Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-методический Раздел

Поиск

Виды и формы контроля

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины «Психология» включает следующие виды:

текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 4 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в комбинированной форме: выполнение тестовых заданий, включающих проверку усвоения учебного материала по всей дисциплине, и устный ответ на предложенные вопросы;

промежуточный контроль проводится по тестовым материалам для диагностика остаточных знаний студентов.

Методы и формы обучения

Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Психология»:

Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа.

Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы.

Межпредметные связи

Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системообразующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин. В связи с этим дисциплина «Психология» занимает определенное место в системе базовых и базирующихся дисциплин.

К базовым дисциплинам относятся: Отечественная история ГСЭ.Ф.03, Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.04,, Философия ГСЭ.Ф.05, Концепции современного естествознания ЕН.Ф.02.

К базирующимся дисциплинам относятся: Специальная психология ОПД.Ф.13, Психолингвистика ОПД.Ф.14, Психолого-педагогическая диагностика ОПД.Ф.15, Специальная детская психология ДПП.Ф.01, Психолого-педагогическая диагностика детей ДПП.Ф.02.

 

РАЗДЕЛ 2. содержание дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов*
лекции, часов практические занятия, час. самостоятельная работа, час. всего по теме, часов
1. Общая психология
1.1. Введение в общую психологию        
1.2. Психика и сознание        
1.3. Психология личности        
1.4. Категория деятельности в психологии        
1.5. Психология ощущения и восприятия        
1.6. Психология внимания и памяти        
1.7. Психология мышления, речи и воображения        
1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности        
1.9. Темперамент и характер        
1.10. Психология способностей        
2. Экспериментальная психология
2.1. Научное исследование, его принципы и структура        
2.2. Научная проблема. Гипотеза и ее виды        
2.3. Основные общенаучные исследовательские методы        
2.4. Характеристики психологического эксперимента        
2.5. Психологическое измерение и психологическое тестирование        
2.6. Интерпретация и представление результатов        
3. Возрастная психология
3.1. Введение в возрастную психологию        
3.2. Теории психического развития        
3.3. Психическое развитие в младенчестве        
3.4. Психическое развитие в раннем детстве        
3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве        
3.6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте        
3.7. Подростковый возраст        
3.8. Юношеский возраст        
3.9. Психология зрелых возрастов        
3.10. Психология старости и старения        
4. Социальная психология
4.1. Введение в социальную психологию        
4.2. Психология общения        
4.3. Социальная психология больших групп        
4.4. Социальная психология малых групп        
4.5. Социальная психология личности        
5. Педагогическая психология
5.1. Введение в педагогическую психологию        
5.2. Психология обучения и учения        
5.3. Основные направления современного обучения        
5.4. Психология воспитания        
5.5. Психология педагогической деятельности        
  Итого:        

* Количество часов указано для дневного отделения

 

Содержание отдельных разделов и тем

Раздел 1. Общая психология

Тема 1.1. Введение в общую психологию

Общее представление об объекте и предмете психологии. Задачи психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Основные категории психологии. Взаимосвязь методологии, методов, и частных исследовательских методик. Методологический статус современной психологии. Принципы современной психологии: детерминизма, развития, единства личности, сознания и деятельности, целостности, активности, субъектности. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Основные направления в психологии.

Тема 1.2. Психика и сознание

Проблема человека в психологии. Человек в системе природы, общества, культуры. Физическое, социальное и духовное Я. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности.

Психика человека как предмет системного исследования. Психика и отражение. Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы, мозга. Объективный характер психологических закономерностей. Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Проблема субъективных и объективных критериев психического. Этапы психического развития в филогенезе, по А. Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры видового, генетически заданного, поведения животных. Роль психики в эволюции животного мира (А. Н. Северцов). Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Качественные преобразования психической деятельности в процессе антропогенеза. Роль трудовой деятельности в формировании сознания, ее особенности. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Сознание и язык. Совокупное действие индивидов как основа появления сознания. Основные образующие сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Общее представление о смысловой сфере личности. Самосознание как системообразующий и регулирующий фактор развития личности.

Тема 1.4. Категория деятельности в психологии

Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.В.Давыдов и др.). Многомерность понятия “деятельность”. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Различение и соотношение внешней предметной деятельности и внутренней психической деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П. Я. Гальперин).

Психологическое строение индивидуальной деятельности: предметное содержание, структурные элементы и взаимные переходы ее отдельных структурных элементов. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. Деятельность - Действие - Операция (по А.В.Запорожцу). Действие как единица анализа психических процессов (С.Л.Рубинштейн). Виды действий. Субъекты деятельности: индивид, социальная группа, общество. Различение видов деятельности по содержанию и по форме. Игра, учение, труд, общение как основные виды деятельности и их психологические особенности. Структура данных видов деятельности. Функции общения. Средства общения. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Ориентировочная, исполнительная и контрольная «части» действия (П. Я. Гальперин). Действие, умение, навык.

