ТОП 10:

Внимание, его физиологические основы.



Внимание – направленность психики на определённые объекты, в следствии которого происходит повышение уровня активности.

Согласно взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Всякий рефлекс, считает он, вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. Сосредоточенность человека начинается с приспособления его рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию. Устойчивое, концентрированное внимание - результат того, что он научился управлять своими движениями.

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А.А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется неравномерно по коре больших полушарий и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Эти очаги, названные им доминантами, не только господствуют над другими очагами возбуждения и тормозят, уменьшают силу их действия, но и приобретают также способность активно усиливаться под влиянием посторонних возбуждений.

Положения И.М. Сеченова развил и экспериментально обосновал И.П. Павлов. Он высказал предположение, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса, который он оценивал как важнейший механизм, лежащий в его основе. Когда человек находится в деятельном состоянии, в коре его головного мозга возникают участки с оптимальными условиями возбуждения. Идея очага оптимальной возбудимости как физиологической основы внимания оказалась очень важной в дальнейшем и привела к некоторым существенным выводам, но полностью объяснить его механизмы.

В 1879 г. была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. Этот год считается годом рождения психологии как науки, психология начинает развиваться как экспериментальная наука.

Экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. В этот период определяется такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают научные концепции. И тем не менее, этот период в становлении психологической науки часто называют периодом открытого кризиса.

Душа – внутренний мир человека, его сознания и самосознания.

4. Методы психологии. Требования к организации и проведению психологических исследований, обработке результатов.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: они должны исходить из принципа детерминации, отражать специфику предмета.

19.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.

 

20.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ. определяется числом объектов, охватываемых в единицу времени
-РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ. удержание во внимании одновременно сразу несколько объектов
одновременное выполнение нескольких видов деятельности.
(зависит от опыта)

-КОНЦЕНТРАЦИЯ.
степень сосредоточения на объекте
_ - УСТОЙЧИВАСТЬ ВНИМАНИЯ.
длительность сосредоточения на объекте
_ - КОЛЕБАНИЕ ВНИМАНИЯ.
сознательный перенос. переключение внимания.

21.Ощущение-процесс отражения отдельных свойств объектов или явлений непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы человека.Критерии:

- НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО КОНТАКТА РЕЦЕПТОРА НА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.
рецепторы: контактные(обаняние, тактильные); дистантные(зрения,слуховые)
-ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ РЕЦЕПТОРОВ В ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА
1.ЭКСТЕРОРЕЦЕПЦИЙ (экстеро-состороны внешнего мира)
2.ИНТЕРОРЕЦЕПЦИЯ (внутри. голод, жажда)
3.ПРОКРИОРЕЦЕПЦИЯ (со стороны мышц, сухожилий, органов движений) (спортсмены, артисты)
-ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ХОДЕ РЕВОЛЮЦИЙ

древнее(тактильная) и новая(зрение)

ВСЕ ОЩУЩЕНИЯ ИМЕЮ ОБЩИЕ СВ-ВА:
1.КАЧЕСТВО ОЩУЩЕНИЯ (ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ОЩУЩЕНИЯ, КОТОРОЕ ОТЛИЧАЕТ ЕГО ОТ ДРУГИХ. цвет, свет, насыщенность)
(горькое, сладкое, соленое)
2.ИНТЕНСИВНОСТЬ
1)сила действующего раздражителя
2)функционального состояния рецептора
3.ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ
время действия раздражителя
(пример: латентный- скрытый период ощущения)
4.ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ АНАЛИЗАТОРА
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ-повышение чувствительности в результате систематических упражнений.
СИНЕСТЕЗИЯ- возникающее под влиянием раздражителя одного анализатора, ощущения. свойственного для другого анализатора
пример:(цветной слух, музыкальное произведение + возникают зрительные образы, им обладали: Скрябин, Римский-Корсаков)
КОМПЕНСАТОРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

22. Восприятие-процесс отражения сознанием целостных объектов при их непосредственном воздействии в данный момент нарецепторы человека.

