Психология как наука, её значение. Отрасли психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука, её значение. Отрасли психологии.



Психология как наука, её значение. Отрасли психологии.

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.

Психологическая наука представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет связь с общественными науками и прежде всего с философией, в рамках которой шло её становление и развитие. Её основой являются философские концепции и теории, позволяющие понять взаимодействие с окружающей средой.

Тесно связана психология и с биологическими науками, прежде всего с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология изучает механизмы работы нервной системы, осуществляющие «уравновешение» организма со средой. Знание законов работы нервной системы, осуществляющей процессы возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, образование нервных связей – всё это надо знать психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности.

Непосредственно и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативной только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребёнка. Педагогу требуется знать индивидуальные особенности личности ребёнка.

Для успешного осуществления деятельности нужны определённые качества личности. Изучение психологических возможностей человека в разных видах трудовой деятельности – первостепенный аспект современной психологии.

Отрасли:

1) Общая психологи (изучает основные формы психической деятельности и составляющая основу всех психологических дисциплин, раскрывает сущность и структуру и функции человеческой психики)

2) Педагогическая психология (эта отрасль обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания; устанавливает круг тех знаний которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте, и способы подачи материала, которые обеспечат его научное усвоение.

3) Психология труда (изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, изучающая деятельность операторов автоматизированных системах управления; авиационная психология изучающая психологические закономерности деятельности человека в процессе полёта; космическая психология, исследующая психологические особенности человеческой деятельности в условиях невесомости и т.п.)

4) Медицинская психология, патопсихология, психотерапия (ставят своей задачи объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)

5) Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

6) Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

7) Психология творчества изучает созидание человеком нового оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.

Если за основу взять принципы развития, то можно выделить следующие отрасли:

8)Сравнительная психология (рассматривает особенности животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости его существования)

9) возрастная психология (изучает формирование психической деятельности в процессе развития, в ней выделяют детскую психологию, юности, взрослого человека, геронтопсихологию (старости))

10) Специальная психология (изучает психологические особенности аномальных детей. Дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.

11) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения, возникающие в процессе обещания, и взаимодействие людей в различных группах.

12) Психология личности (изучает основные закономерности формирования личности, истоки её активности и жизнедеятельности

13) Психофизиология –изучает нервные механизмы психической деятельности. (несколько областей исследований: психофизиология ощущений, восприятий, речи и мышления, эмоций, произвольных действий)

14) Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, в эмоциональных реакциях.

2. Понятие о психологии и психике. Значение психологических знаний.(в первом вопросе расписала)

Психика – св-во мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.

Психика проявл через нашу деятельность.

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, памяти, чувств и прочих явлений

Методы психологии. Требования к организации и проведению психологических исследований.

1) Наблюдение. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности.

Требования:

-Должна быть чётко сформулирована цель, заранее определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребёнка необходимо наблюдать

-Наблюдение должно быть объективным

-должно систематически проводиться

-чтобы испытуемый о них не знал

-Результаты наблюдений должны фиксироваться в специальном протоколе, затем анализироваться.

+правдивость(мы видим. то что происходит в действительности); фиксируется поведение целостной личности.

-сливаются факты с попутными явл. затрачивается много времени.

2) Эксперимент.

Требования:

-чётко сформулировать цель исследования

-определить испытуемых

-тщательно продумать и подобрать методики для проведения эксперимента

-определить место и время и его проведения.

Очень важно установить доверительные отношения. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидульно-психологическим особенностям испытуемых.

Эксперимент всегда проходит индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

+ 1)исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать их у испытуемых

2)исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов

3) в экспериментальном исследовании обязателен строгий учёт условий протекания эксперимента(какие раздражители были даны, каковы ответные реакции)

4) эксперимент может быть проведён с большим количеством испытуемых, что позволяет установить общие закономерности развития психических процессов.

-Испытуемый знает (не естественно). Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах.

Бывает: лабораторный (в проводиться в лабораториях, искусственных условиях); естественный эксперимент (например, исследования памяти можно провести в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо материала будет естественно входит в обычную работу школьника.)

Констатирующий эксперимент проводится в процессе специально организованной деятельности, он выявляет определенные психические особенности даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества, который нужен для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагает выявление закономерностей развития психики ребёнка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого, то есть формирование его психики.

3) Тесты – это краткие стандартизированные психологические методики, в результате использования которых оцениваются те или иные качества.

