Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 1. Введение в общую психологиюСодержание книги Поиск на нашем сайте
Общее представление об объекте и предмете психологии. Задачи психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Основные категории психологии. Взаимосвязь методологии, методов, и частных исследовательских методик. Методологический статус современной психологии. Принципы современной психологии: детерминизма, развития, единства личности, сознания и деятельности, целостности, активности, субъектности. Общая характеристика основных методов психологического исследования. Основные направления в психологии. Тема 1.2. Психика и сознание Проблема человека в психологии. Человек в системе природы, общества, культуры. Физическое, социальное и духовное Я. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Психика человека как предмет системного исследования. Психика и отражение. Рефлекторная природа психического как свойства нервной системы, мозга. Объективный характер психологических закономерностей. Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Проблема субъективных и объективных критериев психического. Этапы психического развития в филогенезе, по А. Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры видового, генетически заданного, поведения животных. Роль психики в эволюции животного мира (А. Н. Северцов). Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Качественные преобразования психической деятельности в процессе антропогенеза. Роль трудовой деятельности в формировании сознания, ее особенности. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Сознание и язык. Совокупное действие индивидов как основа появления сознания. Основные образующие сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Общее представление о смысловой сфере личности. Самосознание как системообразующий и регулирующий фактор развития личности. Тема 1.3. Психология личности Личность как способ существования человека в системе взаимоотношений. Направленность личности. Потребности и мотивы как побудительные и притягательные детерминанты поведения. Мотив и мотивация как психическое отражение внешнего воздействия по В.Н.Мясищеву и Б.Г.Ананьеву. Встреча потребности с предметом по А.Н.Леонтьеву. Ключевые, обстановочные, пусковые раздражители как основа мотивационных побуждений. Разновидности мотивов человека. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности. Убеждения и их становление в связи с мировоззрением личности. Цели личности и уровень ее притязаний. Оценка и самооценка личности. Основные параметры самооценки. Проявление особенностей самооценки в поведении. Теории личности. Представления о личности в классическом и современном психоанализе. Ролевая теория личности. Множественность образа “Я”. Представления о личности в гуманистической психологии. Представления о личности в экзистенциальной психологии. Представления о личности в теории К.Левина и когнитивной психологии. Представления о личности в отечественной психологии (К.К.Платонов, К.К.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и др.). Личность и индивидуальность. Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности. Общая характеристика индивидуальности. Самоактуализация как мотивационная основа становления индивидуальности по А.Маслоу. Личность и социальная группа. Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция. Тема 1.4. Категория деятельности в психологии Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.В.Давыдов и др.). Многомерность понятия “деятельность”. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Различение и соотношение внешней предметной деятельности и внутренней психической деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П. Я. Гальперин). Психологическое строение индивидуальной деятельности: предметное содержание, структурные элементы и взаимные переходы ее отдельных структурных элементов. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. Деятельность - Действие - Операция (по А.В.Запорожцу). Действие как единица анализа психических процессов (С.Л.Рубинштейн). Виды действий. Субъекты деятельности: индивид, социальная группа, общество. Различение видов деятельности по содержанию и по форме. Игра, учение, труд, общение как основные виды деятельности и их психологические особенности. Структура данных видов деятельности. Функции общения. Средства общения. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Ориентировочная, исполнительная и контрольная «части» действия (П. Я. Гальперин). Действие, умение, навык. Тема 1.5. Психология ощущения и восприятия Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Роль ощущений и восприятия в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений. Общие свойства ощущений - модальность, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация раздражителя. Чувствительность и ее измерение. Изменение чувствительности: адаптация органов чувств, ее значение; сенсибилизация. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Перцептивная деятельность. Перцептивные действия, этапы их формирования. Отличие восприятия от ощущений. Специфика образов восприятия среди других видов образов. Двойственная природа образов восприятия: восприятие как отражение объективного мира и форма представления знаний субъекта о нем. Свойства восприятия - предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Восприятие пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Тема 1.6. Психология внимания и памяти Роль внимания и памяти в повседневном поведении, жизни и деятельности человека. Внимание и память как высшие психические функции, по Л.С.Выготскому. Внимание как состояние и как процесс сознания. Внимание как умственное усилие. Внимание как перцептивное действие. Характеристики внимания - избирательность, объем, устойчивость, интенсивность. Свойства внимания - концентрация, распределение, переключение, предметность. Внимание как функция активности личности: определение и характеристика видов внимания, по Добрынину (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Внимание как функция умственного контроля: определение и представления о развитии внимания, по Гальперину. Воспитание и формирование внимания. Память как сквозной интегративный психический процесс (по А.Н.Леонтьеву, А.А.Смирнову, М.С.Роговину). Память и научение. Классификация видов памяти: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая); по характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная); по характеру закрепления и сохранения материала (кратковременная, оперативная, долговременная). Мнемические процессы, их свойства. Забывание и ошибочное запоминание. Кривая забывания Эббингауза. Явления интерференции и реминисценции. Эффект Зейгарник, эффект края.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.01 с.) |