Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДПП.Ф. 03 Социальная психология – 200 часов

Поиск

2009

(год)

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)_____ 050706 – Педагогика и психология _________,

(код и наименование)

утвержденного ______________________________________________________________________.

(дата)

2. Разработчик (и) рабочей программы

_______________________ _________________ ____________ ____________________

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

 

___________________________ _____________________ _______________ ____________________________

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

 

3. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры ______ _______________________________ _______

(наименование кафедры)

_______________________ протокол № _______

(дата)

 

Зав. кафедрой_______________________ _______________________________________________

подпись) (ФИО)

 

ПЕРЕУТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры _____________________________________________

(наименование кафедры)

_______________________ протокол № ___________

(дата)

 

Зав. кафедрой_______________________ _______________________________________________

подпись) (ФИО)

 

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. выпускающей кафедрой __________________ ________________________________

(подпись) (ФИО)

_________________________________________

(дата)

 

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры _________

 

_________________________________________протокол № ______ дата __________________

 

Зав. кафедрой ______________________ ________________________________________

(подпись) (ФИО)

Пояснительная записка

 

Цель учебной дисциплины: формировать у студентов целостное представление о современном состоянии социально-психологического знания, познакомить с теоретическими подходами и эмпирическими данными о психологических закономерностях общественной жизни человека.

Основные задачи учебного курса:

1. Формирование представлений о роли и месте социальной психологии в системе психологических наук о человеке и основных парадигмах социальной психологии.

2. Расширение представлений о механизмах возникновения, развития и функционирования социальных групп, а также закономерностях общения и взаимодействия в системе межличностных и общественных отношений.

3. Обучение организации и проведению социально-психологического исследования.

4. Развитие представлений о социальной значимости своей будущей профессии и стимулировать проявление к ней устойчивого интереса.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

При разработке содержания учебного курса мы учитывали ряд общих требований Го­сударственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для спе­циальности 050706 – Психология и педагогика, согласно которым выпускник должен:

Иметь представления:

- о роли и месте социальной психологии в системе психологических наук о человеке;

- об основных парадигмах социальной психологии;

- о социально-психологических проблемах исследования личности;

- о социализации как усвоении человеком опыта общественной жизни и общественных отношениях;

- о психологии массовых явлений.

Знать:

- о механизме возникновения и развития и функционирования группы;

- закономерности общения и взаимодействия в системе межличностных и общественных отношений;

- психологические способы воздействия в процессе общения;

- механизмы восприятия людьми друг друга в процессе общения;

- способы эффективного управления малой группой.

Уметь:

- применять полученные знания при решении жизненных и педагогических задач, а также в работе с родителями и коллегами;

- управлять индивидом и группой;

- оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся и их родителями;

Владеть:

- культурой общения;

- методами психологических исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами оформления.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии. Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе.

Необходимость усвоения студентами курса социальной психологии обусловлена ее неизмеримой значимостью в педагогической практике, поскольку именно знание специфики социальной группы, межличностного общения и отношений, личности, конфликта необходимо для эффективной организации педагогического процесса в образовательных учреждениях в соответствие с целями обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, острой необходимостью является ознакомление студентов специальности 050706 – Психология и педагогика с ведущими категориями данной науки.

Рабочая программа учебного курса содержит важнейшие теоретические, экспериментальные и прикладные исследования ученых в области социальной психологи. Логика курса «Социальная психология» предполагает систематическое изложение всех основных проблем данной отрасли психологической науки, причем в строгой последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные методологические принципы анализа. Исходя из этого, в содержание учебного курса включено пять разделов:

1. «Введение в предмет», где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы;

2. «Закономерности общения и взаимодействия», где раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление, где исследуются структура и функции общения, а также его механизмы,

3. «Социальная психология групп», где дается классификация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии;

4. «Социальная психология личности», где рассматривается, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальнейшем развитии общественных отношений;

5. «Прикладная социальная психология», где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.

Учебный курс «Социальная психология» изучается студентами очной и заочной форм обучения на 2 и 3 курсе, в 4, 5 семестрах, в общем объеме – 200 часов, из которых 96 аудиторных часов (лекции – 46 часов, семинарские занятия – 24 часа, лабораторные занятия – 26 часов), 104 часа самостоятельной работы.

В основе отбора содержания и организации учебного материала лежат следующие общедидактические принципы:

- принцип научности;

- принцип интеграции;

- принцип дифференциации образования;

- принцип активности и сознательности;

- региональный принцип.

При организации учебного процесса мы руководствовались рабочим учебным планом, для специальности – 050706, который предполагает в рамках данной дисциплины проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий. Структура дисциплины представлена несколькими разделами, содержание которых отражено в темах лекционных, семинарских и лабораторных занятий.