Бывают: тесты-опросники (по ответам на которые судят о психических особенностях человека)

Тесты-задания (предполагает оценку психики на основе того, что и как он делает)

Тесты способностей (призванные оценить возможности человека в овладении знаниями, умениями, навыками)

Тесты личностные (направленные на оценку эмоционально-волевых качеств личности, а также особенностей поведения в различных условиях)

Тесты достижения (предназначенные для оценки уровня овладения знаниями в связи с конкретными программами подготовки)

+краткость, массовость использования, возможность статистической обработки, отсутствие сложных технических приспособлений, результаты выражаются количественно, могут обрабатываться математически.

4) Беседа. Должна быть атмосфера доверия, нужна цель, план.

Обобщение не зависимых характеристик: надо собирать данные у совершенно разных людей, в разных видах деятельности. Анализ продуктов деятельности.

Зарубежная психология.

Психоанализ.

Основная идея психоанализа основывается на том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным. Согласно Фрейду, к бессознательному относятся разнообразные влечения и переживания человека, в которых он не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и продолжают побуждать его к тем или иным действиям и поступкам, проявляясь в искаженном виде (сновидения, творчество, фантазии и т.д.).

По З. Фрейду, в структуре психики существуют три основных компонента: ОНО (id), Я(Ego) и супер-Я (Super-Ego). Id является той стороной, где властвуют вытесненные бессознательные инстинкты. Я (Ego) – с одной стороны следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Super-Ego (сверх-Я) – это совокупность моральных устоев общества, выполняет роль «цензора». Таким образом, Ego находится в конфликте, так как требования id и Super-Ego несовместимы. Поэтому Ego (Я) постоянно прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. Однако мотивы переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности. Подавленные желания, по Фрейду, становятся источником конфликта. Они часто являются причиной разных психических заболеваний.

Основное место в концепции З. Фрейда занимает Эротическое влечение, связанное со специфической Энергией, называемой либидо. Она, собственно, движет и направляет всю жизнь человека. Его учение, несмотря на большую противоречивость и неоднозначность толкований выдвинутых им положений, сыграло значительную роль в становлении психологической науки.

Достоинства:

-поднял проблему бессознательного

-снял табу (запрет) с пролбемы сексуальности

Недостатки:

-Преувеличение роли сексуальности

-перенос данных патологии на норму

-роль принципа

Причина:1)поставил проблему движущихся сил поведения людей

2)сложно психологической жизни в системе Фрейда

Бихевиоризм.

«Бихевиор» - по-английски значит «поведение», соответственно бихевиоризм определил предмет психологии как науку о поведении. Программу этого направления предложил американский ученый Д. Уотсон.

Предметом исследования для бихевиористов было изучение поведения, активности. Они считали, что внешнее поведение человека или животного можно наблюдать, над ним можно проводить эксперименты, его можно контролировать и изучать. И таким образом, исследовать объективные факты. Вместе с тем не учитывалось, что сами поступки человека определяются его мыслями, чувствами, желаниями. Хорошо известно, что одно и то же поведение может иметь своей причиной самые различные психические состояния, и, если ограничиться только изучением поведения, постичь психическую деятельность невозможно. Поэтому бихевиоризм тоже ограниченно определил сущность предмета психологии. Психология поведения недооценивает роль сознания и закрывает поэтому путь к выяснению как причин поведения, так и сущности механизмов психической деятельности человека.

Внешняя и внутренняя активность рассматривалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения и секреторная деятельность.

человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»). Это предполагает, что его поведение становится когнитивным, т.е. включает непременный познавательный компонент, в частности символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – «образ», «форма») – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в.

Ее главные представители М. Вертгеймер, В. Кёлер, М. Каффка, К. Левин выдвинули диаметрально противоположный подход к изучению ассоциативной психологии. Гештальтпсихология выступила против расчленения всех сложных психических явлений (в том числе и сознания) на элементы, построения из них по ассоциативному принципу сложных психических феноменов и выведения законов формирования целостных психических структур. Она использовала для изучения психики и объяснения сложных психических явлений принцип целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихологи выступили с утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Общую характеристику гештальтпсихологии как особого направления в психологии, выразил Вертгеймер в следующем высказывании: «Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит с целым, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним, структурным законом этого целого».

В исследованиях гештальтпсихологов изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов их формирования. Поэтому данное направление в науке называют структурной психологией.

Отечественная психология.

Попытки подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной естественно-научной психологии были посвящены труды крупного представителя русской науки В.М. Бехтерева – создателя направления, называемого «рефлексология». Он создал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию, в которой проводилось комплексное исследование человека.

