягчения эмоционального дискомфорта – непреодолимая тяга к грязи, воде

или огню. Дети воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аффективных

признаков, что обуславливает состояние диффузной тревоги и немотивированных

страхов.

 

Страхи:

• Сверхценные – типичны для детского возраста, обусловлены реакции ребёнка на

реальную, значимую опасность. Боязнь остаться одному, потерять мать, оказаться в

чужой, незнакомой обстановке. Наблюдаются в 28% случаев.

• Страхи, обусловленные аффективной и сенсорной гиперчувствительностью.

 

Наблюдаются в 35% случаев (в раннем дет.возрасте страх от различных бытовых шумов

– пылесос, вода; зрительных, тактильных раздражений – свет люстры, попадание на тело

комаров или других объектов). Страхи связаны с гиперсензитивностью в эмоциональной

сфере (причина незнакомые люди, незнакомые места).

 

• Неадекватные бредоподобные страхи. Связаны с крайней ограниченностью и

фрагментарностью представлений аутичного ребёнка об окружающем мире.

Объекты страха выявляются с трудом, поэтому психологу и педагогу необходимо

внимательно наблюдать за поведением ребёнка. Страхи значительно препятствуют их эмоциональной стабилизации и адаптации.

 

Группа 2 – нарушения, обусловленные дефицитарностью анализаторных систем

(гностических, речевых, двигательных). Нарушения подкорковых функций сочетается с рядом корковых нарушений. В движениях отсутствует плавность. При более тяжёлых случаях – наблюдается нарушения программы движения, трудности зрительной фиксации.

Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных расстройств, связанных с нарушением тонической регуляции, и речевых. У этих детей наблюдается не только нарушение потребности в речевом общении, но и страдает сама возможность реализации речевого акта. У многих детей с РДА – дизартрические расстройства, нарушение темпа и ритмической организации речи. Психическое развитие детей с РДА не только нарушено в связи с биологическими факторами. Негативную роль на динамику их развития оказывают вторичные (социальные) факторы. Исходная энергетическая недостаточность, слабость побуждений, быстрая истощаемость и пресыщаемость любой деятельностью, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений приводят к формированию реакции тревога и страха, и создаёт хроническую ситуацию дискомфорта. Аутизм является своеобразной компенсаторной реакцией, которая направлена на защиту от травмирующей внешней среды.

Развитие познавательных процессов протекает с выраженным искажением, что

обусловлено их повышенной аффективностью. Наблюдаются рудиментарные способы

обследования предметов: обнюхивание, облизывание и т.д. Аффективный компонент

восприятия у детей с РДА доминирует на более поздних этапах, а у здорового ребёнка к

концу школьного возраста.

Память – высокий уровень развития. Сам процесс памяти носит изолированный

характер и в её использовании проявляется выраженная автономия.

Нарушение взаимодействия психических функций наиболее специфично проявляется в формировании речи и мышления. Между словом и предметом выявляется диффузный характер. Аффетивно насыщенная акустическая сторона слова приобретает самостоятельное значение, которое проявляется в явлении автономной речи. Тесная связь нарушения мышления и интеллектуальной деятельности с недостаточностью аффективной сферы (явление аутизма).

Особенности мышления младших школьников – выявлены преобладания перцептивных обобщений, несмотря на достаточно высокий уровень развития понятийного мышления. Это объясняется задержкой развития социального опыта ребёнка с РДА.

 

Никольская О.С. с соавт. выделяет 4 основные группы детей с РДА в зависимости

от степени нарушения взаимодействия с внешней средой:

1.Группа 1 – дети характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией,

поведение носит полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами

контакта, но и не имеют потребности в нём. Наблюдается почти полное отсутствие

навыков самообслуживания. Имеет наихудший прогноз развития и нуждается в

постоянном уходе. В раннем возрасте наблюдается выраженное нарушение активностии дискомфорт; проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм – максимально глубокий, проявляется как полная отрешённость от происходящего вокруг. Авторы выделяют отрешённость от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

 

2.Группа 2 – дети отличаются более целенаправленным поведением. Самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы вырабатываются спонтанно. Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущий патопсихологический синдром – это отвержение окружающей реальности.

 

3. Группа 3 – характеризуется большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У них более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущий патопсихологический синдром – замещение с целью противостояния аффективной патологии.

 

4. Группа 4 – характеризуется менее глубоким аутистическим барьером, меньшей

патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на переднем плане

вступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в их тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основной патопсихологический синдром – повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. Наблюдается развёрнутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.01 с.)