Св-ва: целостность, структурность, константность( относительно постоянное действие, поправка нашего восприятия, размер предметов на разных расстояниях, поправка мозга), осмысленность восприятия, которое можно по-разному понять( пустынный мираж)
Апперцепция-зависимость восприятия оот опыта человека и особенности его личности.
Условия эффективности наблюдения: четкая постановка задачи, предварительная подготовка прошлым опытом, принцип наглядности обучения.

24.ПАМЯТЬ-ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ ИНФ-ИИ
(ДЕИДРИТ-ТЕЛО-АКСОН-ДР.КЛЕТКА

Синап - МЕСТО СОЕДИНЕНИЯ НЕРВНЫХ КЛЕТОК)
ВИДЫ ПАМЯТИ:
*ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПРЕОБЛАД. В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:
1.двигательная 2.эмоциональная 3.смысловая(словесно - логическая)
*ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ЗАПОМИНАНИЯ
1.непроизвольная(не требует волевых усилий)2.произвольная
*ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1.кратковременная 2.долговременная 3.оперативная-актуализация в памяти знаний, необходимых в данный момент.

25.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ:1.ЗАПОМИНАНИЕ
ПРИЕМЫ:
-СРАВНЕНИЕ
-ВЫДЕЛЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ЕДИНИЦ
-СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
-СИСТЕМАТИЗАЦИ-ОПОРА НА ОБРАЗНЫЕ СВЯЗИ-ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
2.СОХРАНЕНИЕ-деятельность, повторение.3.ВОСПРОИЗВЕДИНИЕ-воспроизведение только на основе повторного его предъявления4.ЗАБЫВАНИЕ-исчезновение из сознания ранее запечатленного в памяти.
УСЛОВИЯ ЗАБЫВАНИЯ:
-ОТСУТСТВИЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ-НЕОСМЫСЛЕННОСТЬ МАТЕРИАЛА
-РЕДКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ОТСУТСТВИЕ ПОВТОРЕНИЯ-ОБЪЕМ МАТЕРИАЛА-ВРЕМЯ ПОСЛЕ ЗАПОМИНАНИЯ-ДОЗИРОВАНИЕ ПО ВРЕМЕНИ.

26.
МЫШЛЕНИЕ-НАИБОЛЕЕ ТОЧНОЕ, ГЛУБОКОЕ И ПОЛНОЕ ОТРАЖЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ, СВЯЗЕЙ, ОТНОШЕНИЙ НЕ ДОСТУПНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ, НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕКА-ЭТО СОЦ. ОБУСЛОВЛЕННЫЙ, СВЯЗАННЫЙ С РЕЧЬЮ ПРОЦЕСС ОПОСРЕДОВАННОГО И ОБОБЩЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕ

ЛЬНОСТИ.
*наличие знаний
*применение знаний
*реализация знаний
*навыки
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:
1.ПОНЯТИЕ-это мысль, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки объектов, явлений.
2.СУЖДЕНИЕ-отражение связей между объектами, явлениями, свойствами.
ВИДЫ СУЖДЕНИЙ:
1. истинные и ложные.
2. общие суждения- относятся ко всем объектам данной группы
3. частные суждения- относятся ко всем объектам данной группы
4. единичный суждения- относятся к одному объекту
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
-новое суждение, выведенное из нескольких других суждений
виды:
1.Индуктивное-от частных суждений к общим.

2.Дедуктивное-от общего суждения к частному

27. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МЫШЛЕНИЯ.
1.СРАВНЕНИЕ
основа всякого мышления,
цель: находить отличия между сходными объектами.
2.АНАЛИЗ
-мыслительное раздробление объектов, явлений на отдельные части.
3.СИНТЕЗ
-воссоздание расчлененного анализа целого с целью раскрытия новых связей и отношений между элементами.
4.АБСТРАГИРОВАНИЕ
-мысленное выделение из объекта, явления существенных признаков и отвлечение от остальных.
5.ОБОБЩЕНИЕ
-мысленное соединение сходных, существенных признаков в одном понятии.
6.КОНКРЕТИЗАЦИЯ
-приложение отвлеченного признака к единичным объектам
7.КЛАССИФИКАЦИЯ
-распределение по группам на основании признака
8.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
-расположение чего-либо в определенном порядке (пространственном, временном, логическом)

