ТОП 10:

Тема 5.5. Психология педагогической деятельности



Профессия как особый вид деятельности. Формы, характеристики, содержание педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности Мотивация педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности. Педагогические умения. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Психофизиологические предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Направленность личности педагога. Основные педагогические центрации и их влияние на продуктивность педагогической деятельности. Проблемы профессионально-психологической компетенции. Профессионально-личностный рост педагога. Педагогическое мастерство.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Направленность педагогического общения. Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический, либеральный. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровиза-ционный, рассуждающе-методичный. Барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии. Функции затруднения.

2.3. Содержание и организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа является одной из форм обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по специальности. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой, развитие у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины «Психология» студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:

Тема и содержание задания Часы
Тема 1.1. Введение в общую психологию Составление сводной таблицы «Основные направления психологии и научно-практические школы» (название направления и школы, представители, основные идеи, представления о личности, представления о развитии) · Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995
  • Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия: В 2 т. Самара: БАХРАХ-М, 2000
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1996
Тема 1.3. Психология личности Составление сводной таблицы «Теории личности» (автор, понятие личности, структура личности, возможности развития, факторы развития, возможные нарушения)
  • Юнг К. Психологические типы. М.: ACT; СПб.: Универс. книга, 1996.
  • Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.
  • Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
  • Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999.
  • Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М: Академия, 2002
  • Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия: В 2 т. Самара: БАХРАХ-М, 2000
  • Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977
  • Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001
Тема 1.2. Психика и сознание. Тема 1.3. Психология личности Тема 1.4. Категория деятельности в психологии Написание реферата «Категория деятельности в психологии»
  • Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993
  • Леонтьев А.Н.Деятельность.Сознание. ичность. М.: Политиздат, 1977
  • Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики.М.:Изд-во Моск.ун-та,1981
  • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998
  • Леонтьев А.Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2003
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
  • Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
  • Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1979.
  • Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  • Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
  • Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999.
  • Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М: Академия, 2002
  • Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия: В 2 т. Самара: БАХРАХ-М, 2000
  • Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001
Тема 1.5. Психология ощущения и восприятия Тема 1.6. Психология внимания и памяти Тема 1.7. Психология мышления, речи и воображения Подготовка к контрольной работе (тестированию) «Познавательные процессы»
  • Гальперин П.Я. К проблеме внимания.//Хрестоматия по психологии / Под ред. Мироненко В.В. М., 1986.
  • Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В.Любимова, М. Б. Михалевской. М.: ЧеРо, 1999.
  • Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002.
  • Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981
  • Хрестоматия по вниманию / Под ред. В. Я. Романова, А. А. Пузырея, А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  • Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избр. психол. труды М.: МОДЭК, 2001.
  • Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1982
Тема 1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности Аннотирование работы Иванникова В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998.
Тема 1.9. Темперамент и характер. Тема 1.10. Психология способностей Составление карты наблюдений для диагностики свойств темперамента и характера Написание реферата «Специфика проявления в поведении и деятельности темперамента, характера, способностей · Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994 · Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. или: Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1 · Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 · Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. · Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002 Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 2004.
Тема 2.1. Научное исследование, его принципы и структура Составить конспект по теме «Методологические принципы современной психологии»
  • Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1996
Тема 2.3. Основные общенаучные исследовательские методы Составление сравнительной таблицы «Специфика основных исследовательских методов» (название метода, цель, условия, возможные ограничения). · Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 2003 · Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995 · Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. · Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995 · Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М., 1999 · Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. · Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001
Тема 2.4. Характеристики психологического эксперимента Определить специфику проявления личности и деятельности испытуемого и экспериментатора в эксперименте. Подберите способ представления своих наработок, например, схема, таблица.
  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 2003