В ходе изучения данной дисциплины студенты слушают лекции, которые выполняют информационную, систематизирующую, разъясняющую, стимулирующую и развивающую функцию. Темы лекционных занятий определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом. Активно используются информационные лекции, лекции-беседы, проблемные лекции, - в них студентам предоставляется учебный материал, отсутствующий в массовых изданиях, либо имеющийся в труднодоступной литературе.

Аудиторные практические занятия проводятся с использованием таких педагогических технологий как позиционное обучение, работа в микрогруппах, уроки-практикумы, деловые игры, традиционные семинарские и лабораторные занятия. Посещение семинарских занятий студентами, стимулирует интеллектуальную деятельность, позволяет закрепить учебный материал. Задания, предлагаемые студентам на практических занятиях, имеют разный уровень сложности: первый уровень сложности представлен заданиями на репродуктивное воспроизведение учебного материала: раскрыть понятия, воспроизвести содержание заданного источника, лекции; второй уровень сложности представляют собой задания, направленные на аналитическое воспроизведение учебного материала (то есть студент не просто репродуктирует его, а делает выводы, обобщает подходы, взгляды ученых по конкретной проблеме, видит пути ее решения на практике); третий уровень сложности заданий характеризуется творческим подходом к решению заданной проблемы (то есть студент показывает умение работать с несколькими источниками, резюмировать их и делать на основе выделенных положений выводы, связывая их со знаниями, полученными на смежных дисциплинах и практике). На лабораторных занятиях студенты упражняются в применении на практике методов социально-психологического исследования, переносят полученные знания в практическую область их применения. Студенты при подготовке к учебным занятиям работают с литературой (составление конспектов, аннотаций, рефератов), выполняют практические задания.

Внеаудиторная деятельность представлена самостоятельной работой студентов, направленной на саморазвитие личности студентов и самостоятельное изучение, и освоение содержанием ученого курса посредством составления конспектов, аннотаций, рефератов, анализа педагогического процесса в детском саду.

Изучение курса заканчивается в 5 семестре экзаменом.

 

 

Организационно-методический план

Для очной формы обучения

 

Вид учебной работы Всего часов № семестра
I II III IV V VI VII VIII XI X
  Аудиторные занятия                      
1.1 Лекционные занятия                      
1.2 Семинарские занятия                      
1.3 Лабораторные занятия                      
      ИТОГО                          
  Внеаудиторная работа                      
2.1 Курсовые проекты                      
2.2 Курсовые работы                      
2.3 Рефераты                      
2.4 Расчетно-графические работы                      
2.5 Контрольные работы                      
2.6 Домашние контрольные работы                      
2.7 Самоподготовка:                      
  ИТОГО                      
  Промежуточный и итоговый контроль по дисциплине         зачет экзамен          
  Общая трудоемкость дисциплины                      

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программы учебной дисциплины Лобанова И.К. Социальная психология. Рабочая программа учебной дисциплины (ОФО). – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (электронная версия) Кафедра психологии развития Библиотека
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной*) 1.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003 2.Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004 3.Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002. Библиотека
2.2 Учебник(и) (дополнительные**) 1.Андреенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Изд. центр «Академия», 2000. 2.Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. Библиотека
3 Практический элемент
3.1 Планы семинарских занятий Лобанова И.К. Социальная психология. Рабочая программа учебной дисциплины (ОФО). – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (электронная версия) Рабочая программа
3.2 Планы лабораторных занятий Лобанова И.К. Социальная психология. Рабочая программа учебной дисциплины (ОФО). – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (электронная версия) Рабочая программа
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации для преподавателей и студентов Рабочая программа

Структура и содержание дисциплины

 

Содержание ГОС ВПО по дисциплине

Семинарские занятия

Раздел 1. Введение в предмет (6 часов)

Тема 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания / 2ч.

Семинарское занятие № 1

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение социальной психологии с психологией и социологией.

2. Научная дискуссия о предмете социальной психологии.

3. Три основных подхода к определению содержания предмета социальной психологии в отечественной науке

4. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

5. Связь социальной психологии с другими науками.

6. Структура социальной психологии.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

2. Андреенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

4. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

 

Тема 1.2.Становление и развитие социальной психологии как науки / 2ч.

Семинарское занятие № 2

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки выделения социальной психологии.

2. Этапы становления социальной психологии как науки:

- Описательный этап:

- концепция психологии народов;

- концепция психологии масс;

- концепция инстинктов социального поведения.

- Экспериментальный этап:

- психоанализ;

- бихевиоризм;

- гештальт-теория.

- Современные исследования:

- необихевиоризм;

- неофрейдизм;

- интерационизм;

- когнитивизм;

- системно-деятельностный подход

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: ВЛАДОС, 2003

 

Тема 1.3. Методологические проблемы социально-психологических исследований / 2ч.