28.ВИДЫ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ.
1.КОНКРЕТНОЕ-у животных
2.АБСТРАКТНОЕ-у человека
КОНКРЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
а)нагляднодейственное-в основе лежит ВОСПРИЯТИЕ
б)наглядно-образное--в основе лежит ПРЕДСТАВЛЕНИЕ(ВООБРАЖЕНИЕ)
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ-
в основ. лежит форма мысли-понятие.
Качества ума:(мб это подходит под методами исследования мышления)
1. содержимость мышления-степень насыщенности сознания понятиями, суждениями, умозаключениями
2. глубина-отражение наиболее существенных черт ума в действительности.
3. широта-отражение как можно больше областей действительности.
4. самостоятельность
5. инициативность-постановка новых задач и проблем.
6. гибкость-свобода от шаблонов.
7. критичность-умение проверять мысли на идеи истинности и ложности.
8. скорость.

29. Мышление— это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосред­ственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколе­ний, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, произ­водственной, художественной и т.д.).

Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие— это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, сто­роны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выра­жаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).

Суждение— это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, ко­торое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России».

Умозаключение— это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из од­ного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.

Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:

-индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;

-дедукции, то есть вывода от общего к частному;

-анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на со­ставные части и воссоединения целого из частей;

-в создании гипотез, теорий и т.д.

Речь— это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, акку­мулировать их для передачи последующим поколениям.

С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).

Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языко­вых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими про­цессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную(подразумевающую говорениеи слушание)и письменную (письмои чтение).

30-31.

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать!!!

Виды воображения:

1.Непроизвольное - является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлении

2. Произвольное - представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности

3. Воссоздающее -имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

4. Творческое -создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

Приёмы воображения :

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

32. Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание человека, который возникает внезапно и сопровождается резкими двигательными изменениями и изменениями состояния внутренних органов. Примерами аффекта могут быть неожиданная сильная радость, взрыв гнева, приступ страха и т.д. Для аффекта характерно неудержимый проявление их, на который указывает бытовое употребление выражений вроде "вспыхнул от гнева", "замер от испуга" и т.д.
Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности как в повседневной жизни, так и в особо сложных ситуациях. В случае большой нагрузки человек проходит три стадии: сначала ей очень тяжело, потом он привыкает и появляется "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и должен завершить деятельность. Такая трехфазная реакция является общим законом.
Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, что характеризует ее жизненный тонус в течение определенного времени. Он является производным от тех эмоций, которые испытывает человек. Настроение часто возникает как отголосок сильной эмоции, пережитые человеком. Предпочтение определенной эмоции предоставляет настроев соответствующего окраску. Настроение бывает радостным, печальным, бодрым, подавленным, досадним, спокойным и т.д.
Страсть - это устойчивые и длительные чувства, связанные с устойчивым стремлением человека к определенного объекта. В форме страсти часто проявляется любовь человека к другим людям, к науке, искусству, спорту, другой деятельности.

33.

Причинными возникновения фрустрации могут являться:

- незаметные для самого человека, но в то же самое время постоянные стрессы;

- мелкие неудачи, подрывающие уверенность человека и снижающие его самооценку;

- разочарования;

Опасна фрустрация, прежде всего, тем, что под ее влиянием человек пытается защититься от реальности, меняясь при этом в худшую сторону. Последствиями фрустрации нередко становятся:

- замещение реального мира миром иллюзий и фантазий;

- необъяснимая агрессия;

- комплексы;

- общий регресс личности.

В качестве типичного примера возникновения фрустрации и ее негативного влияния на человека можно привести следующую ситуацию. Человек всеми силами души жаждет получить некоторую должность, однако вожделенную должность отдают другому претенденту. Такое крушение планов приводит к разочарованию в себе, подрыву веры в свои профессиональные способности и способности общения с людьми. Появляются сомнения и страхи, которые нередко выливаются в необходимость немотивированной и нежеланной смены рода деятельности. Человек отгораживает от мира, становится агрессивным, испытывает недоверие к людям. У него нарушаются нормальные социальные связи.