Раздел 2. Экспериментальная психология

Тема 3.8. Юношеский возраст

Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуального стиля мышления. Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Межполовые различия. Построение нового типа взаимоотношений с родителями. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон). Статусы идентичности (Д. Марсиа). Нарушения формирования идентичности. Развитие образа Я. Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности. Личностное и профессиональное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм.

Организационно-методический Раздел

1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

Дисциплина ОПД.Ф.01 «Психология» должна содержать следующие дидактические единицы:

Общая психология. Психологи как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация. Деятельность: структура, виды, характеристика. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания. Эмоции, чувства, воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

Экспериментальная психология. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследований человека.

Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Культурно-историческая концепция. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в психическом развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Кризис одного года. Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Кризис трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению. Младший школьный возраст. Учебная деятельность. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения. Этап взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Жизненный путь личности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция. Группа как социально-психологический феномен. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Малые группы. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стиль лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

Педагогическая психология. Психологическая психология в системе психологической науки и человекознании. Предмет и задачи педагогической психологии. Психологическая сущность и структура процесса учения. Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Общие и частные цели обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность. Психологическая сущность программированного обучения. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания. Поэтапное формирование умственных действий. Проблема содержательного обобщения в обучении. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Понятие о стилях педагогической деятельности. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины

Программа составлена на основе программы дисциплины «Общая психология», авторы В.В.Петухов, В.К.Вилюнас, В.А.Иванников, Н.Б.Березанская, Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин, В.Я.Романов, Е.Е.Соколова (МГУ); «Психология развития и возрастная психология», авторы Л.Ф.Обухова, А.И.Подольский, О.А.Карабанова (МГУ); «Социальная психология», автор Г.М.Андреева (МГУ).

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

В соответствии с ГОС ВПО, выпускник, получивший квалификацию педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, должен осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса специального воспитания и обучения, способствовать социализации, формированию общей культуры личности ребенка, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать необходимый уровень подготовки детей дошкольного возраста, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы воспитанников дошкольных образовательных учреждений общего и специального назначения, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в образовательном процессе.

Специфика дисциплины «Психология» предполагает двойную направленность: на профессиональное становление (получение знаний, развитие профессиональных способностей, формирование мировоззрения, определение своей позиции относительно существующих образовательных парадигм) и на личностное развитие (становление эго-идентичности, формирование Я-концепции, формирование навыков самопознания, самоконтроля, самооценки, саморегуляции) студента.

В соответствии с назначением основной целью учебной дисциплины «Психология» является формирование профессионально подготовленного, адаптивного в современных социокультурных условиях педагога, умеющего на основе знания психологических особенностей развития и функционирования человека проектировать педагогическую деятельность в соответствии с собственной траекторией личностного роста и учетом индивидуальности ребенка.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

· формирование представлений о современной психологии и ее месте среди других наук; о современных социокультурных условиях, в которых предстоит осуществлять профессиональную педагогическую деятельность;

· формирование знаний психологических особенностей развития и функционирования человека;

· формирование умений и навыков на основе знания психологических особенностей развития и функционирования человека проектировать педагогическую деятельность, и умений быть адаптивным в современных социокультурных условиях.

Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь знания биологических (физиологических и нейрофизиологических) особенностей человека, представление об особенностях развития человеческой цивилизации, особенностях функционирования современного общества, ориентироваться в спектре проблем современного человекознания, уметь отличать научное знание от ненаучного. В свою очередь, усвоение дисциплины «Психология» становится основой для оптимального усвоения содержания дисциплин общепрофессионального блока: специальной психологии, психолингвистики, психолого-педагогической диагностики, а также дисциплин предметной подготовки.

 

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а именно:

Ø иметь представление

- об основных сферах применения получаемых психологических знаний,

- о специфике проведения психологического исследования,

- о познавательной деятельности,

- о системных описаниях в психологии,

- о разнообразии подходов к пониманию личности,

- о деятельностном подходе в психологии и многомерности понятия «деятельность»,

- о многообразии подходов к возрастной периодизации,

- о соотношении процессов обучение и развитие,

- о детстве как социально-психологическом феномене социума,

- о целостности жизненного пути человека,

- о единстве законов развития в каждом возрастном периоде,

- о структуре взаимодействия субъектов образовательного процесса,

- о воспитании как усвоении социального опыта,

- о личностно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса,

- об общении как многоплановой деятельности;

Ø знать

- место психологии в системе наук о человеке,

- методы психологического исследования,

- категории и понятия психологии,

- основные направления современной психологии,

- структуру сознания и самосознания,

- свойства и характеристики познавательных процессов,

- структуру эмоционально-волевой сферы как сферы регуляции поведения и деятельности человека,

