Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-методический Раздел↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Виды и формы контроля Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины «Психология» включает следующие виды: текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 4 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля; итоговый контроль – для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в комбинированной форме: выполнение тестовых заданий, включающих проверку усвоения учебного материала по всей дисциплине, и устный ответ на предложенные вопросы; промежуточный контроль проводится по тестовым материалам для диагностика остаточных знаний студентов. Методы и формы обучения Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Психология»: Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа. Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы. Межпредметные связи Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системообразующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин. В связи с этим дисциплина «Психология» занимает определенное место в системе базовых и базирующихся дисциплин. К базовым дисциплинам относятся: Отечественная история ГСЭ.Ф.03, Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.04,, Философия ГСЭ.Ф.05, Концепции современного естествознания ЕН.Ф.02. К базирующимся дисциплинам относятся: Специальная психология ОПД.Ф.13, Психолингвистика ОПД.Ф.14, Психолого-педагогическая диагностика ОПД.Ф.15, Специальная детская психология ДПП.Ф.01, Психолого-педагогическая диагностика детей ДПП.Ф.02.
РАЗДЕЛ 2. содержание дисциплины 2.1. Тематический план учебной дисциплины
* Количество часов указано для дневного отделения
Содержание отдельных разделов и тем Раздел 1. Общая психология Тема 1.1. Введение в общую психологию Общее представление об объекте и предмете психологии. Задачи психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Основные категории психологии. Взаимосвязь методологии, методов, и частных исследовательских методик. Методологический статус современной психологии. Принципы современной психологии: детерминизма, развития, единства личности, сознания и деятельности, целостности, активности, субъектности. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Основные направления в психологии. Тема 1.2. Психика и сознание Проблема человека в психологии. Человек в системе природы, общества, культуры. Физическое, социальное и духовное Я. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Психика человека как предмет системного исследования. Психика и отражение. Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы, мозга. Объективный характер психологических закономерностей. Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Проблема субъективных и объективных критериев психического. Этапы психического развития в филогенезе, по А. Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры видового, генетически заданного, поведения животных. Роль психики в эволюции животного мира (А. Н. Северцов). Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Качественные преобразования психической деятельности в процессе антропогенеза. Роль трудовой деятельности в формировании сознания, ее особенности. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Сознание и язык. Совокупное действие индивидов как основа появления сознания. Основные образующие сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Общее представление о смысловой сфере личности. Самосознание как системообразующий и регулирующий фактор развития личности. Тема 1.4. Категория деятельности в психологии Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.В.Давыдов и др.). Многомерность понятия “деятельность”. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Различение и соотношение внешней предметной деятельности и внутренней психической деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П. Я. Гальперин). Психологическое строение индивидуальной деятельности: предметное содержание, структурные элементы и взаимные переходы ее отдельных структурных элементов. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. Деятельность - Действие - Операция (по А.В.Запорожцу). Действие как единица анализа психических процессов (С.Л.Рубинштейн). Виды действий. Субъекты деятельности: индивид, социальная группа, общество. Различение видов деятельности по содержанию и по форме. Игра, учение, труд, общение как основные виды деятельности и их психологические особенности. Структура данных видов деятельности. Функции общения. Средства общения. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Ориентировочная, исполнительная и контрольная «части» действия (П. Я. Гальперин). Действие, умение, навык. Раздел 2. Экспериментальная психология Тема 3.8. Юношеский возраст Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуального стиля мышления. Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Межполовые различия. Построение нового типа взаимоотношений с родителями. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон). Статусы идентичности (Д. Марсиа). Нарушения формирования идентичности. Развитие образа Я. Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности. Личностное и профессиональное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм. Организационно-методический Раздел 1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта Дисциплина ОПД.Ф.01 «Психология» должна содержать следующие дидактические единицы: Общая психология. Психологи как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация. Деятельность: структура, виды, характеристика. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания. Эмоции, чувства, воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы. Экспериментальная психология. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследований человека. Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Культурно-историческая концепция. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в психическом развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Кризис одного года. Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Кризис трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению. Младший школьный возраст. Учебная деятельность. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения. Этап взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Жизненный путь личности. Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция. Группа как социально-психологический феномен. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Малые группы. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стиль лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт. Педагогическая психология. Психологическая психология в системе психологической науки и человекознании. Предмет и задачи педагогической психологии. Психологическая сущность и структура процесса учения. Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Общие и частные цели обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность. Психологическая сущность программированного обучения. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания. Поэтапное формирование умственных действий. Проблема содержательного обобщения в обучении. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Понятие о стилях педагогической деятельности. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. 1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины Программа составлена на основе программы дисциплины «Общая психология», авторы В.В.Петухов, В.К.Вилюнас, В.А.Иванников, Н.Б.Березанская, Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин, В.Я.Романов, Е.Е.Соколова (МГУ); «Психология развития и возрастная психология», авторы Л.Ф.Обухова, А.И.Подольский, О.А.Карабанова (МГУ); «Социальная психология», автор Г.М.Андреева (МГУ).