Лечение фрустрации:

Пожалуй, у каждого из нас есть близкие люди или способы приятного времяпрепровождения, которые помогут понять, что жизнь, в общем, то хорошая штука и почувствовать себя снова счастливым и полноценным человеком. Также стоить задуматься над тем, почему случилась та или иная неудача. Обязательно необходимо найти главную причину своего разочарования и попробовать поработать над недостатками. И конечно, не стоит стесняться обратиться к квалифицированному специалисту, который поможет в поиске причины и дальнейшем решении проблем.

34.Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, способность собирать силы, чтобы добиваться своих целей.

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

Перваяинициирующая,направляющая заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

Втораятормозная связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

Третьярегулирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени.

Значение воли:

-управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни

.-повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

35.

Подготовительный этап

1.мотивация цели

2.Постановка цели

3.Осознание значения цели.

4.осознание доступности

5.Принятие решения.

Исполнительный этап

1.Достижение цели

2.Самооценка.

36.

Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Воспитание качеств :

Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить'' его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

 

 

37-38

Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы. Отсюда и произошел как сам термин «темперамент» (от латинского темпера — пропорция), так и названия отдельных темпераментов: сангвиник — человек полнокровный, холерик — желчный, флегматик страдает избытком лимфы, у меланхолика преобладает в организме черная желчь.

Наиболее обоснованной является выдвинутая И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

И.П.Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть… основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

При первом типе нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) человек обладает всеми перечисленными качествами – это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами.

При втором (сильный, неуравновешенный)– он работоспособен, готов к быстрой реакции, но его "лихорадит", ему трудно бороться с собой. Люди неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражительность и агрессивность.

Человек с третьим типом (сильный, уравновешенный, инертный)обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но "тяжел на подъем" и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, для него затруднено включение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из нее, его эмоции проявляются замедленно и несильно. Люди с инертным типом прочно закрепляют все усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей и трудно и замедленно приспосабливаются к новым условиям.

Для человека четвертого – слабого типа нервной системыхарактерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные способности.

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

чрезмерно активен сильные подвижные неуравновешенные безудержный ХОЛЕРИК
активен сильные подвижные уравновешенные сильный САНГВИНИК
вялость сильные малоподвижные уравновешенные инертный ФЛЕГМАТИК
скованность сильные подвижные неуравновешенные слабые МЕЛАНХОЛИК

 

 

39.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые В.С. Мерлин назвал «свойствами темперамента». К ним относятся: сенситивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность – ригидность, экстраверсия – интроверсия..

Сенситивность характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающую какую-либо психическую реакцию. У сенситивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивной раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Человек реактивный – это человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние или внутренние воздействия.

Активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании.

Соотношение реактивности и активности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которых он ставит перед собой, т.е. насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых. А так же речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность – ригидность. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности, среды; ригидность же – инертностью, неспособностью быстро приспосабливаться к любым изменениям, стереотипностью поведения.

Экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в обращении человека во внешний мир (экстраверсия) или во внутренний мир образов и мыслей, чувств (интроверсия). От этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

 

Методики исследования темперамента:

В исследовании использовался опросник для изучения темперамента Я. Стреляу. Здесь предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в определенной последовательности, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

Тест - опросник Айзенка. (60 вопросов) Исследования проводятся с целью определения уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и типа темперамента. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале лжи испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол скитается недействительным.

Методика определения акцентуации характера по методу Шмишека. Тестируемому предлагается ответить на 88 вопросов, после чего определяется уровень акцентуации по нескольким признакам. Теоретической основа теста служит концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Выделенные Леонгардом 10 типов можно разделить на акцентуации характера и акцентуации темперамента. (гипертимический, дистимический и т.д. типы).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.28.94 (0.025 с.)