Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика внимания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внимание – это психический процесс, регулирующий степень концентрации, сосредоточения живого существа на тех или иных сторонах действительности или на своих состояниях. Внимание выполняет две рядоположные функции. Во-первых, оно как бы «помогает» другим психическим процессам, настраивает и удерживает их на определенном объекте и в определенной степени интенсивности. Во-вторых, оно выступает как независимый психический процесс, содержанием которого является функция самоконтроля. Поэтому и выделяют две функции внимания: вспомогательную и самостоятельную. В основе внимания лежит ориентировочная реакция, т.е. безусловный рефлекс, присущий всем живым существам. Без внимания невозможно восприятие. Без внимания невозможно последовательное и устойчивое отражение происходящего, удержание информации в уме и продуктивная деятельность в целом. Поэтому внимание тесно связано с волей. Внимание и человека и животного имеет универсальные черты. Оно возникает в результате новизны, сложности или интенсивности стимула-раздражителя. Внимание позволяет более основательно ознакомиться с информацией, поступающей на рецептор и в анализатор. Благодаря вниманию, живое существо может подключить те или иные анализаторы, если требуется более детальное изучение происходящего или, наоборот, затормозить ненужную активность психики, экономя психическую энергию. Внимание отличается избирательностью, т.е. свойством интенсифицироваться на раздражитель, который в наибольшей степени отвечает потребностям живого существа, а у человека еще и тем, что проявляется в ответ на наши ожидания. Это означает, что прежде всего люди обращают внимание на то, чего они ждут. Кроме того, внимание человека обладает еще целым рядом свойств и отличий, которые будут описаны ниже.
Физиологические основы внимания Общим физиологическим механизмом внимания является ориентировочный рефлекс, сущность и назначение которого состоит в обеспечении безопасности живого существа. Кроме того, у человека физиологическая основа внимания обусловлена работой тех же мозговых образований и центров, что и задействованы в порождении других психических процессов: воли, восприятия, ощущения. Не имея специализированного мозгового центра внимание, между тем, обусловлено, как и воля, ретикулярной формацией, нервно-биологической структурой, расположенной в стволе мозга и активирующей мозговую деятельность. Кроме того, важную роль в поддержании внимания у человека играет и вторая сигнальная система. Физиологическую основу внимания составляет также оптимальный очаг возбуждения, т.е. такая степень активации определенных участков мозга, являющихся мозговыми центрами анализаторов, которая позволяет обеспечить устойчивость и продуктивность психических процессов, задействованных в данный момент. Наличие доминирующего очага возбуждения, доминанты, в коре головного мозга позволяет понять, как происходит сохранение требуемого сосредоточения внимания, когда посторонние раздражители не в силах отвлечь человека или животное от предмета внимания. Большое значение для физиологического обеспечения функционирования внимания имеет выработка динамических стереотипов, т.е. объединения нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце. Когда динамический стереотип выработан, живое существо после первого же сигнала к его запуску или после первого же действия производит все остальное, активируя при этом внимание. Так, например, поросенок в цирке развертывает пятачком длинный коврик, получая в конце этого сложного для него действия вознаграждение. Так, научившись водить машину, человек начинает следить не за переключением передач, показаниями приборов и дорожной обстановкой, а и замечать, что происходит вокруг движущегося автомобиля. В настоящее время в мозгу открыты нейроны, которые так и называются «нейроны внимания». Это нервные клетки, специализирующиеся на избирательной активации психических процессов. Принципы их деятельности – реверберация, т.е. они активизируются, но возбуждение долго не исчезает, а как бы пульсирует. Внимание выражается и в позе, и в мимике. Поза внимания характеризуется торможением ненужных для деятельности движений, нацеленностью органов чувств и всего корпуса на объект внимания.
Виды внимания Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное), а также послепроизвольное. Внешнее внимание – это внимание, определяющее направленность психики на предметы и явления окружающего мира, а также на собственные действия с объектами. Внутреннее внимание – это направленность психики на внутреннее состояние организма. Произвольное внимание – это активное, сознательное, волевое внимание свойственное только человеку и определяющееся требованиями деятельности. Произвольное внимание требует волевых усилий и регуляции направленности психики с помощью речи, т.е. второй сигнальной системы. Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее в результате действия сильного раздражителя, отличающегося либо интенсивностью, либо новизной. Обычно непроизвольное внимание быстро угасает. Однако если раздражитель вызывает эмоциональный отклик, оно может удерживаться длительно, хотя и с колебаниями. Послепроизвольное внимание – это внимание, которое возникает вслед за произвольным. В послепроизвольном внимании волевое напряжение снижается, и возникает избирательное сосредоточение на объекте в силу его ценности для человека. Кроме этих видов внимания выделяют еще групповое и индивидуальное внимание.