- конституциональные типологии и индивидуально-типологические особенности человека,

- особенности структурной организации личности и мотивов ее поведения,

- психологические особенности основных видов деятельности и строение индивидуальной деятельности,

- закономерности психического развития человека,

- условия и движущие силы психического развития,

- индивидуально-типические особенности человека на каждой возрастной стадии развития,

- особенности формирования личности и деятельности в онтогенезе,

- профессионально значимые педагогические способности, умения и личностные качества,

- барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии,

- основные этапы усвоения социального опыта и этапы усвоения знаний,

- роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза,

- основные механизмы воспитания,

- психологические основы воспитательных технологий и технологий развивающего обучения,

- теорию планомерного формирования умственных действий,

- структуру общения,

- сущность и причины конфликтов,

Ø уметь

- воспроизводить содержание основных теорий, объясняющих личность и поведение человека, теорий развития,

- описывать поведение и процесс развития человека в категориях психологического знания,

- описывать особенности ведущей деятельности на каждом возрастном этапе,

- составлять психологическую характеристику личности ребенка,

- анализировать поведение индивида, социальной группы, общества как субъектов деятельности, анализировать мотивы поведения и действия человека в конкретной ситуации,

- применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка,

- применять психологические знания для организации учебно-воспитательного процесса,

- прогнозировать последствия своих действий, учитывая возрастные особенности субъектов взаимодействия,

- использовать соответствующий ситуации стиль педагогического общения,

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом процессе,

- выбирать и использовать воспитательную технологию в соответствии с поставленными целями и особенностями воспитанников,

- развивать свою наблюдательность, расширяя поле видения за счет выделения новых объектов наблюдения на основе изученного материала.

- осуществлять самоконтроль в ходе учебной деятельности и планировать свою деятельность с учетом собственных индивидуально-типических особенностей личности,

- регулировать эмоциональное состояние на основе анализа внешних и внутренних детерминант поведения.

- самостоятельно работать с научной психологической литературой.

Виды и формы контроля

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины «Психология» включает следующие виды:

текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 4 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в комбинированной форме: выполнение тестовых заданий, включающих проверку усвоения учебного материала по всей дисциплине, и устный ответ на предложенные вопросы;

промежуточный контроль проводится по тестовым материалам для диагностика остаточных знаний студентов.

Методы и формы обучения

Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Психология»:

Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа.

Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы.

Межпредметные связи

Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системообразующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин. В связи с этим дисциплина «Психология» занимает определенное место в системе базовых и базирующихся дисциплин.

К базовым дисциплинам относятся: Отечественная история ГСЭ.Ф.03, Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.04,, Философия ГСЭ.Ф.05, Концепции современного естествознания ЕН.Ф.02.

К базирующимся дисциплинам относятся: Специальная психология ОПД.Ф.13, Психолингвистика ОПД.Ф.14, Психолого-педагогическая диагностика ОПД.Ф.15, Специальная детская психология ДПП.Ф.01, Психолого-педагогическая диагностика детей ДПП.Ф.02.

 

РАЗДЕЛ 2. содержание дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов*
лекции, часов практические занятия, час. самостоятельная работа, час. всего по теме, часов
1. Общая психология
1.1. Введение в общую психологию        
1.2. Психика и сознание        
1.3. Психология личности        
1.4. Категория деятельности в психологии        
1.5. Психология ощущения и восприятия        
1.6. Психология внимания и памяти        
1.7. Психология мышления, речи и воображения        
1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности        
1.9. Темперамент и характер        
1.10. Психология способностей        
2. Экспериментальная психология
2.1. Научное исследование, его принципы и структура        
2.2. Научная проблема. Гипотеза и ее виды        
2.3. Основные общенаучные исследовательские методы        
2.4. Характеристики психологического эксперимента        
2.5. Психологическое измерение и психологическое тестирование        
2.6. Интерпретация и представление результатов        
3. Возрастная психология
3.1. Введение в возрастную психологию        
3.2. Теории психического развития        
3.3. Психическое развитие в младенчестве        
3.4. Психическое развитие в раннем детстве        
3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве        
3.6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте        
3.7. Подростковый возраст        
3.8. Юношеский возраст        
3.9. Психология зрелых возрастов        
3.10. Психология старости и старения        
4. Социальная психология
4.1. Введение в социальную психологию        
4.2. Психология общения        
4.3. Социальная психология больших групп        
4.4. Социальная психология малых групп        
4.5. Социальная психология личности        
5. Педагогическая психология
5.1. Введение в педагогическую психологию        
5.2. Психология обучения и учения        
5.3. Основные направления современного обучения        
5.4. Психология воспитания        
5.5. Психология педагогической деятельности        
  Итого:        

* Количество часов указано для дневного отделения

 

Содержание отдельных разделов и тем

Раздел 1. Общая психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.105 (0.011 с.)