Семинарское занятие № 3

Занятие проводится в форме круглого стола.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятия «Методология» и основные уровня функционирования:

- общая методология,

- частная (или специальная) методология,

- методика.

2. Основные черты научного исследования:

3. Информация и ее параметры.

4. Требования к надежности информации.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: ВЛАДОС, 2003

Раздел 3. Социальная психология групп (10 часов)

Тема 3.3. Стихийные и массовые движения и группы / 2ч.

Семинарское занятие № 4

Вопросы для обсуждения:

1. Толпа.

2. Масса.

3. Публика.

4. Социальные движения.

5. Механизмы возникновения стихийных и массовых движений, групп.

Литература:

1. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

2. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

3. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

5. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: ВЛАДОС, 2003

Тема 3.4. Общие проблемы малой группы в социальной психологии / 2ч.

Семинарское занятие № 5

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие малой группы.

2. Классификация малой группы.

3. Основные направления в исследовании малых групп.

4. Композиционная структура малой группы.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

6. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: ВЛАДОС, 2003

 

Тема 3.5. Динамические процессы в малой группе / 2ч.

Семинарское занятие № 6

Занятие проводится в форме деловой игры «Выборы руководителя».

Вопросы для обсуждения:

1. Механизмы групповой динамики.

2. Лидерство и руководство в группе.

3. Механизм принятия группового решения.

4. Факторы и критерии эффективности руководства.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

Тема 3.6. Социально-психологические аспекты развития группы / 2ч.

Семинарское занятие № 7

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая теория коллектива.

2. В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении.

3. Стратометрическая концепция А.В. Петровского.

4. Параметрическая концепция Л.И. Уманского.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

 

Тема 3.7. Психология межгрупповых отношений / 2ч.

Семинарское занятие № 8

Вопросы для обсуждения:

1. Группообразование как форма регуляции взаимовлияния.

2. Теории межгрупповых отношений.

3. Использование межгрупповых отношений в организационной и воспитательной работе.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение – СПб., Питер, 2002

5. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Раздел 4. Социальная психология личности (6 часов)

Тема 4.1. Проблема личности в социальной психологии / 2ч.

Семинарское занятие № 9

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как предмет исследования в социологии и психологии.

2. Специфика социально-психологической проблематике личности.

3. Социально-психологические качества личности.

4. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.

Литература:

1. Андреенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Изд. центр «Академия», 2000

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., Питер, 2004.

5. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

 

Тема 4.2. Социализация / 2ч.

Семинарское занятие № 10

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика социализации в контексте социальной психологии.

2. Сферы процесса социализации (деятельность, общение, самосознание).

3. Стадии процесса социализации и способы усвоения социального опыта.

4. Институты социализации личности человека.

Литература:

1. Андреенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Изд. центр «Академия», 2000

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., Питер, 2004.

5. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

 

Тема 4.3. Социальные установки / 2ч.

Семинарское занятие № 11

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятий «социальная ценность», «социальная установка», «аттитюд» в отечественной и зарубежной психологии.

2. Функции аттитюда.

3. Структура аттитюда.

Литература:

1. Андреенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Изд. центр «Академия», 2000

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

4. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., Питер, 2004.

5. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

 

Раздел 5. Прикладная социальная психология (2 часа)

 

Тема 5.1. Методы социально-психологического исследования / 2ч.

Семинарское занятие № 12

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика методов социально-психологического исследования.

а) наблюдение;

б) изучение докладов;

в) опросы;

г) тесты;

д) эксперименты;

е) нетрадиционные методы социально-психологической диагностики;

ж) контекст-анализ;

2. Дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.

3. Методы интерпретации полученных результатов.

Литература:

6. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

7. Социальная психология: учебник для студентов вуза / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

8. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М.: Изд. центр «Академия», 2001

9. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2000

10. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., Питер, 2004.

Лабораторные занятия

 

Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия (14 часов)

Тема 2.1 Общественные отношения и межличностные отношения / 4ч.

Лабораторное занятие № 1, 2

Практические задания:

1. Провести и обработать результаты социометрического исследования структуры взаимоотношений в группе студентов ВУЗа.

2. Провести и обработать результаты изучения мотивационного ядра межличностных отношений в группе студентов ВУЗа.

3. Провести и обработать результаты референтометрии в группе студентов ВУЗа.

4. Разработать методические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов ВУЗа.

Литература:

- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение – СПб., Питер, 2002.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

 

Тема № 2.2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) / 4ч.

Лабораторные занятия № 3, 4

Практические задания:

1. Провести и обработать результаты диагностики коммуникативной установки студентов ВУЗа (В. Бойко).

2. Провести и обработать результаты изучения уровня коммуникативного контроля в общении у студентов ВУЗа.