Рефлексология широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Сходным с рефлексологией было другое направление, также возникшее в начале 20-х гг. и получившее название «реактология». Ее основателем был В.Н. Корнилов. В основе поведения человека, по мнению реактологов, лежит не физиологический рефлекс и не психическое переживание каждое порознь, а то и другое вместе, неразрывно слитые в акте реакции как ответе живого организма на раздражения окружающей среды. По своим основным принципиальным подходам реактология очень близка с рефлексологией. Оба эти направления, сводя психическую деятельность к реакциям или рефлексам, недооценивали роль сознания и во многих отношениях были сходны с бихевиоризмом.

Значительным направлением в отечественной психологии явилась теория установки, разработанная грузинским психологом Д.Н. Узнадзе [11, с. 140-158; 179-180; 231-233]. Согласно этой теории у человека возникает внутреннее неосознаваемое состояние готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности. Благодаря работам Б.М. Теплова [10, с. 280-302] возникло направление, изучающее причины и условия индивидуально-психологических различий между людьми. Это направление дифференциальной психологии. Ее данные имеют важное значение для практики обучения и воспитания, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.

Потребности, их виды.

Потребности являются источником активности.

Потребность – необходимость определённых условиях.

Потребности выступают как отражение в сознании личности определенной необходимости, нужды в чем-то. Они зависят от конкретных жизненных условий. Удовлетворенность или неудовлетворенность условиями жизни порождает определенные потребности, которые побуждают личность к активной деятельности, направленной на удовлетворение возникшей нужды. Однако активность возникает не только потому, что человек испытывает нужду, но и потому, что ему надо что-то создать. Поэтому потребность выступает как некоторая программа жизнедеятельности. Потребности являются той силой, которая обеспечивает самосохранение, саморазвитие и активность личности. Все потребности человека обусловлены процессом его исторического развития. Обычно выделяют следующие группы потребностей: в зависимости от происхождения они делятся на естественные и культурные. Естественные лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилье и пр.). Они сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Способ удовлетворения многих естественных потребностей наследуется, но в процессе жизни они меняются, приобретают сугубо человеческий характер.

Культурные потребности во многом определяют общий уровень культуры личности. По характеру предмета они могут быть материальные, социальные и духовные.

Материальные потребности обеспечивают существование личности.

Социальные потребности включают в себя такие моменты, как потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, в признании окружающих, в общении.

Духовные – специфически человеческие потребности. К ним относятся потребности в познании и эстетическом наслаждении.

Каждая из названных групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности – материальную (производственную), социальную и духовную.

Особо важную роль в развитии личности (помимо биологических потребностей) занимают потребность в социальных контактах или в общении и познавательная потребность.

Первоначально потребность в общении проявляется в необходимости контакта с матерью, затем она направляется на более широкий круг взрослых и сверстников. Потом эта потребность преобразуется в стремление завоевать уважение в коллективе сверстников. Появляется потребность в друге, любимом человеке. Еще позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.

Другая потребность, которая не относится к органическим потребностям и тоже появляется очень рано, – это познавательная потребность. Ее основа -– потребность во впечатлениях, которая первоначально проявляется в реакциях на новизну стимула. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целесообразной деятельности. Она различается также по широте и глубине познания, по интенсивности познавательной деятельности.

Подготовительный этап

1.мотивация цели

2.Постановка цели

3.Осознание значения цели.

4.осознание доступности

5.Принятие решения.

Исполнительный этап

1.Достижение цели

2.Самооценка.

36.

Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Воспитание качеств:

Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить'' его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

 

 

37-38

Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы. Отсюда и произошел как сам термин «темперамент» (от латинского темпера — пропорция), так и названия отдельных темпераментов: сангвиник — человек полнокровный, холерик — желчный, флегматик страдает избытком лимфы, у меланхолика преобладает в организме черная желчь.

Наиболее обоснованной является выдвинутая И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

И.П.Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть… основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

При первом типе нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) человек обладает всеми перечисленными качествами – это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами.

При втором (сильный, неуравновешенный) – он работоспособен, готов к быстрой реакции, но его "лихорадит", ему трудно бороться с собой. Люди неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражительность и агрессивность.

Человек с третьим типом (сильный, уравновешенный, инертный) обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но "тяжел на подъем" и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, для него затруднено включение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из нее, его эмоции проявляются замедленно и несильно. Люди с инертным типом прочно закрепляют все усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей и трудно и замедленно приспосабливаются к новым условиям.

Для человека четвертого – слабого типа нервной системы характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные способности.

