Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.7. Психология мышления, речи и воображенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление как процесс активного опосредованного отражения действительности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин). Характеристика и сравнение основных видов мышления. Свойства мышления (по В.Д.Шадрикову). Мышление как процесс постановки и решения задач. Мышление как процесс понимания. Операции мышления: анализ, синтез; обобщение, абстрагирование; классификация, сравнение. Формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину). Взаимосвязь процессуального и личностного аспекта мышления. Мышление как особо сложная форма поведения (по Л.С.Выготскому). Взаимоотношения мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Значение слова как единство общения и обобщения. Значение и смысл слова. Соотношение внешней (фазической) и внутренней (смысловой) стороны речи. Ж.Пиаже и Л.С.Выготский - два подхода к решению проблемы социализации речи. Концепция “интериоризации речи” Л.С.Выготского. Диалогическая природа мышления человека. Речь как психический процесс. Функции речи. Виды речи: внешняя, внутренняя, эгоцентрическая; устная, письменная. Формирование речевого высказывания. Восприятие и понимание речи. Речь и общение. Вербальные и невербальные средства общения. Неразрывность мыслительных и речевых процессов. Единица мышления - понятие. Процесс и условия развития речевого мышления. Социальная природа воображения. Воображение как специфический человеческий вид деятельности. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, характеризуемых дефицитом информации. Опережающее отражение в процессе воображения. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация.Виды воображения: по степени активности и характеру решаемых задач. Функции воображения. Свойства воображения. Развитие воображения. Воображение и чувства. Воображение и личность. Воображение и его роль в познании. Индивидуальные качества воображения. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого. Тема 1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности Представление об эмоциях как особом классе психических процессов и состояний, связанных с потребностями, мотивами и особенностями ситуации. Теория эмоций Джеймса-Ланге и ее ограничения. Информационная теория эмоций (П.И.Симонов). А.Н.Леонтьев об эмоции как отражении отношения между мотивами и успехом. С.Л.Рубинштейн об эмоции как субъективной форме существования потребности. Функции эмоций: оценка, побуждение, синтез, смыслообразование, активация, регуляция, экспрессия. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Традиционная классификация: чувства, эмоции, аффекты, настроения. Формы эмоций. Положительные и отрицательные эмоции. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Виды чувств. Амбивалентность чувств. Опредмеченность чувств. Единство аффекта и интеллекта. Стресс (напряженность). Фрустрация, типы реакции человека в состоянии фрустрации. Гнев и агрессия. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Формирование чувств как необходимое условие развития человеческой субъектности. Понятие воли. Признаки (критерии) воли. Функции воли. Волевое действие. Структура волевого акта. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Мотивационные теории воли (Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейн, С.Л.Выготский, Л.И.Божович, В.И.Селиванов). Воля как регулятор поведения человека. Изменение смысла действия как необходимое условие для волевой регуляции (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.И.Селиванов, В.А.Иванников). Воспитание воли. Воля и ответственность. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Тема 1.9. Темперамент и характер Понятие о темпераменте. Теории темперамента: гуморальная - Гиппократ, Гален; конституциональная - Э.Кречмер, У.Шелдон; учение о типах ВНД - И.П.Павлов. Два аспекта психики: содержательные и формально-динамические свойства (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин, В.С.Мерлин). Темперамент как формально-динамическая характеристика психики. Соотношение биологического и психического в темпераменте (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын). Критерии темперамента (В.М.Русалов). Свойства темперамента (В.С.Мерлин). Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Сфера проявлений темперамента (поведение и индивидуальный стиль деятельности) по В.С.Мерлину и Е.А.Климову. Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, В.С.Мерлин). Характер как система отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль. Психологический механизм формирования характера. Роль мотива в процессе формирования характера, его генерализация в действии и фиксация в характере. Место характера в структуре личности (А.Г.Асмолов). Соотношение между темпераментом и характером. Акцентуация характера по Е.А.Личко. Аномалии характера: психопатии. Педагогическая ситуация как фактор формирования черт характера. Учет особенностей характера учащихся в различных ситуациях учебной деятельности: в процессе адаптации к условиям обучения, во время занятий, на экзамене. Проявление характерологических особенностей в конфликтных ситуациях. Тема 1.10. Психология способностей Понятие о способностях, признаки способностей (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев, С.Н.Лейтес, А.Н.Мясищев, К.А.Платонов, В.Д.Шадриков и др.). Способности и их измерение. Виды способностей: общая обучаемость, частные к специальным областям деятельности. Способности - талант - гениальность. Проблема развития способностей. Проблема врожденного и приобретенного. Задатки как природные предпосылки способностей, неоднозначность связи “задатки - способности”. Способности, интересы и склонности. Структура познавательных способностей. Относительная независимость проявления способностей от возраста. Способности и практическая деятельность человека. Способности как характеристика личности. Способности и когнитивные стили. Раздел 2. Экспериментальная психология Тема 2.1. Научное исследование, его принципы и структура Предмет экспериментальной психологии. Место экспериментальной психологии среди других наук. Научное познание. Методологические принципы современной психологии. Научное исследование. Основные направления методологии научного исследования. Виды научного исследования. Этапы научного исследования. Принципы научного исследования (верифицируемости, фальсифицируемости). Реальное исследование и идеальное исследование. Теоретическая валидность, внутренняя валидность, внешняя валидность. Структура научной теории. Тема 2.2. Научная проблема. Гипотеза и ее виды Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Типы гипотез (прогнозы, научные экспериментальные гипотезы, эмпирические гипотезы). Виды гипотез: контргипотеза, третья конкурирующая гипотеза, точная экспериментальная гипотеза, экспериментальная гипотеза о максимальной (минимальной) величине, экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях, экспериментальная гипотеза с одним отношением, комбинированная экспериментальная гипотеза. Теоретическая, экспериментальная, статистическая гипотеза. Тема 2.3. Основные общенаучные исследовательские методы Система психологических методов (уровень методики, методического приема, метода, организации исследования, методологического подхода). Классификация исследовательских методов. Наблюдение, эксперимент, измерение, беседа как основные методы психологического исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.) |