Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Житейская и научная психология.

Поиск

Житейская и научная психология.

 

Выдающиеся деятели в отечественной психологии.

Ананьев Борис Герасимович - отечественный психолог, основатель ленинградской психологической школы. Автор работ в области восприятия, психологии общения, педагогической психологии. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространственное восприятие и представление детей.

Выготский Лев Семенович - один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы. Изучал структуру сознания, разработал положение о "зонах актуального и ближайшего развития" ребенка, исследовал связь мышления и речи. Гальперин Петр Яковлевич. На основе общепсихологической теории деятельности разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Леонтьев Алексей Николаевич - выдающийся отечественный психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Лурия Александр Романович - отечественный психолог и психофизиолог. Основоположник современной нейропсихологии. Фундаментальные исследования А.Р.Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психологическим методам диагностики локальных поражений головного мозга, вопросам медицинской психологии. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблем локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Исследовал нейропсихологию речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, произвольных действий и движений. Павлов Иван Петрович - отечественный физиолог. Основатель учения о высшей нервной деятельности человека, впервые сформулировал учение об условных рефлексах, о двух сигнальных системах, сенсорной и речевой, учение о типах нервной системы. Рубинштейн Сергей Леонидович - отечественный психолог и философ. анимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучал восприятие, память, речь, мышление. Разработал деятельностный подход в философии, психологии педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. В структуре личности выделял интерес, идеал, характер, самосознание. Личность рассматривал как субъекта жизненного пути. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

В отечественной психологии подходы к пониманию личности и её развития связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой.

Б.Г. Ананьев рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как биологический вид, индивида в онтогенезе, личность, часть человечества.
В работах К.А. Абульхановой-Славской личность рассматривается как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе её становления лежит развитие таких качеств, как активность, способность к организации времени,

социальное мышление.

A. Н. Леонтьев и А.В. Петровский рассматривают личность как целостную систему внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

B. В. Мясищев рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм отражения.

К.К. Платонов считает, что личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства.

Д.Н. Узнадзе рассматривает личность как целостное и духовное образование. Мотивы и поступки личности могут носить и неосознанный характер.
Согласно подходу Д.И. Фельдштейна в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.

Основные направления зарубежной психологии.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к изучению психики и поэтому включает в себя несколько направлений: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Психоанализ - одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении

о том, ч го поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Бихевиоризм - направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Гештальтпсихология - предполагает изучение психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, восприятие как психический познавательный процесс у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму.ндивидуальность здесь рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или по крайней мере нейтрален, а его агрессивность - это результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е. особым духовным опытом, который требует взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

 

Методы изучения психики.

 

Мозг и психика.

Первое появление в науке предположения о том, что психические явления как-то связаны с работой мозга, связано с именем древнегреческого философа Алкмеона Кротонского. В начале двадцатого века окончательно сформировались две научные дисциплины, занимающиеся исследованием работы головного мозга:физиология высшей нервной деятельности,
психофизиология.
В первой дисциплине изучаются органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует в большей степени анатомо-физиологические основы психики. Наш мозг и психика устроены так, что мы воспринимаем объекты и явления окружающей среды исключительно в виде образов.В психологии также существует специализированная отрасль, занимающаяся изучением взаимосвязи психики и мозга - нейропсихология. Один из основателей ее, Лурия, предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Сюда входят:
ретикулярная формация,
глубинные отделы среднего мозга,
структуры лимбической системы,
медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Второй блок отвечает за познавательные психические процессы и предназначен для получения, переработки и хранения информации. Сюда входят участки коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок отвечает за функции мышления, поведенческую регуляцию и самоконтроль. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.
Головной мозг - очень сложная, запутанная система. И совсем не случайно это так.

 

Деятельность.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

·Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразований этих условий согласно определенной процедуре.адачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели.Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд, иногда как отдельный вид деятельности выделяют еще и общение.

Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

 

Представление.

Представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием.Иными чертами характеризуются представления:

·Представления являются образами предметов и явлений, сохранившимися в памяти человека в их отсутствии, т. е. когда эти предметы и явления не воздействуют непосредственно на органы чувств.

·Представления менее ярки и отчетливы, чем восприятия. Например, представление виденного когда-то дерева более бледно, чем его восприятие; оно не так отчетливо в своих формах, крас-ках, размерах, деталях и т. д.

·Представления отличаются изменчивостью: в них легко изменяются цвет, форма, размеры представляемого предмета. Например, только что виденный красный шестигранный карандаш мы можем представить синим и с круглым черенком.

·Представления — более обобщенные образы предметов, чем восприятия: в них на первый план выступают сходные особенности предметов данного класса. Например, когда мне необходимо представить березу, а не сосну, я в своем представлении отображаю характерные для всех берез особенности ствола, коры, формы листьев и т. д. Это будет наглядный и в то же время обобщенный образ березы, образ не какого-либо определенного дерева, а березы вообще. В отдельных случаях, когда это необходимо, в представлении может быть отображен и какой-либо единичный предмет (я могу представить виденный мною памятник А. С. Пушкина, стадион в Лужниках и т. п.), но огромное большинство представлений, которыми мы оперируем в своем сознании, являются, как правило, обобщенными наглядными образами действительности.

Физиологической основой представлений служат процессы, происходящие только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.

 

Отрасли психологии.

Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются следующие отрасли психологии: Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику. Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп. Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. Педагогическая психология имеет своим предметом психику в условиях образовательного процесса. Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика. Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология. Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология. сихофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Психология личности.

Классификация ощущений.

Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа;м интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения.

Интероцептивные ощущения. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений.

Проприоцептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов.

Экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

- протопатическую, к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);

- эпикритическую, к которой относят основные органы чувств человека.

 

Направленность личности

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

· В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек.В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

интерес — познавательная форма направленности на предметы;

склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

 

Житейская и научная психология.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.009 с.)