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

чрезмерно активен сильные подвижные неуравновешенные безудержный ХОЛЕРИК
активен сильные подвижные уравновешенные сильный САНГВИНИК
вялость сильные малоподвижные уравновешенные инертный ФЛЕГМАТИК
скованность сильные подвижные неуравновешенные слабые МЕЛАНХОЛИК

 

 

39.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые В.С. Мерлин назвал «свойствами темперамента». К ним относятся: сенситивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия..

Сенситивность характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающую какую-либо психическую реакцию. У сенситивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивной раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Человек реактивный – это человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние или внутренние воздействия.

Активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании.

Соотношение реактивности и активности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которых он ставит перед собой, т.е. насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых. А так же речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность – ригидность. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности, среды; ригидность же – инертностью, неспособностью быстро приспосабливаться к любым изменениям, стереотипностью поведения.

Экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в обращении человека во внешний мир (экстраверсия) или во внутренний мир образов и мыслей, чувств (интроверсия). От этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

 

Методики исследования темперамента:

В исследовании использовался опросник для изучения темперамента Я. Стреляу. Здесь предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в определенной последовательности, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

Тест - опросник Айзенка. (60 вопросов) Исследования проводятся с целью определения уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и типа темперамента. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале лжи испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол скитается недействительным.

Методика определения акцентуации характера по методу Шмишека. Тестируемому предлагается ответить на 88 вопросов, после чего определяется уровень акцентуации по нескольким признакам. Теоретической основа теста служит концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Выделенные Леонгардом 10 типов можно разделить на акцентуации характера и акцентуации темперамента. (гипертимический, дистимический и т.д. типы).

Темпинг тест.

40. Характер - естественные для человека особенности его поведения, делающие его легким или трудным для других. Характер - это "острые углы" человека.

В более широком значении слово "характер" используется как синоним термина "психотип". В этом случае характером называют совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека.

Типы характера:

Психология как наука, её значение. Отрасли психологии.

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.

Психологическая наука представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет связь с общественными науками и прежде всего с философией, в рамках которой шло её становление и развитие. Её основой являются философские концепции и теории, позволяющие понять взаимодействие с окружающей средой.

Тесно связана психология и с биологическими науками, прежде всего с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология изучает механизмы работы нервной системы, осуществляющие «уравновешение» организма со средой. Знание законов работы нервной системы, осуществляющей процессы возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, образование нервных связей – всё это надо знать психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности.

Непосредственно и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативной только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребёнка. Педагогу требуется знать индивидуальные особенности личности ребёнка.

Для успешного осуществления деятельности нужны определённые качества личности. Изучение психологических возможностей человека в разных видах трудовой деятельности – первостепенный аспект современной психологии.

Отрасли:

1) Общая психологи (изучает основные формы психической деятельности и составляющая основу всех психологических дисциплин, раскрывает сущность и структуру и функции человеческой психики)

2) Педагогическая психология (эта отрасль обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания; устанавливает круг тех знаний которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте, и способы подачи материала, которые обеспечат его научное усвоение.

3) Психология труда (изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, изучающая деятельность операторов автоматизированных системах управления; авиационная психология изучающая психологические закономерности деятельности человека в процессе полёта; космическая психология, исследующая психологические особенности человеческой деятельности в условиях невесомости и т.п.)

4) Медицинская психология, патопсихология, психотерапия (ставят своей задачи объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)

5) Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

6) Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

7) Психология творчества изучает созидание человеком нового оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.

Если за основу взять принципы развития, то можно выделить следующие отрасли:

8)Сравнительная психология (рассматривает особенности животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости его существования)

9) возрастная психология (изучает формирование психической деятельности в процессе развития, в ней выделяют детскую психологию, юности, взрослого человека, геронтопсихологию (старости))

10) Специальная психология (изучает психологические особенности аномальных детей. Дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.

11) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения, возникающие в процессе обещания, и взаимодействие людей в различных группах.

12) Психология личности (изучает основные закономерности формирования личности, истоки её активности и жизнедеятельности

13) Психофизиология –изучает нервные механизмы психической деятельности. (несколько областей исследований: психофизиология ощущений, восприятий, речи и мышления, эмоций, произвольных действий)

14) Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, в эмоциональных реакциях.

2. Понятие о психологии и психике. Значение психологических знаний.(в первом вопросе расписала)

Психика – св-во мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.

Психика проявл через нашу деятельность.

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, памяти, чувств и прочих явлений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.106 с.)