Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая психология / Научный редактор О.Д. Ситковская. М. 2011. – 414 с.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
в) дополнительный список литературы:
11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)
Для наиболее полного усвоения дисциплины необходимы: – компьютерное оборудование, проектор, экран; – электронная библиотека курса – http://yurpsy.com/ 12. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Планы семинарских занятий включают основные темы курса. На семинарские занятия вынесены наиболее сложные и интересные вопросы каждой темы. Подготовка к семинарам поможет глубже понять тему, закрепить лекционный материал, научиться выражать свою точку зрения, анализировать конкретные юридические источники. На семинарских занятиях студенты приобретают первоначальные навыки публичного выступления, юридического мышления. Семинар предполагает обсуждение студентами предложенной темы, а также выступление студентов с докладами и сообщениями. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется по лекциям, учебникам и рекомендованной литературе. Для ответов на вопросы, касающиеся права, необходимо знать содержание соответствующих правовых источников. Это очень важно, поскольку в ходе семинарского занятия студенту может быть предложено разрешить несколько юридических казусов на основе норм юридического документа. Основная работа при подготовке к семинарам заключается в тщательном изучении материалов учебников, дополнительной литературы и правовых источников. Работа над правовыми источниками может вызвать ряд затруднений. Работа на семинаре оценивается преподавателем.
12.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Содержание самостоятельной работы. Глубокие знания уголовного и уголовно-процессуального законодательства России являются непременным условием успешной работы в органах правосудия, полиции, прокуратуры и других правоприменительных учреждениях. Самостоятельная работа по дисциплине способствует развитию умения активно и творчески мыслить. В ходе занятий обучающиеся вырабатывают навыки аргументации своей точки зрения и точного изложения своих мыслей перед аудиторией. В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами, в том числе и в ходе учебных занятий. Сюда же входит работа с первоисточниками: конспектирование, устные выступления с анализом первоисточника, составление аналитических справок. Общие указания к работе на практических занятиях. Самостоятельная работа делится на аудиторную (под непосредственным контролем преподавателя) и внеаудиторную. Основными формами внеаудиторной самостоятельной работы («домашней работы») являются: теоретическая подготовка к практическим занятиям (на основе рекомендованной литературы и информационных ресурсов сети Интернет); выполнение заданий для самостоятельной подготовки, включенных в содержание лабораторных работ; выполнение реферата по выбранным темам; подготовка аналитических справок по темам семинаров; подготовка аннотированного обзора литературы по заданной теме; написание эссе по темам, указанным в паспорте оценочных средств. Аудиторная самостоятельная работа включает в себя: выполнение тестовых заданий для проверки качества усвоения знаний и последующую самостоятельную работу над указанными преподавателем ошибками в них; участие в работе семинара: подготовка аналитических записок на семинаре, рефератов; самоконтроль и взаимоконтроль выполняемых индивидуальных заданий (оценивание докладов студентов на семинарских занятиях самими студентами). При работе с аналитическими справками студенты должны продемонстрировать: 1) умение составить комплексный структурный и юридически аргументированный план для раскрытия темы аналитической справки; 2) способность осуществить подбор необходимых источников и доктрины уголовного права для исследования темы; 3) способность выделить уголовно-правовые проблемы, общие и частные подходы правового регулирования и выявить правовые пробелы; 4) способность письменно и устно публично выступать по теме. Для подготовки к занятиям необходимо пользоваться соответствующей учебно-научной литературой, а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей. Список заданий находится у преподавателя и представляется студентам в виде соответствующего файла и на сайте. Предусмотренные задачи должны быть выполнены письменно, аргументированы ссылками на уголовный закон, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и теоретические положения курса уголовного и уголовно-процессуального права. Использование консультаций при самостоятельной работе. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала, возникли проблемы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. При этом следует формулировать вопросы максимально конкретно. Подготовка к зачету. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время перед зачетом для систематизации знаний по дисциплине. При 100% выполнении учебного плана и сдаче зачета в форме ответов на вопросы выставляется итоговый зачет по дисциплине. Методические указания для подготовки индивидуальных заданий. Данные виды учебной деятельности студентов ориентированы в первую очередь на набор определенного количества дополнительных баллов, необходимых для получения итогового зачета. Обзорный доклад в форме компьютерной презентации включает следующие этапы работы: подбор и изучение основной литературы по теме; обработка и систематизация информации; разработка плана; создание компьютерной презентации согласно плану. Защита обзорного доклада предусматривает дискуссии с участием остальных студентов. Для активного участия в ней рекомендуется заранее сформулировать вопросы по теме доклада, которая сообщается студентам предварительно. Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например: «Возможна ли демократия на современном этапе развития общества?» Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Структура эссе: Титульный лист (заполняется по единой форме, см. Приложение 1); Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Хорошо проверенный способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Учебный реферат является самостоятельной научно-исследовательской работой студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы, излагается собственная точка зрения на нее. Основными свойствами реферата являются: передача ключевой, наиболее важной информации (самых существенных положений, выводов); сжатый, свернутый вид; наличие собственной оценки рассматриваемых положений со стороны студента. Реферат - это результат смысловой переработки прочитанного, он не должен носить компилятивный характер, состоять из механически скопированных (например, из Интернета) конструкций. Реферирование – это одна из самых широко распространенных письменных форм извлечения информации, позволяющая при современном огромном потоке информации в кратчайший срок отобрать нужную специалисту информацию. По сравнению с аннотированием реферирование является более совершенным методом обработки источников информации: если в аннотации приводится лишь краткий перечень рассматриваемых вопросов, то в реферате излагается существо вопросов и приводятся важнейшие выводы. Реферат (от лат. referre – сообщать, докладывать) – это сокращенное содержание печатного произведения с основными фактическими данными и выводами. Реферат представляет собой объективное, лишенное эмоций сообщение информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он акцентирует внимание на новых сведениях и определяет целесообразность обращения к первоисточнику. Существует много видов рефератов, но наиболее интересным для нас является информативный реферат, т.е. конспективное изложение существенных положений оригинала. Изложение содержания статьи в реферате ведется по степени важности отобранных сведений. Сначала в концентрированной форме излагается существо вопроса, далее кратко приводятся необходимые фактические данные. План составления реферата может не совпадать с планом статьи. Реферат – это единый, логически компактный сгусток основного содержания статьи, поэтому, как правило, не имеет разделов или рубрик. Текст реферата начинается с изложения существа реферируемой статьи. Здесь следует избегать вводных фраз, например: «Автор статьи рассматривает…, целью настоящей работы было… и т.п.». В реферат не включаются исторические справки, введения (если они не составляют основного содержания статьи), описание раннее опубликованных работ и общеизвестные положения. Текст реферата составляется по определенному плану: 1. Тема, предмет (объект), характер и цель работы. Здесь нужно показать особенности темы, которые необходимы для раскрытия цели и содержания работы. 2. Метод проведения работы. 3. Конкретные результаты работы (теоретические или экспериментальные). 4. Выводы, рекомендации, оценка, предложения, описанные в первоисточнике. 5. Область применения.