Тема 3.1. Введение в возрастную психологию Написание резюме на работу Фельдштейна Д.И. «Социальное развитие в пространстве – времени детства». (М., 1997)
Тема 3.2. Теории психического развития Составление сравнительной таблицы «Теории психического развития» (автор и название теории, факторы развития, условия развития, основные этапы развития, возможные нарушения) · Эльконин Б. Д. Психология развития. – М., 2001 · Хрестоматия по возрастной психологии / Ред.-сост. Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. И. Подольский. М.: РПО, 1999 · Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999 · Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996
  • Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004
Тема 3.3. Психическое развитие в младенчестве Тема 3.4. Психическое развитие в раннем детстве Аннотирование работ отечественных авторов, посвященных умственному развитию младенцев (не менее 2-х на выбор студента) Аннотирование работ отечественных авторов, посвященных речевому развитию в раннем детстве (не менее 2-х на выбор студента)
Тема 3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве Составление рекомендаций для педагогов по учету индивидуальных особенностей в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста
  • Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004
· Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 2002
  • Алферов А.Д. Психология развития школьника. - Ростов н/Д, Феникс, 2000. – 384 с.
  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия . / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия,2001.–368 с.
· Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996 · Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002. · Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с
  • Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995
Тема 3.6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте Структура учебной деятельности: разные подходы. Составьте сравнительную таблицу, выделив общее и различное в понимании структуры учебной деятельности.
  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./ ост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.– 68 с.
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996
· Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академия, 1998, 454с · Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.
  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990
Тема 3.7. Подростковый возраст Составление рекомендаций для родителей по учету индивидуальных особенностей и акцентуаций характера в общении с подростками
  • Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000
· Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.
  • Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
  • Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  • Кан-Калик БА. Учителю о педагогическом общении. – М., 1995
· Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 · Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002 · Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академия, 1998, 454с
  • Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004
· Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.
Тема 3.8. Юношеский возраст Творческая работа «Задачи развития». Вспомните основные события своей жизни; оцените их с точки зрения того, насколько они способствовали решению эволюционных задач. Какие задачи еще не решены, какие потребуют решения в ближайшее время.
Тема 3.9. Психология зрелых возрастов Аннотирование работы В.Франкла «Человек в поисках смысла» М.: Прогресс, 1990
Тема 3.10. Психология старости и старения Написание творческой работы на тему «Послание себе через 45 лет»
Тема 4.3. Психология общения Написание реферата на тему «Психология общения»
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996, 430 с.
· Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997.
  • Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Смысл, 1999.
  • Кан-Калик БА. Учителю о педагогическом общении. – М., 1995
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.
  • Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
  • Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999.
  • Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000
Тема 4.3. Социальная психология больших групп Творческая работа. На основе данных СМИ, проанализируйте процессы, происходящие в больших группах в России
Тема 4.4. Социальная психология малых групп Творческая работа. Проанализируйте групповые процессы в вашей студенческой группе
Тема 5.4. Психология воспитания Составить таблицу, отразив в ней психологические особенности влияния методов воспитания, выделяемых в педагогике, на детей разного возраста и пола
  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия . / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.:Академия, 2001.–368 с.
  • Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки в классе. // Избр.психол.труды. – М., 1980
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Кан-Калик БА. Учителю о педагогическом общении. – М., 1995
  • Хрестоматия по возрастной психологии / Ред.-сост. Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. И. Подольский. М.: РПО, 1999.
Тема 5.5. Психология педагогической деятельности 1. Подобрать примеры из художественной литературы и кинофильмов к стилям педагогического общения (указать название, отрывок текста) Творческая работа. 2. Проведите диагностику своих индивидуальных особенностей и составьте рекомендации по учету их в процессе педагогической деятельности. Обозначьте возможные затруднения. · Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПБ., 2004
  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2003
Раздел 5. Педагогическая психология Подготовка к контрольной работе по педагогической псхиологии
  • Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. – М., 1998
  • Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995
  • Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996
  • Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
  • Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993
  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994
  • Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. – М., 2002
  • Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М., 1980
  • Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999

 

3. учебно-методическое обеспечение дисциплины







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.006 с.)