Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Введение в общую психологию

Поиск

Общее представление об объекте и предмете психологии. Задачи психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Основные категории психологии. Взаимосвязь методологии, методов, и частных исследовательских методик. Методологический статус современной психологии. Принципы современной психологии: детерминизма, развития, единства личности, сознания и деятельности, целостности, активности, субъектности. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Основные направления в психологии.

Тема 1.2. Психика и сознание

Проблема человека в психологии. Человек в системе природы, общества, культуры. Физическое, социальное и духовное Я. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности.

Психика человека как предмет системного исследования. Психика и отражение. Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы, мозга. Объективный характер психологических закономерностей. Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Проблема субъективных и объективных критериев психического. Этапы психического развития в филогенезе, по А. Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры видового, генетически заданного, поведения животных. Роль психики в эволюции животного мира (А. Н. Северцов). Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Качественные преобразования психической деятельности в процессе антропогенеза. Роль трудовой деятельности в формировании сознания, ее особенности. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Сознание и язык. Совокупное действие индивидов как основа появления сознания. Основные образующие сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Общее представление о смысловой сфере личности. Самосознание как системообразующий и регулирующий фактор развития личности.

Тема 1.3. Психология личности

Личность как способ существования человека в системе взаимоотношений. Направленность личности. Потребности и мотивы как побудительные и притягательные детерминанты поведения. Мотив и мотивация как психическое отражение внешнего воздействия по В.Н.Мясищеву и Б.Г.Ананьеву. Встреча потребности с предметом по А.Н.Леонтьеву. Ключевые, обстановочные, пусковые раздражители как основа мотивационных побуждений. Разновидности мотивов человека. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности. Убеждения и их становление в связи с мировоззрением личности. Цели личности и уровень ее притязаний. Оценка и самооценка личности. Основные параметры самооценки. Проявление особенностей самооценки в поведении.

Теории личности. Представления о личности в классическом и современном психоанализе. Ролевая теория личности. Множественность образа “Я”. Представления о личности в гуманистической психологии. Представления о личности в экзистенциальной психологии. Представления о личности в теории К.Левина и когнитив­ной психологии. Представления о личности в отечественной психологии (К.К.Платонов, К.К.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и др.).

Личность и индивидуальность. Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности. Общая характеристика индивидуальности. Самоактуализация как мотивационная основа становления индивидуальности по А.Маслоу. Личность и социальная группа. Положе­ние об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личнос­ти. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция.

Тема 1.4. Категория деятельности в психологии

Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.В.Давыдов и др.). Многомерность понятия “деятельность”. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Различение и соотношение внешней предметной деятельности и внутренней психической деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П. Я. Гальперин).

Психологическое строение индивидуальной деятельности: предметное содержание, структурные элементы и взаимные переходы ее отдельных структурных элементов. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. Деятельность - Действие - Операция (по А.В.Запорожцу). Действие как единица анализа психических процессов (С.Л.Рубинштейн). Виды действий. Субъекты деятельности: индивид, социальная группа, общество. Различение видов деятельности по содержанию и по форме. Игра, учение, труд, общение как основные виды деятельности и их психологические особенности. Структура данных видов деятельности. Функции общения. Средства общения. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Ориентировочная, исполнительная и контрольная «части» действия (П. Я. Гальперин). Действие, умение, навык.

Тема 1.5. Психология ощущения и восприятия

Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Роль ощущений и восприятия в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений. Общие свойства ощущений - модальность, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация раздражителя. Чувствительность и ее измерение. Изменение чувствительности: адаптация органов чувств, ее значение; сенсибилизация. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Перцептивная деятельность. Перцептивные действия, этапы их формирования.

Отличие восприятия от ощущений. Специфика образов восприятия среди других видов образов. Двойственная природа образов восприятия: восприятие как отражение объективного мира и форма представления знаний субъекта о нем. Свойства восприятия - предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Восприятие пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия.

Тема 1.6. Психология внимания и памяти

Роль внимания и памяти в повседневном поведении, жизни и деятельности человека. Внимание и память как высшие психические функции, по Л.С.Выготскому.

Внимание как состояние и как процесс сознания. Внимание как умственное усилие. Внимание как перцептивное действие. Характеристики внимания - избирательность, объем, устойчивость, интенсивность. Свойства внимания - концентрация, распределение, переключение, предметность. Внимание как функция активности личности: определение и характеристика видов внимания, по Добрынину (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Внимание как функция умственного контроля: определение и представления о развитии внимания, по Гальперину. Воспитание и формирование внимания.

Память как сквозной интегративный психический процесс (по А.Н.Леонтьеву, А.А.Смирнову, М.С.Роговину). Память и научение. Классификация видов памяти: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая); по характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная); по характеру закрепления и сохранения материала (кратковременная, оперативная, долговременная). Мнемические процессы, их свойства. Забывание и ошибочное запоминание. Кривая забывания Эббингауза. Явления интерференции и реминисценции. Эффект Зейгарник, эффект края.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.01 с.)