Требования к оформлению: объем реферата должен составлять примерно 10 страниц текста напечатанного шрифтом 12 и интервалом 1,5. Критериями оценки реферата являются: соответствие содержания реферата его теме; четкая структура, глубина проработки материала; правильный подбор и использование источников и литературы; соответствие оформления реферата стандартам. 13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей, образовательные технологии
Семинарские (практические) занятия являются наряду с лекционными занятиями одной из основных форм организации учебного процесса и учебной познавательной деятельности студентов под руководством, контролем и во взаимодействии с преподавателем. Целями семинарских занятий являются: углубленное изучение теоретического материала, рассмотренного на предшествующих лекциях; отработка умений и формирование навыков самостоятельной деятельности по определенным разделам изучаемого предмета; овладение студентами профессиональной лексикой, умения работать с документами и материалами; развитие у студентов умения профессионально грамотно формулировать и выражать свои мысли и адекватно воспринимать профессиональную речь собеседников; контроль за самостоятельной внеаудиторной работой студентов по данному предмету. Семинарскому занятию в обязательном порядке должна предшествовать самостоятельная подготовительная работа студента, целями которой являются: - самостоятельное изучение необходимого для успешного проведения занятий теоретического материала; - выполнение простейших тренировочных заданий, призванных акцентировать внимание студента на наиболее важные разделы изучаемого материала; - формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научной литературой, а также законодательством по изучаемому предмету. Для обеспечения успешной подготовки студента к семинарскому (практическому) занятию ему заранее формулируется домашнее задание на подготовку к занятию. Это задание может быть представлено в виде: - указания разделов лекционного курса или учебников и учебных пособий, которые необходимо изучить при подготовке к занятию; - вопросов, которые будут рассмотрены на предстоящем семинарском (практическом) занятии и разделов учебников и учебных пособий, которые необходимо изучить при подготовке ответов на эти вопросы; - конкретных практических заданий, которые необходимо выполнить при подготовке к занятию и указания литературы, необходимой для их выполнения; - по выбору преподавателя могут быть использованы и иные формы выдачи заданий (тесты, вопросники, таблицы для статистической обработки и т.д.). Каждое семинарское (практическое) занятие должно быть построено таким образом, чтобы на нем в полном объеме были отработаны основные разделы изучаемого материала и, хотя бы образно, рассмотрены остальные разделы темы. Форма проведения занятий должна быть выбрана таким образом, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студентов и свести до минимума информационную и демонстрационную деятельность преподавателя. Ответы и практические действия студентов должны носить цельный характер, но при этом задания желательно формулировать таким образом, чтобы в ответах участвовало максимально возможное число студентов. При выполнении заданий в составе полной академической группы или малых групп необходимо чередовать студентов, отчитывающихся за выполнение задания с тем, чтобы в активных формах проведения занятий принимало участие максимально возможное число студентов. На занятиях целесообразно применить фронтальные методы проверки знаний студентов и их подготовленности к занятию (мини контрольные, тесты, задачи и т.д.). Ответы студентов должны оцениваться преподавателем. Оценка выставляется в рабочий журнал преподавателя и впоследствии будет служить основанием для полусеместровой аттестации студента и (или) приема у него зачета. При систематической неудовлетворительной работе студента при подготовке практическому занятию или на самом занятии преподаватель обязан проинформировать деканат для принятия к студенту мер административного и общественного воздействия. Перед окончанием занятия преподаватель обязан подвести его итог, обратить внимание студентов на узловые вопросы занятия, отметить качество подготовки и учебной работы отдельных студентов и сообщить студентам тематику и задания для подготовки к следующему практическому (семинарскому) занятию. Для семинарских (практических) занятий студенты должны завести отдельную рабочую тетрадь, в которой должны фиксироваться все выполненные задания. Образовательные технологии При организации интерактивных форм обучения, в соответствии с требованием ФГОС ВПО по направлению подготовки, составляющие не менее 30% аудиторных занятий, следует руководствоваться «Положением об интерактивном обучении в Российском университете кооперации», утвержденным приказом ректора № 304-од от 8 июня 2011 г. В соответствии с пунктом 3.1. Положения преподаватель может использовать известные методики, а также разрабатывать новые, в зависимости от особенностей учебной дисциплины, целей и задач учебных занятий. При реализации различных видов учебной работы используются следующие виды образовательных технологий: 1. Интерактивное выступление, т.е. включение в выступление элементов диалога, комментариев и толкования выступления специалиста практика, использование наглядных пособий. 