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины В соответствии с ГОС ВПО, выпускник, получивший квалификацию педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, должен осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса специального воспитания и обучения, способствовать социализации, формированию общей культуры личности ребенка, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать необходимый уровень подготовки детей дошкольного возраста, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы воспитанников дошкольных образовательных учреждений общего и специального назначения, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в образовательном процессе. Специфика дисциплины «Психология» предполагает двойную направленность: на профессиональное становление (получение знаний, развитие профессиональных способностей, формирование мировоззрения, определение своей позиции относительно существующих образовательных парадигм) и на личностное развитие (становление эго-идентичности, формирование Я-концепции, формирование навыков самопознания, самоконтроля, самооценки, саморегуляции) студента. В соответствии с назначением основной целью учебной дисциплины «Психология» является формирование профессионально подготовленного, адаптивного в современных социокультурных условиях педагога, умеющего на основе знания психологических особенностей развития и функционирования человека проектировать педагогическую деятельность в соответствии с собственной траекторией личностного роста и учетом индивидуальности ребенка. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: · формирование представлений о современной психологии и ее месте среди других наук; о современных социокультурных условиях, в которых предстоит осуществлять профессиональную педагогическую деятельность; · формирование знаний психологических особенностей развития и функционирования человека; · формирование умений и навыков на основе знания психологических особенностей развития и функционирования человека проектировать педагогическую деятельность, и умений быть адаптивным в современных социокультурных условиях. Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь знания биологических (физиологических и нейрофизиологических) особенностей человека, представление об особенностях развития человеческой цивилизации, особенностях функционирования современного общества, ориентироваться в спектре проблем современного человекознания, уметь отличать научное знание от ненаучного. В свою очередь, усвоение дисциплины «Психология» становится основой для оптимального усвоения содержания дисциплин общепрофессионального блока: специальной психологии, психолингвистики, психолого-педагогической диагностики, а также дисциплин предметной подготовки.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а именно: Ø иметь представление - об основных сферах применения получаемых психологических знаний, - о специфике проведения психологического исследования, - о познавательной деятельности, - о системных описаниях в психологии, - о разнообразии подходов к пониманию личности, - о деятельностном подходе в психологии и многомерности понятия «деятельность», - о многообразии подходов к возрастной периодизации, - о соотношении процессов обучение и развитие, - о детстве как социально-психологическом феномене социума, - о целостности жизненного пути человека, - о единстве законов развития в каждом возрастном периоде, - о структуре взаимодействия субъектов образовательного процесса, - о воспитании как усвоении социального опыта, - о личностно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса, - об общении как многоплановой деятельности; Ø знать - место психологии в системе наук о человеке, - методы психологического исследования, - категории и понятия психологии, - основные направления современной психологии, - структуру сознания и самосознания, - свойства и характеристики познавательных процессов, - структуру эмоционально-волевой сферы как сферы регуляции поведения и деятельности человека, - конституциональные типологии и индивидуально-типологические особенности человека, - особенности структурной организации личности и мотивов ее поведения, - психологические особенности основных видов деятельности и строение индивидуальной деятельности, - закономерности психического развития человека, - условия и движущие силы психического развития, - индивидуально-типические особенности человека на каждой возрастной стадии развития, - особенности формирования личности и деятельности в онтогенезе, - профессионально значимые педагогические способности, умения и личностные качества, - барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии, - основные этапы усвоения социального опыта и этапы усвоения знаний, - роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза, - основные механизмы воспитания, - психологические основы воспитательных технологий и технологий развивающего обучения, - теорию планомерного формирования умственных действий, - структуру общения, - сущность и причины конфликтов, Ø уметь - воспроизводить содержание основных теорий, объясняющих личность и поведение человека, теорий развития, - описывать поведение и процесс развития человека в категориях психологического знания, - описывать особенности ведущей деятельности на каждом возрастном этапе, - составлять психологическую характеристику личности ребенка, - анализировать поведение индивида, социальной группы, общества как субъектов деятельности, анализировать мотивы поведения и действия человека в конкретной ситуации, - применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка, - применять психологические знания для организации учебно-воспитательного процесса, - прогнозировать последствия своих действий, учитывая возрастные особенности субъектов взаимодействия, - использовать соответствующий ситуации стиль педагогического общения, - конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом процессе, - выбирать и использовать воспитательную технологию в соответствии с поставленными целями и особенностями воспитанников, - развивать свою наблюдательность, расширяя поле видения за счет выделения новых объектов наблюдения на основе изученного материала. - осуществлять самоконтроль в ходе учебной деятельности и планировать свою деятельность с учетом собственных индивидуально-типических особенностей личности, - регулировать эмоциональное состояние на основе анализа внешних и внутренних детерминант поведения. - самостоятельно работать с научной психологической литературой. Виды и формы контроля Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины «Психология» включает следующие виды: текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 4 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля; итоговый контроль – для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в комбинированной форме: выполнение тестовых заданий, включающих проверку усвоения учебного материала по всей дисциплине, и устный ответ на предложенные вопросы; промежуточный контроль проводится по тестовым материалам для диагностика остаточных знаний студентов. Методы и формы обучения Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Психология»: Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа. Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы. Межпредметные связи Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системообразующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин. В связи с этим дисциплина «Психология» занимает определенное место в системе базовых и базирующихся дисциплин. К базовым дисциплинам относятся: Отечественная история ГСЭ.Ф.03, Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.04,, Философия ГСЭ.Ф.05, Концепции современного естествознания ЕН.Ф.02. К базирующимся дисциплинам относятся: Специальная психология ОПД.Ф.13, Психолингвистика ОПД.Ф.14, Психолого-педагогическая диагностика ОПД.Ф.15, Специальная детская психология ДПП.Ф.01, Психолого-педагогическая диагностика детей ДПП.Ф.02.
РАЗДЕЛ 2. содержание дисциплины 2.1. Тематический план учебной дисциплины
* Количество часов указано для дневного отделения
Содержание отдельных разделов и тем Раздел 1. Общая психология
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.105 (0.011 с.) |