3. Проанализировать и обосновать тип коммуникативной структуры в вашей учебной группе.

4. Разработать методические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов ВУЗа.

5. Подобрать комплекс диагностических методик для изучения общения (старший дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст).

6. Составить по пять ситуаций на каждый из коммуникативных барьеров.

7. Составить схему коммуникативных связей, учитывая аспект кодирования и декодирования информации в процессе общения.

Литература:

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение – СПб., Питер, 2002.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

 

Тема 2.3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) / 2ч.

Лабораторные занятия № 5

Практические задания:

1. Проанализировать теорию транзактного анализа (Э. Берн), раскрыв позиции партнеров в общении, виды транзакции – дополнительные и пересекающиеся. Подобрать примеры.

2. Проанализировать и обосновать психологические «игры» как ригидные формы взаимодействия.

3. Составить консультацию для подростков и их родителей по разрешению конфликтов в процессе неформального общения.

4. Разработать рекомендации для педагогов обучению учащихся младших классов конструктивным способам разрешения конфликтов.

Литература:

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение – СПб., Питер, 2002.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

 

Тема 2.4. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) / 4ч.

Лабораторные занятия № 6, 7

Деловая игра «Заседание творческой лаборатории»

Вопросы:

1. Атрибутивность социальной перцепции.

2. Образ партнера как главный регулятор построения общения.

3. Типовые схемы построения первого впечатления.

4. Перцептивные «эффекты».

5. Когнитивный стиль в межличностном восприятии.

Практическое задание: каждая творческая лаборатория должна разработать методические рекомендации по развитию перцептивной стороны общения у детей и педагогов (каждая подгруппа работает с заданным возрастом).

Литература:

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение – СПб., Питер, 2002.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

Раздел 3. Социальная психология групп (4 часа)

Тема 3.1. Проблема группы в социальной психологии / 2ч.

Лабораторное занятие № 8

Практические задания:

1. Провести и обработать результаты изучения сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства; Р. Немов), на примере студенческой группы.

2. Провести и обработать результаты изучения психологического климата в студенческой группе.

3. Провести и обработать результаты методики «Q – сортировки тенденций поведения в группе» на примере студенческой группы.

4. Составить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие ученического коллектива (возраст по выбору студента).

Литература:

- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

- Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., Питер, 2004.

 

Тема 3.2. Принципы исследования психологии больших социальных групп / 2ч.

Лабораторное занятие № 9

Проводится в форме деловой игры «Научно-практическая конференция»

Вопросы для обсуждения и практические задания:

1. Обосновать на примерах значение нравов, обычаев и традиций в функционировании больших социальных групп.

2. Проанализировать теорию Гумилева о пассионарности и концепцию Бромлея об этногенезе.

3. Раскрыть способы воздействия, реализуемые в стихийных группах: заражение, внушение, подражание.

4. Сравнить большие и малые социальные группы.

Литература:

- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

- Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., Питер, 2004.

Раздел 4. Социальная психология личности (4 часа)

Тема 4.4. Роли и ролевые ожидания / 2ч.

Лабораторное занятие № 10

Урок проходит в форме ролевой игры «Театр жизни»

Вопросы:

1. Понятие социальной роли.

2. Подходы к интерпретации социальных ролей.

3. Виды социальных ролей.

4. Овладение социальной ролью.

5. Составление программы «Развитие личности в учебной группе».

Практическое задание: провести и обработать тест «Групповые роли».

Литература:

- Андреенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2000

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

 

Тема 4.5. Личность в группе / 2ч.

Лабораторное занятие № 11

Практические задания:

1. Провести и обработать результаты

2. Подобрать диагностические методики на выявление личностных качеств у детей дошкольного и младшего школьного.

3. Разработать тренинг личностного роста для лиц юношеского возраста, провести его.

Литература:

- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003

- Андреенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004

- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2000

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

Раздел 5. Прикладная социальная психология (4 часа)

 

Тема 5.2. Методы социально-психологического исследования / 2ч.

Лабораторное занятие № 12

Практические задания:

- составить анкету на выявление психологического климата в группе;

- продумать содержание наблюдения по изучению уровня конфликтоустойчивости членов группы;

- составить методику ранжирования уровня сплоченности в группе.

Литература:

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2000.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

 

Тема 5.3. Консультирование и технологии воздействия в социальной прикладной психологии / 2ч.

Лабораторное занятие № 13

Практические задания:

- составить консультацию для педагогов среднего звена СОШ по вопросу организации коммуникативной структуры ученической группы;

- составить консультацию для подростков по проблеме разрешения конфликтных ситуаций;

- составить консультацию для родителей младших школьников по проблеме межличностных отношений со сверстниками.

Консультации представляются в форме презентации.

Литература:

- Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2000.

- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.013 с.)