2. Наглядные пособия - схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, тематические презентации, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. В качестве “наглядных” пособий могут выступать и аудиозаписи. Часто бывает полезно, чтобы перед глазами слушателей постоянно находились план выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов, отдельные понятия. При использовании наглядных пособий необходимо подготовиться к их комментированию, в том числе к ответам на вопросы о происхождении этих пособий, об источниках информации. Нужно продумать целесообразность демонстрации каждого наглядного пособия, возможную реакцию аудитории. 3. Использование видеозаписей. Видеофильмы могут послужить своеобразными наглядными пособиями. Сегодня есть возможность воспользоваться учебными фильмами, например, о работе суда присяжных. Не менее эффективны художественные фильмы. Демонстрация фрагментов из них может послужить и мотивацией в начале занятия, и вводом информации (демонстрацией удачных приемов или ошибок), и предметом изучения, анализа и критики в интерактивной части. Демонстрация некоторых фильмов с остановками (стоп-кадр) и обсуждениями по ходу может представлять из себя самостоятельное занятие. Для тех же целей можно специально подготовить видео демонстрацию ситуации. 4. Приглашение специалистов. Под специалистами здесь понимаются представители различных профессий, связанных с темами занятий. Это - судьи, прокуроры, адвокаты, эксперты, сотрудники ОВД, чиновники, ученые… В качестве своеобразных специалистов могут выступать и граждане, ранее обращавшиеся за юридической помощью или самостоятельно решавшие свои правовые проблемы. Также может быть полезно приглашение депутатов, активистов правозащитных общественных организаций. Приглашение специалиста требует специальной подготовки. Он должен быть заранее осведомлен о запланированных учебных результатах, о плане занятия. Его действия должны быть согласованы с преподавателем. По возможности имеет смысл заранее получить вопросы студентов и передать их приглашенному специалисту. 5. Вопросы. Сократический диалог. В учебной аудитории задавание вопросов часто является основным приемом работы. Преподаватель и студенты все время задают друг другу вопросы. При индивидуальной или коллективной подготовке к занятиям есть возможность не только повторить материал, но и потренироваться в постановке вопросов. Ведь готовность правильно сформулировать вопрос и показывает высокий уровень владения материалом независимо от предмета. При этом можно поставить студента на место преподавателя, попросить его задать самому себе или другому студенту вопросы “от имени преподавателя”. 6. Творческие проблемные задания. Творческие проблемные задания в отличие от традиционных, требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда – бесчисленное множество) “правильных ответов”. Часто “правильный ответ” неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (ходатайства, искового заявления, жалобы), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса. 7. Мозговой штурм (мозговая атака) – это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа МШ – предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому МШ очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик. Второй этап МШ – обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы студенты даже делятся на две группы – генераторов идей (проводят первый этап МШ) и аналитиков (проводят второй этап МШ). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем. 9. Дерево решений. Этот метод является одновременно и учебным, и рабочим инструментом юриста. Юрист работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом – со множеством вариантов поведения субъектов. На всех этапах работы юрист стоит перед необходимостью выбрать оптимальный вариант решения, действия, совета, формулировки и т.п. Построение “дерева решений” – простой практический способ “взвесить” преимущества и недостатки различных вариантов. 10. Займи позицию. Метод “Займи позицию” помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Заняв позиции, студенты обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме, уточняя свою позицию (например, “я за применение смертной казни только за преступления, связанные с умышленным причинением смерти человеку”), или приводя аргументы в поддержку своей позиции (например, “я против применения этого наказания, так в случае судебной ошибки, а они всегда бывают, происходит убийство невиновного”). Представители разных позиций выступают по очереди. При этом любой студент может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов. 11. Работа в малых группах. Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. 12. Ролевые игры. В ролевой игре студентам предлагается “сыграть” другого человека или “разыграть” определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование)… При этом студент может выступать не только в роли юриста: консультанта, защитника, обвинителя, представителя, но и в “роли” клиента, подзащитного, обвиняемого, доверителя. Такой прием позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других участников конфликта, выявить слабые места в собственной подготовке. Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают других преподавателей, специалистов по данной категории дел. В настоящем курсе используются следующие образовательные технологии: · интерактивные лекции и практические занятия; · презентации; · разбор конкретных исследовательских задач, кейсов, экспертиз, материалов дела, аудиозаписей допросов; · проверка конспектов, повторение усвоенного.
Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе одинакового соотношения активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций совместно с преподавателем, решение ситуационных задач, дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.172 (0.016 с.) |