Свойства внимания Как и остальные психические процессы, внимание обладает целым рядом свойств. Свойства внимания – это особенности его проявления. Главное из них: объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключаемость. Объем – это диапазон внимания, позволяющий одномоментно охватить то или иное количество объектов. У взрослых объем внимания в среднем 4-6 объектов. Однако он может быть увеличен путем тренировки. Распределение – свойство внимания, благодаря которому человек может одновременно выполнять два и более действия. Распределение внимания зависит от психического и физиологического состояния человека. При утомлении распределение внимания сужается. При высокой профессиональной подготовке (у летчиков, ткачих, педагогов и т.д.) оно высокое. Концентрация внимания – свойство, выражающееся в степени поглощенности происходящим, интенсивности и сосредоточенности психики на одних объектах и отвлечении их от других. Ярко выраженная концентрация внимания – особенность интеллектуально одаренных людей. Устойчивость внимания – это его свойство в течение длительного времени удерживаться на объекте. Это свойство внимания зависит от силы нервных процессов, от отношения к тому, на чем предстоит сосредоточиться, от состояния здоровья человека. Однообразие деятельности снижает устойчивость внимания. Переключаемость – свойство, обозначающее способность к намеренному переносу внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервных процессов, от динамики осуществляемой деятельности и от того, насколько привлекательны объекты, к которым приковано внимание. При одновременной активации различных анализаторов интенсивность внимания, т.е. его концентрация снижается. Так, например, происходит при одновременной работе слухового и зрительного анализатора. Когда студент на лекции во время объяснения профессором новой темы читает детектив, вряд ли он сможет понять объяснение, даже если его внимание отличается высокой переключаемостью. Указанные свойства внимания влияют на другие психические процессы, прежде всего на восприятие. В зависимости от объема внимания, его устойчивости, переключаемости может изменяться образ воспринимаемых объектов. Свойства внимания у того или иного человека зависят от его нервной системы, установок и состояния здоровья.
Развитие внимания Роль внимания в психике человека определяется тем, что оно обеспечивает надлежащее восприятие и понимание требуемой информации, а также такое необходимое условие деятельности как контроль и самоконтроль. У детей первые проявления внимания наблюдаются уже на первом месяце жизни, когда младенец тянется к материнской груди, начинает фиксировать взором некоторые предметы или прекращает движения, услышав звуки. Погремушки, которые рекомендуется вывешивать над колыбелькой младенца как раз и предназначены для развития внимания, поскольку именно благодаря вниманию происходит активация коры головного мозга и формируются остальные психические процессы. На втором году жизни у детей появляются зачатки произвольного внимания. У детей-дошкольников (4-6 лет) обнаруживается концентрированное и устойчивое внимание, подчиненное интересующим действиям или объектам. Так, дети могут, не отвлекаясь, слушать интересную сказку, около часа играть любимыми игрушками, но их внимание еще не устойчиво. Устойчивость внимания формируется, в основном, в школьном возрасте в процессе систематического обучения. При этом у младших школьников преобладает непроизвольное внимание с небольшим объемом. Однако уже в младшем школьном возрасте у ребенка вырабатывается привычки быть внимательным, т.е. формируется динамический стереотип. У подростков развивается распределение внимания и переключаемость, формируется произвольное и послепроизвольное внимание. В юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие произвольного внимания, развивается способность к длительной его концентрации. Большое значение для развития внимания имеет собственная активность человека, воспитание у него не потребительского, а творческого, созидательного отношения к жизни. При этом очень важно приучать себя делать не только то, что интересно, но и то, что мы обязаны делать по велению долга. В процессе развития внимания формируется такое свойство человека как внимательность, основу которого составляет привычка к произвольному вниманию. Противоположное свойство именуется рассеянностью. Рассеянность – это хроническая неспособность сосредоточиться на чем-то одном. Иногда причиной рассеянности может быть глубокая концентрация на определенном объекте. В таком случае проявляется недостаточное распределение внимания и его невысокая переключаемость. Внимательность человека связана со всеми психическими процессами и состояниями и определяется спецификой его трудовой деятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определение понятию и процессу внимания. Выделите первоначальные функциональные особенности внимания. 2. Назовите рефлекс, лежащий в основе внимания. 3. Перечислите виды внимания и дайте их краткую характеристику. 4. Охарактеризуйте свойства внимания. 5. Объясните, от чего зависит переключаемость внимания. 6. Опишите специфику развития внимания на разных возрастных этапах развития человека от младенчества до ранней юности. 7. Укажите, какое место среди физиологических основ внимания занимает ретикулярная формация. 8. Обоснуйте значение динамического стереотипа для физиологического обеспечения внимания. 9. Охарактеризуйте в целом физиологические основы внимания. 10. Выделите две различные причины рассеянности. Укажите, в каком виде рассеянности проявляется недостаточное распределение внимания и низкая его переключаемость.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. 2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974. 3. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: Изд -во Моск. ин-та, 1975. 4. Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1996. 5. Гомоболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М.: Педагогика, 1972. 6. Ермолаев О. Ю. и др. Внимание школьника. – М.: Педагогика, 1987.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.008 с.) |